толстой представитель какого направления
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Толстой представитель какого направления
Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир
упоминание автором исторических событий
использование фольклорных мотивов в художественном произведении
психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;
Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.
Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).
Реализм
Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.
Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.
Представители в русском литературном творчестве;Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин; Представители в зарубежной литературе;Э. Золя
Ч. Диккенс
О. де Бальзак; Основные отличительные черты реализма;реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий. Это наглядно продемонстрировал автор произведения «Война и мир» Л. В. Толстой.
Литературному направлению свойственна типизация характеров персонажей (принципы воспитания Т. Лариной или Обломова).
В произведении присутствуют принципы народности, историзма (произведение М. Шолохова «Тихий Дон»).
Формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды.
Персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом (представитель этого литературного направления Федор Михайлович Достоевский выполнял портреты героев очень искусно, влияя на тонкие струны души читателя).
Заметна неоднозначность авторской позиции. В произведениях популярного литературного направления отсутствует явное деление на отрицательных и положительных героев.
Происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д. Жанровые особенности;Реализму присущи следующие жанры:
роман-эпопея
роман
рассказ
повесть;
Литературные направления в таблицах
Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.
Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».
Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы. Основные литературные направления таковы:
Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.
Литературные направления в таблицах
Модернизм представлен следующими литературными течениями:
Различные литературные направления
РАЗЛИЧНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. КЛАССИЦИЗМ (в основном пьесы)/XVII-начало XIX в.
Российский: Ломоносов; Фонвизин; Державин;
Французский: Расин (трагедии); П. Корнель; Вольтер; Мольер; Лафонтен; ранний Беранже;
Английский: Шекспир (пьесы); Марло;
Немецкий: Гёте, Шиллер (веймарский период).
2. Сентиментализм/ 2-ая половина XVIII в. – начало XIX в.
Английский: Ричардсон; Лоренс Стерн;
Французский: Руссо;
Русский: Карамзин («Бедная Лиза»); ранний Державин.
3. РОМАНТИЗМ/Конец XVIII- первая половина XIX в.
Французский: Ламартин; Шатобриан; Мюссе; Дюма; Готье; Мериме; ранние: Гюго; Стендаль; Ж.Санд;
Немецкий: Гофман; Новалис; братья Шлегели; ранние: Гёте; Гейне;
Английский: Байрон; Шелли; Китс; Блейк; Теннисон; де Куинси;
Шотландский: Бёрнс; Скотт;
Американский: По; Мелвилл; Купер;
Польский: Мицкевич;
Русский: Жуковский; Державин; Одоевский; ранние: Тютчев; Пушкин; Лермонтов; Вяземский; Крылов.
4. РЕАЛИЗМ/С 30-х годов XIX в.
Немецкий: поздние: Гёте: Гейне;
Французский: Флобер; поздние: Гюго; Стендаль; Ж.Санд; Бальзак;
Американский: Твен; Фолкнер;
Английский: Диккенс; Теккерей; Гарди;
Немецкий: Фонтане;
Русский: Некрасов; поздние: Тютчев; Пушкин; Лермонтов*; Вяземский; Крылов; ранние Достоевский; Чехов; Грибоедов; Солженицын.
5. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ/Середина-конец XIX в.
Американский: Фолкнер; Драйзер; Лондон;
Французский: Мопассан; Бальзак;
Германский: Т. Манн; Г. Манн;
Русский: Л. Толстой; Гоголь; Тургенев; Гончаров; поздние: Достоевский; Чехов.
6. НАТУРАЛИЗМ/Последняя треть XIX в.
Французский: Золя; братья Гонкур; Гюисмане; Мопассан.
7. СИМВОЛИЗМ**/1870-1910 гг.
Американский: По; Уитмен;
Французский: Бодлер; Верлен; Маллармэ; Рембо; Валери;
Немецкий: Шопенгауэр; Ницше; Скандинавский: Ибсен; Гамсун; Стринберг;
Английский: Блейк; Шелли; О. Уайльд;
Бельгийский: Метерлинк; Верхарн;
Русский: Соловьёв; Анненский; Мережковский; З. Гиппиус; Ф.Сологуб; Бальмонт; Брюсов; Белый; Блок; Вяч. Иванов; Волошин (ранний).
8. АКМЕИЗМ***/1910-е годы
Ранние Гумилёв, Ахматова, Мандельштам; Городецкий; Зенкевич; Нарбут; Г. Иванов; М. Кузмин; Волошин (поздний).
9. ФУТУРИЗМ****/1910-1920 гг.
10. ИМАЖИНИЗМ*****/1920-е годы
Есенин; Мариенгоф; Шершеневич; Грузинов; Ивнев; Кусиков; Ройзман; Эрдман.
