трансцендентализм наиболее характерен для какого времени

Трансцендентальная философия

Содержание

Предмет и задачи

Эрнст Кассирер определил специфику человека в качестве «символического животного», поскольку только человеческое сознание помещает между собой и реальностью особое «символическое пространство». Тем самым человеческое познание отличается от животного. Точнее, животная психика не «познает» (в точном смысле слова) мир, а просто живет в нем; человеческое же сознание создает особое познавательное пространство, которое можно назвать трансцендентальной (квази)реальностью. Именно она и является предметом исследования трансцендентальной философии. Более конкретной задачей трансцендентальной философии является: 1) выявление априорного компонента знания и определение его эпистемологического статуса в рамках этого трансцендентального «пространства» [познания]; 2) проведение точной границы между априорным и апостериорным; 3) выявление специфики различных способов познания, каковыми выступают естественнонаучное («физическое»), математическое и философское (метафизическое) познание (эти типы знания были выделены ещё в античности Аристотелем).

Можно сказать, что трансцендентализм полагает наличие особого — трансцендентального — слоя, который находится между внешней (объективной, трансцендентной) и внутренней (субъективной, имманентной) реальностями. Вопрос об онтологическом статусе этого слоя разные представители трансцендентализма решали по-разному. Если Кассирер определял его в качестве особого «символического пространства» познания, то Э. Гуссерль (как создатель феноменологического трансцендентализма) определял это трансцендентальный слой в качестве интенциональной реальности. А современные трансценденталисты (в рамках аналитической традиции) трактуют его как пространство нашего языка/кульутры (тезис о социокультурной обусловленности научного знания).

История трансцендентальной философии

В развитии трансцендентализма (соответственно, трансцендентальной философии науки) можно выделить четыре этапа. Первый этап — трансцендентальная философия самого Канта, которая породила традицию немецкого трансцендентального идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель).

Второй этап — неокантианство и трансцендентальная феноменология начала ХХ в.

Четвёртый, современный этап, развития трансцендентализма (конец ХХ — начало ХХI вв.) связан с восходящей к Канту установкой эпистемологического конструктивизма (В. Лекторский): вещь не «дана», а «задана» активностью нашего Ума (ср. с коперниканским переворотом Канта). Среди современных течений/представителей можно выделить: программу эрлангенского конструктивизма (П. Лоренцен), радикальный конструктивизм (У. Матурана), социальный конструктивизм.

Несмотря на серьёзные концептуальные различия как между историческими фазами, так и внутри различных концепций, общей для них является трансцендентальная установка: исследование нашей познавательной способности и анализ не-эмпирических компонентов нашего знания, которые выступают как трансцендентальные условия нашей познавательной активности, в том числе и научного знания.

Источник

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ» в других словарях:

Трансцендентальная философия — Трансцендентальная философия, или трансцендентализм это 1) теоретико познавательная позиция, 2) американское литературно философское движение середины XIX века, 3) широкое историко философское направление, ставящее в центре внимания понятие … Википедия

трансцендентальная философия — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, трансцендентализм многозначные понятия, нередко употребляемые как синонимы. Служат: 1) обозначением теоретико познавательной позиции (трансцендентализм); 2) краткой формой для обозначения так называемого амер … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — (нем. Transzendental Philosophie), самоназвание кантовской (см. КАНТ Иммануил) метафизики. Главная задача трансцендентальной философии – исследование возможности, объема и границ априорных синтетических познаний. Таким образом, трансцендентальная … Энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — новолатинск., от лат. transscendere, переходить. Занимается исследованием способов получения познаний. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Трансцендентальная философия — ♦ (ENG transcendental philosophy) философия Иммануила Канта (1724 1804) и его последователей. Кант утверждал, что в человеческом разуме существуют трансцендентальные структуры, к рые делают возможным превращение чувственного восприятия в… … Вестминстерский словарь теологических терминов

ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ — ’ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ’ (‘Philosophy and the mirror of nature’, 1979) работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной ‘теории познания’ и как следствие против философии, рассматриваемой как отличное от… … История Философии: Энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА — ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Философская энциклопедия

философия языка — ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — неклассическое направление трансцендентально критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианство, подразумевая предпринятый Декартом поворот от… … История Философии: Энциклопедия

Источник

Трансцендентализм

Основные идеи трансцендентализма: социальное равенство [источник не указан 393 дня] «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.

Примечания

Ссылки

трансцендентализм наиболее характерен для какого времени. Philosophy template. трансцендентализм наиболее характерен для какого времени фото. трансцендентализм наиболее характерен для какого времени-Philosophy template. картинка трансцендентализм наиболее характерен для какого времени. картинка Philosophy template
трансцендентализм наиболее характерен для какого времени. Literature stubs. трансцендентализм наиболее характерен для какого времени фото. трансцендентализм наиболее характерен для какого времени-Literature stubs. картинка трансцендентализм наиболее характерен для какого времени. картинка Literature stubs

Полезное

Смотреть что такое «Трансцендентализм» в других словарях:

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ, трансцендентализма, мн. нет, муж. (филос.). Идеалистическое философское учение, основанное на признании каких нибудь трансцендентальных понятий, трансцендентальный идеализм. Трансцендентализм Канта. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ — (от лат. transcendere переступать) концепция, ставящая во главу угла трансцендентное или трансцендентальное. Первоначально термин использовался применительно к «трансцендентальной философии» И. Канта и Ф.В.И. Шеллинга, затем для обозначения… … Философская энциклопедия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ — (от латинского transcendens, родительный падеж transcendentis выходящий за пределы), философско литературное течение в США в 1830 60 х гг. (манифест эссе Р.У. Эмерсона Природа ; Г. Торо, Э.Б. Олкотт, М. Руллер, Т. Паркер, отчасти Н. Хоторн). С… … Современная энциклопедия

трансцендентализм — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Трансцендентализм — (от латинского transcendens, родительный падеж transcendentis выходящий за пределы), философско литературное течение в США в 1830 60 х гг. (манифест эссе Р.У. Эмерсона “Природа”; Г. Торо, Э.Б. Олкотт, М. Руллер, Т. Паркер, отчасти Н. Хоторн). С… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

трансцендентализм — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, трансцендентализм многозначные понятия, нередко употребляемые как синонимы. Служат: 1) обозначением теоретико познавательной позиции (трансцендентализм); 2) краткой формой для обозначения так называемого амер … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Трансцендентализм — (лат. – переступивший) – учение о познании мира на основе выхода за его пределы, за пределы человеческого опыта. Трансцендентализм утверждает существование всеобщих, универсальных свойств бытия, а потому и априорных, сверхчувственных форм… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

трансцендентализм — американское философско литературное движение 1830 60 х гг. (манифест эссе Р. У. Эмерсона «Природа», 1836; Г. Торо, Э. Б. Олкотт, А. В. Alcott, М. Руллер, Т. Паркер, Th. Parker, частично Н. Хоторн). Название и ряд идей взяты от… … Энциклопедический словарь

Трансцендентализм — м. Философское учение, согласно которому априорные формы сознания предшествуют опыту и являются его условиями. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

Смотреть что такое ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ в других словарях:

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

трансцендентализм м. Философское учение, согласно которому априорные формы сознания предшествуют опыту и являются его условиями.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, трансцендентализм — многозначные понятия, нередко употребляемые как синонимы. Служат: 1) обозначением теоретико-п. смотреть

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

Заирец Заир Заец Заем Заедание Заед Задница Задира Задел Задание Зад Есенин Ермил Ерзание Еретизм Ерема Ера Енина Ение Енамин Емец Елец Елена Еле Езид Езда Еда Дрс Дрен Дрема Дрезина Драцена Драница Драма Дразнение Драение Днестр Днем Дмитр Длина Дицентр Дит Дистен Дист Динат Динас Динар Дин Диметр Димер Дим Дилетант Дилер Дилен Диета Диерема Диерез Диен Диез Диацетат Диатрема Диатез Диастем Диастаз Диана Диаметр Диамат Диамант Дзета Дзерен Дзанни Дециметр Децима Децентрализм Детрит Детинец Детина Детерминант Детант Десница Десна Десерт Десант Дернина Дерн Дерматит Дерматин Дермат Дерма Дерзание Дерен Дереза Дер Дентин Денсиметр Денница Денис Дение Денара Ден Демин Деметр Делиец Дели Делец Делание Деист Деизм Дез Дацит Дацан Дата Дастан Дарница Дарма Дарина Дари Дарение Дар Дантист Дантес Данте Дант Данница Данил Данаец Дан Даменит Дамаст Дамасец Даман Дама Далматинец Далматин Далее Ацетилен Ацетил Ацетат Ацетамид Аттил Атм Атлетизм Атлет Атласец Атлас Атлантизм Атлантец Атлант Атеист Атеизм Атас Асцит Астралит Астралин Астрал Астр Астма Астеризм Астатин Астатизм Астат Астарт Астан Аста Аслан Асан Артналет Артист Артемида Артем Арталин Арт Арсин Арсенит Арсенид Арсенат Арсенал Арсен Армида Арменист Армеец Армад Арма Арлезианец Арин Ариман Ариец Ариетта Арида Ариан Арестант Арест Ареса Аренда Арен Ареал Арден Арат Арамеец Арам Аралец Антрацит Антрацен Антра Антицентр Антитеза Антина Антилец Анти Антенна Антарес Ант Анри Аннелида Аннат Аннамит Аннамец Анналист Анна Анис Анин Аним Анид Анзерин Анетина Анестезин Андрис Андриан Андре Андиец Андерсен Андезит Андезин Анданте Анда Анат Анани Анамнез Анализ Амт Амрита Амистад Амин Амилен Амилан Амил Амид Амиант Аметист Амер Амати Аматер Аман Амад Алтаец Алмаз Алма Алиса Алин Ален Алеманн Алдар Алданец Алдан Алармист Аларм Аланин Алан Аист Аир Аил Аида Азин Азид Азиат Азат Зал Азарт Азарин Азан Адстрат Адриан Адресат Залет Зам Адресант Замена Замер Замес Адрес Адреналин Адмирал Админ Адлерце Заметание Заметина Адермин Аденит Замин Заминдар Адамс Адамит Адамец Адам Адалин Аант Ада Адамсит Адат Аден Аденец Аденин Замет Замести Адлер Адлерец. смотреть

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИ́ЗМ (от лат. transcendens, род. п. transcendentis — перешагивающий, выходящий за пределы), американское литературно-философское движение 1830—1860-х гг. XIX в., главой которого был Р. У. Эмерсон; к движению примыкали писатели и публицисты Г. Д. Торо, Дж. Рипли, Т. Паркер, Э. Пибоди, Маргарет Фуллер, Э. Олкотт. Название получено от т. н. трансцендентального клуба, основанного в Бостоне в 1836, и заимствовано у И. Канта («трансцендентальный идеализм»). Источником этических взглядов трансценденталистов была также унитарианская церковь с ее идеями социального равенства «равных перед богом» людей. С романтических позиций трансценденталисты критиковали буржуазную цивилизацию, ее ложные моральные ценности и формальность демократических установлений; путь к освобождению личности, считали они, — духовная свобода, самосовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов. Одно из самых характерных для Т. произведений — книга Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». Трансценденталисты были борцами против рабства; левое крыло Т., испытавшее влияние социально-утопических идей Ш. Фурье, организовало вблизи Бостона колонию Брук-Фарм (1840 — 1847), члены которой стремились добиться «ослабления страсти к наживе». Печатный орган Т. — ежеквартальный журнал «Dial» («Циферблат», 1840 — 1844).

Старцев А. И., Трансценденталисты, в кн.: История американской литературы, т. 1, М. — Л., 1947;

Buell L., Literary transcendentalism. Style and vision in the American Renaissance, Ithaca — London, 1973.

Источник

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой)
Глава 25. Трансцендентализм.

ГЛАВА 25.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

Скоро идеи трансцендентализма получают заметное распространение и резонанс. Лекции Эмерсона собирали многочисленную аудиторию по всей стране. Именно он стал главным идеологом нового течения, которое положило начало американской философской мысли и оказало заметное влияние на формирование национального характера и самосознания.

Трансценденталисты отвергают tabula rasa Д. Локка и роль эмпирического опыта. Из современных европейских философских учений большое значение для выработки представлений трансценденталистов о мире имели идеи Шеллинга, Фихте, Якоби. При этом немецкие философские теории воспринимались в США через посредничество их английских интерпретаторов, в первую очередь С. Т. Колриджа и Т. Карлейля. В европейских философских теориях они увидели и взяли то, что отвечало их собственному мироощущению и взглядам, сложившимся под воздействием национальных религиозно-этических учений и социальной действительности Америки XIX в. К первым относится прежде всего унитарианство, новоанглийское либеральное религиозное течение, отвергнувшее теократический режим официальной церкви и репрессивную мораль ортодоксального пуританства. Унитарианцы выдвинули новое, гуманистическое представление о человеке и его месте в мире. Кроме того, трансцендентализм остается связанным с религиозно-философской традицией новоанглийского пуританства в целом, которой они обязаны особым интересом к этической проблематике, символизмом мироощущения, моральным дидактизмом. [357]

Идеи трансцендентализма легли в основу нескольких социальных экспериментов в США в XIX в. В 1841 г. группа членов «Трансцендентального клуба» и близких к ним литераторов (среди них был и Н. Готорн) под руководством Дж. Рипли организовали на началах фурьеризма коммуну Брук Фарм. Члены коммуны пытались на практике осуществить принципы трудовой кооперации, сочетания умственного и физического труда, опрощения, отношений братского сотрудничества. Коммуна Брук Фарм просуществовала до 1847 г. Однако главной задачей трансцендентализма было не социальное реформаторство, а обновление и самосовершенствование отдельной личности. Не случайно Эмерсон не принял участия в жизни коммуны. [358]

В большей или меньшей степени взглядам всех трансценденталистов присущ акцент на отдельной личности и отрицание государственных форм и структур. Этот романтический индивидуализм запечатлен в ярком афоризме М. Фуллер «Не человек для общества, а общество для человека», многочисленных высказываниях Эмерсона, Торо и других членов клуба.

«диалоге» с Эмерсоном, Торо, Фуллер и их друзьями.

Наследие трансцендентализма и в XX в. продолжает активно участвовать в идейной борьбе. К нему обращаются духовный вождь Индии М. Ганди и лидер борьбы американских негров М. Л. Кинг. Имя Торо становится чрезвычайно популярным в среде бунтующей молодежи’ западных стран в 60-е годы. Кризис индивидуалистической психологии, вылившийся в стихию вседозволенности, заставляет вновь и вновь возвращаться к взрывоопасной доктрине «доверия к себе». Споры вокруг трансцендентализма не утихают.

Писатель, мыслитель, моралист и поэт Ралф Уолдо Эмерсон наложив на него отчетливый отпечаток.

Эмерсон родился в г. Бостоне в семье унитарианского священника. В 1821 г. он окончил Гарвардский университет, принял сан священника, в 1829 г. стал пастором в Бостоне. Но в 1832 г., осознав, что требования, предъявляемые официальной религией, идут вразрез с его убеждениями, Эмерсон оставляет пасторскую кафедру, чтобы посвятить себя литературному труду и свободным поискам «правильной жизни». В 1832- 1833 гг. он совершил свое первое путешествие в Европу. Самым ярким впечатлением стала встреча с писателем Т. Карлейлем, в котором он нашел родственную душу и благодаря общению с которым укрепился в своих мыслях.

Отсюда следует знаменитый тезис о «доверии к себе» как главном принципе в отношении личности к миру. Священна одна лишь цельность и независимость духа в каждом человеке: «Освободись, обрети свободу самому себе, и весь мир будет тебе рукоплескать».

Каковы истоки этой индивидуалистической утопии? Их несколько. Здесь и присущая всему мировому романтизму апология личности, продолжившая ренессансное «открытие „Я»». Это и наследие протестантизма, всегда стремившегося утвердить личностный характер отношений верующего и Бога и часто не признававшего ни светской власти, ни церковных посредников. Это и жизненный опыт американских колонистов, которых сами условия жизни в Новом Свете учили полагаться на собственные силы, а государственный контроль воспринимать как досадную помеху.

«винтик», против конформизма и обывательщины. Но здесь таилась опасность, которой не избежал принцип «доверия к себе», ибо, с другой стороны, в нем заложена возможность обосновать любой индивидуалистический инстинкт, любое эгоистическое действие ссылкой на «внутренний голос».

Необходим дифференцированный подход к этическому учению Эмерсона в разные периоды истории США. В десятилетия, предшествовавшие Гражданской войне, романтический индивидуализм трансценденталистов имел прогрессивное значение, утверждал ценность человеческой личности, звал к свободе мысли и чувства. Но позднее он претерпевает существенное переосмысление. Более того, на этом этапе капиталистическое общество без особого труда интегрирует в себя романтический индивидуализм, выхолащивая его критический заряд и, наоборот, усиливая заложенную в нем антиобщественную и антидемократическую тенденции. А это, по сути дела, служит средством стабилизации существующего порядка. В результате то, что в 30-40-х годах являлось [362] средством романтической критики действительности, в послевоенные годы и позднее могло быть и было использовано для оправдания лозунга «каждый за себя».

Насколько общество, сводящее человеческие отношения к «обмену новостями из одной и той же тарелки», губительно воздействует на человека, настолько общение с природой целительно для него.

В нравственно-философской прозе Эмерсона общефилософские концепции прилагаются к повседневному человеческому опыту. Он широко использует символику и риторику совместно с наглядными примерами из житейской практики, изложенными ясным, сжатым языком, нередко включающим элементы разговорной речи.

В целом Эмерсону присущ демократический взгляд на литературу. Слово писателя, по мнению Эмерсона, должно быть рождено народом и служить народу.

Технические новшества, по мысли Торо, несут лишь новую эксплуатацию и гнет. Кроме того, механические игрушки, полагает он, отвлекают человечество от нравственного самопознания и самосовершенствования.

«. мне хотелось бы, чтобы на свете было как можно больше различных людей и чтобы каждый старался найти свой собственный путь. Пусть юноша строит, сажает или уходит в море, пусть только ему не мешают делать то, что ему хотелось бы». Торо призывает каждого человека не шагать в такт звучащим вокруг маршам, а прислушиваться к внутреннему голосу, который и есть голос совести. Отсюда вытекает идея «гражданского неповиновения»: человек имеет право, более того, это его долг,- не подчиняться тем законам, которые противоречат его чувству справедливости.

Вся жизнь и творчество Торо поражают абсолютной искренностью и цельностью. Его пример возвышает и облагораживает. «Читал Торо и духовно поднялся»,- записал в дневнике Л. Н. Толстой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *