Topla energy или topla top что лучше
Большой тест автомобильных аккумуляторов Topla AGM Stop&Go AG60 и Energy E60X
AGM — точно такие же свинцовые аккумуляторы с жидким электролитом в виде раствора серной кислоты в дистиллированной воде, как и привычные всем нам традиционные, но электролит находится во впитанном состоянии в сепараторах из стекломатов, отсюда и название — absorbent glass mat.
А пробки банок, как принято называть аккумуляторные ячейки, снабжены клапанами для удержания давления и его сброса в случае превышения, ведь AGM является подвидом VRLA — valve regulated lead acid, или SLA — sealed lead acid batteries — регулируемых клапанами, или герметичных, свинцово-кислотных батарей.
Другой подвид VRLA — гелевые (GEL), в которых электролит загущён гелем кремниевой кислоты, он же силикагель. Причём гелевые АКБ могут не иметь сепараторов из стекловолокна, а могут иметь, тогда это AGM-GEL. Стекломаты встречаются и в аккумуляторах со свободно плещущимся электролитом, обычно премиальных серий EFB — улучшенных наливных батареях, enhanced flooded batteries. Разнообразие технологий и названий порождает путаницу и споры.
А для принятия решений о том, какую АКБ приобрести в источник бесперебойного питания, солнечную систему или под капот автомобиля, нужны реальные данные испытаний и понимание того, как химический источник тока данной конструкции с этими показателями проявит себя там, где будет применяться. Потому что экспресс-тест нагрузочной вилкой или цифровым прибором после полного стационарного заряда это одно, а поведение аккумулятора под капотом — другое.
Непонимание специфики современных АКБ приводит некоторых к неверию в экспресс-тестеры и различным аккумуляторным мифам, например, «кипячении» и образовании гипса при разряде кальциевых аккумуляторов. Это ведь так логично: при кипячении чайника образуется нерастворимая накипь, а кальциевая соль серной кислоты — как раз нерастворимый гипс. Если не учитывать, где именно в конструкции АКБ находится кальций, и зачем он там нужен, можно и не такое придумать.
Подробнее об особенностях cтартерных AGM аккумуляторов можно прочитать в отчёте об испытании первого российского автомобильного AGM. А мы начинаем рассказ о тесте Topla, тем более, что в упомянутой статье о нём говорилось.
Испытания этих двух аккумуляторных батарей в воронежской лаборатории автоэлектрики «Вектор» стартовали в мае 2019 года.
❒ Topla Energy E60X 60 А*ч EN 680 A, производство 1 неделя 2019.
❒ Topla AGM Stop&Go AG60 60 А*ч EN 680 A, выпуск ноябрь 2018.
Оба аккумулятора свежие. Начнём с входного контроля параметров прибором DHC BT-280.
Смущают низкие показатели здоровья (SoH, state of health) и ТХП (тока холодной прокрутки) у AGM АКБ. Но нагрузочная вилка 200 А солидарна с тестером, так что это не ошибка его алгоритма. При различии внутренних сопротивлений на четверть, пусковой ток почти одинаковый.
При проверке Topla Stop&Go тестером в режиме не AGM, а для обычных SLI (starter, light, ignition, — стартер, свет, зажигание) АКБ, тестер показал здоровье 100%, пусковой ток 778 А, внутреннее сопротивление 3.99 мОм. Алгоритмы для разных типов АКБ разные неспроста. В нашей лаборатории испытаны более десятка различных моделей аккумуляторных тестеров, о чём на ближайшее будущее запланирована публикация.
Заливные отверстия Topla Energy E60X снабжены ножками для контроля уровня электролита. Плотность 1.27 грамм на кубический сантиметр. На перемычках и пластинах небольшой белый налёт. Это остатки технологической бумаги, применяемой при производстве.
У Topla Stop&Go также имеется доступ к пробкам, что очень пригодится для долива дистиллированной воды при дальнейшей эксплуатации. AGM аккумуляторы тоже теряют воду при работе, хоть и гораздо меньше, чем их WET («мокрые», или flooded — наливные) собратья со свободно плещущимся электролитом.
Плотность 1.27 за 4 месяца хранения — очень хороший результат. Но можно ли ставить АКБ в таком состоянии под капот? — В крайнем случае, можно. Но правильный ввод в эксплуатацию свинцово-кислотного аккумулятора подразумевает полный 100% заряд. То есть, преобразование всех разряженных активных масс (АМ), — сульфатов свинца, — в заряженные, — губчатый свинец отрицательных пластин и оксид свинца положительных, и выравнивание концентрации (плотности) электролита по всему объёму банок. Потому поставим на заряд обе АКБ.
Свинец не литий, и не никель, для которых во всём многообразии разновидностей свои особые правила. Свинцовые аккумуляторы (СА) нужно держать всегда (по возможности) полностью заряженными, а разряжать перед зарядом, (если не стоит цель сделать КТЦ — контрольно-тренировочный цикл), не нужно: у СА нет эффекта памяти.
Масса АКБ Topla Energy E60X — 14 кг, Topla AGM Stop&Go AG60 — 17 кг.
Основной заряд Topla Energy E60X занял 15 минут, дозаряд 2 с половиной часа, плотность электролита стала 1.29. Topla AGM Stop&Go AG60 потребовала совсем небольшого дозаряда.
Для следующего теста АКБ воспользуемся прибором TooL it DBT300.
Здесь показания тестера на фоне вилки уже кажутся заниженными, потому к разным тестерам мы ещё вернёмся. Посмотрим на внутренности AGM аккумулятора в эндоскоп. На видео таймкод 18:55.
Ставим на разряд электронной нагрузкой по ГОСТ током 5% ёмкости до касания 10.5 вольт.
Разрядные нагрузки показали ёмкость Topla Energy E60X 57.92 А*ч, Topla AGM Stop&Go AG60 62.03 А*ч. Это хорошие результаты. Проверим разряженные АКБ тестером DBT300.
Внутреннее сопротивление разряженной AGM Stop&Go AG60 выше пределов измерения прибора, ТХП не показывает, вердикт — плохая АКБ, заменить. Ту же самую ошибку совершил прибор Konnwei KW600 в адрес АКБ АКОМ ULTIMATUM 6СТ-60VRLA, но хотя бы измерил и выдал значения миллиом и пускового тока. Как уже отмечалось, в умных автоматизированных системах с микропроцессорным контролем, строго следующих референсным значениям, это может оказаться проблемой: новая, (и далеко не дешёвая), исправная АКБ, нуждающаяся просто в заряде, будет забракована.
Плотность электролита в разряженной АКБ Topla Energy E60X 1.115. После заряда 1.29. При использовании в тёплом климате Воронежской области её можно, (но необязательно), скорректировать дистиллированной водой до 1.28, что мы и сделаем.
Через 20 часов после коррекции плотности осуществим замеры аккумуляторным тестером DHC BT-280.
Показания DHC BT-280 выглядят более достоверными, чем DBT300. В целом параметры обеих АКБ улучшились, как и должно быть при первых контрольно-тренировочных циклах, когда происходит завершение формовки активных масс. Ставим на второй разряд.
По Topla Energy E60X наблюдаем снижение отданной ёмкости на 1 ампер*час в сравнении с предыдущим разрядом. Причиной является произведённая коррекция плотности электролита: термодинамическая ЭДС свинцово-кислотной электрохимической ячейки при той же температуре и более низкой концентрации кислоты будет ниже, чем при более высокой. Таким образом, ЭДС под нагрузкой 3 ампера упала до 10.5 вольт раньше, и автоматика электронной нагрузки завершила разряд.
Плотность электролита в разряженной Topla Energy E60X 1.125, что на одно деление выше, чем после первого разряда до коррекции плотности.Парадокс объясняется тем, что при разряде с отдачей меньшей ёмкости использовано меньше кислоты.
История с показаниями тестера на новой стартерной AGM повторилась: после первого разряда прибор посчитал АКБ негодной, после второго — разряженной. Ставим на заряд.
В заряженной Topla Energy E60X плотность электролита снова почти 1.29! Это значит, что в прошлый раз мы её недозарядили, либо кислота вышла из сульфатов в бывших недоформованными пластинах, (но это тоже недозаряд). Снова скорректируем плотность до 1.28 и произведём перемешивание электролита зарядным устройством Кулон-405.
Теперь плотность 1.28.
В очередной раз измерим параметры изучаемых аккумуляторов.
Приступаем к разряду.
Плотность электролита в разряженной Topla Energy E60X 1.12. Отданная ёмкость немного выросла, несмотря на вторую коррекцию плотности, но учтём, температура в помещении поднялась до 30.3 градусов Цельсия. Заряжаем.
Плотность 1.28. Ставим на четвёртый разряд. Плотность после разряда 1.125.
Результаты пятого КТЦ печальны. Ёмкость Topla Energy E60X упала до 46.81 А*ч. Либо аккумулятор настолько успел постареть, либо мы что-то не так делали: разряжали, заряжали, или то и другое. Обо всём по порядку.
Во-первых, электролит попал на клемму одной из электронных нагрузок, как раз той, что разряжала наливную АКБ, вызвал окисление и нарушил контакт. Потому результат 46.81 А*ч признаем недействительным, в отличие от 57.94 А*ч у Topla AGM Stop&Go AG60.
Во-вторых, параллельно с тестом аккумуляторов проходило испытание зарядных устройств, как раз на этих АКБ. Это не совсем правильно, но в мире обслуживания автомобилистами аккумуляторов редко что-то бывает правильным, скорее наоборот.
Одна из целей наших видео и статей — как раз заострить внимание на спорных моментах, ведущих к возникновению мифов и неразберихе с эксплуатацией автомобильных свинцовых аккумуляторных батарей.
Заряжаем аккумуляторы для шестого КТЦ. Плотность Topla Energy чуть выше 1.28.
Процентами в таблице обозначена прибавка или потеря ёмкости по сравнению с предыдущим разрядом. При использовании зарядного устройства BL1215 видим потерю ёмкости AGM Stop&Go. Посмотрим, сможет ли программируемое ЗУ Кулон-912 профилем из инструкции производителя АКБ исправить положение.
Если да, констатируем прогрессирующий недозаряд прибором BL1215. Если нет, тогда мы наблюдаем деградацию ёмкости обеих АКБ Topla с первыми зарядно-разрядными циклами, что будет очень прискорбно. Особенно с учётом того, что одна из них AGM, специально предназначенная для глубокого циклирования.
Плотность после шестого разряда в АКБ Topla Energy чуть выше 1.12. Наблюдаем у неё замедление потери ёмкости, а у AGM Stop&Go AG60 рост почти на 2 процента. Ставим на заряд и разрядим AGM Stop&Go AG60 ещё раз.
Выводы
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Обзор аккумуляторов Topla: модельный ряд, маркировка, отзывы владельцев
В этой статье представлен обзор аккумуляторов Topla, которые выпускает корпорация «Tab d. d.». Этой компании принадлежит несколько торговых марок. Помимо Topla, это Tab, Vesna, VolThor. В этом материале мы рассмотрим стартерные и промышленные АКБ, которые предлагаются под маркой Топла. Немного будет сказано о компании, рассмотрен модельный ряд, а также маркировка и отзывы владельцев.
Компания-производитель
Компания «Tab d. d.» появилась в 1965 году, как дочернее предприятие Rudnik Mezica Holding. Добыча свинца здесь велась задолго до этого. В первые 15 лет своего существования фирма выполняла роль лицензионного партнера компании Tudor. В дальнейшем у них появились свои разработки и линейки аккумуляторных батарей. Сейчас в компанию входят три современных предприятия, общая численность сотрудников которых примерно полторы тысячи человек. На этих заводах выпускаются стартерные и промышленные аккумуляторы, включая VRLA AGM и GEL.
Компания «Tab d. d.» также занимается производством аккумуляторных батарей для военных нужд. Рынок сбыта аккумуляторов Topla охватывает различные страны Европы, Азии, а также США и Россию.
Помимо выпуска свинцово-кислотных АКБ, специалисты «Tab d. d.» занимаются переработкой использованных аккумуляторов и их удалением из экологической среды. Этими вопросами занимается дочерняя компания MPI Recycling. Представители компании заявляют, что потребители их продукции участвуют в процессе EcoMotion. Это значит, что все аккумуляторные батареи, которые возвращаются в «Tab d. d.» будут переработаны, а затем повторно использованы в производстве новых АКБ.
Вернуться к содержанию
Модельный ряд
Стартерные АКБ
Energy
Аккумуляторы Topla Energy изготавливаются по технологии Ca/Ca. Для производства решёток электродов применяется технология Expanded Metal. Она подразумевает перфорирование свинцовой ленты и последующую её вытяжку. Благодаря этому обеспечивается более жёсткая структура, меньшая коррозия и более высокие электрические характеристики.
Производитель утверждает, что модели Energy подходят для легковых автомобилей любого класса. Они универсальные, имеют высокую пусковую мощность и хорошо работают в холодном климате.
Среди преимуществ отмечается продолжительный срок службы и практически полное отсутствие расхода воды. Благодаря этому, АКБ Energy не требуют обслуживания.
Ниже можно посмотреть характеристики аккумуляторных батарей Energy.
Energy Truck
Модели Topla Energy Truck производятся по гибридной технологии. В соответствии с ней решётки отрицательных электродов выполняются из сплава свинца с кальцием. А положительные производятся из малосурьмянистого сплава. Эти аккумуляторы более устойчивы к глубокому разряду. Благодаря легированию кальцием отрицательного электрода снижается саморазряд. Однако гибридные батареи Energy Truck нуждаются в периодическом доливе дистиллированной воды. Расход воды у них больше, чем у моделей Ca/Ca.
Производитель отмечает высокий пусковой ток Topla Energy Truck, который необходим для запуска мощных силовых агрегатов грузовых автомобилей. Аккумуляторы устойчивы к воздействию вибрации, которая возникает при передвижении по плохим дорогам. Ниже перечислены основные особенности стартерных аккумуляторных батарей Energy Truck.
Ниже можно посмотреть характеристики моделей семейства Energy Truck.
Аккумуляторы Topla Top считаются продукцией премиум-класса. Они, как и Energy, делаются с использованием технологий Ca/Ca и Expanded metal. Однако они обеспечивают более высокие показатели ёмкости, тока холодного запуска и срока эксплуатации. Производитель позиционирует их в качестве стартерных батарей для современных автомобилей с большим количеством электрооборудования на борту.
Для контроля за уровнем электролита предусмотрен индикатор Magic Eye. Крышка имеет герметичную конструкцию и предотвращает попадание искр в аккумулятор. Ниже можно посмотреть характеристики различных моделей семейства Topla Top.
Аккумуляторы Topla Top, выпускаемые в соответствии с европейским стандартом DIN.
Аккумуляторы Topla Top, выпускаемые в соответствии с японским стандартом JIS.
Top Truck
Это аккумуляторные батареи, предназначенные для использования на грузовых автомобилях, автобусах, специальной технике.
Они имеют те же размеры и ёмкость, что и модели Energy Truck. Но в отличие от последних Top Truck выпускаются по технологии Ca/Ca. В этом случае решетки как отрицательных, так и положительных пластин выполняются из сплава свинца с кальцием.
Доступ к банкам для обслуживания не предусмотрен. Доливка воды не требуется в течение всего срока службы.
Ниже можно посмотреть характеристики аккумуляторов семейства Top Truck.
Top HR
В отдельную группу выделена аккумуляторы Top HR (Hot Region), оптимизированные для использования в жарком климате. Они имеют значительно меньший саморазряд, по сравнению со стандартными моделями. Это позволяет увеличить их срок хранения и эксплуатации. Как известно, при повышении температуры, увеличивается саморазряд свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
В аккумуляторах Topla Top HR были сохранены высокие пусковые характеристики и оптимизирован состав активной массы. Ниже можно посмотреть характеристики моделей Topla Top HR.
Top EFB Stop & Go
Аббревиатура EFB расшифровывается, как Enhanced Flooded Batteries. Это переводится как усовершенствованные залитые аккумуляторы.
Электроды этих АКБ выполнены по технологии Ca/Ca, внутри находится жидкий электролит. От обычных залитых аккумуляторов модели EFB обычно отличаются более прочными пластинами электродов, увеличенным пусковым током, а также некоторыми доработками, которые отличаются у разных производителей.
Более подробно о технологии EFB читайте тут.
Представители Topla рекомендуют использовать аккумуляторные батареи EFB Stop & Go на автомобилях, имеющих системы Старт-Стоп. Среди преимуществ этой линейки они называют следующее.
Ниже можно посмотреть характеристики АКБ EFB Stop & Go.
Topla AGM Stop & Go
Аккумуляторы Topla AGM Stop & Go относятся к группе батарей VRLA (Valve Regulated Lead Acid). Электролит в них находится в связанном состоянии. Им пропитано стекловолокно, которое одновременно выполняет роль сепаратора. Стекловолоконные маты прижаты к пластинам электродов.
Сами электроды выполняются по технологии Ca/Ca. Перед установкой группы пластин в корпус аккумулятора они дополнительно сжимаются. В конструкции корпуса аккумулятора предусмотрен предохранительный клапан для сброса чрезмерного давления. Более подробно об аккумуляторной технологии AGM можно прочитать в этом обзоре.
Производитель рекомендует использовать модели линейки AGM Stop & Go на автомобилях с системами «Старт-Стоп» и рекуперацией тормозной энергии. Кроме того, они могут быть использованы на легковых автомобилях и легких коммерческих транспортных средствах с большим количеством электрического оборудования. Батареи AGM значительно легче переносят глубокий разряд и меньше подвержены сульфатации в отличие от стандартных залитых аккумуляторов.
Среди преимуществ Topla AGM Stop & Go производитель называет следующее.
Ниже можно посмотреть характеристики моделей.
Промышленные
Под маркой Topla также выпускаются промышленные свинцово-кислотные батареи. У них на сайте сообщается, что подобные модели могут производиться на заказ по чертежам клиента.
Промышленные батареи PzS представляют собой сборку из единичных аккумуляторных элементов. Пример показан на изображении ниже.
Аккумуляторные элементы могут поставляться в двух вариантах.
Производитель предлагает залитые промышленные аккумуляторы, отвечающие следующим стандартам.
Необслуживаемые аккумуляторы Topla Gel Traction производитель позиционирует, как высокотехнологичные тяговые АКБ в семействе продуктов Motive Power.
Они производятся по гелевой технологии и относятся к категории VrLA (свинцово-кислотные аккумуляторы с клапанным регулированием). Электролит здесь в виде геля. Модели соответствуют требованиям стандарта EN 60254-2.
В АКБ PzV может быть от 2 до 7 элементов. Ёмкость ячеек может быть 55, 61, 70, 71, 80, 81, 100 и 120 Ач.
Вернуться к содержанию
Topla Aqualess Traction PzRM
Это модели, произведенные по проверенной технологии PzS с применением трубчатых электродов, но имеющие низкий расход воды. Производитель заявляет, что при нормальных условиях эксплуатации (один цикл заряд-разряд в день, 5 дней в неделю, температура электролита 30 C) интервал между доливками дистиллированной воды составляет 13 недель.
Аккумуляторные батареи Topla Aqualess Traction собираются вместе с центральной системой заполнения водой. Каждый аккумуляторный элемент имеет датчик уровня электролита. Когда требуется доливка воды, то появляется красный свет. Кроме того, имеется система перемешивания электролита.
Отдельно отмечается, что для зарядки АКБ Topla PzRM требуются соответствующие зарядные устройства. Модели этой линейки соответствуют стандартам EN60254-1 и IEC254-1.
В линейке представлены АКБ с числом ячеек от 2 до 12. Их ёмкость может быть 80, 90, 105, 115, 125, 140 и 155 Ач.
Вернуться к содержанию
Прочее
Дополнительно вместе с промышленными аккумуляторами под маркой Topla предлагаются следующие дополнительные системы.
Маркировка
Рассмотрим, как маркируются параметры и дата выпуска автомобильных АКБ Topla.
Маркировка параметров
Под маркой Topla предприятия «Tab d. d.» выпускают стартерные свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы по стандартам DIN и JIS. Ниже показано обозначение параметров по этим стандартам.
Маркировка даты выпуска
На этикетке легковых и грузовых автомобильных аккумуляторов Topla дата выпуска зашифрована в 14-значном коде.
Пример: F1 1842 26773319.
В указанном примере АКБ выпущена в период с 15 по 21 октября 2018 года.
Вернуться к содержанию
Отзывы владельцев
Отзывы об аккумуляторных батареях Topla можно найти в большом количестве. В российских магазинах продаются модели Energy, Top как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных отзывов составляет 60 / 20 / 20, соответственно.
О грузовых АКБ Topla отзывов мало. Соотношение негатива и позитива там примерно такое же, как и для легковых. Не удалось найти отзывов про Topla HR (Hot Region), и в продаже я их также не обнаружил. Очень мало откликов о моделях EFB и AGM. Сделать по ним какой-то вывод не представляется возможным. Поэтому информация в основном касается легковых АКБ Topla Energy и Top.
В качестве плюсов владельцы аккумуляторов Topla называют их продолжительный срок эксплуатации, который составляет 4─5 лет, а иногда доходит до 6─7. Отмечается также приемлемая стоимость АКБ.
Вообще, модели Topla имеют одно из лучших соотношений цены и качества. Насчёт соответствия ёмкости и пускового тока заявленным значениям сказать сложно. Никто подобной проверкой не занимался.
В отрицательных отзывах владельцы АКБ Topla сетуют на плохую работу в зимнее время года, а также быструю разрядку во время стоянки. Сообщений о производственном браке в отзывах я не нашёл. Но были отклики, где у людей аккумуляторные батареи выходили из строя вскоре после окончания гарантийного срока. Многие из тех, кто оставил отрицательные отзывы, указывают срок службы своих экземпляров Topla примерно 2─2,5 года.
Что касается автомобилей, на которые приобретают аккумуляторы Topla, то это в основном седаны, хетчбэки и универсалы из всех ценовых категорий. На минивэны и кроссоверы их берут значительно реже. Хотя в линейке предложений Topla есть модели и для автомобилей с мощными моторами.
Вернуться к содержанию