торги хлебом в каком городе
Глава 10. О торговле русским хлебом.
В этой главе:
Ø О порядках на рынках хлеба
Ø Роль участников и чиновников в торгах
Ø Транспортировка хлеба от Волги до Невы
Ø Порядки на Калашниковской бирже
Обратимся опять журналу «Хутор». В нем советов о козах и косилках, о севооборотах есть сведения о продаже хлеба за границу в 1903 и 1904 гг.
Журнал «Хутор», 1-й год издания,
1906 год, №, 5, с. 376-386
Приведу эти сведения, таблица 10.1.
Продано за границу в 1903-1904гг.
млн. пудов
Как видите, еще за два года до реформы Столыпина из России в Европу продавалось примерно по 250 млн. пудов зерна. Прежде всего – пшеницы.
Напомню динамику роста продаж:
— в 1909 году- 760 млн.;
— в 1912г.- 970 млн. пудов.
Экспорт зерна в Европу шел через три порта: Петербург, Либаву /Лиепая в Латвии/ и Одессу.
Истоки и путь хлеба описан современником в статье «Закупка хлеба на Волжских пристанях».
Журнал «Хутор», 1-й год издания,
1906 год, №5, с. 376-386.
Вот и проследуем по пути хлеба, подробно описанном. От возов крестьян Поволжья, до кораблей на Румянцевской пристани Санкт-Петербурга.
Истоки хлеба
Первое место по размеру хлебной торговли во всем Приволжском крае занимала Самарская пристань. В урожайные годы осенью и зимой в Самаре ежедневно собиралось несколько тысяч возов с зерном. В каждом возе по 20-25 пудов хлеба. Бывали дни, когда число возов достигало 15 тысяч!
Представьте окрестности базара и пристани, где собралось несколько тысяч телег или саней, запряженных лошадьми.
Вот как это описано в этом журнале: «. хлеб нового урожая появляется в Самаре в конце августа и идет большей частью прямо на баржи, которые по Волге отправляются в Петербург. Когда же устанавливается санный путь, то к многочисленным пристаням Самарского края тянутся бесконечные обозы с хлебом со всего заволжского и приволжского края от самого Оренбурга».
Одни самарские амбары могли вместить до 15 млн. пудов зерна.
Так что, истоки хлебного потока охватывали громадную территорию Поволжья, включая Оренбургскую губернию.
Какие порядки существовали в хлебном потоке.
Порядки рынка Самары
Большинство крупных хлебных фирм Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода имели в Самаре своих доверенных лиц. Доверенные лица нанимали на сезон «покупщиков», которые, собственно, и покупали зерно на базаре. И чем богаче была та или иная фирма, тем больше у нее было и покупщиков. В Самаре от каждой хлебной фирмы выступало от 3 до 10 покупщиков. Покупщиками были, преимущественно, местные жители. Нанимаясь за 300 рублей на сезон, они торопливо сновали по базарам, стараясь купить подешевле заданное ему количество хлебного товару.
Журнал «Хутор» отмечает, что сама продажа и скупка зерна проходила чрезвычайно быстро. В каких-нибудь полчаса скупали весь хлеб.
Любопытны порядки, которые были установлены на базарах Самары.
Но лишь только поднимали флаг, тут уж покупщики не зевали. Поспешно обходили возы с зерном и заключали сделки.
Чтобы передать «колорит торговли хлебом» тех времен, почитаем статью в журнале «Хутор».
Сделка
«Каждый покупщик имеет от хлебной фирмы книжку ярлыков на печатных отрывных бланках:
1. Сколько возов куплено.
3. Кто купил /подпись покупщика/.
Подойдя к возу, покупщик просовывает в открытое для сей цели отверстие и вытаскивает «пробу» товара. Посмотрев «пробу», начинает торговаться.
И на базарной площади происходит такого рода «деловой разговор»:
— Сколько хочешь, братец?
— Гривен восемь, почтенный! /то есть 80 копеек за 1 пуд пшеницы/.
-Нет, дорого, милый! Семьдесят семь копеек дам!
— Да ну, почтенный, прибавь!
— Нет, товар твой неважный! Да ну, ладно, семьдесят семь копеек дам!
— Да ну, почтенный, семьдесят девять напиши! /то есть на ярлыке/.
