три мушкетера людовик какой
Начитавшись романов, люди начинают думать, что Луи был безвольной марионеткой в руках великого кардинала Ришельё. Это не так! По жизни он был застенчивым человеком, который к тому же заикался, но порой мог продемонстрировать силу воли и безжалостность, даже по отношению к своим собственным слабостям. Именно Людовику XIII принадлежит высказывание: «Я не был бы королём, если бы позволял себе слабости частного человека».
Начитавшись романов, люди начинают думать, что Луи был безвольной марионеткой в руках великого кардинала Ришельё. Это не так! По жизни он был застенчивым человеком, который к тому же заикался, но порой мог продемонстрировать силу воли и безжалостность, даже по отношению к своим собственным слабостям. Именно Людовику XIII принадлежит высказывание: «Я не был бы королём, если бы позволял себе слабости частного человека».
В конце февраля 1643 года король вновь занемог. 3 апреля, с двух сторон поддерживаемый под руки, Луи совершает свою последнюю прогулку по резиденции Сен-Жермен. В отпущенные ему дни Людовик XIII успел утвердить состав регентского совета и подписать несколько указов, чтобы защитить своего наследника от «опасных замыслов» неблагонадёжных персон. В последних числах апреля король велит окрестить дофина. Крёстным отцом будущего Людовика XIV стал кардинал Мазарини.
В конце февраля 1643 года король вновь занемог. 3 апреля, с двух сторон поддерживаемый под руки, Луи совершает свою последнюю прогулку по резиденции Сен-Жермен. В отпущенные ему дни Людовик XIII успел утвердить состав регентского совета и подписать несколько указов, чтобы защитить своего наследника от «опасных замыслов» неблагонадёжных персон. В последних числах апреля король велит окрестить дофина. Крёстным отцом будущего Людовика XIV стал кардинал Мазарини.
Придворным казалось, что король слишком долго умирает. 41-летний монарх на смертном одре казался глубоким стариком. Любящий природу, уединение и болезненный, Луи обожал физические упражнения и охоту. Набожный католик и стыдливый по натуре, Луи не мог противиться своей страсти к мужчинам. Король с трудом переносил общество кардинала Ришильё, но высоко ценил его государственный талант.
Придворным казалось, что король слишком долго умирает. 41-летний монарх на смертном одре казался глубоким стариком. Любящий природу, уединение и болезненный, Луи обожал физические упражнения и охоту. Набожный католик и стыдливый по натуре, Луи не мог противиться своей страсти к мужчинам. Король с трудом переносил общество кардинала Ришильё, но высоко ценил его государственный талант.
Кого на самом деле любили персонажи «Трех мушкетеров»
Анна и король
Людовик XIII и Анна были ровесниками, оба родились в сентябре 1601 года, с разницей в пять дней. Они поженились 14-летними детьми, чтобы спасти Францию и Испанию от войны. Несмотря на «Австрийскую», Анна была испанской инфантой, хотя принадлежала к династии Габсбургов. У нее даже была фамильная нижняя губка – выпяченная и капризная. Ее белокожее лицо обрамляли светлые волосы, а южная кровь проявилась в темных глазах.
Людовик ко времени их свадьбы формально уже был королем. Он рано лишился отца, Генриха IV, убитого фанатиком-католиком (Францию постоянно потрясали религиозные конфликты). Вполне возможно, что в заговоре против супруга состояла королева, знаменитая Мария Медичи. Овдовев, Мария не сильно утруждала себя заботами о сыне, редко навещая его, в основном чтобы за что-нибудь наказать. Людовик прекрасно знал, что мать живет с итальянским любовником Кончини, и мечтал как можно быстрее ей отомстить.
Анна, наоборот, росла при дворе, где этикет был доведен до абсурда. Например, ее отец Филипп III умер от того, что угорел: сидел слишком близко к камину, а тот, кому по этикету полагалось двигать монаршее кресло, куда-то отошел.
Мария Медичи, автор – Франс Пурбус-мл.
После захода солнца из мужчин на женской половине дворца мог находиться только король. Брать венценосных девушек даже за руку считалось смертным грехом. Поэтому однажды два офицера, которые спасли сестру Анны, вытащив ее из седла взбесившегося коня, немедленно умчались в сторону границы.
В общем, оба подростка мечтали, что свадьба и семейная жизнь изменят и раскрасят их постылые будни. Поначалу Людовик страшно обрадовался, что у него такая хорошенькая невеста. Но потом он так оробел, что промолчал весь свадебный банкет. И уж совсем окончательно юные супруги были удручены, когда к брачному ложу их повели две кормилицы. Они не покинули королевские покои до утра, а потом предъявили родне доказательства того, что невеста досталась жениху непорочной. Стоит ли говорить, что все это не способствовало чувствам новоиспеченных супругов. Говорят, Людовик потом не приходил к жене на ночь в течение четырех лет.
Кстати: Считают, что именно необходимость интимных отношений с женой сильно «напрягала» Людовика XIII, и даже со своими официальными фаворитками он больше дружил. В декабре 1638 года он хотел навестить одну из них, Луизу де Лафайет. Из Версаля он поехал через Париж, где разразилась сильная гроза. Начальник охраны Гито, у которого с королем были доверительные отношения, намекнул: можно переждать бурю в Лувре у королевы. Король с трудом согласился, но все же провел в Лувре ночь, и через девять месяцев родился Людовик XIV.
Постепенно юный король вернулся к своим увлечениям – он любил соколиную охоту и сам варил варенье. Чрезвычайно нежно он относился к своим молодым друзьям – де Люиню и Сен-Мару. Молва красила эти отношения в самые непристойные оттенки, но, по крайней мере, друзья помогли королю через два года устранить ненавистного Кончини, а распутную мать отправить в ссылку. Вскоре первым министром становится кардинал Ришелье.
Анна и кардинал Ришелье
Воспитанная в строгости Анна коротала свои дни в Лувре в обществе той самой герцогини де Шеврез, о которой много писал Дюма. Подруга вечно изобретала способы сбить королеву с пути истинного, но до поры до времени ей этого не удавалось. И вдруг усиленное внимание Анне начал оказывать сам первый министр. Ришелье любил женщин, а королева была очень красивой. Вероятно, его беспокоило и то, что у монаршей четы до сих пор нет наследника. А возможно, он просто решил соблазнить Анну и потом всячески ее шантажировать, потому что от скуки королева вполне могла преуспеть в интригах не любовных, но политических – она действительно вела активную переписку со своими родственниками.
Но Анне даже в голову не приходило, что лицо, облаченное священным саном, может быть еще и мужчиной. Она постоянно отказывала кардиналу, только распаляя Красного Герцога. Однажды, подученная де Шеврез, Анна пожаловалась, что сильно тоскует по родине и просто мечтает, чтобы кто-то станцевал для нее сарабанду. Ришелье скрепя сердце облачился в соответствующий наряд, в том числе, в панталоны с бубенчиками, и взял кастаньеты. В разгар танца раздался громкий смех подглядывающей де Шеврез. После этой «шуточки» кардинал до самой смерти в 1642 году шпионил за Анной с помощью своих клевретов и постоянно ссорил ее с королем.
Анна и герцог Бекингем
Весной 1625 года в Париже был представлен английский посланник Джордж Вильерс, герцог Бекингем. Красота герцога не оставила равнодушной ни одну женщину. Да что женщины, если в свое время Джордж пользовался особым расположением короля Якова I. Для любимого монарха Бекингем был готов на все, даже изображал тявкающую собачку у его ног. Но и награда была соответствующей. При французском дворе герцог ослеплял не только внешностью, но и богатством: от его камзола отрывались многочисленные жемчужины, а он равнодушно говорил: «Оставьте себе на память этот пустяк».
Бекингем должен был сосватать своему королю Карлу невесту при дворе. В Амьене, куда двор последовал сопровождать девушку, вечером разразился страшный скандал: все увидели, что герцог стоит на коленях перед королевой и обнимает ее стан.
Алиса Фрейндлих и Анатолий Кузнецов (Бекингем) в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»
Самое интересное, что королева действительно подарила герцогу на память коробку с подвесками. Это засвидетельствовало несколько человек в своих мемуарах, в том числе философ де Ларошфуко. Правда и то, что, узнав об этом через шпионов, Ришелье послал в Лондон своего агента, графиню Каррик. У нее были личные причины отомстить Бекингему, бывшему любовнику.
Когда две подвески были срезаны и переданы в Париж, Ришелье прямо показал их Людовику. Взбесившийся король немедленно распорядился устроить бал и строго-настрого велел Анне приколоть к платью алмазные штучки. За исключением истории про мушкетеров, Дюма не соврал: в два дня Бекингем сумел изготовить недостающие украшения, гонцы отвезли их в Париж и спасли честь королевы.
Кстати: В реальной истории с подвесками никак не могли действовать герои «Трех мушкетеров». Бекингем был убит в 1628 году. Реальный будущий граф д’Артаньян родился между 1611 и 1615 годом; Арман де Силлэг д’Атос д’Отвьелль – в 1615-м году; Исаак де Порто (Портос) – в 1617-м, а предполагаемый Арамис был младше еще на три года.
Вскоре герцог был убит фанатиком. Королеву чуть не сослали в монастырь. Но в 1630 году у Людовика случилась страшная дизентерия, и жена стала ему преданной сиделкой. Стараниями кардинала это перемирие не было долговременным, тем более что королева уже не была такой молодой и неискушенной и тоже предпринимала усилия отомстить Красному Герцогу, даже подсылала к нему заговорщиков. К счастью, ее отвлекли другие заботы. 5 сентября 1638 года она родила первого сына, ровно через два года – второго. В 1642 году умер Ришелье, а еще через год Анна Австрийская овдовела. Она стала королевой-регентшей при малолетнем сыне.
Говорят, что последние годы жизни Анны Австрийской скрашивала любовь кардинала Мазарини, далеко не такого выдающегося, как его предшественник Ришелье. Но кто поймет сердце женщины! Анна Австрийская дожила до 64 лет. Утешением ее старости было роскошное царствование Людовика XIV.
Николя де Ларжийер «Портрет Людовика XIV с семьей»
Людовик XIII
Людовик XIII
Цвет волос
Цвет глаз
Семья
Правление Марии Медичи [ ]
Вступил на престол в возрасте 8 лет после того, как был убит его отец — Генрих IV. Во время малолетства Людовика его мать Мария Медичи как регент отступила от политики мужа, заключив союз с Испанией и обручив короля с Анной Австрийской, дочерью Филиппа III. Это возбудило опасения гугенотов. Многие вельможи оставили двор и начали готовиться к войне, но двор 15 мая 1614 г. заключил с ними мир в Сент-Мену (Sainte-Ménehould). Брак с Анной осуществился лишь в 1615 году, но отношения Людовика с супругой не сложились, и он предпочитал проводить время в обществе своих миньонов Люиня и Сен-Мара, в которых молва видела любовников короля. Лишь в конце 1630-х годов отношения между Людовиком и Анной наладились, и в 1638 и 1640 родились их двое сыновей, будущие Людовик XIV и Филипп I Орлеанский.
Правление Ришелье [ ]
Портрет Людовика XIII в 1611 году по Пурбус, Франс Младший, (Палаццо Питти).
Благодаря множеству исторических романов (в первую очередь А. Дюма-отца), в обществе укрепился стереотип о «диктатуре» Ришелье и слабовольном короле, но многочисленные источники свидетельствуют об обратном. Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра хотя и не были гладкими, но и не были такими, какими их описали Винье и Дюма. Внешняя политика короля с приходом кардинала Ришелье стала меняться, но это происходило постепенно. С точки зрения правительства, прежде всего требовалось навести порядок внутри страны, что подразумевало примирение (или же усмирение в зависимости от обстоятельств) противников сильной королевской власти, коими необязательно были исключительно гугеноты. Но именно последние оказались на острие меча кардинала, так как гугенотская партия решила воспользоваться внешней поддержкой в лице Испании и Англии. К концу 1620-х годов гугеноты были усмирены, а специальный королевский эдикт регулировал религиозные и политические права протестантов внутри страны. Одновременно правительство постаралось лишить гугенотов внешней поддержки (разгром английской эскадры под Ла-Рошелью и попытка урегулировать противоречия с Испанией). Для того, чтобы Испания была более сговорчивой, правительство Ришелье активизировало свою политику в Северной Италии. Французскому дому Неверов было обеспечено престолонаследие в Мантуе после Войны за мантуанское наследство (1628—1631).
