тур де франс какая дистанция
Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке
Для многих поклонников велоспорта гонка «Тур де Франс» – самое яркое и ожидаемое событие года. Миллионы зрителей смотрят многодневное, изнурительное состязание на спортивных каналах, миллионы не пропускают ни одной новостной заметки о гонке, а тысячи счастливчиков становятся живыми свидетелями захватывающей борьбы профессиональных велогонщиков.
В этой статье вы узнаете, почему «Тур де Франс» стала самой популярной велогонкой в мире, где проходят самые сложные этапы и как определяется победитель. Мы поможем разобраться в тонкостях правил и поделимся любопытными фактами. À vos marques, prêts, partez!*
Что такое «Тур де Франс»
«Тур де Франс» (в оригинале Le Tour de France) или «Большая петля» – ежегодная многодневная профессиональная велогонка с традиционным стартом в последнее воскресенье июля. Тур растягивается на 23 дня и считается самой престижной и сложной велогонкой в мире.
История
«Тур де Франс» начинался в 1903 году как рекламная кампания газеты L’Auto – сегодня известной как L’Équipe. Редактору Анри Дегранжу нужно было поднять продажи газеты и превзойти конкурента Le Vélo. 20 ноября 1902 года во время обеда в парижском Café de Madrid журналист Жео Лефевр подал Дегранжу идею организовать велогонку.
L’Auto впервые анонсировала гонку 19 января 1903 года.
Дата старта – 1 июля 1903 года
6 этапов за 19 дней
Протяжённость гонки – 2428 км
Главный приз для победителя составил 12 000 франков, что в шесть раз больше, чем многие рабочие тогда получали за год. На первую многодневку записались 60 участников, но только 24 из них добрались до финиша.
Успех не заставил себя ждать: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч в 1903 году до 250 тысяч в 1908 и более полумиллиона в 1923. Рекордный тираж L’Auto был достигнут в 1933 году: во время многодневки газету купили более 850 тысяч раз за один день. Продажи L’Auto взлетели до такой степени, что Le Vélo обанкротился.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Тогда, в 1903 году, ещё никто даже не подозревал, что «Тур де Франс» станет самой узнаваемой велогонкой в мире.
Сколько этапов в Туре
В современной истории «Тур де Франс» 21 этап и общее расстояние от 3000 до 4000 км. На каждый этап даётся один день, и у гонщиков есть два дня отдыха на весь Тур. Только представьте, какую колоссальную нагрузку испытывают спортсмены, каждый день проезжая более 150 км по непростому рельефу.
Этапы бывают следующих видов:
Самый длинный этап может быть протяжённостью более 220 км. Самый короткий этап – индивидуальная гонка на время, расстояние которой тоже год от года меняется.
Где проходит маршрут
Маршрут и старт «Тур де Франс» меняются каждый год, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. Старт в разные годы давали в Нормандии, Лондоне, на Корсике, в Брюсселе, в Монако. Петлю делают по всей Франции, чтобы жители разных регионов страны смогли стать свидетелями события мирового значения.
Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com
Огибая Францию, спортсмены пересекают Альпы, Пиренеи, горы Центрального массива.
Финальный этап известен как неофициальный чемпионат спринтеров, но наиболее примечательной характеристикой финала стала традиция пить шампанское на велосипеде. Эта честь достаётся победителям Тура во время пересечения линии старта.
Забавно, но французские историки Жан-Люк Бёф и Ив Леонар говорят, что большинство французов плохо представляли себе форму своей страны, пока газета L’Auto не начала публиковать карты с маршрутом гонки.
Как определяется победитель
Многодневная велогонка использует суммарное время прохождения этапов для определения победителя, то есть время гонщиков складывается со временем их предыдущего этапа. Чтобы одержать победу, нужно показать наименьшее время в сумме.
Такая система позволяет командам выстраивать тактику, где бы их лидер всегда оставался на верхних строчках генеральной классификации (ранжирование гонщиков согласно накопленному времени), при этом не тратя все силы. Так что победить в Туре можно, даже не выиграв ни одного отдельного этапа.
Да, а причём здесь команды? Велоспорт – командный вид спорта. Ведь главная преграда для любого велосипедиста – сопротивление воздуха. Двигаясь группой, можно очень сильно экономить силы, оставляя высокой скорость движения.
На «Тур де Франс» в каждой команде, которых обычно 20-22, по восемь спортсменов, и у каждого свои функции в пелотоне: реагировать на атаки соперников, беречь силы лидера, ограждая его от ветра, бороться за победу на отдельном этапе.
Кстати, в первые годы участники Тура ездили индивидуально, и им даже запрещали держаться вместе. Это создавало значительный разрыв между победителем и вторым местом. Сейчас же основная разница во времени набирается благодаря «разделкам» и этапам, где финиш находится на вершине горы.
Майки лидеров
Вам наверняка интересно узнать, какими суммами награждают победителей. В 2020 году общий призовой фонд составил 2 293 000 евро:
Самый сложный этап
Самый сложный этап в «Тур де Франс», разумеется, горный, хотя и гор тут очень-очень много. Именно они выделяют Тур среди множества других гонок. Из 21-го этапа не более 8-ми будут плоскими, а всё остальное поделят между собой холмистый и горный рельеф. Даже короткая гонка на время может включать в себя ощутимый градиент на подъёмах.
Знаковые восхождения в многодневке – подъёмы на Коль дю Турмале и Альп д’Юэз.
Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com
Перевал Турмале – это 1395 м вертикального набора по узкой трассе длиной 18,6 км. Включение подъёма на эту вершину – самое частое за всю историю гонки: Тур посетил его более 85 раз. С 1980 года перевал признали «выходящим за рамки классификации», благодаря его сложности.
Что же такое «подъём вне классификации»? Подъёмы ранжируются в соответствии с их сложностью и делятся на категории от одного до четырёх, где 1 – самый сложный, а 4 – самый лёгкий. Сложность рассчитывается по формуле, которая учитывает крутизну и длину подъёма.
Однако есть определённые горы, которые называют Hors Catégorie, то есть «выходящими за рамки классификации» из-за их чрезвычайной сложности. За 21 этап «Тур де Франс» участникам предстоит подняться на горы Hors Catégorie не один раз.
Вершина Альп д’Юэз – это серпантин из 21 витка, каждый из которых назван именем победителей этапов. За 13,8 км подъёма гонщики набирают высоту 1120 м. 18-й этап «Тур де Франс» 2013 года включал в себя сразу два восхождения на эту гору!
Коль дю Галибье – ещё один часто посещаемый гонщиками «Тур де Франс» перевал. Это самая высокая точка велогонки: 2645 м над уровнем моря. Чтобы достичь вершины, нужно проехать 18,1 км, набрав при этом 1245 м высоты.
Изнурительные уклоны проверяют характер велосипедиста на прочность, и очень часто горные перевалы определяют расстановку мест в рейтинге многодневки. И если бы ещё спортсмены за один этап ехали лишь один перевал! Однако до начала подъёма на сложнейшую гору они преодолевают несколько других «попроще».
Изучая более чем столетнюю историю Тура, специалисты особо упоминают 18й этап гонки 1983 года. Пелотон должен был проехать 247,5 км с набором 6 685 м. Жак Мишо выиграл этот этап за 7 часов 45 минут.
Средняя скорость
С 1903 года скорость Тура растёт и растёт. Всё это происходит по понятным причинам: качество экипировки с каждым годом становится лучше, поскольку наука и технологии всё больше вовлекаются в спорт.
Кроме того, некоторые прошлые победители были быстрейшими благодаря применению допинга. Вы не удивитесь, узнав, что самый быстрый «Тур де Франс» принадлежит Лэнсу Армстронгу, позже сознавшемуся в употреблении запрещённых препаратов. У Армстронга вскоре после этого отняли все семь титулов победителя «Тур де Франс».
Ну а рекорд средней скорости он показал в 2005 году – 41,7 км/ч, что более чем на 1 км/ч быстрее, чем у нынешних гонщиков, использующих гораздо более современную экипировку.
Средняя скорость «Тур де Франс» с 2009 года:
Что такое Caravane Publicitaire
Caravane Publicitaire, что в переводе означает «рекламный караван», идет бок о бок с Туром с 1930 года, когда расходы по размещению гонщиков перешли с плеч спонсоров на плечи организаторов. Чтобы покрыть все эти огромные траты, Анри Дегранж разрешил рекламодателям предшествовать гонке. Шествие из ярко украшенных грузовиков и автомобилей и стало известно как рекламный караван.
С тех пор «Тур де Франс» очень интересен для бизнеса, потому что зрители собираются у дороги задолго до гонки и видят названия компаний не один раз.
Чтобы попасть в караван, рекламодатели платят организаторам примерно 250 000 евро. К этой сумме добавляются расходы на коммерческие образцы и товары для толпы. Например, в 1994 году банк GAN выдал 170 000 брелоков, 80 000 значков, 60 000 пластиковых пакетов и 535 000 экземпляров своей гоночной газеты. Всё это вместе весило 32 тонны.
Рекламная процессия из ста с лишним автомобилей выдвигается за два часа до старта и простирается на более чем 10 километров.
На сегодня рекламный караван продолжает существовать скорее как традиция для зрителей, поскольку командам вновь оказывают спонсорскую помощь бренды. Согласно опросу, процитированному в издании Franceinfo, 47% из 10–12 миллионов зрителей Тура выходят на обочину дорог гонки только ради каравана.
Почему велогонка так популярна среди зрителей
Болельщик Тура – ещё одно отличие гонки от множества других соревнований в различных видах спорта. Живой коридор из зрителей на подъёмах (не менее полумиллиона человек на трассе к вершине Альп д’Юэз), кемпинги по маршруту, карнавальные наряды, произведения искусства на полях и в небе: как только болельщики не поддерживают свои любимые команды!
Оказавшись даже в самой маленькой деревне по маршруту «Тур де Франс», вы увидите, с каким восторгом местные жители принимают гонку. В некоторых городках в дополнение к гонке болельщиков может ждать даже небольшой праздник.
«Тур де Франс» любят не только за спорт, но и за путешествие по Франции, когда благодаря трансляции есть возможность познакомиться с интересными маршрутами и дорогами разных уголков страны. Не зря соревнование называют ещё и путеводителем по Франции.
Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com
Эта гонка даёт всему государству огромные рекламные возможности, и потому редкий житель будет недоволен ей. Так, каждый год директор гонки Кристиан Прюдомм получает письма из городов со всей страны с просьбой организовать этап у них. И это несмотря на то, что города и посёлки тратят огромные суммы, чтобы принять гонку.
Обычная ставка для города, принимающего стартовый этап, составляет 50 000 евро, а финишного этапа – 100 000 евро. Например, когда в 2007 году старт Тура был дан в Лондоне, столица Великобритании заплатила за это право более 1 миллиона евро.
Можно ли любителям участвовать в гонке
Участие в «Тур де Франс» командное, а не индивидуальное, так что если какая-либо из команд не подпишет с вами контракт, гоняться рядом с профессионалами не получится.
В ранней истории Тура любителей приглашали для участия в некоторых этапах гонки, а те даже иногда выигрывали. Такое произошло в 1984 году, когда 17-й этап на Альп д’Юэз выиграл спортсмен-любитель из Колумбии Луис Эррера, живший у себя на родине на высоте 2000 м над уровнем моря. Он стал первым колумбийцем, выигравшим этап гонки, и первым велосипедистом-любителем, выигравшим этап в истории «Тур де Франс».
Впрочем, проехать по маршруту Тура можно. Для любителей существует мероприятие L’Étape du Tour, которое проводится во время «Тур де Франс», обычно за несколько дней до того, как тот или иной этап пройдёт для профессионалов.
Любопытные факты
Если вам посчастливилось оказаться в Париже под занавес «Тур де Франс», не упустите возможность увидеть финиш гонки на Елисейских полях. Энергию и шум парижской толпы невозможно передать на экране.
Это культовое событие даст огромный заряд эмоций не только фанатам велоспорта, но и обычным туристам, ведь сегодня Тур считают третьим по величине спортивным событием в мире после чемпионата мира ФИФА и Олимпийских игр.
В Париже, во Дворце конгрессов 14 октября состоялась презентация 109-го маршрута Тур де Франс. Французский Гранд-тур в 2022 году пройдёт с 1 по 24 июля.
Большая Петля в 2022 году протянется помимо Франции по территории ещё трёх стран – Дании, Бельгии, Швейцарии. Это наибольшое количество стран в маршруте с 2017 года. Дания станет 10-й страной, принявшей Гран-Депар Тур де Франс, и самой северной в истории Тура.
6 горных с 5 горными финишами (Ла-Планш-де-Бель-Фий, Коль-дю-Гранон, Альп д’Юэз, Пейрагюд, Отакам),
2 индивидуальные гонки на время,
Призовой фонд Тур де Франс-2022 составит 2,3 миллиона евро, включая 500 000 евро победителю генеральной классификации.
Общая протяжённость маршрута Тур де Франс-2022 составит 3328 км. 29 подъёмов – 2-й, 1-й и высшей категорий.
Тур де Франс-2022 стартует в столице Дании – Копенгагене с 13-км индивидуальной гонки на время. В Данни пройдут три первых этапа Большой Петли. В день отдыха пелотон вернётся во Францию, где гонщиков ждёт 20 км брусчатки классики Париж-Рубэ, и первый горный финиш на Ла-Планш-де-Бель-Фий (La Planche des Belles Filles), и легендарные Телеграф, Галибье, Коль-де-Круа-де-Фер и Альп д’Юэз, и финальная неделя в Пиренеях. Завершится 109-й выпуск индивидуальной гонкой на время и традиционным этапом дружбы, финиширующим в Париже, на Елисейских Полях.
Машрут Тур де Франс-2022 пройдёт по четырём горным массивам – Вогезам, Альпам, Массиф Централь и Пиренеям.
На этапе до Аренберга (Порт-дю-Ино) гонщикам предстоит пройти 19,4 км брусчатки – 11 секторов длиной от 1,3 до 2,8 км.
Неделя в Альпах начнётся с 11-го этапа с горным финишем на Коль-дю-Гранон (Col de Granon), который возвращается на Тур де Франс через 36 лет. 2413 м высоты и те же самые дороги, где Бернар Ино в 1986 году в последний раз в карьере надел жёлтую майку лидера.
14 июля в День взятия Бастилии состоится этап с финишем на Альп д’Юэз. В последний раз 21 «шпильку» легендарного подъёма проходили четыре года назад.
На финальной неделе в Пиренеях будет два горных финиша подряд – 17-й и 18-й этапы финишируют на Пейрагюд (Peyragudes) и Отакам (Hautacam).
По дороге к вершине Пейрагюд придётся преодолеть Коль д’Аспен (Col d’Aspin), Уркетт д’Ансизан (Hourquette d’Ancizan) и Коль-де-Валь-Лурон-Азе ( Col de Val Louron-Azet) и кульминация этапа – 8 км с 7,8% до вершины Пейрагюд.
Следующий пиренейский горный этап до вершины Отакам включает в себя прохождение Коль д’Обиск (Col d’Aubisque) и Коль-де-Санделль (Col des Spandelles) и финальный подъём 13,6 км с 7,8% до Отакам.
Общая протяжённость индивидуальных гонок на время составит 53 км – 13 км открывающая гонку разделка и 40 км разделка на предпоследнем, 20-м этапе от Маривалая до Рокамадура.
4.07 Понедельник День отдыха.
11.07 Понедельник. День отдыха.
18.07 Понедельник. День отдыха
22.07 Пятница. Этап 19: Castelnau-Magnoac- Cahors, 189 км
Copyright ©VeloLIVE.com Все права защищены. Частичное копирование публикаций разрешено при размещении активной ссылки https://velolive.com на продолжение, указание автора обязательно.
Поддержите нас, поделитесь публикацией с друзьями в социальных сетях. Спасибо!
«Тур де Франс»: велосипеды, машины и 250 чизбургеров
В воскресенье, 28 июля, во французской столице на Елисейских Полях финишировала ежегодная гонка «Тур де Франс». Победу в общем зачете одержал 22-летний колумбиец Эган Берналь из коллектива Team Ineos, ставший первым в истории чемпионом из Южной Америки, а также самым молодым триумфатором соревнования за последние 110 лет.
Да, у «Тур де Франс» действительно вековая история — первая гонка состоялась еще в 1903 году. Соревнование, имеющее неофициальное название La Grande Boucle («Большая петля»), было задумано редакторами французской газеты L’Auto в качестве рекламного проекта, а также для конкуренции с популярными в то время велосипедными соревнованиями Париж — Брест — Париж и Бордо — Париж.
Именно благодаря французскому изданию, выпускавшемуся на страницах желтого цвета, появилась знаменитая «желтая майка», идентифицирующая на том или ином этапе текущего лидера общего зачета соревнования. Кстати, в июле нынешнего года исполнилось ровно 100 лет с того момента, когда впервые на велосипедисте «Тур де Франс» появился данный кусок материи, название которого впоследствии стало нарицательным.
Дебютный «Тур де Франс» состоял всего из шести стадий, однако в программу современных соревнований входит уже 21 этап. Общая протяженность дистанции варьируется от 3000 до 4000 км, тогда как в 1926 г. велосипедистами был пройден рекордный путь в 5745 километров. Каждый год гонка идет по разному маршруту, который иногда пролегает не только по территории Франции. К примеру, спортсмены заезжают в Бельгию, Италию или Испанию, а в прошлые годы некоторые этапы проводились даже по ту сторону Ла-Манша — в Великобритании. При этом с 1975 г. гонка неизменно финиширует на главной улице Парижа.
За 21 день соревнования каждый велосипедист в среднем сжигает около 124 тыс. калорий — примерно столько же содержится в 250 двойных чизбургерах из McDonald’s. Литры пота, которые сходят со спортсменов на протяжении всей гонки, исчисляются сотнями, а то и тысячами. Как и количество покрышек, шестеренок и прочих запчастей, перевозящихся на автомобилях, сопровождающих спортсменов. Действительно, машины для «Тур де Франс» теперь такой же неотъемлемый атрибут, как, скажем, цепь для велосипеда.
Каждый этап гонки начинается с массового парада спонсорских автомобилей, который стал важнейшей традицией соревнования. Примерно за пару часов до начала основного велосипедного заезда на маршрут выходит огромный красочный караван транспортных средств, украшенных всевозможной рекламой. Пестрая колонна, движущаяся со средней скоростью 50 км/ч, может растянуться на 15 километров.
Практически каждый второй человек, посетивший «Большую петлю», признается, что в первую очередь пришел посмотреть именно на эту часть мероприятия. Это неудивительно, ведь участники этого своеобразного автомобильного карнавала щедро раскидывают во все стороны сувениры, рекламирующие продукцию своей компании. Под ноги стоящим на обочине зрителям может прилететь все что угодно — от бейсболки и брелока для ключей до круассана или, например, сосиски.
Что касается самого соревнования, то за каждой командой закреплено по два собственных автомобиля поддержки, которые перевозят запасные детали для велосипедов, воду, одежду и прочее оснащение. Как правило, ими управляют бывшие профессиональные велогонщики, которые, как никто другой, имеют представление как об особенностях динамики передвижения пелотона (основного скопления участников на дистанции), так и о специфике поведения толп зрителей.
Основным же автомобильным партнером «Тур де Франс» является компания Skoda. Чехи поддерживают велогонку неслучайно — история марки началась 1895 г., когда механик Вацлав Лаурин и его партнер Вацлав Клемент организовали фирму Laurin & Klement, запустившую производство велосипедов собственной конструкции.
Автомобили для организаторов и обслуживающего персонала «Большой петли» предоставляются «Шкодой» уже 16 лет (с 2004 г.), за которые машины чешской марки проехали по маршруту гонки в буквальном смысле миллионы километров.
В этом году на «Большую петлю» отправилось 250 автомобилей марки Skoda. Главное транспортное средство соревнования — так называемая «красная машина» директора «Тур де Франс» Кристиана Прюдомма, созданная на базе флагманской модели Superb. Автомобиль представляет собой мобильную штаб-квартиру, откуда осуществляется основное руководство гонкой. Ключевой элемент — сложный коммуникационный центр с шестью антеннами на крыше, несколькими микрофонами и доступом к четырем радиоканалам, при помощи которых руководитель гонки узнает всю актуальную информацию о ходе этапа и отдает указания маршалам.
Кроме того, «красная машина» оборудована уникальной съемной панорамной крышей, позволяющей Прюдомму взмахнуть флагом, чтобы дать старт гонке на «нулевом километре» или, скажем, поприветствовать болельщиков. А для приема особо важных персон в автомобиле имеется охлаждающийся мини-бар и набор хрустальных фужеров для шампанского.
Костяк автопарка Skoda на «Тур де Франс» составляют автомобили желтого цвета — преимущественно Octavia и Kodiaq. В них есть все необходимое для велосипедистов — от запасных шин, шестеренок, цепей и закрепленных на крыше рам до воды, еды и дождевиков. «Желтые машины» являются нейтральными участниками соревнования, поэтому на их помощь может рассчитывать абсолютно любой велосипедист. Ведь нередко случается так, что гонка растягивается на многие километры и собственный автомобиль поддержки оказывается вне пределов быстрой досягаемости.