туркмены какие они по характеру мужчины

Нация Туркмены

Туркмены гордый и, наверное, самый вспыльчивый народ среди всех тюркских народов Центральной Азии. Такая характеристика, конечно, является несколько односторонней, но образ жизни в суровых степных и полупустынных районах, которые часто были ареной кровавых столкновений, воспитал эти черты.

туркмены какие они по характеру мужчины. turkmen. туркмены какие они по характеру мужчины фото. туркмены какие они по характеру мужчины-turkmen. картинка туркмены какие они по характеру мужчины. картинка turkmen

Туркмены проживают на территории, как современного Туркменистана, так и в соседних Иране, Афганистане, Узбекистане. Довольно большая группа (по некоторым данным, полмиллиона человек) проживает в Турции.

Историки советского времени в основном относили туркмен к традиционным кочевым народам, которые появились на территории Средней Азии в результате миграции тюркских племен в середине I тыс. н.э.

Современные туркменские исследователи считают, что прежняя историография слишком пренебрежительно оценивала туркмен как варварский кочевой народ, а между тем, изначально они представляли собой развитую земледельческую цивилизацию. Кто же тут прав? Как это часто бывает правы все и никто в отдельности.

Действительно генетический анализ туркмен показывает, что по сравнению с другими тюркскими народами Средней Азии они в наименьшей степени тюрки. Причиной этого было то, что на территории Туркмении до прихода тюрок проживали скифо-сарматские племена, которые были полукочевниками, а также земледельческие группы иранского корня.

Так что действительно земледельческие цивилизации оставили свой след в туркменском народе. Но нельзя также отрицать, что пришедшие сюда тюрки хоть в основном ассимилировали древнее население Туркмении и в языковом, и в культурном плане.

Хотя постоянное соседство с иранскими народами создало тот смешанный антропологический тип, который отличает туркмен от родственных им киргизов, казахов. В генетическом плане туркмены очень близки к другим тюркским народам, которые находились в тесном контакте с иранскими народностями – узбекам, азербайджанцам, туркам. В силу смешения туркменам свойственна меньшая монголоидность, чем казахам и киргизам.

Спор по поводу происхождения туркмен вращается, по сути, вокруг того, какие именно народы стали основой для них. Либо иранские племена были в основе, а потом к ним добавились тюрки. Это позиция господствует среди туркменских ученых. Либо тюркские племена были основой, которая ассимилировала местных жителей иранского происхождения. Последний вариант выглядит предпочтительнее, поскольку тюркских этнических черт у туркмен гораздо больше.

Надо сказать также, что некоторые современные туркменские исследователи, следуя модным тенденциям, стремятся повысить значимость своего народа путем его удревнения или привязки к знаменитым народам древности. Так, например, присущая туркменам значительная европеоидность, объясняется последствием прохождения здесь армии Александра Македонского или тем, что сюда переселялись пленные римские солдаты времен римско-парфянских войн. Вопрос сей темный. Ясно только что собственно туркмены появились не настолько давно.

Само название туркмен появляется в VIII веке в арабских источниках как обобщающее название для целого ряда тюркских племен. Оно собственно и означает – «подобный тюркам». Такое обозначение подчеркивало как сходство с прочими тюркскими народами, прежде всего по языку, так и отличие – большая европеоидность. Но есть и версия о том, что слово «туркмен» означает как раз «настоящий тюрок».

Нельзя сказать, что с момента появления названия «туркмен» появляется и оформившаяся туркменская народность. Это было собирательное название, применявшееся к множеству племен, не имевших единого этнического самосознания. Действительное складывание туркменской народности завершается только к XVI веку.

По характеру туркмены оцениваются весьма противоречиво. То их называют воинственными и кровожадными, то характеризуют как великодушных, гостеприимных. На самом деле и то, и другое правда. В бою, во время набегов туркмены яростны и жестоки. Вместе с тем для гостей действуют степные законы гостеприимства. И даже к врагам, проявляющим храбрость, относились с уважением.

Воинственность туркмен проявилась в период присоединения к Российской империи. Когда в 1879 году русские войска вступают на территорию туркменских племен, находившихся формально под контролем Хивинского ханства и Бухарского эмирата, они потерпели на первых порах тяжелое поражение. Только к 1884 году земли туркмен были включены в состав России как Закаспийская область.

Кочевое скотоводство с древности стало основным занятием туркмен, вытеснив прежние земледельческие культуры. И только в более позднее время – уже в XIX веке стал наблюдаться активный переход туркмен к оседанию. Произошло распространение земледелия, прежде всего, хлопководство. Но оседание конечно не вытеснило никоим образом скотоводство, которое по-прежнему играет большую роль в жизни туркмен.

Их традиционная одежда, большей частью из шерсти, пища, традиционное жилье, свойственные кочевникам, сохранялись длительное время и после оседания. Вместе с тем в связи с активным развитием земледелия появляются особенности. Например, в пище все большее место занимают блюда из растительной продукции – лепешки, рис, а вот традиционный для кочевников кумыс, мясные продукты сокращают свою долю.

Тюркское население на территории Туркмении приняло ислам в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Но туркмены, придерживающиеся суннизма, в отличие от иранских соседей, в меньшей степени следовали шариатским требованиям и гораздо чаще прибегали к адату – обычному праву.

Обычное право проявлялось и в практически бесправном положении женщин, которые могли быть, например, убиты на месте при подозрении в измене, фактически продавались за калым. Из-за этого, кстати, многоженство у туркмен, в отличие от других мусульманских народов, было не слишком распространено – слишком высок был калым. Длительное время у туркмен сохранялось рабство.

Отсутствие исламского фанатизма смягчило антирелигиозную политику в Туркмении в советский период. После обретения независимости туркменские власти сделали ислам частью государственной идеологии, но уже под новым соусом – восхвалением под прикрытием ислама своего национального вождя – туркменбаши Сапармурат Ниязова.

Его творение «Рухнама» было поставлено в один ряд с Кораном, а в чем-то и выше. А сам он почти в один ряд с пророком. Так что кое-что из традиционных элементов политической жизни туркмен, несмотря на изменения современности, бережно сохраняется и по сей день.

Источник

Быт, нравы и обычаи туркмен (продолжение)

Внутренняя жизнь

Переходя к описанию внутренней, домашней жизни туркмен, следует упомянуть, что все туркмены, богатые и бедные, живут почти совершенно одинаково. Немного лучшая кибитка, одежда из шелка, несколько лишних ковров и серебряных украшений на женщинах, вот и все, чем можно отличить кибитку бая (богатого) от кибитки бедняка.
День туркмена начинается с восходом солнца. Утром он обыкновенно пьет зеленый чай без сахара с чуреком (род лепешки), часов в 9 завтракает кислым молоком с чуреком, а при неимении молока, варится «кара шорба» — суп из сала, лука и крошеного чурека; часа в 2 — чай с чуреком, или один чурек и, наконец. вечером, после заката солнца ужин, состоящий из тех же продуктов, как и завтрак.
Вообще пища туркмен очень неприхотлива и неразнообразна. Обыкновенно она состоит из чурека, верблюжьего или коровьего пресного или кислого молока, каши из растертой джугары (сорго), иногда из горячей похлебки, состоящей из такого же молока с водой, или навара из бураков с кунжутным маслом, а у более достаточных с прибавкой сушеной баранины или копченого жира; употребляют также и лапшу. В летнее время пища эта разнообразится некоторыми травами в отваренном или сыром виде и овощами. Употребляемые в пищу травы следующие: юнжа, дикая петрушка, шпинат, щавель, мята и козелец. Плов, баранье или верблюжье мясо составляют роскошь, допускаемую более состоятельными, по случаю каких-либо празднеств: свадьбы, обрезания и т. п. В конце лета едят много дынь и арбузов.
Дли питья приготовляют «чал», напиток из верблюжьего молока. Чал имеет сладко-кисловатый вкус с некоторой долей спиртной крепости; после 2-3 выпитых чашек этого напитка туркмен становится веселее, а подчас даже слегка хмелеет. Чай у туркмен в большом распространении, причем пьют преимущественно зеленый, низшего достоинства, приобретаемый в Персии.
Приготовление всей указанной пищи, как и вообще производство всех домашних работ, входит в обязанности женщин.

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Туркменские браки, как уже было сказано, отождествлены обычаем с торговой сделкой, которая совершается, за редким исключением, без всякого участия брачующихся молодых людей их родителями или опекунами. При этом торгуются из-за цены, как и при продаже товара, и, зачастую, брак расстраивается именно по этой причине. Цена девушки, равная 20 лет тому назад 30 ахальским туманам (туман около 4 рублей), возросла в настоящее время до 200 и более туманов. Богатые люди или вдовцы и многоженцы платят иногда до 400 и 600 туманов за девушку. Такое поднятие цен на девушек делает брак для людей недостаточных мало осуществимой мечтой, в поисках за которой большинство молодых туркмен, не имеющих большой и зажиточной родни, проходят суровую школу труда и лишений, отказывая себе во всем в течение долгого ряда лет и отдавая всякую заработанную копейку и приобретенный скот своему будущему тестю, памятуя, что только по уплате всей цены они могут получить себе жену. Такой обычай дурно влияет на правильность распределения женщин между населением, оставляя многих молодых людей в вынужденном безбрачии и позволяя богатым иметь по нескольку жен. Громадное большинство туркмен имеет по одной жене и многоженства не одобряет.
Брачный союз заключается обыкновенно в возрасте от 10 до 15 лет, хотя бывают случаи и более ранней выдачи девушек в замужество.
Цель таких ранних браков есть желание скорее получить калымную плату, дать возможность мужу выплатить всю потребную сумму до наступления совершеннолетия и получить право на пользование лишней долей общественной воды и земли.
Туркменский брак совершается следующим образом: после предварительных переговоров о размере калыма (выкупной цены) со стороны жениха едут к родителям невесты несколько человек аксакалов (почетных стариков) и уплачивают за нее часть выкупа, из коего половина обыкновенно уплачивается деньгами, а другая половина скотом; затем, делают подарки родственницам невесты и дарят по несколько кранов женщинам и мужчинам, перегораживающим путь выхода невесты и, наконец, доставляют ее в кибитку жениха. В тот же день совершается кем-либо из присутствующих грамотных туркмен обряд бракосочетания. Вечером собравшихся гостей угощают пловом, чаем и сдобными чуреками; приглашают несколько человек бахши (певцов) и пир длится до поздней ночи. На следующий день с утра устраиваются скачки и состязания в борьбе, беге и стрельбе в цель. Всем выигравшим выдаются отцом жениха небольшие призы, состоящие обыкновенно из халатов или нескольких аршин бумажной материи; следующий вечер и следующий день гостям доставляются те же удовольствия, как и накануне.
У туркмен часто практикуется увоз девушек, устраиваемый по взаимному соглашению жениха и невесты. Бежавшие скрываются в кибитку какого-нибудь почетного аксакала, которому волей-неволей приходится принять на себя роль посредника и мирить родителей жениха и невесты.
После бракосочетания молодая остается в кибитке мужа три дня, если брак совершен между малолетними, и до 10 дней, если молодые достигли половой зрелости; потом, жена возвращается в дом своих родителей или опекунов, где и живет до полной уплаты калыма, что при несостоятельном женихе случается через 8-10, а иногда и больше, лет. В течение этого срока молодым супругам строго воспрещаются всякие ночные свидания, за чем зорко следят родители, так как в случае беременности жены в этот период, обычай требует безотлагательного возвращения ее в кибитку мужа, не дожидаясь полной уплаты калыма; поэтому часто случается, что влюбленный муж, пожелавший поцеловать в неурочный час свою законную супругу, бывает жестоко избит ее родителями.

Развод, рождение ребенка

Вдовство, второе замужество

По обычаю туркмен дети принадлежат мужу, а в случае его смерти его родным. Матери-вдове хотя разрешается быть опекуншей и воспитывать их, но при условии, чтобы она жила у родных мужа; увезти их с собой в свой родной аул, или взять при выходе во второе замужество она не имеет права. Поэтому вдова при выходе во второе замужество должна разлучиться со своими детьми от первого брака даже и в том случае, если они малолетние.
В случае продажи дочерей в замужество, весь калым получают ближайшие родственники со стороны отца, и матери не дается ничего, за тем редким исключением, когда таких родственников не оказывается совершенно.

Похоронные обряды

Относительно похоронных обрядностей у туркмен существуют следующие обычаи.
По смерти кого-либо из туркмен в кибитке умершего собираются родственники и соседи покойного и испуская вопли, оплакивают его. Затем, по омовении тела, мужчин обертывают в тройной, а женщин в пятерной саван совершают «джиназа» (заупокойную молитву) и везут на кладбище на верблюде или лошади, а при близости кладбища, несут на руках. Родственники покойного режут барана, пекут чуреки и все это везут за покойником для раздачи присутствующим на похоронах; кроме того за покойником, если он был состоятельным человеком, ведут верблюда или лошадь, деньги от продажи которых предназначаются для раздачи бедным и людям, копавшим для покойника могилу, которым раздают также куски материи, покрывавшей тело покойного на пути к могиле. Замечательно, что из детей или родственников покойного только один провожает его тело на кладбище, а вдова умершего при увозе тела обегает несколько раз с рыданиями вокруг лошади или верблюда, на котором его увозят. На кладбище обряд не совершается, не присутствует также и мулла. Умерших хоронят обыкновенно в тот же день на кладбищах, устроенных зачастую возле могилы какого-нибудь святого. На 3, 7, 40, 100 дни и в годовщину кончины родственники покойного созывают соседей и бедняков и устраивают поминки при непременном участии муллы, которым читаются соответствующие молитвы.
Считается непременной обязанностью всех родственников и сородичей умершего посещение его кибитки для выражения ближайшим родственникам и детям покойного своего соболезнования; для этого приезжают иногда за сотни верст, и такие визиты бывают даже спустя несколько лет после смерти данного лица.

Развлечения

Развлечением для туркмен служат главным образом скачки, затем борьба, состязания в беге и стрельбе в цель, устраиваемые во время больших праздников и свадеб. Туркмены очень любят слушать своих певцов (бахши), воспевающих под аккомпанемент двухструнной гитары или тростниковой дудки дела отцов или похождения народных героев; более развитые из туркмен играют в шахматы. О танцах туркмены не имеют никакого представления. Дети забавляются игрой в жмурки, волка и овец, в бабки и проч. Для девочек единственным развлечением служат качели.

Литература

Книги, написанные на наречии туркмен, весьма редки; из имеющихся большая часть духовного содержания и списаны с произведений хивинских авторов; из оригинальных же книг можно указать на историю Огуз хана, имеющуюся в различных вариантах, и на сборники песен гокланских поэтов: Махтум Кули, лирического поэта, родом геркеза, жившего около 100 лет тому назад на Атреке; Залили-Муллу, жившего на Гюргене, и Вели Магомед Муллу. Кроме того, имеется стихотворный сборник, любимый народными певцами, под названием «Юсуф-Ахмед», воспевающий подвиги и приключения двух героев, Юсуфа и Ахмеда, и хивинский сборник «Шах Сенем».

Народная нравственность

Еще так недавно оставленная туркменами привычка к занятию аламанами, грабежами и разбоем с целью наживы, каким-то непонятным образом сочеталась с безукоризненной общественной нравственностью. Сделавшись русским подданным, туркмен оставил свои излюбленные занятия совершенно. Закаспийские степи и оазисы, куда 20 лет тому назад не мог показаться путешественник, не рискуя собственной жизнью и свободой, сделались более безопасными, чем Кавказ, и даже, чем многие губернии Европейской России. Убийства с целью ограбления, если и случаются в области, то виновным почти всегда является кто-нибудь из пришлого населения: кавказский инородец, перс, но не туркмен. Нанесение ран и убийства нередки среди туземного населения, но причиной их служит поруганная любовь, оскорбленная честь или ссора, но никогда не цель наживы. Случаи разбоя или грабежа почти не встречаются совершенно, а кража денег и вещей очень редко. Наиболее часто встречающийся вид кражи — это угон скота, к которому туземное общественное мнение относится снисходительно, считая это преступление своего рода молодечеством, пережитком недавнего прошлого.
Измена супружеской верности и проступки против общественной нравственности считаются у туркмен большим преступлением. Еще и теперь не редко убийство неосторожных любовников и отрезывание уха местным ловеласам.

Шариат и обычное право

Хотя туркмены принадлежат к последователям ислама, шариатские постановления которого должны служить единственным духовным, уголовным, гражданским и нравственным законом для мусульманина, туркмены руководствуются шариатом, и то до некоторой степени, только в делах бракоразводных и по разделу наследства. Все остальные части шариата ими заменены постановлениями обычного права, не только не схожими с шариатскими, но, зачастую, им прямо противоречащими.
Обычное право не делает различия между преступлениями уголовными и гражданскими и не налагает никаких личных наказаний. Всякое преступление рассматривается с точки зрения причиненного вреда или убытка. За убийство обычаем установлено кровомщение или денежный выкуп (хун), равный обыкновенно 100 текинским туманам. Кровомщение заключалось в том, что родственники убитого убивали виновного, или, так как он обыкновенно успевал скрыться, одного из его родственников. Этот обычай в настоящее время преследуется русскими законами. За угон скота или кражу по обычаю полагается только возвращение краденого и причиненных убытков.
Туземное обычное право, регулирующее до мельчайших подробностей жизнь туземного населения, не составляет писанного кодекса, а передается из поколения в поколение изустно в виде предания.

Народный суд

В свободной Туркмении, где не было никакой предержащей власти, не было также и организованного суда. Обиженный или рассчитывался сам со своим обидчиком, или по взаимному соглашению обращался к старикам, которые разбирали дело по обычаю. Так как не было и исполнительной власти для приведения решений в исполнение, то эту обязанность принимало на себя все общество, объявляя неподчинившегося решению стариков «би мамле», т. е. исключенным из общества, отверженным. В делах шариатской компетенции: бракоразводных и по разделу наследства туркмены обращались к муллам и казию (знатоку шариата).
С установлением русского владычества туземцам был дан правильно организованный народный суд в виде трех апелляционных инстанций, разбирающий уголовные дела и тяжбы, возникшие между туземцами, по обычному праву. Первой инстанцией служит аульный суд, состоящий из трех судей, выбираемых обществом каждого аула; второй — суд приставский, где под председательством пристава заседают 5 аульных судей по очереди, и третьей — Чрезвычайный съезд народных судей, собирающийся в Асхабаде один или два раза в год. Решения этого съезда, утвержденные Начальником области, считаются окончательными. В отличие от предыдущего в Мервском уезде первой инстанцией является суд Приставский, а второй уездный съезд народных судей.

Административное управление

Кроме Военного Министерства и Туркестанского Генерал-Губернатора, которым принадлежит высшее руководство в делах управления областью, непосредственное управление населением осуществляется Начальником Закаспийской области, как высшим местным административным органом, уездными начальниками в уездах, приставами и управляющими населением в приставствах и районах. Все вышеуказанные начальствующие лица назначаются из воинских офицерских чинов.
Ближайшая исполнительная власть в отдельных аулах вверена аульным старшинам, выбираемым самим населением из своей среды. Кроме того, внутренние дела аулов ведаются аульными сходами, состоящими из всех кибитковладельцев аула.

Подати

Обложение населения в пользу казны состоит из государственной покибиточной подати и земского сбора на общественные надобности. Единицей обложения является кибитка, как признак хозяйственной самостоятельности семьи.
Государственная подать определена в размере 4 рублей в год с каждой кибитки, а земский сбор на общественные надобности по 2 рубля с кибитки.
В большинстве уездов области при взимании податей применяется внутренняя раскладка подати, сообразуясь с состоятельностью отдельных кибитковладельцев. Бедные вдовы, сироты, лица не способные к труду, а также лица, прослужившие в туркменском дивизионе 10 лет, от подати освобождены совершенно.
Туземное население области вносит ежегодно около 392 тысяч рублей, из которых 273 тысячи рублей государственной подати и 119 тысяч земского сбора, что составляет по 1 р. 25 к. в год на душу населения.

Источник

Быт, нравы и обычаи туркмен

Все туркменские племена, а также присоединившиеся к ним племена, арабского и неизвестного тюркского происхождения, живут, за незначительным уклонением, одной общей жизнью, занимаются, смотря по месту жительства, общими занятиями, имеют почти одинаковые нравы и обычаи и судятся по одному общему адату («адат» — обычное право). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем рассматривать их как общее целое и лишь попутно указывать на резко отличающиеся особенности отдельных племен.

Родовое устройство племен

Отдельные туркменские племена, как было указано выше, имеют строго определенные территории для своих поселений и кочевий, границы которых они ревностно оберегают от захвата соседями. В каждом племени они селятся отдельными родовыми группами. Так, у текинцев наиболее резко разграниченными являются поколения «отамыш» и «тохтамыш», у которых в Мервском и Тедженском оазисах выделены отдельные территории. В других оазисах оба эти поколения составляют отдельные аулы, хотя и расположенные чересполосно. Различие этих поколений проходит красной нитью во всех проявлениях совместной жизни текинцев, даже на войне или аламанах, скачках, в борьбе, или на состязании в стрельбе соревнование происходит всегда между представителями этих двух поколений. У йомудов такую же роль играет с одной стороны род «джефарбай», с другой — «ак» и «атабай», у сарыков — роды «фаладжа» и «алаша» и у салор — «караман», «кичи-ага» и «еловач».
To же самое следует сказать и о следующих родовых подразделениях поколений «отамыш» и «тохтамыш»: «бахши» и «сычмаз» и «бек» и «векиль» в Мерве и Теджене имеют отдельные места для посевов и отдельные оросительные канавы, а потому живут совершенно обособленной экономической жизнью.
В Асхабадском уезде эти роды также имеют отдельные поселения.
Дальнейшие родовые отделения текинцев не играют уже такой видной роли в жизни племен, и зачастую живут совместно, составляя отделения одного и того же аула.
Во всех оазисах, занятых туркменами «теке», мы можем видеть аулы всех родовых подразделений, что объясняется тем, что во всяком военном предприятии туркмены тохтамышского и отамышского поколений всегда выставляли одинаковое количество всадников и получали поровну из захваченных у неприятеля территорий.

Оседлые, кочевые и полукочевые туркмены

По образу жизни туркмен можно подразделить на 3 категории: оседлые, полуоседлые и кочевые.
Первые живут в постоянных аулах по оазисам, среди своих усадеб, садов и посевов; вторые — лето проводят среди своих посевов, а на зиму перекочевывают со своими стадами в пески и, наконец, третьи, скотоводы по преимуществу, всегда кочуют в песках и вовсе не занимаются земледелием. К первому типу принадлежат племена огурджали и все тюркские племена не туркменского происхождения, а также часть туркмен, населяющих Асхабадский и Мервский уезды; ко второму типу, полуоседлому, принадлежат гокланы и большая часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов и весь Тедженский уезд и, наконец, к типу третьему, кочевому, за редким исключением, принадлежат все йомуды, атинцы аула Кодж и часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов.
По роду занятий оседлые туркмены по преимуществу — земледельцы, кочевые — скотоводы и полукочевые — скотоводы и земледельцы одновременно.
Арабские племена там, где они наделены водой, как в Атекском, Каракалинском и Серахском приставствах, занимаются земледелием, остальные же скотоводством.

Жилище, его внутренняя обстановка

Костюм туркмен

Костюм туркмена состоит из белой бязевой или красной шелковой рубахи, белых или темных бязевых неимоверной ширины шаровар и одного или двух халатов, надетых один на другой. Халаты бывают бумажные, стеганые на вате, с красными продольными полосками, или красные шелковые, сделанные из грубой местной шелковой материи. Иногда встречаются халаты суконные, преимущественно синего цвета или из верблюжьей материи «чекмень» местного производства. Нижний халат подпоясывается большим шерстяным шарфом. На голову туркмен надевает тюбетейку, вышитую шелком, и большую баранью мохнатую шапку шарообразной формы, а на ноги шерстяные носки и туфли без задников. Во время верховых поездок надеваются большие желтые юфтовые сапоги. Зимой все мужчины кутаются в теплые бараньи шубы.
Женский туркменский костюм состоит из красной шелковой или пестрой бумажной длинной рубашки и панталон, узко обхватывающих ногу выше щиколотки, бумажного или шелкового полосатого короткого халата, надеваемого одним рукавом на голову, головной повязки и большого шерстяного шарфа, играющего роль пояса. На ноги женщины надевают такие же чулки и туфли, как и мужчины. Грудь рубашки обыкновенно увешивается небольшими серебряными кружочками, привесками и бляшками.
На лоб надевается серебряный налобник, на руки тяжелые серебряные браслеты и через плечо серебряная сумочка, предназначенная для помещения молитв, избавляющих от дурного глаза. Боле с богатые надевают на голову шелковый расшитый шелками халат зеленого, желтого или белого цвета, смотря по тому, будет ли это молодая, пожилая или старая женщина, и различной формы ошейники, нагрудники, привески на косы и другие украшения, сделанные из массивного серебра.
Женский костюм неизменен и летом, и зимой, с тем лишь отличием, что некоторые женщины надевают в холода небольшой стеганный халат; шубы женщины не носят вовсе.
Как туркмены разных племен, так и арабские и иные тюркские племена, живущие в области, носят один и тот же костюм без всяких существенных изменений; разве некоторое различие можно усмотреть в форме носимых разными племенами шапок. Исключение составляют огурджалинцы и племена, населяющие восточный берег Каспийского моря. Находясь с давних пор в торговых сношениях с Россией, племена эти одеваются преимущественно в ткани русского производства, а мужчины в русское сукно. Самый костюм огурджалинцев и прибрежных йомудов несколько изменился: мы видим у многих из них под халатом чекмень, напоминающий таковой же кавказских инородцев; изменился также покрой халата и обувь.

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

Умственное развитие и образование

По отношению к умственному развитию туркмен не отличается ни особенной сообразительностью, ни восприимчивостью, но в то же время он далеко не глуп и очень рассудителен.
Грамотность развита весьма слабо, и количество школ стало увеличиваться лишь после замирения края. Грамотных насчитывается по одному или нескольку человек в каждом ауле, причем каждый, умеющий читать и писать и знающий, хотя и без понимания смысла, необходимый для совершения треб набор молитв, считается муллою.
Программа туземных школ такова, что образование в них ни мало не может способствовать расширению умственного кругозора учащихся и не дает никаких положительных знаний, а обучение ограничивается бестолковым заучиванием арабских молитв и книг шариата на том же непонятном им языке.

Религиозность

Причисляя себя к мусульманам суннитского толка и последователям учения Имам Агзама, как и все другие инородцы, населяющие нашу Среднюю Азию, туркмены не фанатичны и мало религиозны.
Они имеют весьма смутное понятие о коране и о сущности мусульманского учения, ограничиваясь, за редким исключением, весьма неаккуратным исполнением мусульманской обрядности: поста, молитвы и дачи закята. «Хадж» (хождение в Мекку на поклонение) и многие другие мусульманские обряды туркменами не исполняются совершенно. Малая религиозность туркмен зависит главным образом от почти поголовной безграмотности населения и малого количества мулл, знакомых с шариатским учением.
Руководство религиозным образованием туркмен лежит преимущественно на ишанах, которые и имеют под своим наблюдением духовные школы (медресе). В общественных делах ишаны никакого участия не принимают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *