У моего московского приятеля Димы Карасёва появился маленький брат. По такому случаю произошло невиданное: на крестины к Карасёвым собралась приехать бабушка Авдотья Семёновна из глухого таёжного посёлка в Забайкалье. Последний раз она выезжала из своей глуши лет двадцать пять назад, а то и больше. Для тамошних пожилых жителей такое отшельничество не было исключением: билеты слишком дороги. Но Диму, понятное дело, очень беспокоил вопрос, как бабушка встретит современный мир с его интернетом, мобильными телефонами и прочими плодами глобализации.
Бабушка прибыла поездом ровно в полдень. Её встречал Дима вместе со своей мамой Леной. С подножки вагона спорхнула маленькая проворная старушка с живыми глазами. – Мам, ну наконец-то ты приехала! – Лена обняла мать.
– И не говори. Пять суток тряслась, – у неё был живой звонкий голос, совсем не старушечий.
Нельзя сказать, что Авдотья Семёновна жила совсем уж в медвежьем углу. Телевидение, хоть и с помехами, но два канала принимало, так что кое-какое представление о нынешней «жисти» бабуля имела. К ним в посёлок где-то раз в месяц приезжала задрипанная автолавка, и там иногда попадались промтовары, как бы это помягче сказать – приближенные к нашему времени. Наибольший гнев у Авдотьи Семёновны вызывали китайские девичьи топики, она их считала нижним бельём. Но подлинного размаха глобализации, конечно же, не видела.
Мама Димы вместе с бабушкой совершила вылазку в центр города, они прошлись по достопримечательностям и торговым точкам. Авдотья Семёновна всё охала и ахала, а от сверкающих витрин шарахалась, чуть не крестясь. «Чудно, чудно…» – повторяла старушка, глядя на этот дивный новый мир.
Дима встретил бабушку после прогулки по мегаполису уже дома. Бабушка явно была взбудоражена знакомством с цивилизацией. – Ну как, бабуль? Понравилось тебе в Москве? – улыбнулся Дима. – Чудно, – повторила своё излюбленное слово Авдотья Семёновна. – Людей полно, и никто друг с другом не разговаривает.
Дима рассмеялся. – Ба, ну ты прямо как Фрося Бурлакова! – Фрося – не Фрося, а суетно тут у вас.
Пока бабушка знакомилась с цивилизацией, ей нашли занятие: гулять с маленьким Артёмкой во дворе. Днём бабушка дефилировала по близлежащему парку, а вечером поделилась впечатлениями с дочерью, пришедшей с работы.
– Лен, чудные люди тут у вас. Гуляю с дитём, идёт парень в драных штанах. И ещё один, с белым разводом прямо на ляжках – цемент, что ли, мешал? Я спрашиваю: «Вы что в рванье-то ходите?» А они так на меня странно зыркнули… – Ой, мам, ты такая смешная! Сейчас все так ходят.
В глазах бабушки Авдотьи отразилась лёгкая тревога. – Да как же так? Как можно в рванье ходить? Вот и у Димки видела такие же штаны… – Мам, перестань! Просто мода такая, – успокоила старушку Лена и ушла на кухню.
Димка пришёл через полчаса. Вечером у него намечалась неслабая тусовка в модном ночном клубе. Он заскочил на кухню, перехватил бутерброд, проинформировал: «Через час убегаю с пацанами», – и пошёл в свою комнату. Через пару минут оттуда раздался вопль юноши: – Что с моими джинсами?!
Димка стоял в семейных трусах, держа свои наимоднейшие штаны с некогда распушёнными разрезами на бёдрах, которые теперь были аккуратно зашиты. – Ба, твоя работа? – сразу выявил виновного Димка.
Авдотья Семёновна смущённо кивнула: – А то как же! Срамота! Ладно на улицах – пусть себе ходят в рабочей рванине, раз им так нравится. А мой внук в лохмотьях ходить не будет!
Дима был в отчаянии. Все штаны из серии «на выход» лежали в грязном белье. Идти в клуб оказалось абсолютно не в чем.
– Бабуля! Ты меня заживо закопала! Это тусовка века, как я пойду зашитым?
На «тусовке века» Димка планировал познакомиться с девчонками. Теперь все планы горели синим пламенем. Но выхода не было: сгорая от стыда, Димка поплёлся в «подшитом» состоянии.
Димка скромно сидел перед барной стойкой и тянул коктейль. О тусовке с девчонками можно было забыть: он скорее готов был умереть, чем появиться в таком виде на танцполе. – Димон, ты чё тут завис? – удивился его однокурсник Ромка. – Давай с нами на танцпол! – Я пока заправляюсь, – робко отозвался Дима.
Но приятель буквально за шкирку стащил его с барного стула: – Я тебя не узнаю! Пошли, все наши уже в сборе!
Не имея ни сил, ни возможности сопротивляться, предвидя неизбежный позор, «зашитый» Димка рукой судьбы был выдернут в зал, где пульсировала ритмичная музыка. Димка вяло стал пританцовывать и краем глаза вдруг заметил, что все девчонки уставились на его ноги. «Это провал, – подумал Штирлиц…» – мелькнуло в голове у Димки. – Вау, какой у нас тут интересный молодой человек! – незнакомая и хорошо «прикинутая» девушка первой подвалила к Диме и сразу обхватила его за талию. – Пойдём танцевать!
Не веря своим ушам, Димка наконец-то посмотрел вниз. И обомлел. В ультрафиолетовом свете дискотеки на месте бабушкиной диверсии белели зигзаги. Уж неизвестно, какими дедовскими нитками она шила, но в ультрафиолете швы ярко сверкали, каждый стёжок был чётко подчёркнут. И не только на «разорванных» прежде бёдрах! Швы аккуратная бабушка поставила и в тех местах, которые показались ей подозрительными: на коленях, на сгибах, на карманах – словом везде! Стежки переходили в зигзаги, стремясь закрыть каждую протёртость. Теперь Димка гламурно светился в ультрафиолете, как новогодняя ёлка.
Стоит ли говорить, что в тот вечер он явно не был обделен вниманием противоположного пола.
На следующий день выспавшийся после вечеринки Димка первым делом наведался к бабуле, уже орудовавшей на кухне вместе с мамой. – Бабуль, ты чудо! Ты так здорово меня подшила! – Эх, молодёжь! – удовлетворённо отметила Авдотья Семёновна. – А ведь ещё протестовал! Говорила же: рваньё. – Ба… – робко начал Димка. – Меня тут ребята спрашивают, где брал джинсы. – А ты скажи, дизанир знакомый приехал из Сибири, – рассмеялась бабушка. – И скоро отбывает обратно. А то на селе за новой «коллекцией» некому присматривать.
«Машбир ле-цархан» — это 37 магазинов, расположенных в крупнейших торговых центрах страны. Ассортимент сети призван удовлетворить потребности всей семьи. Широкий выбор модной одежды и нижнего белья, товаров для дома, косметики ведущих фирм, украшений, электротоваров и пр.
Почтовая рассылка
«Какой коттон, какие лейблы! «
«Какой коттон, какие лейблы!»
— восхищенно говорила одна из героинь фильма «Самая обаятельная и привлекательная», рассматривая фирменные вещи в доме у фарцовщика. Сегодня же бренды стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, ведь они являются эталоном качества и законодателями мод. Директор иерусалимского филиала «Машбир ле-Цархан» Лин Клабин рассказывает об истории некоторых знаменитых брендов, товары которых представлены в универмагах этой сети. ☼ В 1853 году коммивояжер Ливай Стросс (настоящее имя – Лейб Штраус) привёз галантерейные товары в Сан-Франциско. Весь его товар был раскуплен ещё на корабле до того, как тот зашёл в порт. Осталась только парусина. Стросс заказал у портного штаны из этой ткани, которые тоже мгновенно разобрали. Тогда Стросс скупил паруса на 700 кораблях, стоявших в гавани, поскольку их экипажи бросили суда и отправились искать золото. В том же году Ливай Стросс и его двоюродный брат Дэвид открыли галантерейный магазин Levi Strauss & Co. Стросс шил штаны из любой прочной ткани и развозил их по лагерям золотоискателей и ближайшим городкам. Впоследствии вместо парусины штаны начали шить из более мягкой французской ткани, на рулонах которой было написано Serge de Nime («саржа из Нима)». Золотоискатели сократили её название до слова «деним». А 20 мая 1873 года Страусс и эмигрант из Российской Империи Джейкоб Дэвис получили патент на штаны с металлическими заклёпками на карманах. ☼ Другой американский бренд Tommy Hilfiger официально был зарегистрирован в 1985 году, однако его история началась намного раньше, когда будущий дизайнер Томми Хилфигер начал покупать небольшие партии джинсов, переделывать их и продавать с собственного автомобиля. В 1969 году Томми, которому было всего 18 лет, разработал первую коллекцию повседневной одежды и открыл в своём родном городе Эльмира бутик под названием People’s Place («Место для людей»). Коллекция создавалась под влиянием рок-музыки: в магазине можно было найти одежду в стиле хиппи (джинсы-клёш), а также пластинки и прочую атрибутику «детей цветов». Магазин стал культовым местом, однако через семь лет разорился: местная молодёжь с удовольствием проводила там время, но почти ничего не покупала. Тогда Томми Хилфигер переехал в Нью-Йорк и в течение года работал в компании Jordache. Его приглашали на должность креативного директора и ведущего дизайнера в разные престижные фирмы, однако он отвергал все выгодные предложения, намереваясь открыть собственный модный дом. И в 1984 году его мечта осуществилась: в Нью-Йорке появилась сеть из 10 магазинов, продававших одежду под лейблом Tommy Hilfiger Corporation. ☼ Компанию Lancôme основал Арман Петижан в начале 1935 года. Название он придумал, вдохновившись видом руин замка Le Château De Lancosme, а заросли роз вокруг них послужили прототипом для символа марки – золотой розы. Пять первых парфюмов Lancôme – Tendre Nuit, Bocages, Conquête, Kypre и Tropiques – были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1935 году. Дизайн флаконов для духов разработал художник Жорж Делом, который и в дальнейшем продолжил работу с Lancôme. В 1936 компания расширила ассортимент, начав выпускать декоративную косметику и средства для ухода за кожей. ☼ Как и у большинства известных мировых брендов, история L’Oreal началась с одной смелой идеи, опередившей свое время. А именно – идеи красить волосы при помощи синтетической краски. Придумавший ее молодой французский химик Эжен Шуллер разработал соответствующее средство и испытал на волосах своей жены. А после того, как изобретение полностью себя оправдало, предложил новинку одному из знакомых парикмахеров. Необычный состав оказался востребованным, и вскоре было налажено массовое производство краски. Свое творение Эжен назвал L’Aureale в честь популярной в то время прически, когда волосы ореолом обрамляют лицо. Чуть измененный вариант этого слова и стал вскоре названием бренда. ☼ Известная марка нижнего белья Triumph появилась еще в 1886 году, когда два немецких бизнесмена создали совместную компанию под названием Spieshofer & Braun. Они купили шесть швейных машин и наняли столько же работниц. Бизнес по пошиву корсетов процветал, и уже через несколько лет на предприятии трудилось около 150 человек. В 1902 году марка Triumph получила свое официальное имя – старое название было решено заменить, как слишком длинное и незапоминающиеся. Учредители компании были просто очарованы Парижем и Триумфальной аркой, и этот факт сыграл решающую роль в выборе нового названия. Компания бурно развивалась и в 1930 году стала одним из крупнейших производителей дамского белья в Европе. До воскресенья, 22 мая, во всех универмагах сети «Машбир ле-Цархан» проходит грандиозная распродажа товаров известных брендов, предназначенная только для членов потребительского клуба club365. Например, ► модная и спортивная одежда многих знаменитых марок – за полцены, ► косметика брендов класса люкс в рамках мероприятия — со скидкой до 25% ► духи и косметика популярных фирм — со скидкой до половины цены, ► нижнее белье популярных фирм – первый товар со скидкой до 20%, а второй – со скидкой до половины цены, ► при покупке в отделе косметики на 250 шекелей и больше также предоставляется скидка 50 шекелей.
Дополнительная информация — на сайте http://www.mashbir.co.il или по телефону 1800-34-6666.
Подпишитесь на рассылку Потребителя и получайте информацию о скидках, подарках, новых услугах и товарах по электронной почте.
В 80-х для миллионов советских граждан джинсы были мечтой, их невозможно было купить – их нужно было «достать»
Помните, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» подруга ведет героиню Ирины Муравьевой на квартиру к спекулянту? Девушка выбирает шубку и джинсы. «Какой коттон, какие лейблы! Даже такая преобразилась!» – шепчет фарцовщик. В 80-х для миллионов советских граждан джинсы были мечтой, их невозможно было купить. Их нужно было достать.
Принято считать, что джинсомания началась в СССР после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Тогда в Москву хлынули иностранцы. Они оставили после себя не только детей «дружбы народов», но и джинсы, которые за границей были обычным предметом гардероба, а у нас их не шили. Джинсы выменивали, в основном на водку и другие советские «специалитеты». Иностранцы уехали, а любовь к джинсам, которые превратились в предмет культа и символ свободы, осталась.
Кадр: фильм «Самая обаятельная и привлекательная» / «Мосфильм»
Время фарцовщиков и спекулянтов
Естественно, нашлись люди, которые стали зарабатывать на неотлаженном спросе. Это были спекулянты, или, как их называли тогда, фарцовщики. Джинсы они перекупали у моряков дальнего плавания и иностранных туристов и торговали ими из-под полы.
– Я всегда был человеком активным, предприимчивым и приторговывал вещами, – вспоминает конец 80-х годов дизайнер и стилист Влад Лисовец. – В Баку, где я жил, центром фарцовки была гостиница «Интурист». Попасть в гостиницу мог исключительно человек с европейской внешностью, а у меня внешность как раз очень европейская.
Лисовец оставлял продавцу деньги, а вещи получал уже позже на улице – их незаметно ему отдавали. Вообще многих спекулянтов, да и они сами рядовых покупателей, «кидали». Влад говорит, что ему везло на хороших людей, бывало, что постоянные партнеры оставляли ему товар, а деньги за него забирали в следующий приезд.
Фарцовкой занимался и певец Рома Жуков. В 84-м году он переехал из Орла в Москву. И поначалу чем только не торговал – от джинсов и валюты до видеокассет.
– В Москве самые популярные точки были у метро «Белорусская», в Благовещенском переулке и на Садовой-Кудринской улице, – вспоминает он. – Там стояли фарцовщики, приходили покупатели, была страшная толкучка. Как только приезжала милиция, все разбегалась. Меня часто заметали. Сколько раз я был в 10-м отделении милиции на Тверской!
Даже во время гастролей в составе группы «Мираж» Жуков не забывал фарцевать. Вещи в разные города он возил огромными баулами и продавал местным модницам. Зарабатывал бешеные деньги: из одной поездки привозил 5–6 тысяч рублей.
Примерка // фото: Global Look Press
Джинсы в 80-е стоили, как средняя зарплата
Родившиеся в 50–70-е и даже 80-е годы помнят свои первые джинсы, как и первую любовь. На джинсы копили месяцами, их покупали без примерки. Если большего размера – клали в ванну с горячей водой, если меньшего – натягивали на намыленные ноги и таким образом их растягивали. Сушили на себе, чтобы джинсы сидели как влитые.
– Помню ли я свои первые джинсы? – говорит дизайнер и телеведущий Виктор Рогов. – Конечно! У меня были синие американские Rifle. Мне их привезла тетя, которая работала на Кубе.
А Владу Лисовцу первые джинсы купили в 14 лет, он выпросил деньги на них у мамы. Они стоили 120 рублей – средняя зарплата по тем временам.
– Мы потом несколько недель ограничивали себя в еде, – вспоминает Лисовец. – А когда я принес новые джинсы домой и показал их маме, ей стало плохо. Она увидела потертости и решила, что меня обманули, продали поношенную вещь.
Писком моды считались американские – Lee, Levis и Wrangler. Котировалась среди модников также Montana.
– В 74-м году у меня были джинсы Wrangler, – рассказывает телеведущая Регина Дубовицкая. – Джинсы тогда продавали фарцовщики у «Националя», но мне их принесли на дом. Их цена составляла 200 рублей. У меня в радиокомитете была хорошая зарплата – 130–150 рублей, и еще столько же как спецкор могла заработать на гонорарах. Но для большинства населения джинсы были недоступной роскошью.
Те, кто не мог себе позволить настоящие американские джинсы, довольствовались турецкими, индийскими и болгарскими, на которые нашивали известные лейблы. Они стоили 100–120 рублей.
Фото: Global Look Press
Признаком качественных джинсов считалась их способность к линьке. Проверяли штаны так: обслюнявленной спичкой терли о ткань, если спичка становилась синей, джинсы проходили тест на пригодность.
Тверь – столица советской джинсы
В СССР боролись с джинсами, увлечение которыми рассматривалось как «тлетворное влияние Запада». В джинсах не разрешали ходить в школы и институты, в советских газетах появлялись карикатуры на тех, кто их носит:
В итоге джинсы все-таки пришлось признать. В 80-х годах в СССР даже попытались наладить выпуск отечественных джинсов. С 1983 года джинсы стали выпускать на Калининской швейной фабрике под брендом «Тверь». И хотя вроде бы ткань была итальянская и для их пошива закуплен индийский цех, качество вышло советское. Они были очень жесткие, стояли колом. И все же каждый день на фабрике в Калинине (ныне это город Тверь) выпускали 2400 джинсов и они разлетались по всему СССР. Однако найти их в продаже было трудно. Даже в самом Калинине джинсы продавались всего в двух магазинах, к которым выстраивались длинные очереди.
Конечно, истинные модники ни болгарскую «Рилу», ни индийские Avis, ни тем более советскую «Тверь» за джинсы не признавали.
Фото: Global Look Press
Варили все, «наварился» Прохоров
В конце 80-х – начале 90-х появилась мода на «варёнки» – джинсы с разводами. Многие варили их дома: кипятили в баке с добавлением белизны, для получения узоров штанины скручивали резинками. На «варёнках» заработал первые деньги олигарх Михаил Прохоров, ставший потом совладельцем «Норильского никеля». Вот как он сам описывает те события в «ЖЖ»: «Купили у знакомого готовый кооператив «Регина» (назван был в честь его жены), взяли в аренду цех в прачечной, поставили переделанную из стиральных машин технику, купили керамзит, марганцовку и гидросульфат (отбеливатель), отрабатывали технологию, открыли приемный пункт, разместили рекламу и послали агентов на вещевые рынки. И пошло-поехало. Через полгода мы обрабатывали до 500 изделий в день».
Вероятно, наварился на штанах Прохоров еще до того, как в продаже появились Mawin, вполне качественные китайские «варёнки». В народе их ласково прозвали «мальвинами».
— восхищенно говорила одна из героинь фильма «Самая обаятельная и привлекательная», рассматривая фирменные вещи в доме у фарцовщика. Сегодня же бренды стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, ведь они являются эталоном качества и законодателями мод.
Директор иерусалимского филиала «Машбир ле-Цархан» Лин Клабин рассказывает об истории некоторых знаменитых брендов, товары которых представлены в универмагах этой сети.
☼ В 1853 году коммивояжер Ливай Стросс (настоящее имя – Лейб Штраус) привёз галантерейные товары в Сан-Франциско. Весь его товар был раскуплен ещё на корабле до того, как тот зашёл в порт. Осталась только парусина. Стросс заказал у портного штаны из этой ткани, которые тоже мгновенно разобрали. Тогда Стросс скупил паруса на 700 кораблях, стоявших в гавани, поскольку их экипажи бросили суда и отправились искать золото. В том же году Ливай Стросс и его двоюродный брат Дэвид открыли галантерейный магазин Levi Strauss & Co. Стросс шил штаны из любой прочной ткани и развозил их по лагерям золотоискателей и ближайшим городкам. Впоследствии вместо парусины штаны начали шить из более мягкой французской ткани, на рулонах которой было написано Serge de Nime («саржа из Нима)». Золотоискатели сократили её название до слова «деним». А 20 мая 1873 года Страусс и эмигрант из Российской Империи Джейкоб Дэвис получили патент на штаны с металлическими заклёпками на карманах.
☼ Другой американский бренд Tommy Hilfiger официально был зарегистрирован в 1985 году, однако его история началась намного раньше, когда будущий дизайнер Томми Хилфигер начал покупать небольшие партии джинсов, переделывать их и продавать с собственного автомобиля. В 1969 году Томми, которому было всего 18 лет, разработал первую коллекцию повседневной одежды и открыл в своём родном городе Эльмира бутик под названием People’s Place («Место для людей»). Коллекция создавалась под влиянием рок-музыки: в магазине можно было найти одежду в стиле хиппи (джинсы-клёш), а также пластинки и прочую атрибутику «детей цветов». Магазин стал культовым местом, однако через семь лет разорился: местная молодёжь с удовольствием проводила там время, но почти ничего не покупала. Тогда Томми Хилфигер переехал в Нью-Йорк и в течение года работал в компании Jordache. Его приглашали на должность креативного директора и ведущего дизайнера в разные престижные фирмы, однако он отвергал все выгодные предложения, намереваясь открыть собственный модный дом. И в 1984 году его мечта осуществилась: в Нью-Йорке появилась сеть из 10 магазинов, продававших одежду под лейблом Tommy Hilfiger Corporation.
☼ Компанию Lancôme основал Арман Петижан в начале 1935 года. Название он придумал, вдохновившись видом руин замка Le Château De Lancosme, а заросли роз вокруг них послужили прототипом для символа марки – золотой розы. Пять первых парфюмов Lancôme – Tendre Nuit, Bocages, Conquête, Kypre и Tropiques – были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1935 году. Дизайн флаконов для духов разработал художник Жорж Делом, который и в дальнейшем продолжил работу с Lancôme. В 1936 компания расширила ассортимент, начав выпускать декоративную косметику и средства для ухода за кожей.
☼ Как и у большинства известных мировых брендов, история L’Oreal началась с одной смелой идеи, опередившей свое время. А именно – идеи красить волосы при помощи синтетической краски. Придумавший ее молодой французский химик Эжен Шуллер разработал соответствующее средство и испытал на волосах своей жены. А после того, как изобретение полностью себя оправдало, предложил новинку одному из знакомых парикмахеров. Необычный состав оказался востребованным, и вскоре было налажено массовое производство краски. Свое творение Эжен назвал L’Aureale в честь популярной в то время прически, когда волосы ореолом обрамляют лицо. Чуть измененный вариант этого слова и стал вскоре названием бренда.
☼ Известная марка нижнего белья Triumph появилась еще в 1886 году, когда два немецких бизнесмена создали совместную компанию под названием Spieshofer & Braun. Они купили шесть швейных машин и наняли столько же работниц. Бизнес по пошиву корсетов процветал, и уже через несколько лет на предприятии трудилось около 150 человек. В 1902 году марка Triumph получила свое официальное имя – старое название было решено заменить, как слишком длинное и незапоминающиеся. Учредители компании были просто очарованы Парижем и Триумфальной аркой, и этот факт сыграл решающую роль в выборе нового названия. Компания бурно развивалась и в 1930 году стала одним из крупнейших производителей дамского белья в Европе.
До воскресенья, 22 мая, во всех универмагах сети «Машбир ле-Цархан» проходит грандиозная распродажа товаров известных брендов, предназначенная только для членов потребительского клуба club365. Например,
► модная и спортивная одежда многих знаменитых марок – за полцены,
► косметика брендов класса люкс в рамках мероприятия — со скидкой до 25%
► духи и косметика популярных фирм — со скидкой до половины цены,
► нижнее белье популярных фирм – первый товар со скидкой до 20%, а второй – со скидкой до половины цены,
► при покупке в отделе косметики на 250 шекелей и больше также предоставляется скидка 50 шекелей.
Что означает пометка «cotton» на ткани, из чего сделан такой материал – из хлопка или синтетики, каковы его свойства?
Коттон – это обширная группа хлопчатобумажных тканей. В нее входят не только материалы, состоящие исключительно из хлопка, но и смесовые материи. Несмотря на разный состав, хлопковые полотна имеют общие свойства. Благодаря включению хлопчатобумажных волокон материалы, входящие в данную группу, требуют определенного ухода. Решив приобрести изделие из коттона, следует изучить преимущества и недостатки этой материи, а также сведения о рекомендациях относительно ее стирки, сушки и глажки.
Разберемся в терминологии: что означает пометка «cotton»?
Данный термин является международным. Широко применяться он стал последние несколько десятков лет. В широком понимании под словом «коттон» подразумеваются все материалы, в состав которых входят исключительно сырье на основе хлопка. На ярлыке изделия из таких материй можно увидеть пометку «cotton 100%».
В настоящее время этот продукт текстильной промышленности является наиболее распространенным, занимая более половины мирового рынка производимых тканей. Общий объем производства этого вида материи составляет около 25 млн. т в год.
В узком смысле этот термин употребляется в отношении плотного плательного и костюмного полотна, а также трикотажа. В то же время коттоном часто называются смесовые ткани, например коттон-сатин, стрейч, атлас и др. По этой причине при покупке изделия из этой материи нужно смотреть не только на ее название, но и детально изучить волокна, входящие в ее состав.
Коттон-сатин
История хлопковых тканей
Английское слово «cotton» – это производное от арабского «qutun», которое переводится как «прекрасный» или «неповторимый». Изначально считалось, что впервые использовать волокна из коробочек хлопчатника для изготовления этой ткани стали на территории Индии и Пакистана. Произошло это более 3000 лет назад. Однако во второй половине прошлого века в ходе раскопок захоронений древних племен майя, живших более 7000 лет назад, археологи обнаружили остатки хлопковых изделий.
Хлопчатобумажная ткань
Более того, в саркофагах египетских фараонов также находили полуистлевшие одеяния из этой ткани. В связи с этим ученые затрудняются однозначно сказать, когда и где впервые стали производить изделия из хлопка.
На территорию Европы эту материю завезли арабские торговцы. Она оценивалась на вес золота: на одну чашу весов помещали свернутое полотно, а на другую насыпали золотые монеты. Вероятнее всего, этим объясняется второе название хлопка – белое золото. Со временем ткань стала настолько популярной, что к XV веку изделия из нее практически полностью вытеснили шерстяную и льняную одежду.
Важным событием в истории распространения хлопка стало изобретение в 1730 г. первого прядильного станка. К этому периоду хлопчатник выращивали практически во всех странах с теплым климатом – в США, Бразилии, Мексике, Узбекистане, Турции, Китае.
Плюсы и минусы исходного материала
К преимуществам коттона относятся:
Несмотря на множество достоинств, у этого материала имеются и недостатки. Среди минусов ткани выделяются:
Разновидности коттон-тканей и их отличительные свойства
Такая ткань бывает не только натуральной. С развитием технологий при изготовлении коттона помимо хлопкового сырья стали использовать другие природные, искусственные и синтетические волокна. Примеси напрямую влияют на свойства конечного продукта. Подробное описание наиболее популярных видов этого материала представлено в таблице:
Стрейч-коттон
Разновидности коттона
Состав
Отличительные свойства
Базовое сырье
Дополнительные компоненты
Софт-коттон
Хлопок
Возможны включения полиэстера и вискозы, однако высококачественное полотно делают исключительно из хлопкового сырья.
Тонкие волокна, устойчивость к деформации
Стрейч-коттон
Эластан, спандекс или лайкра
Эластичность. Одежда из стрейч-коттона хорошо гладится. При правильном уходе изделия из ткани стрейч-коттон не растягиваются.
Микро-коттон
Хлопок
Небольшая толщина нитей, высокое качество, превосходная впитывающая способность, мягкость, экологичность.
Лен-коттон
Хлопок
Лен
Высокая сминаемость и гигроскопичность, склонность к усадке, натуральность.
Джинс-коттон
Возможны включения эластана и синтетических волокон
Устойчивость к усадке и механическому воздействию.
Демикотон (демитон)
Хлопок
Плотность, жесткость. В настоящее время не выпускается.
Коттон-сатин
Легкость, прочность. Лицевая сторона хлопкового сатина глянцевая, а изнаночная поверхность матовая.
Благодаря своим превосходным эстетическим, гигиеническим и эксплуатационным качествам этот материал широко используется для пошива:
Коттон также нашел применение в других сферах. Так, в пищевой промышленности эта ткань применяется для фильтрования. Для нужд медицины производят марлю. Красивое натуральное полотно используют многие дизайнеры интерьеров для обивки стен.
Правила ухода за одеждой и другими изделиями
Если по какой-либо причине нет этикетки с информацией об уходе за коттоновой вещью, нужно следовать стандартным правилам стирки и глажки изделий из материи на основе хлопка: