трасса е95 какое шоссе
Рейтинг-тест Авторевю 2020: истории. Прошлое и настоящее трассы Е95
Дорогу, известную сегодня как трасса М10 Россия, начали строить еще при Петре I. Денег в казне тогда тоже не хватало, и, желая снизить расходы, петровские дорожники спрямили гужевой тракт и притянули его к деревням, чтобы переложить заботы по строительству на местных жителей.
С тех пор так все и осталось: чуть ли не треть старого пути между Москвой и Санкт-Петербургом тянется через населенные пункты, следующие друг за другом. И в каждом из них бегают пешеходы, действуют «городские» ограничения скорости, стоят светофоры, стационарные измерители скорости и мобильные треноги.
Для современного автомобилиста это адский путь. Но в былые времена иначе было нельзя, ведь все междугородние поездки совершались на перекладных. Села, расположенные вдоль дороги, назывались ямами — здесь ямщики меняли лошадей, а путники оставались на ночлег. Ям-Ижора, Ям-Зимогорье — эти названия на питерской трассе встречаются до сих пор. В хорошую погоду из одной столицы в другую путники добирались неделю, а в распутицу и того больше. Так что и Радищев, и Пушкин были правы — такая поездка приравнивалась к настоящему путешествию.
В середине XIX века питерская трасса наконец-то обзавелась твердым покрытием, по которому побежали «поспешные дилижансы». Они уже останавливались только для того, чтобы сменить лошадей. Тракту предвещали бурное развитие, но из-за неожиданной конкуренции со стороны Николаевской железной дороги ямщикам пришлось умерить аппетиты. Пассажирские поезда покрывали расстояние между столицами всего за двадцать часов, да и поездка по чугунке была куда безопаснее: на конном тракте путники периодически страдали от разбойников.
Уже в постперестроечные времена история повторилась. На питерской трассе стал разворачиваться бандитский беспредел, и многие предприниматели были вынуждены нанимать вооруженное сопровождение. Мы тоже как-то раз ездили в Питер с охраной — везли на выставку автомобиль Яковлева и Фрезе, сделанный в музее Авторевю.
В перестройку на питерской трассе стали появляться и автостопщики. Несколько раз я брал этих ребят, чтобы не заснуть за рулем, но ничего, кроме напрягов, не припомню: приходилось или всю дорогу слушать их музыку, или говорить на интересные им темы. Странная публика!
Человеческая беспечность порой тоже удивляла. Как-то раз, возвращаясь ранним декабрьским утром из Финляндии, мы подобрали на трассе девушку в спортивном костюме и легкой куртке, которая всю ночь голосовала возле своей заглохшей «восьмерки». Мобильные телефоны тогда были роскошью, да и вдоль трасс они не работали, а остановить машину ночью удавалось далеко не всем: люди боялись бандитских провокаций. Ведь запросто могла замерзнуть!
Горящая лампа — метка придорожных бухгалтеров, готовых состряпать командированным любую отчетность
А вот сотрудники ДПС на питерской трассе во все времена жили шоколадно. И, по-хорошему, должны сброситься на памятник импульсному радару Искра, озолотившему не одно поколение гаишников. Подкармливали инспекторов и специальные полосы с приоритетным движением. Обогнать по ним медленные попутные фуры успевали далеко не все, и особо спешащие неслись дальше по встречке, зачастую прямо в лапы гаишникам, — свободная касса! На слепых перегибах дороги наблюдать за такими маневрами было страшно. Лично видел, как, почуяв лобовой «замес», водитель автовоза с новенькими иномарками не стал испытывать судьбу и просто уехал метров на двести в лес. Тягач, конечно, разбил, однако сам остался цел, да и драгоценный груз спас.
Торжок — культовое место, привал дальнобойщиков. Примечательно оно не только дешевыми и проверенными столовками, но и музыкальным развалом, где среди тонн низкопробного блатняка в эпоху CD попадались настоящие жемчужины. Помнится, именно там я купил редкий по тем временам двойной альбом Гребенщикова и сборник «Белой гвардии» — и то и другое оказалось контрафактом, но живо до сих пор. Торжок отличался еще и тем, что по весне встречал водителей провалами покрытия с убийственно острыми краями, которые безжалостно рвали шины. Мне везло. Но дорогие иномарки, яростно обгонявшие поток, а потом стоявшие на обочине с пробитыми колесами и загнутыми дисками, здесь попадались часто. И именно это место питерской трассы стало для меня зловещим: возвращаясь из Питера ночью в ледяной дождь, я увидел в Торжке бортовой ЗИЛ-130, доверху груженный гробами…
Плюшевые зайцы кислотных расцветок, фарфоровые кружки с примитивным креативом, банные полотенца с похабными девицами и вожделенными долларами — это добро появилось в те времена, когда зарплату стали выдавать натурой. Не припомню, чтобы такое покупали. В какой-то момент казалось, что вокруг трассы забурлила жизнь: появились мотели, небольшие гостиницы, современные заправки и аккуратные кафе. В поселке Коломно построили частный зоопарк — люди целыми семьями посмотреть останавливались!
Но потом — бах! — очередной кризис и снова разруха. В начале двухтысячных возле кафе на трассе я наблюдал, как чумазый пацан беспризорного вида клянчил мелочь у дальнобойщиков, потом менял ее в магазине на монеты-десятирублевки, тут же просаживал все в игральных автоматах и опять выходил попрошайничать. Такая вот депрессивная романтика. Вообще, у каждого времени на питерской трассе были свои гримасы, и только цыганки-разводилы на обочинах в Хотилово и Куженкино, кажется, стояли всегда.
Город Вышний Волочёк, символ российской провинциальности, на котором уже «оттоптались» почти все блогеры, из окна автомобиля по-прежнему выглядит мило. И запоминается разве что единственным светофором, превращающим и без того тягучее движение в коллапс. В пробке можно спокойно выйти из автомобиля, заглянуть на местный рынок… А вот в пушкинские времена этот город был известен не только как крупный почтовый ям, но и как ключевой порт искусственной водной системы, соединявшей бассейны Волги с Балтийским морем. Деньжищи тут крутились баснословные: в XVIII—XIX веках через порт перевозили грузов на 24 миллиона рублей в год! Да и культурный слой давал ростки, причем во все времена. Вышний Волочёк — это родина русской оперной певицы Дарьи Леоновой, солистки Мариинского, а потом и Большого театров. Американский дирижер русского происхождения Сергей Кусевицкий, именем которого названа одна из малых планет, и его племянник Фабиан Севицкий, руководивший несколькими симфоническими оркестрами в США, тоже родились здесь. А еще в Вышнем Волочке провел часть своего детства будущий народный артист СССР Муслим Магомаев, мать которого служила актрисой в местном театре. Казалось бы, намоленное место с академической культурной аурой. Но почему-то от репертуара местных музыкальных радиостанций из ушей идет кровь…
Валдай — это уже Новгородчина и середина пути между Москвой и Питером. Бордюр потихоньку становится поребриком, подъезд — парадной, а шаурма превращается в шаверму. Какие здесь красоты! Когда в конце девяностых годов я прокатил по питерской трассе своих знакомых немцев, то наибольший восторг у них вызвал именно этот участок пути. Не могли немцы уяснить только две вещи: куда ходить в туалет и почему опасно есть придорожный шашлык?
Самая вкусная достопримечательность Новгородской области — «пирожковая долина» у поселка Крестцы — нынче в упадке. Раньше тут крутились бойкие молодые девчонки, а сейчас в палатках стоят женщины постарше — угрюмые и неразговорчивые. Но товар по-прежнему отменный! Пирожок по 50 рублей — словно беляш-переросток, а начинок предлагается столько, что и не запомнить. Прикрыть нелегальную торговлю в Крестцах безуспешно пытаются лет этак пятнадцать. Местные власти несколько раз сносили торговые теремки, но буквально на следующий день они появлялись вновь. Похоже, что выражение «разлетаются как горячие пирожки» пошло именно отсюда. Продавщицы рассказывают, бывало — самовар не успеешь раскочегарить, а торговать уже нечем! И мечтательно произносят: эх, если бы дорога гудела, как раньше…
Дом-мумия: фундамент просел, стены перекосило, стропила подгнили, но как жилище он еще вполне годный
Но как раньше уже не будет, потому что трасса М10 впала в экономическую депрессию. Доходы всех здешних бизнесменов снизились более чем в два раза, и выживать им теперь приходится только за счет тех водителей, которые передумали платить за проезд и вернулись на бесплатную дорогу. Соблазнительно: трафик стал свободнее, инфраструктура разгрузилась, аварийность меньше. Правда, чем дальше от цивилизации, тем мрачнее виды. Дома «цвета времени» стоят в вымирающих деревнях как мумии. Вроде и выглядят еще добротно, и вполне пригодны для проживания, вот только жить в них некому, да и незачем.
Но — выше нос! Что увидишь на скоростной трассе, кроме пунктов оплаты? А у старой дороги — той, где вечер-туман ставит на дальний свет, — вековая харизма, которую ценят романтики. Так что в Питер по ней мы еще поездим. И наши дети тоже.
Трасса Е95, Одесса-Санкт-Петербург и немножко Прибалтики. ч-1
Бортовое устройство необходимо получить перед въездом на платную дорогу. Для этого необходимо зарегистрироваться в системе BelToll. Регистрация возможна в пунктах обслуживания клиентов или через сайт системы. Некоторые операторы топливных карт также оказывают своим клиентам услуги по регистрации в системе.
Владельцу транспортного средства необходимо заполнить договор и предоставить комплект необходимых документов.
Регистрация в системе бесплатна, однако для получения бортового устройства необходимо внести залог.
Размер залоговой стоимости составляет (согласно Постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 7 июня 2013 г. №16):
20 евро для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонн;
50 евро для транспортного средства с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн.
Залоговая стоимость вносится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день оплаты.
Залоговая стоимость за бортовое устройство будет возвращена при сдаче исправного устройства в любой из пунктов обслуживания.
При получении бортового устройства по договору в режиме предоплаты необходимо пополнить баланс бортового устройства:
минимальный размер пополнения баланса составляет 25 евро
Подхожу к девушке, говорю номер регистрации. Мне выдают прибор для теста лобового стекла, тестирую. Все в порядке. Мне подходит самый простой прибор. оплачиваю 20 евро залог и 25 евро предоплату.
Скажу сразу, более дурацкого способа оплаты платных дорог я не встречал. Особенно порадовало обязательство слушать звуковые сигналы, для понимания правильности оплаты. Но, на удивление все работало и проблем у меня не было.
Белорусский участок трассы Е95 проходит через следующие крупные города: Гомель, Могилев и Витебск и составляет 454 км. Это были очень долгие 454 км. Дорога эта пока бесплатная и качество ее так-себе. Лучше чем на Украине, но довольно подуставшая. Камер натыкано в огромном количестве. По пути попадалось пару мобильных постов контроля скорости. Много деревень по пути. Но мы ехали не нарушая и строго соблюдали скоростной режим. Кстати в базе радар-детектора были все камеры.
Но! Русские не сдаются!:))) Все равно мы поедем в Питер! Правда теперь уже в объезд:)
Едем в Латвию. До Питера теперь 805 км.
Очередей на границе опять нет. Белорусскую границу проходим быстро. Единственно повеселила таможенница. При въезде в Беларусь, я заполнял таможенную декларацию на машину, в ней указано откуда и куда едем Украина-Россия. Но так как нас развернули, маршрут изменился на Латвию. Которая естественно не указанна в декларации. Вот это ее и смутило и ей очень сильно захотелось выписать штраф:))))) Но увидев удивление в моих глазах, решила уточнить этот вопрос у начальника смены. Чем вызвала не меньшее удивление ее компетентностью у него:))))) Естественно никаких штрафов платить не положено, так как нет никаких нарушений. А где я буду выезжать из Белоруссии, мое личное сексуальное право и таможню это волновать не должно.
Латвийскую границу также прошли быстро. Единственно хочется отметить один нюанс.
Перед шлагбаумом, в метрах 10 установлен знак «СТОП», перед знаком нужно остановится, взять документы и пойти к домику с пограничником. Он проверяет документы и дает талончик. После этого возвращаемся в машину, он открывает шлагбаум и только теперь можно въехать на пункт контроля.
Въехав в Латвию ищем в ближайшем населенном пункте ночлег. Так как смысла ехать сегодня в Питер уже не было. Да и сутки в пути, бодрости не прибавляют нужно и отдохнуть. Сняли апартамент в г. Краслава.
А, чуть не забыл. Радар-детекторы в Латвии запрещены. Поэтому снимаем и прячем в бардачок.
Отдохнули, утром нам рекомендовали перекусить в местной столовой. Столовая понравилась, вкусно и не дорого. Ну и дальше в путь!
Пару фоток Краславы.
Дороги в Латвии хорошего качества. Но быстро ехать нельзя. за городом 90 км в час, в населенном пункте 50 км. Камер тоже натыкано много. Плюс мобильные пункты контроля. Едем не нарушаем.
После обеда проходим Латвийскую и Российскую границу. Опять очередей нет. На все уходит минут 40.
От границы до Острова, дорога платная. 300 рублей. По началу паршивая но потом нормальная.
К вечеру добираемся в Питер, позади 2000км.
Бросаем вещи и бегом на встречу с друзьями!
А в голове играет песня Шнура:
А в Питере — пить!
В Питере — пить!
В Питере тире — пить!
В Питере — пить!
В Питере — пить!
В Питере тире — пить!
Ленинградка – дорога двух столиц
Российское обозначение федеральной трассы – М10. Европейское обозначение трассы — Е105 (старое наименование Е95 существовало до 1997 года). Е95, о которой пел Кинчев, – это старый номер, который не используется с 1997 года.
Шоссе было открыто в 1822 году. В 1915-м оно стало носить имя Петроградское шоссе, в 1924 году переименовано вслед за Ленинградом в Ленинградское шоссе. В 1991 году, когда Ленинград снова стал Санкт-Петербургом, шоссе осталось по-прежнему Ленинградским.
Сами понимаете, дорога, соединяющая Москву со вторым по величине городом страны, некогда столицей Российской империи, по определению не может быть просто улицей. В конце XIX века направление называли Русскими Елисейскими полями. Прежде всего, из-за ширины проезжей части. В то время город заканчивался как раз у Белорусского вокзала. Так что сразу за Тверским путепроводом начиналось широкое загородное шоссе.
На участке от вокзала до Беговой улицы проезжая часть имела три конных пути и четыре пешеходные дорожки.
Удивительно, но подобная конструкция с небольшими изменениями просуществовала на всем Ленинградском проспекте более века. Думаю, многие из вас помнят красивый сквер и трамвайные пути, которые просуществовали вплоть до 2000-х годов.
В 1906 году Виндавская (Рижская) железная дорога отрезала Тверскую от пригорода. Тогда, конечно, это было нормально, так как все прекрасно понимали, что за Тверской заставой города нет. Тем не менее, некоторое время паровозы и повозки разъезжались в одной плоскости.
Несмотря на стратегически важное значение дороги, асфальт на этом направлении появился только в 1930 году, и то его положили лишь на центральном русле.
Боковые проезды обзавелись им только после войны и только на участке от Белорусского вокзала до нынешнего Третьего кольца. Далее асфальт был только на чётной стороне. На нечётной стороне ходил трамвай.
Особенность этого маршрута обусловлена не только двумя главными городами страны. Ни на одном другом направлении нет такого количества важных для города и страны объектов. Два аэропорта, авиационные заводы, спортивные сооружения, главные водные ворота города. И многое из этого появилось уже в начале ХХ века. До ВОВ здесь уже располагались: Петровский Путевой дворец, центральный аэродром на Ходынке, Северный речной порт, Машиностроительный и авиационные заводы (МиГ, Ильюшина, Сухого), Московский ипподром, стадионы «Динамо» и «Юных пионеров». ЦСКА появится уже после войны. Этот проспект заслуженно называли проспектом спорта и авиации.
Интересно, что есть в истории один человек, к которому напрямую относились все эти объекты. Василий Сталин – младший сын вождя, лётчик, командующий ВВС Московского военного округа, глава федерации конного спорта, большой поклонник спорта в принципе. Именно он создал «Красную Машину»– ЦСКА, а также активно способствовал развитию авто- и мотоспорта.
Жил Василий Сталин, как не трудно догадаться, на Ленинградском проспекте.
Многие знают, что на стадионе «Юных пионеров» в послевоенные годы был велотрек, там долго время проводились соревнования высокого уровня. Но не все вспомнят, что именно здесь в 1963 году состоялся первый чемпионат СССР по картингу. В том же году на трек попытались выпустить полноразмерные гоночные автомобили, но там им было явно тесно, подобные эксперименты больше не повторялись.
Еще одно знаковое место для моторхеда в те годы – соседний стадион «Динамо». До 1935 года вокруг футбольного поля работал мототрек. К сожалению, после очередной реконструкции его убрали.
На месте велотрека сейчас стоит бизнес-центр «Монарх», а на месте стадиона «Юных Пионеров» высится стройка очередного жилого комплекса.
Комментарии 48
Так же на ленинградке за белорусским вокзалом был тракторный завод, который снесли буквально года 2 назад.
«Монарх», а на месте стадиона «Юных Пионеров» высится стройка очередного жилого комплекса.
Да, обещал этот мэр не делать точечных застроек. Но жадность безмерна. Как с собой забрать планируют …
какое именно? Продолжения по другим направлениям вон уже сколько)
Продолжение о том как дальше реконструировалась ленинградка.Было бы интересно
Статьи про Ленинградку были самые первые. Сейчас я бы многое сделал иначе. Обещаю, что вернусь к ним с суровым редакторским красным карандашом)
Жду с нетерпением.Очень интересно Вас читать.
Спасибо
Спасибо за статью! очень интересно. Моя семья живёт недалеко от Динамо с 1923 года (раньше на Якиманке, рядом с будущим кт Ударник). Я тут с 1971 и до сих пор. Больно смотреть, как убили проспект с такой прекрасной инфраструктурой. СЮП, на котором провёл всё детство, Стадион Динамо — хрен знает что сделали и треть территории опять под апартаменты отжали. Перекресток Беговой и Ленинградки — это вообще теперь тихий ужас — нависающие вплотную к дорогам бегемотоподобные сооружения (поражаюсь, кто там жильё покупает, дурдом), еще сейчас 40-этажную башню строят напротив «Советской». Ипподром идёт под снос. Ааэродром и прилегающий вдоль левой стороны авиапром — всё убивается и застраивается жильём…Институт НАТИ ближе к Белорусской, тоже уничтожен и застроен — трактора стране не нужны. Глядя на старые фото понимаешь, что процесс перестройки неизбежен, но ощущение, что сейчас всё делается как-то хаотично и бездумно. Хотя и вопят про создание комфортной среды в городе, но вот как-то вся эта сплошная застройка никак с комфортом не ассоциируется. Есть элитные районы с полузакрытыми территориями, есть вылизанный перед футбольным чемпионатом центр, а есть всё остальное — толпы народа, битком набитый транспорт и бесконечные пробки.
Ох, представляю ваши чувства. Правда с ипподромом мне кажется вы дали маху. Его территория хоть и уменьшилась, сам ипподром никуда не денут, я вам обещаю)
Посмотрим, СЮП тоже по кускам постепенно отгрызали…
Спасибо за статью! очень интересно. Моя семья живёт недалеко от Динамо с 1923 года (раньше на Якиманке, рядом с будущим кт Ударник). Я тут с 1971 и до сих пор. Больно смотреть, как убили проспект с такой прекрасной инфраструктурой. СЮП, на котором провёл всё детство, Стадион Динамо — хрен знает что сделали и треть территории опять под апартаменты отжали. Перекресток Беговой и Ленинградки — это вообще теперь тихий ужас — нависающие вплотную к дорогам бегемотоподобные сооружения (поражаюсь, кто там жильё покупает, дурдом), еще сейчас 40-этажную башню строят напротив «Советской». Ипподром идёт под снос. Ааэродром и прилегающий вдоль левой стороны авиапром — всё убивается и застраивается жильём…Институт НАТИ ближе к Белорусской, тоже уничтожен и застроен — трактора стране не нужны. Глядя на старые фото понимаешь, что процесс перестройки неизбежен, но ощущение, что сейчас всё делается как-то хаотично и бездумно. Хотя и вопят про создание комфортной среды в городе, но вот как-то вся эта сплошная застройка никак с комфортом не ассоциируется. Есть элитные районы с полузакрытыми территориями, есть вылизанный перед футбольным чемпионатом центр, а есть всё остальное — толпы народа, битком набитый транспорт и бесконечные пробки.
Сейчас нет уж Москвы, есть бизнес проект штабелировать людей поплотнее и подороже. А тогда Якиманку расселяли ещё в Беляево, отец жил.
Хаа, по СЮП набегался вдоль и поперек в футбол играли. Это место отдельно красивое было, в зелени, а теперь всё — нет его, какие уж тут пионеры, один Паризьен в особнячке остался и теперь ЖК «Царская площадь», не меньше. Построили, на убой живущих, окно не открыть. Как «сороконожка» ещё жива. Понятно, что всё течет и меняется, но тенденция строить вплотную и без зелени угробит город, хотя кому есть до этого дело…
А так, по возможности путешествую по Мск по старым районам которые ещё живы своей историей и энергетикой, ибо скоро, с таким отношением, фото только и останутся.
Вообще интересно посмотреть хронологию (retromap.ru/m.html#l=0020…5&y=55.781315&x=37.561311)
Спасибо за статью! очень интересно. Моя семья живёт недалеко от Динамо с 1923 года (раньше на Якиманке, рядом с будущим кт Ударник). Я тут с 1971 и до сих пор. Больно смотреть, как убили проспект с такой прекрасной инфраструктурой. СЮП, на котором провёл всё детство, Стадион Динамо — хрен знает что сделали и треть территории опять под апартаменты отжали. Перекресток Беговой и Ленинградки — это вообще теперь тихий ужас — нависающие вплотную к дорогам бегемотоподобные сооружения (поражаюсь, кто там жильё покупает, дурдом), еще сейчас 40-этажную башню строят напротив «Советской». Ипподром идёт под снос. Ааэродром и прилегающий вдоль левой стороны авиапром — всё убивается и застраивается жильём…Институт НАТИ ближе к Белорусской, тоже уничтожен и застроен — трактора стране не нужны. Глядя на старые фото понимаешь, что процесс перестройки неизбежен, но ощущение, что сейчас всё делается как-то хаотично и бездумно. Хотя и вопят про создание комфортной среды в городе, но вот как-то вся эта сплошная застройка никак с комфортом не ассоциируется. Есть элитные районы с полузакрытыми территориями, есть вылизанный перед футбольным чемпионатом центр, а есть всё остальное — толпы народа, битком набитый транспорт и бесконечные пробки.
Да, за бассейн обидно… говорили, что все аварийное, рушится. А сами потом больше месяца крушили стены при сносе здания.
При постройке апартаметов эти дефективные в круглосуточном режиме сливали воду из речки в коллекторе. Там же естественный пруд был и речка, текущая в сторону Пресни. Поэтому и пустырь, и открытый аэрационный бассейн.