Успех в войне с гугенотами, а также в Северной Италии не снимал с повестки дня другие вопросы. Внутри страны оставалось множество проблем, которые требовали для своего решения планомерных и многолетних усилий (реформа административного управления, налоговая реформа и др.). Правительство сталкивалось с противодействием как внутри страны (со стороны аристократии и крестьянства), так и вне её. Оппозиция при дворе пыталась не раз заручиться поддержкой внешних сил. Внутренняя оппозиция всё более лишалась значения. Людовик уничтожал замыслы, направленные против Ришелье со стороны принцев (в том числе своего брата, Гастона Орлеанского), вельмож и королевы-матери, и постоянно поддерживал своего министра, действовавшего на благо короля и Франции. Так, он дал полную свободу Ришелье против своего брата, герцога Гастона Орлеанского, во время заговора 1631 года и мятежа 1632 года. Практически этой поддержкой Ришелье и ограничивалось личное участие короля в делах управления.
После смерти Ришелье (1642) его место занял его ученик — кардинал Мазарини. Однако король пережил своего министра лишь на год. Людовик умер за несколько дней до победы при Рокруа.
В 1829 году в Париже на площади Вогезов Людовику XIII был поставлен памятник (конная статуя). Он был поставлен на месте памятника, возведённого ещё Ришелье в 1639 году, но разрушенного в 1792 году во время революции.
Людовик XIII — артист [ ]
Людовик был страстным любителем музыки. С трехлетнего возраста будущий король играл на лютне, считая её «королевой инструментов», а также на клавесине; виртуозно владел охотничьим рожком и пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.
Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном «Балете Дофина». Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в «Балете Мадам» выступил в роли Солнца.
Людовик XIII — автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом «Мерлезонском балете» (1635), для которого он сочинил танцы («Simphonies»), придумал костюмы, и в котором сам исполнил несколько ролей.
Почему французы ненавидели королевских мушкетеров?
Королевские мушкетеры — личная гвардия короля Людовика XIII, увековеченная в легендарном произведении А. Дюма «Три мушкетера».
Верные друзья, благородные джентльмены и отчаянные храбрецы — именно такой образ мушкетера мы привыкли представлять. Однако, современники гвардейцев с нами бы решительно не согласились. Для простого человека встреча с мушкетером не сулила ничего хорошего.
О чем умолчал Дюма? Чем занималась королевская гвардия, и почему мушкетеры конфликтовали с солдатами кардинала Ришелье?
«Где упадет, там и смерть» (Девиз королевских мушкетеров)
Королевская гвардия — отборная воинская часть, созданная Генрихом IV в 1600 году. Свой внешний вид и имя рота получила спустя 22 года при наследнике Генриха Людовике XIII.
Подразделение насчитывало 107 человек и, официально, было предназначено для охраны монарха на конных прогулках. Впрочем, функции роты простирались далеко за пределы церемониальной службы.
Мушкетеры принимали активное участие во всех вооруженных конфликтах Франции, подавляли восстания, наказывали неугодных дворян и выполняли личные «щекотливые» королевские поручения.
Этакие универсальные солдаты, французский вариант опричников Ивана Грозного. Они были специально сформированы из наиболее верных дворян, чтобы «давить» всевластную французскую аристократию и защищать лидера от обиженных баронов.
Кроме того, дабы поддерживать себя в надлежащем виде, каждый мушкетер был обязан иметь слугу и богатый гардероб. Жили бойцы в съемных квартирах, за которые также платили из своего кармана.
Впрочем, материальные трудности с лихвой окупались «особенным» положением гвардии. Пользуясь абсолютным доверием короля, мушкетеры превратились в настоящих хозяев парижских улиц.
Владельцев съемных квартир, хозяев таверн и борделей, а также обычных горожан пробивала дрожь всякий раз, когда кто-то упоминал слово «мушкетер».
Периодически мушкетеры специально выходили в ночной город, чтобы поискать приключений и заколоть кого-нибудь на поединке.
Почему мушкетеры ненавидели гвардейцев кардинала Ришелье?
Кардинал Ришелье был главой французского правительства, первым министром Людовика XIII.
Вклад деятеля в развитие Франции сложно переоценить. Ришелье построил военный флот, прекратил религиозные гонения, заключил 74 торговых соглашения с иностранными державами, спровоцировал освоение будущей Канады, подчинил аристократию и выиграл англо-французскую войну.
Эти успехи принадлежат именно Ришелье — серому кардиналу, реальному главе государства. Разумеется, аристократы Ришелье не взлюбили и совершили несколько покушений на его жизнь.
После второго такого покушения в 1629 году у кардинала появилась собственная гвардия. Изначально она состояла из 80 человек, однако к 1642 году выросла до 420 бойцов.
В отличие от мушкетеров, этим гвардейцам платили хорошее жалование и вооружали за гос. счет — счет Ришелье. Служить в этой роте было не менее почетно.
Стоит ли говорить, что обделенных деньгами мушкетеров это выводило из себя. Кроме того, Ришелье не утруждал свою гвардию «грязными делами», они несли сугубо дворцовую службу. Подобные обстоятельства добавляли остроту в вечное соперничество элитных подразделений и способствовали регулярным дуэлям.
Стоит заметить, Александр Дюма в своем произведении вовсе не скрывал «тёмных» черт характера своих героев.
Актеры фильма «Д’артаньян и три мушкетера» (1979)
Портос — тщеславный обманщик и альфонс, находился на содержании 50-летней мещанки, старухи по меркам XVII века. Раз в неделю Портос убивал своих крепостных просто от скуки.
История с подвесками тоже далеко не однозначная. Супруга монарха Анна Австрийская влюбилась в английского герцога — вражеского шпиона.
Выходит, что главный злодей кардинал Ришелье, желавший уличить женщину в измене и предательстве, на самом деле, является французским патриотом, переживавшим за судьбу страны. А вот мушкетеры, помогавшие Анне — завербованные агенты и предатели.
Les trois mousquetaires/Персонажи
Это подстатья, в которой приведен список основных персонажей «мушкетёрской трилогии» А. Дюма-отца. Нажмите сюда, чтобы вернуться к основной статье.
Также они отлично подходят под троп четыре героя — четыре темперамента: д’Артаньян — холерик, Атос — флегматик, Портос — сангвиник, Арамис — меланхолик. Впрочем, соответствие приблизительное: Атос вполне тянет на меланхолика, а с темпераментом Арамиса вообще всё сложно. Да и д’Артаньян, на самом деле, весьма рассудительный человек, очень себе на уме. Безрассудство ему больше в адаптациях приписывают. И квартет философий: Атос — циник, Портос — апат, Арамис — реалист, д’Артаньян — оптимист.
Д’Артаньян во многом противоположен всем троим друзьям в разных их качествах. Отчаянный (и в первые 20 лет не особо удачный) карьерист, в отличии от Атоса, которому дорога честь службы, а не возможность выслужиться. Плохо образован, в отличии от эрудита Арамиса (который, в свою очередь, менее образован чем Атос). Способен на хладнокровную интригу и дипломатический подход, в отличие от предпочитающего брать силой и физическим очарованием Портоса. Есть и другие различия, но отношения героев проработаны тонко, все они дополняют и оттеняют друг друга. А вообще всё логично, ведь три мушкетёра дружат уже очень давно, а гасконец к компании прибился.
А ещё они носят усики, которые стали такой же неотъемлемой частью образа мушкетёра, как шпага и шляпа с пером.
Содержание
Квартет главных героев [ править ]
Хотя по врожденному таланту к фехтованию Арамис — действительно скорее всего лучший из четвёрки. В отличие от своих друзей и товарищей по полку, первый раз шпагу в руки он взял в 16-17 лет. К этому времени большинство дворян уже начинают действительную военную службу в армии. При этом нубом научившийся фехтовать за год (и имеющий на момент начала действия романа ещё пару лет практики) Арамис не выглядит.
Квартет слуг главных героев [ править ]
Карикатурные отражения хозяев.