традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе матренин двор
Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе матренин двор
Тип урока: урок с элементами исследования
Форма проведения урока: аналитическая беседа, учебный диалог
Метод обучения: частично-поисковый, или эвристический
Образовательные технологии: элементы проблемного обучения, системы Ильина, личностно-ориентированного обучения
Образовательная цель урока:
Развивающая цель урока:
Воспитательная цель урока:
Не стоит город без святого,
селение – без праведника.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока.
Сегодня мы постараемся проследить традиции русской классической литературы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор».
Русская классическая литература… Хранительница духовных ценностей… Вековой кладезь нравственности…Противопоставление добра злу, гуманное отношение к человеку и окружающему его миру, покорность человека Богу: «Смирись, гордый человек!»… « Нет величия там, где нет простоты, добра и правды…»– вот традиции русской литературы.
Всё изменилось в XX веке. Теперь: «Всё – в человеке, всё для человека!», «Человек… это звучит гордо!», «Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!». А гуманизм – абстрактный и классовый. И классовый – важнее. И переубеждать не надо: «Если враг не сдаётся – его уничтожают»…
Кажется, безвозвратно утеряны в атмосфере тирании и лжи традиции русской классической литературы. И «…если мы ещё не одичали в конец, – по словам Анатолия Якобсона, – то это потому, что духовная атмосфера, нравственный климат нашей эпохи, созданы не только фюрерами всякого рода, но и в большей мере Л. Н. Толстым.
Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо.
Солженицын вырос на мёртвой, выжженной земле, где и трава-то, казалось, не растёт. Но дело в том, что глубоко в земле притаились семена, брошенные когда-то мужиковствующим графом. Из такого семечка и вырос Солженицын».
– Скажите, пожалуйста, может быть, это единичное мнение о значении творчества Солженицына? (Нет. Общее мнение многих было выражено в решении Шведской Академии о присуждении Солженицыну премии по литературе : «За этическую силу, которая дала ему возможность продолжить непреходящие традиции русской литературы »).
– Какие же темы, традиционные для классической русской литературы, стали центральными в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»? О чём это произведение?
(Тема мёртвых и живых душ, тема праведничества – традиционные для русской классической литературы – стали центральными в рассказе Солженицына «Матрёнин двор». Это поэма о судьбе праведника в мире мёртвых душ.)
3.Реализация домашнего задания
– Кто же такие праведники? Дома вы работали со статьями словарей Даля и Ожегова. Зачитайте их.
( Ожегов: Праведник. 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.) Спать сном праведника (шутл.) – спать спокойно, безмятежно.
Даль: Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божию поступающий, безгрешник. Нет перед Богом праведников – все грешники. Не стоит город без святого, селение без праведника.)
– Можно ли отнести сказанное к героине рассказа Матрёне? Как автор называет её?
(Да, можно. Автор в конце рассказа говорит: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»)
– Да. Именно по этой причине и был всемирный потоп. Потому и не устояли библейские города Содом и Гоморра, что не оказалось в них и 10-ти праведников, только Лот с женой и дочерьми. И долгое время люди, во избежание повторения наказания Божия, создавали поучительные и прекрасные примеры из жизни для подражания.
– Тема праведничества древнерусской житийной литературы стала темой русской классической литературы. И эти традиции возродил в своём произведении Солженицын.
Сопоставительный анализ рассказов Ивана Тургенева «Живые мощи» и Солженицына «Матрёнин двор» поможет нам в этом убедиться.
1. Композиция произведений.
Обе героини лишены женского счастья в прямом его понимании: счастливой семейной жизни с любимым человеком, счастья материнства.
3.Черты характера, присущие героиням:
Матрёна – рада всем помочь просто так, бескорыстно и соседям, и колхозу, горницу и ту отдаёт при жизни..-
Лукерья – не может ничего физически сделать, но она не утруждает никого заботой о себе, за всё благодарит окружающих, обучает девочку песням.
Лукерья – Слушает природу: песню сверчка, возню мышей,- и в этом находит радость; радуется всему: цветку, запахам, зайчику, ласточке…
Лукерья «рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие.» Говорила: «Нет, что Бога гневить – многим хуже бывает»
(Они обе верят в Бога, но у Лукерьи эта вера на виду, она постоянно говорит о ней, она как бы при жизни уже угодна Богу и причислена к лику святых. На это указывает и название рассказа (при жизни её люди за глаза называют «живые мощи») и сны Лукерьи указывают на её святость. Она несёт свой крест, твёрдо веря в Бога, говоря: «Бог лучше меня знает, что мне надобно. Послал он мне крест – значит, меня он любит. Так нам велено понимать». Таким образом, Тургенев подчёркивает религиозность героини.
Матрёна у Солженицына не говорит о своих взглядах: «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорее была она язычница, брали в ней верх суеверия…Сколько лет я жил у неё – никогда не видел её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом» и мне всякий раз «с Богом» норовила сказать, когда я шёл в школу. Может быть она и молилась, но не так показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить…Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они тёмные. А во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрёна лампадку.» Религиозность Матрёны скрытная, внутренняя.)
— Чем можно объяснить разницу в проявлении религиозности праведницами?
(Особенностями времени, в котором живут героини.)
— Как живётся героиням среди людей? Замечают ли те эту добровольную жертвенность, необыкновенную доброту и сердечность?
(Одиноко. О Лукерьи хуторной десятский, признавая, что «от неё никакого не видать беспокойства», что «сама ничего не требует, а напротив – за всё благодарна; тихоня, как есть тихоня… Богом убитая, стало быть, за грехи; но мы в это не входим. А чтобы, например, осуждать её – нет, мы её не осуждаем. Пущай её».
И Матрёны не понимают и при жизни и после смерти: « за обзаводм не гналась; не бережная; поросёнка не держла, выкармливать почему-то не любила, и глупая, помогала чужим людям бесплатно… и даже о сердечности и простоте Матрёны … говорила с презрительным сожалением».)
–Чужие они окружающим, непонятные. Разное у них миропонимание…В каком эпизоде Солженицын особенно ярко раскрывает бездуховность и безнравственность окружающих, думающих даже в такой момент только о материальной выгоде? (В плаче сестёр и мужниной родни над покойной Матрёной.. Скорбный обряд стал «своего рода политикой».
У причитающих был в словах заключён «подспудный смысл». У сестёр: « горницу-то вы взяли-взяли, избы же самой мы вам не дадим!», а у мужниной родни : « …в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!» – нет места истинному чувству горя, только заинтересованность материальная).
– Никогда в старину не снижался плач до бытовой приземлённости. Был врождённый такт, уважение к смерти, истинное горе, не совместимые с суетными чувствами…
— Обратим внимание и на сцену поминок. В чем смысл этой традиции? О чём говорят собравшиеся на поминки по Матрёне?
– Приведите горестное рассуждение писателя о понимании вечных вопросов жизни Матрёной и окружающими её людьми? ( С горечью пишет Солженицын о слове добро:
«… добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Обзавод, имущество – вот главное. Главное – добро, но не в прямом, первородном, духовном его значении – не доброта, которой богата Матрёна.)
– Кто был особенно жадным до всякого «добра»? (имущества)
– Как вы думаете, символом чего был Фаддей для автора? Что указывает на это? Вызвал ли у вас этот образ какие-либо ассоциации с образами классической литературы?
( Фаддей – символ зла. Эпитет «чёрный» указывает на это: «Высокий чёрный старик … густые чёрные волосы… с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные… широкие чёрные брови». Это словно «Чёрный человек» Пушкина из «Моцарта и Сальери», который заказал Моцарту «Реквием». И Фаддей показан виновником гибели Матрёны : «40 лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, – и ударила-таки»
— Ужасает душа Фаддея, а ведь были критики, которые противопоставляли его Матрёне как активного и целеустремлённого.
Вот как констатировала, например, критик Л. Крячко: « Матрёна и Фаддей – две стороны одной медали, и ясно, что характер Матрёны – анахронизм, не имеющий ничего общего с активным, целеустремлённым характером нашего современника».(То есть Фаддея!)
— Можем мы говорить о безропотности Матрёны? (В ней нет безропотного страдания, она сетует на несправедливость («Притесняют меня, Игнатьич… Иззаботилась я» Кассиров, не/ продающих билеты, называет «паразитами несочувственными», а тех, кто ловит баба, ворующих торф, – вргами), но, говоря это, Матрёна улыбается, нет злобы в её душе. Автор отмечает, что «…лоб её недолго оставался омрачённым». Она просто здраво мыслит, но интуитивно не может принять эти нелепые порядки).
