тракторный завод это какой район
Станцыя «Трактарны завод»
Станция «Тракторный завод»
Дата открытия: 31 декабря 1990 года
Архитекторы станции: В. Крамаренко, О. Ладкин
Художник: В. Скормблевич
Тип станции: односводчатая, мелкого заложения
Пассажиропоток: 26,7 тыс. в сутки (2013 г)
1. Описание станции
Станция открыта 31 декабря 1990 г. в составе первого пускового участка второй линии Минского метрополитена «Тракторный завод» – «Фрунзенская», состоящего из пяти станций: «Тракторный завод», «Пролетарская», «Купаловская», «Немига», «Фрунзенская» (промежуточная станция «Первомайская» была открыта позже).
Станция расположена в Партизанском районе. Выход к Минскому тракторному заводу, к улице Долгобродской, Олега Кошевого и Грицевца, бульвару Тракторостроителей, к остановкам автобуса, трамвая, троллейбуса и маршрутных такси.
В течение семи лет станция «Тракторный завод» являлась конечной. За ней расположены оборотные тупики с противошёрстным съездом, где поезда могут оборачиваться и сейчас. В долгосрочной перспективе здесь появится пересадка на станцию «Долгобродская» проектируемой Кольцевой (четвёртой) линии метрополитена.
01. Станция «Тракторный завод» построена из сборного железобетона по типовому проекту минской односводчатой станции.
02. Художественно-композиционный замысел оформления станции посвящён расположенному рядом тракторному заводу и раскрывает индустриальную тематику в целом. Цветовая гамма сочетает неброские белые и серые тона, что способствует акцентированию темы металла как доминирующей в образной характеристике станции.
03. Элементы тракторостроения представлены воплощением форм, которые ассоциируются с индустриальной динамикой: поверхности вращения и рельефные ниши потолка, линии металла с хромированной поверхностью на путевых стенах.
04. Пол выложен в виде прямоугольных элементов из светло-серого, тёмно-серого и коричневого гранита.
05. Главным украшением станции «Тракторный завод» являются торшеры, расположенные вдоль центральной оси платформы.
06. Торшеры выполняют сразу несколько функций: помимо освещения станции и скамейки для пассажиров, это ещё навигация по линии и динамики радиотрансляции.
07. Путевые стены облицованы белым мрамором «Коелга» уральского месторождения, цоколь – тёмно-серым гранитом.
08. Название станции на путевой стене (на белорусском языке).
09. Название станции на путевой стене (на русском языке).
10. Торцевые стены над лестничными спусками украшают художественные элементы абстрактного характера. Они выполнены из хромированного металла.
11. Эти художественные композиции воплощают в себе элементы передовой науки и техники, и пластическими средствами повествуют о процессе рождения индустриальных форм, присущих тракторному заводу.
12. Станция в 2000-е годы.
13. 30 декабря 1990 года на станции «Тракторный завод» состоялась торжественная церемония открытия второй линии.
14. Красную ленточку перерезает депутат Верховного Совета Белорусской ССР С. Шушкевич.
15. Начальник «Минскметростроя» В. Гомзяков с символическим ключом.
2. Строительство станции и проекты
Строительство станции «Тракторный завод» было начало весной 1984 года. В отличие от других перегонов на пусковом участке, условия сооружения тоннелей были подходящими. Почти весь перегон к станции «Пролетарская» прокладывался преимущественно в сухих глинах – самых благоприятных для строительства. Проходку этого тоннеля бригада вела с помощью нового механизированного горнопроходческого комплекса, изготовленного в городе Ясиноватая Донецкой области – самого прогрессивного щита на тот момент. Благодаря этому перегон длиной 660 погонных метров сооружался быстрыми темпами и был готов всего за 7 месяцев, со значительным опережением графика, и его завершение было приурочено к 40-летию Победы.
Чтобы преодолеть Слепянскую водную систему, тоннели заключили в метроколлектор таким образом, чтобы русло руки пролегало под перегонными тоннелями. Никаких трудностей это не вызвало, на данном участке были укреплены лишь несущие конструкции путей. С поверхности этот участок выделяется как длинный узкий холм.
Для станции «Тракторный завод» также был применён уже испытанный способ: несущие стены выполняются методом «стена в грунте», а лотковая часть и свод станции выполняются и укрупнённых сборных железобетонных блоков, изготовленных на Минском заводе железобетонных изделий. Тем не менее, инновации на сооружении станции были. Здесь впервые был впервые применён конвейерный метод строительства. Не дожидаясь полного завершения одной операции, строители приступали к следующей: пока в регионе, где разместится будущий вестибюль, завершается выемка грунта, в нескольких местах в сторону метростроители монтируют свод и лоток платформы, выполняют арматурные работы. Ещё дальше, где свод уже зачеканен, работает землеройная техника – бульдозеры производят обратную засыпку (первую из финишных работ на сооружении станции).
Для облегчения трудоёмкого процесса чеканки швов, минские специалисты разработали и внедрили новую торкрет-установку, которая заделывает швы между железобетонными блоками и быстрее, и качественнее. Ещё одно рационализаторское улучшение – замена в водоотливном устройстве чугунных конструкций на железобетонные, что дало значительную экономию металла и денежных средств.
Благодаря таким технологическим особенностям и кропотливому труду строителей, станция «Тракторный завод» была сооружена быстро и практически готова уже летом 1989 года.
16. Разработка котлована станции методом «стена в грунте».
18. Проходчики за работой у механизированного щита.
19. Бригада Анатолия Прасолова после сбойки. 15 мая 1985 года.
20. Врезка щита КТ 5.6 Б2.
21. Сбойка. Рабочие участка №9 СМУ-2.
22. Бригада Александра Цупрановича готова продолжить монтаж свода и лотка платформы.
23. Так выглядел котлован станции «Тракторный завод». Декабрь 1986 года.
24. Станция, построенная в конструкциях. 30 марта 1988 года.
25. Начало облицовочных работ.
26. Укладка постоянных путей.
27. Выполняется побелка свода.
28. Монтаж осветительных элементов. 19 декабря 1990 года.
29. Реализованный проект станции.
3. История и происхождение названия
Станция получила название по тракторному заводу, рядом с которым находится.
Минский тракторный завод – один из флагманов промышленности Беларуси и один и мировых лидеров в области производства сельскохозяйственной техники. История завода началась в 1946 году, когда было принято постановление Совета Министров СССР «о строительстве Минского тракторного завода». Вскоре было начато строительство посёлка, позднее вошедшего в состав Минска, а затем на площадях недостроенного авиационного завода возводился сам тракторный завод. Уже через три года был собран первый колёсный трактор собственной конструкции, а годом позже – первый гусеничный трактор. В 1953 году стартовало производство тракторов на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия. И уже в 1958 году Минский тракторный завод выпустил стотысячный трактор.
В 1966 году за достигнутые успехи в работе, создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии МТЗ был награжден орденом Ленина. В 1971 году за успехи в выпуске тракторов, в использовании производственных мощностей и создании конструкций высокопроизводительных тракторов коллектив завода был награжден орденом Октябрьской Революции. В ноябре 1972 года завод выпустил миллионный трактор. В 1995 году за создание малогабаритной техники группе работников завода присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
За историю завода его коллектив разработал и внедрил сотни моделей тракторов, а количество выпущенных единиц техники исчисляется миллионами. Ныне выпускается более ста моделей тракторов, более чем в двухстах сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий, но все они известны под легендарным названием «Беларус». Минский тракторный завод – многократный победитель специализированных выставок техники как в странах бывшего Союза, так и в дальнем зарубежье. Продукция завода экспортируется в Россию, Украину, Казахстан и многие другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня в структуру холдинга МТЗ входит ещё 9 заводов, а штат составляет 17000 сотрудников.
Мини-город, улицы и стадион: как связаны трактор и Минск
История Тракторозаводского поселка — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Продиктовано временем
В мае 1946 года белорусская столица получила подарок, изменивший ее историю. Вместо истребителей здесь решили создавать тракторы. На месте авиазавода начали строить новое мирное производство. С размахом, ведь оно будет обеспечивать сельхозтехникой весь СССР. Там, где десятки тысяч рабочих мест, нужно жилье. Причем поближе к предприятию.
Одновременно со строительством тракторного завода стал расти заводской поселок.
Это удивительное место. Мини-город в мегаполисе. В довоенное время здесь была городская окраина. До революции обширные земельные пространства на восток от Золотой Горки принадлежали Минской епархии. Называли эти места Антониевским урочищем, Архиерейской рощей и Антоновским лесом, так как скупать там угодья начал архиепископ Антоний Зубко. Благодаря ему появились фольварк Антоново и Антониева пустынь. Можно сказать, что это места отдыха и уединения минских епископов.
После революции земли национализировали, а в названиях старые церковные имена заменили на «красные». Так появились Красная роща, а ныне парк имени 50-летия Великого Октября, Красное урочище — сейчас район автозаводского поселка.
Накануне Великой Отечественной в Минске развернулось строительство авиационного завода. Однако завершить его не успели. После освобождения города на предприятии смогли начать ремонт авиатехники. Однако уже тогда было ясно, что скоро война закончится, а такое военное производство белорусской столице и огромной советской стране не нужно. Надо думать о том, как восстанавливать разрушенное. Решили завод перепрофилировать и начать выпускать тракторы.
Пешеходка
В Тракторозаводском поселке архитекторы продумали все до мелочей. Непохожие друг на друга жилые дома, хоть и построенные по типовым проектам. Тихие и уютные улочки, ведущие к главной проходной тракторного. Заводчанам не нужно было думать о социальных благах. Почта, детский сад, школа, прачечная, баня, поликлиника и магазины — все в шаговой доступности. В 1940–1950-е возвели 13 различных по площади и форме жилых кварталов.
Архитекторы просчитали даже розу ветров. Так что воздух в Тракторозаводском поселке чистый, несмотря на то что проходная завода фактически через дорогу от жилья.
Главная улица поселка носит имя Героя Советского Союза Олега Кошевого. Примечательна она тем, что проходит сразу через три столичных района. Тракторозаводской поселок расположен в Партизанском. Часть улицы Кошевого на пересечении с Партизанским проспектом относится к Заводскому, а дальше уходит в Ленинский. Первоначально улица Кошевого представляла собой бульвар шириной 40 метров с парадной застройкой. Настоящая пешеходка! Позже ее перестроили под автотранспорт, урезав центральную пешеходную часть ради новых полос, осталась лишь небольшая зеленая зона, разделяющая дорогу. Какой она была раньше, можно представить, пройдя по бульвару Тракторостроителей.
Поиграем и отдохнем
Не забыли про спорт и активный отдых. На территории Тракторозаводского поселка оборудовали несколько площадок. Одна из них активно использовалась для игры в городки. Ныне это хоккейная коробка между зданием Дома культуры МТЗ и бульваром Тракторостроителей. Сама игра в городки уже забыта современными поколениями. Но старожилы знают, что заводчан было крайне тяжело победить в ней. Как и в футбол.
В 1950-е около поселка возвели небольшой стадион. Он принадлежал Добровольному спортивному обществу «Красное знамя». Тут устраивали первенства между командами заводчан. Зрители всегда приходили на игры.
В 1970-е стадион передали на баланс МТЗ, провели реконструкцию. Вскоре жители поселка стали на несколько лет самыми довольными футбольными болельщиками столицы. Пять минут — и ты на трибуне. Дело в том, что стадион «Динамо» закрыли на реконструкцию к Олимпиаде-80, а первенство СССР по футболу перенесли на «Трактор». Главной ареной столицы этот стадион вновь стал в XXI веке при очередной реконструкции «Динамо».
Пока мужья болели за любимую команду, их жены и дети могли насладиться искусством в ДК тракторного завода. В 1954–1955 годах в Минске начали строительство сразу трех дворцов культуры по единому проекту ДК фабрики ВЭФ в Риге. Но случилось так, что вместо одинаковых зданий с колоннами появились три абсолютно не похожих друг на друга. Это бывший ДК камвольного комбината на улице Маяковского (ныне Минский городской дворец культуры), ДК промпотребкооперации на проспекте Сталина (ныне здание Белорусской государственной филармонии на проспекте Независимости) и ДК МТЗ на улице Долгобродской. Детвора с удовольствием смотрела фильмы в «Восходе». Этот кинотеатр работал в здании дворца.
Можно подытожить: так трактор «пропахал» Минск, а описанное выше — всходы на благодатной ниве.
К слову, окончательно Тракторозаводской поселок визуально выделили в 1970-е. Тогда возвели многоэтажное здание общежития МТЗ, которое замкнуло перспективу бульвара Тракторостроителей и улицы Олега Кошевого.
Смотрите также:
Минск пешеходный. Тракторозаводской поселок — послевоенный неоклассицизм
Небольшое вступление.
Очень рад, что мне очень повезло однажды попасть на пешеходную экскурсию, которую проводил великолепный рассказчик, большой знаток истории Беларуси, настоящий профессионал — не побоюсь такой характеристики, Иван Сацукевич
— исследовать урбанистики и топонимики Минска, историк по образованию и аттестованный экскурсовод.
Самой первой такой прогулкой по Минску, еще в 2016 году, был выход в Верхний город, в поисках Менска старажiтнага, времен Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского.
Затем мы прогулялись от одного из символов нашего города Минских Ворот, чтобы увидеть следы Минска дореволюционного.
Были еще походы по улицам, о которых всё никак не расскажу здесь, увы…
Ну, и вот теперь эта — по Тракторозаводскому поселку, по Минску советскому, послевоенному.
Минск советских времен — на самом деле, весьма и весьма индустриальный город. Огромные заводы — автомобильный МАЗ, тракторный МТЗ,
«Горизонт», производящий в том числе и телевизоры, МЗКТ — Минский завод колесных тягачей, на шасси которого передвигаются, например, мобильные стратегические ракетные установки, БелОМО — оптико-механическое производство, Минский подшипниковый завод, часовой завод «Луч», предприятия «Планар», «Агат», «Интеграл», под завязку занятые оборонными заказами и для прикрытия выпускавшие небольшое количество мирной продукции, например на «Интеграле» в 1973 году появились первые советские электронные наручные часы. В Минске на заводе им. Орджоникидзе производились одни из первых советских ЭВМ. Навскидку и очень кратко перечислил высокотехнологичные предприятия, входившие в число крупнейших в СССР, на которых трудились десятки тысяч работников. К этому можно добавить еще большое количество самых разнообразных промышленных предприятий уже меньшего масштаба. Однако, несомненно, Минский тракторный завод, как и Минский автомобильный завод, даже на таком фоне решительно выделяются своими масштабами, а главное подходами руководства СССР и БССР к их созданию сразу же после войны.
Отсюда, от проходной Тракторного завода и площадки перед зданиями заводоуправления мы и начали свою прогулку.
Ничего не напоминает? Еще одни «Минские ворота». Не поверите, за четверть века жизни в любимом Минске я ни разу здесь не был!
Здесь обширная парковка, хотя не сомневаюсь, что в рабочее время там не протолкнуться. Рядом слева здание Минского машиностроительного колледжа
Правее Музей МТЗ, говорят очень интересный
Перед ним открытая площадка с образцами тракторов самых различных периодов производства. И вот такие скульптуры
Грабарь. Основное средство доставки грузов в период строительства.
А еще вот этот памятник
Кто помнит знаменитую советскую трактористку 30-х годов? Паша (Прасковья) Ангелина гремела по всей стране!
Здесь же, тихий и уютный в вечерние уже часы, сквер МТЗ с замечательным детским городком, а также со стендами о достижениях завода.
Немного истории.
Решение о подготовке площадки для крупного производства, на территории которого вот уже более 70 лет располагается Тракторный завод, было принято руководством СССР еще в конце 30-х годов. Тогда это место было в 3-х километрах от городской черты, среди лесного массива. Построить планировали… авиационный завод! «Сталинские соколы» могли летать на бомбардировщиках (по другим источникам истребителях), созданных в Минске. В духе того времени в короткие сроки, ударными темпами, в первую очередь усилиями зеков-рабочих от всесоюзного «наркомата экономического развития» под названием НКВД, были возведены цеха, завезено необходимое оборудование, подготовлены подъездные пути и даже взлетно-посадочная полоса, но началась война и Минск уже 27 июня 1941 года был захвачен немцами. О возможности эвакуации промышленных предприятий речи уже не шло. Организовано вывезли только партийных работников, сотрудников НКВД и их семьи, а архивы, действующие заводы и фабрики, промышленное оборудование, огромные запасы материальных ценностей, вооружений и боеприпасов достались врагу.
После освобождения столицы Белоруссии в июле 1944 года, предполагалось всё-таки восстановить авиационное производство, однако фронт уверенно уходил на запад и руководство СССР уже с 1944 года дальновидно вовсю задумывалось о мирной послевоенной жизни. Что было необходимо в первую очередь после столь разрушительной войны? Накормить разоренную страну, восстановить промышленность, строить, строить и строить. Поэтому, наверное и было принято решение о возведении мощного мирного, гражданского производства, а именно тракторного завода. Трактор это прежде всего тягловая сила и в сельском, и в строительном, да и любом ином хозяйстве. Можно сколько угодно иронизировать о гигантомании СССР, но, на мой взгляд, надо отдать должное: ответственные люди в соответствующих организациях подошли к этим вопросам действительно ответственно. Толково и мудро, думая на десятилетия вперед, благодаря чему и дали огромный импульс для рывка нашей страны, продолжавшийся вплоть до начала 80-х. Восстановление разрушенного в короткие сроки, «ядерный щит», космос и многое другое, потребовавшее неимоверных затрат и усилий для наших дедов-бабушек, отцов-матерей — звенья одной цепи, низкий им всем поклон!
Уже 26 мая 1946 года, через год после Победы, когда Минск еще даже не очистили от руин, был основан Минский тракторный завод. Подход советских проектировщиков и конструкторов тех времен отличался основательностью:
— определены размеры территории предприятия 2,5×1,5 км на достаточно ровной площадке, завод должен был стать крупнейшим в СССР, может даже и в мире. Такими его размеры остаются и поныне.
Правда город за это время немного вырос. Раз в 10–15 где-то и сейчас можно смело сказать, что завод значительно ближе к центру, чем к кольцевой:)))
— наличие литейного производства с выбросами отработанных газов со специфическими запахами, требуют учета розы ветров, присутствия зеленой санитарной зоны, иных защитных мероприятий. Все было сделано именно так, хотя зеленая зона закономерно поредела за 70 лет, но там, где вдоль завода можно таки попасть в зону поражения, жилье не строится.
— создание условий для проживания работников и их удобной доставки на место работы Вот так возник социальный городок, поселок Тракторного завода и появилась трамвайная ветка из города длиной более 3 км еще в 1946 году