у человека участие кожи в дыхании невелико вспомните у каких организмов на кожное дыхание приходится

ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 39 Покровы тела Строение и функции кожи

Стр. 250. Вопросы в начале параграфа

№ 1. В чём состоит барьерная функция кожи?

Кожа выполняет функцию защиты органов и внутренних тканей от механических повреждений, воздействия высоких температур, воды и т.д.

№ 2. Какие ткани определяют функцию эпидермиса, дермы и гиподермы?

Функцию эпидермиса определяет эпителиальная ткань (клетки постоянно обновляются).

Функцию дермы – соединительная ткань (способна растягиваться и возвращаться в начальное состояние).

Функцию гиподермы – подкожная жировая клетчатка (играет роль амортизатора при падениях и ушибах, накапливает питательные вещества).

№ 3. Какое строение имеют волосы и ногти?

Волосы и ногти образуются в результате ороговевших образований кожи. Также у волоса есть корни, которыми служат волосяные луковицы. Они находятся в волосяных сумках – фолликулах. Рост волосков обеспечивается за счет того, что волосяные луковицы непрерывно размножаются. Растет волосяной фолликул в мышечном волокне, сокращение которого задает направление роста волоску. Снизу у волосяной луковицы имеется волосяной сосочек, который содержит нервные окончания и кровеносные сосуды.

№ 4. В осуществлении каких функций организма участвует кожа?

Кожа является защитным барьером органов и тканей организма. Она защищает тело от внешних механических воздействий, а также от тепла, воды. Кожа участвует в обменных процессах, в дыхании и терморегуляции.

Стр. 255. Вопросы

№ 1. В чём проявляются защитная, выделительная и дыхательная функции кожи?

Кожа защищает внутренние органы и ткани от перегрева и механических повреждений, препятствует проникновению в организм бактерий и потере воды. Это защитная функция.

Сальные железы, расположенные на коже, выделяют секрет, который смягчает кожный покров, смазывает волосы. Через поры с потом удаляется большое количество вредных веществ и бактерий. В этом заключается выделительная функция кожи.

Через потовые железы на коже поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Это дыхательная функция.

№ 2. Почему образуется загар?

Загар – это изменение (потемнение) цвета кожи в результате накопления в нижних слоях меланина – специфического пигмента под воздействием ультрафиолетовых лучей. Развивается постепенно после повторных облучений умеренной интенсивности.

№ 3. Какова роль кожи в обменных процессах и теплорегуляции?

Участвуя в обменных процессах, кожа выполняет дыхательную, запасающую и выделительную функции. Через кожу происходит газообмен, выделяется углекислый газ, а поглощается кислород. Через кожу происходит и отдача лишнего тепла. Усиливается процесс теплоотдачи потоотделением в результате рефлекторного изменения просвета кровеносных сосудов вследствие реакции на изменение температуры окружающей среды.

№ 4. В чём проявляется рецепторная функция кожи?

На поверхности кожи расположено множество рецепторов, которые реагируют на прикосновения, давление, тепло и холод, боль и т.д. Благодаря этим рецепторам человек может определять форму и плотность предметов, их размеры и температуру.

№ 5. У человека участие кожи в дыхании невелико. Вспомните, у каких организмов на кожное дыхание приходится основная доля общего газообмена.

На кожное дыхание приходится основная доля общего газообмена у земноводных и пресмыкающихся.

Стр. 255. Задания

№ 1. Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные фолликулы, куда впадают протоки сальных желёз. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими (это лучше заметно при большом увеличении).

Ромбики и треугольники на коже тыльной поверхности руки кажутся блестящими, так как сальные железы на них выделяют кожный жир.

№ 2. Рассмотрите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желёз. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?

Потение тыльной поверхности кисти – это особенность организма, которая досталась современному человеку от его далеких предков – приматов. Для них это было важно, так как влажными ладонями легче было держать палку или удерживаться за ветки деревьев, преодолевая разные расстояния. Сегодня в этом нет необходимости. Стимулируется потоотделение на ладонных поверхностях благодаря симпатической нервной системе, которая отвечает за реакции на стресс и страх, испуг и волнение.

№ 3. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и потому используются в криминалистике. Как вы считаете, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

Потому что на подушечках пальцев в углублениях между капиллярными линиями имеются осязательные рецепторы.

№ 4. Расскажите о строении кожи. Как вы думаете, везде ли толщина кожи одинакова? Если нет, то почему? Объясните свою точку зрения.

Состоит кожа из трех слоев. Первый слой – эпидермис. Он объединяет пять слоев клеток, содержит пигмент меланин. Второй слой – дерма. Состоит из сетчатого и сосочкового слоя и содержит большое количество нервных окончаний, кровеносных и лимфатических сосудов, различных желёз и волосяных мешочков. Третий слой – подкожно-жировая клетчатка. Это индивидуально выраженный слой кожи, который необходимо для дополнительной защиты внутренних органов и терморегуляции.

Я думаю, что толщина кожи везде не одинакова, ведь это зависит от того, насколько развита ее подкожно-жировая клетчатка. Например, в области лопаток или около крупных кровеносных сосудов она будет толще. А вот на ладонях толщина подкожно-жировой клетчатки минимальна. Соответственно, и толщина кожи будет меньше.

№ 5. Составьте и заполните схему «Функции кожи».

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных

Стр. 136. Вспомните

№ 1. Что вы знаете о дыхании?

Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.

№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?

В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Стр. 137. Вопросы после параграфа

№ 1. Какой процесс называют дыханием?

Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.

№ 2. В чём состоит значение дыхания?

Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.

№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?

Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.

№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?

У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.

У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.

У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.

Стр. 137. Подумайте

Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?

На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.

Стр. 138. Моя лаборатория

Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.

Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.

Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.

Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.

В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.

По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.

Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.

Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.

Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.

Стр. 138. Задание

Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.

Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.

Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.

Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.

Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.

Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.

Источник

Типы дыхания у организмов

Вопрос 1.
Дыхание одна из важнейших жизненных функций организма, включающая в себя поступление в организм кислорода, использование кислорода для получения энергии и выведение из организма конечных продуктов дыхания, в основном углекислого газа.

Вопрос 2.
У высших растений устьица обеспечивают поглощение растениями углекислого газа, необходимого для фотосинтеза, и выделение кислорода, а также поглощение кислорода и выделение СО2 при дыхании. Устья периодически то, открываясь, то закрываясь, регулируют поступление воздуха в листья. Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки – чечевички. Встречаются у растений и дополнительные приспособления: дыхательные корни (болотный кипарис, растёт на переувлажнённой почве).
Одноклеточные растения поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью своего тела. Это клеточный тип дыхания. Образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду. Так дышат все водоросли.

Вопрос 3.
Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) — только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа. Устьица – щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Они смыкаются между собой противоположными концами. В отличие от других клеток кожицы в них имеются хлорофилл. Для замыкающих клеток устьиц характерно неравномерное утолщение их оболочек. Оболочка, обращенная к щели, толстая, а задняя стенка клетки — более тонкая и эластичная. При увеличении тургорного давления в замыкающих клетках тонкая стенка выпячивается, а передняя стенка становится вогнутой, и вся клетка изгибается в направлении от щели. Устьице при этом открывается. При снижении тургорного давления клетки принимают нормальную форму, и устьичная щель закрывается.
Чечевички — отверстия, которые обеспечивают газообмен. Они располагаются на стебле среди клеток толстой и плотной пробки.

Вопрос 4.
Суть клеточного дыхания заключается в том, что клетка поглощает растворённый в воде кислород всей поверхностью и выделяет углекислый газ, образовавшийся при дыхании, через оболочку. Такое дыхание свойственно одноклеточным растительным и животным организмам, например амёбы и хламидомонады имеют клеточное дыхание.

Вопрос 5.
Кожное дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа организмом через кожу. Многоклеточные животные и человек имеют кожное дыхание. Встречаются среди наземных позвоночных животных организмы, у которых лёгкие отсутствуют, например безлёгочные саламандры – они дышат кожей.
У лягушки кожное дыхание преобладает над лёгочным, при его нарушении лягушка с неповреждёнными лёгкими погибает. У человека на долю кожного дыхания приходится 1–2%.

Вопрос 6.
У насекомых дыхание только трахейное. В каждом сегменте их тела имеется пара дыхалец – отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. Внутри тела насекомого трахеи ветвятся и оплетают внутренние органы. Они буквально пронизывают всё тело. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух, богатый кислородом.

Вопрос 7.
Органом водного дыхания рыб служат жабры. Жабры имеют скелет в виде жаберных дуг. На дугах сидят жаберные лепестки, пронизанные кровеносными сосудами. Попаданию крупных пищевых частиц в жаберные щели препятствуют жаберные тычинки, также расположенные на дугах. Вода, поступающая в глотку через рот, омывает жаберные лепестки. В них происходит газообмен между водой и кровью.

Вопрос 8.
Легкие – парные органы, имеют вид ячеистых мешков, пронизанных бесчисленным множеством кровеносных сосудов. Ячеистое строение позволяет увеличивать поверхность лёгких во много раз.

Вопрос 9.
Одноклеточные животные дышат кислородом, растворённым в воде, поглощая его всей поверхностью тела (клетки). Образовавшийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется наружу через оболочку клетки.

Вопрос 10.
Сходство дыхания растений и животных заключается в том, при дыхании, как растения, так и животные поглощают кислород, а выделяют – углекислый газ.

Источник

ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 59

Выполните задания

№ 1. Дайте сравнительную характеристику двух подцарств — Одноклеточные и Многоклеточные.

Отличительные признакиОдноклеточные организмыМногоклеточные организмы
Количество видовБолее 60 000Приблизительно 2 350 000
ТелоСостоит из одной клетки; клетки ядерные и безъядерные; целостный организм.Состоит из двух и более клеток их производных (межклеточное пространство); в клетках есть ядро; неравноценные, дифференцированные организмы.
РазмерыОт 0,2 мкм до 5 – 6 см.От 0,04 мм до 160 м.
История возникновенияОколо 3,5 млрд. (прокариоты) и 2 млрд. лет назад (эукариоты).Около 700 млн. лет назад.
ТканиОтсутствуютЭпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
ОрганыОтсутствуютЕсть; у животных формируют системы органов (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, половая).
ОрганеллыЕсть, скелетные, чувствительные, двигательные, пищеварительные, секреции и экскреции, нападения и защиты.Отсутствуют
ПредставителиПростейшие, бактерии и цианобактерии, некоторые виды грибов и водорослей.Грибы, некоторые водоросли, растения и животные.

№ 2. Объясните, какое влияние оказывают среды обитания на образ жизни многоклеточных животных.

Любые компоненты или свойства среды обитания, которые оказывают влияние на организмы, называются экологическими факторами. Это тепло, свет, ветер, концентрация солей в почве или в воде, наличие врагов, достаточное количество пищи, возбудители болезней и т.д.

Например, обитатели водной среды, несмотря на различия в образе жизни, приспособились к главным особенностям своей среды (теплопроводность, плотность, способность растворять газы и соли). Представители кишечнополостных, которые ведут прикрепленный образ жизни, могут улавливать добычу при помощи щупальцев. Медузы, плавающие свободно в толще воды, охотятся и захватывают добычу щупальцами, на которых расположены стрекательные клетки.

У обитателей наземно-воздушной среды имеются специальные разнообразные приспособления, которые связаны с обеспечением их водой. У животных это особое строение тела, наличие покровов, способность к миграциям по причине поиска водопоя или во избежание особо засушливых условий.

Почвенные животные приспособились к обитанию в условиях, когда объём мелких полостей в почве составляет и 70%, и 20%, ощущается недостаток воздуха и воды.

№ 3. Объясните значение понятия «раздражимость». Какова роль этого явления в жизни кишечнополостных?

Понятие «раздражимость» подразумевает собой способность живых клеток, тканей или целого живого организма реагировать на какое-то воздействие факторов внешней или внутренней среды изменением своих физиологических и физико-химических свойств. Благодаря наличию у кишечнополостных диффузной нервной системы в результате раздражения по их телу распространяется возбуждение, которое провоцирует сокращение кожно-мускульных клеток. Такой ответ на раздражение, который осуществляется посредством нервной системы, имеет название «рефлекс».

№ 4. Охарактеризуйте признаки, указывающие на принадлежность представителей типа Кишечнополостные к низшим многоклеточным животным.

Кишечнополостные – это низшие многоклеточные свободноживущие животные, у которых отсутствуют настоящие ткани и органы. Их тело состоит из цельного мешка – полости, которая открывается наружу ротовым отверстием, окруженным щупальцами, и двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы.

У них лучевая симметрия тела, нервная система диффузного типа и представлена звездчатыми нервными клетками, которые соединяются между собой длинными отростками и образуют рассеянное нервное сплетение (сеть). Для защиты от врагов и захвата добычи у них есть щупальца, на которых расположены стрекательные клетки.

№ 5. Охарактеризуйте основные признаки усложнения организации кишечнополостных по сравнению с простейшими.

По сравнению с простейшими у кишечнополостных есть кишечная полость, нервная система диффузного типа, представленная звездчатыми нервным клетками. Их тело образовано двумя слоями клеток: наружным – эктодермой и внутренним – эктодермой. Также имеется прослойка – студенистая неклеточная мезоглея.

Также подтверждением усложнением организации кишечнополостных по сравнению с простейшими является наличие у первых лучевой симметрии тела, стрекательных клеток, которые служат для захвата добычи и защиты от нападений врагов, половой системы, рефлекса (раздражимости).

№ 6. Опишите механизм рефлекса у кишечнополостных.

Благодаря тому, что кишечнополостные обладают зачатками нервной системы, они могут реагировать на внешние раздражители. У них можно выделить два типа рефлекса: пищедобывающий и защитный. Например, если уколоть гидру чем-то острым, можно спровоцировать возникновение возбуждения в нервных клетках. Далее сигнал от нервной клетки обрабатывается и поступает по нервной сети в эпителиально-мускульные (кожно-мускульные) клетки. Под воздействием сигнала происходит сокращение кожно-мускульных клеток, и гидра сжимается в комок. Это и есть ответная реакция организма (рефлекс) гидры.

№ 7. Поясните на примере кишечнополостных процесс чередования жизненных форм в жизненном цикле.

Жизненный цикл кишечнополостных достаточно сложен. В нем происходит чередование поколений – полипа и медузы. Полипы – неподвижная или малоподвижная форма. Они живут дольше, образуют целые колонии из сотен и даже тысяч особей и дают начало медузам. Медузы – свободноплавающие формы, которые производят полипы.

Таким образом, в жизненном цикле кишечнополостных происходит правильная смена донного, сидячего и размножающегося вегетативно с поколением свободноплавающих – одиночными медузами, которые размножаются половым путем и находятся в более разнообразных и сложных условиях обитания.

№ 8. Опишите роль кишечнополостных в природе.

Кишечнополостные обитают повсеместно. Это и пресноводные водоемы, и глубины и поверхности океанов, и полярные области, и тропики, и даже грунты. Кишечнополостные представляют собой важнейшее звено в цепях питания Мирового океана. Они регулируют численность ракообразных и рыб, участвуя в образовании биоценозов морей, а также повышают биологическую продуктивность водоемов.

Являются кишечнополостные и сами ценной пищей для морских черепах и некоторых рыб. Также они и природные фильтраторы, так как в больших количествах поглощают взвешенную органику и тем самым очищают морские воды.

В природе кишечнополостные являются и участниками симбионтов с другими организмами. Например, актиния и рак-отшельник или актиния и рыба-клоун. А вот колониальные полипы на мелководье тропических морей могут образовывать коралловые рифы. Коралловые рифы служат местом обитания водорослей-симбионтов, мелких рыб и т.д.

Стр. 59. Какие утверждения верны?

№ 1. Из современных форм кишечнополостные — самые древние и просто организованные многоклеточные животные.

№ 2. Кишечнополостные существуют в природе только как одиночные формы.

№ 3. Для кишечнополостных характерна двусторонняя симметрия.

№ 4. Размножаются кишечнополостные бесполым и половым путём.

№ 5. Гидра реагирует на раздражители благодаря наличию нервных клеток.

№ 6. Рефлексы у большинства многоклеточных безусловные.

Стр. 59. Выберите все правильные ответы

№ 1. Медуза является преобладающей жизненной формой в группе:

в) сцифоидные;

г) коралловые полипы.

Ответ: в.

№ 2. Большинство видов класса Гидроидные существуют в форме:

а) полипов;

б) медуз;

Ответ: а, б.

№ 3. Гидра – примитивное многоклеточное животное, которое:

а) не способно размножаться половым путем;

б) не способно восстанавливать поврежденные или утраченные части тела;

в) не имеет органов дыхания;

г) имеет клетки, захватывающие пищу ложноножками.

Ответ: в, г.

№ 4. Коралловые полипы – группа, включающая в основном колониальные формы кишечнополостных, которые:

а) ведут сидячий образ жизни;

б) имеют известковый скелет;

в) могут ползать по грунту;

г) образуют коралловые рифы и острова.

Ответ: а, б, г.

Стр. 60. Вопросы для обсуждения

№ 1. Какие жизненные формы имеются у гидроидных и у сцифоидных медуз? Чем они различаются?

У гидроидных и сцифоидных медуз присутствует две жизненные формы – полипы и медузы. Полипы ведут прикрепленный, либо малоподвижный образ жизни, тогда как медузы – свободноплавающие в толще воды организмы. Полипы в свою очередь дают начало медузам, а медузы – производят полипы. Таким образом, происходит чередование поколений в течение жизненного цикла гидроидных и сцифоидных медуз.

Однако в жизненном цикле гидроидных преобладают полипы, которые живут дольше и нередко образуют колонии из сотен и даже тысяч особей. Медузы живут одиночно, принимая участие в половом размножении и расселении. В жизненном цикле сцифоидных преобладают медузы, а полипы не образуют колоний. Возникшие в результате почкования маленькие полипы просто отделяются от материнской особи и ведут уже самостоятельный образ жизни. В дальнейшем от каждого полипа по одному отделяются диски, которые и представляют собой маленьких медуз с изрезанными краями – эфиры.

№ 2. От каких организмов произошли кишечнополостные и на основании чего мы можем это утверждать?

Кишечнополостные являются одной из древнейших групп многоклеточных животных, которые ведут водный образ жизни и встречаются во всех морях и пресноводных водоемах. Произошли они от первых примитивных многоклеточных организмов, у которых тело состояло из двух типов клеток – пищеварительных, которые способны образовывать ложноножки, и двигательных со жгутиками. Об этом свидетельствует, например, примитивное двуслойное строение кишечнополостных, наличие внутриклеточного пищеварения, малое разнообразие клеток, которые образуют их тело. А вот предки кишечнополостных взяли свое начало от древних колониальных одноклеточных организмов.

№ 3. Влияет ли хозяйственная деятельность человека на жизнь простейших и кишечнополостных? Ответ поясните.

Иссушая болота, выкашивая леса и луга, уничтожая естественные обитания простейших и кишечнополостных, человека создает негативные условия для их природного обитания. Сокращение численности представителей этих групп ведет к нарушению пищевой цепочки, а значит, и к непоправимым последствиям для всего животного мира.

Некоторые представители кишечнополостных являются объектами промысла человека. Например, медуз используют для приготовления изысканных блюд в Японии и Китае. Коралловые полипы служат материалом для изготовления украшений, предметов искусства и интерьера. Из красных и черных кораллов изготавливают дорогие ювелирные изделия.

Многие простейшие и кишечнополостные вылавливаются для проведения лабораторных исследований, биологических опытов. Значительное уменьшение суммарной массы этих живых организмов через несколько десятков лет негативно отразится на численности популяций огромного числа видов морских животных, например, рыб.

Стр. 60. Темы проектов

№ 1. Возникновение коралловых рифов и островов.

Коралловые рифы представляют собой известковые органогенные геологические структуры. В образовании коралловых рифов и островов главную роль играют твердые коралловые полипы и продукты их разрушения. Несмотря на то, что такие полипы встречаются во всевозможных глубинах и распространены в морях всех поясов, от нижних границ отливов и до громадных океанических глубин, их массовое развитие ограничено относительно узкими вертикальными и горизонтальными пределами.

Процесс формирования коралловых построек интересовал зоологов и геологов уже давно. И в свое время было предложено несколько версий, поясняющих данное действие. Первая из них, предложенная Ч. Дарвином, гласила, что первой стадией образования рифов и коралловых островов является окаймляющий береговой риф. Его кораллы используют в качестве опоры или субстрата. А если условия благоприятны, то активному развитию кораллов ничто не препятствует. Участки рифа, которые находятся вне воды, погибают. А вот с морской стороны риф продолжает нарастать и увеличиваться.

Были еще версии, которые выдвигались позже, но опирались в основном на вулканическую деятельность в земной коре, либо привязанные к потеплениям и похолоданиям в климате Земли. Но они имели слабую доказательность.

Основанием для образования коралловых рифов и островов являются твердые горные породы – прибережья островов и материков, подводные горы. Могут возникать они и на дне, который покрыт илом, но если на его поверхностях есть камни, раковины, либо куски пемзы, к которым могут крепиться кораллы. По мере роста кораллов и увеличения тяжести колонии полипов, которые сидят на куске пемзы, основание ее вдавливается в ил все глубже и глубже. А на верхних частях ее продолжают успешно расти и размножаться коралловые полипы. Достигая основанием плотного грунта, молодой риф получает прочный фундамент, опираясь на который может увеличиваться в размерах и далее.

№ 2. Особенности жизнедеятельности кишечнополостных.

Кишечнополостные являются многоклеточными организмами. Разные их представители передвигаются по-разному. Например, гидры двигаются благодаря сокращению отростков кожно-мускульных клеток на своем теле. Одиночные полипы актинии, как и другие коралловые полипы, имеют в своем строении настоящую мышечную ткань, которая позволяет им переползать из одного места в другое, сокращая мышцы подошвы. А вот для медуз характерным является реактивное движение. Сокращая колокол, медуза может с огромной силой выталкивать воду, образуя толчок, при помощи которого она и передвигается.

По типу питания кишечнополостные гетеротрофы, хищники. Мелкие представители питаются небольшими беспозвоночными организмами, а крупные – дополнительно еще и беспозвоночными. Добычу они заглатывают целиком, предварительно захватывая ее щупальцами и через ротовое отверстие. Непереваренные остатки выходят обратно также через рот.

Дышат кишечнополостные кислородом, который растворен в воде. Газообмен осуществляется через всю поверхность тела. Нервная система состоит из нейронов, которые располагаются под кожно-мускульными клетками и образуют нервное сплетение, соединяясь друг с другом своими отростками. Благодаря такому строению кишечнополостные могут воспринимать раздражение извне, реагируя на них рефлексами. Например, полипам присущи только простые рефлексы, а у медуз есть даже светочувствительные органы и органы равновесия. Размножаются кишечнополостные бесполым (почкованием) и половым путем.

№ 3. Роль кишечнополостных в природе.

Кишечнополостные – это важное звено в пищевой цепочке водоемов. Они не только регулируют численность ракообразных и рыб, но и являются сами ценной пищей для многих обитателей этой среды.

Также кишечнополостные поглощают морскую воду вместе с взвешенной органикой, тем самым очищая водоем от органических веществ. А вот полип актиния питается водорослями, бактериями и простейшими организмами, а потому выполняет роль природного фильтрата.

Некоторые кишечнополостные ведут симбиотический образ жизни. Они поселяются на подвижных водных животных и приносят пользу другим организмам, одновременно получая пользу и для себя. Пример такого симбиоза – актиния и рак-отшельник.

Такие представители кишечнополостных, как коралловые полипы, образуют рифы, а иногда и атоллы – целые острова, которые приставляют собой необычные и особые виды экосистем. Частички отмерших кораллов формируют известковые горные породы.

Глава 5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *