трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации

Приложение. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения

Приложение
к постановлению Минтруда РФ
и Минобразования РФ
от 13 января 2000 г. N 3/1

Положение
об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения

С изменениями и дополнениями от:

Это обеспечивается действующей и постоянно развивающейся системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

При организации профессионального обучения безработным гражданам и незанятому населению органами по вопросам занятости могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда.

Гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды.

3. Органы по вопросам занятости формируют и систематически обновляют территориальные банки данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляется либо может осуществляться с учетом прогнозов рынка труда профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

5. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения заканчивается их аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. По профессиям, специальностям, видам работ, подконтрольным надзорным органам за соблюдением правил по безопасному ведению работ, аттестация проводится в соответствии с правилами, утверждаемыми указанными органами. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами.

Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.

II. Виды и формы профессионального обучения

6. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие виды обучения:

— профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

— переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

— обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

— повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

— профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);

— повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

— стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка специалистов регламентируются соответствующими нормативными правовыми документами о дополнительном профессиональном образовании.

7. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в целях последующей организации предпринимательской деятельности является одним из направлений профессионального обучения. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плана при профессиональной подготовке, переподготовке, обучении вторым профессиям, повышении квалификации.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в целях организации предпринимательской деятельности должно осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 224 «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1052).

8. Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов по вопросам занятости не допускается.

9. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.

Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.

III. Учебно-производственная база и методическое обеспечение профессионального обучения

10. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется на учебно-производственной базе образовательных учреждений, организаций, а также на рабочих (учебных) местах организаций независимо от организационно-правовой формы на основе договоров, заключаемых с ними органами по вопросам занятости.

Образовательные учреждения, на учебно-производственной базе которых осуществляется профессиональное обучение, должны иметь лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, выдаваемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

11. Отбор образовательных учреждений, организаций для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 15, ст.1756).

Органы по вопросам занятости формируют и систематически обновляют банки данных об образовательных учреждениях, организациях для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

12. Органы по вопросам занятости могут создавать или быть соучредителями учебных центров службы занятости, являющихся государственными образовательными учреждениями.

13. Методическое обеспечение (учебно-программная документация, технологии и методики обучения, методические пособия, рекомендации и др.) профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения осуществляют на договорной основе научно-методические учреждения Минобразования России и Минтруда России, органы по вопросам занятости и органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

14. Для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения органы по вопросам занятости могут производить на договорной основе заказы соответствующим образовательным, научно(учебно)-методическим или научным учреждениям на разработку профессиональных образовательных программ, современных технологий и методик обучения, методических пособий и рекомендаций, а также приобретать необходимую учебно-методическую литературу, программно-методические и другие средства обучения.

IV. Организация профессионального обучения

15. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в зависимости от его видов и форм предполагает реализацию различных по срокам, уровню и направленности профессиональных образовательных программ.

Образовательные программы для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов должны соответствовать Требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденным приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. N 1221 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля 1997 г., регистрационный N 1351).

16. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по направлению органов по вопросам занятости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

17. Профессиональное обучение незанятого населения, не зарегистрированного органами по вопросам занятости в качестве безработных, осуществляется по направлению организаций, которые могут предоставлять незанятому населению работу (доходное занятие), по инициативе самих граждан с учетом рекомендаций (профконсультаций) органов по вопросам занятости.

18. Направление на профессиональное обучение безработных граждан осуществляют соответствующие подразделения (отделы) органов по вопросам занятости или работники, выполняющие эти функции.

19. Органы по вопросам занятости заключают на конкурсной основе в установленном порядке договоры с образовательными учреждениями, организациями на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, а их филиалы (городские и районные отделы занятости населения) заключают указанные договоры в случаях, если они наделены необходимыми функциями и полномочиями.

20. Органы по вопросам занятости в своей работе по организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями, организациями, работодателями, местными органами военного управления, воинскими частями, другими социальными партнерами.

21. Численность безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся в профессиональном обучении, определяется (рассчитывается) органами по вопросам занятости в профессионально-квалификационном разрезе на основе анализа и прогноза рынка труда.

Численность безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся в профессиональном обучении, является основой для определения необходимых финансовых средств на эти цели в соответствии с установленной структурой затрат, формирования органами по вопросам занятости заказа образовательным учреждениям, организациям на профессиональное обучение.

22. Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профинформирование, профконсультирование и профотбор, психологическую поддержку, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов по вопросам занятости, службами профориентации образовательных учреждений.

23. Органы по вопросам занятости заключают с безработными гражданами договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме.

24. Направление безработных граждан органами по вопросам занятости на профессиональное обучение осуществляется круглогодично.

25. Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государством гарантируются бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, устанавливаемая в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

26. Учебные группы комплектуются, как правило, из лиц, направляемых на обучение по одноименным или родственным профессиям, специальностям, близких по уровню получаемой квалификации, с учетом их образовательной подготовки, практического опыта.

27. Образовательные учреждения, организации осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, издают соответствующие приказы (распоряжения) о начале и окончании обучения и информируют об этом органы по вопросам занятости, направившие граждан на обучение.

28. Безработные граждане из числа специалистов, которым не может быть предложена подходящая работа по имеющейся у них специальности, изъявившие желание освоить профессии рабочих и трудиться по этим профессиям, направляются органами по вопросам занятости на профессиональное обучение и проходят его в установленном порядке.

29. Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение, могут получать по месту прохождения производственного обучения (производственной практики) соответствующую зарплату за самостоятельно изготовленную ими готовую продукцию (работу), которая на размер получаемой ими стипендии не влияет.

Профессиональное обучение безработных граждан, при необходимости и с учетом их желания, может совмещаться с выполнением ими оплачиваемых общественных работ на основании заключаемых с ними срочных трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Органы по вопросам занятости, направившие безработных граждан и незанятое население на профессиональное обучение, могут участвовать совместно с образовательными учреждениями, организациями в контроле за выполнением обучаемыми гражданами учебных планов и программ, их посещаемостью и успеваемостью. Они получают от образовательных учреждений, организаций сведения о посещаемости и успеваемости обучаемых, периодичность и сроки представления которых определяются договором на обучение.

31. Успешное завершение профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

Успешное завершение профессиональной подготовки, переподготовки, обучения вторым профессиям, повышения квалификации рабочих в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца (свидетельство).

32. Образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию и осуществляющему профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, государственной аттестационной службой* по представлению органов по вопросам занятости может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации направлена в установленном порядке рекламация на качество обучения и(или) несоответствие обучения предъявляемым требованиям.

33. Отчисление лиц, направленных органами по вопросам занятости на профессиональное обучение, до окончания обучения осуществляется образовательными учреждениям, организациями в соответствии с установленным ими порядком, с обязательным уведомлением органов по вопросам занятости.

34. Граждане, закончившие профессиональное обучение по направлению органов по вопросам занятости и не нашедшие работы (доходного занятия), признаются безработными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

V. Финансирование профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения

Информация об изменениях:

Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 8 февраля 2001 г. N 17/1 пункт 35 настоящего Положения изложен в новой редакции

35. Финансирование профессионального обучения безработных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, предназначенных на реализацию государственной политики занятости, и других источников.

Финансирование профессионального обучения незанятого населения за счет средств федерального бюджета, предназначенных на реализацию государственной политики занятости, осуществляется в порядке, определяемом решениями Правительства Российской Федерации.

Финансирование профессионального обучения незанятого населения, не зарегистрированного в органах по вопросам занятости в качестве безработных, осуществляется за счет средств организаций.

Затраты на профессиональное обучение безработных граждан рассчитываются органами по вопросам занятости исходя из прогнозируемой численности граждан, нуждающихся в соответствующем обучении, средних показателей продолжительности и стоимости обучения, сложившихся на данной территории.

В структуру затрат на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения по направлению органов по вопросам занятости входят:

— оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку;

— оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

— оплата за квалификационные экзамены при получении поднадзорных профессий;

— оплата за получение, при необходимости, лицензии на осуществление деятельности по полученной профессии, специальности;

— оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, средств обучения;

— оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

— выплата безработным гражданам стипендии за весь период обучения;

— оплата, при необходимости, стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных органами по вопросам занятости на профессиональное обучение в другую местность;

— оплата за медицинское освидетельствование при направлении на обучение в соответствии с перечнем профессий, специальностей, требующих медицинского освидетельствования;

— оплата, при необходимости, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания в период профессионального обучения граждан по направлению органов по вопросам занятости;

— затраты на развитие учебно-производственной базы учебных центров службы занятости, методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение в образовательный процесс современных технологий и методик обучения;

— иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

VI. Учет и отчетность по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения

36. Органы по вопросам занятости представляют сведения о профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения в Минтруд России в соответствии с федеральным государственным статистическим наблюдением за трудоустройством населения.

Органы по вопросам занятости представляют в установленные сроки в Минтруд России в соответствии с утвержденной структурой отчета письменные отчеты о своей деятельности в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

Источник

Безработные мамы могут переобучиться и повысить квалификацию за счет государства

Право на обучение и получение стипендии предоставляется неработающим женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или имеют детей дошкольного возраста

трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации. bezrabotnye mamy mogut pereobuchitsya i povysit kvalifikatsiyu za schet gosudarstva 1. трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации фото. трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации-bezrabotnye mamy mogut pereobuchitsya i povysit kvalifikatsiyu za schet gosudarstva 1. картинка трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации. картинка bezrabotnye mamy mogut pereobuchitsya i povysit kvalifikatsiyu za schet gosudarstva 1

В редакцию «АГ» обратилась читательница, которая прошла обучение по программе для безработных женщин, имеющих детей дошкольного возраста. В феврале этого года в центре занятости ей выдали сертификат на обучение, после чего она заключила договор с учебным заведением. В период учебы получала стипендию от центра занятости. Причем в договоре было указано, что в случае трудоустройства стипендия не выплачивается.

Весной, во время обучения, женщина проработала чуть больше недели, но в центр занятости об этом не сообщила. На постоянное место работы устроилась уже после получения диплома. Сейчас центр занятости требует вернуть выплаченную стипендию на основании того, что женщина работала и в период обучения.

Редакции был задан вопрос, законно ли это требование. Очевидно, что оно правомерно. Давайте разбираться.

Кто может пройти обучение по госпрограмме для дальнейшего трудоустройства?

Приказом Минтруда России от 9 января 2020 г. № 3 утверждены «Методические рекомендации по реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости».

То есть в субъектах РФ реализуются мероприятия, направленные на помощь отдельным категориям женщин в трудоустройстве путем предоставления возможности пройти переобучение или повысить квалификацию. На такую господдержку могут рассчитывать безработные мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или имеющие детей в возрасте до 7 лет.

Какие мероприятия предусмотрены для содействия занятости женщин?

Каждый субъект реализует свои мероприятия. Но в то же время на федеральном уровне рекомендуется разрабатывать региональные проекты «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Такие проекты включают следующие направления:

Как воспользоваться мерами господдержки?

Если вы желаете пройти обучение, нужно обратиться в орган службы занятости. Сначала вас там проконсультируют для подбора образовательной программы с учетом вашего уровня образования и предыдущей профессиональной деятельности. Затем выберут наиболее подходящий по квалификации, форме и срокам обучения вариант. Далее с вами и образовательной организацией, участвующей в региональном проекте, будет заключен договор, после чего вы получите направление на обучение. Его срок составит не более 6 месяцев.

В регионах также могут быть введены сертификаты на обучение. В таком случае вы самостоятельно выбираете образовательную организацию и профиль переобучения, а затем обращаетесь в орган службы занятости за получением сертификата. Нужно учитывать, что обязательным требованием к образовательной организации, участвующей в региональном проекте, является наличие лицензии на образовательную деятельность.

Для женщин в период обучения предусмотрена выплата стипендии на уровне минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент. Стипендия выплачивается ежемесячно за дни фактического обучения. Но она не предоставляется, если женщина устраивается на работу во время учебы.

Право на обучение в рамках данных мероприятий дается женщине один раз.

Могут ли отказать в предоставлении мер поддержки?

Отказать могут, если женщина сообщила о себе и ребенке недостоверные сведения или не представила необходимые документы, например свидетельство о рождении.

Кроме того, нужно помнить, что правом на такие меры поддержки можно воспользоваться только раз, повторное обучение не допускается. Имейте в виду: органы службы занятости формируют специальный реестр и организуют учет женщин, прошедших обучение по госпрограмме.

Для получения стипендии вы не должны устраиваться на работу во время учебы. В противном случае полученные денежные средства придется вернуть.

В целом в подобных случаях отказы органов службы занятости обоснованны. Но если вы считаете, что ваши права были нарушены, можете обратиться к уполномоченному по правам человека, в прокуратуру, суд или иные компетентные органы.

Источник

Программы переобучения сгладят рост безработицы

трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации. 296000210343578. трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации фото. трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации-296000210343578. картинка трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации. картинка 296000210343578

Отдельные сектора экономики продолжали испытывать в этом году кадровый голод — даже несмотря на связанный с массовым локдауном рдост числа безработных. Здравоохранение, производство, распределение и доставка продуктов питания, правоохранительные органы, организации критической инфраструктуры и даже часть сферы услуг продолжали нуждаться в персонале, говорится в аналитическом материале ОЭСР.

Некоторые страны вводили быстрые программы обучения людей необходимым в условиях пандемии навыкам. Например, организация Partners in Health в Массачусетсе (США) обучила тысячу человек выявлению и отслеживанию контактов людей, инфицированных коронавирусом. Коронакризис оказался важным испытательным полигоном для профориентации и переквалификации, отмечают в ОЭСР: «Быстрое сопоставление навыков уволенных работников с существующими возможностями трудоустройства сводит к минимуму время, которое они проводят без дохода, и сокращает производственные потери для работодателей».

Режим дистанционной работы повысил спрос на специалистов служб доставки, розничной торговли продовольственными товарами, интернет-торговли, констатирует вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев: «Дефицит среднего и младшего медперсонала испытывают медицинские учреждения». Количество вакансий для специалистов среднего звена на рынке труда преобладает над спросом на выпускников вузов, отмечает он, и эта потребность в ближайшей перспективе сохранится.

На фоне общего снижения трудоустроенности в России увеличился спрос на специалистов в госсекторе, медицине, среди рабочего персонала, в строительстве, торговле продуктами питания, отмечает руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая. За первые восемь месяцев 2020 года число вакансий с требованием среднего специального образования (СПО) на hh.ru увеличилось на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Спрос на специалистов постепенно восстанавливается во всех отраслях, отмечает Ирина Святицкая. В правительстве РФ полагают, что пик безработицы пройден — в июле число безработных в стране, по оценкам Международной организации труда (МОТ), достигло 4,7 млн человек (или 6,3% всех трудящихся). К 2021 году рынок труда вернется на докризисный уровень, уверен помощник президента РФ Максим Орешкин.

Однако требования рынка меняются. По данным hh.ru, даже среди тех, кто начал свою трудовую деятельность в период с 2010 по 2014 год, 38% уже сменили профессию.

Не сидится на месте

В целом каждый третий из опрошенных рекрутерами в 2019 году соискателей за последние десять лет кардинально сменил профессию, 28% задумывались об этом, нашли себя в смежной области еще 24%. Более половины соискателей в ближайшие десять лет планируют сменить профессию. Выше всего эта доля среди тех, кто сравнительно недавно начал карьеру, особенно в автобизнесе (68%) и банковской сфере (62%).

Почти 67% трудоспособных граждан планируют получить новые знания и навыки. В частности, квалифицированные рабочие, по результатам опроса HR-специалистов, не оправдывают ожидания работодателей в добросовестности и дисциплинированности (разрыв между ожиданиями и реальностью — 28%), а также наличии специализированных профессиональных и технических знаний и навыков (24%).

У населения наибольшим спросом пользуются профессии, которые открывают возможности для самозанятости и частного предпринимательства, — например, открыть кафе, парикмахерскую, автосервис, отмечает директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев.

Наряду с рабочими профессиями высоко востребованы в рамках программ «Ворлдскиллс» ИТ-компетенции — веб-дизайн и разработка, программные решения для бизнеса, ИТ-решения на платформе 1С, кибербезопасность, отмечает заместитель генерального директора по подготовке кадров союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская.

Основная доля (44%) населения проходит переобучение на программах дополнительного профессионального образования, почти треть — на программах профессионального обучения (29%), еще 24% — на краткосрочные программах, по данным Института образования НИУ ВШЭ за 2018 год.

Академия Ворлдскиллс Россия на протяжении последних пяти лет организует реализацию правительственных программ по переподготовке кадров по мировым стандартам WorldSkills.

Апгрейд для работников

Напомним, что в 2019 году стартовал переходный период по повышению пенсионного возраста россиян — женщины выходят на пенсию с 55,5 года, мужчины — с 60,5. Следующее повышение произойдет в 2021 году, а к 2028-му пенсионный возраст составит 60 и 65 лет соответственно. Одновременно в рамках российского приоритетного нацпроекта «Демография» был запущена специальная программа «Старшее поколение», направленная на вовлечение ее адресатов в трансформирующуюся экономику. В рамках данной программы союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» ежегодно обучает практическим профессиональным навыкам 25 тыс. россиян старше 50 лет.

Программы профподготовки «Ворлдскиллс» пользуются спросом — уже сейчас на переподготовку по квотам 2021 года записалось более 15 тыс. человек, и заявки продолжают поступать на сайт программы.

«Ворлдскиллс Россия» дает возможность с нуля освоить новую карьеру в шести наиболее востребованных профессиональных областях — строительных, промышленных и инженерных, информационно-коммуникационных технологиях, в сфере услуг, транспорта и логистики, творчества и дизайна, говорит Светлана Крайчинская.

Наибольший интерес к программам допобразования действительно проявляют люди предпенсионного возраста, отмечает Максим Фатеев: именно эта категория во время любого кризиса первой оказывается в группе риска.

Другой тренд. С августа этого года аудитория Академии Ворлдскиллс Россия расширилась за счет граждан, которых в условиях пандемии могли уволить или сократить, или испытывающих сложности с трудоустройством, в том числе недавних выпускников, впервые вышедших на рынок труда. До конца года планируется обучение 110 тыс. человек, прогнозируют в академии.

Программы профессионального освоение новой или смежной профессии рабочего или служащего, а также повышение квалификации доступны по одной из 171 компетенции WorldSkills и оплачиваются из средств резервного фонда правительства РФ. При этом наиболее востребованные компетенции определяются для каждого региона на основе вакансий и спроса работодателей. Обучение ведется более чем в 1030 учебных центрах «Ворлдскиллс».

Цифровая среда

Пандемия стала стимулом для дальнейшей цифровизации и реорганизации профессионального образования. Ориентированную на практику подготовку рабочих и технических специалистов труднее всего организовать в удаленной форме, говорится в аналитическом материале Института образования НИУ ВШЭ: «Обучение любой профессии, как правило, требует доступа к оборудованию, иногда сложному и дорогостоящему». Однако и это возможно при наличии необходимой инфраструктуры.

41% профессиональных образовательных организаций (ПОО) в мире перешел на полное дистанционное обучение и 10% — на частичное, согласно данным ЮНЕСКО и МОТ. При этом опыт регулярной дистанционной работы до карантина имели только 16%.

В Германии, например, большая часть студентов продолжала обучение на базе предприятий, имея дистанционный доступ к образовательным ресурсам. В Португалии колледжам и учебным центрам доступна инфраструктура цифровой платформы национального Института занятости и профессионального обучения (IEFP).

В России 4,5 тыс. колледжей, и все они сильно отличаются, в том числе с точки зрения применяемых технологий, качества используемого оборудования, уровня подготовки преподавателей, говорит Федор Дудырев.

Например, информационно-технологическая платформа «Цифровой колледж Подмосковья» охватывает 49 профессиональных образовательных организаций региона и семь региональных центров компетенций. Она позволяет использовать современные ИТ-технологии в учебном процессе как в аудиториях, так и дистанционно в рамках смешанного обучения (blended learning). «В ближайшие годы подобных решений, ориентированных на организации СПО, будет все больше», — уверен эксперт.

Все большее применение в профессиональной подготовке специалистов в области медицины, энергетики, нефте- и газодобычи, металлургии, добычи полезных ископаемых приобретают тренажеры и симуляторы. В частности, 75 российских университетов потратили в прошлом году на такую технику 2,5 млрд руб., организации СПО — 324 млн руб., что в два раза больше, чем в 2017-м. Расходы на обучающие системы с использованием виртуальной реальности составили почти пятую часть в общей структуре расходов на симуляторы — 19% против 2% в 2017 году, по данным Института образования НИУ ВШЭ.

По словам Светланы Крайчинской, в условиях ограничений, связанных с распространением COVID-19, все программы Академии Ворлдскиллс Россия были переведены в дистанционный или распределенный формат. Для обучения 39 из 171 компетенций «Ворлдскиллс», по ее словам, слушателю нужен только компьютер или ноутбук со специальным программным обеспечением.

Обучения компетенциям, в которых требуется специализированное оборудование и расходные материалы — станки, кирпичи, краска и пр., возможно благодаря распределенной инфраструктуре: преподаватель и слушатели могут находиться в мастерских с оборудованием, расположенных за тысячи километров друг от друга.

С расширением смешанного обучения эксперты связывают развитие профессиональных программ обучения и переобучения специалистов, особенно в области цифровой экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *