Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
— Не знаю. Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Автор считает, что. Автор подводит читателя к выводу о том, что. Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу. Позиция автора такова. Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом. Автор призывает нас (к чему) Автор убеждает нас в том, что. Автор осуждает (кого / что, за что) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что. Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п. 2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции. 3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения. 4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. 5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
• Проблема (чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.
Запомни! • Проблема (чего?) смысла жизни. • Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Художественный текст • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем) • Не случайно писатель изображает (кого, что) • Поступок героя свидетельствует о том, что… • Слова (мысли) героя показывают, что… • Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев) • Симпатии автора на стороне(кого)
Публицистический текст • Проблема раскрывается автором на примере… • В качестве примера раскрывает • Автор заставляет читателя задуматься (над чем) • Автор обращает проблему на • В размышлениях автора звучит мысль о том, что • Автор разделяет мнение (кого) • Автор искренне восхищён, огорчён (чем) • Автор приводит нас к выводу о том, что
• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. • Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю. • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). • Как и большинство из нас, автор считает, что • Автор подробно рассматривает • Автор обращает наше внимание на
Автор (Что делает?) Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.
Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.
Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? • Как относятся к герою окружающие его персонажи? • Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи? • Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет? • Автор осуждает или одобряет поведения героя? • Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?
• Автор считает, что • Автор подводит читателя в выводу о том, что • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу • Позиция автора такова • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом • Автор нас призывает (к чему) • Автор убеждает нас в том, что • Автор осуждает (кого/что, за что)
Аргументация собственной позиции.
В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.
Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.
Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист) 3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Писатель считает, что… → Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. → Мы можем прийти к выводу.
Сочинение — рассуждение на заданную тему, подкрепленное аргументами на основе литературы или личного опыта, и записанное в определенной структурированной последовательности.
Заключение в сочинении — подведение итогов всей работы в отношении основной мысли, проблематики и темы, и дополнение ее личным мнением автора.
Любое сочинение состоит из вступления, где автор формулирует проблематику, основной части, где происходит раскрытие темы и подкрепление ее аргументами, и заключения.
Предметы ЕГЭ, где пишут сочинение или эссе:
Задача заключения
Главная задача заключения — подвести итог всего авторского произведения, будь то сочинение или эссе.
Важно подвести краткий вывод, не дублируя написанное выше, не используя новых данных.
Ошибки заключения, которые допускают в школьном сочинении:
Виды заключений в сочинении
Обладание знаниями о различных видах заключений поможет оперативно выбрать, как начать и завершить сочинение.
Нельзя не согласиться с мнением автора, что отношение человека к природе демонстрирует его отношение к себе. Герой рассказа бережно заботился о саде, посаженном его бабушкой, чтил семейные ценности и уважал себя и свое дело.
В заключение хочется сказать, что внутренняя гармония достигается и в бережном отношении к природе.
Мог ли Печорин избежать дуэли, отпустить ситуацию и уехать в другой город, забыв о Мэри? Два эгоиста, Печорин и Грушницкий, не способные на настоящую любовь и дружбу, встретились на страницах одного произведения. Их противостояние было продолжительным, болезненным для обоих, поэтому дуэль стала развязкой конфликта и освобождением друг для друга.
Автор произведения нас подводит к мысли, что литература — неисчерпаемый источник для наших знаний и жизненных ориентиров. Давайте читать классику, чтобы наполнять себя добром, мудростью и опытом.
Сергей Есенин пишет: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»». Я разделяю мысль, звучащую в строках этого стихотворения, что любовь к родине — это и есть счастье. И для человека нет лучше места, чем его родная земля.
Подводим итог в сочинении
Итог в сочинении — это завершение всего произведения. Логичное, стилистически верно написанное заключение говорит о том, что автор осознает написанное и позиция соответствует реальным ощущениям автора.
Структура и важные аспекты
Заключение должно соответствовать всему тексту автора. Оно не может вводить новые аргументы, темы для размышления. Это завершающая концовка, итог всего вышесказанного.
В структуре сочинения заключение может занимать порядка 15% объема всего авторского произведения.
Способы оформления
Как правильно оформить заключение? Начните его с нового абзаца. Возможны два варианта перехода к завершению текста:
Для успешного написания заключения сочинения запомните несколько клише. Это поможет оперативно выбрать нужную конструкцию, определить правила расстановки знаков препинания, сэкономить время на написание и итоговую проверку работы.
Клише
Пример употребления
Для заключения — обобщения
Таким образом, мы приходим к выводу…
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, можно сделать вывод, что…
Таким образом, мы приходим к выводу, что воспитание и семья часто предопределяют наши поступки.
В заключение хотелось бы отметить…
В заключение хочется сказать, что…
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что язык и слово — огромное богатство народа.
Хочется верить, что…
Подводя итоги, хочется выразить надежду, что…
Хочется верить, что уроки о доброте и человечности, полученные нами в детстве, станут большой опорой в будущем.
Для заключения в форме риторического вопроса
В который раз спросим себя: достаточно ли мы уделяем внимания родителям и семье? Безусловно, ответ мы не дадим, но сердце каждого человека откликнется, возможно, мы станем чуть внимательнее к родным.
Заключение — призыв к действию
Давайте помнить, что…
В заключение хочется призвать людей к…
В заключение хочется призвать людей к ответственности: давайте беречь природу для себя и для следующих поколений.
Заключение — цитата
В заключение хочется привести цитату…
Наконец, приведу строки из произведения…
«…», — так писал «имя фамилия автора». Эта мысль перекликается с мыслью из прочитанного нами отрывка.
Ученые обнаружили, что потеря аппетита может указывать на заражение штаммом «омикрон»
Британские исследователи пришли к выводу, что потеря аппетита вкупе с другими симптомами может указывать на заражение омикрон-штаммом коронавируса. Об этом говорят данные пользователей приложения ZOE COVID Study, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.
Фото иллюстративное
Согласно информации, которую предоставляют программе заболевшие коронавирусом, наиболее частыми симптомами «омикрона» выступают насморк, головная боль, повышенная утомляемость, частое чихание и першение в горле. Отдельные пользователи указывали, что во время болезни у них пропадал аппетит.
По мнению ведущего научного сотрудника ZOE Тима Спектора, к началу 2022 г. «омикрон»-штамм займет место ведущей мутации COVID-19 в Великобритании. Ученый также полагает, что уровень заболеваемости этим вариантом инфекции обновит уже зафиксированные рекорды.
Смотрите также:
ТОП-3 О МИНСКЕ
Как идет реконструкция квартала бывшего хлебозавода в Раковском предместье
В Минске от COVID-19 привито более 40 % населения
Более 3 700 гирлянд и свыше 30 елок. В Минске зажглась праздничная иллюминация
«COVID-19 вызывает два заболевания». Известный доктор рассказал, что нельзя делать при коронавирусе
Врач и телеведущий Александр Мясников в эфире телеканала «Россия 1» рассказал, что нельзя делать при COVID-19, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Медик подчеркнул, что самым важным является не заниматься самолечением – обратиться к врачу необходимо при появлении первых симптомов заболевания.
По словам А. Мясникова, коронавирус вызывает два заболевания: «банальное ОРЗ, которое вообще не лечится, и COVID-вирусная пневмония с определенным процентом смертности».
Врач отметил, что при ОРЗ ни в коем случае нельзя принимать лекарства, разжижающие кровь, при отсутствии воспаления легких — это может негативно повлиять на кровообращение, а в самых сложных случаях даже вызвать желудочно-кишечное кровоизлияние.
Самая лучшая защита, как напомнил А. Мясников, это вакцинация.
Смотритетакже:
Проехал на красный. Два человека пострадали в ДТП на пересечении ул. Аэродромной и Чкалова
ДТП произошло вечером 18 декабря на пересечении ул. Аэродромной и Чкалова – пострадали два человека, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в столичной Госавтоинспекции.
Около 18:30 51-летний водитель Toyota ехал на ул. Чкалова. Проезжая перекресток с ул. Аэродромной на запрещающий сигнал светофора, он врезался в Renault, который двигался на ул. Аэродромной в направлении ул. Денисовской.
В результате ДТП автомобили получили механические повреждения, двух пассажиров Renault доставили в медучреждение для оказания помощи.
Фото ГАИ Минска
Смотритетакже:
В Советском районе в 2021-м прибавилось три многоквартирных дома. Где построят еще
Несмотря на высокую плотность существующей застройки, на территории Советского района ведется строительство жилья. Какие территории приросли домами и где вырастут многоэтажки в 2022 г., корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал глава администрации Советского района Сергей Хильман.
Что касается следующего года, то будет достроен дом-стена ЖК «Аркадия», который начинал возводить «Тамбаз». Еще несколько домов сдаст УКС Советского района. В границах ул. Л. Беды — 1-й Поселковой — Восточной — 1-й Базисной «ТЕНКинвест» возведет еще два 16-этажных здания на 215 квартир. Также по условиям аукциона застройщиком будет выполнен снос существующих объектов и подготовлена территория под строительство детского сада на пересечении ул. Восточной и 1-й Базисной. Площадку планируется освободить в первом полугодии 2023-го.
В нескольких точках МКАД и на основных проспектах. Где еще установят мобильные радары 19 декабря
В Минске продолжается контроль соблюдения скоростного режима с помощью мобильных радаров, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в столичной Госавтоинспекции.
Радар на 36-м км МКАД (90 км/ч) будет работать с 07:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00.
С 12:00 до 24:00 датчики контроля скорости установят на ул. Притыцкого, 38 (60 км/ч), пр. Пушкина, 70A (60 км/ч), пр. Партизанском, 8 (60 км/ч), ул. Орловской, 66 (60 км/ч), пр. Независимости, 156 (80 км/ч), пр. Жукова, 17 (60 км/ч), ул. Ташкентской, в районе моста через Свислочь, (60 км/ч), ул. Кальварийской, 58/1 (60 км/ч), 41-м и 53-м км МКАД (90 км/ч).
С 20:00 до 03:00 радары будут работать на ул. Московской, 8, со стороны пр. Независимости в направлении пер. Молочного (50 км/ч) и со стороны ул. Рабкоровской в направлении пр. Независимости (60 км/ч).
Смотрите также:
Около 25 новых технических разработок для людей с инвалидностью планируют внедрить в 2022 г.
Примерно 6 % белорусов имеют инвалидность. Какие инновационные разработки предлагают таким людям для реабилитации, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Около 250 тыс. инвалидов ежегодно получают от государства технические средства реабилитации. На эти цели расходуется более 50 млн рублей. Главная задача — помочь людям с особыми потребностями интегрироваться в общество, чтобы они были в состоянии вести самостоятельный и независимый образ жизни.
Заместить импорт
Сегодня многие средства технической реабилитации, которые ранее закупались за границей, производятся в Беларуси. Это значит, что они стали более доступны отечественным потребителям. Единственное в нашей стране предприятие, которое занимается разработкой и изготовлением таких изделий, — Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр.
Выпущенные здесь устройства тестируют люди с инвалидностью, с учетом замечаний и предложений их дорабатывают и только тогда запускают в производство. Как следствие, качество наших технических средств реабилитации не уступает импортным. К примеру, сейчас полным ходом идет совершенствование обновленной коляски, ее планируют презентовать в апреле следующего года.
Один из самых востребованных сегментов — ортопедическая обувь. В Беларуси давно изготавливают ее для детей с ДЦП и плоскостопием. Но собираются идти дальше. Как известно, легче предупредить болезнь, чем лечить. Поэтому будут выпускать детскую профилактическую обувь. Пока небольшими партиями, однако производство рассчитано на 600 пар в сутки.
Освоено еще одно новое для Беларуси направление — это изготовление ступенькоходов. Строительство пандуса не всегда возможно, поэтому такой подъемник востребован. К тому же нашим специалистам удалось его значительно удешевить в сравнении с зарубежными аналогами.
Закупали за границей до 2021-го и противопролежневые ортопедические подушки. Сейчас получено регистрационное удостоверение на шесть наименований этих изделий с разными наполнителями, в том числе гелевым. В ближайшее время станут производить у нас и ортопедические матрасы — в настоящий момент эта разработка проходит испытания. Потребность в них — порядка 3 тыс. единиц в год.
По мировым стандартам
Отдельная тема — протезирование. Белорусские специалисты используют зарубежные технологии и комплектующие признанных мировых лидеров в этой области — немецкие, исландские, российские. К сожалению, собственные комплектующие в нашей стране не выпускаются, что очень удорожает протезы.
Не готовят у нас и соответствующих специалистов. Центр сам обучает своих сотрудников, отправляет молодежь на стажировку к зарубежным партнерам. Так что владеют технологиями они на мировом уровне. Сейчас в центре находится пациент, которому впервые в Беларуси установят электронный коленный модуль. Его стоимость — 36 тыс. евро в эквиваленте.
Это современная разработка, которая позволяет задавать суставу несколько режимов работы. С ним человек не просто может ходить, но и заниматься спортом: бегать и даже кататься на лыжах и коньках.
Также в этом году отечественные специалисты освоили еще одну новинку — гильзы голени с системой, которая позволяет регулировать ее объем в зависимости от изменения размера культи.
О целях и перспективах
Однако существуют и некоторые проблемы. Их обсудили представители общественных объединений инвалидов во время круглого стола «Внедрение новых технологий в протезировании и изготовлении средств реабилитации».
Одна из самых важных — необходимость подменного фонда, пока происходит ремонт инвалидной коляски. Люди с ограниченной подвижностью предлагают не сдавать старую коляску при замене на новую, чтобы в будущем иметь возможность пользоваться ею, когда другой потребуется ремонт.
Детские коляски, как и взрослые, обменивают раз в пять лет. Но многие подростки за это время вырастают, пользоваться прежней становится неудобно.
—Большая проблема — детский сколиоз. Пока не удается удовлетворить потребности всей республики в корсетах Шено. Но определенные шаги делаются. Перешли на 3D-сканирование грудной клетки. Закупили роботизированный комплекс, который позволяет уйти от ручной технологии, и теперь модель для корсета изготавливается значительно быстрее. Основную работу выполняют компьютер и робот, а человек только вносит необходимые коррективы, — рассказал генеральный директор центра Владимир Калевич.
Неудачей закончился тендер на поставку оборудования по изготовлению трости для инвалидов по зрению. К сожалению, ни одна организация не смогла предоставить оборудование, которое бы отвечало требуемым техническим характеристикам. А без этого не достичь высокого качества продукта. Но руководитель центра пообещал представителям «БелТИЗ», что к концу следующего года новая трость, усовершенствованная и отвечающая мировым стандартам, будет выпущена.
Справочно
По отдельным образцам наша страна серьезно конкурирует с мировыми лидерами. Много денег вкладывается в развитие новых технологий. В следующем году, к 100-летию предприятия, планируют построить новый завод в Гомеле. Это позволит на минской базе уделять больше внимания протезированию.
Линейка этой продукции с каждым годом растет, особенно инновационных средств — благодаря работе собственного конструкторского бюро. Протезно-ортопедический восстановительный центр обеспечивает 70 % от общего количества необходимых средств реабилитации. В 2022-м намерены внедрить около 25 новых разработок, которые уже прошли апробацию в поликлиниках, больницах и общественных объединениях инвалидов.
Такого еще не было. В Раковском предместье создадут музей советского Минска
Еще один дом в Раковском предместье возвращается к жизни. Теперь здесь разместится музейная экспозиция. Подробности выясняла корреспондент газеты «Минский курьер».
История здания № 17 на ул. Раковской начинается со второй половины XIX века. Первоначально это был одноэтажный дом, который потом достраивали. Известно, что в начале прошлого столетия здесь располагались не только жилые помещения, но и зал для свадебных и бальных вечеров. Собственники объекта менялись, позже постройка стала муниципальной. В 1920-м здание приспособили под первый советский кинотеатр «Рекорд». Как долго он просуществовал, сведений нет. Нынешний облик строения сложился примерно к концу 1930-х и сохранился до 1990-х.
В начале 2000-х разработали проект реконструкции объекта под «Дом книги», но задумка не воплотилась. Фактически здание не использовалось, пока не перешло к «Минской спадчине». Несколько лет назад начались его реконструкция и приспособление под новые функции. И вот сегодня процесс подошел к финишу, строительные работы завершены, до Нового года дом собираются ввести в эксплуатацию.
—На 1-м этаже заработает кафе, большой зал и часть второго этажа займет филиал Музея истории города Минска. Здесь разместится экспозиция «Образы cоветского Минска 1919–1991 годов», состоящая из восьми разделов, — рассказывает главный инженер предприятия «Минская спадчина» Сергей Абрамов. —Будут применяться мультимедийные и цифровые технологии. Посетители смогут получить информацию об истории города, о жизни и деятельности минчан. Третий этаж отдадут управлению культуры Мингорисполкома.
По словам собеседника, здание было не в лучшем техническом состоянии, поэтому понадобилось усилить фундамент и стены. Также делали перепланировку, реставрировали фасад. Он весьма интересный, со множеством элементов, лепниной, декоративными вазами.
Заходим внутрь и обнаруживаем первый сюрприз — снаружи дом кажется небольшим, но внутри двора скрываются невидимые с улицы объемы. И прямоугольный главный фасад не дает представления о сложной геометрии строения.
Большой зал, или бывший бальный — сердце этого объекта. Здесь будет музейная экспозиция. Высота помещения позволила сделать вверху, на уровне второго этажа стеклянную переходную галерею, по которой можно попасть из одной части здания в другую, минуя музей.
Еще один сюрприз оценят любители истории — внутри некоторых помещений удалось обнаружить настенную живопись, причем разных периодов, частично она сохранена и реставрирована. Также посетители увидят фрагменты исторической кладки, которые специально раскрыли для демонстрации.
Исторический антураж поддерживают декор лестничных ограждений, мансардные окна в некоторых помещениях, необычные ниши, одна из них явно расположена на месте бывшего камина или печи. Впрочем, оценить дом во всей красе можно будет, когда в нем заработают все объекты.
Справочно
В обновлении исторического здания кроме «Минской спадчины» участвовали Институт «Минскгражданпроект», компании «Минскпромстрой» и «Басталия». Последняя выполняла реставрационные работы.
Фото Павла Русака
Смотрите также:
День памяти Николая Чудотворца празднуют 19 декабря. Чем прославился великий святой
О святом Николае — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«Святой Николай, нам помогай!» — эта коротенькая молитва известна даже ребенку. Чудотворца любят, почитают, к нему первому обращаются за помощью. Он не сердится? Ведь есть и другие подвижники… Не стыдно ли просить о житейских нуждах? Вот что ответил на наши вопросы настоятель Никольской церкви в Соколе протоиерей Сергий Комлик:
— Господь говорит: просите — и дастся вам, ищите — и обрящете, стучите — и откроется вам. И нигде — ни в Священном Писании, ни в апостольских Посланиях, ни в творениях святых отцов — мы не встречаем слов о том, что есть запреты по обращению к святым. Только сказано: просите, чтобы на пользу было. А поскольку не знаем воли Божией о себе или о том, о ком молимся, поэтому говорим: «Да будет воля Твоя. Я-то по своему разумению желал бы вот так и так, но доверяюсь Тебе, Господи, сделай не так, как я хочу, но как Ты, и помилуй меня». Многое зависит от духовного возрастания человека. Поначалу он не доверяет себе и просит Бога и святых о каждой мелочи. А потом понимает: Господь наперед знает, что нам нужно. Однако никто не запрещает молиться и просить.
День памяти Чудотворца нынче выпал на воскресенье. Хороший повод для паломничества в один из Никольских храмов. В Минске их три: в Шабанах (ул. Ельницкая, 28а), Соколе (ул. Барамзиной, 20), Новинках (ул. Выготского, 6, криптовая церковь Елисаветинского монастыря). Еще два расположены поблизости: в поселке Привольный (15 км по Могилевскому шоссе) и Логойске. В каждом отпразднуют престольное торжество. Отметим, что в Соколе и Новинках можно приложиться к частицам мощей Николая Угодника.
Фото church.by
Николая Чудотворца чтят православные 19 декабря. Кому помогает святой, и чего нельзя делать в праздник
День памяти Николая Чудотворца, который в народе называется Днем святого Николая или Николы Зимнего, отмечают верующие 19 декабря. Кому помогает святой и чего нельзя делать в этот день — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Божий Угодник Николай — один из самых почитаемых святых. При земной жизни он совершал множество чудес и помогал людям, за что в народе его очень любили и верили, что святой Николай откликается на любую просьбу о помощи.
В чем помогает святой Николай
Божий Угодник Николай считается покровителем путешественников и оберегает их в дороге. Святого просят уберечь от внезапной смерти, примирить в конфликте и защитить невинно осужденных. Наши предки верили и в то, что Николай Чудотворец помогает девушкам с удачным замужеством. Кроме того, он известен способностью исцелять болезни, избавлять от бедности и нужды, а также поддержать и направить в сложных жизненных ситуациях.
Традиции Дня Николая Чудотворца
В этот день рекомендуется посетить храм и помолиться святому Николаю. Считается, что он помогает всем, кто способен признать свои ошибки и стать на путь истинный.
Матери в этот день молились за благополучие своих детей, поскольку Николай Угодник считается их защитником. Поэтому его и сделали главным зимним праздничным персонажем. В старину дети в этот день ждали от святителя особого внимания: он приносил сладости тем, кто хорошо себя вел в течение года. Да и взрослые в праздник обменивались друг с другом сувенирами и сладостями, чтобы сохранить воспоминания о детстве и разбудить в себе ожидание приближающегося волшебства Новогодней ночи.
В День Николая Чудотворца считалось обязательным веселиться и устраивать застолья, где собирали родственников, друзей и близких. Предки верили, что в этот день договориться можно с кем угодно и о чем угодно, и старались завершить все деловые соглашения именно в праздник. В старину считали, на Николу Зимнего необходимо полностью рассчитаться с долгами, чтобы в следующем году в доме были достаток и благополучие.
Также в праздник верующие старались совершить как можно больше хороших дел и помочь нуждающимся, чтобы им самим в будущем сопутствовала удача.
Что нельзя делать19 декабря
Народные традиции гласят, что в праздник нельзя ругать и наказывать детей, иначе можно вызвать гнев святого. Стоит угощать малышей сладостями и раздавать подарки сиротам и детям из неблагополучных семей.
В этот день запрещалось заниматься физическим трудом, ремонтом, рукоделием или уборкой. Нарушение этого запрета грозило неудачами и болезнями в будущем. Нельзя также ссориться и сквернословить.
Брать и давать взаймы в этот день не рекомендовали, поскольку верили, что в этом случае человека ожидает безденежный год.
Праздник следовало отмечать пышным застольем, однако с учетом требований Рождественского поста: не подавать на стол продукты животного происхождения и алкоголь.
Какие приметы связаны с праздником
Если в этот день появился иней, в следующем году будет хороший урожай.
Снег идет — уродит пшеница, дождь — капуста и огурцы.
Ясная и холодная погода 19 декабря предвещает хороший урожай летом.
Если в День святого Николая холодно, то всю зиму будет так. Теплый день предвещает ясную и теплую зиму.
Смотритетакже:
В ЗАГС Октябрьского района завершился ремонт: в обновленных помещениях приняли молодоженов
Ремонтные работы завершились в ЗАГС Октябрьского района, 18 декабря в обновленных помещениях принимали молодоженов и серебряных юбиляров, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
По словам начальника отдела ЗАГС Ксении Васильевой, здание ввели в эксплуатацию 1997 г. А в 2021-м сделали ремонт в залах и кабинетах, обновили фасад. Работы шли с лета и завершились недавно.
— Но мы не закрывались, а проводили церемонию в зале обрядовой работы, — рассказала К. Васильева. — Отмечу, что в 2020 г. наблюдалось снижение количества браков, а в этом году вновь все вернулось на круги своя. Кроме того, проводили серебряные и золотые свадьбы. Символично, что сегодня отмечается день работников ЗАГС. Для нас главный подарок — это дарить радость людям!
В обновленном здании ЗАГС 18 декабря четыре пары заключили брак, а серебряные юбиляры супруги Ладутько отметили 25-ю годовщину свадьбы. Пара со стажем дала напутствие молодой семье Дрозд, пожелав терпения и чаще уступать друг другу.
Фото Павла Русака
Смотрите также:
«Течет река Волга». Как новая песня во здравие великой реки невольно стала реквиемом панорамному кино в СССР
Как новая песня во здравие великой реки невольно стала реквиемом панорамному кино в СССР? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Фото Depositphotos
Грандиозный фильм
Поэт Лев Ошанин родился в Рыбинске на Волге и всегда хотел написать стихотворение о знаменитой реке. Но останавливало существование таких шедевров, как «Из-за острова на стрежень», «Вниз по матушке по Волге». Не верил он, что сможет сочинить более достойные строки.
Лев Ошанин
В 1962 году наш земляк композитор Марк Фрадкин позвонил поэту. Рассказал, что создает музыку для нового фильма Якова Сегеля «Течет Волга», нужны стихи. Воображение Льва Ивановича поразило не само предложение о сотрудничестве, а формат фильма, в котором прозвучит песня.
Марк Фрадкин
Все помнят, что в СССР снимали стереокино, имитирующее наличие третьего измерения или вызывающее у зрителя иллюзию глубины пространства изображения. На съемках использовали две кинокамеры, каждая запечатлевала левый и правый сектора кадра. За счет этого появлялся эффект — предтеча технологии 3D. В Минске такие ленты демонстрировали в кинотеатре «Мир».
Несложно представить желание Ошанина услышать свою песню в таком необычном кино. Тем более картина хоть и была художественной, но делалась студией имени Горького по заказу французских турагентств, которые хотели показать прелести Волги потенциальным туристам.
По сюжету капитан буксира «Богатырь» ведет свое старенькое списанное суденышко на разрезку, останавливаясь у каждого пирса и вспоминая реку, на которой вырос и прожил всю жизнь. Через личную историю капитана рассказывается о судьбе великой реки.
На опережение
В советское время понимали: для творчества нужно вдохновение. Фрадкина и Ошанина командировали в Астрахань, где они сели на корабль «Аргунь», прошли по реке и создали произведение. Поэт вложил в строки личные впечатления. В прологе герою песни 17 лет, его напутствует мать. Потом ему 30, но он уверен: Волга помнит его мальчишкой. Годы идут, мы стареем, а река остается неизменной: «Твой первый взгляд и первый плеск весла — всё было, только речка унесла. Я не грущу о той весне былой, взамен ее твоя любовь со мной».
Кадр из фильма «Течет Волга»
Сначала исполнение предложили Марку Бернесу, но он наотрез отказался, сказав, что это не его тема. Тогда для фильма ее спел певец и актер Владимир Трошин. Еще до премьеры картины в июле 1962 года о песне решили рассказать в радиопрограмме «С добрым утром!». Кино еще монтировалось, и фонограмму из него с песней в исполнении Трошина киностудия предоставить отказалась. Московские киношники опасались претензий по поводу нарушения авторских прав со стороны французских заказчиков. Команда редакторов «С добрым утром!» всегда выручала Марка Бернеса. Поэтому он отреагировал на просьбы друзей и всё-таки спел «Течет река Волга» по радио. А потом вошел во вкус, исполнил ее в телепередаче «Голубой огонек». Записал пластинку. Это еще раз подтверждает: понятие об авторском праве в СССР носило условный характер!
Премьера кинокартины состоялась 1 марта 1963 года. Она имела успех как видовое зрелище. Но песня в ней уже выглядела вторичной. Трошин пытался исполнять ее на своих концертах, но она не стала его визитной карточкой.
Последний показ
В том же 1963 году песню «Течет река Волга» подхватила Людмила Зыкина. Ошанин писал, что Людмила Георгиевна подняла все пласты и глубины, будто это пела сама река вместе со всей Россией. Сложно с этим поспорить.
Западная пресса присвоила исполнительнице звание «Мисс Волга». На протяжении всей карьеры произведение оставалось одним из центральных в ее репертуаре. В постсоветские годы она пела его и с Николаем Расторгуевым из группы «Любэ».
Технология панорамной съемки сыграла с картиной «Течет Волга» злую шутку. Трехпроекционный вариант непригоден к показу по телевидению. Сейчас есть методы переформатирования кино в видеоверсию, но пока это не сделано. Фильм стал последним советским панорамным. В знак прощания его еще раз показали 6 января 1966 года всё в том же московском специализированном кинотеатре «Мир». Песня звучала как панихида. А потом из-за дороговизны и несовместимости с массовой киносетью от технологии панорамирования постепенно отказались все специализированные советские и зарубежные кинотеатры. Это было связано с появлением широкоформатной кинематографической системы, в которой съемки производили одной камерой на пленку 70 мм — в два раза шире стандартной (35 мм). В результате размеры изображения тоже превышали поле зрения человека, сидящего на любом месте в зале. Показ не требовал трех кинопроекторов и выгнутого экрана для демонстрации. Все панорамные кинотеатры переоборудовали в широкоформатные.
Сейчас в различных шоу используют панорамное изображение. Применяют экраны в виде гигантского триптиха. Картинку на них изготавливают и расширяют с помощью компьютерных технологий.
Что касается песни, она попала в категорию неувядаемых. Отдельно исполнять ее пробовали Александр Барыкин, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Тамара Миансарова, Леонид Утесов, группы «Пикник» и «Мегаполис». Секрет успеха не только в таланте авторов. На берегах Волги расположены 87 населенных пунктов России, среди которых и крупные города. Каждый их житель, слыша слова «Когда домой придешь в конце пути, свои ладони в Волгу опусти», вспоминает что-то личное, сокровенное.