требования к предметным результатам сформулированной в какой форме
Ответы к итоговому тесту «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года» в объёме 44 часа
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года
На прохождение теста Вам предоставляется 45 минут и три попытки.
Для успешного прохождения необходимо ответить правильно на более 65% вопросов.
1. ФГОС включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации программ общего образования?
2. Вставьте пропущенное. ______ содержит требование о соотношении их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Единые обязательные требования к результатам освоения программ общего образования реализуются во ФГОС на основе….
4. Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
5. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования?
6. Исключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процесса:
7. Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включает:
8. Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов?
9. Исключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатов:
10. Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают:
11. Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме?
12. ФГОС определяют минимум содержания общего образования?
13. Исключите лишнее. ФГОС устанавливает к…
14. ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором?
15. ФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования?
16. ФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся в том числе за счет становления их российской идентичности?
17. Содержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно?
18. Образовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования?
19. При реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов?
Подготовка к тесту « Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ответы на вопросы теста « Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года»
· Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет выбора участниками
· Разработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования? Да
· Исключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процесса научное воспитание (лишнее)
· Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включает структурированный раздел (лишнее)
· Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов? Деятельностные
· Исключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатов Применение…(лишнее)
· Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают… универсальные учебные когнитивные действия (исключить)
· Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме? Деятельностной
· ФГОС определяют минимум содержания общего образования? Да
· Исключите лишнее. ФГОС устанавливает …профессиональные условия (лишнее)
· ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором? Да
· ФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования? Нет
· ФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся, в том числе за счет становления их российской идентичности? Да
· Содержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно? Да
· Образовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования? Нет
· При реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов? Да
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Ответы на некоторые вопросы теста «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года»Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет выбора участникамиРазработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования? ДаИсключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процессанаучное воспитание (лишнее)Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включаетструктурированный раздел (лишнее)Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов? ДеятельностныеИсключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатовПрименение…(лишнее)Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают… универсальные учебные когнитивные действия (исключить)Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме? ДеятельностнойФГОС определяют минимум содержания общего образования? ДаИсключите лишнее. ФГОС устанавливает …профессиональные условия (лишнее)ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором? ДаФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования? НетФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся, в том числе за счет становления их российской идентичности? ДаСодержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно? ДаОбразовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования? НетПри реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов? Да
Кабинет Информатики
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года.
Новый ФГОС предусматривает обеспечение единства преемственности основных общеобразовательных программ, вариативности содержания образовательных программ общего образования и возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности.
Новый ФГОС устанавливает требования к структуре образовательной программы, личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, условиям реализации образовательной программы, в том числе материально-техническим, кадровым, психолого-педагогическим и финансовым.
Новый ФГОС включает в себя воспитательный компонент, предусматривающий актуальные приоритеты воспитания.
Новый стандарт вступает в силу с 31 мая 2021 года (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
На прохождение теста Вам предоставляется 45 минут и три попытки.
Для успешного прохождения необходимо ответить правильно на более 65% вопросов.
1. ФГОС включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации программ общего образования?
2. Вставьте пропущенное. ______ содержит требование о соотношении их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Единые обязательные требования к результатам освоения программ общего образования реализуются во ФГОС на основе….
4. Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
5. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования?
6. Исключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процесса:
7. Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включает:
8. Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов?
9. Исключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатов:
10. Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают:
11. Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме?
12. ФГОС определяют минимум содержания общего образования?
13. Исключите лишнее. ФГОС устанавливает к…
14. ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором?
15. ФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования?
16. ФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся в том числе за счет становления их российской идентичности?
17. Содержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно?
18. Образовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования?
19. При реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов?
Статья » Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты
Предметные результаты обучения
Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.
Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету.
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять главное внимание.
К сожалению, большинство учителей и родителей по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.
Можно структурировать в три блока:
Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).
Психолого-педагогическое сопровождение также играет в этом процессе значительную роль. Психологам и педагогам приходится писать характеристики студентов и оценивать уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:
1. соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2. участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3. инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
4. готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5. ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
6. Метапредметные результаты обучения
Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
В соответствии с ФГОС, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Универсальные учебные действия (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
В узком значении этот термин означает совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
. Таким образом, универсальные учебные действия являются связаны с метапредметными результатами обучения.
Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.
Виды универсальных учебных действий
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
o общеучебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
o логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
o постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
В следующей таблице можно рассмотреть примеры развития УУД на отдельных этапах урока.
Деятельность
учителя и обучающихся
Универсальные
учебные действия
Объявление
темы урока
Формулируют
сами обучающиеся (учитель подводит
обучающихся к осознанию темы)
Познавательные,
коммуникативные, личностные
Сообщение
целей и задач
Формулируют
сами обучающиеся, определив границы
знания и незнания (учитель подводит
обучающихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные,
коммуникативные, личностные
Планирование
обучающимися способов достижения
намеченной цели (учитель помогает,
советует)
Практическая
деятельность обучающихся
Обучающиеся
осуществляют учебные действия по
намеченному плану (применяется
групповой, индивидуальный методы),
(учитель консультирует)
Познавательные,
регулятивные, коммуникативные
Обучающиеся
осуществляют контроль (применяются
формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Обучающиеся
формулируют затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно, (учитель
консультирует, советует, помогает)
Обучающиеся
дают оценку деятельности по её
результатам, осмысливают деятельность
(самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей)
Регулятивные,
коммуникативные, личностные
Личностные,
регулятивные, коммуникативные
Обучающиеся
могут выбирать задание из предложенных
учителем с учётом индивидуальных
возможностей
Познавательные,
регулятивные, коммуникативные,
личностные
Ключевым моментом в формировании метапредметных результатов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой, в том числе, протекает самообразование обучающегося. Предлагаю рассмотреть, как осуществляются УУД на примере создания проектов в первом семестре в рамках предмета «Проектная деятельность».
Система работы над исследовательскими проектами состояла из культурологического и собственно исследовательского блоков и публичной защиты.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу над разнообразными проектами в соответствии с познавательными интересами обучающихся. В качестве рамочной структуры в первом семестре определено, в основном, культурологическое содержание. Тематика проектов сформулирована в соответствии с предметным содержанием учебных программ.
Обучающимся предлагается освоение исследовательского блока, в котором заложена идея усложнения осваиваемой исследовательской компетенции. Так, обучающиеся через выполнение проектно-исследовательской работы осваивают умение ставить цели, определять задачи для достижения этих целей, определять структуру и содержание своей работы, задавать вопросы, а также адресовать их: себе, учителю, книге, Интернету. Несколько студентов осуществили проект в форме эксперимента по химии (выращивали кристаллы), что предполагает освоение умения наблюдать. Другие студенты исследовали историю научных открытий, как бы «повторяя» путь реальных исследователей, ученых, осваивая, таким образом, опыт научной деятельности. В рамках проектной деятельности были разработаны туристические маршруты по достопримечательностям города Иркутска на английском языке.
Защита проектов осуществлялась публично. Все проекты защищались перед авторитетной комиссией, в которую входили эксперты. Членами комиссии задавались проблемные вопросы. Студенты учились отстаивать своё мнение, приобретая опыт публичного выступления. В целом, работа над проектами удалась. Мы можем утверждать, что в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности были сформированы метапредметные результаты.
ДЕТАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ КАК ПУТЬ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ
В статье освещается процесс детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям)
Аннотация. В статье освещается процесс детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), а также приводятся предложения и рекомендации экспертного и профессионального педагогического сообщества по улучшению качества результатов детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения.
Ключевые слова: федеральные государственные стандарты общего образования, детализация требований ФГОС общего образования, предметные результаты обучения, рекомендации по детализации, экспертное и профессиональное педагогическое сообщество.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Действующие ФГОС общего образования нацелены на использование системно-деятельностного подхода к обучению, ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты, на развитие универсальных учебных действий. Набор универсальных учебных действий, позволяющий успешно разрешать бытовые и профессиональные ситуации, жизненные и профессиональные задачи, становится основным результатом обучения. В стандарте второго поколения акцент делается на воспитательной работе, о которой не упоминалось в предыдущей его версии. В стандарте второго поколения значимым является развитие у учащегося умения критически мыслить, видеть проблему, выдвигать и проверять гипотезы, находить рациональный способ ее разрешения; раскрывать в профессиональной деятельности свои задатки и способности. Повышается роль семьи и общественных институтов в развитии социализированной, духовно-нравственной, интеллектуальной личности.
Как рамочные документы, действующие ФГОС общего образования содержат достаточно обобщенные требования к содержанию образования. В связи с этим требования, предъявляемые к результатам обучения, могут трактоваться по-разному в различных общеобразовательных организациях. Разночтение основополагающих документов (ФГОС начального общего и основного общего образования) может привести к отсутствию равных возможностей в получении качественного образования, нарушению образовательного единства на территории Российской Федерации и невыполнению приоритетных задач системы образования.
Анализ действующих ФГОС общего образования [1; 2] свидетельствует, что основными сложностями, возникающими при реализации стандартов в образовательном процессе, являются: (1) сложности педагогов в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценивания достижений результатов [3]; (2) недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности у педагогических работников, и, как следствие, сложности в организации проектной деятельности самих учащихся; (3) неоднозначная трактовка участниками образовательного процесса, экспертами и контрольно-надзорными органами в сфере образования содержания ФГОС общего образования; (4) расплывчатость формулировок предметных результатов по учебным предметам (предметным областям), и как следствие, невозможность оценить степень освоения учащимися предметного результата.
Разрешению проблем, связанных с применением положений ФГОС общего образования, посвящена данная статья. Актуальность этой статьи также обуславливается необходимостью представить широкой общественности научные наработки по совершенствованию положений ФГОС общего образования.
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году осуществлялись научные работы, посвященные детализации требований ФГОС начального общего и основного общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
Цель статьи – освещение процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), а также представление предложений и рекомендаций экспертного и профессионального педагогического сообщества по улучшению качества детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.
Задачи проведения детализации требований к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы можно определить следующим образом:
Под детализацией требований ФГОС начального и основного общего образования к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) понимается деятельность по конкретизации и стандартизации требований к предметным результатам обучения и содержательной части предметных областей (учебных предметов).
Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения проводилась по 16 предметным областям (учебным предметам), включая «Русский язык», «Обществознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), «Технология», «Музыка», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык», «Химия», «География» и «Экономика», «Физическая культура», «Физика», «Биология, экология», «История», «Литература».
Для проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ были созданы рабочие группы по соответствующим направлениям, в составе каждой принимало участие 10 экспертов, имеющих ученую степень в области педагогических или психологических наук и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.
В своей деятельности рабочие группы руководствовались модельной методикой детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), разработанной в рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.
Перед рабочими группами были поставлены следующие задачи:
Результатом проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ стала подготовка Проектов детализированных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по 16 учебным предметам.
Следствием работы по детализации требований ФГОС общего образования стало представление экспертами детализированных перечней требований к предметным результатам по каждому из 16 указанных выше направлений. Отметим необходимость и значимость проделанной работы по детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, поскольку полученные результаты могут служить отправными точками для дальнейшего усовершенствования положений ФГОС общего образования.
Проекты детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения были представлены на экспертное и профессиональное обсуждение, в котором приняли участие представители экспертного сообщества, члены региональных предметных ассоциаций педагогов, преподаватели общеобразовательных организаций, разработчики основных образовательных программ, представители органов государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, представители региональных институтов развития образования образовательных организаций, педагоги [4].
Представители экспертного и педагогического сообщества высказали ряд замечаний и предложений по возможному их усовершенствованию.
Все замечания и предложения, полученные в ходе обсуждения от экспертов целесообразно систематизировать на две группы – формальные и содержательные.
К первой группе следует отнести пожелания экспертов к форме представления результатов детализации требований ФГОС к предметным результатам обучения по 16 направлениям, а также к логике их изложения. Наиболее распространенными в этой группе замечаниями являются:
1) нарушение логики изложения материала содержательной части учебных предметов, отсутствие отдельных, необходимых с точки зрения актуальности изучения в современных условиях развития государства и общества, тематических блоков в содержательной части учебных предметов;
2) нарушение логики построения системы предметных результатов, отсутствие в ней отдельных предметных результатов;
3) чрезмерная широта формулировок предметных результатов, ведущая к неопределенности их понимания участниками образовательного процесса.
Вторую, содержательную, группу замечаний составляют пожелания экспертов по существу полученных результатов. К ним относятся:
1) общий характер сформированных тематических блоков содержательной части учебных предметов;
2) отсутствие корреляции предметных результатов и содержания учебного предмета;
3) общий характер предметных результатов, который не показывает степень изученности материала;
4) невозможность использования разработанных предметных результатов для диагностики знаний;
5) невозможность использования разработанных предметных результатов для разработки контрольно-измерительных материалов;
6) метапредметный характер отдельных предложенных результатов;
7) ограниченное использование междисциплинарного подхода при детализации требований ФГОС общего образования.
Остановимся на содержательной группе замечаний более подробно.
