турецкий гамбит про какую войну
Турецкий гамбит (фильм)
Всеволод Саксонов
Андрей Феофанов
версия в кино 132 мин. режиссерская версия 203мин
Содержание
Сюжет
Титулярный советник Эраст Фандорин, принимавший участие в военных действиях в качестве сербского волонтёра, попадет в плен к туркам. Во время ремонта моста напарник Фандорина Лествицкий бросается к карете, где проезжает важная персона, и получает от неё пулю в голову. Фандорин прячется под днищем кареты, добирается таким образом до Видина, где местный губернатор встречает важного гостя — Анвара-эфенди, приехавшего с важной миссией из Стамбула. Фандорин проникает в губернаторский дом, но ему не удаётся увидеть лицо Анвара-эфенди.
Пробираясь к своим, Фандорин встречает столичную барышню Варвару Суворову, едущую к жениху — шифровальщику штаба Яблокову. В пути герои едва не становятся жертвой банды башибузуков, но их спасает казачий разъезд под командой генерала Соболева. Бандиты уезжают, бросив пленного офицера Еремея Перепёлкина. Фандорин сообщает Соболеву, что нужно немедленно занять Плевну, так как туда идёт корпус Османа-паши. Однако генерал не верит Фандорину и отправляет его в особый отдел для допроса.
Жандармы уже знают, что в русский лагерь направлен Анвар-эфенди с тайной миссией. Начальник Фандорина генерал Мизинов передаёт приказ генералу Криденеру занять Плевну. Журналист Маклафлин прерывает вечеринку в пресс-клубе сенсационным известием: Криденер занял Никополь. Жандармы тут же арестовывают Яблокова — ведь это он передал неверный приказ. А тем временем Осман-паша занял пустую Плевну, положение на фронте сильно осложняется. Фандорин и Варя начинают расследование. Советник узнаёт, что кто-то выманил Яблокова из палатки и заменил в шифрограмме слово «Плевна» на «Никополь». Русская армия осаждает городок.
Начинается штурм Плевны. Костромской полк, идущий в обход, попадает в артиллерийскую засаду. Фандорин подозревает в измене румынского полковника Лукана, который незадолго до этого сначала проигрался в карты, а потом стал разбрасываться деньгами. Герои едут в Бухарест, чтобы развеяться, Лукан пытается овладеть Варей, журналист д’Эвре и ротмистр Зуров вызывают его на дуэль. Однако Лукан сам вызывает ничего не понимающего в оружии капитана Перепёлкина… и получает от него пулю в лоб.
Выписавшаяся из госпиталя Варя встречает Маклафлина, тот заявляет, что к генералу Конецкому приедут парламентёры от Османа-паши с предложением о сдаче. Фандорину кажется это подозрительным — штаб Конецкого находится возле Южного шоссе, и оборона там самая тонкая. Он уверен, что турки пойдут на прорыв, и отправляет Варю к Соболеву, а сам спешит к Конецкому. Ему удаётся предотвратить диверсию приехавших «парламентёров», полковнику Исмаил-бею не удаётся перебить Конецкого со штабом и подать сигнал корпусу. Осман-паша капитулирует, государь отправляет Фандорина в Лондон, все уверены, что Анвар-эфенди — это Маклафлин.
Русские войска освобождают Болгарию и выходят на подступы к Стамбулу. Отряд Соболева на поезде турецкой делегации попадает в городок Султан-Капусэ совсем рядом с турецкой столицей. Приехавший Фандорин заявляет, что Соболев попал в ловушку: стоящая в проливе Босфор английская эскадра немедленно откроет огонь и Англия вступит в войну на стороне Турции, как только хоть один русский солдат войдёт в Стамбул. Фандорин выявляет Анвара-эфенди — это капитан Перепёлкин. Он ловит турка на блеф: никто, кроме него, не видел, как при встрече с губернатором Видина фотограф успел сделать снимок. Фандорин заявляет, что губернатор сохранил снимок на память. Сбросивший маску Анвар захватывает в заложники Варю и запирается с ней в банковском хранилище. В город входит полк султанской гвардии, начинается бой. Фандорин запрыгивает в окно и не без помощи Вари повергает Анвара в рукопашном бою. Соболев успешно отбивает атаку султанской гвардии.
После заключения мира Фандорин уезжает в Японию, похоронив начавшийся роман с Варей.
Турецкий гамбит
Эту войну выиграл Эраст Петрович Фандорин. Титулярный советник, кавалер ордена Святого Станислава III степени, сербский волонтер, бежавший из турецкого плена и прибывший в русский штаб под Плевной с тайным сообщением. Фандорин раскрыл в штабе русского командования турецкого шпиона. Именно из-за этого коварного резидента русская армия застряла у Плевны и совершала одну тактическую ошибку за другой, неся огромные потери.
Русская армия, взяв крепость Никополь, надолго в ней застревает. Вместо того чтобы идти вглубь страны брать стратегически важную Плевну. У историков объяснения этому никогда не было: просто военная ошибка плюс бездарность командующего кампанией генерала Криденера. Но Акунина эта версия не устроила. Все происшедшее было так фатально и губительно, что писатель отказался признать это случайностью. Акунин предложил свою гипотезу: в русский штаб проник гениальный турецкий шпион, который в шифрованной телеграмме подделал приказ. Вместо «взять Плевну» отправил «взять Никополь». Могло ли такое произойти на самом деле? Могло. Телеграф и все, что с ним связано, было внове, ошибки случались.
«Наш корреспондент сообщает из Шумена, где находится штаб-квартира турецкой Балканской армии. После конфуза под Плевной русские оказались в преглупом положении. Их колонны вытянуты на десятки и даже сотни километров с юга на север, коммуникации беззащитны, тылы открыты. Гениальный фланговый маневр Осман-Паши позволил туркам выиграть время для перегруппировки, а маленький болгарский город стал для русского медведя славной занозой в мохнатом боку. »
«Винер Цайтунг» (Вена), 30 (18) июля 1877 г.
Б. Акунин, «Турецкий гамбит»
Но все же одна удачная атака на Плевну была: генерал Скобелев (в детективе Соболев) сумел ворваться в город. Взяв редут, Скобелев держал его два часа, ожидая подкрепления, необходимого для окончательной победы. Помощи он так и не получил. Одного за другим Скобелев слал в штаб ординарцев. Они бесследно исчезали. Не дождавшись подмоги, Скобелев из города ушел. О том, что генерал был в Плевне, государь узнает только на следующее утро, когда ничего уже сделать было нельзя.
Есть версия, что Скобелев стал жертвой интриг штабных прихвостней. Выскочка, он прославился как герой-покоритель Туркестана, теперь он еще и героем Плевны станет? Вот и бросили Скобелева без поддержки. В истории на этом месте вновь стоит точка. И это никак не устраивало Акунина! Поэтому на страницах его истории вновь появляется могущественный турецкий шпион. Который своими средствами помешал Скобелеву связаться с главнокомандующим.
«. Отважный юноша, помня отеческое напутствие горячо любимого командира, воскликнул: «Умру, Михал Дмитрич, но донесение доставлю!» Девятнадцатилетний герой вскочил на своего донца и понесся по овеваемой свинцовыми ветрами долине, туда, где за притаившимися башибузуками располагались главные силы армии. Пули свистели над головой всадника, но он лишь пришпоривал горячего коня, шепча: «Быстрей! Быстрей! От меня зависит судьба сражения!»
Однако злой рок сильнее отваги. Грянули выстрелы из засады, и доблестный ординарец рухнул наземь. Обливаясь кровью, он вскочил и с клинком в руке ринулся на бусурман, но уж налетели на него черными коршунами жестокие враги, повалили и долго рубили шашками безжизненное тело.
Так погиб Сергей Верещагин, брат знаменитого художника. Так увял многообещающий талант, которому не суждено было расцвесть в полную силу. Так пал третий из гонцов, отправленных Соболевым к Государю. »
«Русские ведомости» (Санкт-Петербург), 31 августа (12 сентября) 1877 г.
Смерть генерала окутана тайной. 25 июня (7 июля) 1882 года после обеда М.Д. Скобелев отправился в гостиницу «Англия», которая находилась на углу Столешникова переулка и Петровки. Здесь жили девицы легкого поведения, в том числе и Шарлотта Альтенроз (по другим сведениям ее звали Элеонора, Ванда, Роза). Эта кокотка неизвестной национальности, приехавшая вроде бы из Австро-Венгрии и говорившая по-немецки, занимала в нижнем этаже роскошный номер и была известна всей кутящей Москве.
«Последние два месяца осадой Плевны фактически руководит старый и опытный генерал Тотлебен, хорошо памятный британцам по севастопольской кампании. Будучи не столько полководцем, сколько инженером, Тотлебен отказался от тактики лобовых атак и подверг армию Османа-паши правильной блокаде. Русские потратили массу драгоценного времени, за что Тотлебена подвергали резкой критике, однако ныне приходится признать, что осторожный инженер прав. С тех пор, как месяц назад турок окончательно отрезали от Софии, в Плевне начался голод и нехватка боеприпасов. <. >»
«Дейли пост» (Лондон), 9 декабря (27 ноября), 1877 г.
Б. Акунин, «Турецкий гамбит»
28 ноября после пяти месяцев осады Плевна сдалась! Осман-паша оказался пленником вместе со своими 40 тысячами турецких солдат.
«Сегодня, в светлую годовщину Высочайшего милосердия, явленного крестьянству 17 лет назад, в летопись царствования Царя-Освободителя вписана новая светлая страница. Русские и турецкие уполномоченные подписали в Сан-Стефано мир, завершивший славную войну за освобождение христианских народов от турецкого владычества. По условиям трактата, Румыния и Сербия обретают полную независимость, образуется обширное Болгарское княжество, а Россия получает в компенсацию военных затрат 1 миллиард 410 миллионов рублей, причем основная часть этой суммы будет внесена территориальными уступками, в число которых входят Бесарабия и Добруджа, а также Ардаган, Карс, Батум, Баязет. »
«Московские губернские ведомости», 19 февраля (3 марта) 1878 г.
Б. Акунин, «Турецкий гамбит»
Победа в русско-турецкой войне не принесла никакой радости. Фандорин одержал победу, но Пиррову. Поэтому он расстроен. До Царьграда дошли, но щит на его ворота прибивать не стали. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов погибло 200 тысяч русских солдат.
«Сегодня лорд Дерби заявил, что британское правительство, поддержанное правительствами большинства европейских стран, категорически отказывается признавать грабительские условия мира, навязанные Турции непомерными аппетитами царя Александра. Сан-Стефанский трактат противоречит интересам европейской безопасности и должен быть пересмотрен на специальном конгрессе, в котором примут участие все великие державы».
«Таймс» (Лондон), 10 марта (26 февраля) 1878 г.
Б. Акунин, «Турецкий гамбит»
В следующий раз две страны будут воевать друг с другом во враждебных коалициях Первой мировой войны. И тогда ущерб понесут фатальный: обе империи распадутся. Но и это уже другая история и другой детектив. А это была десятая из одиннадцати русско-турецких войн.
Факты о фильме
* Сценарий фильма написал Борис Акунин, автор сам внес изменения в финал картины.
* В сцене, где Фандорин, замаскировавшись под мужика (в фальшивой бороде и шляпе), встречает Варю из госпиталя, Эраста Петровича озвучивает. Леонид Парфенов. Так человек, который не любит беллетристику и не увлекается детективами, передал привет зрителям.
* Александру Балуеву (Соболев) досталась танцующая лошадь. От долгого стояния лошадка начинала ритмично качать головой и перебирать ногами.
* Александр Олешко (Петя Яблоков) провел все съемки в жутких очках с толстенными стеклами в шесть диоптрий. На вопрос «Как вам съемки «Турецкого гамбита»?» актер отвечает: «В полном невИдении».
* Музыку к фильму написал Горан Брегович, работавший вместе с Эмиром Кустурицей над «Временем цыган». А мелодия «Времени цыган» балканскими позывными звучит в прологе «Гамбита».
* Французский актер Дидье Бьенэмэ, сыгравший в фильме французского журналиста Д’Эвре, умер от сердечного приступа в 42 года, не дожив до премьеры фильма совсем немного. Дидье Бьенэмэ не успел озвучить свою роль, и режиссер фильма Джаник Файзиев решил сохранить голос актера, записанный в процессе съемок.
Достоверность
Ляпы
Фандорин кареглаз и дурно образован
* Непонятно, почему создатели фильма не воспользовались линзами для создания фирменных голубых глаз Фандорина. В «Гамбите» Фандорин стал кареглазым.
* В одной из сцен герой Виктора Бычкова мечтательно смотрит в ночное небо и произносит: «А вот в городе Мурманске ночью такие сияния можно увидеть. » События фильма разворачиваются в 1877 году, а Мурманск был основан в 1916. Джаник Файзиев и Борис Акунин уже публично посыпали голову пеплом на этот счет.
* Царапины на лице Варвары после падения с лошади и после удара Перепелкина идентичны.
* В самом начале фильма «сокамерника» Фандорина убивают из револьвера «Веблей», который появился лет через 10 после русско-турецкой войны.
* Фандорин рисует в блокноте: «Плевна въ осаде». Но надо писать в «осадъ»: в местном падеже (седьмой падеж, который сейчас исчез из русской грамматики) должно быть «ять». Об этом правиле знал до революции каждый школьник. Странно, что об этом не знает образованнейший Фандорин.
«Это было очень сильное чувство»: закадровая история фильма «Турецкий гамбит»
10 августа замечательный российский актер Андрей Краско должен был отмечать свой 63-ий день рождения. Однако его жизнь трагически оборвалась еще 14 лет назад. И хотя его карьера была не самой простой, у актера есть много заметных и запоминающихся ролей. Одной из таких стала роль унтер-офицера в фильме «Турецкий гамбит», премьера которого состоялась 15 лет назад. Только недавно стали известны многие секреты съемок, которые оставались за кадром.
Сценарий
За основу сюжета был взят роман Бориса Акунина. В книге рассказывается о Русско-турецкой войне. Главным героем стал Эраст Фандорин, который появлялся в целой серии исторических детективов Акунина. Режиссером картины выступил Джаник Файзиев. За его плечами уже была работа над проектами «Пятый угол», «Остановка по требованию» и «Старые песни о главном-2».
«Турецкий гамбит» был не первой экранизацией серии детективов Акунина. Тремя годами ранее вышел фильм «Азазель». Продюсером картины был Файзиев, а роль Эраста исполнял Илья Носков. Егор Бероев, который сыграл этот образ в «Турецком гамбите», также пробовался на роль, но его не утвердили. В 2005 году был экранизирован еще один фильм о Фандорине – «Статский советник». Главная роль в этот раз досталась Олегу Меньшикову.
Главный персонаж
То, что в трех фильмах одного и того же персонажа играли разные актеры, вносило некоторую путаницу. Однако своя логика в этом была: Илья Носков сыграл молодого Фандорина – 26 лет, Егор Бероев изобразил его в уже более зрелом возрасте – 28 лет, а персонажу Меньшикова по книге уже 43 года. Согласно мнению режиссера Джаника Файзиева, логика в таком выборе актеров все же была. Юный актер смог бы сыграть этого же героя только через 10 и 20 лет. Кроме того, на долю Фандорина выпадает слишком много испытаний, в результате которых человек мог очень сильно меняться. Чего только стоит пережить гибель невесты в конце картины «Азазель».
Сотрудничество с автором
Во время работы над картиной «Турецкий гамбит» режиссер очень тесно сотрудничал с Борисом Акуниным. Автор не возражал против того, что фильм не будет точной экранизацией книги. Хотя он непосредственно не принимал решения относительно подбора актеров, утвердили на роль всех только после его одобрения. Кроме того, Акунин выбирал и декорации к съемкам. Так получилось, что когда-то давно Акунин снял на камеру старинные города в Болгарии, где разворачивались события романа. Приступая к съемкам, Джаник Файзиев попросил у писателя этот материал. В результате получилось так, что место съемок картины выбрал сам автор романа.
Главная роль
Не секрет, что Егор Бероев долгое время мечтал сыграть Эраста Фандорина. Он был очень рад тому, что его желание исполнилось. Его кинокарьера на тот момент длилась всего 4 года, но он успел сыграть в большом количестве фильмов и стать успешным актером. Громкую популярность Бероев получил именно после премьеры «Турецкого гамбита».
Актер на съемках старался все трюки выполнять самостоятельно. Позже в своих воспоминаниях о съемочном процессе актер говорил, что у них был очень напряженный рабочий график. Перед съемками Бероев даже специально прошел учебный курс в конном полку милиции. Он учился ездить без седла. Поэтому во всех сценах верховой езды зрители могут видеть самого Бероева. Снимали фильм в горах на высоте 250 метров над уровнем моря. Чтобы почувствовать на себе всю атмосферу места, Егор специально оставался ночевать в лагере, хотя всю съемочную группу разместили в отеле.
Главная женская роль в фильме досталась Ольге Красько. Эта работа стала одной из первых ее ярких ролей, благодаря которой она стала известна широкой публике. Сама Ольга признавалась, что процесс съемок был для нее настоящим удовольствием. Она даже не чувствовала себя на работе. Данная роль для актрисы стала судьбоносной.
Изначально ходили слухи, что у Ольги закрутился роман с режиссером, но точных подтверждений не было. Спустя время актриса дала интервью и рассказала, что у них действительно были отношения с Джаником, но до свадьбы так и не дошло. Но они до сих пор остаются родными людьми, так как воспитывают совместную дочь.
«Турецкий гамбит», как это было, и как показали.
С некоторым, примерно пятилетним, опозданием сумел освоить фильм «Турецкий гамбит», снятый по мотивам одноименного романа Г. Чхартишвили. Фильм поразил чудовищным шквалом исторических неточностей, ляпов, ошибок и просто вранья. На фоне более чем приличной картинки, которой современное российское кино балует редко, исторический базис разочаровал. Это еще мягко сказано. Кино-то, все-таки, про историю, так уж хотелось бы, ну вы пониматете.
Речь кинокартины идет о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., что, конечно, всем известно. Не буду касаться многочисленных несуразностей кинематографического плана (их хватает), остановлюсь исключительно на любимом: шмотках и железках. Хотя я не великий эксперт в реалиях той эпохи, но явные косяки явны настолько, что великим экспертом быть не надо — все лежит на поверхности.
Итак, приступим к работе над ошибками с последующим разоблачением. Начнем со всякого наступательного. О сюжете — без подробностей сюжета трогать не буду, т.к. кино все, кроме меня, уже смотрели.
Фандорин бежит, бабхнув раза, выкидывает винтовку и тут же подбирает другую, из рук убитого добровольца. Винтовкой оказывается ни что иное, как Винчестер Джона Браунинга 1894 года. (Рис.1, 1а).
Рис. 1. Фандорин с Винчестером.
Рис. 2. Винчестер Мк. 94.
Мало того, что 1894 год несколько позже 1877, так и разрабатывался как охотничья винтовка, в кач-ве каковой выпускался до 2006 года U.S. Repeating Arms. Откуда такая штука у русского добровольца? Этакие маневры сознания будут сопровождать нас всю дорогу.
Рис 2. Фандорин с «Йелоу боем».
Рис. 2а. Винчестер Мк. 66.
Это уникальная пушка системы Бенджамина Тайлера Генри, основные «фишки» которой (трубчатый подствольный магазин и качающийся рычажная скоба затвора) он благородно позаимствовал у Горацио Смита и Данилы Вессона с их пистолета «Вулканик» (рис. 3).
Мало кто знает, что первые Винчестеры Генри были не слишком удобны, т.к. все 15 патронов приходилось набивать в магазин спереди через отверстие с крыжечкой. Инженер Нельсон Кинг придумал боковое окно с пружинной защелкой, превратив винтовку в того самого «Желтого парня», покорившего дикий Запад и режиссера Файзиева.
Так вот, о Винчестере 1866. Он вполне современник руско-турецкой войны, и даже состоял на вооружении турецкой регулярной кавалерии. Регулярной. Башибузуки никогда не получали амуницию с государственных складов, т.е., шанс получить сию винтовку для них стремился к нулю. Или купить, или украсть. Красть у своих военных себе дороже, а покупать — еще дороже. Винчестер стоил вполне весомых денег, тем более, в Турции. То есть, то, что Фандорину достались сразу два Винчестера за первые четверть часа кино — статистический нонсенс.
Рис. 4. Webley Mk 6.Рис. 4а. Анвар-Перепелкин с револьвером Веблей.Рис. 4б. Даже надпись видна MARK VI.
Револьверы фирмы Веблей и Скотт нравятся тренеру почти так же сильно, как Винчестер. Они еще не раз нас порадуют. Например, в позорной для русской армии сцене, где генерал Скобелев (Соболев) соревнуется с подчиненными за право вдуть Варваре Суворовой, кандидаты на… руку и сердце яростно палят по мишеням. Там вообще целая выставка и, в частности, лихой гусар граф Зуров выступает с Веблей № 5 Арми Экспресс. (Рис. 5, 5а-б).
Рис. 5. Зуров с Веблей № 5.
Рис. 5. Веблей №5 Арми Экспресс.Рис. 5б. Реклама пятого Веблея.
Все бы хорошо, но: Веблей №5 выпускался с 1878 года, т.е., на год позже описываемых событий (честная компания скучает под Плевной, т.е., точно в 1877-м). Кроме того, ни в 1878 г. ни в каком другом фирме Веблей не светило отхватить такой лакомый кусок, как тендер на вооружение русских офицеров. Тендер выиграли Смит и Вессон. До самого появления на сцене Нагана командиры у нас вооружались Смит Вессонами русской модели. В частности, сохранился Смит Вессон, принадлежавший генералу Скобелеву. Кстати, Смит Вессоны в фильме очень даже засветились (как водится — не к месту), так отчего бы их к месту не применить? Не применили. Ну полно. Сцена отвратительная, и жеребячьи бои с участием генерала описывать не стану. Пока взглянем на русский Смит Вессон образца 1869 года (принят на вооружение в 1871 году). (рис 6).
Сам «Белый генерал» вооружен револьвером Раст-Гассер, австрийского производства, образца 1898 года. Опять анахронизм! (Рис. 7).
Рис. 7. Револьвер Раст-Гассер 1898 г.Рис. 7а. Генерал Соболев (Скобелев) с Раст-Гассером.
Рис. 8. Раст-гассер в руках Вареньки.Рис. 8. Так не надо.Рис. 8. Надо так.
С экстракторами в «Гамбите» вообще беда. Например, на барабане Смит-Вессона 1871 г. полковника Лукана его просто нет. Кроме того, гнезда перегильзованы под какую-то мелкашку — категорически непонятно зачем… (Рис. 9).
Рис. 9. Загадочный барабан Смит-Вессона.
Завершая рассуждения о личном оружии, взглянем на пистолетик Вареньки Суворовой. Актриса Ольга Красько весьма талантливо сыграла тупую истеричную дуру, которая безостановочно косячит и жжот, как электродуговая сварка на протяжении всего кино. Но у нее оказался пистолетик. Что-то вроде диринджера с длинным стволом, что именно подразумевалось — не знаю. На первый взгляд… 22 калибр. Из этого чуда с роду не стрелявшая дура ухитрилась попасть во всадника с полусотни метров и выбить того из седла. Я аж подпрыгнул. Надо ли говорить, что для подобных игрушек и двадцать-то метров много, не говоря о пятидесяти, да под движущейся мишени. (Рис. 10).
Рис. 10. Стреляющая авторучка Вареньки.
Господь с ними, с револьверами. Там залежи авгиевы — не разгрести! Обратим наш взор, о зритель, еще раз на винтовки. Хитрый шпион Анвар эфенди вооружен хитро. Кстати, эфенди для такого полета птицы — маловато. Эфенди в Османской Империи примерно соответствовало лейтенанту. Матёрой разведовательной волчине, который накоротке чуть не с самим султаном и возраста не юношеского, быть бы беем. Или, даже, пашой. Но речь о хитростях оружейных. Вот, целится Анвар-Перепелкин в Фандорина, который гоняет по пещерке вольноопределяющихся гомосеков. Целится: рис. 11.
Рис. 11. Снайперская винтовка шпиона.
А потом заряжает патрон: рис 12.
Рис. 12. тылье загадочной винтовки.
Спереди — опять Винчестер Мк 66. Сзади — Маузер 98к, т.е., 1898 года. Вот он:
Подозрительная труба над винтовкой Винчестера-Маузера символизирует оптический прицел, что не вполне фантастика. Подобные приспособления использовались (страшно редко) со времен Крымской войны и Гражданской войны в США. В Эрмитаже лежит английская винтовка того периода с оптической трубой. Это далеко не ПСО-1 от СВД, но работает. А вот прицельная разметка, которая ловит оппонентов — это даже не прикол. Это я не знаю, как назвать. Даже не смеялся — не смешно.
Маузер засветился еще раз — в руках Куценко-бея. Видимо, единственная приличная винтовка, помимо Винчестеров. (Рис. 14).
Рис. 14. Куценко-бей с турецким Маузером.
Турецкая пехота вооружалась более чем прилично, но, все-таки, до Маузера 98-го года им было далеко. Двадцать один год. А к 1877-му на вооружении состояли винтовки: системы Венделя и Верндля, а так же Ремингтон и Пибоди-Мартини (последняя — самая распространенная). (Рис. 15).
Рис. 15. Винтовка Венцеля.Рис. 15а. Винтовка ВерндляРис. 15б. Винтовка Ремингтон.Рис. 15в. Винтовка Пибоди-Мартини.
Куценко-бей, сыгравший настоящего нинзя (Плевну оборонял, за линию фронта в диверсионные рейды ходил, даже набросился на русского генерала прямо в штабе), при строевой форме ходит с бельгийской кавалерийской саблей. (Рис. 16а-б).
Анвара эфенди в виде интенданта Перепелкина подбросили лично генералу Соболеву (Скобелеву). И он, хоть и полный разгвоздяй по фильму, но человек военный — всю жизнь в армии, должен был немедленно брать интенданта за задницу. За полное незнание униформы противника и полный же кретинизм. (Рис. 17).
Рис. 17. Странная форма интенданта.
Обратите внимание на аксельбант, никак не положенный интенданту, ведь он не из гвардии. Воротник должен быть со скошенными краями. а не скругленными. Петлицы должны быть шитыми, а не галунными. Зеленая выпушка по краю ворота отсутствует. Красный просвет на погонах имеется, а темнозеленой выпушки — нет.
Во что одеты вольноопределяющиеся… (Рис. 18).
Рис 18. Вольнопер Петенька.
Пехотный погон должен быть с бело-черно-желтой окантовкой. Все-таки, польноопределяющийся — не простой солдат. Кстати, фельдфебель обращается к ним уж как-то совсем не по уставу: «Вольноопределяющийся Лунц!» Тогда как положено: «Господин вольноопределяющийся». Видимо, фельдфебель не любил гомосексуалистов (ведь лунц из этих, да-да!).
Сцена обыска палатки пропавшего контрразведчика Казанзаки происходит при факелах. При факелах в 1877 году! Не 1377, а 1877! (Рис. 19).
Это, видимо, для накала пожарной бдительности.
Сцена побудки вызвала у меня приступ дикого хохота. Выползают из палаток солдаты в исподнем. Выползает одинокий пехотинец в пехотной же форме. В руках у него труба, видимо, уведенная по большой пьянке у полковых музыкантов. И он принимается отчаянно дудеть кавалерийскую атаку! И на все это смотрят офицеры. Наверное, так охренели от борзоты личного состава, что даже не прописали козлу в ухо. А стоило бы и — на гауптвахту. Побудка производилась штатными музыкантами полка, всем оркестром. В специальной униформе. А тут… эхххх.
Граф Зуров является в пресс-клуб. Кстати, напялив солдатский кушак. И что он отмочил? он проходит мимо генерала (!), как мимо мебели! Повернулся жопой и принялся представляться всем подряд, а на Соболева (Скобелева) ноль внимания. После этого генерал хвалит его лихим молодцом и приглашает служить. Это вместо порядочного пистона от земли до неба и губы на всю жизнь. (Рис. 20).
Рис. 20. Генерал Скобелев грустно смотрит в задницу охамевшему Зурову.
Можно сей список длить и длить, но устал — больше не могу.
Отсюда вопрос: какого же черта(!) нельзя сделать все по уму, при том, что лишних денег не потребуется. Вот те же самые денежки и правильная реконструкция! Неужто сложно? Почему так наплевать на историю? А на нее именно наплевать. Неужто формула «пипл схавает» так здорово завладела мозгами?
Фильм ИСТОРИЧЕСКИЙ! И, вроде как, патриотический. Что показали вместо этого? Дикую кашу в форме красивой картинки. Например, взятие Никополя вперед Плевны подают как катастрофу. Тогда как штурм Плевны до падения Никополя в реальной истории был попросту невозможен. Насчет материальной культуры — смотрите выше.
Рис. 21. Ликвидация вольноопределяющегося гомосека.