твиттер когда появился в каком году
Twitter: история длиной в 9 лет
Полностью изменить окружающий мир, ограничившись 140 символами… Реально ли это? Более чем! Сейчас лишь люди, безнадёжно отставшие от прогресса, не слышали о Твиттере. Конечно, старшему поколению такое ещё можно простить, но вот молодому — ни за что. Твиттер упоминают везде — в телевизионных выпусках новостей, на интернет-ресурсах. В этой сети мы узнаём о последних событиях, здесь же следим за жизнью популярных людей и своих друзей… Предлагаем вам вернуться в прошлое и ещё раз вспомнить важные этапы эволюции Твиттера — от момента создания до сегодняшнего дня!
Не Земная популярность
Твиттером пользуются миллионы людей во всех уголках планеты. Но даже это — не предел.
Это интересно: Твиттеру тесно на Земле, и в последнее время некоторые твиты публикуются непосредственно из Космоса. Так, астронавты регулярно выкладывают в соцсеть снимки, сделанные на околоземной орбите, и они становятся невероятно популярными. Пишут в Твиттер и космические аппараты, например, марсоход Curiosity.
Даже космонавты не могут обойтись без Твиттера! Конечно, их селфи становятся дико популярными
Судя по данным социологических исследований, личные Твиттер-аккаунты имеют уже около 90% мировых правительств. Лидеры по количеству подписчиков — американские звёзды эстрады Джастин Бибер, Леди Гага и Кэти Перри. За жизнью последней следит более 72 миллионов фолловеров — это больше, чем население всей Франции или, например, Великобритании! Фантастическая популярность, согласитесь. Но путь ко всеобщему признанию для любимой социальной сети миллионов пользователей был непростым и тернистым, а разработчикам пришлось преодолеть множество препятствий. Давайте же вернёмся к истокам.
Отец Twitter — Джек Дорси
Начиналось всё в не таком уж и далёком 2006-ом году. Тогда три специалиста в сфере IT-технологий — Джек Дорси, Эван Уильямс и Биз Стоун попробовали совместить сервис instant messenger с блогами. Основополагающим принципом любого изобретения является начальная идея. В этом случае, она появилась в голове у Джека Дорси.
Джек Дорси — человек, без которого не было бы Твиттера
Дорси не мог не стать программистом, увлечённым инновационными технологиями. Ещё в школьные годы, в возрасте 14 лет парень начал проявлять большой интерес к процессам логистики транспортных перевозок. Больше всего ему нравилось изучать программное обеспечение, используемое в данном процессу.
Стоит ли удивляться, что и карьеру он начал в той же сфере? Open source должны быть благодарны Дорси за его идеи и разработки. Созданное Джеком программное обеспечение и сегодня используется множеством компаний, координирующих работу такси. Но в начале 2000-го года молодой и перспективный программист бросил хорошо оплачиваемую работу и уехал жить в Калифорнию. Причина в том, что он понял: работать на кого-то у него уже нет желания.
Судьба была благосклонна к Джеку, и на новом месте всё пошло, словно по накатанной. Здесь Джек основал собственную компанию, предоставлявшую услуги курьеров и перевозившую клиентов. Но это было не то, чего ему хотелось. Всё изменилось, когда в один день молодой программист зарегистрировался в ЖЖ. Это и определило его дальнейшую карьеру. Не случись этого — и мы, скорей всего, так бы никогда и не узнали о Твиттере.
Сегодня сотни миллионов людей не могут представить свою жизнь без Твиттера. Пусть и на телефоне, но он обязан всегда быть рядом!
LiveJournal — не идеален
LiveJournal к тому времени был не настолько популярным, как через 4-5 лет. Ресурс только недавно был основан и лишь начинал развиваться. Пользователи же регистрировались через специальные приглашения. Однако, сама концепция, которая была воплощена в онлайн-журнале, заинтересовала программиста. Он заметил один маленький, но существенный недостаток, искоренение которого, по мнению Джека Дорси, сделало бы интернет-ресурс намного более «живым». Для этого не хватало всего лишь одной мелочи — позволить пользователям публиковать в Интернете свои мысли и последние новости в режиме «онлайн».
Эффективно выполнять все функции по ведению бизнеса, а также использование сервиса онлайн бухгалтерия, ему помогали современные программы, основанные специально для удобного управления своим бизнесом.
Но реализовать эту задумку удалось лишь через несколько лет. А пока Джек занялся реализацией куда более приземлённых проектов. Вернулся же к своей идее Дорси только в 2005-ом, к тому времени он работал на благо компании Odeo Inc.