11. СОЦ. РЕАЛИЗМ (введён Горьким)С 1920-х гг.
Горький; Толстой А. Н.; Вересаев; Фадеев; Серафимович, Фурманов, Ф. Гладков.
*ЛЕРМОНТОВ – основатель жанра социально-психологического реализма (романа) в России. Его предшественниками были МЮССЕ, ШАТОБРИАН и КОНСТАН.
**СИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ является основным приемом художественной изобразительности для художника, который в окружающей действительности ищет лишь соответствий с потусторонним миром. Для представителей символизма «все — лишь символ». Если для реалиста роза важна сама по себе, со своими нежношелковистыми лепестками, со своим ароматом, со своими ало-черным или розово-золотым цветом, то для символиста не приемлющего мир, роза является лишь мыслимым подобием мистической любви. Для символиста действительность это только трамплин для прыжка в неизвестное. При символическом творчестве органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность, мыслимое подобие и явное конкретное изображение.
***АКМЕИЗМ — («высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
****ФУТУРИЗМ — авангардистское направление в европейском искусстве 1910—1920 годов. Стремление создать «искусство будущего», отрицание традиционной культуры, эстетика урбанизма и машинной индустрии.
Для живописи футуризма характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Для литературы — переплетение документального материала и фантастики.
В поэзии — экспериментирование: ритмическое, рифменное, языковое («слова на свободе» или «заумь»).
*****ИМАЖИНИЗМ — направление в литературе и живописи. На русской почве развилось впервые годы революции. Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».
Вопрос о влиянии Шкловского (и формальной школы) на серапионов неоднократно обсуждался современниками и исследователями литературы.
В студии Дома искусств вместе со Шкловским преподавали Тынянов и Эйхенбаум; некоторые серапионы принимали участие в работе ОПОЯЗа, перенесшего с дек. 1919 г. свои заседания в Дом искусств (в числе членов ОПОЯЗа называли Л. Лунца, М. Слонимского, Е. Полонскую.
Неменьшее значение имели и постоянные контакты Шкловского с серапионами, запечатленные в известных воспоминаниях В. Каверина, К. Федина, М. Слонимского, Е. Полонской, В. Познера, К. Чуковского и др.
Современники часто ставили знак равенства между взглядами серапионов и формалистов.
Влияние идей Шкловского (в первую очередь – о сюжетосложении) в наибольшей етепени коснулось ранней прозы Л. Лунца, М. Слонимского и В. Каверина (последний, в частности, в своих воспоминаниях о Шкловском признавался: «в те годы многие теоретико-литературные гипотезы Шкловского были мне близки, и в своей прозе я старался следовать его советам»).
Особую остроту вопрос о членстве Шкловского в группе обрел после вынужденной эмиграции писателя в 1922 г. Отвечая на ст. П. Когана и П. Лебедева-Полянского о серапионах, Л. Лунц тогда утверждал: «Виктор Шкловский – серапионов брат был и есть!»
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм,поэтику абсурда.
В своём стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты были под влиянием футуристов (в особен¬ности В. Хлебникова), А. Крученых и И. Терентьева; вы¬ступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве.
ОПОЯЗ, русский формализм, «формальная школа» (общество изучения поэтического языка или общество изучения теории поэтического языка) — научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов — представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916—1925 годах.
Сама «формальная школа» просуществовала до начала 1930-х годов и оказала значительное влияние на теоретическое литературоведение и семиотику.
ОПОЯЗ, название которого расшифровывается по одним источникам как общество изучения поэтического языка, а по другим — как общество изучения теории поэтического языка — полуформальный научный кружок, созданный около 1916 года (неформальный характер не позволяет указать точную дату) группой теоретиков и историков литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов) лингвистов (Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский), стиховедов (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), с ОПОЯЗом был связан В. В. Маяковский, вообще на раннем этапе ОПОЯЗ ориентировался на творчество футуристов, позднее некоторые ОПОЯЗовцы входили в ЛЕФ, руководимый Маяковским.
Согласно Р. О. Якобсону, решение о создании общества было принято на обеде в квартире О. М. Брика в феврале 1917 г. (кроме Брика и Якобсона присутствовали В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум и Л. П. Якубинский). Первые сборники ОПОЯЗа финансировал О. М. Брик.
Говоря об истории Опояза, следует иметь в виду, что ни в первое время своего существования, ни после Октябрьской революции, когда он «получил штамп, печать и был зарегистрирован». «Опояз никогда не был регулярным обществом, со списком членов, общественным положением, статусом.
В различное время в работе ОПОЯЗа принимали участие или были к нему близки также А. Л. Векслер, Б. А. Ларин, В. Пяст, Л. Я. Гинзбург, Е. Г. Полонская, А. И. Пиотровский, М. Л. Слонимский, В. М. Жирмунский, Л. В. Щерба, Б. В. Казанский, В. Р. Ховин, В. Г. Корди, Б. В. Томашевский, Б. А. Кушнер, C. М. Бонди, М. К. Клеман, Л. Н. Лунц, А. Л. Слонимский, И. А. Груздев и др.
Манифестом ОПОЯЗа можно считать ранние работы Шкловского «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как приём» (1917), в которых резко критиковался подход к искусству (и литературе, в частности) как к «системе образов» и выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов художника («формальный метод в литературоведении»).
Различные участники ОПОЯЗа в разные периоды его существования и в последующие годы поддерживали и проводили этот тезис в разной степени (от последовательного проведения его самим Шкловским через существенные уточнения и дополнения Тыняновым до полного отрицания Томашевским).
В 1920-е годы и позднее формальный метод в литературоведении подвергался сначала жёсткой критике (включая специальную главу в книге Л. Д. Троцкого «Литература и революция» (1923), а затем жёсткой травле со стороны коммунистических идеологов и официозного литературоведения. После «проработочных» кампаний середины 1930-х годов само слово «формализм» превратилось в ругательство и статью политического обвинения.
ЮЖНОРУССКАЯ ШКОЛА. В каждом человеческом «множестве», подвергаемом перегрузкам, неизбежно возникают процессы конденсации и кристаллизации. Когда Причерноморье начали беспощадно прессовать, оно породило из своей среды собственных вождей, ораторов, певцов и художников. Мы не согласны со знаменитым утверждением Маркса о том, что, когда пушки стреляют, музы молчат. Более жестокой эпохи, чем начало двадцатого века, Россия не знала, а какое созвездие талантов породила эта эпоха! Русский Юг, пребывавший в вековой культурной спячке, также проснулся и делегировал наверх, в сферу профессиональной культуры блестящую плеяду писателей. Перечислим их: Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Лев Славин, Юрий Олеша (ОДЕССИТЫ), Константин Паустовский, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, Лев Никулин.
Участники кружка публиковали свои произведения в одесских периодических изданиях (среди них, например, «Бомба. Журнал революционной сатиры», «Огоньки.
Литературно-художественный еженедельник»). Как впоследствии вспоминал Георгий Долинов, «из всех существовавших кружков только студенческий удосужился оставить по себе память в виде отдельного альманаха, где поместили свои стихи 13 членов этого кружка»2*: он увидел свет 27 декабря 1918 г.
Сегодня в интернете была опубликована любопытная статья по рассматриваемой теме.
Как правило, я не привожу материалы из интернета, но, в данном случае, сделаю отступление, ибо во многом эти данные повторяют приведенные выше, а кое в чём дополняют.
Основные направления в литературе 22 августа 2017 г., 19:43 Arlett Источник: канал @cultpop
Сегодня мы расскажем о том, что вряд ли у кого-то осталось в голове после школы
(в школах об этом всегда рассказывали крайне нудно). Поэтому постараемся максимально «сжать» эту обширную информацию и расскажем по каждому из литературных направлений только самое основное. Так оно с большей вероятностью останется в памяти. Поехали!
Это направление было распространено в европейской культуре в XVI-XVII вв. (в России не пользовалось популярностью). Оно появилось в противовес возрожденческой традиции и связано с крушением идеи о человеке-полубоге с одной стороны, а с другой стороны отличительной чертой барокко было позиционирование человека как творца, который противопоставлен обезличенному миру природы. Стилистика Барокко подразумевала обращение к словесной игре, интерес к парадоксам и обильному использованию метафор, и в то же время она была очень трагична по своей сути.
Яркие представители: Кальдерон, Грифиус, Гриммельсгаузен, Вуатюр, Марино и др.
Основные ответвления модернизма:
Футуризм зародился в Италии. Его «отцом» принято считать итальянского поэта и теоретика искусства Ф. Маринетти. Он предложил революционный подход к искусству, а именно: отказаться от духовности и любых словесных изысков. Сам подход футуризма предполагал эпатаж, поэтому его представители запомнились своими яркими провокационными работами. Футуризм ставил своей целью установку новых эстетических ценностей. Впрочем, эта попытка была обречена на провал.
Яркие представители: Маяковский, Хлебников, Кручёных, Елена Гуро, Бенедикт Лившиц.
Оформился в 1920-е гг. как леворадикальное движение. Авторы-сюрреалисты постановили целью освободить искусство от всех условностей. Особое внимание отводилось внезапным импульсам и случайным образам, которые затем подвергались тщательной художественной обработке. На формирование сюрреализма в значительной мере повлиял фрейдизм. В литературе сюрреализм прижился значительно хуже, чем в живописи.
Яркие представители: Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон и др.
Толстой представитель какого направления
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов «Петербургские углы»,
В. И. Даль «Уральский казак», нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм делится на:
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
Ги де Мопассан, П. Верлен,
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)
Из истории мировой литературы
Литература, по-видимому, возникла позже некоторых других видов искусства, так как ее материалом является слово, речь. Разумеется, все искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматических форм. По-видимому, ранее всего появилось изобразительное искусство. Первые декорированные деревянные и костяные предметы (женские статуэтки) относятся примерно ко времени за 25 тыс. лет до н. э. Классические памятники европейской пещерной живописи — изображения животных к XXV—X тыс. до н. э.
Интересные факты о литературе
А знаете ли вы, что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик? Поэт всегда знал, что отец его, Юрий Петрович Лермонтов, прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. Тот служил наемником в польском войске, а в 1613 году, защищая Белую крепость, был взят в плен и перешел на сторону России, где и стал родоначальником многочисленных потомков.
А вот о самом знаменитом своем предке – Томасе Лермонте, поэте древней Шотландии, жившем в XIII веке, М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта, часто оформленные как предсказания, гораздо больше сохранилось преданий о нем.
Рассказывают, что на древнем Эйлдонском холме, где покоятся, согласно легенде, король Артур и его рыцари, стоял Эйлдонский дуб, в котором был вход в царство фей. В юности Томас влюбился в фею, и она забрала его в свое царство на 7 лет. Там он и получил свой вещий дар, и, вернувшись, пророчествовал об исходе войн, о судьбе королей и городов, а потом снова ушел к своей фее – навсегда. Слава Томаса из Эрсильдауна была сродни славе Мерлина или Нострадамуса.
Увлекаясь Вальтером Скоттом, М.Ю. Лермонтов, конечно, читал его балладу «Thomas the Rymer». Но в балладе фамилия Томаса не названа, В. Скотт называет его Томас-Рифмач, так что, скорее всего, Лермонтов не знал о своем вероятном поэтическом предке. Шотландский поэт пророчил, что когда-нибудь он вернется на землю молодым. Может, его пророчество сбылось, и он вернулся, но уже в России? Иначе откуда через 500 с лишним лет в стихах его далекого потомка звучит такая мистическая и мрачноватая пророческая сила?
Из истории мировой литературы
Свадебный обряд у многих народов имеет черты своеобразного обрядово-религиозного действа, отчетливые элементы театральности. То же следует сказать и о различных календарных аграрных народно-обрядовых играх, изображающих смену зимы весной или летом в виде борьбы, спора двух сил, в виде «похорон» куклы или актера, воплощающих побежденную, умирающую зиму.
Более сложные формы календарных действий связаны с культом умирающего и воскресающего бога. Таковы древнеегипетские культовые мистерии об Осирисе и Исиде, древневавилонские новогодние празднества в честь Мардука, древнегреческие мистерии в честь богов плодородия Деметры и Диониса. (Таковы, в сущности, по своему генезису и средневековые христианские мистерии.)
С дионисийскими мистериями связывается происхождение античного театра. Выявляя первобытное наследие в древнегреческой трагедии и комедии, А. Д. Авдеев в своей книге «Происхождение театра» (М., 1960) высказал предположение, что первоначально основу трагедии составляла зоопантомима, а источником дальнейшего ее развития в качестве драматургического жанра стал дифирамб, излагавший предания о Дионисе. Еще очевиднее проявляется первобытное наследие в традиционном театре Индонезии (яванский топенг), Японии (средневековый театр Но), Китая, Индии, Бирмы и других стран Дальнего и Среднего Востока, где отчетливо прослеживается связь с культом предков, применяются маски, большое место занимают зооморфные образы, демоны и т. п.
В древних формах театра пантомимический элемент господствует над словесным текстом, в ряде случаев небольшая словесная часть передана особому «актеру» (эта черта до сих пор сохранилась в традиционном театре Японии и Индонезии). Превращение обрядово-театрального зрелища в драму происходит уже в исторически развитом обществе путем отрыва от ритуала и гораздо более интенсивного проникновения элементов словесного искусства, часто уже с помощью письменности.
Выдающийся русский ученый А. Н. Веселовский в своей «Исторической поэтике» именно в народном обряде увидел корни не только танца, музыки, но и поэзии. Первобытная поэзия, согласно его теории, первоначально представляла собою песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. В песне словесный элемент естественно объединялся с музыкальным. Таким образом, поэзия возникла как бы в недрах первобытного искусства, объединенного рамками народного обряда. Роль слова на первых порах была ничтожна и целиком подчинена ритмическим и мимическим началам. Текст импровизировался на случай, пока наконец сам не приобретал традиционный характер.
Интересные факты о литературе