трескино по каким дням отчитка
Колышлейское и Малосердобинское благочиние
Сердобская епархия
Центром Колышлейского и Малосердобинского благочиния является Храм Рождества Христова в селе Трескино Колышлейского района. Настоятель этого храма является благочинный игумен Кронид (Петров).
Храм Рождества Христова
История
В 1836 году был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. В 1930-х гг. он был закрыт и часть его разобрали на стройматериалы для строительства школы. Другую часть церкви приспособили под больницу, сделав к ней дополнительные пристройки. 29 августа 2007 года состоялось освящение нового каменного храма во имя Рождества Христова, построенного на месте бывшего каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Храм имеет один предел.
Расписание богослужений
Каждое воскресение и праздничные дни у нас Всенощная в 16.30, Литургия в 8.30. Исповедь совершается за полчаса до начала Литургии. Заказываются молебны за болящих.
Таинство Крещения и отпевание усопших совершаются ежедневно, и в положенные дни — Таинство Венчания.
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
В 1816 году на средства помещика Симанского был построен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. В 1936 году его переоборудовали под клуб. В 1990-м году вновь образовался приход храма Рождества Пресвятой Богородицы. Это прямоугольное в плане деревянное здание под двухскатной крышей, на которой укреплена главка с крестом. С южной стороны к церкви сделана пристройка с открытой верандой, а с запада — трехъярусная колокольня, два нижних яруса которой четвериковые, а верхний — восьмигранный, покрытый шатром. Настоятель этой церкви — игумен Кронид (Петров).
Святой источник
К востоку от храма у подножия холма существует источник, издавна почитаемый верующими. По преданию, на нем явилась икона Николая Чудотворца, давшая название и самому источнику. Трудами игумена Кронида он был обустроен.
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
Трескино. Кронид. Пензенская область, Колышлейский район
Сестра где-то услышала, что неподалеку от Пензы есть храм, в котором читаются очень редкие молебны. По ее рассказам, настоятель этого храма — отец Кронид подходит к тебе и может сразу сказать, есть ли у тебя сглаз, порча, болезнь какая-то и т.д. Кто-то место это называет мужским монастырем, кто-то церковью, но на табличке при входе на территорию написано: Христо-Рождественская пустынь.
Мы решили съездить туда ранним субботним утречком.
Дорога.
Да, дорожка выдалась не из легких. Маршрут неизвестен. Указатели с надписью «Трескино» появились практически перед въездом в село. До этого момента сестра держала у себя на руле атлас автомобильных дорог, на котором и Трескино-то не было. Ну, хоть как-то…
Выехали в 7.40, в 8.50 уже были на месте. И это, с учетом того, что ехали не с бешеной скоростью + останавливались, чтобы спросить дорогу и посмотреть карту.
Чтобы те, кто захочет поехать в Трескино, в этот храм, который называется «Христово-Рождественская пустынь», не заблудились, выкладываю карту-маршрут ниже. Она мелкая, но, может, поможет.
Трескино
Вот и приехали мы в Христо-Рождественскую пустынь, что в селе Трескино. Приехали раньше на целый час. Молебен совершается в 10 утра вместо 9, как нам рассказала сестра. С учетом того, что народу приезжает много, причем со всех регионов России (на автомобилях были коды других регионов, причем, помимо Саратова, увидела код 80 с чем-то.. А это уже уууух как далеко), лучше приехать пораньше и занять место.
Заранее приготовьте, перед поездкой:
1. Коврик (т.к. на молебне, около часа придется стоять на коленях. Сам молебен по времени длится два часа). Коврик выбирайте помягче. Можно одеяло, можно подушку. На обычном коврике стоять не очень удобно. Колени потом отваливаются.
2. Полторалитровую бутыль для святой воды — после молебна
3. Небольшую емкость для елея.
4. Обязательно на молебен, да и при входе в любую церковь, храм, должен быть крестик.