— В чём находит Матрёна успокоение? ( В работе : и в молодости – «все мешки мои были, и в старости кланяться будет не столам конторским – людям, сидящим за ними, а кустам».
«…было у неё верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она и хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой»)
– Итак, давайте подведём итог нашей работе. Какие же традиции русской классической литературы возрождает Солженицын в рассказе «Матрёнин двор»?
(Рассказ этот о человеке, живущем по нравственным, христианским законам. Героиня – праведница. В её лице утверждается доброта, бескорыстное служение людям, любовь ко всему живому, непритязательность. Главное ее качество – доброта.)
– Скажите, пожалуйста, какое ощущение у вас от прочитанного рассказа? Безвыходность? Или есть надежда? В чём она? (Надежда есть. Гибнет Матрена, но есть человек, который поведает людям о ней, это рассказчик. Мы знаем, что рассказ автобиографичен, но образ рассказчика – не просто автопортрет, он поднят до уровня некого обобщения. Неслучайно его называют Игнатьич, а не Исаич. Герой близок писателю, но всё же он отделяет его от себя. Это герой, и его образ не менее значителен, чем образ Матрёны)
4. Домашнее задание ( вариативное):
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово учителя.
Итак, сегодня мы с вами поговорили о подвиге Солженицына – обращению в годы насилия и лжи к вековым традициям духовности русской классической литературы. Поговорили о том, что самое важное для человека – жить по законам добра, простоты и правды, жить по христианским заповедям любви к человеку.
Как проявляется авторская оценка героини?
а) в художественных деталях
в) характер описания события, положенного в основу рассказа
г) прямая авторская оценка
д) внутренние монологи героини
Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»
Вариант 13
К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза
2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?
1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек
3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:
1) романтизма 2) сентиментализма 3) классицизма 4) реализма
4. Эпизод разрушения дома является:
1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой
Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития
Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»
Вариант 14
Каково первоначальное название рассказа?
1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»
2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:
1) автор 2) рассказчик, 3) писатель
3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:
1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением
4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:
1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление
5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».
Учителем
Вариант 4
3. Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.
Вариант 5
3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.
Вариант 6
3. Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».
5. Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.
Вариант 7
На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».
Именно он дал ему такое название.
Не стоит село без праведника».
Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.
Вариант 8
Козе.
4. Пропал котелок со святой водой.
5. Григорьева Матрёна Васильевна.
Вариант 9
Горницу.
Метель.
В ладах с совестью своей».
Вариант 10
Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
3. «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
5. д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
Вариант 11
2. нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу»
Вариант 12
2. спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
3. Истинный смысл жизни, скромной
Анализ «Матренин двор» Солженицын
Всего получено оценок: 2735.
Всего получено оценок: 2735.
А. И. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в сельской школе учителем. Повествование основано на реальных событиях, произошедших в небольшой деревеньке, где пришлось учительствовать автору. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелёгкая доля советских колхозников. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану. Сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1959 г.
История создания – Работу над своим произведением, посвящённым проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Первоначальное, авторское, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского рассказ назвали «Матренин двор».
Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, отношения простого человека с властью, нравственные проблемы.
Композиция – Повествование идёт последовательно от имени рассказчика, который наблюдал и осмысливал события. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, чтобы читатель пришёл к осознанию, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.
Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.
Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.
Смысл названия «Матренин двор» в том, что рамки двора простой крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческую идею. Отсюда можно сделать вывод, что основной мыслью произведения «Матренин двор» является не повествование истории отдельной деревни, а попытка показать создание нового взгляда на жизнь страны и на власть, управляющую народом.
Анализируя произведение «Матренин двор» необходимо определить главную тему этого рассказа.
В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.
Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.
Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.
И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.
По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.
Композиция
События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.
Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.
Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.
В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Матрениного двора».
Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий своё мнение без оглядки на власть и воззрения критиков.
Произведение писателя принято относить к «монументальному рассказу», настолько высокодуховным оказался созданный автором образ простой русской женщины, олицетворяющей собой лучшие человеческие ценности.
Солженицын «Матрёнин двор»
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Рассказ «Матрёнин двор»:
А) полностью достоверен и автобиографичен;
Б) основан на художественном вымысле;
В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.
2. Повествование в рассказе ведётся:
Б) от третьего лица;
В) двумя рассказчиками.
3. Функция экспозиции в рассказе:
А) познакомить читателя с главными героями;
Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим
4. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:
А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;
Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;
В) и остался жить там навсегда.
5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:
А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;
Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,
кто нуждался в её сострадании;
В) показал подробности деревенского житья.
Солженицын «Матрёнин двор»
1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:
А) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;
Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;
В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.
2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».
5. Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?
5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:
А) так как ей не с кем было поговорить;
Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;
В) потому что хотела, чтобы её пожалели.
2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:
А) добрая, деликатная, отзывчивая;
Б) замкнутая, неразговорчивая;
В) хитрая, меркантильная.
3. Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни?
4. Кем хотел работать рассказчик в деревне?
5. Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
А) главной героини – Матрёны
Б) автора-повествователя – Игнатича
В) объективное повествование
Г) посторонний наблюдатель
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:
А) ходила за святой водой на Крещение;
Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;
В) согласилась отдать горницу на слом.
2. Основная тема рассказа:
А) месть Фаддея Матрёне;
Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.
3. Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна?
4. Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?
5. Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»
А) « Случай на станции Кречетовка»
В) «Не стоит село без праведников»
Солженицын «Матрёнин двор»
1. В облике Фаддея автор выделяет чёрные волосы, чёрную окладистую бороду, чёрные усы и брови да и самого старика называл «чёрным». Цвет необходим автору, для того чтобы:
А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.
Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;
В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.
А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;
Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;
В) нейтральный рассказчик.
3. Чем кормила Матрёна своего жильца?
4. Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»
5. Каково первоначальное (авторское) название рассказа?
а) «Село Торфопродукт»
б) «Не стоит село без праведника»
в) «Беспритульная Матрена»
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне, автор:
А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;
Б) показывает трагичность событий;
В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.
2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:
А) пропажу колченогой кошки;
Б) потерю дома и всего, что с ним связано;
В) разлад в отношениях с сёстрами.
3. Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку?
5. В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит?
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:
А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;
Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;
В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.
2. Какими словами начинается рассказ «Матрёнин двор»?
4. Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?
5. Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?
Солженицын «Матрёнин двор»
2. О чем говорит автор, произнося слова «лампочка Ильича», «Царь Огонь!»?
3. Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?
4. Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?
5. Назовите полное имя Матрёны.
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире?
2. О каком историческом периоде идёт речь в рассказе?
б) после Отечественной войны
3. Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне?
4. Какую погоду называла Матрёна дуЕль?
Солженицын «Матрёнин двор»
1. О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
2. Какова основная идея рассказа?
а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень
б) трагическая судьба деревенской женщины
в) утрата обществом духовных и нравственных основ
г) отображение типа чудака в русском обществе
4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
5. Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?
а) колченогая кошка
б) картофельный суп
в) большая русская печка
г) безмолвная, но живая толпа фикусов
д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
Солженицын «Матрёнин двор»
1. В чём заключается смысл названия рассказа?
а) рассказ назван по месту действия
б) Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира
в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в русской деревне
2. Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены?
3. Какова особенность системы образов рассказа?
а) построена по принципу парности персонажей
б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини
в) подчеркивает одиночество главной героини
г) призвана выделить характер главной героини
4. Напишите, какой была судьба Матрены.
5. Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни?
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Почему у Матрены не было детей?
2. О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?
3. Что завещала Матрена?
4. Как можно охарактеризовать образ главной героини?
а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других
б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха
в) праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности
г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный
5. Как проявляется авторская оценка героини?
а) в художественных деталях
в) характер описания события, положенного в основу рассказа
г) прямая авторская оценка
д) внутренние монологи героини
Солженицын «Матрёнин двор»
1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза
2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?
1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек
3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:
1) романтизма 2) сентиментализма 3) классицизма 4) реализма
4. Эпизод разрушения дома является:
1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой
5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития
Солженицын «Матрёнин двор»
1. Каково первоначальное название рассказа?
1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»
2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:
1) автор 2) рассказчик, 3) писатель
3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:
1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением
4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:
1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление
5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:
1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление
3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».
3. Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.
3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.
3. Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».
2. «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».
3. Именно он дал ему такое название.
5. Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.
4. Пропал котелок со святой водой.
5. Григорьева Матрёна Васильевна.
1. «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
3. «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
5. д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
2. нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу»
2. спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
3. Истинный смысл жизни, скромной