И торговая сделка состоялась. Покупщик вырывает из книжки ярлык, пишет на нем условия сделки и отдает ярлык продавцу. Сам же торопиться идти далее, к другому крестьянину».
Роль участников и чиновников в торгах
За такие услуги кулак получал от покупщика по пятачку с воза, Так что еще до открытия торга, такой «посредник» шустрил по базару, вступая в разговоры с крестьянами и выведывая у них: какая партия зерна, какова цена.
Кулак и крестьянам предлагал свои услуги: привести к ним хорошего и покладистого «покупщика». За это он выговаривал с крестьянина по гривеннику с каждого проданного воза.
Ясно, что при таком порядке торгов никому не надо было стоять в очереди у чиновников. И вся функция чиновников сводилась к поднятию флага и к штрафам за нарушение порядка.
После сделки возы с зерном двигались дальше по заведенному порядку.
Крестьянин, получив от покупщика ярлык, направлял возы с зерном на берег Волги, к барже или к указанному амбару.
С воза на баржу
Когда крестьянин доставлял партию зерна к указанной барже, то сдавал ее командиру баржи, по местному – «водоливу».
Прежде всего, надо было определить количество пудов в партии зерна. Для этого водолив взвешивал несколько возов в разбивку, а затем по их среднему весу определялся вес всей партии зерна. Если средний вес воза выражался пудами и сверх них число фунтов было меньше 10, то фунты в расчет не принимались. Если же фунтов было больше 10, то они шли в счет.
У водолива имелась от хлебной фирмы книжечка с печатными бланками. Приняв хлеб, водолив вписывал в книжку количество принятого зерна и цену из ярлыка покупщика и за своей подписью отдавал ярлык крестьянину, взамен хлеба. По ярлыку «водолива» крестьянин получал деньги в конторе фирмы.
Существовали другие методы закупки хлеба.
Закупка хлеба жеребьевкой
В Чистополе покупщики, после официального открытия базара, как и в Самаре, осведомлялись у крестьянина о цене. Но далее торг шел иначе.
При объявлении цены продавцом, один из покупщиков назначал цену, установившуюся в данное время на базаре. Кому из покупщиков цена казалась высокой, тот переставал участвовать в торге. Надбавка к цене могла последовать от любого покупщика. И как только цена устанавливалась и никто цену не повышал, тут покупщики, желающие участвовать в торге, кидали между собой жребий. Но если жребий пал на покупщика, которому крестьянин не хотел по какой-либо причине продавать свой хлеб, то этот жребий и цена для крестьянина были не обязательны. Он мог продать свой хлеб тому из покупщиков, которого считал более благонадежным или тому, с кем был уже знаком.
Так что в Чистополе большая часть перепитий конкуренции при торгах падала не на крестьянина, а на покупщиков. Однако и при жеребьевке бывали злоупотребления. В отличие от продавцов хлеба, покупщиков было значительно меньше и они могли вступить в сговор. При этом крестьяне вынуждались продавать свой хлеб по цене, которую установят покупщики.
В Уфе практиковалась покупка хлеба вне базара, на дороге за околицей, на постоялых дворах. Покупщики ждали крестьянские обозы вне базара и предлагали им продать товар. Уловка заключалась в том, что крестьянин еще не знал той цены на хлеб, которая сложилась уже на базаре. Ловкие покупщики умудрялись внушить крестьянину, что на базаре тот получит меньше, и покупали у него всю партию зерна. Неопытные или издалека приехавшие крестьяне попадались на удочку таких покупщиков.
Как видите, методы торговли в Поволжье в начале ХХ века были разнообразнейшие. Недаром на Руси бытовало: «Что ни город, то норов».
Его величество рынок России!
Круг покупателей зерна на волжских пристанях был разнообразнейший. Только волжским мукомолам требовалось свыше 35 млн. пудов одной только пшеницы в год. Ясно, что приволжские купцы были кровно заинтересованы удержать местный хлеб у себя, а не выпускать его весь за границу.
Но и Петербург был крайне заинтересован в хлебе. Только в Европу он ежегодно отправлял около 30 млн. пудов разных хлебов. Да в Финляндию требовалось поставлять более 8 млн. пудов.
Так что конкуренция за волжский хлеб была не шуточная. Поэтому цены на хлебные товары на том или ином базаре складывались под влиянием большого ряда причин. И от размера урожая, от его качества, от условий подвозки, погрузки-разгрузки, от времени ледостава и от погоды, от спроса заграничных рынков и еще от многих и многих причин.
Ясно, что в таких меняющихся условиях никакая армия чиновников не установит единые «справедливые» цены. Поэтому в России было множество хлебных фирм, большинство из которых в главных торговых центрах хлебом в Поволжье имели своих доверенных лиц. Каждое доверенное лицо получало от своей фирмы задание закупить определенное количество хлеба. Так что по всем базарам Поволжья сновали в поисках наиболее дешевого хлеба тысячи покупщиков. А крестьяне, наоборот, искали тех, кому выращенный хлеб продать подороже. Так что баланс цены на хлеб в данном месте, в данный момент времени устанавливал «хлебный рынок».
Так что, когда сегодняшние «идеологи» утверждают, что русский крестьянин никогда не жил в условиях рынка, то это или незнание проблемы, или заведомая ложь.
Последуем за погруженным на баржи, зерном.
Транспортировка хлеба от Волги до Невы
Фрахт от Самары до Рыбинска в начале ХХ века был 3-4 копейки с пуда. В 1906 году он увеличился до 5-6 копеек. Дойдя до Рыбинска волжские баржи перегружались в малые, так называемые, «системные суда». Эти суда – «тихвинки» и «сомины» были предназначены для плавания по каналам от Волги до Ладоги, далее в Петербург. Их грузоподъемность была от 10 до 30 тысяч пудов. Фрахт от Рыбинска до Петербурга был в начале ХХ века 6-7 коп. с пуда. К 1906 году увеличился до 8-11.
Пройдя систему каналов, суда через Ладожское озеро попадали в Неву, а затем становилось у причала Калашниковской пристани Петербурга. Здесь была хлебная биржа и многочисленные амбары для хранения хлебных товаров.
Выше мы рассматривали процесс купли-продажи на волжских пристанях. Почитаем, как описана в журнале «Хутор» торговля в Петербурге.
Порядки на Калашниковской бирже
Покупатель, в большинстве случаев булочник или хлебопек, приходя на биржу, прекрасно знает, за каким столом какая фирма находится.
Пробы зернового товара, для поиска покупателя, ходят по рукам в холшовых мешочках. У иного хлеботорговца за пазухой лежит целый ворох пакетов. У других пакеты с зерновыми пробами тщательно завязаны в узелке. Там и сям видно, как «пробу» высыпают на руку, внимательно разглядывают и пробуют даже «на зуб». Сделка купли-продажи закрепляется взаимным рукобитьем».
Как видите, процедуры торговли на бирже четкие. Никакой суеты, никакой недоговоренности. Потери времени на сделку минимальные. Ударили по рукам и сделка закреплена!
Размеры торговли на хлебной бирже
Ясно, что господствующее положение на бирже занимали «крупчатники». По стоимости и количеству товара пшеничная мука на Калашниковской хлебной бирже занимала первое место.
Первые 10 крупнейших мучных фирм продавали в Петербурге и Прибалтийском крае, вплоть до Риги, 10 млн. пудов крупчатки в год. Это следующие фирмы: М. Башкиров, Я. Башкиров, Н. Башкиров, Борель, Вейнштейн, Галунов, Парамонов /из Ростова-на Дону/, Рейнеке, братья Шмидт и Штихоблоков. Все они имели свои паровые мельницы.
Общая же продажа пшеничной муки достигала 30 млн. пудов ежегодно. Причем следует отметить, что для потребления в Петербурге и Прибалтийском крае покупалась лучшая пшеница и сбывались лучшие сорта муки.
За пшеничной мукой по объему продаж следовал овес. Кроме вывоза за границу овес в большом количестве требовался для гужевого транспорта Петербурга и его окрестностей, а также для войска и для Финляндии.
Для местных потребностей в Петербурге ежегодно продавалось до 14 млн. пудов овса. Кроме того, около 15 млн. пудов отправлялось за границу.
По происхождению овес разделялся на подмосковный и низовой. На Калашиковской бирже преобладал низовой, приходивший с рыбинскими караванами из Поволжья.
Рожь и ячмень на Калашниковской бирже в основном шли за границу. Для местного потребления этот хлебный товар закупался мало.
Следует отметить, что кроме биржы, мучные товары, крупчатка и ржаная мука в больших количествах покупалась непосредственно на мучных складах, расположенных на Калашниковском проспекте и Калашиковской набережной.
Здесь нелишним будет выдержка из публикации того же журнала:
Предлагаю читателю открыть географическую карту и проследить путь хлеба: Оренбург, Самара, Волга, Рыбинск, каналы, Ладога, Петербург.
Выводы
Первый. Русская равнина была территорией обширной торговли хлебом.
Второй. Хлебный поток из Поволжья в Петербург осуществлялся на баржах вверх по течению Волги.
Третий. На хлебном рынке существовал четкий порядок, исключающий чиновничье самоуправство.
Теперь пора переходить к теме, которая из века в век вела к неизбежной гибели Царской России.
Торговля Древнерусского государства
Скажу сразу и прямо. Я не хочу тут в свете последних веяний, разбираться кто кому и какой родственник. Современные государства они сегодня. А Древнерусское было давно. И я рассматриваю именно тот далекий период.
Внутренняя торговля Древней Руси
Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Однако следует сразу же отметить – народное хозяйство Древнерусского государства оставалось глубоко натуральным, и торговля не смогла сразу занять заметное место в отраслевой структуре хозяйства страны. Ведь даже городские ремесленники, работая на заказ, участвовали лишь в натуральном обмене продуктами труда, получая от заказчика также какую либо необходимую им продукцию.
Тем не менее Русь в рассматриваемый период истории уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых обычно устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности достаточно часто хранили свои товары, а также различные торговые договоры и документы, за что церковь получала с них определенную часть прибыли, торгового прибытка. Вообще, по мнению исследователей, церковь внесла в торговый бизнес Руси некоторую стабилизацию. Она брала на себя главный контроль за честностью торговцев: проверяла меры, весы, преследовала ростовщичество. В меновой торговле активно участвовали князья и бояре, которые продавали избытки своих доходов, поступающие натурой. Даже великий киевский князь, установивший для подвластных ему племенных союзов дань – «полюдье» или «повоз» взимал их в натуральной форме – мехами, воском, медом и прочими продуктами, характерными для данной территории. Поскольку народное хозяйство страны было натуральным и развивалось слабо, то неудивительно, что весь внутренний торг делали крестьяне и ремесленники. Формирующееся русское купечество («торговые гости») занималось преимущественно торговлей международной, но с течением времени купцы все чаще участвовали и во внутренней торговле.
Главным торговым центром по праву считался стольный град Киев. Западные летописцы X – XI вв., описывая красоту и богатства столицы Древнерусского государства, особо отмечали ее бойкую торговлю. Действительно, «соперник скипетра Царьградского», замыкая собой цепь русских городов по великому водному пути («из варяг в греки»), был центром экономической жизни страны и в короткое время достиг удивительного процветания. В Киеве, где находилось 8 торговых рынков, можно было встретить торговых гостей из самых разных областей и государств, как ближних, так и дальних. Именно из Киева расходились по Руси главные торговые пути. Днепр как естественная торговая дорога обеспечивал восточным славянам не только выход на юг, к греческим колониям, но и на север – к Балтийскому морю. Помимо речных путей к Киеву вели проторенные сухопутные тракты – из Курска, Чернигова, Галича, с берегов Дона. Частыми гостями в столицы были купцы из далекого Суздаля.
Денежная система Древней Руси
В условиях раннефеодального государства на Руси существовали пошлины с перевозки и продажи товаров: проезжие и торговые. Из проезжих пошлин рассматриваемого исторического периода главной был «мыт», взимаемый за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, чаще всего в местах переправ через водные преграды и на мостах строили специальные внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали сухое мыто, на судах – водяное мыто. Сборщики этой подати на Руси назывались «мытниками».
Наряду с мытом существовала целая система различных пошлин: головщина, задние колачи, мостовщина, перевозы, костка и прочие. Так костка взималась за право ехать по большой дороге, а задние колачи платили на обратном пути с каждого человека. Мостовщина и перевозы – это вообще особый вид проезжих пошлин: от их уплаты князья освобождали специальными жалованными грамотами.
Следует сразу заметить, что пошлины платили далеко не все. Служилые люди, дети боярские, государственные гонцы и иноземцы при передвижении по стране пошлин не платили. Однако провозить торгового человека с товарами им строго запрещалось, а за нарушение русские законы того времени предусматривали телесные наказания. Сбор пошлин являлся, по сути, монополией государства, однако князья иногда выдавали жалованные грамоты на сбор отдельных видов пошлин частным лицам и духовенству. Кстати, сегодня в нашей стране президент активно борется с коррупцией во всех эшелонах власти. Однако уже в период возникновения и существования Древнерусского государства при сборе пошлин было много нарушений и с торговых людей зачастую брали гораздо больше положенного.
В отличие от проезжих пошлин пошлины торговые взимались в городах или торжках с товара, привезенного на продажу, и с денег на покупку товара (с цены товара). На Руси существовали самые различные формы торговых пошлин: замыт, явка, гостиная дань, амбарное и полавочное, дворовая пошлина, весчее, свальное, контарное и проч. Особо следует отметить замыт. Если мыт взимался за право проехать с товаром, то замыт – за проезд с правом торговать. Все торговые люди приехав в город должны были явиться в таможню, без этого они не могли начать торговлю. Здесь их заносили в специальную книгу и взимали личную пошлину – явку. Кроме этого в ведении таможенников в то время находились и все меры (бочка, четверть, осьмина, полуосьмина) и таможня брала с торговых людей еще и померные пошлины.
Сборы с продаж не платились только с самых необходимых продуктов потребления. При этом местные жители либо совсем освобождались от уплаты таких сборов или имели значительные льготы. И наоборот, торговцы, прибывшие из отдаленной местности и иностранные купцы платили такие сборы в наибольшем размере. Так уже в то время князь пытался оберегать местного производителя и местный рынок.
Внешняя торговля Древней Руси
Торговля Древней Руси с Византией
Если обратиться к истории международной торговли, то можно заметить – наиболее интенсивно торговые связи развиваются в пунктах соприкосновения межплеменных союзов, княжеств и государств. И Киев доудельного периода русской истории являлся одним из таких пунктов. Именно через Киев шла активная торговля Востока и Запада.
Для Древнерусского государства в рассматриваемый нами период истории наиболее важными являлись торговые отношения с Византией, которые закреплялись дипломатическими актами. Содержание первых русско-византийских договоров свидетельствует, что господствующий класс, русское раннефеодальное государство придавали особое значение, с одной стороны, зарубежному сбыту излишков собираемой дани, ремесленных изделий натурального хозяйства; с другой стороны, были заинтересованы в получении золота, серебра, а также продуктов, которые не производились на Руси.
Поэтому неудивительно, что первые великие киевские князья уже со второй половины IX века начали вести активную политику за достижение преимуществ в торговле с Царьградом (Константинополем). С X века экономические связи Древней Руси с Византийской империей становятся все более постоянными и оформляются договорами. Причем нередко мы видим такую картину: дружина князя подступает под стены столицы империи, а князь вынуждает императора подписать более выгодный для Руси торговый договор. И из летописей видно: армии киевских князей часто ходили на Византию (Аскольд и Дир в 866 г., Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043 г.). А договора 907 г., 911 г. и 944 г. значительно усилили торговые связи древнего Киева не только с Византией, но и вообще с южнославянскими странами (например с Болгарией). Ведь путешествие по Черному морю в то время было достаточно длительным. И русские купцы делали кратковременные остановки для отдыха, ремонта судов и пополнения запасов воды и продовольствия в портах Болгарии. При этих контактах наши предки не упускали возможности обменяться с болгарскими купцами товарами, заключить выгодную сделку. Причем кроме торговли в болгарских портах на побережье Черного моря русские купцы торговали с болгарскими коммерсантами и на территории Византии – как в самом Царьграде, так и в Фессалонике, на ежегодной ярмарке, проходящей в этом втором по значению городе империи в день Св. Дмитрия. А в XI веке отечественные купцы наладили тесные торговые контакты с южнославянскими купцами в Афоне.
Великий киевский князь всю внешнюю торговлю старался держать в своих руках. Так в русско-византийских договорах 907 и 944 годов было специально указано, что русские купцы имели право торговать в Константинополе только в том случае, если они имели специальную грамоту от киевского князя.
Вообще торговля с Византией требовала от правителей и купцов Древнерусского государства требовала значительных затрат и большого напряжения духовных сил. Ежегодно, в начале зимы, киевский князь с дружиной выезжал из Киева для сбора «полюдья» с покоренных племенных союзов.
Когда русские купцы отправлялись из Константинополя домой, то получали в дальнюю дорогу еду, якоря и прочее необходимое снаряжение. Из византийских пределов они везли вино, оливковое масло, ткани и дорогую одежду, ремесленные металлические изделия, металлическую монету, пряности, овощи и драгоценные камни. Из этого перечня видно, что большинство иностранных товаров предназначались для удовлетворения нужд феодалов и богатых горожан.
После принятия нашими предками в 988 году христианства в Киеве все чаще стали появляться греческие купцы. Путь в Киев был неспокоен и для встречи греческих купцов и защиты их караванов от кочевников киевский князь вместе с дружиной нередко выходил навстречу каравану. Однако с середины XI века в южные степи пришли воинственные половцы. И постепенно, к середине XII века, все торговые южные пути к черноморскому побережью оказались в полной власти степных кочевников. В результате этого торговля с Византией сначала пришла в некоторый упадок, а позднее совсем прекратилась. С ослаблением же Киева политический и торговый центр русской жизни перемещается на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество.
Торговля Руси с Западом
Древнерусское государство вело кроме торговли с Византией и активную торговлю со странами Запада – Польшей, Венгрией, странами скандинавского региона, немецкими городами. И главным центром морской торговли Руси с Европой становится Господин Великий Новгород – северное русское княжество – республика. Новгород находился в самом начале пути «из варяг в греки», имел выход к побережью Балтики.
Коммерческое значение Великого Новгорода обнаружилось еще в период образования раннефеодального русского государства. Крестовые походы дали толчок в развитии промышленности и торговли в Западной Европе. И Новгород активно включился в этот процесс. Его торговля приобрела более развитый характер, купечество выделилось в особый слой городского населения и заняли в обществе важное социальное положение. Новгородское купечество объединялось в общины со своим самоуправлением и капиталами.
В рассматриваемый нами период истории и несколько позднее, в XII – XIII веках, торговые связи Великого Новгорода с Европой налаживались при посредничестве Ганзейского союза немецких городов во главе с Любеком. В результате коммерсанты Ганзы смогли занять в Новгороде несколько привилегированное положение: их подворье в городе – двор святого Петра – являлся самоуправляемой общиной, живущей по своим законам, подпадая под юрисдикцию властей Новгорода только в случае прямого столкновения с жителями города. Немецкие купцы практически не платили в русскую казну пошлин. Лишь при проезде через новгородские владения они платили проезжую пошлину, а из торговых – только за вес продаваемых и покупаемых товаров.
Купцы из Европы приезжали в Великий Новгород каждый год, весной и осенью. На Русь они везли вино, фландрские полотна и сукна, металлические и стеклянные изделия, соль и сельдь. Из русских пределов в Европу немецкие «гости» вывозили строевой лес, лен, пеньку, смолу, меха, кожи, воск, мед, изделия русских ремесленников. При этом следует отметить, что при заключении коммерческих сделок с новгородскими купцами коммерсанты Ганзейского союза имели серьезное преимущество. Они имели право проверять качество русских товаров, тогда как наши предки должны были покупать у иноземцев товары по образцам, без осмотра.
Исторические документы, доступные нам сегодня, свидетельствуют о том, что такое положение дел отечественных коммерсантов никак не устраивало, и они активно боролись за изменение правил торговли. Новгородское правительство стремилось хоть как-то ограничить деятельность ганзейских купцов и защитить интересы отечественного купечества. Так немецкие купцы не имели права вести в Новгороде розничный торг, также им категорически запрещалось торговать с купцами из других русских и нерусских земель.
Необходимо также отметить, что именно с торговли новгородцев с ганзейцами начинается период русской «купеческой» торговли, т.е. в Древнерусском государстве на базе внешней торговли начинает формироваться купеческий капитал. В новгородской торговле отечественный торговый человек выступал посредником между Русью и Западом.
Господин Великий Новгород был одним из тех древнерусских торговых «градов», где возникли первые купеческие корпорации. Летописи русские свидетельствуют: в XI – XII веках употребляются только два термина. «Купец – горожанин», который занимается внутренним торгом в отдельно взятом городе. И «гость – купец», ведущий торговлю с другими городами и странами. В XIII веке в обиход входит третий термин – «торговец». Однако следует сразу отметить тот факт, что элиту купечества Древней Руси составляли именно «гости», делавшие барыши на внешней торговле, именно они занимали важнейшие торговые и финансовые должности.
Несмотря на по сути кабальные торговые отношения с Ганзейским союзом новгородское купечество смогло получить выгоду и из такого положения дел. Новгородские коммерсанты вели активную торговлю со всеми русскими городами. Например в стольном Киеве они даже имели свою церковь – храм Св. Михаила. В Киев и другие русские города новгородцы везли меха, а закупали преимущественно зерно и товары из Византии. Когда же Южная Русь ослабла, и экономическое значение Киева пошатнулось, то новгородцы стали активно торговать в Суздали и Владимире на Клязьме. Сюда они везли иноземные, европейские товары, а основным предметом торга и вывоза в Суздальском княжестве для новгородского купца всегда был хлеб. Новгородцы всегда отличались практической сметкой и предприимчивостью. Владения Великого Новгорода простирались на большой территории. И они активно торговали и вели промысел на всей территории княжества. И с финскими племенами Балтики у новгородских торговых людей шел бойкий торг и к Белому морю новгородцы ходили, вели там рыбный промысел.
Из других торговых городов Древнерусского государства в торговле с Европой наиболее активно и значительно участвовали Смоленск и Псков. Так, Смоленск, находясь возле верхнего течения Днепра, занимал достаточно выгодное географическое положение: находясь на торговом пути «из варяг в греки» он одновременно имел выход в Балтику благодаря близости Западной Двины. Поэтому жители Смоленска издавна вели бойкий и выгодный торг в Киеве, а с XIII века – с немецкими прибалтийскими городами и жителями острова Готланд. Так смоленский князь Мстислав Владимирович (годы правления 1125 – 1132) заключил в 1129 году торговый договор с Ригой. Этот акт предусматривал для двух сторон свободную торговлю (для русских купцов – в немецких городах, для немецких купцов – в Смоленске), свободное плавание по Западной Двине, защиту иностранных купцов, оперативное рассмотрение долговых претензий. Немецкие коммерсанты везли в Смоленск преимущественно продукты обрабатывающей промышленности, а закупали в основном сырье. Для смоленских купцов основными торговыми рынками являлись города Рига и Висби. Так уже в конце XIII века в Риге постоянно проживало около 80 русских семейств, они занимали целую улицу и имели в городе свой православный храм. Немецкие купцы в Смоленске тоже имели свой торговый двор и католический храм – церковь Св. Марии.
Древний Псков с XII века был одним из основных пригородов Великого Новгорода и постоянным посредником в его торговых сношениях с немецкими торговыми городами. При этом Псков также выполнял роль укрепленного форпоста на северо-западном рубеже Древнерусского государства и в течение нескольких столетий он оберегал Русь от захватчиков. Вместе с развитием новгородской торговли Псков становился все более независимым и в 1348 году был признан «младшим братом» Великого Новгорода. Поэтому неудивительно, что после подчинения себе Великого Новгорода Москва добилась в 1510 году и подчинения Пскова. Многие торговые семьи были переселены в столицу Московского княжества, а вместо свободной торговли в Пскове были введены многочисленные таможенные строгости и ограничения.
Торговля Древней Руси с Востоком
Следует также отметить, что Древнерусское государство с давних времен вело торговлю с Востоком используя также бассейны Каспийского Азовского и Черного морей. Вообще весь причерноморский регион следует выделить особо. В период античности и всего средневековья этот регион являлся одним из перекрестков мировых цивилизаций и центром оживленной международной торговли. Сложившаяся веками система обмена товарами и культурными ценностями часто нарушалась войнами и разрушениями, а также политической и экономической нестабильностью.
Это было связано с тем, что вплоть до XII века Византийская империя пыталась превратить Черное море в свое внутреннее море, взяв под контроль проливы и опорные пункты в Крыму и на Кавказе. Наши же предки этому активно сопротивлялись. Отдельно от всех русских земель на морском побережье стояло Тмутараканское княжество, а киевские князья часто организовывали не только торговые, но и военные походы к стенам греческих городов-государств в Причерноморье – Херсонеса, Ольвии и прочих.