Итак, план действий по порядку:
1. Приехали (сходите в туалет заранее. Он-справа от входа),
2. Дамы покрывают головы, мужчины снимают головные уборы перед входом на территорию пустыни,
3. Когда вошли в храм (само здание), займите очередь к «кассе» (я не знаю, как по другому назвать то, где продают свечи, иконы, записывают имена на молебен и т.д.). Если приехали, минимум вдвоем — один остается стоять в очереди, второй проходит в храм до середины и стелит коврики/ занимает место, где потом, на молебне, будет стоять.
4. На кассе оплачиваем «молебен». За тех, кто лично присутствует — по 200 руб., кто не смог приехать — по 50 руб. Дальше по желанию — покупаем свечи, записываем «за здравие» и т.д. Кстати, простите за меркантильность в этом вопросе, но я давно не встречала цен «за здравие» в три рубля. И свечку за три рубля. Везде, где я была — минимум 10 рублей. Это ооо-ооочень радует!
«Очным» посетителям, кто заказал молебен «О болящих», по-моему, он называется, дают свечу. Ее никуда не ставить до начала молебна. Скажут, когда зажечь.
5. Ждем начала молебна. Как только молебен начинается, с первых рядов передают огонь для зажигания свечи. Не торопитесь и не рвитесь вперед. Огня всем хватит.
6. Далее отец Кронид (заранее прошу прощения, если перепутала имя, но, вроде бы, в интернете именно так его и величают) читает небольшую проповедь — рассказывает что это за молебен и т.д. К слову сказать, молебен этот необходим не столько тем, у кого телесные болезни, сколько духовно болящим (не путать с душевно больными). Подробнее объяснит сам настоятель — игумен Кронид.
Далее — читается молебен.
7. После молебна на выходе раздается елей. Затем проходите в домик, на который вам укажут — наливаете святую воду.
Карта-маршрут Пенза — село Трескино
А это карта-картинка. На нее можно нажимать — открывается в отдельном окне, есть возможность увеличения и скачивания. Пользуйтесь!
Карта-маршрут Пенза — Трескино
Кстати, как только вы въехали в Трескино, дорога в пустынь уходит налево, хотя пустынь и видна слева, дороги там к ней нет.
Мы подошли целовать крест, нам так ничего и не сказали. Однако, в субботу опять собираемся.
p.p.s. Съездили еще раз. Народу было — тьма-тьмущщая. В основном, Саратов. Человек 200 точно! Мы, как обычно, опоздали. Довольствовались местами около двери. Спросила у батюшки, надо ли мне еще приезжать — сказал, что да, надо трижды… Еще один разок…
p.p.p.s. Ездили в выходные. Думали. зимой народу меньше будет — ан нет. Человек триста! Во время отчитки девушка визжала. По храму пронеслась негативная энергетика =( Неприятненько стало. Зашла в храм — ужасно заболело плечо. После начала службы, половина присутствующего народа, в том числе и я, раскашлялись… Прокашляли полслужбы. Потом я начала засыпать. Затем, после окропления святой водой — все прошло — и кашель, и боль в плече, и сонливость… Верю!
Телефон храма — 8-963-098-04-81
P.s. Сообщение от Рудамы:
Братья и сестры, кто планирует поехать в храм, помолитесь, пожалуйста, об исцелении и здравии рабы Божией Любови! 🙏
Моя мамочка находится в больнице с ковидом.
Прошу каждого посильно помочь молитвами, записками о здравии рабы Божией Любови!
Трескино по каким дням отчитка
«Врачи не помогают? Да ведь вам не лечиться — вам на отчитку надо!», «Несчастье за несчастьем? Это вам всё “сделали”, тут вся надежда на батюшку Кронида» — в больничных палатах, в очередях в коридорах поликлиник сарафанное радио и «диагноз» поставит, и «рецепт» пропишет, и информацией о том, куда ехать, снабдит. А доведенный до отчаяния своими проблемами человек — это уже не просто человек, а готовая «целевая аудитория».
Чаще это женщины, чем мужчины. Чаще — в летах, хотя есть и молодые. В общем — люди разные. И проблемы разные: у той — муж ушел, у этой — ноги не ходят… Общее, пожалуй, одно: решимость обратиться «к кому угодно, лишь бы помогло». Это если вы спросите воцерковленного человека, зачем он идет в храм, к батюшке, ответы будут разные: молиться, покаяться в грехах, причаститься, получить духовный совет… У целевой же аудитории, о которой мы говорим, скорее всего ответ будет один: «Лечиться»!. Отчаянным отчаявшимся одинаково всё равно, кто избавит их от проблем: экстрасенс, священник или колдун вуду. Они — крайне неблагодарная аудитория для тех, кто пытается их вразумить (рискнете останавливать — вообще сделаетесь врагом номер один). Зато — просто идеальная для тех, кто делает бизнес.
Те, кто делают бизнес, отлично знают, что нужно целевой аудитории. Пообещайте ей и то, и это, причем «всё и сразу» — всё, что она хочет! Как это сделать? Легко: читайте и учитесь: «Паломническая поездка на комфортабельном автобусе по святым местам, монастырям. К ясновидящему Батюшке Крониду на лечение под г. Пензу. Лечение святыми источниками, болезни головы, сердца, крови, ноги, кости, суставы, сах. диабет, женские заболевания, купание в святых источниках (закрытие купели), снятие порчи». Далее — дата отъезда, стоимость, телефон. Орфографию и пунктуацию подлинника — рекламной листовки, которую можно увидеть на вокзалах, рынках и автобусных остановках,— мы сохранили в ее, так сказать, первозданном виде. Сильно, правда? Что ни строчка — то перл. Тут вам и «святые источники» аж два раза (в одних, как следует из объявления, лечатся — а в других, вероятно, «купаются» после загадочного «закрытия купели»), и «сах. диабет» через запятую со «снятием порчи»… Ну, а уж «ясновидящий Батюшка» — это вообще без комментариев. Кстати, пусть не смущает вас, что слово «батюшка» с большой буквы написано. Это как раз очень логично. Потому что для тех, кто стоит за этим объявлением, «Батюшка Кронид» — не усталый священник из села под Пензой, а раскрученный товарный знак, хорошо продаваемый бренд.
Рассказывают, что отец Кронид — молодой сельский батюшка. Монах. При храме — небольшое хозяйство. А еще — много цветов. Вот только ухаживать за ними практически некогда: пыльные «газельки» подвозят всё новые и новые порции страждущего люда. Как-то одна городская приезжая попросила: «Давайте, батюшка, помогу чем, вот хоть за цветочками присмотрю!» — да и общипала по незнанию все бутоны с розовых кустов. Да что ж сделаешь — с приезжего люда какой спрос?
Приезжие «кормят» не только организаторов «чартеров на отчитку» — всё село переориентировалось под обслуживание гостей. Жилье здесь сдают не комнатами — койками, и за те в разгар «сезона» чуть ли не драка. В сельском магазине бойко идет торговля: большинство приезжих остаются здесь не на день-другой, а живут по месяцу, а то и дольше — а на такой срок разве продуктов с собой привезешь? Бывает, правда, если у гостей совсем кончаются деньги, хозяева и крупы, и овощей с огорода дадут. О деньгах: этот вопрос для тех, кто сюда стремится, достаточно болезненный. Помощи здесь ищут не от хорошей жизни, а от проблем — в том числе и материальных. Поэтому на поездку в основном копят долго и трудно, собирают буквально по сотне — на оплату дороги, на оплату жилья. Многим приходится на время поездки бросать кому работу, кому приработок — по нынешним временам брешь в бюджете ощутимая. А приехав на место и глядя на ухоженные сельские грядки, большинство чуть не со слезами вспоминает собственные брошенные дачи и огороды, понимая, что в нынешнюю зиму останутся без овощных заготовок.
И все-таки они едут. Несмотря на увещевания родных и близких. Несмотря на разъяснения Православной Церкви о том, что отчитка — это особое чинопоследование, которое совершается только над бесноватыми. Таковых, к счастью, не очень много — в любом случае не те поля, заполненные народом, что собираются под Пензой; обычному же, не одержимому бесами человеку отчитка не только не принесет пользы, но может серьезно навредить — в нашей газете мы не раз подробно писали об этом.
В начале апреля Епископ Саратовский и Вольский Лонгин направил Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Пензенскому и Кузнецкому, одно из рекламных объявлений о «паломнических поездках» к отцу Крониду. Вот какой ответ пришел из соседней епархии:
«Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Лонгину,
Епископу Саратовскому и Вольскому
На Ваше письмо сообщаю следующее. Игумену Крониду по молодости своих лет и незрелой духовной опытности дано указание прекратить так называемые отчитки в храме Рождества Христова и ограничиваться лишь уставными молебнами и молитвами. Ему также сделан запрос на предмет появления в Саратове рекламных объявлений, приглашающих для проведения исцеления от различных болезней.
Прошу Вас, дорогой Владыко, в дальнейшем информировать Пензенское Епархиальное Управление о развитии и продолжении появления подобных объявлений.
С любовью во Христе
Филарет, Архиепископ Пензенский и Кузнецкий».
Мы приводим ответ полностью — специально для всех, кто исчерпал в споре с родными и близкими из числа тех, кто собирается «на отчитку к Крониду», все аргументы. Не спорьте. Просто покажите им. Прочитайте. Обратите их внимание на слова ДАНО УКАЗАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОТЧИТКИ. Без благословения правящего архиерея священник совершать такое чинопоследование права не имеет.
Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 8 (388) за 2009 г.
Храм святителя Митрофана, епископа Воронежского
Вопрос Архиерею. Новые ответы
Можно ли посещать храм в Трескино? Правда ли, что освященные плоды должны оставаться в храме. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Сегодня подавала требы о здравии и случайно разговорилась с женщиной из церковной лавки о храме в поселке Трескино Пензенской области. Услышала, что ездить туда опасно, молебны, совершаемые отцом Кронидом, не одобряются самой Православной Церковью. Очень удивилась и решила вам написать. Поясните, пожалуйста, можно ли посетить этот храм, а если нельзя, то почему? С уважением, Елена.
Уважаемая Елена! Сам храм в Трескино, конечно, посещать можно. Но, к сожалению, его настоятель отец Кронид, помимо обычной пастырской деятельности, использует весьма сомнительные практики, которые рекламируются как «лечебные». Это неправильно, и благословить посещать такие «молебны» я не могу.
Как можно добиться наказания за ненадлежащее поведение церковной продавщицы, которая позволяет себе оскорбления и крики в церкви? Настоятель храма никак не реагирует, жаловалась ему не раз. Татьяна, село Хватовка.
Уважаемая Татьяна! Я обязательно передам Ваше письмо благочинному Базарно-Карабулакского округа, он разберется в ситуации.
Здравствуйте! Меня зовут Елена. Мы являемся постоянными прихожанами храма свт. Митрофана Воронежского в г. Саратове, часто посещаем литургию, причащаемся. В августе были в гостях у родственников в г. Пугачеве и зашли с ребенком в Свято-Воскресенский собор, чтобы помолиться. Я была одета в юбку серого цвета до колен, майку с рукавом до предплечья, на плечах платок, прикрывающий руки до запястий, голова была покрыта и у меня, и у ребенка. Дочка была одета в белую майку с небольшим рукавом и голубой комбинезон. Из косметики у меня на лице была только тушь для ресниц. Дочка была спокойна.
В это время праздничная литургия подходила к концу, и священник вынес крест, чтобы к нему приложились прихожане. Однако, когда мы с дочкой подошли к нему, священник не дал нам креста, просто сказав «иди, иди», не объяснив в чем дело, проводив на глазах у всех. Я была шокирована и со слезами вышла из храма. Я была во многих храмах как Саратова, так и других городов, ездила в паломнические поездки, но никогда со мной такого не было, нигде меня так не обижали. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, прав ли был священник в этой ситуации, или я сделала что-то не так? Елена
Уважаемая Елена! Настоятель (теперь уже бывший) храма Воскресения Христова в Пугачеве архимандрит Иннокентий (Третьяков) неплохой священник, но у него было несколько своих особенностей. В частности, он слишком увлеченно отстаивал то, что в миру называется дресс-кодом, для тех, кто приходит в храм. И он, и второй священник, который служил с ним в соборе, относились к этому слишком строго. Формально ничего противоправного они не делали. Но мы стараемся не допускать ситуаций, в которых люди были бы обижены. Сейчас этот священник покинул Покровскую епархию, поэтому, думаю, в Пугачеве больше такого не повторится.
Хотелось бы узнать, с какой целью Владыка зарегистрировался в таких социальных сетях, как ВКонтакте и Инстаграм? Надежда
Уважаемая Надежда! Я начал использовать соцсети исключительно из необходимости общаться с большим количеством людей напрямую.
Владыка, подскажите, пожалуйста, может ли православный христианин намеренно нарушать государственные законы, бывают ли исключения? Например, может ли медсестра работать в медучреждении без сертификата, если по закону это запрещено? Екатерина
Уважаемая Екатерина! Намеренно нарушать законы не следует, но добродетель рассуждения при этом никто не отменял.
Уважаемый Владыка, недавно узнали, что плоды, освящаемые на Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, остаются в храме как дары Господу Богу. Правда ли это? Денис
Уважаемый Денис! Да, была такая традиция, но уже давно этого никто не делает, в лучшем случае, одно яблочко оставят батюшке. Эта традиция происходит от заповеди о жертве. Действительно, когда-то начатки своих плодов прежде, чем вкусить их, человек приносил в храм как жертву Богу, в благодарность Ему. То же самое – с медом, орехами, пасхальными снедями: вот хозяйка приготовила их, потом взяла самый хороший кулич, крашеные яички, пасху – и отнесла в церковь. Сегодня люди просто приносят освящать все это для собственного употребления. Ничего плохого в этом нет, если люди все-таки осознают смысл церковных праздников, помнят о необходимости жертвы на храм, а не относятся к освящению как «услуге», которую Церковь должна оказать населению.
Уважаемый Владыка, скажите, пожалуйста, можно ли приносить на канун овощи, зелень и фрукты?
Прожив со мной четыре года в венчанном браке, моя жена узнала от батюшки на исповеди в другой епархии, что мы живем во грехе, так как она является вдовой моего покойного племянника. Батюшка наложил епитимью: брак является родственным, нужно прекратить всякие супружеские отношения. Может быть, можно сохранить наш брак – он сложился крепким, православным? Моя жена к моменту смерти моего племянника была с ним в разводе. С уважением, Александр.
Уважаемый Александр! Действительно, Ваш брак родственный, и в этом есть неправильность. Но я думаю, что батюшка превысил свои полномочия, накладывая такую епитимью, заставляя Вас прекратить супружеские отношения.
К сожалению, есть батюшки, которые слишком спешат продемонстрировать свою строгость, если так можно выразиться, каноническую беспощадность. В применении канонов необходима такая добродетель, как рассуждение. С одной стороны, сегодня многие люди не знают канонических норм. Думаю, что значительная часть людей, ходящих в храм, даже не подозревает о существовании канонического права. Это очень плохо, конечно. С другой стороны, есть много канонов, по которым можно отлучать людей от Причастия хоть на всю жизнь. Но сегодня, как правило, они не используются со всей строгостью в случае, если человек совершил грех по неведению и раскаивается в нем. Однако встречаются батюшки, как правило, это неофиты или старчествующие (не старцы, а именно старчествующие), которые начинают размахивать этими канонами как топором…
Вам следует обратиться к архиерею той епархии, где была наложена епитимия: он может ее снять и благословить Вас жить дальше, исходя из того, что Ваш брак уже состоялся. А к этому батюшке больше обращаться не стоит.
И вот еще о чем мне хотелось бы Вам сказать. Известный современный подвижник архимандрит Павел (Груздев) говорил: «Сиди лягушка в луже, а то будет хуже». Он немного юродствовал, но это правило очень мудрое. Если у Вас есть свой приход, есть батюшка, который Вас знает – зачем исповедоваться в других местах, приехав туда даже с самыми добрыми намерениями?
С. Трескино под Колышлеем: Дворянское гнездо «русского Нострадамуса»
Недавно исполнилось 100 лет со дня смерти Петра Дурново, министра внутренних дел царской России
Это имя связано и с Пензенской областью: в селе Трескино Колышлейского района государственный деятель имел поместье, где любил отдыхать.
Трескино — одно из самых больших сел района. И одно из самых зеленых: уже с трассы видишь раскидистые деревья, красивые сады. Кстати, именно из-за садов Трескино не стало районным центром. 120 лет назад, когда встал вопрос о том, через какой населенный пункт прокладывать железную дорогу, ни у кого даже сомнений не возникло: конечно, через Трескино! Тем более что это было оправдано и географически.
Однако местные помещики (в том числе и Петр Дурново) воспротивились — им не хотелось вырубать сады и парки. К каждой усадьбе вела тенистая аллея, густо пестрели клумбы, а помещик Топорнин, к примеру, помимо липовой аллеи и фруктового сада, окружил господский дом многоуровневой системой прудов.
В конце XIX века масштабы села поражали: 3 церкви, земская школа, 2 ярмарки, базар, 6 лавок, 8 кабаков и трактиров, 7 ветряных мельниц, красильня.
Сейчас в Трескино живут чуть больше тысячи человек, по нынешним меркам — довольно много. Здесь работают два СПК, есть четыре магазина (среди них — универсальный и строительный), средняя школа, ДК, больница. Большая часть жителей занимаются приусадебным хозяйством, примерно четверть ездят на заработки в Пензу и Москву.
Интриги и скандалы
По воспоминаниям современников, Дурново был «несколько высокомерный, по внешнему виду — невзрачный: среднего роста, сутуловатый». Еще его характеризуют как «человека замечательно умного», «гениальных способностей, огромной силы, неподражаемой работоспособности и почти чудесной проницательности».
Внимание историков и общественности приковывала не только его государственная деятельность, но и личная жизнь. В 1893 году Дурново стал участником «сексуального скандала».
К тому времени Петр Николаевич уже девять лет занимал пост директора Департамента полиции, в его подчинении находился «черный кабинет», контролировавший переписку граждан. И надо же такому случиться: спецы перехватили откровенные письма некой питерской дамы любовнику – бразильскому послу в России. Доложили об этом шефу, не ведая о том, что дама одновременно была любовницей и самого Дурново.
В приступе ревности тот явился к изменнице, отхлестал ее по щекам и швырнул в лицо письма. И выскочил из квартиры, забыв забрать улики.
А после провел обыск в доме бразильца — нет ли других посланий. Тот сообщил о возмутительном факте императору Александру ІІІ: «… что ж это у вас за нравы в стране — шеф полиции читает чужие письма, избивает любовницу, обшаривает квартиры иностранных дипломатов…» После скандала Дурново вынужден был выйти в отставку.
На тот момент будущему министру было 58 лет, а любовнице, как утверждают некоторые источники, всего 18.
Страсти на природе
Жители Трескино рассказывают о небывалой «любвеобильности» барина. Приезжая в село, он жил отдельно от семьи (жены и двоих детей) в двухэтажном доме неподалеку от барской усадьбы, чтобы беспрепятственно встречаться с молодыми пассиями.
Тут невольно задаешься вопросом: может быть, большая часть нынешних жителей Трескино — потомки Дурново?
— Нет-нет, что вы! — машет рукой Нина Алексеевна Грачева. — Мой дед Григорий Дормедонтович служил у барина садовником и много рассказывал про его «шалости». Говорил, что тот вступал в отношения только с иностранными гувернантками. А когда они «пузатили», отправлял их во Францию.
Семейное несчастье
Жена Дурново Екатерина Григорьевна Акимова, дочь местного помещика, безвыездно жила в Трескино.
— Старожилы рассказывали, что барыню здесь не любили, — говорит педагог-организатор местной школы Лариса Викторовна Маркина. — Она была нелюдимой, неразговорчивой. Может быть, тяжело переживала свое семейное несчастье? Ведь отношения с мужем у нее были более чем прохладные.
Храм и время
Этот красавец храм находится в центре села, рядом со средней школой, Домом культуры, памятником воинам ВОВ. Построен был в конце XIX века (по некоторым источникам, Петр Дурново приказал его возвести для своей жены).
— В советские годы в стенах храма располагалось общежитие, потом здание отдали под школу. Когда в классах делали ремонт, находили там фрески, — вспоминает Лариса Викторовна. — Я была маленькой, и меня эти детали не интересовали. А ведь можно было сделать хотя бы несколько снимков, для истории… Помню, на переменах мы, играя во дворе школы, любили прыгать с огромного камня. Только потом узнали, что это камень с надгробия министра Дурново…
На территории храма (который теперь называется Христо-Рождественская пустынь) и находится восстановленная могила бывшего министра. Пустынь хорошо известна всем православным России: сюда едут не только жители Пензенской области, но и Саратова, Саранска, Москвы, а порой Мурманска и даже Владивостока.
Послан Богом
Настоятелем храма служит игумен Кронид. Говорят, он молитвой исцеляет людей от недугов, изгоняет бесов. К нему и едут люди со всей страны.
В церковной лавке хранится пухлая тетрадь, куда благодарные прихожане записывают свои пожелания и реальные истории из жизни. Листаешь ее, и сомнения в исцеляющей силе отца Кронида улетучиваются.
Кстати, Кронид родился в Трескино, в юношеские годы уехал с родителями в Сердобский район, а потом вернулся. Сначала был настоятелем Рождественской церкви (маленький храм на окраине села), потом — Христо-Рождественской. Именно благодаря его усилиям оба храма обрели первоначальный вид.
— Такое чувство, что батюшка нам послан Богом, – говорит и.о. главы администрации Трескинского сельсовета Юлия Лачугина. — Он добрый, отзывчивый… Например, прорыв водопроводных сетей, а денег у администрации нет. Идем к Крониду. Он никогда не откажет. А иной раз и сам возьмется чинить водопровод.
Недостатка в посетителях в пýстыни нет. Сюда приезжают не только на машинах, но и целыми автобусами по 100 человек. Иной раз на службе стоят 300, а то и больше прихожан.
Интересно, что рядом с такой святыней возник обычай, связанный с Дурново.
Когда восстановили его могилу, туда же привезли и вековой камень со школьного двора.
— В 2003 году, когда камень поставили на место и даже еще не водрузили креста, он начал мироточить, — говорит «правая рука» игумена Кронида по хозяйственной части Василий Зинич. — И сейчас следы еще заметны.
С чем связано это явление, Василий Стефанович судить не берется. Ведь Дурново был не слишком благочестивым человеком… Люди высказывают предположение, что миро появилось на камне благодаря благим делам жены Петра Николаевича Екатерины. После страшного пожара, который уничтожил большинство домов ее крестьян, она выделила деньги на восстановление жилищ.
Костер из книг
Бывший учитель трескинской школы, краевед Владимир Кабанов, 20 лет назад спускался в склеп, где покоятся останки Дурново (12 лет назад вход в склеп запечатали).
— Меня поразило, что гроб бывшего министра очень простой, обит соломой, — вспоминает Кабанов. — Было очевидно, что сюда не раз забирались мародеры: они украли даже сапоги, в которых был похоронен Петр Николаевич. Сняли с покойника все золото и золотые зубные мосты, а вот пара зубов из драгметалла остались и жутко мерцали при свете фонарика. Вообще, барина можно было узнать — сохранились усы и бакенбарды.
У Дурново в его двухэтажном особняке была шикарная библиотека. Ее бережно хранили — в доме не было окон, выходящих на юг, чтобы не выцветали корешки. Во время революции дом разграбили.
— До сих пор интересно, куда могла деться библиотека? — гадает краевед.
Ответ на этот вопрос мы получили в доме жительницы Трескино Матрены Акимовны Грачевой, которой пошел 103-й год. Женщина уже не говорит и почти не передвигается, но в свое время рассказывала дочери Вале истории из своего детства.
— Когда случилась революция, маме было четыре годика, — говорит Валентина Петровна. — Барский дом Дурново грабили на ее глазах. Книги выкидывали из окон второго этажа. Наверное, какую-то часть люди растащили бы по домам и кое-что дошло бы до наших дней, но большинство изданий было на немецком языке, и их без жалости бросали в костер.
СПРАВКА «ПП»
Петр Дурново родился в 1843 году в семье Олонецкого вице-губернатора. Блестяще окончив Морской кадетский корпус, молодой мичман восемь лет провел в дальних плаваниях у берегов Китая и Японии, Северной и Южной Америки. В честь Петра Николаевича был назван один из островов в Японском море.
В 1990-е годы его стали называть «русским Нострадамусом» за точный прогноз, чем окончится война между Россией и Германией 1914—1918 годов.
Дурново предостерегал Николая II от выступления против Германии, полагая, что эта война будет гибельной для монархии. Это отражено в знаменитой «Записке Дурново», датированной февралем 1914 года. В ней же чиновник обратил внимание на возможное начало революции в случае неудачи империи в войне, описав конкретные детали социальных всплесков, и тем самым фактически предсказал события, которые произошли в 1917 году.
Легенда
Среди жителей села Трескино ходили слухи о самоубийстве Дурново. Якобы он застрелился из-за того, что сказал наследнику престола Алексею Николаевичу: «Сопляк ты еще лезть в государственные дела». Алексей пожаловался отцу, тот ему: «Иди и сними с него погоны». Мальчик снял… Дурново не смог пережить такого унижения.
Эта легенда была записана Георгом Васильевичем Мясниковым (на тот момент вторым секретарем Пензенского обкома КПСС) в 1973 году в одной из бесед со старожилами села.
Жизнь продолжается
От двухэтажного дома Дурново сегодня остались только стены. Дорога к нему идет через большой парк потрясающей красоты: вековые деревья, рассаженные в строгом порядке, на солнечной лужайке — стога сена.
Парадный вход зарос травой по пояс, так что приходится огибать здание и заходить с противоположной стороны.
— Первый этаж бывшего барского дома давно пустует, — рассказывает Юлия Лачугина (ее собственный дом, кстати, соседствует с парком). — Семья, которая его занимала, уехала в другой район. Теперь здесь живет только Тамара Михайловна.
Тамара Михайловна Бочкарева — пенсионерка. 20 лет назад в селе работала учительницей ее дочка, перетянула маму к себе, а потом решила попытать счастья в Пензе. А Тамара
Михайловна осталась.
75-летняя женщина живет на втором этаже векового здания. Чтобы попасть к ней, нужно взбираться по очень крутой лестнице, держась за стены. В самой квартире мало что напоминает о том, что здесь жил высокий сановник — только высокие потолки да огромный камин в зале. Здесь Тамара Михайловна часто коротает время: занимается рукоделием, читает, перебирает овощи с огорода.
Мы спрашиваем, не боязно ли ей одной в этом большом доме. Привидения не мучают?
— Я не верю ни в бога, ни в черта и ничего не боюсь, — улыбается бабушка. — Привидений здесь ни разу не видела. Страшно другое — когда человек никому не нужен. А у меня есть дочка, внучка, сейчас вот ждем правнука. Так что жизнь продолжается.