торговля овощами и фруктами как бизнес какое налогообложение
«Это было похоже на тонущий „Титаник“»: как я открыл магазин фруктов, но ушел в минус
Меня зовут Александр Дмитриев. В 2017 году я открыл суперуспешный магазин для города с населением в 60 тысяч человек и закрываю в 2021 году с нулем в кармане. Все началось с того, что один мой родственник обзавелся цокольным помещением в центре города и не знал, что с ним делать. Я проявил инициативу и открыл в нем магазин по продаже фруктов.
Как все начиналось
Вклад был минимальным, а за аренду родственник пообещал не брать аж целый год. Это все мне сыграло на руку. В «Икее» были закуплены деревянные стеллажи, которые я покрасил морилкой, купил красивые корзины, ящики и немного аксессуаров для дополнения стиля. Всего у меня ушло на приведение магазина в порядок около 90 тысяч рублей. Все я делал сам: красил стены, собирал витрины, наводил красоту… Завел страницу во «Вконтакте», сообщил о скором открытии и будоражил «аппетит» громким заявлением: «6 сентября открытие года в нашем городе».
У меня был выход на отличный закуп фруктов, в том числе и экзотических, и, соответственно, я мог предложить отличные цены. И вот состоялось долгожданное открытие — без шаров и прочего, но несмотря на это, выручка в этот день была в районе 5 тысяч рублей. Дела шли хорошо, к фруктам добавлялись экзотические соусы, затем и вовсе экзотические для маленького городка продукты: киноа, корица, какао, кокосовое молоко, семена чиа.
Открытие магазина
Через полгода я стал понимать, что с фруктами очень много возни, а прибыли как таковой нет. И начал сокращать ассортимент. Люди охотно брали экзотические продукты, фрукты, напитки. И я быстро понял, что пользуется спросом. Через два года произошел первый, так скажем, ребрендинг. Мы сменили название, убрали полностью классические фрукты и сделали акцент на экзотику. В течение месяца мы пополняли ассортимент, все казалось интересным, все шло на ура. Магазин приносил 30-40 тысяч рублей выручки в день. В итоге я выкупил помещение у родственника.
Вскоре магазин разделился на двойной формат: экзотика и ЗОЖ продукты. Мы были первыми в городе, кто был концептуально нацелен на продажу ЗОЖ и в то же время не боялись продавать острые соусы из Таиланда. Забегая вперед скажу, что мы до сих пор не имеем ни одного конкурента, хотя пробовали открывать такой формат еще как минимум три человека, но они просто копировали нас, не внося новинок, а мы же не боялись и завозили новое.
К 2020 году мы были одним из самых интересных магазинов не только в нашем городе, но и на сотни километров в округе. У нас заказывали доставку, к нам приезжали из других городов… Мало того, мы практиковали оптовую продажу. В феврале 2020 года мы открыли второй магазин в соседнем городе, сделали очень крутой ремонт, взяв кредит на эти цели.
Почему пришлось закрыться
Но пришел черный март 2020 года. На всех надели маски, запретили выходить из дома. Резко прекратились поставки экзотических фруктов, клубника дорожала каждый день, а производители ЗОЖ подняли цены. Чтобы продолжать работу, мы стали продавать антисептики и маски, но народу стало приходить все меньше и меньше. До декабря я себя успокаивал, ведь все были в таком положении, а когда выручка с 26 по 31 декабря была на уровне 2-3 тысяч в день, я понял, что мы приехали… Второй магазин пришлось закрывать в спешном порядке, отдавать кредит. Покупателей не было весь январь 2021 года, а выручка за февраль еле подошла к 40 тысячам рублей которые ушли на зарплату, ничем не лучше выдался март и апрель…Второй год мы работали в минус.
Это было похоже на тонущий «Титаник», который раньше казался непотопляемым. И вот сейчас на двери объявление о продаже помещения, распродаже остатков по ценам ниже себестоимости. Не помогает уже и восстановившийся трафик экзотических фруктов, а все остальное есть на маркетплейсах, на которые вышли сами производители, не дав шанс рознице продавать их же товар по сходной цене.
Интересная вкусная свеча потухла, а в голове родились новые планы…
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
Важно❗ Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Торговля овощами и фруктами как бизнес: с чего начать и как преуспеть
Если человек планирует начало своего бизнеса, то он должен заранее определиться с направлением деятельности. Наиболее часто начинающими предпринимателями выбирается сфера продаж, которая предполагает оказание посреднических услуг. Торговля овощами и фруктами как бизнес считается выгодной деятельностью, которая может приносить высокий доход на протяжении всего года. Обычно она осуществляется на рынке или в отдельном магазине. Продавать можно разные виды овощей и фруктов, на которые устанавливается высокий спрос в течение всего года. Рентабельность такого бизнеса при грамотном выборе места торговли и оптимальном ценообразовании может достигать 60 %.
Выгодно ли заниматься данной деятельностью?
Розничная и оптовая торговля фруктами и овощами – это действительно выгодная и интересная деятельность. Но недостатком такого направления бизнеса является то, что продаваемые продукты питания обладают коротким сроком годности, поэтому достаточно быстро увядают и теряют свой привлекательный товарный вид.
Но даже при наличии высоких рисков и опасностей данный вид деятельности может приносить хороший доход. Для этого учитываются некоторые нюансы:
Самым актуальным считается открытие продуктового магазина, причем в нем можно предлагать покупателям не только овощи или фрукты, но и многие другие товары.
Если выбирается для работы широкая торговля большими партиями, то работать придется с магазинами. Для этого целесообразно открывать полноценный оптово-розничный центр. Такая оптовая торговля фруктами и овощами может стать источником высокого дохода. Однако для начинающих предпринимателей эту перспективу лучше оставить на будущее, поскольку здесь уже нужен достаточный опыт.
Плюсы бизнеса
Торговля овощами и фруктами имеет свои преимущества. Она обладает следующими плюсами:
Если открыть небольшой магазинчик, специализирующийся на продаже товаров растительного происхождения, то можно ожидать окупаемости буквально в течение трех месяцев.
Недостатки
Торговля овощами и фруктами как бизнес имеет и некоторые значимые недостатки. К ним относится:
Поэтому к ведению этого бизнеса следует подходить ответственно и обдуманно.
Анализ рыночной ситуации
Перед вложением средств в бизнес следует тщательно проанализировать рынок. Полученная информация даст возможность определить, будет ли эффективной торговля овощами и фруктами на улице или целесообразно вести ее в павильоне или магазине. Стандартно анализ рынка показывает:
Жители крупных городов обычно доверяют магазинам, поэтому продажа на рынке становится убыточной с каждым годом. Пользуются спросом павильоны для торговли овощами и фруктами, в которых предлагается свежая продукция и хороший ассортимент.
Правила регистрации бизнеса
Чтобы деятельность, связанная с розничной торговлей овощами и фруктами, была законной, необходимо учитывать следующие требования:
Регистрация ИП осуществляется в отделении ФНС по месту проживания предпринимателя. Требуются стандартные документы для торговли овощами и фруктами, поэтому следует только иметь свидетельство о регистрации ИП, а также разрешения от разных государственных инстанций.
Нюансы выбора кодов ОКВЭД
Важно грамотно выбрать коды ОКВЭД для торговли овощами и фруктами. К ним относится:
Все вышеуказанные данные следует перечислить в заявлении, которое с копией паспорта и квитанцией об уплате пошлины передается в отделение ФНС по месту жительства будущего предпринимателя.
Как выбрать место для работы?
Доходность бизнеса, связанного с розничной торговлей, зависит от грамотного определения места для ведения деятельности. Для этого можно выбрать несколько вариантов:
Более комфортной и приятной работой считается деятельность, осуществляемая в полноценно оснащенном всем необходимым помещении. Можно обустроить магазин на первом этаже жилого дома или использовать отдельное строение. Спросом пользуется продукция, предлагающаяся в небольших павильонах. Но продуктовый магазин должен располагаться в месте высокой проходимости.
Правила создания оптимального ассортимента
Чем больше разных овощей и фруктов будет предлагаться, тем выше вероятность получить от такой деятельности действительно значительный доход. При составлении списка учитывайте следующие рекомендации:
Наиболее востребованными считаются огурцы и помидоры, которые приобретаются как летом, так и зимой. Поэтому для них используется высокая наценка.
Какое требуется оборудование?
Торговля овощами и фруктами как бизнес подразумевает установку специального оборудования. Только так она будет успешной и выгодной. К торговому оборудованию относятся:
Все оборудование должно быть высококачественным и купленным у официальных производителей или дилеров. В ином случае велика вероятность, что техника по своим характеристикам не будет подходить для планируемой деятельности.
Нюансы привлечения покупателей
Для развития ларька или магазина не требуется проводить полноценную рекламную кампанию. Чтобы привлечь покупателей, можно пользоваться следующими способами:
Сарафанное радио считается наиболее эффективным способом рекламы, поэтому предприниматель должен стараться, чтобы все покупатели остались довольны предлагаемым ассортиментом и услугами.
Какие конкурентные преимущества можно создать?
Достаточно выгодным и интересным способом заработка считается торговля овощами и фруктами. ИП, занимающийся данной деятельностью, должен создавать определенные конкурентные преимущества, позволяющие ему выделиться среди основных соперников. Для этого могут использоваться следующие уловки:
Привлечь покупателей можно доступными ценами, хорошим ассортиментом или наисвежайшей продукцией.
Выбор работников
Существует много правил торговли фруктами и овощами, но для успешной деятельности важно грамотно подбирать работников. Продавцы должны обладать следующими качествами:
В небольшом магазине достаточно только одного работника, выполняющего функции продавца, кассира, уборщика и консультанта.
Затраты на открытие бизнеса
Для открытия такого дела понадобится потратить около 756 тыс. руб. Такая сумма необходима для следующих целей:
Ежемесячные расходы составляют около 200 тыс. руб.
Окупаемость бизнеса
Средний чек в таком магазине составляет примерно 300 руб. В день количество покупателей находится в пределах 45 человек. Темп роста продаж составляет 15 % в год. Наценка на продаваемые товары равна примерно 60 %.
Ежемесячная выручка в среднем составляет 405 тыс. руб. Поэтому средняя чистая прибыль равна 205 тыс. руб. Такой доход считается достаточно высоким и оптимальным для многих предпринимателей.
Советы начинающим бизнесменам
При открытии бизнеса, основанного на торговле разными овощами и фруктами, следует помнить о некоторых рисках, которые негативно сказываются на результатах деятельности. Чтобы их предотвратить, следует придерживаться определенных правил:
Окупаемость такого бизнеса варьируется от 5 до 12 месяцев. Если учитывать советы опытных предпринимателей, то можно рассчитывать на создание действительно актуального и выгодного магазина, приносящего значительный доход.
Заключение
Бизнес, основанный на продаже фруктов и овощей, считается выгодной деятельностью, если грамотно подобрать ассортимент, выбрать оптимальное место для работы, а также продавать товары по доступным ценам. Для работы подойдет точка на рынке или отдельное помещение, необходимое для формирования полноценного магазина.
Для получения высокой прибыли важно приобрести качественное оборудование, а также выбрать проверенных поставщиков. Применяя советы опытных предпринимателей, можно окупить вложенные средства буквально за несколько месяцев.
Как запустить доставку фруктов и за пять лет не закрыться
Мы с мужем открыли лавку «Едок» в 2014 году. Купили экзотических фруктов, запаковали в икеевские коробки, сделали фотосет и запустили конкурс репостов в соцсетях. Конкурс сработал: мы стали получать по тридцать заказов в день. Сегодня у нас три склада в Москве и Петербурге и база из сорока пяти тысяч клиентов.
Пессимистичный план продаж и 700 000 рублей на запуск
Первое, что я сделала, когда поняла, что дело прибыльное, — составила план продаж на год вперед. Пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Мы тютелька в тютельку прошли по реалистичному, и я подумала: о, как могу.
На запуск Едока мы потратили около 700 000 рублей. На них мы закупили всё для склада и тратили в течение первых месяцев работы.
Расходы для открытия
Цена, рубли
Всего
700 000
Интернет-магазин фруктов и овощей на первом этапе потребует около 300 тысяч в месяц на все постоянные издержки.
Платить ежемесячно
Цена, рубли
Всего
300 000
Работать с мелкими фермами сложно из-за сертификатов
Сейчас мы продаем 30 видов экзотических фруктов и 30 сезонных. Еще у Едока есть столько же овощей, 15 видов орехов и сухофруктов, оливки и оливковые масла. Недавно добавили бакалею: пасты, крупы, бобовые, хумусы, напитки. На очереди сыры, молочка и мясо.
Экзотические фрукты покупаем у трех поставщиков. Они заключили договоры с плантациями в Таиланде, Вьетнаме и других странах и являются прямыми импортерами в Россию, то есть мы получаем манго и ананасы сразу из первых рук.
Все поставщики дают нам сертификаты на каждый продукт. Они подтверждают то, что продукты ввезены в Россию законно и их состав соответствует утвержденным в РФ нормам.
Сезонные фрукты, овощи и орехи мы закупаем на складах на Калининской овощной базе в Санкт-Петербурге и в агрокластере «Фудсити» в Москве.
Еще сотрудничаем с небольшими хозяйствами. Этим летом мы продавали коробку с овощами и домашними заготовками из деревни Костино Тульской области.
Есть две проблемы с мелкими фермами. Первая — это объемы. Маленькое хозяйство не может гарантировать бесперебойную поставку овощей в нужных нам количествах. Вторая проблема — сертификаты на продукцию. Чтобы легально продавать молочку и мясо, фермеры должны зарегистрироваться в системе «Меркурий» и пройти все проверки. Обычно никто этим не заморачивается.
Склады на овощебазах и икеевские коробки
В Петербурге у нас два склада — один на овощебазе на Непокоренных и второй на Долгоозерном рынке. Склад на Непокоренных большой: холодильник, полки для хранения бакалеи, зона раскладки продуктов по коробкам, офис, помещение для хранения мусора и комната для фотосессий. На Долгоозерном рынке площадь склада меньше, но зато есть точка продаж и соковыжималки. Иметь несколько складов в одном городе удобно: проще организовать доставку коробок день в день.
Раньше в Москве наша база находилась в агрокластере «Фудсити», но недавно мы переехали в новый огромный склад. Хоть в Фудсити и живут все наши поставщики, но по соседству автозапчасти и китайская обувь. Совсем не та атмосфера, куда хочется всех гордо звать.
Курьеры в штате компании
Мы не работаем с курьерскими компаниями, у нас своя служба доставки. Курьер — это лицо сервиса, единственный человек, которого клиенты видят вживую. Для нас крайне важно, кто работает на доставке, а со сторонними службами это очень сложно контролировать.
Долгие годы у нас висит вопрос с автоматизацией доставки. Наши логисты планируют каждый день маршруты водителей вручную и выдают им бумажки. Мы пробовали программу от Яндекса, но она нам не подошла — слишком много глюков. Сейчас пробуем внедрить приложение Вироут.
В Петербурге мы запустили экспресс-доставку день в день. У водителей получается возвращаться на склад днем, чтобы забрать новые заказы. В Москве экспресс-доставка пока в планах — город очень большой, нужна другая логистика.
Собираем и сортируем вторсырье
Мы всегда забирали у клиентов нашу упаковку на переработку, а этим летом решили забирать и всё остальное тоже. Теперь, когда курьер приносит новый заказ, клиенты отдают ему вторсырье. На складе мы его еще раз сортируем и относим в пункты приема.
Пока мы забираем только пищевую упаковку в наших же коробках. Просим клиентов подготовить мусор заранее, в нашей группе Вконтакте есть инструкции, как это делать: стекло отмыть, пластик смять, крышки сложить отдельно.
За месяц мы собрали около 200 кг мусора. Чтобы сдавать мусор прямо на завод, нужен объем от тонны. Мы не можем набирать такой объем, потому что у нас нет столько места для хранения, поэтому собранный у клиентов мусор мы сдаем в пункты приема. Пункты приема смотрели на карте проекта «Раздельный сбор».
Реклама у блогеров и никаких «коробочек»
Основной канал продаж — соцсети. Мы с мужем распределили обязанности так: он отвечает за продукт, поставщиков и логистику, а я за команду, продвижение в интернете и клиентов. Первые два года все соцсети я вела самостоятельно, даже выпустила и продала курс из пяти уроков по смм.
У нас есть контент-план на месяц: каждый день новая публикация.
В Едоке есть гайды как создавать посты. Однажды я села и сформулировала все свои требования к контенту. Я люблю букву «ё», ненавижу, когда вместо тире ставят дефис, и запрещаю всем сотрудникам говорить слово «коробочка».
Мы пишем новые тексты даже для старых информационных постов. Это уважение к постоянным клиентам: читать одни и те же слова скучно. Та же история с фотографиями. Трое наших сотрудников обучались фотографии и постоянно тренируются на нашей продукции.
Мы используем разные методы привлечения новых подписчиков и будущих покупателей. Пять лет назад мы получили тысячу подписчиков благодаря единственному конкурсу репостов. Сейчас конкурсы репостов уже не работают.
Но конкурсы с другой механикой мы все же проводим. Они расшевеливают аудиторию и делают страницу бренда в соцсетях интереснее.
Конкурсы собирают от 20 до 50 тысяч просмотров, а уже просмотры приводят от 200 до 700 подписчиков и до 300 новых клиентов. При этом затраты на подарки не превышают 10 000 рублей.
Иногда мы работаем с блогерами — отправляем коробку на распаковку и просим разместить честный отзыв с упоминанием бренда. Иногда опыт был удачным, иногда нет. Благодаря распаковкам мы увеличили аудиторию с 9 000 до 20 000 человек.
После рекламы у блогеров мы всегда получали продажи. Наши менеджеры следили за комментариями к видео и писали в директ людям, заинтересовавшимся продуктом.
В этом году мы первый раз решили сделать акцию — бесплатная доставка все лето. Оказалось, для клиентов бесплатная доставка перекрывает все акции и бонусы, которые мы можем предложить.
Заказы обрабатываются в собственной админке
Едок работает как интернет-магазин. Наша система обработки заказов состоит из сайта, админки и CRM-системы.
Сначала у нас был простой сайт, на котором мы продавали 5 готовых коробок, и гугл-таблицы с контактами клиентов. Постепенно наш ассортимент вырос, и база клиентов увеличилась. Мы сделали новый красивый сайт со сложным каталогом и разным функционалом.
Наше главное отличие от другого интернет-магазина — в том, что мы продаём готовые коробки с разным наполнением. Клиент собирает коробку самостоятельно из разных сочетаний продуктов, поэтому система должна учитывать, сколько продуктов разного типа осталось, а сколько нужно закупить еще. Мы стали искать готовые решения для такого формата.
На рынке есть продукт Р-Кипер, но он нам не подошел: он ориентируется на рестораны и стоит дорого. Мы пробовали работать с сервисом «Мой склад». Готового решения для наших задач у них не оказалось.
Часть задач мы решили, заключив договор с Ритейл-ЦРМ. У них отличная поддержка, они постоянно доделывают функционал, общаются с нами, спрашивают, чего не хватает. Мы платим им около 35 000 в месяц, и прикрутить систему к системе администрирования стоило 50 000 рублей.
Систему администрирования мы написали сами. Она умеет собирать сеты из разных товаров и учитывает их остатки в CRM-системе. Новые задачи для админки появляются каждый день, поэтому иметь разработчиков на зарплате удобнее, чем брать готовые решения.
Когда видела в резюме, что кандидат работал продавцом в Пятерочке, душа радовалась
В нашей команде в Петербурге 30 человек, а в Москве 15. Менеджеры работают дома: общаются с клиентами и оформляют заказы.
Руководители работают пятидневку, у всех остальных гибкий график по сменам. Нет строгих два через два, всегда можно договориться с руководителем и коллегами. Есть внутреннее правило: о выходном предупреждать заранее. При желании курьеры могут работать без выходных и зарабатывать больше. Они взрослые здоровые мужики. Менеджерам мы так не разрешаем — бережем.
У каждого сотрудника есть внутренний депозит — сумма, которую можно потратить на нашу продукцию за месяц. Этой суммы хватает на 4-5 небольших заказов. Кроме депозита, домой уносят фрукты и овощи, которые нельзя класть в коробки, например некрасивые бананы.
В январе, феврале, марте и иногда летом у нас премии — в эти месяцы много работы из-за праздников. Еще мы дарим сотрудникам подарки на дни рождения, и это что-то особенное, а не два сертификата на выбор.
Стажировка оплачивается сразу. Первый месяц стажеры работают как самозанятые, потом по контракту. На притирку уходит пара дней, за это время становится понятно, подходим друг другу или нет. Через месяц кто-то оформляется, кто-то остается как самозанятый.
Костяк команды был с нами с самого начала: нужные люди сваливались с неба и оставались надолго. Наш логист раньше работал курьером в «Дома вкуснее» и приносил нам с мужем заказы. Мы его схантили и не прогадали: он знает город как свои пять пальцев и находит замечательных курьеров.
Найти курьера — это отдельная боль. Клиентам очень важно, кто приносит им продукты. Я никогда не публиковала эту вакансию на хэдхантере, потому что тот, кто ищет там такую работу, нам не подойдет. Нам нужен курьер, у которого есть опыт взрослого человека, умеющего нести ответственность. Он хочет зарабатывать 60 000 — 80 000 рублей, но приходит на эту вакансию не с позиции сторожа за 20 000 рублей. Например, у нас работает бывший водитель депутата. Он потерял в деньгах, когда к нам пришел, но так устал от той работы, что здесь отдыхает.
Главное, чтобы у человека глаза горели, чтобы он хотел работать именно у нас. Тогда получается любовь.
Раньше портрет комплектовщицы у меня был — хорошая девочка из Пятерочки. Там бывают гастарбайтеры, тетки и хорошие девочки. Смотришь на неё и думаешь: «Ну вот что ты тут делаешь? Чтобы сидеть за кассой, нужно быть злой бабой. Зачем ты здесь?» Когда видела в резюме, что кандидат работал продавцом в Пятерочке, душа радовалась. А недавно пришла женщина 36 лет. Образованная, красивая. Вела инстаграмм, волонтерила в Раздельном сборе. Надоело ей волонтерить, пришла к нам. Я говорю: «Может, администратором лучше поработаешь?», а она нет, хочу фрукты в коробки собирать.
В людях я не ошибаюсь. Раньше не доверяла себе, искала аргументы. А потом поняла, что не надо тратить время на сомнения. Теперь я стала выбирать людей быстрее и расставаться с ними быстрее.
Недавно я рассталась с человеком, который проработал у нас пять лет. Я вернулась из Америки и поняла, что что-то не так. Стала присматриваться, следить за результатами и показателями. Вызвала человека на разговор. А человек говорит про компанию «вы», а не «мы», вспоминает прошлую работу, до Едока. Пять лет прошло, а он себя с компанией не связывает.
Я размышляла, нужно ли еще подбирать какие-то аргументы или нормально будет сесть и по-честному сказать, что я вижу это, это и это, я не могу так дальше работать, спасибо за все. Без придумывания про эффективность, про задачи. Лучше просто быстро расстаться и заплатить хорошие деньги на прощание.
Целевая аудитория — семьи с детьми и работающие женщины
В нашей базе контакты 45 000 клиентов. Больше 65% покупают у нас постоянно.
Наша целевая аудитория — семьи с детьми и женщины, у которых нет времени ходить по магазинам. На втором месте — компании, которые покупают фрукты в офис сотрудникам. В основном это айти-компании или крупные агентства, например, Авиасэйлз или маркетинговое агентство «Сметана». Также мы поставляем овощи и фрукты в рестораны. Третье место — это люди, которые покупают коробки в подарок.
У нас две с половиной тысячи отзывов Вконтакте о наших коробках, и есть отдельная ветка для тех, кто остался недоволен. Мы никогда не удаляем негативные отзывы. Я учу своих сотрудников любить тех, кто жалуется: они приносят обратную связь. Во-первых, находят на нас время, во-вторых, раз жалуются, значит, верят, что мы можем исправиться.
Каждую неделю считаем недовольных клиентов. Вот из 372 заказов за неделю в Петербурге: 20 жалоб по качеству, 5 по — сборке.
Работать с конечным клиентом всегда сложнее, чем расставлять товары для безличных покупателей на полках. Была клиентка, которая писала негативные отзывы во всех соцсетях, хотя, на наш взгляд, мы всё сделали как надо. Мне было интересно ее понять, и я предложила пообщаться по видеосвязи. Выслушала ее, задавала вопросы. Она рассказала, как подговорила 50 человек из телефонной книги скачать приложение, чтобы с каждого получить по 500 рублей на бесплатную доставку. Это у нее такое хобби — получать продукты и сервис бесплатно. Иногда в качестве извинений мы дарим нашим недовольным клиентам подарки. Наверное, эта женщина решила, что быть недовольной выгодно.
Цель нашего сервиса — сэкономить время на покупки. В Москве много проектов, которые доставляют всё — Москоу фреш, Фэмили френд. Они классные игроки, с доставкой чуть ли не круглые сутки, много москвичей заказывают у них, потому что их ассортимент шире, чем наш. Я рассчитываю, что если мы сделаем ассортимент широким, то клиентов будет больше.
Кроме экономии времени мы устраиваем душевные акции. Например, в прошлом году, мы доставили несколько коробок на день матери родителям наших клиентов в другие города. После вручения коробки подставным курьером перед мамами внезапно появились их дети. Без предупреждения, сюрпризом. Мы просто купили для них билеты, чтобы они могли буквально на часик увидеться с мамами.
За пять лет цены мы поднимали 5 раз. Делали это аккуратно: на что-то поднимем, на что-то снизим. Сервис — это не только дружба со всеми, но и когда ты цены держишь низкими.
В декабре 2014 что-то произошло с долларом, и все поставщики увеличили цены в три раза. Мы остановили их на день продажи и стали думать, что делать. Едок полноценно работал первый год, и мы надеялись на праздники хоть что-то заработать. Но раз поставщики повысили цены, мы тоже должны повысить. Мы решили, что для клиентов ничего менять не будем и возьмем минус на себя. В тот НГ мы ничего не заработали. Но 14 февраля и 8 марта фруктовые боги послали нам хорошие заказы, и цены на рынке постепенно выровнялись.
В России мы еще не всё доделали
Два года назад мы поняли, что даже если мы уедем из страны, наш бизнес будет работать. Мы решили поехать в Калифорнию и открыть там филиал Едока. Мы прожили в Америке около года и весной 2019 года вернулись в Россию.
Вернулись из-за проблем с визой. Миграционная служба отказала нам в продлении рабочей визы, потому что у бизнеса нет офиса. Мы могли оспорить отказ или снять офис, но решили вернуться домой. Во-первых, это оказалось очень большое дело, и я решила пока не ввязываться. Во-вторых, было ощущение, что в России мы еще не всё доделали.
В Америке мой взгляд на бизнес поменялся. Раньше я не хотела открывать офлайн-магазин. Зачем? Мы же концентрируемся на доставке. А там смотрят по-другому. Интернет-магазин — это прекрасно, но познакомиться лично и поболтать с владельцем — это святое. Люди любопытные: открылось что-то новое — обязательно заглянут, поболтают одну минуточку, сядут в свой порш и поедут работать. И я подумала, что тоже так хочу. Открою в России свой магазинчик. Заодно и скорость доставки увеличим, если еще одна база будет.
Мы вернулись из Калифорнии и впервые задумались об инвестициях. Сейчас мы расширим наш ассортимент, раскачаем клиентскую базу и будем искать инвестора. Такие пока планы на ближайшие два года. А потом либо вернемся снова в Америку, либо куда-то, где солнце и море. Поближе к нашим любимым экзотическим фруктам.