Tot в рации что это такое
Функциональные возможности раций. Описание значений функций VOX, TOT, Compander, PTT ID и многих других
Функциональные возможности радиостанций.
На нашем сайте предоставлена возможность поиска раций по функциональным возможностям. Что именно означают функции и для чего предназначены, указано ниже.
КОДЫ DCS/CTCSS. Для повышения помехоустойчивости и/или создания простейших групп пользователей система шумоподавления радиостанций LINTON может использовать на передачу и/или на прием CTCSS или DCS коды. Две и более радиостанции, использующие CTCSS или DCS код, могут успешно работать друг с другом только в том случае, если они используют один и тот же код.
РЕЖИМ VOX. В аппаратуре радиосвязи система, которая автоматически переключает радиостанцию в режим передачи, как только оператор начинает говорить в микрофон, и возвращает в режим приема, когда оператор делает определенную паузу (обычно несколько десятых долей секунды). Недостаток системы VOX — на ее срабатывание требуется определенное время, порядка сотых или десятых долей секунды, из-за этого корреспондент может не услышать начало адресованной ему реплики. Чтобы этого избежать, операторы произносят в микрофон сначала какой-нибудь звук-паразит, а уже потом начинают говорить.
ОГРАНИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПЕРЕДАЧИ (TOT), сек. Этот режим позволяет ограничить время передачи 60, 120, 180 и так далее секунд, тем самым устанавливается некий регламент общения. Это необходимо для предотвращения случайного длительного нажатия клавиши РТТ, отчасти экономит заряд АКБ, а также эффективно работает против любителей поболтать. Если радиостанция непрерывно передает сообщение, то через 120 секунд звучит звуковой сигнал «бип», и отключается режим «Передача». Вы можете отпустить кнопку РТТ и нажать ее снова, чтобы продолжить передачу сообщения.
ИЗМЕНЕНИЕ МОЩНОСТИ HI\LOW. Программируется с компьютера, в некоторых вариантах радиостанций функциональной кнопкой. Если удается иметь надежную связь без использования большой выходной мощности, используйте малую выходную мощность, таким образом Вы сэкономите энергию аккумулятора. Индикатор приема-передачи TX/RX показывает: Красный: выбрана высокая выходная мощность. Оранжевый: выбрана низкая выходная мощность. На каждый канал может быть запрограммирована своя мощность передачи.
BEEP. Звуковое подтверждение нажатия клавиш.
РЕЖИМ КОМПАНДЕР (Compander). В этом режиме сужается динамический диапазон амплитуды речевого сигнала. Амплитуда сильного (громкого) звука уменьшается, а величина слабых звуков увеличивается. В конечном итоге девиация частоты на рабочем канале уменьшается, т.е. полоса излучения становится меньше. В режиме приёма работает экспандер, который увеличивает громкие звуковые сигналы и уменьшает слабые. Таким образом, восстанавливаются искажения речи, произведённые компандером. В результате применения режима «компандер» уменьшается используемая полоса частот на рабочем канале. Следовательно, уменьшается уровень шумов при приёме (увеличивается соотношение «сигнал/шум»), увеличивается дальность и качество связи.
РЕЖИМ СКРАМБЛЕР (Scrambler). Шифрование речи.
УЗКАЯ\ШИРОКАЯ ПОЛОСА ИЗЛУЧЕНИЯ И ПРИЕМА. Широкая полоса 25 кГц, узкая полоса 12,5 кГц или 2,5 кГц. В режиме широкой полосы передачи качество связи будет лучше, но дальность меньше чем в режиме узкой полосы передачи.
РЕЖИМ «ШЕПОТ». В этом режиме нет необходимости говорить громко. Даже самый слабый звуковой сигнал (голос) усиливается и не влияет на качество звучания.
ИНДИКАЦИЯ РАЗРЯДА АКБ. Радиостанция подает звуковой или световой сигнал оповещающий о низком заряде батареи.
DTMF СИГНАЛ. Двух-тональный многочастотный аналоговый сигнал, предназначенный для работы с дополнительным оборудованием. У каждой цифры есть свой определенный звуковой тон, который дополнительное оборудование может воспринимать как определенную команду.
PTT ID. Автоматическая идентификация абонентов, выходящих в эфир. Используется на дополнительном оборудовании, например, запись переговоров, доступ к ретранслятору и другое.
CLOCK SHIFT. Эта функция используется для того, чтобы избавиться от помехи в виде свиста высокого тона на рабочей частоте.
ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗНОСА ЧАСТОТ. Прием и передача происходит на разных частотах.
СКАНИРОВАНИЕ. Функция сканирования каналов может быть использована для поиска или обнаружения пользователей на других каналах.
АВТО-ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПИТАНИЯ, ЧАСЫ. Функция автоматического выключения питания позволяет задавать время, по истечении которого радиостанция автоматически выключается.
TAIL CUT. Функция удаления шума в конце передачи.
ПРОВЕРКА ЗАНЯТОСТИ КАНАЛА (BUSY LOCKOUT). Не позволяет включиться радиостанции в режим «передача», если в это время на канале ведётся работа. Это обеспечивает комфортную работу всех корреспондентов не перебивая друг друга.
FM ПРИЕМНИК. Позволяет слушать FM радио.
АВАРИЙНОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ. Функция предназначена для звукового оповещения аварийной ситуации. Бывает локальное и внешнее оповещение. Внешнее аварийное оповещение посылает сигнал тревоги в радиоэфир.
РЕЖИМ СОХРАНЕНИЯ БАТАРЕИ. Позволяет радиостанции “засыпать” на некоторое время, периодически “просыпаясь” для проверки наличия сигнала на частоте. Если сигнал будет обнаружен, радиостанция переходит в нормальный режим, а после исчезновения сигнала снова возвращается в «спящий». Этот режим уменьшает потребление тока от аккумулятора, значительно увеличивая время работы от одной зарядки аккумулятора.
DUAL WATCH. Мониторинг двух каналов одновременно. Позволяет вести прием на двух каналах поочередно.
ВИБРОВЫЗОВ. При использовании данной функции радиостанция вибрирует, позволяя обратить на себя дополнительное внимание.
FREQ HOP. Технология позволяет защитить рацию от приема ненужных сигналов и помех. Рации, где функция FREQ HOP активирована, работают только друг с другом и не принимают сторонних.
RF GAIN. Регулировка чувствительности приёмника радиостанции. Позволяет принимать без искажения сильные сигналы от рядом находящихся корреспондентов.
ASQ. Система автоматического подавление шумов. Обеспечивает комфортный прием, отключая динамик радиостанции, чтобы не слышать «белый шум» эфира. В случае появления полезного «сигнала» в звуковом спектре, динамик радиостанции включается.
ФУНКЦИЯ SQUELCH. Подавитель шумов предназначен для подавления фоновых шумов на свободных каналах и подавления очень слабых сигналов, прием которых не даст никакой информации, кроме шумо-подобного сигнала в динамике. Подавитель шумов настраивается на некий уровень срабатывания, ниже которого сигналы не будут приниматься радиостанцией.
*Использование информации в других источниках, разрешено с указанием ссылки на наш сайт.
Таймер тайм-аута передатчика (tot), Изменение уровня девиации сигнала – Инструкция по эксплуатации Vertex Standard VX-6R
Страница 57
Инструкция по эксплуатации VX-6R
отключен тоновым декодером). По умолчанию функция BCLO отключена, но вы можете
активизировать ее, выполнив следующие действия:
(1) Нажмите кнопку [F/W],а затем кнопку [0 (SET)] для перехода в режим
(2) Вращайте ручку DIAL для установки пункта меню 6: “BCLO”.
(3) Нажмите кнопку [0(SET)] для подтверждения выбора данного пункта
(4) Вращая ручку DIAL, установите значение “ON”. Функция блокировки
занятого канала включена.
(5) Нажмите тангенту PTT для сохранения новых значений и перехода в
обычный режим работы.
Помните, что функция BCLO управляется шумоподавителем. Если вы
активизировали DCS или TSQ, то функция BCLO будет блокировать работу на
передачу, но не передавать корректный тон. Функция BCLO просто
предотвращает создание помех другим станциям.
Таймер тайм-аута передатчика (TOT)
Функция TOT обеспечивает безопасность, ограничивая работу на передачу в течение заранее
указанного времени. Это позволяет экономить энергию батарей, запрещая работать на передачу
слишком долго. Это очень полезно в случае залипания тангенты PTT (если трансивер, или, например,
гарнитура упала между сидениями автомобиля). Кроме этого, предотвращается генерация помех
другим станциям. По умолчанию функция TOT установлена в 3 минуты, но вы можете ее
активизировать, выполнив следующие действия:
(1) Нажмите кнопку [F/W],а затем кнопку [0 (SET)] для перехода в режим
(2) Вращайте ручку DIAL для установки пункта меню 67 “TOT”.
(3) Нажмите кнопку [0(SET)] для подтверждения выбора данного пункта
(4) Вращая ручку DIAL, установите необходимое значение таймера тайм-
аута передачи, определяя максимальное время сеанса работы на
передачу (2.5/5/10 минут) или “OFF”.
(5) Нажмите тангенту PTT для сохранения новых значений и перехода в обычный режим работы.
Если до момента истечения таймера тайм-аута останется 10 секунд, то
предупреждающий звуковой сигнал будет сгенерирован.
Краткость при работе на передачу знак хорошего оператора!
Попробуйте установить TOT таймер на максимальное время передачи 1 минута. Это
позволить серьезно экономить расход энергии батарей.
Изменение уровня девиации сигнала
В некоторых странах мира частотное распределение требует минимального шага каналов. В таких
случаях от оператора требуют уменьшения уровня девиации, что позволяет снизить опасность
генерации помех другим станциям на соседних каналах. В трансивере VX-6R предусмотрен
простейший способ уменьшения девиации:
(1) Нажмите кнопку [F/W], а затем кнопку [0 (SET)] для перехода в режим
(2) Вращайте ручку DIAL для установки пункта меню 27: “HLF.DEV”.
(3) Нажмите кнопку [0(SET)] для подтверждения выбора данного пункта
(4) Вращая ручку DIAL, установите необходимое значение “ON”. В этом
случае функция половинной девиации включена и девиация
передатчика будет в пределах
±2.5 кГц и уровень принимаемого
сигнала вырастет за счет прослушивая более узкополосного сигнала.
(5) Нажмите тангенту PTT для сохранения новых значений и перехода в обычный режим работы.
Нормальное значение девиации (если в пункте режима установок 27 установлено
значение “OFF”) равно
Описание значений функций раций Linton
Функциональные возможности радиостанций Linton
Коды DCS и CTCSS. Для повышения помехоустойчивости и/или создания простейших групп пользователей система шумоподавления радиостанций LINTON может использовать на передачу и/или на прием CTCSS или DCS коды. Две и более радиостанции, использующие CTCSS или DCS код, могут успешно работать друг с другом только в том случае, если они используют один и тот же код.
Защита от ненужных сигналов Frequency hop. Технология позволяет защитить рацию от приема ненужных сигналов и помех. Рации, где функция Freq Hop активирована, работают только друг с другом и не принимают сторонних корреспондентов.
Разнос частот. Прием и передача происходит на разных частотах. Применяется при работе в системе ретранслированния радиосигнала. Радиостанции работают не напрямую, а через ретранслятор, для увеличения зоны покрытия радиосвязью. В этом случае частоты на рациях настраиваются обратно частотам ретранслятора. Отдельно устанавливается приемная и передающая частота.
Функция Dual Watch. Мониторинг двух каналов одновременно. Позволяет вести прием на двух каналах поочередно.
Изменение уровня мощности Low и High. Программируется с компьютера, в некоторых вариантах радиостанций функциональной кнопкой. Если удается иметь надежную связь без использования большой выходной мощности, используйте малую выходную мощность, таким образом Вы сэкономите заряд аккумулятора. Индикатор приема-передачи TX/RX показывает красный если выбрана высокая выходная мощность. Оранжевый е ли выбрана низкая выходная мощность. На каждый канал может быть запрограммирована своя мощность передачи.
Ограничение времени передачи TOT. Этот режим позволяет ограничить время передачи 60, 120, 180 и так далее секунд, тем самым устанавливается некий регламент общения. Это необходимо для предотвращения случайного длительного нажатия клавиши РТТ, отчасти экономит заряд АКБ, а также эффективно работает против любителей поболтать. Если радиостанция непрерывно передает сообщение, то через 120 секунд звучит звуковой сигнал «бип», и отключается режим «Передача». Вы можете отпустить кнопку РТТ и нажать ее снова, чтобы продолжить передачу сообщения.
Запрет передачи. Название функции говорит само за себя. При включении данного режима, работа рацией на передачу становиться невозможна. Применяется в случаях, когда необходимо корреспондента лишить возможности «говорить», оставив ему возможность приема радиосигнала.
Сканирование. Функция сканирования каналов может быть использована для поиска или обнаружения работающих на других каналах корреспондентов. В случае если на найденном канале видеться радиообмен, сканирование прекратиться.
Автоматическое включение передачи VOX. В аппаратуре радиосвязи система, которая автоматически переключает радиостанцию в режим передачи, как только оператор начинает говорить в микрофон, и возвращает в режим приема, когда оператор делает определенную паузу (обычно несколько секунды). Недостаток системы VOX — на ее срабатывание требуется определенное время, порядка сотых или десятых долей секунды, из-за этого корреспондент может не услышать начало адресованной ему реплики. Чтобы этого избежать, операторы произносят в микрофон сначала какой-нибудь звук, а уже потом начинают говорить.
DTMF сигналы. Двух-тональный многочастотный аналоговый сигнал, предназначенный для работы с дополнительным оборудованием. У каждой цифры есть свой определенный звуковой тон, который дополнительное оборудование может воспринимать как определенную команду.
Индивидуальное или групповое DTMF оповещение. Система, позволяющая настроить селективный (выборочный) или групповой вызов корреспондентов внутри одной группы, при работе всех на одной частоте. В основе лежит использование DTMF сигналов.
Удаленное управление рацией Remote Kill/Stun. Использование данной функции позволяет удаленно лишить корреспондента возможности передавать радиосигналы в эфир, или вовсе отключить рацию. В основе удаленного управления лежит использование DTMF сигналов.
PTT-ID идентификация. Автоматическая идентификация абонентов, выходящих в эфир. Используется на дополнительном оборудовании, например, запись переговоров, доступ к ретранслятору и другое. Двух-тональный DTMF сигнал звучит при нажатии кнопки PTT в начале или в конце сообщения.
Tall cut. Функция удаления шума в конце передачи. Ровно обрезает последний полезный сигнал, отделяя шум эфира, делая общение более комфортным.
Проверка занятости канала Busy lockout. Не позволяет включиться радиостанции в режим «передача», если в это время на канале ведётся работа. Это обеспечивает комфортную работу всех корреспондентов не перебивая друг друга.
Изменение речи, режим Compander. В этом режиме сужается динамический диапазон амплитуды речевого сигнала. Амплитуда сильного (громкого) звука уменьшается, а величина слабых звуков увеличивается. В конечном итоге девиация частоты на рабочем канале уменьшается, т.е. полоса излучения становится меньше. В режиме приёма работает экспандер, который увеличивает громкие звуковые сигналы и уменьшает слабые. Таким образом, восстанавливаются искажения речи, произведённые компандером. В результате применения режима «компандер» уменьшается используемая полоса частот на рабочем канале. Следовательно, уменьшается уровень шумов при приёме (увеличивается соотношение «сигнал/шум»), увеличивается дальность и качество связи.
Изменение речи, режим Scrambler. Шифрование речи. Простейший алгоритм преобразования звукового сигнала без изменения скорости передачи с целью получения свойств случайной последовательности, что делает речь неразборчивой и непонятной.
Clock shift. Эта функция используется для того, чтобы избавиться от помехи в виде свиста высокого тона на рабочей частоте.
Режим Whisper (шепот). В этом режиме нет необходимости говорить громко. Даже самый слабый звуковой сигнал (голос) усиливается и не влияет на качество звучания.
Авто-выключение питания Auto Power Off. Функция автоматического выключения питания позволяет задавать время, по истечении которого радиостанция автоматически выключается.
Защита паролем. Название функции говорит само за себя. Доступ к управлению рацией возможен, если ввести заранее установленный пароль.
Сигнал Beep Tone. Звуковое подтверждение нажатия клавиш.
Сигнал Open Tone. Звуковое подтверждение включения и выключения питания.
Режим сохранения батареи Battery Save. Позволяет радиостанции «засыпать» на некоторое время, периодически «просыпаясь» для проверки наличия сигнала на частоте. Если сигнал будет обнаружен, радиостанция переходит в нормальный режим, а после исчезновения сигнала снова возвращается в «спящий» режим. Этот режим уменьшает потребление емкости аккумулятора, значительно увеличивая время работы от одной зарядки.
Предупреждение о низком заряде батареи. Когда уровень заряда аккумулятора превысит установленное значение ½, ¼, 1/8 от общей емкости батареи, звучит звуковой или световой сигнал.
Индикация уровня заряда батареи. В любой момент времени, корреспондент может проверить уровень заряда аккумуляторной батареи. В зависимости от типа радиостанции, сделать это можно либо специальной командой или с помощью индикации на табло.
Аварийное оповещение. Функция предназначена для звукового оповещения аварийной ситуации. Бывает локальное и внешнее оповещение. Внешнее аварийное оповещение посылает сигнал тревоги в радиоэфир на текущей частоте.
Сигнализация по времени Lone Worker. Функция представляет собой дополнительное средство защиты сотрудников, работающих в одиночку в опасных условиях. При регулярном нажатии на определенную кнопку радиостанция функционирует в нормальном режиме, однако при возникновении продолжительной паузы нажатия, радиостанция передает в эфир предупредительный сигнал. Этот сигнал говорит о том, что корреспондент не может самостоятельно сигнализировать о своем благополучии и ему требуется сторонняя помощь.
Режим проверка безопасности Safe Check Mode. Обратно режиму Lone Worker, в этом режиме сигнал проверки безопасности в эфир отправляется автоматически с определенной периодичностью, не требуя вмешательства корреспондента. В случае если передача сигнала прекращается по инициативе владельца радиостанции или сторонними факторами, принимающий корреспондент делает вывод, что требуется помощь.
Режим «Ретранслятор». В этом режиме радиостанция работает как ретранслятор, принимая и передавая радиосигнал на разных частотах.
Смещение частоты Tx. Функция смещения(сдвига) передающей частоты относительно приемной. При активации данной функции, передача и прием происходит на разных частотах, для этого необходимо указать величину сдвига в большую или меньшую сторону.
FM приемник. Позволяет слушать FM радио.
Вибровызов. При использовании данной функции радиостанция вибрирует, позволяя обратить на себя дополнительное внимание.
RF GAIN. Регулировка чувствительности приёмника радиостанции. Позволяет принимать без искажения сильные сигналы от рядом находящихся корреспондентов.
ASQ. Система автоматического подавление шумов. Обеспечивает комфортный прием, отключая динамик радиостанции, чтобы не слышать «белый шум» эфира. В случае появления полезного «сигнала» в звуковом спектре, динамик радиостанции включается.
Функция SQUELCH. Подавитель шумов предназначен для подавления фоновых шумов на свободных каналах и подавления очень слабых сигналов, прием которых не даст никакой информации, кроме шумо-подобного сигнала в динамике. Подавитель шумов настраивается на некий уровень срабатывания, ниже которого сигналы не будут приниматься радиостанцией.
*Использование данной информации в других источниках, разрешено только с указанием ссылки на наш сайт.
Все о рации CB: зачем слушать разговоры водителей, как пользоваться и как остаться в эфире человеком?
Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».
Зачем нужна «си-бишка»?
И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.
Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.
Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.
По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.
В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!
А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.
В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.
Как правильно вести себя в эфире?
Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.
Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.
Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.
В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?
Все дело в антенне!
Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.
В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.
У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.
При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.
А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.
Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.
Как настроить «си-бишку»?
Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?
«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.
Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.
Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.
Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.
Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.
Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.
деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.
Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.
Midland M-ZERO Plus
Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.
Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.
Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.
Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.
Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля
И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.