Простая, но гениальная идея
В Odeo были заинтересованы в разработке сервисов, ориентировавшихся на текстовые сообщения. Собственно, благодаря этому Джек Дорси и пришел сюда. В середине 2000-х компания переживала не лучшие времена. Рыночная конкуренция была очень сильной, поэтому свежие решения и новые идеи были жизненно необходимы для того, чтобы выбиться в лидеры.
Суть обсуждений в Твиттере
Это интересно: Созданию Твиттера предшествовал длительный «мозговой штурм», проведённый правлением компании Odeo. Сидя на лавочке в близлежащем парке и наслаждаясь сочными мексиканскими бургерами, Дорси представил компаньонам своё окончательное видение Твиттера.
Дорси поделился с коллегами своей идеей по созданию сервиса, позволяющего людям постоянно быть на связи со своими друзьями. Помимо этого, с помощью такого ресурса можно было бы ещё узнавать, где Ваши друзья сейчас находятся и чем они занимаются. Идея пришлась по душе руководству.
Джек постарался сделать так, чтобы добавлять новые публикации можно было быстро и удобно. Было решено сделать упор на небольшие текстовые сообщения, отправляемые с телефона. Отсюда и исходят корни ограничения максимального количества символов в твите (максимум — 140 с учётом пробелов).
Дорси понадобилось всего лишь 3 недели недель, чтобы создать прототип будущего сайта. Просмотрев работавшую безукоризненно модель, сотрудники были приятно удивлены. Сам сервис показался им очень простым, но при этом – идеально справлявшимся с поставленными перед ним задачами и не требовавшим дополнительных доработок. Был начат закрытый режим тестирования. Изначально прообраз Твиттера испытывался лишь пятью десятками пользователей.
А знаете ли вы, что символ Твиттера — синяя птичка Ларри Бёрд, была названа в честь баскетболиста?
Биз Стоун в один из дней тестирования был занят домашней работой. Вдруг его мобильный подал короткий сигнал. Посмотрев на экран, Биз увидел, что прямо сейчас Джек Дорси отдыхает, потягивая через трубочку слабоалкоголку. Тогда Стоун и заинтересовался идеей инновационного ресурса всерьез.
«Щебетание» было занято
Свежесозданный сайт разместили на адресе Twttr.com. Таким было оригинальное кодовое название сети. Оно произошло от слияния названия соцсети Flickr и краткого SMS-кода.
Слово же «Твиттер» в переводе с английского означает подражание щебету птиц, а по замыслу разработчиков — «маленький поток несущественной информации». К сожалению, домен Twitter.com на тот момент был занят.
Тогда, в 2006 году, история Твиттера только начиналась. А сам сайт был размещён по адресу twttr.com
Даже новый ресурс не сильно улучшил дела компании Odeo — они шли плоховато. Сотрудники постоянно увольнялись. А пользователи просто дурачились на сайте, так как не видели никакого смысла в серьёзном использовании ресурса.
Первый серьезный инвестор
Первые месяцы существования сервиса остались позади, однако, никаких положительных тенденций не наблюдалось. Единственным достойным упоминания событием стала покупка доменного адреса Twitter.com и последовавшее за этим переименование сервиса.
Интересно, что поначалу Твиттер имел одного-единственного серьёзного инвестора. Им стал интересующийся сферой «айти-технологий» бизнесмен Эван Уильямс (также являвшийся одним из основателей Odeo). Денег было очень мало, поэтому, с целью оказания Твиттеру дополнительной поддержки, была создана компания. Её назвали Obvious Corp.
«Отцы» Твиттера — Биз Стоун, Эван Уильямс и Джек Дорси
Twitter-бум
Проект начал окупаться лишь ближе к концу 2006-го года. Сотни людей смогли рассмотреть все преимущества нового ресурса и всерьёз «подсели» на Твиттер.
Это интересно: Фестивалю SXSW, проходившему в 2007-ом году, было суждено стать переломным моментом в истории ресурса. По ходу фестиваля количество публикуемых пользователями твитов увеличилось в 3 раза — с 20 000 до 60 000 в сутки.
Люди комментировали все интересные события фестиваля в онлайн-режиме и координировали свои действия через Twitter. Именно на этом фестивале и была вручена первая награда Джеку Дорси, попутно получилась хорошая реклама. Популярность росла стремительно.
Уже в 2007-ом году ресурс обсуждали буквально во всём мире. Для многих людей не прокомментировать буквально каждый свой шаг уже казалось невозможным. Другие, видя такой интерес к сервису, захотели испытать Твиттер самостоятельно. Но разработчиков такой наплыв юзеров застал врасплох. Поэтому, сервис часто сбоил и работал нормально лишь периодически.
