у каких народов матриархат
6 современных народностей, у которых правит матриархат
Как известно, в современном мире всем заправляют мужчины — несмотря на старания феминисток переломить ситуацию, большую часть государственных должностей практически во всех странах по-прежнему занимают представители сильного пола, их больше в списках миллиардеров и на заседаниях советов директоров крупнейших корпораций мира. При этом женщин, добивающихся столь же (а зачастую и более) выдающихся успехов, что и мужчины, чаще всего считают исключениями, подтверждающими правило. Однако, есть на нашей планете места, где мужчины исторически приучены не смотреть на прекрасный пол «сверху вниз». Вашему вниманию — шесть живущих в наше время народов с матриархальным укладом общества.
1. Мосо
Небольшой народ мосо, живущий на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань около границы с Тибетом — один из самых известных современных социумов, в которых установлен матриархат. Китайское правительство считает мосо частью народности наси, однако это два совершенно разных этнических меньшинства, как по культуре, так и по языку.
Мосо живут большими семьями, в каждой из них главную роль играют женщины — родословная ведётся по женской линии, семейные традиции передаются от старших представительниц рода к младшим, точно так же наследуется имущество. Все важные решения, касающиеся жизни семьи принимают исключительно женщины, они ответственны за воспитание детей и те при рождении получают фамилию матери, а не отца. При этом необходимо отметить, что политикой занимаются в основном мужчины.
Институт брака, как таковой, у мосо отсутствует, вместо него практикуется обычай с говорящим названием «walking marriages» (можно перевести как «свадьбы во время прогулки»). Женщины свободны в выборе сексуальных партнёров и не живут с ними под одной крышей. Дети всегда остаются в материнском доме, поэтому отцы практически не принимают участия в их жизни, порой матери даже не знают, от кого именно зачат ребёнок. Вместо воспитания собственных отпрысков мужчины занимаются детьми, принадлежащими к семьям их матерей.
2. Минангкабау
Народность минангкабау, населяющая индонезийскую провинцию Западная Суматра, насчитывает около 4 млн человек — на сегодняшний день это крупнейший в мире социум с матриархальным укладом. Всё семейное имущество передаётся от матери к дочери, так как мать считается главой семьи и играет главную роль в жизни каждого представителя этого народа. В политических и религиозных институтах заняты в основном мужчины, но в остальном у минангкабау правят представительницы прекрасного пола — такое разделение общественных обязанностей позволяет всем чувствовать себя равноправными.
После вступления в брак женщины сохраняют за собой главную роль — ночи супруги проводят вместе, но утром мужчины, как правило, отправляются по домам своих матерей. По достижении 10-летнего возраста мальчики покидают материнские дома и некоторое время живут в мужском кругу, обретая необходимые представителям сильного пола навыки и постигая тайны религиозных практик. Стоит отметить, что во главе рода всегда стоит мужчина, но если он перестаёт справляться со своими обязанностями, женщины имеют право сместить его с должности и выбрать на его место другого.
3. Аканы
Этнос аканы составляет большую часть населения республик Гана и Кот-д’Ивуар. Социально-общественный строй аканов — типичный матриархат: в их семьях всё, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, женщины же определяют направление развития общества в целом. Руководящие должности в органах управления традиционно занимают мужчины, но право на них передаётся через родственников женского пола — матерей, сестёр и дочерей. Зачастую мужчины заботятся не только о своих семьях, но и о своих дальних родственницах.
4. Брибри
В коста-риканской провинции Лимон обитает индейское племя брибри, численность которого по разным оценкам, составляет от 4 тыс до 13 тыс человек. Как и у многих других народов с матриархальным укладом общества, в основе социального строя брибри лежат родовые общины, как правило, включающие в себя несколько десятков человек, во главе каждого рода стоит старшая женщина. Брибри традиционно живут в небольших поселениях, по два-три дома, при этом недвижимость и земельные владения наследуются по женской линии. Также немаловажно, что только женщины имеют право готовить какао, который брибри используют в религиозных ритуалах.
