триумфальная арка какое метро
Как добраться до Триумфальной арки в Париже — метро / автобус
Как проще и быстрее добраться до Триумфальной арки из центра Парижа и от основных достопримечательностей. Станции метро, пересечения веток, автобусы.
Содержание:
В июле 1836 года, спустя три десятилетия после того, как проект одобрил сам Наполеон, Париж отпраздновал открытие Триумфальной арки (франц. Arc de Triomphe). Сооружение возведено на площади Шарля де Голля (бывшая Этуаль) и венчает собой Елисейские поля. Через то место, где сегодня возвышается Триумфальная арка, проходила прямая дорога из Лувра в Версальский дворец. Правда, строго в этой точке нужно было свернуть налево — на авеню Фош или авеню Виктора Гюго.
Дорога, названная в те времена «Триумфальным путем», существует по сей день. Она соединяет три знаковых точки: арку Каррузель недалеко от Лувра, Триумфальную арку на площади Этуаль и ультрасовременную Большую арку в Ла Дефанс. Чтобы полюбоваться на архитектурное чудо XX века, гости Парижа поднимаются на панорамную площадку. Квартал Дефанс оттуда — как на ладони! Но этим секреты, «спрятанные» в истории этого памятника архитектуры, не ограничиваются.
Ниже расскажем о 10 малоизвестных фактах о Триумфальной арке в Париже. Но сначала детально разберем, как до нее проще и быстрее добраться.
Авторские экскурсии в Париже
Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей на Трипстере. Начинать интересно с обзорного тура по городу (пройти по знаковым местам, наметить маршруты будущих прогулок). После чего не пожалеть целого дня и отправиться на экскурсию по замкам вокруг Парижа. Гид предложит на выбор замок Жозефины Бонапарт, Монте-Кристо, маркизы Помпадур и многие другие.
Триумфальная арка — как добраться
1. На метро
Самый простой способ доехать до Триумфальной арки Парижа — воспользоваться метро. Ближайшие станции — это George V (ветка №1) на Елисейских полях, Kléber (ветка №6) и расположенная ближе к кварталу Ла Дефанс Argentine (ветка №1).
[list style=»check»]
[li]Линия №1 (Château de Vincennes — La Defense). Одна из центральных веток парижского метро. Имеет пересечения со станцией Лувр — Риволи.[/li]
[li]Линия №6 (Charles de Gaulle Étoile — Trocadero). Добраться по ней до Триумфальной арки можно прямиком от Эйфелевой башни.[/li]
[/list]
На схеме отмечена площадь Шарля де Голля
Билет на метро в Париже стоит 1,7 €. Но всегда выгоднее попросить в кассе «ан карнет де тике». И такой «карнет» состоит из 10 билетов и стоит 13,70 €.
2. С экскурсией
По Парижу курсируют двухэтажные экскурсионные автобусы, как в Лондоне, Берлине и теперь уже и в Москве. В столице Франции три маршрута: синий, зеленый и красный. Отличить их можно по цветному квадрату на лобовом стекле.
В районе Триумфальной арки Парижа делает несколько остановок синий маршрут. А поскольку билет действует целый день, можно выйти на одной из остановок (в данном случае Georges V — 116 av. des Champs-Élysées или Kleber — 4, av Kléber), побывать на видовой площадке и вернуться обратно. Дожидаться следующего автобуса.
Можно пойти еще дальше и приобрести билет, действующий не один а два-три. И исколесить все достопримечательности Парижа!
3. На автобусе
Можно доехать до Триумфальной арки на одном из городских автобусов. Ближайшая остановка Charles de Gaulle — Étoile — Champs-Elysées. Маршрут №№ 73, N11, N24.
Смотровая площадка на Триумфальной арке
На Триумфальную арку можно подняться, чтобы полюбоваться проспектами. Они расходятся лучами от площади Этуаль (в переводе с французского — звезда). Роскошный вид открывается и на «небоскребы» современного квартала Ла Дефанс.
Стоимость билета 12 €, по студенческому билету (от 18 до 25 лет) — 9 €, групповой билет (от 20 человек в группе) — 9 €. Купить билеты онлайн можно на сайте Getyourguide. Цена билетов там совпадает со стоимостью в кассе — те же 12 €. Зато пройти можно будет без очереди, по электронному ваучеру без распечатки.
Официальный сайт Триумфальной арки: www.paris-arc-de-triomphe.fr.
Часы работы парижской Триумфальной арки:
[list style=»check»]
[li]зимой (с 1 октября по 31 марта) — с 10-00 до 22-30;[/li]
[li]летом (с 1 апреля по 30 сентября) — 10-00 до 23-00.[/li]
[/list]
Последних посетителей пускают за 45-60 минут до закрытия смотровой площадки, в зависимости от загруженности. При большом наплыве туристов, кассы могут закрыться даже раньше, и тогда возможности подняться наверх не будет. Выходные дни: 1 января, 1 мая, 8 мая (утро), 14 июля, 11 ноября (утро) и 25 декабря.
Иногда имеет смысл заказать Paris City Pass — туристическую карту Парижа. С ней на смотровую площадку Триумфальной арки можно пройти бесплатно. Плюс еще 60 музеев и памятников архитектуры. Плюс бесплатный проезд по зонам 1, 2, 3 в Париже. Но! Стоимость ее от 110 € с человека (в зависимости от времени действия — 2-6 дней). Нужно рассчитать, осилите ли вы интенсивную программу за несколько дней и окупится ли вложение.
Триумфальная арка: 10 фактов
1. Гигантский слон вместо арки
Еще до Наполеона французский архитектор Шарль Рибар предложил трехуровневое здание в виде слона, в которое можно было попасть по винтовой лестнице, ведущей в слоновьи внутренности. Рибар уже был готов начать строительство, но французское правительство в итоге отклонило его проект. Пойди разберись.
2. Проект в честь победы под Аустерлицем
Проект в виде арки был одобрен Наполеоном Бонапартом после сражения под Аустерлицем в 1806 г. На строительство Арки ушло целых 30 лет. Что неудивительно: проект это был не из легких. У основания каждой из четырех опор Арки расположены скульптурные композиции, знаменующие четыре победы. На верхней части сооружения указаны основные успехи и достижения во время революции и правления Бонапарта. Менее важные победы отмечены на внутренних стенах, плюс имена 558 генералов. Подчеркнутые имена указывают на то, что генерал погиб в бою.
3. Наполеон так и не увидел Триумфальную арку
Арку закончили строить в 1836 г., когда Наполеон Бонапарт уже был 15 лет как мёртв. Когда император женился на австрийской принцессе, для пары соорудили деревянную копию Триумфальной арки, чтобы молодожены могли пройти через нее и войти в Париж уже в статусе супругов. После отречения императора в 1814 г., строительство прекратилось и возобновилось только в 1826 г. Почти через 20 лет после своей смерти (в 1840 г.) Наполеон наконец-то прошел через законченную арку, когда его тело переносили в место последнего упокоения.
4. Вторая по величине арка в мире
Триумфальная арка Парижа занимает второе место по величине (высота — 50 м, ширина — 45 м), и она была самой большой в мире до 1982 г. Именно тогда Северная Корея построила свою Триумфальную арку, более крупную и внушительную.
5. Шарль Годфрой и его полёт под аркой
После окончания Первой мировой пилот Шарль Годфрой совершил умопомрачительный полет под аркой на истребителе Ньюпор, чтобы почтить память всех погибших летчиков. Эти кадры остались зафиксированными на кинопленке.
6. Под аркой погребен неизвестный солдат
Как и во многих странах, во Франции тоже есть Могила безымянного или неизвестного солдата. Она расположена под Триумфальной аркой с 10 ноября 1920 г. Тогда же здесь появился и вечный огонь как символ памяти обо всех павших.
7. Проблема с композицией «Марсельеза»
Говорят, что в тот день, когда в 1916 г. началось сражение за Верден (главное сражение между Францией и Германией в Первой мировой войне), у фигуры, представляющей Республику, отвалился меч. Скульптуру немедленно накрыли брезентом, чтобы граждане не восприняли сломанный меч Франции, как плохое предзнаменование.
8. Триумфальная арка — место покушений на первых лиц
Шарль де Голль едва не был застрелен в окрестностях Триумфальной арки в период своего президентства. Однако, будучи первым лицом государства, он пережил более 30 покушений, так что вряд ли слишком сильно испугался. В 2002 г. в этом же месте стреляли в Жака Ширака, стрелок и на этот раз промахнулся.
9. Арка была свидетельницей поражений Франции
Хотя сооружение и символизирует победы Франции, на своем веку она повидала и жестокие поражения. В 1871 г. под Триумфальной аркой Парижа прошли немцы, это была франко-прусской войны. Семь десятилетий спустя тем же путем прошли и нацисты во время оккупации французской столицы фашистской Германией.
10. «Мытье» арки — задача непростая
Основательно вымыть Триумфальную арку — крайне трудоемкий процесс. Последняя «генеральная уборка» состоялась в 2011 — впервые за почти полвека.
Триумфальная арка на карте
Триумфальная арка имеет простой адрес: Place Charles de Gaulle, Париж. Стоит в центре площади, которая когда-то носила название «л’Этуаль».
Похожие статьи:
Можно посмотреть нашу подборку фото Триумфальной арки. Чтобы уже сейчас побывать на виртуальной экскурсии и увидеть открывающиеся виды:
Триумфальная арка в Москве: фото, история и описание
Триумфальная арка в Москве – это объект культурного наследия регионального назначения, имеющий богатое прошлое. Сейчас она находится на Кутузовском проспекте, а конкретнее – на площади Победы, обтекаемая транспортным потоком. Ежедневно сюда стекается множество любопытных туристов, желающих сделать фото на фоне Триумфальной арки в Москве.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО
Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.
Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 8325
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва Кутузовский проспект
Часы работы: Круглосуточно
Триумфальная арка в Москве – это объект культурного наследия регионального назначения, имеющий богатое прошлое. Сейчас она находится на Кутузовском проспекте, а конкретнее – на площади Победы, обтекаемая транспортным потоком. Ежедневно сюда стекается множество любопытных туристов, желающих сделать фото на фоне Триумфальной арки в Москве.
История
Изначально в 1814 году еще деревянная Триумфальная арка была заложена у Тверской заставы. Ее возвели в честь торжественной встречи русских солдат, возвращавшихся из Парижа после победы в Отечественной войне 1812 года. Эти триумфальные ворота являлись лишь одними из многих сооружавшихся по пути возвращения войск в столицу. Спустя 12 лет, в 1826 году из-за большого износа памятника по указу Николая I было принято решение заменить деревянную арку на каменную. Разработка проекта для достопримечательности поручили знаменитому архитектору того времени Осипу Бове. Однако перепланировка площади затормозила процесс на целых 2 года. В 1829 году проект все же приняли и приступили к его реализации. Постройка Московской Триумфальной арки растянулась на 5 лет из-за нехватки средств в казне и была завершена лишь в 1834 году. Постройка получилась весьма величественной, она ознаменовала военную силу страны, увековечивала ее победу и простояла чуть больше 100 лет. В 1936 году при перепланировке территории Триумфальные ворота были разобраны с целью последующего восстановления после завершения работ. Декор и части достопримечательности были аккуратно сняты, замерены и частично сохранены. Однако после реконструкции площади, где находилась арка, объект не был восстановлен.
В 1966 году власти города решили возродить памятник культуры. Проектом назначили руководить архитектора-реставратора В.Я.Либсон. Замеры, фотографии и сохранившиеся остатки разобранного объекта были очень полезны при создании копии арки. Конечно, при сооружении были использованы некоторые современные аналоги материалов и технологии, однако результат получился очень близок к разобранному оригиналу. Вопрос о месте установки Триумфальных ворот породил множество споров и дебатов, однако по окончательному решению был выбран Кутузовский проспект. Памятник огибается транспортным потоком, составляя полноценный ансамбль с сформированным городским пейзажем, но не теряясь в нем за счет своей обособленности. В 1968 году строительство завершилось и достопримечательность обрела новую жизнь уже не как проезжие ворота, а как эстетически и исторически ценный объект.
В 1975 году сквер, где расположена Триумфальная арка, стал называться площадью Победы.
Описание
Сегодня Триумфальные ворота – одна из самых популярных достопримечательностей Москвы. Лицевой стороной они обращены ко въезду в столицу, их высота составляет 28 метров. Объект представляет из себя однопролетную арку с 12-метровыми колоннами из чугуна. Ворота декорированы литыми скульптурами воинов в доспехах, статуями богинь Победы, разнообразными горельефами, гербами районов России, которые принимали участие в войне. Главное украшение достопримечательности – колесница Славы, запряженная шестеркой коней и управляемая крылатой богиней Никой. Главный фасад арки увенчан чугунной плитой с текстом, восхваляющим мощь России и победу в Отечественной войне 1812 года.
В 2012 году в рамках подготовки празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Триумфальная арка была отреставрирована. Обновлена облицовка объекта, намыт и очищен декор, отремонтированы элементы, пришедшие в аварийное состояние.
Сейчас Триумфальная арка – это один из символов столицы, а также самый главный московский памятник победе в войне 1812 года.
Достопримечательность расположена недалеко от центра города. Добраться до нее проще всего на метро, доехав до станции «Парк Победы».
Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы
Триумфальные ворота на Тверской заставе
Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.
Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].
В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.
В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл
Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.
В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.
А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].
Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.
Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.
Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
Триумфальная арка в Москве
Триумфальная арка или Триумфальные ворота — знаковая достопримечательность Москвы, расположенная на Кутузовском проспекте (в районе Поклонной горы), она увековечила подвиг русских воинов, победивших армию Наполеона. На протяжении истории менялся не только облик ворот (изначально они были деревянными), но и их местоположение — до 1936 года они стояли на площади Тверская Застава (современная площадь Белорусского вокзала), затем их разобрали, позднее установив копию на нынешнем месте.
Величественная арка притягивает взгляды и считается настоящим украшением Кутузовского проспекта. Арка в наши дни не является проездной, к ней ведет пешеходная площадка с клумбами и скамейками, что удобно для туристов, которые могут без спешки подробно ознакомиться с архитектурой сооружения, имеющей много интересных деталей, а также сделать фотографии на память.
История Триумфальной арки в Москве
Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.
Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.
Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.
Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).
В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.
Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.
Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.
Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.
Архитектурные особенности
Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.
Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.