А так Twitter выглядел в 2008-ом году. Слышали ли вы тогда об этом сервисе?
2008-2009: бешеный рост популярности
Окончательно справиться со всеми техническими неполадками руководство сервиса смогло только к 2008-му году. Это время стало для Твиттера решающим. Социальный ресурс продолжал развиваться и стремительно набирать обороты. Происходили определённые перемены и в руководстве. Например, появлялись новые группы инвесторов, готовые вкладывать свои деньги в амбициозный проект. Тогда же компания Twitter Inc (возглавленная Джеком Дорси), наконец, отделилась от Obvious Corp.
В 2008-ом году в Твиттере было около 3 миллионов зарегистрированных юзеров, к середине 2009-го — уже более 8 миллионов. Также в 2009-ом году, через 3 года, 2 месяца и 1 день после запуска проекта, твиттеряне преодолели символический рубеж в 1 миллиард твитов. Сегодня же миллиард сообщений юзеры публикуют всего за неделю.
Это интересно: В 2008-ом году в компании «Твиттер» работало всего лишь 8 человек. В 2011-ом количество сотрудников уже превысило 500.
Логотип Твиттера также менялся и каждый раз становился всё проще
Что было потом?
События, происходившие потом, достаточно свежи в памяти. Ресурс постоянно обновлялся и совершенствовался, расширялась его функциональность. Сначала появились такие полезные нововведения, как RSS трансляции, групповой чат, мгновенные ссылки на сообщения, расширенный поиск и т.д. После каждого обновления интерес общества к социальной сети увеличивался в геометрической прогрессии. Освещать свою жизнь в Твиттере стало модно.
Важную роль в популяризации ресурса сыграли знаменитости. Когда они начали регистрироваться в Твиттере — сюда сразу же «набежали» тысячи их поклонников, стремившихся следить за жизнью своих кумиров «без камер» и, чем чёрт не шутит — даже напрямую общаться с ними.
Это интересно: На данный момент аудитория сервиса составляет около 300 миллионов пользователей. Из них 120 миллионов — жители Соединённых Штатов.
Твиттер стал куда более похожим на современную социальную сеть, когда появилась возможность добавлять в твиты фотографии. Сначала можно было прикрепить к сообщению лишь 1 снимок, сейчас — до 4. Долгое время для добавления изображений была необходимость пользоваться сторонними сервисами, что было не очень удобно. Сейчас же фотографии можно загружать на Твиттер через удобный интерфейс. Чуть позже к твитам стало возможно добавлять ещё и видеоролики.
Мобильной версией Твиттера сейчас пользуется больше людей, чем десктопной!
Ещё одним важным этапом стала интеграция Твиттера с мобильными платформами. Сначала были созданы официальные приложения для ОС Android и iOS, позднее добавились и другие платформы. Они не отличались широкой функциональностью, поэтому многие компании начали разрабатывать свои собственные альтернативные клиенты. На данный момент, многие из них превзошли по популярности официальное приложения. Возможно, вы удивитесь, узнав, что на данный момент более половины пользователей Твиттера пользуются мобильной версией сайта. Это удобно тем, что в любое время из любого места можно написать твит, узнать об актуальных новостях и посмотреть, чем занимаются твои друзья. Как и хотел изначально Джек Дорси!
Что будет дальше? В последнее время всё чаще всплывает новость о том, что разработчики Твиттера планируют отменить лимит на максимальную длину сообщения в 140 символов. Интересно, что многие пользователи этому не очень рады — по их мнению, тогда Твиттер может утратить свою изюминку и перестать быть уникальным в своём роду сервисом. Говорят и о другом возможном нововведении — возможности добавления аудиозаписей.
Видео. Иллюстрированная история
В завершение предлагаем вам посмотреть небольшое видео, в котором наглядно демонстрируются важные этапы эволюции любимой миллионами пользователей соцсети:
История Twitter: заставить весь мир «щебетать», упасть и снова подняться (благодаря Трампу)
21 марта Twitter отмечает «чертову дюжину» (и в этот же день стало известно, что основатель сервиса Джек Дорси нанимает криптовалютчиков для нового проекта). За минувшие 13 лет калифорнийский стартап из банального расширения SMS-функционала (именно такой была первоначальная задумка) превратился во всемирную социальную сеть, которой не гнушаются пользоваться министры и президенты. Побочными эффектами мегапопулярности сервиса стали несколько вполне буквальных революций – с погромами, жертвами и сменой власти. При этом Twitter всегда оставался в тени монстров вроде Facebook и лишь недавно начал приносить прибыль. Inc. вспоминает ключевые моменты этой истории.
Щебет с ограничениями
Первый в мире твит был отправлен 21 марта 2006 года из Сан-Франциско. Его автор (он же создатель сервиса) Джек Дорси опубликовал фразу «just setting up my twttr». Именно так, без гласных, – в названии проекта они изначально отсутствовали. На тот момент стартап находился на стадии прототипа, а до его публичной презентации оставались считанные месяцы.
Но эта история началась гораздо раньше – в 2004 году, когда бывший сотрудник Google Эван Уильямс и его знакомый Ноа Гласс учредили подкастинговую платформу Odeo. Они привлекли инвесторов и набрали команду из 12 человек, в числе которых были друг Эвана по Google Кристофер «Биз» Стоун и веб-дизайнер Джек Дорси.
В феврале 2005 года платформа запустилась, но не получила взрывного успеха. А после того как Apple объявила о внедрении подкастов в свой iTunes, от идеи и вовсе пришлось отказаться.
Уильямс, занимавший в Odeo позицию генерального директора, решил, что стартапу необходимо срочно сменить курс. Команда разбилась на группы – им было поручено придумывать новые продукты. Это стало звездным часом Джека Дорси: еще на рубеже девяностых и нулевых он мечтал создать сервис обмена короткими сообщениями с текущим статусом пользователей и даже придумал название для своего проекта – Stat.us. Его идея вдохновила команду, и уже к марту 2006 года был разработан прототип.
Первая версия сервиса лишь отдаленно напоминала тот Twitter, каким мы его знаем сегодня. Пользователь точно так же мог транслировать свои сообщения друзьям, но для этого их нужно было отправлять на короткий номер 40404. Именно отсюда берет свои корни знаменитое ограничение Twitter на количество символов в твите: в одном SMS их помещалось только 160, но 20 пришлось зарезервировать для юзернейма отправителя.
Еще во время разработки прототипа Ноа Гласс придумал сервису новое название – Twttr. Английское слово, означающее щебет (Twitter), видоизменили ради созвучия с названием популярного фотохостинга Flickr, но главное – домен twitter.com был уже кем-то занят.
Рост после толчков
Релиз Twttr состоялся 15 июля 2006 года. Набрать популярность на старте помогли публикации в популярных СМИ Кремниевой долины GigaOm и TechCrunch и …легкое землетрясение, тряхнувшее Сан-Франциско 3 августа. Первые пользователи активно делились друг с другом новостями о подземных толчках и таким образом привлекали в сервис все больше друзей. Уже к осени аудитория разрослась до нескольких тысяч человек. К этому времени разработчики добавили возможность пользоваться сервисом через веб-интерфейс.
В сентябре 2006 года Odeo выкупила домен twitter.com и название сервиса приобрело нынешнюю форму. В том же месяце глава компании Эван Уильямс обратился к инвесторам с предложением выкупить их доли. Он мотивировал это желанием уберечь вкладчиков от потерь – поскольку платформа, в которую были сделаны вложения, провалилась. В своем письме акционерам Уильямс обмолвился о новом проекте компании лишь вскользь: «Спустя почти 2 месяца после запуска у Twitter менее 5 тыс. зарегистрированных пользователей. Я продолжу его развивать, но трудно сказать, оправдает ли он венчурные инвестиции, полученные Odeo. Тем более, что эти средства предназначались для продукта, рассчитанного на другой рынок».
Кого из бизнесменов стоит почитать в Twitter (по версии Inc.)
Мелинда Гейтс, жена Билла, бывший менеджер продаж в Microsoft, соучредитель и сопредседатель совместного благотворительного фонда с супругом
Илон Маск, основатель и глава Tesla и SpaceX
Джефф Безос, основатель и глава Amazon
Ричард Брэнсон, основатель и председатель Virgin Group
Лорен Пауэлл, вдова Стива Джобса, основательница и глава благотворительно-инвестиционной организации Emerson Collective
Рид Хастингс, основатель и глава Netflix
Стив Балмер, правая рука Билла Гейтса, бывший глава Microsoft
Тайлер Уинклвосс, первый криптовалютный миллиардер (его брат Кэмерон)
Рэнди Цукерберг, старшая сестра Марка Цукерберга, бывший директор по развитию рынка в Facebook.
Марк Састер, венчурный предприниматель, управляющий партнер в Upfront Ventures и популярный блоггер в мире венчурного капитала и стартапов.
Стив Бланк, серийный предприниматель, ветеран и «крестный отец» Кремниевой долины, создавший 8 успешных стартапов, профессор ведущих американских экономических вузов
Катерина Фейк, сооснователь Flickr и Hunch, одна из директоров организации Creative Commons, развивающей публичные лицензии
Лоик Ле Мёр, серийный предприниматель и основатель ведущей европейской технологической конференции LeWeb
Джош Копелман, один из ведущих венчурных предпринимателей, основатель First Round Capital
Крэйг Ньюмарк, интернет-предприниматель и меценат, основатель популярного портала Craigslist
Крис Сакка, предприниматель и венчурный инвестор, партнер Lowercase Capital
Крис Диксон, интернет-предприниматель и инвестор, генеральный партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz.
После обретения полного контроля над компанией Уильямс преобразовал ее в Obvious Corporation и уволил Гласса. Тот был одним из ключевых создателей сервиса и сердцем всей команды, но его амбиции пошли вразрез с планами новоиспеченного собственника. Гласс предложил выделить Twitter в отдельный бизнес под своим началом, и это перевесило весь его вклад в проект.
В марте 2007 года популярность сервиса взметнулась благодаря участию в крупном фестивале стартапов и технологий SXSW Interactive. Сотрудники Twitter разместили в залах мероприятия 60-дюймовые плазменные панели, на которые в реальном времени транслировали сообщения пользователей. Это настолько понравилось посетителям фестиваля, что дневное число твитов подскочило втрое – до 60 тыс. О стартапе написали крупные СМИ и множество блогеров, но еще больше публикаций Twitter получил после победы в Web Award. Выступая на церемонии награждения, Джек Дорси сказал: «Мы бы хотели поблагодарить вас в 140 символах или менее. И только что сделали это!»
Создатели активно наращивали функционал сервиса: к середине 2007 года в Twitter появились фолловеры, поиск по профилям, ответы, упоминания и прочие возможности. Все это превратило сервис групповых SMS-рассылок в полноценную платформу для микроблогинга. Кстати, одна из ключевых фич Twitter возникла практически стихийно. В августе пользователь @chrismessina запостил твит с предложением ввести хэштег для категоризации твитов по тематическим группам. Как он впоследствии вспоминал, сотрудники Twitter ответили ему отказом, поскольку «такие штуки интересны только ботаникам». Однако другие юзеры подхватили эту идею и со временем хэштеги стали так популярны, что распространились по остальным соцсетям.
Сервис чиновников и революционеров
Еще в апреле 2009 года Twitter продемонстрировал международному сообществу реальный потенциал новых технологий. Сервис микроблогинга повлиял на политический процесс в целом государстве. На фоне нечестных парламентских выборов в Молдавии местные молодежные организации запустили на своих твиттер-каналах флешмоб – предложили всем недовольным фальсификацией голосов прийти на главную площадь Кишинева с зажженными свечами в руках. В результате в центре столицы собралось более 10 тыс. человек, требующих пересмотра результатов голосования. Митинг быстро перерос в массовые беспорядки, в ходе которых были разгромлены здание парламента и президентский дворец, а итогом этого инцидента стала смена власти в стране.
Следившие за событиями в Молдавии СМИ окрестили их Твиттер-революцией. Под это определение впоследствии подошли и другие массовые протесты – в Иране, Тунисе, Египте и Украине.
Параллельно происходило зарождение и развитие «твипломатии» (англ. twiplomacy) – аккаунты в сервисе стали заводить лидеры стран, министры, послы и прочие чиновники. Twitter быстро превратился в самую политизированную соцсеть и на сегодняшний день сохраняет этот статус. По состоянию на прошлый год, в нем был зарегистрирован 951 аккаунт глав государств и членов правительств 187 стран – суммарно у них свыше 485 млн фолловеров.
Кризис переоценки
В 2010 году Эван Уильямс ушел с поста CEO – ему захотелось уделять больше времени семье. Освободившееся место занял Дик Костоло, а еще спустя год в совет директоров компании вернулся Джек Дорси.
Белая полоса и смена приоритетов
Смирившись с исчерпанием гиперактивного роста, Twitter сейчас концентрируется на увеличении рекламных доходов. Для этого сервису приходится активно поддерживать качество текущей аудитории и улучшать пользовательский опыт – пусть даже ценой метрик, служивших мерилом успеха долгие годы. Годы назад на волне растущей популярности Дорси заявил, что «несмотря на все достигнутое, Twitter еще имеет огромный нераскрытый потенциал».