третьеиюньский переворот при каком правителе
ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
Роспуск II Государственной думы 3(16) июня 1907 года, который сопровождался изменением избирательного закона.
Правительство и Дума
Однако наладить отношения между правительством и Думой удавалось с трудом.
I и II Государственные думы
Большинство I Госдумы, начавшей свою работу 27 апреля 1906 года, составили либеральные кадеты, после них шли социал-демократы и трудовики – крестьяне демократической ориентации. Расчет правительства на патриархальный консерватизм крестьян не оправдался. Дума выдвинула требования политической амнистии, ответственного правительства и дополнительного наделения крестьян землей. Ужиться с такой Думой царь не мог – он распустил ее уже в июле – через 72 дня после созыва.
«Третьеиюньский переворот»
На этот раз власти пришли к выводу о необходимости не просто роспуска старой думы и созыва новой, а изменения самого политического механизма. Проблема состояла в том, что, согласно Основным государственным законам, император не имел права изменять избирательный закон без согласия Госдумы, но тогда новая дума вряд ли отличалась бы от предыдущей.
Николай II все же решил выйти из сложившегося конституционного кризиса путем одновременного роспуска II Думы и изменения избирательного закона.
Предлогом стала встреча депутатов от социал-демократов с делегацией солдат петербургского гарнизона, передавшими им так называемый «солдатский наказ», в котором рассказывалось о трудностях военной службы. Депутатов обвинили в заговоре против власти, отстранив многих из них от участия в заседаниях своей фракции. В ответ Дума учредила свою комиссию, решение которой должно было появиться 4 июня. Но, не дожидаясь его, 3 июня император распустил Думу. Тогда же был опубликован новый избирательный закон. Таким образом, Николай II нарушил Основные государственные законы. Поэтому данные события и получили название «третьеиюньского переворота».
«Третьеиюньская монархия»
В соответствии с новым избирательным законом, система выборов изменялась в пользу представителей наиболее состоятельных слоев населения: помещиков, промышленников, торговцев.
III Государственная дума состояла уже главным образом из сторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов было 146 правых и 154 октябриста. Вместе эти фракции образовали большинство, необходимое для принятия решений. Председателями III Думы стали октябристы, сменявшие друг друга: помещик Н.А. Хомяков, лидер октябристов А.И. Гучков, помещик М.В. Родзянко.
Теперь правительство опиралось в Думе на октябристов. В случае, если представленный законопроект вызывал возражения кадетов, октябристы голосовали вместе с правыми; реформаторские же проекты принимались большинством октябристов и кадетов. Такой механизм получил название «октябристского маятника», а сама правительственная политика лавирования между правыми и левыми фракциями Думы стала называться «третьеиюньской монархией». Состав Госдумы, в целом устраивавший власть, обеспечил ее долгую жизнь. III Государственная думы проработала все отпущенные ей законом пять лет.
Третьеиюньский переворот
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Третьеию́ньский переворо́т» — широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы.
Причиной роспуска Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых [1] партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики. II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 года, имела не менее оппозиционное настроение, чем ранее распущенная I Дума. Дума проявила тенденцию к отклонению всех правительственных законопроектов и бюджета, а законопроекты, предлагавшиеся Думой, заведомо не могли быть утверждены Государственным Советом и императором. Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис — Основные государственные законы (фактически конституция России) позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без её согласия изменить избирательный закон; но при этом следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной.
Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении избирательного закона для выборов в следующую Думу. Предлогом для роспуска послужило посещение социал-демократических депутатов Думы делегацией солдат петербургского гарнизона, передавших им «солдатский наказ». П. А. Столыпин использовал это незначительное событие для того, чтобы 1 июня 1907 года, представляя данный эпизод в виде развёрнутого заговора против государственного строя, потребовать от Думы отстранения от участия в заседаниях 55 депутатов социал-демократической фракции и снятия депутатской неприкосновенности с шестнадцати из них. Дума, не дав немедленный ответ правительству, учредила особую комиссию, заключение которой должно было быть оглашено 4 июня. Не дожидаясь ответа Думы, Николай II 3 июня распустил Думу, опубликовал изменённый избирательный закон и назначил выборы в новую Думу, которая должна была собраться 1 ноября 1907 года. II Дума просуществовала 103 дня.
Роспуск Думы был прерогативой императора, но одновременное изменение избирательного закона являлось нарушением требований статьи 87 Основных государственных законов, по которым избирательный закон мог быть изменён только при согласии Государственной Думы и Государственного Совета; по этой причине данные события получили известность как «третьеиюньский переворот».
Избирательный закон был изменён таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — октябристской и националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.
Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днём Первой русской революции.
В 1911—1913 годах достоянием общественности стали сведения о том, что написание «солдатского наказа» и организация визита солдатской делегации к социал-демократическим депутатам происходили при активном участии внедрённых в петербургскую Военную организацию РСДРП агентов Охранного отделения. Вопрос о том, была ли ситуация с «солдатским наказом» организована по приказу П. А. Столыпина или по собственной инициативе полиции, или же полицейские информаторы донесли властям о происходящих событиях, остаётся по сей день нерешённым.
Третьеиюньский переворот: причины и итоги
Третьеиюньский переворот — это государственный переворот 3 июня 1907 года в Российской империи, который заключался в незаконном роспуске второй Государственной думы и внесения изменений в новый избирательный закон.
Целью его было создание подконтрольной царю Николаю Второму Государственной думы, чтобы она не рассматривала радикальные по мнению царизма законы, а пропускала только инициативы царского правительства.
В истории немало примеров, когда положение государства, последствия того или иного события кардинально изменились всего лишь за один день или одним деянием. Именно такие судьбоносные моменты должен знать каждый уважающий себя человек, особенно если это связано с его родиной.
Не так сложно запомнить одну дату и уникальный факт, связанный с ней. Зато потом Вы сможете произвести впечатление на экзамене, при вступлении в ВУЗ или на собеседовании. У Вас всегда будет преимущество над другими кандидатами. Одним из таких событий является Третьеиюньский переворот.
Высочайший манифест
В начале 20 го века российскую империю накрыла волна протестов и восстаний. Люди требовали свержения монархии, равных законов для всех, экономических и политических реформ. Недовольство граждан нарастало и 17 октября 1905 года царь Николай II был вынужден издать Манифест о расширении прав и свобод простого народа. Манифест был принят в конце первого периода Первой русской революции.
Согласно ему население получило право создавать союзы и проводить собрания, что привело к появлению первых легальных партий. Также этот документ предусматривал создание Государственной думы, состав которой избирался народом. С этого момента император не имел права изменять законы без согласия думского комитета, но оставил за собой возможность распускать и созывать новую.
Первый созыв
В первый народный совет было избрано 448 депутатов. В основном это были представители интеллигенции и крестьян. 154 мандата получили высококультурные и образованные кадеты, а половину всех избранников составили малограмотные представители из народа. Главными обсуждаемыми вопросами были создание демократической державы с конституционно-парламентским строем, обеспечение всех равными правами и свободами, перераспределение земли.
Императора такие требования не устраивали, и 9 июля 1906 г председатель И.Л. Горемыкин подписал указ о роспуске. Первая дума просуществовала всего 72 дня.
Второй Созыв
В состав Второй попало ещё больше трудовиков, кадетов и социал-демократов (62%). Они напрямую требовали уничтожить самодержавный строй, предоставить им депутатскую неприкосновенность, передать землю в распоряжение селян, освободить политзаключенных. Власть была категорически против этого. Все реформы, созданные депутатами, отклонялись Советом министров, а законопроекты правительства, которое уже возглавлял П. Столыпин, блокировались народными избранниками. Именно эти факторы и стали причинами Третьеиюньского переворота. Также он был вызван желанием царя вернуть все ветви власти в свои руки.
Трибуна председателя и места министров в Госудме России начала прошлого века
Третьеиюньский переворот был проведен по инициативе Николая II, так как он не мог смириться с большинством, состоящим из левых партий. Понимая, что роспуск и созыв новой не изменит ситуацию, он пришел к выводу, что нужно изменить сам избирательный механизм, в частности правила выборов. Однако согласно основным государственным нормам император не имел права единолично, без согласия народных представителей, создавать или вносить поправки в законы. Выходом из сложившейся ситуации стал одновременный роспуск Госдумы и реформирование законопроектов.
Роль П. Столыпина
Министр внутренних дел П. Столыпин напрямую был связан с расформированием народного законодательного органа. Кстати, про остальные его реформы, читайте здесь. Именно он 7 мая 1907 года объявил, что члены Госдумы организовали преступную группу и замышляют террористические акты против Николая II и его семьи. Предлогом для этого стала встреча социал-демократов с военнослужащими, которые передали им «солдатский наказ». В дальнейшем на основании этой встречи было сфабриковано дело по сговору против власти.
П.А. Столыпин. Председатель Совета Министров России с 1906 по 1911 годы. Годы жизни 1862 — 1911
Таким образом для оправдания роспуска народных представителей Петр Аркадьевич обвинил партию в подготовке антигосударственного переворота и поставил ультиматум — немедленно снять неприкосновенность с подозреваемых. В ответ на это была создана думская комиссия для разбирательства. Власть не стала ждать решения комитета и ночью 3 июня почти всех членов социал-демократической фракции (55 человек) арестовали. А днем 3 июня 1907 г. Николай II объявил Манифест о роспуске Думы и внес изменения в избирательный процесс.
Новый избирательный закон
Целью Третьеиюньского переворота было создание подконтрольного царю большинства. Для уничтожения оппозиции количество выборщиков от крестьян на половину уменьшилось, в то время как от помещиков увеличилось на 33%. Население окраин и национальные меньшинства остались без права голоса. Кавказу и Царству Польскому сократили число выборщиков в три раза. Таким образом 65% всех избирателей были из буржуазии и помещиков. В итоге в III Думу вошли в основном представители правых партий (октябристы, националисты).
Возвращение к монархии
Третья часть мандатов оказалась у октябристов, но для создания большинства этого было недостаточно. Поэтому они удерживали власть, объединяясь с разными партиями. Для принятия одних законопроектов — с кадетами, для других — с правыми. Такой метод создания коалиций получил название «октябристского маятника», а весь механизм правления стали называть «третьеиюньской монархией». С помощью этой системы голосования Николай II и его совет возобновили власть.
Третьеиюньская монархия стала последним этапом российского самодержавия. Она явилась переходом от единоличного правления к правовому государству. Хоть Третьеиюньский переворот и сохранил привилегии дворянства, но возможности буржуазии выросли. Они получили больше прав для влияния на судьбу страны.
Формирование новой проправительственной Госдумы означало поражение революции. Однако её события дали понять правительству, что люди больше не будут молчать, и нужно менять систему. Третий созыв, в отличие от предыдущих, начал полноценно работать. Премьер-министр П. Столыпин, взаимодействуя с октябристами, провел ряд реформ. В первую очередь он пытался решить острые социально-экономические вопросы. Революционные настроения жителей империи утихли, но во избежание новых волнений столыпинские репрессии продолжились.
Мнение историков и современников
Историк П.Н. Милюков кратко описывает итоги Третьеиюньского переворота так: «Но теперь догорели огни революции, началась реакция, и самым ярким проявлением ее было нарушение основных законов царем и созыв Третьей Думы по новому избирательному положению»
Государственный деятель того времени С. Ю. Витте подчеркивает, что особой разницы между I и II думами не было, они обе не смогли сработаться с правительством: «Дума, выбранная по закону, изданному после 17-го октября, никоим образом и ни в каком случае не могла бы ужиться с таким правительством». Он также упоминает, что П. Столыпин пытался воздействовать на результаты выборов и принимал активное участие в заговоре.
А вот российский ученый П. Н. Зырянов считает, что Пётр Аркадьевич принял участие в Третьеиюньском перевороте только ради воплощения в жизнь своих реформ. Также он пишет, что изначально было создано три варианта избирательного законопроекта. Один из них был создан в шутку, в нем прямым текстом преимущество отдавалось крупным землевладельцам. Именно эту «бесстыжую» схему одобрило правительство, а затем и царь.
Политический кризис весны 1907
К началу 1907 г. Первая русская революция, продолжавшаяся уже несколько лет, близилась к завершению. Несмотря на то что она потерпела поражение, российский император Николай II под давлением революционных событий был вынужден провести некоторые политические реформы. Но они, как часто бывало в российской истории, стали в значительной степени формальными, в сущности, не затрагивали основных интересов правящих классов и сохраняли фактическую власть за монархом.
Согласно Манифесту о расширении прав и свобод народа от 17 октября 1905 г., политическая система в стране превращалась в конституционную монархию. Изменения в структуре политической системы не были отражены в специально утверждённой конституции, а введены в Основные государственные законы Российской империи, которые утвердил ещё Николай I в 1852 г. для определения статусов императорской фамилии.
Все законы, предлагавшиеся императором и правительством, теперь могли быть приняты лишь с одобрения Государственной думы, которая должна была избираться всеми слоями населения. Но при этом монарх по своему усмотрению мог в любой момент распустить её, тут же назначив новые выборы.
Первый и второй созывы собрания
Состав первой Госдумы, избранной в конце апреля 1906 г., получился крайне радикальным, большинство депутатов были избраны от левых партий, поэтому политические и экономические требования его были абсолютно несовместимы с интересами правящего класса.
Первый созыв этого всенародного Законодательного собрания, которое впервые в России должно было работать на постоянной основе, просуществовал всего лишь 72 дня. Он был распущен 9 июля 1906 г., хотя время работы Думы определялось законом в пять лет. Причиной были законодательные инициативы думцев, направленные на утверждение конституционно-парламентского строя, расширение равных для всех слоёв населения социальных прав и свобод, разработка конфискационной аграрной реформы, что было неприемлемо для императорской власти.
Но избранная в конце февраля 1907 г. Вторая Дума оказалась ещё более радикальной, чем первая. Большинство мест в ней снова заняли левые радикалы, в том числе:
Две ветви власти снова оказались абсолютно несовместимыми между собой, их законодательные проекты постоянно взаимно блокировались, деятельность правительства зашла в тупик. В то же время было ясно, что если просто распустить Законодательное собрание и назначить следующие выборы — это не изменит ситуацию, новую Думу ждёт такая же перспектива противостояния между правительством и законодателями.
Поэтому премьер-министр П. Столыпин по поручению Николая I решает на этот раз не просто распустить Думу, а одновременно изменить избирательные статьи Основных законов таким образом, чтобы результат выборов загодя устроил императора и правительство и содействовал сохранению правящего режима. Такое решение политика было прямым нарушением положений Манифеста, по которым менять законы могла только Дума. Оттого позже эти события получили определение как Третьеиюньский государственный переворот. Маятник успеха в борьбе за власть в тот день снова качнулся в сторону абсолютной монархии.
Но чтобы создать видимость неизбежности такого решения, нужен был серьёзный повод. Несколько таких поводов были созданы самой Думой. Кратко о них:
Инцидент 16 апреля
Первый крупный инцидент произошёл 16 апреля 1907 года. Обсуждение закона об армейских новобранцах закончилось скандалом. Социал-демократ А. Зурабов, критикуя военную и бюджетную политику правительства, заявил, что в результате её проведения армия будет, скорее всего, успешно воевать с правительством, а не с внешним врагом.
Такое заявление было прямым оскорблением для армии, поэтому военный министр А. Редигер и все присутствующие на заседании Думы члены правительства в знак протеста покинули зал собрания. Это стало началом разрыва сотрудничества между двумя ветвями власти.
На следующий день П. Столыпин, который вначале был непротив разрешить конфликт мирно, изменил своё мнение и заявил на заседании Совета Министров о решении добиваться роспуска Думы и изменения избирательного закона. Это мнение совпало с желанием Николая II.
Солдатский наказ и майский конфликт
29 апреля Военная организация социал-демократов провела в Политехническом институте собрание солдат, на котором было решено составить «солдатский наказ», рассказывающий о трудностях военной службы, и передать его депутатам от фракции РСДРП. Копия документа с помощью информаторов, внедрённых в организацию, сразу же попала к П. Столыпину. Ознакомившись с его содержанием, премьер-министр распорядился арестовать депутатов от социал-демократической фракции в момент визита к ним солдатской делегации.
Передача документа делегацией должна была состояться вечером 5 мая в штаб-квартире социал-демократической фракции. Здесь полиция и планировала арестовать депутатов с поличным, но почему-то не явилась вовремя и солдатская делегация уже успела уйти. Но даже то, что не успели уничтожить депутаты во время последующего ожидания судебных властей, могло свидетельствовать об антиправительственном заговоре. Сам же текст «наказа» не отличался чем-то примечательным. Составление таких документов, которые должны были свидетельствовать о выполнении партией воли масс, было рядовой практикой партийных активистов.
Через несколько дней, 7 мая, по инициативе правых фракций в Думе началось обсуждение ходивших в обществе слухов о раскрытии готовившегося покушения на императора. В свою очередь, представители левых потребовали объяснений по событиям 5 мая, которые они пытались преподнести как свидетельство произвола полицейских властей и использовать этот случай как удобный предлог для атаки на правительство.
В ответ П. Столыпин заявил, что для обеспечения общественной безопасности будет и в дальнейшем действовать так же. Между депутатами началась жёсткая дискуссия и в результате был составлен официальный запрос к правительству по поводу событий 5 мая, на который Дума так и не получила ответа.
Проект нового избирательного закона
Процесс подготовки новых избирательных статей проходил непросто. Разрабатывался он тайно Министерством внутренних дел, об этом не был уведомлён даже Совет Министров. Сама же идея изменения избирательного законодательства окончательно оформилась и стала приобретать реальные очертания в конце 1906 г., после начала работы II Думы.
Проект нового закона был готов уже в мае 1907 г., задолго до роспуска II Думы. К рассмотрению правительства было подано три варианта:
Обсуждение происходило в обстановке чрезвычайной секретности, на заседаниях присутствовали лишь члены Совета Министров, был удалён весь технический персонал. В результате члены кабинета так и не пришли к единому мнению и было решено просить императора провести расширенное обсуждение проектов, в котором должен был принять участие Государственный совет.
Переворот 3 июня
Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.
1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.
Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.
В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.
Назначенные манифестом выборы прошли по новому закону и их результаты полностью оправдали ожидания императора и правительства. Количество левых депутатов в новом Законодательном собрании резко сократилось, теперь в Думе образовалось стойкое проправительственное большинство, послушное императорской воле. Возникла «третьеиюньская монархия», ставшая последним этапом российского самодержавия.
Социально-политические итоги
Значение и суть третьеиюньского переворота состояли в попытке сохранить старую систему власти, полностью подконтрольную императору, парламент при которой должен был выполнять фактически декоративную функцию или же был бы громоотводом при принятии непопулярных решений. Частично это удалось. Решениями Думы стала управлять не сила закона, а желания «сильных и богатых», совпадающие с указаниями сверху.
Следующая Дума проработала весь установленный ей пятилетний срок. Принадлежащее к центристским партиям большинство всё это время без эксцессов работало с правительством, принимая предложенные им законы. Но третьеиюньская политическая система реформы П. А. Столыпина так и не обеспечила, хотя премьер-министр и был одним из основных инициаторов этого переворота, надеясь на содействие проправительственной Думы своим начинаниям.
Но Государственная дума при этом перестала быть голосом народа. Большая часть населения снова была лишена возможности на законодательном уровне влиять на жизнь страны, отстаивать свои интересы. Интерес народа к работе Законодательного собрания внешне угас, недовольство действиями властей снова ушло в частные разговоры с оглядкой на окружающих.