Total war с чего начать
С чего начать. Советы для новичков
Вначале игры советую прокачать Харизму и лидерство. Вам понадобится войско, а лидерство необходимо для кол-ва отряда. Остальное выбирайте сами…
После того, как Вы поговорили с де Клермоном и выполнили его квест, встает вопрос: «что делать?». В этой статье я постараюсь представить варианты.
Во-первых, лучше всего, если Вы играете первый раз, выполнить квесты старосты Замошья этим вы заработаете денег и познакомитесь с игрой. После выполнения квестов Вы стоите посреди большой карты мира МиБ ОиМ, и возникает мысль: «куда идем?». В игре важнейшим средством выживания, да и сути игры является войско. Войско можно нанимать в лагерях наемников, тавернах, селах и нанимать пленных. В начале игры Вам понадобятся только первые два варианта.
Заработать деньги в МиБ ОиМ можно несколькими способами.
1. Военные действия против лордов.
2. Разорение деревень.
3. Разорение караванов.
4. Выполнение квестов/особых заданий.
5. Сражения с дезертирами.
На первых парах лучше всего выполнить особые задания, зарабатывая этим деньги и улучшая отношения с фракциями. Также выполняйте квесты у лордов этим Вы еще и улучшите отношения с ними.
Заработав немного денег на выполнение заданий, можно пойти в лагерь наемников и купить своим воинам хорошее снаряжение. Денег на это не жалейте т.к. имея хорошо экипированный отряд наемников, можно без проблем расхаживать по карте мира, грабить села и лишить последней монетки воров и грабителей.
Против лордов, если их не 20 человек в отряде, а такое бывает во время войны, не советую воевать. Также, если вы не уверены в победе, не советую сражаться с дезертирами особенно Речи Посополитой и Запорожцев, Москвы. Ну, уж если собрались, советую прочитать статью о том, против какого вида войск, каким идти, т.к. против дезертиров это как никак лучше подойдет. При победе над ними вы получаете деньги, снаряжение, товары, опыт, славу, а также воинов.
Также, если вам не лень, можно заняться торговлей. В игре торговать можно несколькими способами.
2. Продажа товаров, полученных при сражениях/разорении.
Второй вариант подразумевает знание мест, где можно выгодно «загнать» товар.
Первый же примерно тоже, но еще знание места, где выгодно купить товар. Раскрытие таких тонкостей я считаю недопустимым. Лучше сами поездите по городам и разузнайте (записывайте на листочек, где, по чем, и как). Могу только посоветовать. Часто бывает, что товар в деревнях/селах может стоить дешевле, чем товар в городе/замке, что позволяет получить выгоду (в деревнях часто мясо, рыба, инструменты, соль, мука, полотно стоит гораздо меньше, чем в замках), часто бывает, что идет хорошая торговля между деревнями (скажем Подмосковья и деревнями Швеции, где дешевое мясо). Поездите по городам с заданиями от лордов заодно и разузнаете.
Теперь у Вас есть капитал. Идем в лагерь наемников и покупаем нормальный отряд хорошо экипированных воинов, ну а дальше…
Все эти советы только фундамент вашей игры. Выберете, то, что вам понравится, и измените под свой манер.
Ликбез по серии Total War: куда воевать?
Сегодня состоялся релиз Three Kingdoms — самой свежей исторической игры в серии Total War. Поклонники серии уже вовсю громят древнекитайские королевства, а менее знакомые с ней — осторожно интересуются игрой. Давайте посмотрим, что еще может предложить геймерам эта серия.
Синоби в твой сегунат — Shogun
В 2000 году свет увидела первая игра в серии — Shogun: Total War, где семь кланов сражались за власть над средневековой Японией. В 2011 году Creative Assemblyвернулась к идее самурайских сражений и выпустила сиквел, который до сих пор считается одним из лучших представителей франшизы.
Сэнгоку дзидай или эпоха «воюющих провинций» пришлась на XV-XVII века нашей эры, и это интереснейший период в истории невероятно самобытной и закрытой в то время страны. Объясняем коротко и просто: династия сегунов Асикага растеряла контроль над страной, и государство погрузилось в кровавый хаос, длившийся полтора столетия. Концом эпохи считается изгнание последнего сегуна из рода Асикага по повелению Ода Нобунага. Нобунага же, в свою очередь, стал важной фигурой исторических хроник, превратившись из сына мелкого военачальника в правителя Японии. Но и он был убит собственным вассалом, не сумев достичь своей цели по объединению сегуната в единое целое. Начатое завершил его друг Токугава Иэясу.
Помимо уникального сеттинга механика Shogun 2 не дарит каких-то уникальных открытий: принцип управления экономикой, политикой и армиями остался прежним, если сравнивать его с предыдущими частями Total War. Отличительных особенностей здесь две: место действия и превосходная анимация юнитов. Дизайн солдат и военачальников почти полностью соответствует военной «моде» того времени.
Сражения, особенно штурмы городов, невероятно интересны и динамичны. Самая яркая черта, присущая Shogun 2 — столкновение двух кардинально разных культур, европейской и японской. Самураи с мечами в руках сражаются против аркебузиров, тяжелые стайки кобая с лучниками пытаются атаковать пушечные корабли. Чьи традиции соблюдать, какому из военных законов оставаться верным? Прогресс или бусидо? Пройти путем настоящего самурая или принять помощь гайдзинов? Выбирать только тебе, будущий сегун!
Особенности:
Все дороги ведут в Рим — Rome
Римская трилогия в Total War состоит из трех игр: первая и вторая часть Rome тесно переплетаются с Total War: Attila.
С исторической точки зрения Римская империя является главной долгожительницей в человеческой цивилизации образца нашей эры. В объединенном виде она простояла почти пять сотен лет, а восточная ее часть со столицей в Константинополе — еще девять. Под ногами римских легионеров дрожали земли четырех континентов, сотни племен и народов оказались под железной рукой сената. От Рима современному миру досталось немало изобретений как культурного, так и научного характера. Одна республика чего стоит.
В учебниках истории запечатлено немало событий, связанных с периодом правления потомков Ромула и Рема: пунические войны с Карфагеном, завоевания Юлия Цезаря, покорение Египта и знаменитые романы Клеопатры, противостояние с Галлией. Всего не перечислишь.
Первый «Рим» — одна из первых полноценных стратегий Creative Assembly в том виде, в котором она существует сейчас. Огромная карта, элементы дипломатии и разнообразия культур, полномасштабные сражения с достойной для года выхода анимацией. Возможность управлять Юлием Цезарем дается не каждый день, в конце концов.
В Total War: Rome 2, вышедшей куда позднее своей предшественницы, временная стрелка сдвинулась на вперед, на события второй Пунической войны. Механика стала куда глубже, ИИ умнее, в элементах геймплея прибавилось множество интересных нюансов. Одни штурмы с берега и моря чего стоят. Появилась новая система провинций, состоящих из нескольких областей — эту «фишку» разработчики будут использовать и в следующих частях франшизы. В отличие от Shogun 2, упор в сражениях сделан на групповые схватки отрядов, а не индивидуальные противостояния бойцов.
Total War: Attila можно назвать самой мрачной игрой серии. Массовая миграция варварских племен, вызванная нашествием гуннов, практически уничтожила Западную Римскую империю. Выжила лишь восточная ее часть со столицей в Константинополе. В геймплее появились соответствующие эпохе элементы: загрязнение земель, голод, кочевые орды голодных и отчаявшихся налетчиков. Поселения теперь можно разрушать полностью, оставляя на месте цветущих деревень и городов одни пепелища. Ну и сыграть за великого Аттилу, повергнувшего в страх почти весь известный мир, дорогого стоит.
Особенности:
Путешествие на Запад: Наполеон и Америка
В Empire: Total War разработчики ввели полноценные морские битвы с участием десятков кораблей, расширили карту и перенесли повествование на сотни лет вперед. Сражения превратились в состязание точности артиллеристов и дисциплины пехотных полков. Прогресс внес свои коррективы в каждый элемент стратегии. В бои и штурмы в первую очередь.
Napoleon: Total War мало чем отличается от Empire в плане геймплея. Но с точки зрения истории эта часть еще ближе игрокам из СНГ, поскольку в ней можно самолично погнать Наполеона из Москвы. Или, наоборот, превратить всю Европу в большой музей славы маленького императора. По сравнению с Empire чуть улучшилась физика и анимация юнитов, появились исторические кампании и отдельный сборник сражений Наполеона. Эдакая десятка лучших, включая знаменитые битвы под Аустерлицем, Бородино, Ватерлоо и так далее.
Особенности:
Войны, которых не было: Warhammer Fantasy
Внезапный переход с освещения реальной истории на фэнтези удивил множество поклонников Total War. Creative Assembly не стала делать третий Rome или Medieval, выпустив вместо этого две части Total War: Warhammer подряд.
Исторической справки тут быть не может — сюжет обеих игр крутится вокруг выдуманной вселенной. Но и она крайне интересна для изучения, ведь управлять фракцией орков, хаоситов или людоящеров — довольно привлекательная возможность. События в первой и второй части происходят на разных континентах в одну и ту же эпоху, отличаясь лишь фракциями и условиями победы.
«Ваха» действительно стала глотком свежего воздуха в серии, поскольку в ней изменилось практически вся обертка. Кардинально новые фракции, куча новых механик, уникальные войска для каждой из рас, появление юнитов-одиночек, эксклюзивные сюжетные квесты. К персонажам отнеслись более внимательно: каждый полководец или агент превратился в полноценную боевую единицу, которую можно улучшать различными артефактами и навыками.
Захватить всю карту как раньше уже нельзя: вражеские поселения попросту могут не подходить под требования горожан и подлежат разграблению или уничтожению. Сюжет кампании движется линейно: на какие-то события невозможно повлиять, и при повторных прохождениях это помогает подготовиться к последствиям.
Особенности:
Medieval, вернись!
Вторая часть прекрасна, но требует серьезного обновления в графике и механике. Шутка ли, почти тринадцать лет прошло с выхода второй части. А вот с первой лично мы начинали свое погружение в Total War. Обе игры разворачивают перед игроком книгу истории средневековой Европы и ее войн с ближним Востоком. Первая кампания в оригинальной части вообще демонстрирует историю объединения Англии из кусочков Мерсии, Уэльса и Саксонии.
Это великолепная, но очень старая игра, в которую вряд ли кто-то будет играть сейчас. Поэтому давайте вместе попросим Creative Assembly найти время и сделать хотя бы крутой ремейк вместо того, чтобы тратить свои ресурсы на что-то вроде Thrones of Britannia.
Особенности:
Блиц-обзор Total War: откуда взялась серия великих стратегий и к чему она пришла за 20 лет
Серия Total War – уникальнейшее явление в индустрии. Эта серия стратегий почти не изменилась для стороннего наблюдателя и кардинально поменялась для знатоков. Попробуем разобраться, что произошло и что изменилось.
Нет, никакой иронии или лизоблюдства: Total War уникальна. Как минимум тем, что перед нами одна из самых популярных стратегий в истории. Даже нет – это единственная стратегия, которую мы можем назвать просто стратегией. Без уточнений. Вот так много всего в ней накрутили разработчики – и глобальную карту с пошаговой системой, и сражения в реальном времени с большими отрядами, торговлю, и строительство, и еще много всего.
На данный момент студия-разработчик – крупнейшая игровая компания в Британии. Издатель, Sega, вообще не хочет заниматься играми. Но все равно поддерживает Total War вопреки актуальным планам.
Что думают поклонники стратегий о Total War? Кто-то называет DLC-монстром, сравнивая с Paradox. Другие обвиняют разработчиков в лени и попытках продавать одну и ту же формулу 20 лет подряд. Но если мы окинем взглядом историю серии, то практически любая подобная критика окажется несправедливой. Далее мы пробежимся по серии и проследим ее путь от одной вершины к другой.
Shogun: Total War – Сегун гордится, выдает приказ два миска риса и кошко-жена
Сейчас игра смотрится смешно. Разработчики в голодные годы решили удивить публику, взяв за основу нестандартный сеттинг. А удивили качеством проработки мира, умелым совмещением ранее несовместимых механик и вниманием к историческим деталям, задав тем самым очень высокую планку и стиль всей серии.
Обсуждать ее нет никакого смысла. Я не верю, что вы захотите в нее сыграть, даже несмотря на то, что она вышла в Steam и отлично запускается на современных системах. Но есть интригующая деталь – это единственная игра серии, в которой можно победить, ни с кем не воюя. Начало нулевых. Глобальная стратегия с восхитительной проработкой сражений в реальном времени. Победа без битв.
Кроме того, Shogun: Total War получила дополнение размером с полноценную игру. Не прорыв, но разработчики долго и бережно хранили идею того, что сперва надо выпустить игру в определенном сеттинге, а потом на ее основу положить еще пару игр. Современным разработчикам, которые видят дополнением пару причесок и золотой скин, они бы заплевали глаза. От смеха, разумеется, не нарочно. И в глаза, и в рот поплевали бы.
Medieval: Total War – Peace was never an option
Только представьте. 2002 год. Мир поклонников стратегий лопается от избытка проектов: Age of Empires, Empire Earth, Age of Mythology, Stronghold, Anno, Settlers, Казаки, Цивилизация. Остановимся, пока не лопнул абзац. Если вы знаете, то помните про все это дело. Если нет, то просто поверьте – игр про Европу было очень много. Конкуренция бешеная, проекты вылезали на любой вкус.
Никакой клон не смог переплюнуть Medieval. Практически идеальное, интуитивно понятное управление, широкие опции для политических интриг (ну, для начала века), отличная графика, три периода с логичным концом, исторические сражения, реалистичные, зрелищные битвы и больше десятка фракций с намеками на культурные различия – шикарная военная песочница для казуалов и хардкорщиков. Окончательно оформилась схема «камень-ножницы–бумага» для войск. Успех закрепил аддон Viking Invasion, в котором британцы убивали друг друга и отражали бесконечные волны викингов.
Rome: Total War – Пришел, увидел и покрасил задницу в лиловый цвет
На этом этапе стратегия впервые попробовала себя в 3D. Многие игроки были расстроены из-за потери ламповой двумерности и заменой «мохнатых» персонажей уродцами с треугольными конями. Критики-журналисты, вопреки игрокам, посчитали графику прорывной, красивой и так далее. Это не единственный раз, когда мнения игроков и журналистов разошлись. Кроме того, специалисты тоже оценили новый движок, взяв его для документальных фильмов. Сами разработчики едва не лопались от самодовольства и даже добавили демонстрацию городов.
Авторы Rome: Total War убрали провинции, сделали управление городами более аркадным, улучшили осадные режимы и добавили несколько вкусностей для глобальной карты, включая убедительную смену времен года. Полководцы стали настоящими личностями и получили индивидуальные черты, жрецов, полезных жен, спутников, предметы. Научились произносить вдохновляющие речи перед битвами и много-много всего другого.
Чтобы жизнь не казалась игрокам слишком простой, разработчики придумали систему заданий с репутацией у народа и Сената. Любимчиков Сената ненавидит плебс, а фаворитов плебса ненавидит Сенат. Как бы не крутился игрок, а исход один – гражданская война и создание Империи. Ну, в зависимости от выбранной продолжительности кампании. Как и в прошлой части, по мере ходов незаметно сменяются исторические периоды. Для понимания этих периодов игрокам показываются исторические справки о разных событиях, происходят катастрофы, болезни и так далее. Заодно мир стал более пестрым: фракции превратились в нации.
Тактика обогатилась новыми построениями и ситуациями, разработчики придумали множество особенностей для отрядов, особые приемы. Ну а что делать? Если у вас есть римские легионы, галльские копейщики, визжащие женщины, горящие свиньи и греческие фаланги, приходится что-то придумывать для того, чтобы они не казались одинаковыми. Зачем-то разработчики решили сделать всадников «кентаврами». На самом деле, в игре было очень много спорных моментов, но она невероятно затягивала. Отдельно хочется отметить великолепный саундтрек. Его отметили и академики BAFTA, кстати.
Medieval II: Total War – Папа может, Ватикан поможет
Пожав плоды успеха трехмерной графики, разработчики вернулись к Средневековью и отыгрались на всю катушку. Придумали разделение на города и замки, реализовали полноценное рыцарство, гильдии, открыли Америку, добавили еще больше заданий для игрока, ресурсов, политики и всего прочего.
Впрочем, это первая игра серии, где не было критических изменений. Как настоящие исследователи, разработчики собрали в охапку все идеи прошлых игр и аддонов, после чего засунули их в одну игру, выкинув все, что не сходилось между собой. Также они попытались сбалансировать геймплей, развивая историю стран, удаленных от Европы. Например, добавили масштабные вторжения тимуридов и монголов. Но кому нужна история? Игроков интересуют начатые лично ими крестовые походы, джихады и геноциды ацтеков.
Собранные воедино качества поразили не только игроков, но также и людей со стороны. Впервые сторонние наблюдатели увидели игру, в которой так реалистично показаны бои: из-за того, что разработчики предпочитают использовать в качестве единиц отряды, каждый участвующий в битве персонаж действует автоматически, отчаянно врезается в мясорубку, используя уникальные анимации. Грамотная режиссура сражений – сложнейшая и масштабнейшая часть игры. Колорита добавила мелкая деталь: бойцы в отрядах отличаются друг от друга униформой и мордочками. Полководцы начали путь в отдельный класс с уникальными способностями, влияющими на бой.
Дополнение Total War Kingdoms также подытожило прошлый опыт: открыло доступ к нескольким историческим кампаниям. Что можно выделить, так это работу разработчиков над балансом – фракции теперь отличаются не только внешне, но и геймплейно благодаря огромному количеству уникальных юнитов. Уникальные юниты есть и в основной игре, но войска были поделены на 3-4 унифицированных кластера с ограниченным количеством тактик.
Самое важное – Medieval II стала основой для огромного количества модификаций. Warhammer, Средиземье, Тамриэль, Миртана, Вестерос – фанаты создали миры на любой вкус.
Низкая Empire и высокий Napoleon
Вокруг Empire наблюдается ярко выраженная полярность мнений. Услышав претензии критиков к Medieval, разработчики ударились во все тяжкие, полностью изменив философию игры, растянув ее, углубив и добавив огромное количество фракций. Критики игру похвалили.
Игроки остались в ужасе от запутанной системы отношений, рутины управления империями в реалиях 18го века, изменившегося характера сражений. Стены пропали, персонажи стреляют из окон домов, откуда-то появились морские сражения. Игра была ужасно оптимизирована, искусственный интеллект облажался. Причем дважды – враги оказались бездарями, а новые союзники – министры – соревновались с врагами разве что в тупости.
Зато в игре появилась многопользовательская кампания! «К черту ее» – прохныкали благодарные игроки со слабыми ПК и недостаточно мощным интернетом. Впервые дополнения к игре стали просто наборами. Потенциал сгубила спешка, амбиции и внутренние проблемы в студии.
Или нет? Через пару лет разработчики выпустили Napoleon. Урезали все лишнее, добавили все нужное, но так и не смогли поправить ИИ. Также им удалось неплохо раскрыть исторический контекст и запихнуть игрока в самую романтичную военную эпоху. Для многих западных игроков такая игра, особенно после Alexander, казалась чудом – они были готовы исследовать его историю по месяцам, а потом бахнуть победное Ватерлоо. Русскоязычным людям тяжело понять всю тяжесть влияния Наполеона на европейскую историю.
Впрочем, кусочек интереса был и для нас – одна из кампаний посвящена действиям Антифранцузской коалиции вплоть до 1812 года. Но учтите, что вы захватываете мир в игре про человека, который действительно захватил мир. И, вероятно, сделал его чуть-чуть лучше под своим руководством. Британцы пропели оду уважения одному из своих страшнейших и принципиальнейших врагов, выпустив сюжетную игру на основе песочницы. Чудо.
Total War: Shogun 2 – аутентичней Ghost of Tsushima
Ой, надо ли говорить про Shogun 2, признанную многими авторитетами лучшей игрой серии? Давайте кратко: новый движок, новая графика, два идеальных дополнения с поразительными кампаниями – Rise of the Samurai и Fall of the Samurai. Нет, три – не забываем про мемный Blood Pack.
Игра разительно отличается от всех предшественников, благодаря ей мы с вами выучили крупицу истории Японии, насмотрелись на падающие лепестки сакуры, пропитались ароматами риса. Ну еще узнали, что японские воители могли пугать врагов усами, торчащими из прорезей в шлемах. Точнее, это не шлемы, а настоящие боевые личины.
Итак, в Shogun 2 юниты устраивали крутые поединки посреди боя с десятками анимаций. Подлые стрелки-крестьяне нарушали ритуалы залпами из аркебуз, экономика повергла сторонников европейских стратегий в шок. ИИ поумнел, а вот морские сражения стали еще хуже – ну ничего, от них скоро избавятся. А, еще словосочетание Total War встало перед указанием периода, сделавшись официальным названием серии.
Total War: Rome II – поворот не туда
После Shogun разработчикам что-то ударило в голову и они решили перетряхнуть любимицу публики – Rome. Добавили настоящую политическую систему с кланами внутри нации, почти 100 наций и еще ворох барахла, явно подсмотренного у Paradox.
Оценить смогли не все – игра оказалась просто неиграбельной. Сессия запустилась? Жди хода всех 100 наций. Уменьшаешь количество наций? Держи восстание. Даже сейчас, после огромного количества патчей и исправлений, поклонники серии не могут осилить игру просто из-за ее громоздкости. Ваш покорный слуга до сих пор удивляется десятой доле игроков, завершивших кампанию за Армению.
Зато в Rome появились ролевые элементы. Игроки могли качать аристократов в полноценные ветки полководцев и политиков, развивать провинции, добавлять перки армиям, биться в самых разных видах сражений. Очернять врагов, подбадривать друзей, воровать из казны. Да, вернулись давно забытые провинции со столицами и мелкими городами. Эдикты, подношения, религия, всеми любимая священная проституция – разработчики действительно старались погрузить игрока в симулятор великого тирана античности.
Вообще, случилась забавная ситуация. Студия решила недоделывать Rome II сразу. Сперва она выпустила Total War: Attila – игру про нашествие варваров на Римскую империю, где дрожащие от страха римляне ради спасения меняют туалеты и водопроводы на церкви и храмы, теряя по пути технологии. Очень крутая игра, хотя отличается очень глупым ИИ и некоторым дисбалансом на тактической карте.
А потом Creative Assembly решила допилить Rome II. Это первый раздел, где появилось полное имя разработчиков. Только чтобы кинуть им обидку. Потому что где-то в глубине всех нас должна еще жить обида за проект, в котором были потеряны многие черты серии, но появились новые, с уклоном на ролевой отыгрыш. Если вам надоели медленные изменения, зачем мучить игроков резкими скачками и экспериментами?
Total War: Warhammer – раз собака, два вампира, три безумные человеко-крысы без единой самки-женщины
После Total War: Rome II стало понятно, что Creative Assembly жаждет перемен и новых историй. Игроки ждали абсолютно внезапный сеттинг. Может, про Америку. Или про Африку. Или про современную Европу, раз уж разработчики решили тянуть идеи из линейки стратегий Paradox.
Никто не угадал. Creative Assembly взяла полудохлый сеттинг Warhammer Fantasy Battles у своих британских друзей из Games Workshop, и заставила владельцев прав на этот сеттинг кусать локти из-за несвоевременного его закрытия. Получилась забавная ситуация – сеттинг мертв, а игры живы. Пришлось утешать фанатов анонсом новых книг и Warhammer: The Old World.
Что такое Tolal War Warhammer? Это Rome II, на который упала Warhammer: Mark of Chaos. Вторая забавная ситуация – разработчики Total War создали клон клона Total War. Скажем, пародия. Весьма удачная.
Проект столь здоровенным, что TW: Warhammer пришлось делить на три части, причем за 5 лет успела выйти только вторая. И каждая стоит как полноценная игра. Кроме того, осколки пришлось украшать гирляндами мелких дополнений. К счастью, можно обойтись без их покупки – все фракции участвуют в кампаниях против игрока.
Что произошло? В Total War появилась магия, сюжет, фантастические твари, артефакты, странные ресурсы, именные герои с подсюжетами, способные покрошить в труху обычные отряды. Фракций стало меньше, но теперь они отличаются друг от друга куда сильнее, чем кельты от греков. Успех оказался таким впечатляющим, что разработчики решили пошалить: добавили собственную фракцию вампиров-пиратов.
Работы проделано столько, что Tolal War Warhammer стала невероятно гигантской и запутанной игрой. 5 лет работы, громоздкий баланс войск, множество героев, море возможностей для фанатов фэнтези. В какой-то мере, игра стала проклятием для Games Workshop: одолеть заданную планку никогда не получится ни у одного другого издателя.
Впрочем, cеттинг мертв, поэтому никто и не попытается переплюнуть. А впереди часть номер 3, в которой все труды разработчиков получат финальную оценку. Беспрецедентная эпопея завершится – ни один фантастический мир еще не был так подробно раскрыт на экранах ПК. И ни один уже не будет.
Поход на Восток – Total War: Three Kingdoms
В какой-то момент британцы решили поправить свое материальное положение и выпустить Total War: Three Kingdoms, то есть игру для китайцев. Изменений в ней оказалось еще больше, чем в Rome II, но здесь разработчики постарались не выпустить сырой продукт. Да, им удалось: китайцы расхватали игру рекордным тиражом и были довольны. Западные игроки – тоже.
Total War: Three Kingdoms – одновременно и Total War, и совершенно новая игра с историческим уклоном. В ней впервые, наверно, чувствуется не альтернативный мир, чуть-чуть похожий на наш. Наоборот, на экранах вырос взаправдашний и живой Китай. Разработчикам удалось даже обеспечить вменяемый ИИ, хотя не все игроки оказались довольны изменениями, например, в сражениях. Это ли не чудо? Но как? Откуда взялся ресурс на хорошие игры?
Ресурс хороших игр – Total War Saga
Подсерия Total War Saga. Пока что в ней две игры: Thrones of Britannia и Troy. Мало кто похвалит эти игры. Первую мы назвали разочарованием. Вторая вообще раздавалась бесплатно в день релиза. Серия была объявлена экспериментальной, хотя игроки заметили мало экспериментов. Что показывает нежелание аудитории разбираться в неудачных или проходных играх.
Обе игры действительно полны неожиданностей, это попытки отойти в сторону от основной линейки. Эти ручейки творчества помогли разработчикам отклониться от курса, заданного тяжеловесами Total War, посмотреть на них со стороны, вернуться к переосмыслению прошлого и поработать в удовольствие.
Представьте себе разработчиков Total War. Это уже не молодые ребята, угорающие по истории, сложным математическим задачам и расписывающие фигурки человечков. Что они могут еще сделать себе в удовольствие, если только не вдохновиться сериалами с исторических каналов и не выпустить продукт чисто для себя? Про британцев, про древних греков, хоть про алеутов. Ну, или не представляйте, посмотрите ролик выше – они реально снимают и выкладывают на собственный игровой канал документалки про всякие археологические интересности.
Thrones of Britannia и Troy нельзя советовать никому, кроме таких же романтиков, которые напитались вдохновением из популярных массовых проектов и решили посмотреть на что-то более-менее качественное в игровом плане, но не слишком экстравагантное. Где можно погонять войска знакомых исторических личностей, посмеяться над нелепыми «голливудскими» греками и в очередной раз поохать над древней как мир историей Агамемнона.
И к чему мы пришли?
Перед подведением итогов вспомним про другие игры. Spartan: Total Warrior – нет. Total War: Arena – убита. Total War: Elysium – гилти плежур для узкой прослойки фанатов. Total War Battles – понятная попытка выйти на другие платформы от авторов одной игры.
Ой, а одной ли? На самом деле, серия Total War эволюционировала год от года, обрастая все новыми качествами – крутыми боевыми сценами, отличной музыкой, кинематографичностью, реализмом, историческими деталями.
Постоянная работа создателей Total War над развитием серии привлекает все больше игроков, а также вдохновляет других разработчиков вновь и вновь возвращаться к жанру стратегий. Если встречается тупик – Creative Assembly с треском его крушит, пробивая креативностью любые стены. Да, получился неловкий каламбур.
Также не стоит забывать про глобальную поддержку всех игр. После закрытия GameSpy, Creative Assembly перенесла игры в Steam, оптимизируя их и добавляя новые улучшенные издания. Студия доделала неудачные игры, довела до ума некоторые проекты и начала выпуск ремастеров. Которые, впрочем, наверняка придется исправлять авторам оригинала, но это уже совсем другая история.
А наша закончится на том, что можно долбить 20 лет одну и ту же серию, доведя до ее великолепного образчика геймдизайнерского мастерства. На нем держится репутация не только разработчика и издателя, но и целого жанра. Возможно, это путь совершенствования продолжится и в новом десятилетии.