Одно из основных замечаний содержательного характера, высказанными экспертами, заключается в необходимости более широкого применения междисциплинарного подхода в процессе детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, с целью включения тематических блоков, посвященных современным актуальным вопросам в жизни общества, в содержательную часть учебных предметов и предметных областей, и формирования соответствующих предметных результатов, достижение которых показывало бы уровень освоения материала учащимися.
По мнению экспертов, в содержательную часть учебных предметов и предметных областей целесообразно включить ряд актуальных тем, направленных на:
Обучение учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, профилактика интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде позволит сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования сети Интернет, защитит их от отрицательного воздействия информационного пространства.
Роль обучения семьеведению заключается в ознакомлении молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования. В результате обучения школьник получит знания о современном состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в российском обществе, сформирует ценностные семейные установки, которые помогут сформировать ценностное отношение к браку и в будущем создать крепкую семью.
Обучение антидопинговым вопросам позволит учащимся понять важность соблюдения принципов спортивных и иных видов состязаний, сформировать адекватное отношение к допингу как отрицательному явлению, будет способствовать предотвращению случаев употребления запрещенных средств среди школьников.
Воспитание у учащихся стремления вести здоровый образ жизни, в том числе повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, направлено на формирование у учащихся мотивации сохранения жизни, формирование у них представлений о ее ценности. Как следствие обучения, у учащихся будут выработаны навыки безопасного и ответственного поведения, установки и навыки здорового образа жизни. Достижение указанных результатов учащимися будет способствовать снижению роста инфицирования ВИЧ/СПИД и распространению здоровых ориентиров в развитии российского общества.
По итогам обсуждений результатов детализации эксперты и профессиональное сообщество, кроме замечаний, представили ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию содержательной части учебных предметов и предметных результатов. Как и замечания, предложения и рекомендации также целесообразно классифицировать на предложения и рекомендации к форме и к содержанию результатов детализации требований ФГОС к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям):
В частности, были предоставлены следующие предложения и рекомендации к форме результатов детализации:
1. Целесообразно выстроить детализированные требования к предметным результатам обучения согласно логике и последовательности отдельных тематических блоков содержательной части учебного предмета.
2. Рекомендуется изложить тематические блоки содержательной части учебного предмета в виде логичной системы, разделив их на равные части по смыслу и объему учебной информации.
3. Целесообразно конкретизировать, уточнить формулировки предметных результатов, сделав их краткими и емкими.
4. Необходимо изложить предметные результаты таким образом, чтобы они были просты, однозначны для понимания.
Перечислим предложения и рекомендации, представленные к содержанию результатов детализации:
1. Целесообразно сформулировать предметные результаты таким образом, чтобы они отражали содержание именно того учебного предмета, к которому разработаны.
2. Рекомендуется изложить предметные результаты таким образом, чтобы они имели свойство измеряемости, а именно: их можно было бы применить для диагностики знаний учащихся, а также для разработки контрольно-измерительных материалов.
3. Необходимо осуществить детализацию разработанных предметных результатов, т.е. максимально уточнить их содержательное наполнение.
4. Рекомендуется осуществить проверку разработанных предметных результатов с целью выявления и устранения результатов, которые ими не являются (метапредметных, личностных).
5. Целесообразно осуществить систематизацию предметных результатов по годам обучения и по тематическим блокам. Это позволит внести ясность и однозначность в вопросы достижения учащимся предметных результатов, а также будет способствовать тому, что и педагог, и учащийся (его родители) смогут самостоятельно понять, что требуется от учащегося. Кроме того, систематизация предметных результатов по тематическим блокам даст основания для применения тематического контроля в процессе обучения.
Благодаря предложениям и рекомендациям по итогам обсуждения результатов детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) процесс детализации выйдет на качественно более высокий уровень, проекты детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения будут доработаны и представлены к рассмотрению средствами массовой информации, широкой общественностью и научным сообществом.
Процесс детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) имеет большое значение для современной системы образования российского общества. Он направлен на решение проблем, связанных с неоднозначностью толкования положений ФГОС общего образования субъектами образовательных отношений.
Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) – достаточно трудоемкий процесс и требует пристального внимания со стороны экспертного и профессионального педагогического сообщества, поскольку его результатом является корректировка положений ФГОС общего образования. От того насколько качественно будет проведена детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, зависит эффективность действия стандартов, и, как следствие, успешное применение положений ФГОС общего образования общеобразовательными организациями и педагогами в образовательной деятельности.
Следует признать необходимость дальнейшего совершенствования разработанных проектов детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) с учетом предложений и рекомендаций, предоставленных экспертным и профессиональным педагогическим сообществом.