5. Гаро
Гаро — один из главных этносов индийского штата Мегхалая. Как и у их соседей по региону кхаси, в обществе гаро на первых ролях женщины, хотя полностью матриархальным общественный строй гаро назвать нельзя — государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью. Тем не менее, главой семьи у гаро считается женщина, эта «должность» по наследству передаётся младшей из дочерей, как и большая часть семейного имущества.
В семьях гаро главная наследница выходит замуж последней из всех дочерей и как правило, семья без труда находит достойного мужа, в то время как старшим сёстрам-бесприданницам устроить супружескую жизнь бывает намного сложнее. Женихи часто сбегают от невест и семьям с дочерьми «на выданье» приходится буквально насильно тащить их обратно в свой дом. Будущий муж порой совершает не один и не два побега, а десятки — до тех пор, пока невеста не смирится с его нежеланием жениться, или же не добьётся его согласия. Чаще всего оно достигается многочисленными обещаниями беспрекословно повиноваться супругу и быть фактически его служанкой. После свадьбы новобрачные живут в доме жены, если отношения у них не складываются, брак расторгается с обоюдного согласия и без осуждения со стороны общественности.
Матриархат 21 века. Шесть народов мира, где женщины — главные (но не во всём)
Мосуо
Этническая группа мосуо проживает в китайских провинциях Юннань и Сычуань, в предгорьях Тибета, и является, пожалуй, самым известным из матриархальных сообществ, сохранившихся до наших дней.
Мосуо (или «мосу») живут большими семьями в больших и крепких усадьбах. Во главе каждой из семей — матриарх, чье слово — закон. Родство ведется по женской линии, и собственность передается от матери дочке. Дамы из народа мосуо обычно руководят бизнесом и принимают ключевые решения, оставив остальную политику мужикам. Дети растут в домах матерей.
Среди мосуо распространены гостевые браки. Это когда женщины сами выбирают себе партнеров, а потом ходят к ним в гости. При этом муж и жена живут в разных семьях и никогда не ночуют под одной крышей. Часто получается так, что дети не знают, кто их отцы, а мамаши часто меняют осеменителей, при этом основная забота о малых чадах при возможности ложится на плечи их старших братьев, которым даже наследства не достанется в итоге.
Минангкабау
Люди народа минангкабау обитают на западе острова Суматра, принадлежащего Индонезии. Численность сего этноса составляет 4 миллиона мужчин и женщин, причем обществом и экономикой оного рулят именно представители «слабого пола».
Согласно племенному закону, всё клановое имущество у минангкабау передается от матери к дочери, а представители обоих полов твердо уверены в том, что самое главное на свете — это мать.
В семьях этих суматранцев всем руководят женщины, в межродовых отношениях мужчинам отданы такие сферы, как политика и дела духовные. За счет этого соблюдается подобие равенства полов. Муж может спать с женой в ее доме, но рано утром он одевается и стремится успеть к семейному завтраку в материнском доме. А поселения нередко делятся на мужские и женские кварталы. С 10 лет мальчики живут среди мужчин, где учатся вопросам религии и приобретают ремесленные навыки — например, осваивают литье и кузнечество, витье веревок и кулинарию.
Акан
Представители народа акан являются национальным большинством в Гане, где большинство их обитает и хозяйничает. Социальная организация акан многовеково держится на фундаменте матриархата. Во всех вопросах решающее слово принадлежит женщинам, правда, политика и общественная деятельность — это бизнес для мужчин. От них ожидают финансовой и «грубой мужской» поддержки не только своих семей, а и множества родственниц — например, сестер и их дочерей.
Брибри
Это экзотическое племя численностью 13 тысяч человек обитает буквально в заповеднике на территории Коста-Рики, на границе с Панамой. Еще их называют «таламанка». Как и многие матрилинейные сообщества, индейцы брибри организованы в сплоченные кланы родственников. Общины брибри редко видят деньги, но очень многим сполна обеспечивают себя сами и активно практикуют бартер. В самодостаточных домах проживает до 25-30 человек.
Каждый клан у брибри — это разросшаяся семья, где главенствуют женщины, и только им позволено владеть землей и обретать её по наследству. Кроме того, только женщины имеют право правильно готовить какао, которое используется в религиозных ритуалах брибри, носящих в сердцах смесь католицизма с древними языческими верованиями.
Гаро
Тибето-бирманский народ гаро живет в индийском штате Мегхалайя (часть — в Бангладеш) и придерживается старинных матрилинейных традиций. Имущество и земля у гаро, коих на Земле около миллиона душ, обычно передается от матери младшей дочери.
Но на этом, увы, матриархальность заканчивается, т.к. руководящие посты обычно принадлежат мужчинам. После сложной свадебной церемонии муж приходит жить в дом супруги, это называется «матрилокальность». По инициативе женушки брак может быть расторгнут, и никакой дурной репутации на женщину народа гаро это не накладывает — несмотря на то, что большинство гаро считают себя христианами.
В старину гаро были печально знамениты своей кровожадностью, на поросших джунглями склонах холмов чужаки их боялись, словно тигров или волков.
Похожая ситуация с распределением ролей полов наблюдается и у соседнего народа кхаси. То есть, во главу семейного клана возводят младшую дочь.
Наговиси
Люди народности наговиси живут в южной части острова Бугенвиль, который входит в состав Папуа-Новой Гвинеи. Западные антропологи, изучившие наговиси, сообщают, что их социум делится на матрилинейные кланы.
Женщины этноса наговиси принимают участие в руководстве общинами и религиозных церемониях, однако главной гордостью туземки является ее земля и хозяйство, а также возможность работать на своем частном наделе в свое удовольствие. Брака в нашем понимании у наговиси не существует. Считается, что если женщина кормит мужчину, то они — семья. В саду таким мужем традиционно понукает жена. Если же мужчина начинает кормиться в другом месте, то это может означать «развод».
Матриархат в истории человечества и современном мире
Что такое матриархат, основные черты, отличия от патриархата. Гинекократия в Европе, Азии, Африке и России.
Матриархат (гинекократия) — это первая из известных форм правления, подразумевает власть женщин в обществе. На бытовом уровне подразумевается ситуация, когда в семье всем заправляет жена.
Что такое гинекократия или матриархат?
Матриархат существовал с древнейших времен. Некоторые исследователи первобытного общества считают, что свидетельства о нем можно почерпнуть из древнегреческих мифов об амазонках.
Амазонки участвовали в Троянской войне, греки взяли их в плен и на трех кораблях везли в Грецию. Воинственные женщины перебили охрану, но не смогли управлять кораблями. Течения и ветра прибили их к берегам Азовского моря. Так амазонки появились в Крыму и в союзе с мужчинами-скифами положили начало племени савроматов.
Матриархат в истории человечества означал первенство мужественных женщин, жили они обособленно, мужчины были нужны им только для продления рода. Девочек воспитывали в своем духе, а мальчиков отдавали на воспитание в иные племена.
Так что если говорить об эпохе матриархата, под этим следует понимать безраздельное властвование женского пола над мужским.
Причинами матриархата нужно считать низкий уровень производительных сил в первобытном обществе. Женщина-мать считалась хранительницей домашнего очага, она воспроизводила в детях свой род, ей приписывалась магическая сила. В древности у многих народов существовал культ Матери-Земли, она представляла верховное божество в пантеоне языческих божеств.
В первобытном матриархате обожествляли женское начало жизни. Людей родила Мать-Земля, ей поклонялись, в ее честь устраивали праздники. Такое почитание автоматически переходило на простую земную женщину: она рожает, жизнь рода не угасает. Авторитет женщины-матери в первобытном обществе был непререкаемым.
Суть матриархата в том, что права наследования передавались по материнской линии. Называлось это матрилинейностью. Такая практика существовала у многих народов мира в эпоху перехода от собирательства даров природы к земледелию, когда стали выращивать пшеницу и рожь, другие полевые и овощные культуры. Занималась этим преимущественно женщина.
Основные черты матриархата
Впервые времена матриархата исследовал швейцарский ученый, исследователь первобытного общества Иоганн Якоб Баховен (1815-1887). В книге ««Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире» он выдвинул несколько тезисов о преобладающей роли женщины в давнее время.
По его мнению, возникновению матриархата служили неразборчивые половые связи (гетеризм по Баховену). В первобытном обществе женщина вступала в близкие отношения со многими мужчинами, даже ближайшими родственниками. Низкий уровень жизни и высокая мужская смертность обуславливали такую «любовь». Установить в этаком случае, кто же являлся отцом ребенка, не представлялось возможным. Зато мать была налицо. Наследование по материнской линии стало основным признаком матриархата. Так было у всех народов на начальном этапе развития человеческого общества. В эту эпоху женщина стала главой семьи, хранительницей домашнего очага. В религиозном понимании древних женская сущность ассоциировалась с культом Матери-Земли. Прародительницу всего живого обожествляли, это поклонение перед ней перенесли на женщину-мать.
Развитие матриархата в разных сообществах имело свои особенности. Например, в Центральной Индии живет народ «тода», у него до настоящего времени практикуется полиандрия, хотя официально в стране многомужество запрещено. Связано это с тяжелыми условиями жизни: люди занимаются скотоводством в горах. Такой труд посилен только мужчинам, чтобы семья жила в достатке, нужно много мужских рук. Женщина заводит несколько мужей, которые способны прокормить семью, ее авторитет среди них высок.
Отличительной чертой матриархата служила передача по материнской линии титулов и имущества. Так называемая матрилинейность распространена была в древности у многих народов. Примером племен с матриархатом можно назвать американских индейцев — ирокезов или тробрианцев. У них наследование шло по матери, допустим, умирал бездетный брат женщины, ее сын унаследовал имущество своего дяди.
Правила матриархата существовали тысячелетия, по мере развития человеческого общества, с улучшением условий жизни, они стали архаичными. Человек по своей природе собственник, мужчинам надоело делить одну женщину на «всех», которая к тому же командует «парадом». Каждому хотелось иметь одну-единственную, и чтобы безоговорочно подчинялась его прихотям, а дети от нее наследовали по мужской линии. Так возникли проблемы матриархата, которые сказались на развитии общества и цивилизации в целом. Подтверждением могут служить мифы разных народов о женщинах-воительницах, которые, сторонясь мужчин, жили обособленными сообществами. Амазонкам мужская компания нужна была только для акта деторождения, а там — «гуляй себе парень!». Романтику любовных отношений они не признавали.
Последствием матриархата стал переход к моногамной семье, когда все семейные права стали закрепляться за мужчиной, он передавал их по наследству своему старшему сыну. Иные сыновья были ущемлены в привилегиях. В средневековой Европе существовал так званый «майорат», когда наследство отца отходило к старейшему по годам отпрыску, а младшие фактически оставались бедными, нередко уходили в монастырь или становились «рыцарями с большой дороги», а попросту — грабителями.
Переход от матриархата к более высокой ступени развития первобытного строя характеризовался сменой отношений между мужским и женским полом. Мужчины постепенно стали «прибирать» женщин к рукам.
Связано это с развитием орудий труда и переходом к оседлому скотоводству и пашенному земледелию. Большую роль сыграло изменение отношения мужчины к конечному результату своей работы. Пищу теперь стало добывать легче, ее стало больше, а это в свою очередь привело к увеличению продолжительности жизни.
Женщина стала терять свою исключительную роль в семье и обществе как хранительница семейных традиций, когда происхождение и наследственные права учитывались по женской линии (матрилинейность). Собственно, в этом и заключалось главное отличие матриархата от патриархата.
На определенном этапе развития первобытного общества возникли большие противоречия между властью женщин и лишенными такого могущества мужчинами. Последние начали бороться за свои мужские права.
Мужчины считали себя первыми добытчиками семейного благополучия. Их уже не устраивало делить одну женщину на несколько мужских особей. Инстинкт мужского эгоизма стал проявляться в попытке закрепить за собой исключительные права на женский пол.
Борьба полов закончилась установлением такой организации общества, когда мужчина возглавил общественную и политическую жизнь, перехватил авторитет в семье и стал диктовать женщине свои права. По сути он превратился в семейного деспота.
Это радикальным образом коснулось семейных отношений. Брак стал моногамным, хотя мужчина оставил за собой право иметь на стороне любовниц. Женщине заводить любовников запрещалось законом, прелюбодеяние жестко наказывалось.
Советский историк и этнограф Марк Косвен в работе «Переход от матриархата к патриархату» считал, что женская форма организации первобытного общества стала сдавать свои позиции с появлением авункулата — таких отношений между племянником и его дядей по матери, когда последний отставляет ему наследство.
Матриархат и патриархат мирно сосуществовали друг с другом в течение многих веков, пока окончательно на смену материнскому праву не пришло отцовское.
Господство матриархата в Европе
Матриархат в Европе получил широкое распространение в эпоху раннего неолита (6000-5500 гг. до н. э.). На европейских просторах от берегов Атлантического океана до Уральских гор, заселенных разнородными племенами, широко распространился культ Богини-Матери. В это время власть женщины в семье становится полной и непререкаемой.
В каких странах матриархат был распространен? Здесь следует назвать Украину, Румынию, Венгрию, Молдавию. Именно на территории этих современных государств была широко распространена Трипольская культура.
Матриархальные черты сохранились до нашего времени в культуре карпатских гуцулов. Примером может служить ярко расцвеченный праздничный наряд гуцульских мужчин, обязательным элементом их костюма являются кружевные панталоны и шляпы с цветами.
Среди стран с матриархатом можно выделить Чехию. Считается, что основательницей Праги была княгиня Либуше. Хронист Козьма Пражский в своей «Чешской хронике» рассказывает легенду о замке Девин, где в 739 году воительница Власта образовала женскую республику, просуществовавшую 7 лет.
Пережитки матриархального времени, когда женщине принадлежала руководящая роль в обществе и семье, сохранялись долгие века. Об этом свидетельствует средневековый культ «прекрасной дамы», царивший во многих европейских странах. Мужчина обожествлял свою избранницу, посвящал ей стихи и пел серенады, дрался за ее честь на дуэли.
Если говорить о матриархате в Италии, нужно понимать современные семейные отношения итальянцев. Они очень почитают свою мать. Фактически, она является главой дома. Чтобы удачно выйти замуж, девушка обязательно должна понравиться маме своего парня. Иначе о свадьбе говорить не приходится.
Гинекократия в Азии и Африке
Матриархат или гинекократия на территории Азии имеет древние корни. Об этом свидетельствует индийский эпос «Махабхарата». Принцесса Кунти с помощью волшебной мантры могла заманить в свои объятья любого бога и заниматься с ним любовью. Ее многочисленные сыновья стали мужьями царицы Драупади, которая безраздельно управляла ими.
Фактически, такой полиандрический брак, когда одна женщина имеет несколько мужей, подтверждает существование матриархата в древнем индийском обществе.
О матриархате у евреев, когда почиталась власть женщины, говорит Библия. В Священном Писании Тора (часть Библии) упоминается несколько женщин, имевших большое влияние и власть над своими подданными. Например, Мириам спасла еврейский народ от гибели во время египетского пленения.
Царица Шломит (Саломея) Александра правила 9 лет после смерти своего мужа и снискала славу мудрого правителя. Эсфирь, жена персидского царя Атраксеркса I, спасла еврейский народ от гибели, когда его хотели уничтожить враги. В честь ее евреи отмечают праздник Пурим.
Когда говорят о матриархате в Израиле современном, подразумевают большое традиционное влияние женщины в еврейской семье. Она — «корень дома», заправляет всеми домашними делами. По Талмуду «кошерной считается жена, умеющая сделать желание мужа». Именно «сделать». Умная супруга управляет своим мужчиной неназойливо и мудро, предоставляя ему право считать, что в семье все благополучно благодаря его воле.
О матриархате в Египте можно говорить относительно. В древности египетская женщина обладала правами наравне с мужчинами. Имела право наследования, могла составить завещание, подать иск в суд, вольно передвигалась по стране, после свадьбы оставалась лично свободной.
Черты матриархата можно увидеть в наследовании земельной собственности, она переходила по женской линии. Большая власть подразумевала много земли. В таких случаях женились на богатых женщинах, возраст и степень родства не играли никакой роли. Фараон Рамзес II, чтобы удержаться у власти, женился на своей дочери.
Во Вьетнаме матриархат сохранился у многих народностей, каждая имеет свои отличия по отношению к женщинам. У народа Эдэ они занимают главное положение в семье и обществе, самобытные Джарай ограничили свой женский пол в общественной жизни.
Ярким представителем вьетнамского матриархата является народность Чам. Отношения у них регулирует материнское право. Родство и наследование идет по матери. Все девочки живут с мамой, младшая дочка получает большую долю наследства. Девушка сама выбирает себе жениха и распоряжается деньгами в семье.
Мальчики лишены участия в дележе имущества, а потому часто уходят в монастырь. Монахи среди чамских мужчин — явление распространенное.
Матриархат в Китае, где живет много разных народностей, сохраняется до настоящего времени. Характерен в этом отношении народ Мосо, хотя у него свои особенности «власти» женщин, которые не совпадают с классическим описанием матриархального общества.
Мосо не заключают традиционные в европейском понимании браки, у них практикуется «гостевой брак». Такие вольные отношения подразумевают, что одна женщина может иметь несколько мужчин. В таком случае отца ребенка установить трудно. Недаром в языке этого народа отсутствует слово «ревность».
Наследство у мосо передается по материнской линии, но не всегда. Если один из «гостевых» мужей был богатым, сын от него наследовал отцовское имущество и становился знатным. Участь дочерей такого папаши была более печальная, они оставались крестьянками.
Когда говорят о матриархате в Японии, подразумевают сегодняшнее состояние дел. Борьба за равенство полов привела к доминированию женщин в обществе. Даже появились такие термины, как «травоядные мальчики» и «плотоядные девочки». Это значит, что девочки берут на себя более активную роль, которой были лишены во времена патриархата.
Мальчики стали более пассивными, у них появилось нечто женское в обличье и поведении, они начали уклоняться от интимных отношений. Японец занимается сексом в среднем раз 36 за год, тогда как американец 124 раза. Лучше уж имитировать сексуальную жизнь за компьютером, так считают японские юноши! Феминизация мужского пола в Японии налицо.
Значение мужчины в семье упало. Японская женщина достаточно защищена юридически. Высокий уровень жизни позволяет одиноким матерям успешно решать свои проблемы. Таких в стране достаточно, и называют их «семья мать и дитя». Можно говорить о возвращении матриархата в японское общество, но уже в новых современных условиях.
Матриархат на территории России
Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девица могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию.
Первое время не преследовали за гомосексуализм и лесбийскую любовь, считали их нормой. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.
Матриархат в России современной продолжает старые советские традиции. По многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать.
Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой дитяти распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. Такой семейный матриархат умаляет роль мужа в семье, невольно ведет к женскому деспотизму в отношениях «он — она».
Что такое матриархат — смотрите на видео:
В наше время заговорили о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Хорошо это или плохо? Тут можно по-разному рассуждать. Однако минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России.