тверская переход на чеховскую какой вагон
Удобные пересадки московского метро
Самый яркий пример – «Павелецкая». Переход с «Павелецкой»-кольцевой на «Павелецкую»-радиальную – кажется, самый длинный в Москве. Плюс тесные крутые лестницы – фирменный знак «зеленой» ветки. Но я им уже несколько лет не пользовался. Эскалатор в конце зала ведет в круглый вестибюль, там буквально в десяти шагах – второй эскалатор, и все. На кольцевой выход в город один, не заблудишься, на радиальной – два, на переход – тот, что не к вокзалу. При этом на радиальной еще нарочно табличка висит у эскалатора: «Переход на Кольцевую линию в центре зала». Ага, спасибо. Я в курсе.
«Театральная» – «Охотный ряд». Вот тут посложнее. На «Охотном ряду» два выхода в город, и каждый раз приходится заново вспоминать, на котором из них можно перейти на «Театральную». Кажется, на том, что к Большому театру, но надо будет проверить. А «Театральная» вообще очень запутанная станция, там легко заблудиться – но, опять же, если воспользоваться нужным эскалатором, не придется карабкаться по лестницам и блуждать по переходам. Короче, путь проверенный, но нуждается в уточнении.
Есть, говорят, еще такой же переход с «Театральной» на «Площадь революции», но я там никогда не был.
«Пушкинская» – «Тверская» – в принципе, там и переход довольно удобный, но, если вам ломы подниматься по лестнице, И У ВАС ИМЕЕТСЯ ПРОЕЗДНОЙ С НЕОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ ПОЕЗДОК, или вам не жалко потратить лишнюю поездку, можно подняться на эскалаторе, и тут же войти обратно и спуститься на эскалаторе на нужную станцию. Насчет проездного – важно, потому что, поднявшись наверх, вы окажетесь за турникетами. Имеет смысл, если у вас, например, тяжелый громоздкий груз, который неохота таскать по лестнице.
«Комсомольская» кольцевая-радиальная – в принципе, так тоже сделать можно, там эскалаторы выводят в один зал, но смысла не имеет: по пути к эскалаторам куча лестниц и переходов. Имеет смысл, только если официальный переход забит под завязку: на выходе лестницы и коридоры шире. Но на выходе обычно и толпа гуще, три вокзала все-таки.
Это пока все, что я вспомнил. Предлагаю дополнить, систематизировать, и, может быть, выложить куда-нибудь, если этого еще не сделали. Я пока не нашел.
Лайфхаки московского метро. Часть 3. Как сэкономить время при пересадках.
В московском метро есть множество переходов между станциями, на которых лучше идти совсем не туда, куда предлагают двигаться навигационные знаки. Это позволит сэкономить время или переходить более комфортно, а не в основном потоке оголтелых москвичей и гостей столицы.
1. Тургеневская — Чистые пруды.
Куда ведут указатели: лестница вверх в центре зала.
Альтернатива указателям : Эскалатор вверх в торце станции, там где висит указатель “выход в город”. Поднимаемся на эскалаторе, идём налево и видим табличку «Нет прохода». Если не желаете «нарушать», идем дальше напрfво. Там проход вполне разрешен. Слева увидите эскалатор, по которому уже можно спуститься на Чистые пруды. Это займет чуть больше времени, но большинство этого времени уходит на поездку на эскалаторе, а не ходьбу по очень длинному переходу. К тому же не надо подниматься по лестнице. Если вы с тяжёлым чемоданом, это весьма и весьма неудобно.
2. Чистые пруды — Тургеневская.
Куда ведут указатели: эскалатор вниз в центре зала.
Альтернатива: эскалатор вверх в торце станции с табличкой «выход в город». Поднимаемся на эскалаторе, далее направо. Справа видим эскалатор вниз (сейчас там стоит ужасно убогое ограждение — пока идёт ремонт. Эскалатор сразу будет за ним), далее спускаемся по эскалатору.
3. Библиотека имени Ленина — Арбатская.
Если верить указателям: лестница вверх в центре зала.
Альтернативный маршрут навигации: лестница вверх без знака в торце станции. В действительности проход через торец станции не возбраняется и для него выделена левая половина перехода, но указатели на станции отсутствуют, а вот как только поднимитесь по лестнице, которая вроде как только для пассажиров идущих на платформу, слева вы увидите указатели на выходы и переходы. Двигайтесь далее. Вы упрётесь в этот же самый эскалатор, к которому ведёт очень длинный загнутый тоннель, по которому предлагается идти по указателям. Так гораздо короче и быстрее.
4. Библиотека имени Ленина — Александровский сад.
Легальный переход: лестница вверх в центре зала.
Альтернатива есть: та же лестница вверх без вывески в торце станции. Поднимаетесь по лестнице и обходите с правой стороны. Справа будет три маршрута, над каждым из которых висит указатель «проход запрещён». Сначала один, потом ещё два. Если вам нужен поезд до Международной, смело идите во второй проход направо. Если до «Кунцевской» — в третий тоннель. Вы сразу окажетесь на нужных для посадки платформах. Если же идти по указателям, вам придётся преодолеть несколько лестниц и потратить много дополнительного времени. Хотя в данной ситуации вы и пройдёте под запрещающий знак, вы никому не помешаете — людей с платформы идёт совсем немного и очень часто там просто совершенно никого нет.
5. Театральная — Площадь Революции.
Официальный способ пересадки: лестница вверх в центре зала.
Альтернативный вариант: эскалатор в торце с указателем «Выход в город на Площадь Революции». Поднимаетесь на эскалаторе и тут же спускаетесь на другом и оказываетесь на другой станции. Альтернативный способ гораздо шустрее и удобнее. Официальный вариант подразумевает под собой очень долгую прогулку по подземному тоннелю
6. Площадь Революции — Театральная.
Официальный переход: лестница вверх в центре зала.
Альтернативный способ: эскалатор в торце с вывеской «Выход в город на Площадь Революции». Поднимаетесь на эскалаторе и тут же спускаетесь на другом. Похожая история на Павелецкой с кольцевой на зеленую. Официальный переход в центре станции, спуск вниз и долгое пешее путешествие по тоннелю. Неофициально — по эскалатору в торце подняться и спуститься. Наоборот — аналогичный путь, главное не перепутать торцы. Главное не надо переходить через выход к Павелецкому вокзалу.
Театральная — Охотный Ряд. Вверх по эскалатору в сторону ЦУМа.
Пушкинская — Чеховская и обратно. Вместо лестницы в центре станции, выход к Страстному бульвару. Выход единый. Переход сделать можно без проблем.
Комсомольская кольцевая и радиальная — та, что с балконами. Знаки рекомендуют пройти в центр зала, подняться на балконы и там уже переходить, хотя проще и быстрее через торец станции, в который всё равно попадёшь по этому балкону.
На курской (если вам нужен вокзал) нужно сразу после эскалатора свернуть налево и снова налево в тоннельчик. По нему можно сразу попасть в вокзал. Официальный маршрут предполагает выход на улицу, а потом в вокзал, или проход в тоннель под платформами.
Наверняка вы знаете еще другие способы перехода и на других станциях метрополитена. Если знаете о них, напишите в комментариях, сделаете доброе дело и войдете в историю лайфхаков московского метро
Если Вы прочитали пост целиком до данного места, то возможно Вас также заинтересует первая и вторая часть лайфхаков в метро.
Пересадки, которых нет (часть 2)
В прошлый раз я разобрал случаи станций московского метро, которые прямо сейчас строятся или были недавно построены, но пересадок у которых нет или не будет некоторое время. Сегодня же «запущенные» случаи, когда пересадки десятилетиями не строятся, хотя планы на них давно есть.
Upd. Добавлена информация по станции «Сретенский бульвар».
Смоленская
Примерная схема пересадки между станциями «Смоленская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий, которая могла бы быть построена в рамках строительства «Плющихи» Калининско-Солнцевской линии, третей станции в этом узле. Автор схемы Владислав Лавров. Это тот случай, когда стройка ещё не началась, а пересадку уже отменили. Всему виной то, что эти линии и так имеют между собой три пересадки: на «Кунцевской», на «Киевской» и между «Арбатской» Арбастко-Покровской и «Александровским садом» Филёвской линии. Данная пересадка могла бы связать восточный торец «Смоленской» Филёвской линии и западный торец одноимённой станции Арбатско-Покровской линии. Через неё также можно было бы перейти на «Плющиху» Калининско-Солнцевской линии. Однако и между Калининско-Солнцевской и Филёвской линиями есть пересадка с «Делового центра» на «Выставочную». Правда, основной ход «Филёвки» до «Кунцевской» не имеет и не будет иметь в перспективе прямой пересадки на жёлтую линию. Однако проблему частично решает перегон «Парк Победы» — «Киевская» Арбатско-Покровской линии, который позволяет сделать такую пересадку.
На старой схеме «Смоленской» Филёвской линии есть лестница у восточного торца, к которой примыкал коридор к несуществующему сейчас наземному вестибюлю посередине Садового кольца (Смоленской площади). Сейчас этот коридор переделан в подземный переход под Садовым кольцом, а лестница на платформе станции закрыта. Думаю, примыкание к ней маловероятно, так как потребует перестройки подземного перехода. Впрочем, кто его знает, что тут планировали. Подземного перехода в те годы здесь не было. Если бы всё же станцию «Плющиха» с переходами построили, не пришлось бы закрывать «Смоленскую» Арбатской-Покровской линии на замену эскалаторов.
(фото от мая 2011-го года, автор — russos.livejournal.com)
(фото от мая 2011-го года, автор — russos.livejournal.com)
Чкаловская — Курская
Прямого перехода между станциями «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской и «Курская» Кольцевой линии сейчас нет. Выше на схеме примерно показано, как могли бы соединяться эти станции пересадочным коридором. Вот ещё на плане можете мысленно его отобразить:
Какое-то время на площади перед Курским вокзалом сохранялась шахта, при помощи которой строили станции метро. Потом её переделали в вентшахту №401 Кольцевой линии. Но потом её законсервировали, а саму площадь у вокзала поглотил торговый центр «Атриум». Так или иначе, почему-то этот переход был выкинут уже на стадии проектирования узла. Например, на визуализации 1990-х годов его нет:
Очевидно, переход должен быть выполнен в виде коридора с эскалаторным наклоном, примыкающего ходками к центральным залам обеих станций. Но сейчас там никаких видимых заделов нет, об их существовании известно лишь проектировщикам станции «Чкаловская». И тут в очередной раз надо сказать о том, что замена эскалаторов на станции «Курская» Кольцевой линии была бы менее болезненной, если бы между ней и «Чкаловской» Люблинско-Дмитровской линии имелся прямой переход. Саму «Курскую» не закрывали, но из-за закрытого северного выхода тогда выросла нагрузка на южный, а он ещё и работает как пересадка на «Чкаловскую». Впрочем, кто-то пользовался для попадания на Кольцевую линию «Курской» Арбатско-Покровской, ведь у них общий вестибюль (у последней это единственный выход).
Боровицкая — Библиотека имени Ленина
Да, такой переход существует и довольно востребован. О чём же идёт речь? А дело в том, что для пересадки между станциями планировался отдельный коридор, который соединял бы общий вестибюль «Боровицкой» Серпуховско-Тимирязевской и «Библиотеки имени Ленина» Сокольнической линий и центр платформы последней. В 1970-е и в 1980-е годы, когда проект станции «Боровицкая» не раз пересматривали, этот коридор неизменно присутствовал на схемах узла. На более поздней схеме даже показано направление движения по пересадке: с «Библиотеки имени Ленина» на «Боровицкую», а обратно так, как это происходит сейчас в обе стороны через общий вестибюль.
Похоже, что строить пересадочный коридор под зданием Библиотеки имени Ленина (сейчас — Российская Государственная Библиотека) посчитали делом довольно хлопотным, учитывая, что при строительстве общего вестибюля по соседству начал разрушаться Дом Пашкова. Данный переход мог примыкать к общему вестибюлю примерно сюда (стена справа):
(фото от 2020-го года, автор — bluesmaker.livejournal.com)
Киевская
Ещё одна пересадка могла бы появиться при строительстве второго выхода на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии на одноимённую станцию Филёвской линии, это был бы второй путь для перехода между станциями. На «Киевской» Арбатско-Покровской линии в западном торце центрального зала есть две незадействованных ходка со стороны направления движения поездов от «Смоленской» к «Парку Победы». С ними должен соединиться подходной коридор к эскалаторному наклону, выводящему к подземному вестибюлю во 2-м Брянском переулке. Вестибюль продлевается дальше на юг и соединяется со вторым ярусом западного торца платформы «Киевской» Филёвской линии. Скоро здесь возникнет ситуация с заменой эскалаторов на наклоне, который сейчас является общим выходом в город и пересадкой между станциями узла, при этом пересадка между «Киевскими» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий будет возможна по отдельному пути, как и между станциями Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. А между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями пересадки временно не будет, придётся переходить через Кольцо, либо ехать до центра, где такая пересадка возможна.
(фото от 02.05.2011, автор — Aviateur, сайт transphoto.org)
(фото от апреля 2013-го года, автор — russos.livejournal.com)
Парк культуры
Прямой переход между станциями метро «Парк культуры» Сокольнической и Кольцевой линий должен был снять нагрузку с общего для них вестибюля. Он мог быть построен до того, как пришлось менять эскалаторы на наклоне этого выхода, относящемся к выходу станции Кольцевой линии. Однако как всегда не успели или не захотели. Впрочем, проблема здесь сохраняется, так как три машины на этом наклоне заменили тоже на три, а не на четыре, как делают в последнее время. Переход должен был соединяться ходками с центральным залом «Парка Культуры» Кольцевой линии и вторым ярусом платформы на станции Сокольнической линии, куда сейчас примыкает выход в общий для двух станций вестибюль. Между этим точками планировались подходные коридоры и эскалаторный наклон. Наклонный ход должен был строиться с площадки на Садовом кольце (Зубовского бульвара) рядом с объединённым вестибюлем станций. Скорее всего после открытия прямого перехода старый путь для пересадки был бы закрыт, он работал бы только на выход.
(кадр из видео от января 2020-го с YouTube-канала «Юрий Демидов»)
Тверская — Чеховская
Изначально вторая пересадка между станциями «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской и «Тверская» Замоскворецкой линий планировалась между центральными залами обеих станций с примыканием ходками к «Чеховской» и к помещению под платформой «Тверской». Скорее всего, именно так, ведь туда ведёт две группы эскалаторов, насколько это можно разобрать из схемы. Аналогично туда же предлагалось вывести подходной коридор пересадки на «Пушкинскую» Таганско-Краснопресненской линии, который так и сделан.
В более поздних был показан второй путь для пересадки, соединяющий ходки в центральном зале «Чеховской» и лестницы в южных торцах боковых залов «Тверской» (либо эскалаторы, по схеме не очень понятно). Между станциями был построен только переход, связывающий их западный и южный торцы.
На, очевидно, более поздней схеме узла, которая зачем-то была опубликована раньше предыдущих в журнале «Метрострой», показано всё примерно как и построили, то есть без дополнительного перехода и ещё одного выхода:
Скорее всего, примыкание к торцам боковых залов «Тверской» посчитали небезопасным. Сейчас, насколько я знаю, никаких заделов там нет.
Третьяковская — Новокузнецкая
Замыкает список непостроенных переходов таковой между «Третьяковской» (северный зал, относящийся к Калининской линии) и «Новокузнецкой» (на Замоскворецкой линии). Вот так это выглядит на схеме из проекта станции:
Сейчас построен только один из двух переходов в восточном торце северного зала станции «Третьяковская». А в южном зале построены оба, там разделены потоки пассажиров, пересаживающихся в разных направлениях. В северном зале такой переход по планам должны строить после продления Калининской линии на запад, то есть теперь это соединение с Солнцевской линией. Так как данный вопрос успешно «завис», то и здесь сроки непонятны.
Переход должен соединяться с ходками, которые построены в центральном зале северной станции «Третьяковская», а дальше подходным коридором и эскалаторным наклоном с другим коридором и ходками в торец центрального зала «Новокузнецкой». Дальше, видимо, лестница к платформе этой станции и проходы в боковые залы. Похожее решение применено в южном торце той же «Новокузнецкой» для перехода из южного зала «Третьяковской» и в обоих торцах «Театральной» Замоскворецкой линии для перехода с «Охотного ряда» Сокольнической и на «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, у которой в западном торце применено то же решение. Утверждается также, что строительство заморозили из-за нехватки средств на перенос понизительной подстанции из северного торца центрального зала «Новокузнецкой». Другие слухи говорят, там всё готово, кроме переноса подстанции. Я сомневаюсь: на «Новокузецкой» никаких заделов не просматривается.
(фото от сентября 2015-го года, автор — russos.livejournal.com)
(фото от 2013-го года, автор — e-strannik.livejournal.com)
(фото от 2013-го года, автор — e-strannik.livejournal.com)
Сретенский бульвар
Изначально выход в город и пересадка со станции «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской должны были быть по разным коридорам. Выход в город примыкал к западному торцу «Сретенского бульвара» и с помощью малого наклонного хода поднимался на промежуточный уровень коридора над «Тургеневской», а далее большой эскалаторный наклон выходил в подземный переход, как это и было реализовано позже. Пересадка же осуществлялась между центральными залами станций отдельно с примыканием ходками. Коридор пересадки таким образом шёл практически параллельно коридору выхода.
В дальнейшем проект поменяли так, что для пересадки и выхода в город стал использоваться общий маршрут, но к станции «Тургневская» примыкание всё ещё осуществлялось ходками в центральный зал (визуализация выше). Потом и этот рудимент исчез и на следующей схеме всё уже показано так, как позже построили, но коридор отдельной пересадки на ней всё ещё был обозначен.
Сейчас на месте примыкания отдельной пересадки к станции «Тургеневская» расположена лестница, ведущая в общий коридор выхода в город и пересадки на «Сретенский бульвар»:
(фото от сентября 2015-го года, автор — bluesmaker.livejournal.com)
Продолжение следует?
Больше мне не удалось найти информации про непостроенные пересадки на станциях московского метро. Возможно, вы знаете больше меня и подскажите упущенные моменты. А на этом у меня всё. Спасибо за внимание!
Метро «Тверская»
«Тверская» – это уникальная станция Московского метрополитена. Бывшая «Горьковская» была сооружена на участке, по путям которого в течение всего периода строительства проходили поезда. Несмотря на сложную конструкцию, архитектура подземного пространства станции простая и лаконичная. «Тверская» – светлая и комфортная станция с удивительной историей.
Подземная станция находится в Тверском районе Центрального округа Москвы рядом с одноименной улицей «Тверская». Станция входит в состав Замоскворецкой линии метро. Соседние станции – «Маяковская» и «Театральная».
Проектирование и строительство
Станцию на месте нынешней «Тверской» хотели построить задолго до её появления. В начале 30-х годов во время строительства второй очереди Московского метрополитена запланировали построить на Тверском радиусе между «Площадью Свердлова» (сейчас называется «Театральная») и «Маяковской» две станции: «Моссовет» и «Страстную площадь».
Оба подземных объекта из проекта метрополитена убрали к открытию Горьковского радиуса в сентябре 1938 года. Одновременно сохранили участок под станцию, которую на схемах из «Страстной площади» переименовали в «Пушкинскую площадь». Между «Маяковской» и «Театральной» появилась возможность достроить ещё один объект в будущем. Для задела станции тоннели в перегонах расположили на расстоянии друг от друга, а участок под залы выровняли, сделав небольшой уклон.
Несмотря на то, что изначально в Метрострое рассчитывали соорудить станцию до конца 1957 года, к строительным работам приступили только после 1970 года. На этапе проектирования хотели продлить Ждановско-Краснопресненский радиус до Пушкинской площади, чтобы пассажиры могли перейти оттуда на Замоскворецкую линию. Для осуществления плана пришлось построить станцию «Горьковская» на функционирующем участке электрофицированных железнодорожных путей.
Ещё до открытия «Пушкинской» возвели эскалаторный наклон «Горьковской» и переход между двумя станциями. Сначала хотели проводить работы через вертикальную горную выработку в шахте. Для этого нужно было направить электропоезда в обход по временным тоннелям. Строительство такой конструкции оказалось невозможным из-за плотной застройки центра столицы и сложных гидрогеологических условий. В результате станцию построили закрытым способом с помощью шахтного ствола «Пушкинской» на глубине 42 метров от поверхности. Рабочие прошли множество непростых этапов, чтобы 20 июля 1979 года «Горьковская» открылась для пассажиров. Одновременно появился переход на Ждановско-Краснопресненский радиус. На тот момент вместе с «Горьковской» в столичном метро стало 108 станций.
Первоначальное название станции –«Горьковская» в честь известного прозаика Максима Горького. Вместе с «Пушкинской» и «Чеховской» они образовали писательское трио в метро. Улица на поверхности над станцией называлась Горьковской.
Затем в начале ноября 1990 года улицу переименовали в Тверскую, и станцию переименовали в её честь.
Для «Тверской» создали уникальный проект, запланировав сложную конструкцию с пилонами и тремя сводами. Оформление помещений скромнее, чем у других центральных станций столичного метро. Однако отсутствие роскошного декора не делает станцию менее красивой и стильной.
Стены залов облицованы светлым мрамором, а на полу уложены гранитные плиты красного оттенка. Подземное пространство «Тверской» оформлено в тематике творчества Максима Горького, в честь которого первое имя станции. Над созданием декора внутреннего убранстве работал скульптор Вячеслав Клыков.
Возле южной торцевой стены станционного зала раньше была установлена скульптура «Горький – Буревестник Революции», изображающая выдающегося русского писателя в полный рост. Когда в той части центрального зала появился переход на «Чеховскую» Серпуховско-Тимирязевской линии, скульптурную композицию перенесли в помещение между наклонами эскалаторов станции.
В центре зала «Тверской» расположен эскалаторный переход, который ведёт на «Пушкинскую». Для освещения платформ за карнизом над пилонами установлены яркие светильники.
У станции нет ни одного собственного вестибюля. Вход и выход пассажиров происходит через аванзал, общий для «Тверская» и «Пушкинская». Это два помещения прямоугольный формы, построенные под Пушкинской площадью. В вестибюле светлая и уютная атмосфера. Стены облицовано бело-серым коелгинским мрамором со слабым рисунком. Залы связаны между собой недлинными и просторными коридорами. Потолки в вестибюле низкие рельефные с крупными балками перекрытия, а посередине зала находятся ряды колонн: рядом с эскалаторами закругленные, а в кассовом зале – с прямыми углами. Одна из стен, оставшаяся от торгового комплекса «Тверской пассаж», отделана мраморной брекчией жёлтого и оранжевого оттенков. Покрытие пола каменное с узорами из различных горных пород.
В промежуточном помещении расположен кассовый зал и зоны для сотрудников Московского метрополитена. Пассажиры выходят на поверхность в здание издательства «Известия» на Тверскую улицу через переходы, расположенные под землёй.
Станция включена в пересадочный узел, в состав которого помимо «Тверской» входят «Пушкинская» и «Чеховская». Из центра станционного зала с помощью эскалаторов пассажиры могут перейти на Таганско-Краснопресненскую линию. В южном торце зала в 1987 году построен переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
Станция расположена в Центральном административном округе Москвы. Рядом с «Тверской» можно прогуляться по старинным улицам города, любуясь памятниками архитектуры и истории страны. Жители и гости столицы с удовольствием посещают спектакли с участием талантливых артистов в Московском государственном театре «Ленком» Марка Захарова, Музыкальном театре оперы и балета К. С. Станиславкого и В. И. Немировича- Данченко. Дети и подростки оценят профессиональные представления в ТЮЗе – театре юного зрителя.
В доме номер 21 на улице Тверская расположен Государственный центральный музей современной истории России, который входит в число самых крупных музеев новейшей истории в мире. Здание музея – архитектурный памятник московского классицизма второй половины 18 века. Там расскажут новые подробности и интересные факты об исторических событиях современной России. Это технологичный многофункциональный музейный комплекс, где собраны 17 типов разных видов экспонатов.
Чтобы прогуляться с удовольствием и пользой, стоит посетить Сад Эрмитаж – развлекательный и культурный комплекс, состоящий из трех театров, кинотеатра и сцены, действующей в летнее время. Здесь можно весело провести время с семей или друзьями, вкусно перекусить в кафе или заняться творчеством в специальной студии.
Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене