у какого греческого бога было 4 коня

Животные Посейдона

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Посейдон – бог морей в Древней Греции. В Риме он носил имя Нептун и имел схожие функции. В его ведении были не только солёные воды, но также пресные источники. К сфере покровительства относились и различные животные, в первую очередь – обитатели моря. Но священные животные Нептуна – это всё-таки не только существа, живущие в воде. Посейдон обладал достаточно необычным характером, от него зависело многое в Элладе. Поэтому и посвящали ему разных животных.

Кони Посейдона

Священные животные бога Посейдона – это в первую очередь лошади. Хотя они, казалось бы, относятся к сухопутным существам, кони всё равно постоянно фигурируют в легендах об этом боге. Более того, именно Посейдон считается тем, кто создал первую лошадь и передал людям знания о том, как управлять этим прекрасным животным.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Новая Пинакотека. Мюнхен, Германия.

Древние представления о Посейдоне и лошадях

Лошади появились в культе Посейдона с древнейших времён. Есть предположение, что его даже почитали в облике коня – например, подобные следы можно найти на Пелопоннесе.

Некоторые исследователи, например, А. Ф. Лосев, советский антиковед, пишет, что конь (а также бык – ещё одно священное животное бога) – это остатки зооморфной, животной ипостаси Посейдона. Причём она в свою очередь связана с земледелием, плодородием. Нептун как бог воды дарил земле влагу, напитывал её, чтобы почва дала всходы. В этом случае он был близок к главной богине земледелия – Деметре.

Есть также версия, что связь Посейдона с лошадьми зародилась ок. 1600 г. до н.э. Тогда из Анатолии (современная Турция) в Грецию как раз и перешли знания по управлению лошадьми. Такое изобретение, как военная колесница, была перенята из Анатолии в это же время.

Легенды о возникновении коней

Именно кони как животные бога Нептуна считались его творением. На этот счёт можно найти разные трактовки легенды:

Памятник Нептуну в Мадриде.

Английский филолог Бетти Редис отмечает, что изначально лошади Посейдона были связаны скорее не с водой, а с подземным миром. Эти хтонические животные Нептуна даже сами по себе ассоциировались с преисподней. Водная стихия тоже была им близка. В результате кони в Древней Греции приобретают необычные черты и воспринимаются не только ездовыми животными.

Роль лошадей в культе Посейдона

Лошади фактически стали постоянными спутниками Посейдона. Кони тянули его колесницу, когда морской царь путешествовал по морю. Иногда на месте обычных коней изображались гиппокампусы – кони с рыбьими хвостами. На таких скакунах путешествовали и тритоны – спутники Посейдона, люди с рыбьими хвостами.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Триумф Нептуна. Археологический музей. Сус, Тунис.

Лошадей также жертвовали богу, чтобы умилостивить его и попросить спокойное плавание. Для этого коней загоняли прямо в море. С этой же целью могли жертвовать и целые колесницы. Известно, что так поступил Александр Македонский перед битвой при Иссе. Стоя на сирийском берегу, он велел бросить в волны четырёхконную колесницу. Александр призывал Посейдона, прося о благословении.

Так как Посейдон покровительствовал ристанию, в честь него проводились соответствующие празднества и игры, где люди соревновались в гонках на колесницах. Таким мероприятием были Истмийские игры, одни из четырёх агонов, состязаний и игр, проводимых для славления богов. Там устраивались состязания не только в беге на колесницах, но также в пении, музыке, гимнастики и пр.

Победитель Истимийских игр получал среди прочих наград венок. В период Римской империи он плёлся из пальмовых листьев, а в классическую эпоху – из сельдерея. Сельдерей в свою очередь тоже считался атрибутом Посейдона и его священным растением.

Связь Нептуна с конями проявляется также и в том, что он породил двух необычных коней – крылатого Пегаса (его мать – Медуза Горгона) и Ариона, который умел говорить (от богини Деметры).

Другие животные, связанные с Посейдоном

Были и другие животные, которые считались священными или часто появлялись в легендах о Нептуне:

Статуя короля Нептуна. Вирджиния Бич в г. Вирджиния.

Источник

окт. 23, 2018

у какого греческого бога было 4 коня. Zeus Hera. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-Zeus Hera. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка Zeus Hera

Зевс и Гера в сопровождении Ор едут на свадьбу Пелея и Фетиды
Аттическая чернофигурная ваза, ок. 580-570 гг. до н.э.

Колесница с конями является обычным средством передвижения греческих богов. Много и подробно об этом говорит уже Гомер. Так, о Зевсе он рассказывает, как тот «впряг в колесницу коней медноногих, / Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые; / Золотом сам он одеялся; в руку художеством дивный / Бич захватил золотой и на блещущей стал колеснице; / Коней погнал, – и послушные быстро они полетели, / Между землёю паря и звездами усеянным небом. / Там коней удержал повелитель бессмертных и смертных / И, от ярма отрешив, окружил их мраком великим» (ὑπ᾽ ὄχεσφι τιτύσκετο χαλκόποδ᾽ ἵππω / ὠκυπέτα χρυσέῃσιν ἐθείρῃσιν κομόωντε, / χρυσὸν δ᾽ αὐτὸς ἔδυνε περὶ χροΐ, γέντο δ᾽ ἱμάσθλην / χρυσείην εὔτυκτον, ἑοῦ δ᾽ ἐπεβήσετο δίφρου, / μάστιξεν δ᾽ ἐλάαν: τὼ δ᾽ οὐκ ἀέκοντε πετέσθην / μεσσηγὺς γαίης τε καὶ οὐρανοῦ ἀστερόεντος… / ἔνθ᾽ ἵππους ἔστησε πατὴρ ἀνδρῶν τε θεῶν τε / λύσας ἐξ ὀχέων, κατὰ δ᾽ ἠέρα πουλὺν ἔχευεν) (Ил. 8.41-50). Подготовка Гебой колесницы супруги Зевса Геры описывается в ранее цитировавшемся фрагменте Ил. 5.722-732.

Сходными словами Гомер говорит о колесничной езде брата Зевса Посейдона, который «запряг в колесницу коней медноногих, / Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые. / Золотом сам он одеялся, в руку десную прекрасный / Бич захватил золотой и на светлую стал колесницу; / Коней погнал по волнам, – и взыграли страшилища бездны, / Вкруг из пучин заскакали киты, узнавая владыку; / Радуясь, море под ним расстилалось, – а гордые кони / Бурно летели, зыбей не касаяся медною осью» (ὑπ᾽ ὄχεσφι τιτύσκετο χαλκόποδ᾽ ἵππω / ὠκυπέτα χρυσέῃσιν ἐθείρῃσιν κομόωντε, / χρυσὸν δ᾽ αὐτὸς ἔδυνε περὶ χροΐ, γέντο δ᾽ ἱμάσθλην / χρυσείην εὔτυκτον, ἑοῦ δ᾽ ἐπεβήσετο δίφρου, / βῆ δ᾽ ἐλάαν ἐπὶ κύματ᾽: ἄταλλε δὲ κήτε᾽ ὑπ᾽ αὐτοῦ / πάντοθεν ἐκ κευθμῶν, οὐδ᾽ ἠγνοίησεν ἄνακτα: / γηθοσύνῃ δὲ θάλασσα διίστατο: τοὶ δὲ πέτοντο / ῥίμφα μάλ᾽, οὐδ᾽ ὑπένερθε διαίνετο χάλκεος ἄξων) (Ил. 13, 23-30).

В «Одиссее» «могучий земли колебатель» (т.е. Посейдон), разбив плот Одиссея, «погнал длинногривых коней и умчался в Эгию» (ἴδε δὲ κρείων ἐνοσίχθων… ἵμασεν καλλίτριχας ἵππους, ἵκετο δ᾽ εἰς Αἰγάς) (Од. 5.375, 380-381). У Гомера колесницу Посейдона, как и колесницу Зевса, везут «медноногие кони» (χαλκόποδ᾽ ἵππω) с золотыми гривами. С эллинистической эпохи запряжёнными в колесницу морского бога обычно изображаются гиппокампы – существа, у которых передняя часть тела конская, а задняя – рыбья.

«Одиссея» также упоминает о колеснице богини Эос: «Ночь на пределах небес удержала Афина; Деннице ж / Златопрестольной из вод океана коней легконогих, / С нею летающих, Лампа и брата его Фаэтона / (Их в колесницу свою заложив), выводить запретила» (νύκτα μὲν ἐν περάτῃ δολιχὴν σχέθεν, Ἠῶ δ᾽ αὖτε / ῥύσατ᾽ ἐπ᾽ Ὠκεανῷ χρυσόθρονον, οὐδ᾽ ἔα ἵππους / ζεύγνυσθ᾽ ὠκύποδας, φάος ἀνθρώποισι φέροντας, / Λάμπον καὶ Φαέθονθ᾽, οἵ τ᾽ Ἠῶ πῶλοι ἄγουσι) (Од. 23.243-246).

Многочисленны упоминания о колесницах богов в Гомеровских гимнах. Брат Зевса и Посейдона Плутон похищает на колеснице Персефону: «прянул на конях бессмертных / Гостеприимец-владыка, сын Кроноса многоименный. / Деву насильно схватив, он её в золотой колеснице / Быстро помчал…» (ὄρουσεν ἄναξ Πολυδέγμων / ἵπποις ἀθανάτοισι, Κρόνου πολυώνυμος υἱός. / ἁρπάξας δ᾽ ἀέκουσαν ἐπὶ χρυσέοισιν ὄχοισιν / ἦγ᾽ ὀλοφυρομένην) (К Деметре, 17-20).

Солнечный бог Гелиос имеет «коней с колесницею златояремной» (χρυσόζυγον ἅρμα καὶ ἵππους) (К Гелиосу, 15); «Гелий меж тем в Океан опустился под землю с конями / И с колесницей своею» (ἠέλιος μὲν ἔδυνε κατὰ χθονὸς Ὠκεανόνδε / αὐτοῖσίν θ᾽ ἵπποισι καὶ ἅρμασιν) (К Гермесу, 68-69). На колеснице едет по небу лунная богиня Селена: «И лучезарных запрягши коней – крепкошеих, гривастых, / По небу быстро погонит вперёд их Селена-богиня» (ζευξαμένη πώλους ἐριαύχενας, αἰγλήεντας, / ἐσσυμένως προτέρωσ᾽ ἐλάσῃ καλλίτριχας ἵππους) (К Селене, 9-10).

Об Артемиде говорится, что «поит она лошадей в тростниках высоких Мелита / И через Смирну несётся в своей всезлатой колеснице / В Кларос…» (ἥθ᾽ ἵππους ἄρσασα βαθυσχοίνοιο Μέλητος / ῥίμφα διὰ Σμύρνης παγχρύσεον ἅρμα διώκει /ἐς Κλάρον) (К Артемиде, 3-5). В, предположительно, самом позднем из Гомеровских гимнов бог войны Арес изображён скачущим по эфиру: «вечно коней ты / огненных гонишь своих по небесному третьему кругу!» (σε πῶλοι / ζαφλεγέες τριτάτης ὑπὲρ ἄντυγος αἰὲν ἔχουσι) (К Аресу, 7-8).

у какого греческого бога было 4 коня. Ares Aphrodite. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-Ares Aphrodite. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка Ares Aphrodite

Арес поражает копьём гиганта с колесницы, которой управляет его супруга Афродита
Аттическая чернофигурная ваза, ок. 400-390 гг. до н.э.

Теснее всего из греческих богов с конями связан Посейдон, одним из прозвищ которого было Ἵππιος, т.е. Конский. Первого коня греки считали родившимся из семени Посейдона. Согласно фессалийской версии мифа, это произошло в Фессалии: «Фессалийцы почитают Посейдона Скального… потому что он, заснув у некоей скалы, изверг семя; а земля, приняв его семя, породила первого коня, которого они называют Скифий… И говорят, что были учреждены состязания в честь Посейдона Скального в том месте, где первый конь прыгнул со скалы. Потому и Посейдон называется Конским» (Πετραῖος τιμᾶται Ποσειδῶν παρὰ Θεσσαλοῖς… ὅτι ἐπί τινος πέτρας κοιμηθεὶς ἀπεσπερμάτισε, καὶ τὸν θορὸν δεξαμένη ἡ γῆ ἀνέδωκεν ἵππον πρῶτον, ὃν ἐπεκάλεσαν Σκύφιον… φασὶ δὲ καὶ ἀγῶνα διατίθεσθαι τῷ Πετραίῳ Ποσειδῶνι, ὅπου ἀπὸ τῆς πέτρας ἐξεπήδησεν ὁ πρῶτος ἵππος· διὸ καὶ Ἵππιος ὁ Ποσειδῶν) (Схолии к Пиндару. Пифийские оды 4.246).

Афиняне, со своей стороны, утверждали, что это произошло в Аттике: «Другие же говорят, что у скал в афинском Колоне, заснув, он изверг семя, и вышел конь Скифий, также именуемый Скиронитом» (ἄλλοι δέ φασιν ὅτι περὶ τοὺς πέτρους τοῦ ἐν Ἀθήναις Κολωνοῦ καθευδήσας ἀπεσπέρμηνε καὶ ἵππος Σκύφιος ἐξῆλθεν, ὁ καὶ Σκιρωνίτης λεγόμενος) (Схолии к Ликофрону, 766). От союза Посейдона с Горгоной Медузой родился крылатый конь Пегас. От его же союза в образе жеребца с превратившейся в кобылу Деметрой появился на свет конь Арион.

Примечательно, что ригведийский гимн «Восхваление коня» говорит о рождении первого коня из воды: «Когда ты заржал впервые, рождаясь, / Вздымаясь из океана или из первородного источника, – / Крылья сокола, передние ноги антилопы – / Достойное хвалы было твоё великое рожденье, о скакун» (yád ákrandaḥ prathamáṃ jā́yamāna / udyán samudrā́d utá vā púrīṣāt / śyenásya pakṣā́ hariṇásya bāhū́ / upastútyam máhi jātáṃ te arvan) (РВ 1.163.1) (согласно другому мифу, изложенному в РВ 10.90.10, кони произошли из тела принесённого в жертву первочеловека Пуруши).

Посейдон покровительствует колесницам и колесничным гонкам: «Коней владыка! Люб тебе, / О Посидон, четвёрок храп, / Медных копыт тяжёлый звон / И под кормою расписной / Пена триер победных. И молодёжи пышный рой / На колесницах любишь ты, / Тяжкой боримых страстью» (ἵππι᾽ ἄναξ Πόσειδον, ᾧ / χαλκοκρότων ἵππων κτύπος / καὶ χρεμετισμὸς ἁνδάνει / καὶ κυανέμβολοι θοαὶ / μισθοφόροι τριήρεις, / μειρακίων θ᾽ ἅμιλλα λαμπρυνομένων ἐν ἅρμασιν / καὶ βαρυδαιμονούντων) (перевод Адриана Пиотровского) (Аристофан. Всадники, 552-559). Он также единственный греческий бог, который ездит верхом: «Недалеко от храма [Деметры в Афинах] находится статуя, изображающая Посейдона на коне, бросающего копье в гиганта Полибота» (τοῦ ναοῦ δὲ οὐ πόρρω Ποσειδῶν ἐστιν ἐφ᾽ ἵππου, δόρυ ἀφιεὶς ἐπὶ γίγαντα Πολυβώτην) (Павсаний. Описание Эллады, 1.2.4).

Посейдон упоминается уже в микенских текстах, и его имя предположительно имеет индоевропейское происхождение («Господин, т.е. супруг, земли»?). Наряду с ним микенские тексты упоминают богиню po-ti-ni-ja, т.е. «Госпожу» (классич. греч. Πότνια). Позднее эпитет Πότνια носила Деметра («Земля-мать»?), также связанная с конями. Как уже говорилось, от союза с Посейдоном в образе кобылы она родила коня Ариона. Павсаний описывает статую Деметры в аркадской Фигалии в конском обличьи: «Богиня сидит на скале, во всём подобная женщине, кроме головы: голова и волосы на ней – лошадиные» (καθέζεσθαι μὲν ἐπὶ πέτρᾳ, γυναικὶ δὲ ἐοικέναι τἄλλα πλὴν κεφαλήν· κεφαλὴν δὲ καὶ κόμην εἶχεν ἵππου) (Описание Эллады, 8.42.4). В Лаконии жрецы Деметры назывались πῶλοι, т.е. «жеребцы».

Греческие мифы называют Посейдона не только прародителем коней, но и их укротителем: «Двойную / Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги: / Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья» (διχθά τοι, Ἐννοσίγαιε, θεοὶ τιμὴν ἐδάσαντο, / ἵππων τε δμητῆρ᾽ ἔμεναι σωτῆρά τε νηῶν) (Гомеровский гимн к Посейдону, 3-5). Софокл утверждает, что Посейдон даровал людям узду: «И ещё нам одну славу хранит наша отчизна; / Бог могучий её нам даровал – / Ею навек нас он прославил: / Он бог коней – бог он мореходства. / О Кронов сын! Тебе гремит / Хвалебный гимн – Посидон владыка! / Гнев коней укротил здесь ты впервые, / Вручив узду в помощь человеку. / Здесь же прянул в лазурь, сотнею рук / Быстро по влажным путям гоним, / Первый струг…» (ἄλλον δ᾽ αἶνον ἔχω ματροπόλει τᾷδε κράτιστον / δῶρον τοῦ μεγάλου δαίμονος, εἰπεῖν, χθονὸς αὔχημα μέγιστον, / εὔιππον, εὔπωλον, εὐθάλασσον. / ὦ παῖ Κρόνου, σὺ γάρ νιν εἰς / τόδ᾽ εἷσας αὔχημ᾽, ἄναξ Ποσειδάν, / ἵπποισιν τὸν ἀκεστῆρα χαλινὸν / πρώταισι ταῖσδε κτίσας ἀγυιαῖς. / ἁ δ᾽ εὐήρετμος ἔκπαγλ᾽ ἁλία χερσὶ παραπτομένα πλάτα / θρῴσκει) (перевод Фаддея Зелинского) (Эдип в Колоне, 709-719).

У богини po-ti-ni-ja в микенских текстах засвидетельствован эпитет i-qe-ja (классич. греч. Ἵππια), являющийся точным женским соответствием эпитета Посейдона Ἵππιος – Конский. В классическую эпоху прозвище Ἵππια носила Афина, которой традиция приписывала, как и Посейдону, дарование людям узды, а также и изобретение колесницы. Первым конём, укрощённым с помощью узды, стал Пегас.

При описании Коринфа Павсаний сообщает, что там «находится святилище Афины Халинитиды (Обуздывающей); говорят, что из всех богов Афина больше других покровительствовала во всём Беллерофонту и даже передала ему Пегаса, укротив этого коня и своими руками наложив на него узду» (τάδε μὲν οὕτως ἔχοντα ἐπελεξάμην, τοῦ μνήματος δέ ἐστιν οὐ πόρρω Χαλινίτιδος Ἀθηνᾶς ἱερόν: Ἀθηνᾶν γὰρ θεῶν μάλιστα συγκατεργάσασθαι τά τε ἄλλα Βελλεροφόντῃ φασὶ καὶ ὡς τὸν Πήγασόν οἱ παραδοίη χειρωσαμένη τε καὶ ἐνθεῖσα αὐτὴ τῷ ἵππῳ χαλινόν) (Описание Эллады, 2.4.1.).

Согласно другой версии этого мифа, изложенной Пиндаром, Афина лишь даровала узду Беллерофонту, а Пегаса он затем укротил сам: «Тот, кто когда-то / Многое претерпел, / Взнуздывая над бьющими ключами / Исчадье змеистой Горгоны – / Пегаса, / Пока меченую золотом узду / Не подала ему дева Паллада. / В вещем сне она молвила ему: / “Ты спишь, сын Эола? / Конская чара – вот она”… / Он вскочил на твёрдые ноги – / Чудо лежало рядом с ним. / Он схватил его… / Дочь Олимпийца, чьё копье – как молния, / Подарила его / Укротительным золотом. / И был ему ответ: немедля покорствовать видению… / И воздвигнуть алтарь Афине-Всаднице… / Ринувшись, схватил, / Кроткой чарою стянув ему челюсть, / Сильный Беллерофонт – крылатого коня» (ὃς τᾶς ὀφιώδεος υἱόν ποτε Γοργόνος ἦ πόλλ᾽ ἀμφὶ κρουνοῖς / Πάγασον ζεῦξαι ποθέων ἔπαθεν, / πρίν γέ οἱ χρυσάμπυκα κούρα χαλινὸν / Παλλὰς ἤνεγκ᾽: ἐξ ὀνείρου δ᾽ αὐτίκα / ἦν ὕπαρ: φώνασε δ᾽: ‘εὕδεις, Αἰολίδα βασιλεῦ; / ἄγε φίλτρον τόδ᾽ ἵππειον δέκευ’… / ἀνὰ δ᾽ ἐπᾶλτ᾽ ὀρθῷ ποδί. / παρκείμενον δὲ συλλαβὼν τέρας… / Ζηνὸς ἐγχεικεραύνου παῖς ἔπορεν / δαμασίφρονα χρυσόν. / ἐνυπνίῳ δ᾽ ᾇ τάχιστα πιθέσθαι… / θέμεν Ἱππίᾳ βωμὸν εὐθὺς Ἀθάνᾳ… / ἤτοι καὶ ὁ καρτερὸς ὁρμαίνων ἕλε Βελλεροφόντας, φάρμακον πραῢ τείνων ἀμφὶ γένυι, / ἵππον πτερόεντ᾽…) (Ол. 13.85-120).

Хотя, как мы теперь знаем, коня, узду и колесницу принесли в Грецию индоевропейские предки греков, со временем их дарование было приписано уже действующим на греческой почве божествам местной религии, возникшей в результате синтеза индоевропейских и доиндоевропейских элементов.

Источник

Бог Посейдон

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Олимпийский бог Древней Греции Посейдон (Нептун) входит в число верховных божеств этого пантеона. Он – брат Зевса и Аида, который вместе с ними правит всем миром, поделенным на три сферы. Посейдон заведует морем и всеми водами (h2o). В его власти создавать источники и вызывать бури, насылать ужасные несчастья с моря или, напротив, засуху. Про Посейдона сложено множество легенд. В римской мифологии у него было своё имя – вот чей бог Нептун.

Праздники посейдона:

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гомеровские гимны. XXII. К Посейдону. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 172) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Песня – о боге великом, владыке морей Посейдоне.

Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,

На Геликоне царит и на Эгах широких. Двойную

Честь, о земли колебатель, тебе предоставили боги:

Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья.

Слава тебе, Посейдон, – черновласый, объемлющий землю!

Милостив будь к мореходцам и помощь подай им, блаженный!»

Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

Он же утверждает, что эфир это то, что люди называют Юпитером, а тот воздух, что распространяется над морями, — это Нептун. А земля — это то, что называется Церерой.

Характер бога Посейдона

Если хочется узнать кратко кто такой бог Посейдон, то можно обратиться к самой главной его функции, а именно покровительство морю. Этот бог воплощал собой воду, т.к. она выступала как стихия бога Посейдона, а также природу саму по себе. Эти явления не отличались простотой и безопасностью для смертных, что и проявилось в личности бога.

Практически каждая легенда о боге Посейдоне подтверждает такие особенности этого божества. В результате его характер можно описать следующим образом:

Особенно интересен образ Посейдона в сравнении с Зевсом. Верховный бог Олимпа был преисполнен спокойствия, в то время как его морской брат часто находился в состоянии гнева и возбуждения. Это видно даже по тому, что делает бог Посейдон и каким он изображается в статуях. Это мужчина, постоянно находящийся в движении, действии или даже сражении.

Внешность бога

Посейдон бог моря в Древней Греции в легендах описывается следующим образом:

Информация о боге Посейдоне из мифологии показывает, что он практически всегда изображался со своим главным атрибутом – трезубцем.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Нептун. Вернер ван ден Валкерт. Государственный музей искусств, Копенгаген. Дания.

Посейдон (Нептун) бог морей и океанов часто изображался стоящим в колеснице, которую тянули по морю гиппокампусы.

Гиппокампусы – это морские лошади, чья передняя часть была от лошади, а задняя представляла собой рыбий хвост. Часто рядом с Посейдоном вились морские обитатели, а также нереиды, морские божества и нимфы. Они выступали свитой морского царя.

Функции Посейдона

Способности бога Посейдона и его функции были не такими разнообразными, как у некоторых других богов Олимпа. Он выступал в первую очередь как воплощение стихии во всей её красоте и опасности. Это накладывало свой отпечаток на поклонение Посейдону и легенды о нём.

Посейдон как морское божество

После победы над титанами Нептун или Посейдон бог морей вместе со своими братьями Зевсом и Аидом занимались разделом сфер влияния в мире. В результате Зевс стал верховным богом, Аид завладел царством мёртвых, а Посейдон с тех пор правил морем и всеми водами. Хотя впоследствии Нептун порой соперничал с Зевсом, т.к. не был доволен своим положением, всё же он так и остался морским божеством.

Вот чем правит бог Посейдон как повелитель морей и всего, связанного с этой сферой:

У Посейдона было множество различных эпитетов, в т.ч. Пелагий. Это было одно из самых распространённых имён бога, оно было связано непосредственно с его главной функцией и переводилось как «морской». От такого же слова произошло и современное имя «Пелагея».

Связь Посейдона с разрушительными силами природы

Относительно того, какие силы природы отражал бог Посейдон, можно сказать, что он воплощал собой противоречивые силы, одновременно необходимые и опасные для человека. Как море могло таить опасть и губить моряков, так и этот бог мог тоже обрушивать свой гнев на провинившихся. Но при этом море дарило рыбу для пропитания, по нему можно было путешествовать в разные уголки мира.

Вот богом чего является Посейдон. Поэтому землетрясения, бури находились в его ведении. Причём это свойство по-прежнему было связано в некотором роде с водой. В древности считалось, что вода, проникая в различные пустоты и пещеры под землёй, как раз и вызывает землетрясения.

Английский филолог Бетти Редис даже писала, что именно землетрясения были первоначальной функцией бога, а уже после Нептун стал покровителем морей. Ещё один исследователь и филолог, Фридрих Любкер, на этот раз из Германии, даёт свои ответы бог и покровитель чего Посейдон. Любкер приписывал ему даже власть над землёй. Любкер описывал, что Нептун объемлет землю и поддерживает её, а также может совершать колебания, приводящие к землетрясениям.

Все эти функции бога Посейдона отражались и в его эпитетах:

При этом как бог войны Посейдон не выступал, хотя и был тесно связан, например, с Троянской войной. Там он выступал на стороне греков.

Связь бога с плодородием и источниками пресной воды

Занятие бога Посейдона также было связано в какой-то мере и с плодородием. Хотя эта функция проявлялась не столь явно, но по некоторым моментам исследователи пришли к выводу, что первоначально Посейдон – это бог земли и напитавшей её влаги, благодаря чему почва давала свои всходы.

О том, за что отвечает бог Посейдон, писал антиковед А. Ф. Лосев. Он определил некоторые элементы в образе бога, которые указывают на его древнюю связь с землёй:

Силы бога Посейдона были даже близки к тем, которыми обладала богиня Деметра. Бог напитывал землю и растения, давал им живительную влагу.

Посейдон также считался владыкой не только моря, но и воды в целом, всех источников. В его силах было создать любой водоём, а значит – обеспечить людей и животных водой для питья и хозяйства.

Нептун. Здание Новой Биржи. Санкт-Петербург.

Бог коней

Относительно того, бог чего Посейдон (Нептун) в греческой мифологии, нельзя не упомянуть и его покровительство лошадям.

Древние греки верили, что именно Посейдон научил их управляться с конями. У бога даже был соответствующий эпитет – Гиппий, «конный».

Вот чему покровительствовал бог Посейдон кроме воды. В легендах приводятся разные варианты того, как именно он стал покровителем лошадей:

В результате кони стали священными животными Посейдона. После коней морской бог Нептун (Посейдон) изобрёл также и колесницу, а следом – ристания, соревнования на колесницах. Подобные состязания проводились во время Истмийских игр, праздника в честь Посейдона. В классическую эпоху победитель получал венок из сельдерея – одного из священных растений Нептуна.

Бог воды Посейдон даже сам мог превращаться в коня. Например, он сделал так, чтобы преследовать Деметру, к которой воспылал страстью. Подтверждает связь Нептуна с лошадьми и то, что иногда источники имели называния, сходные со словом «лошадь». Например, два таких водоёма были на горе Геликон, священном обиталище муз:

По мнению некоторых исследователей, кони, которыми владел бог греков Посейдон, первоначально были даже не морскими, а скорее подземными, хтоническими созданиями. Хтоническая сторона также подразумевала связь с дикой, первоначальной природой. Но всё же лошади больше в этом случае представляли собой животных преисподней.

Другие функции бога

Иногда Посейдону приписывали и иные свойства и способности. Например, считалось, что он может влиять на психику человека. Эта сила сравнивалась с силами Диониса, бога виноделия, вводить в экстаз своих почитательниц вакханок или менад.

В трудах врача Гиппократа, датируемых 400 г. до н. э., Посейдону приписывают возможность вызывать определённые виды болезней. В частности, там пишется, что морской бог ответственен за некоторые типы эпилепсии.

Происхождение Посейдона

О том, чей бог Посейдон изначально, до сих пор ведутся споры. Так, его имя, возможно, имеет догреческое происхождение. Само имя связывают не только со словами, касающимися воды («вода», «течь»), но также с такими, как «земля», «муж», «господин». Но всё же в большинстве теорий Посейдон с самого начала выступает как бог вод, повелитель воды.

Что интересно, на древних глиняных табличках с линейным письмом Б (так называли древнейшее критское письмо) имя Посейдона, писавшееся как po-se-da-wo-ne, встречалось чаще, чем имя Зевса (di-u-ja). В «Одиссее» Посейдон тоже выступал божеством, от которого в первую очередь зависела судьба героя. Это ещё раз подчёркивало значимость и большая роль, которая выполнялась Посейдоном.

В глиняных табличках есть также упоминание женской формы имени, po-se-de-ia. Возможно, рядом с Посейдоном ещё раньше Амфитриты была другая богиня, также его супруга.

При этом в микенской культуре, распространённой на Крите и в некоторых других местах, и в эпоху которой и создавалось линейное письмо Б, нет упоминания о морских функциях Посейдона. То же самое касается и женского божества Поседеи. При этом сама микенская культура была тесно связана с морем.

Зато мифология показывает, что Посейдон был тесно связан с лошадьми. Возможно, он даже почитался в образе коня. Такой облик он даже принимает в легенде о Деметре. Немецкий эллинист Вальтер Буркерт предположил, что подобный культ мог возникнуть, когда ок. 1600 г. до н.э. из Анатолии в Грецию заимствовали управление лошадьми и создание военных колесниц.

Посейдон мог быть связан с богами и других культур. В частности, немецкий филолог Ганс Кун указывает на лингвистическую близость имени Посейдон (Poseidon) к германской форме Fosite. Форсети – это бог справедливости, входящий в скандинавский пантеон.

Кун предположил, что имя Форсети произошло от имени Посейдона. К тому же, алтари последнего были найдены в районе Среднего Рейна.

Культ Посейдона

Как и полагается верховному богу, Посейдон был очень почитаем греками. Ему поклонялись во всех городах, а некоторые полисы и вовсе посвящали царю морей. Значение бога Посейдона для тех, кто жил у моря, и просто для греков было огромным. Его храмы можно было найти по всей стране, а культ нередко переплетался с почитанием других богов.

Греческий пантеон показывает немало примеров, когда люди поклонялись одновременно Посейдону и Аполлону. Ещё до появления в Дельфах Феба Дельфийским оракулом управлял сам Посейдон. Греки верили, что при колонизации Аполлон направлял людей и разрешал им приступить к действию, Посейдон же следил за их передвижениями. Нептун создавал источники священной воды, которую жертвовали при основании колонии.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Возвращение Нептуна. Дж. С. Копли. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Посейдона особенно чтили в некоторых городах, где он считался покровителем. Например, его чтили в полисе Коринфе, который располагался на Коринфском перешейке между материковой Грецией и Пелопоннесом. При этом в Афинах его популярность была ниже, чем у Афины. По легенде, он проиграл этот город Палладе, когда они устроили за него соревнование.

В произведении «Анабасис» древнегреческого писателя и полководца Ксенофонта описывается, как Посейдону поклонялись спартанские воины. В 400-399 гг. до н.э. они сочинили специальный хвалебный гимн – пеан. Это лирическая хоровая песнь. Пеаны изначально посвящались Аполлону, но позже такие произведения стали писаться и про других богов.

Поклонение Посейдону как богу моря

Вода для людей всегда играла большую роль, поэтому большое значение имели божества, ей повелевающие. Для греков, которые жили у моря, Посейдон как покровитель этой стихии тоже был очень важен. Он мог создавать новые водные потоки и пути. Т.к. греки жили близко к морю, то все волнения на нём могли сильно сказываться на них.

Жители Греции уважали владения этого бога. Ему молились, приносили жертвы. В первую очередь это касалось моряков, жизни которых зависели от настроения морского царя.

Часто жертвами выступали лошади – любимые и священные животные Посейдона. Их топили в море.

В папирусах указывается, что Посейдону молился Александр Македонский. Остановившись на сирийском берегу перед битве при Иссе, великий полководец призывал царя из его морского владения и жертвовал ему колесницу.

Владения бога представляли собой переменчивую стихию. Поэтому и проявлять себя она могла по-разному:

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Нептун, успокаивающий шторм. П. П. Рубенс. Музей искусств Фогг, Гарвард.

Соревнование Посейдона с Афиной за Аттику

Одна из самых известных легенд рассказывает о том, как Посейдон и Афина сошлись в споре по поводу Аттики и Афин. Оба божества хотели владеть этими землями. Также именем победителя назвали бы город.

Тогда было решено устроить состязание, во время которого каждый создаст для людей подарок. Наиболее полезный принесёт победу. Посейдон ударил трезубцем в скалу, откуда забил солёный источник (либо появился первый в мире конь). Афина же вырастила оливу. Дерево признали более полезным из-за плодов.

Их судьёй был Кекроп, основатель Аттики и строитель Афинского Акрополя. Он был сыном Гее (по другим вариантам – Гефеста). Также судьёй иногда называют Зевса. В других вариантах легенды в Афинах внезапно в одном месте забил солёный источник, в другом – выросла Олива. Кекроп по совету Дельфийского оракула сделал голосование о том, чей дар лучше. Женщины отдали голоса за Афину, и их было на одну больше.

Жизнь Посейдона

Посейдон был одним из верховных богов Олимпа, братом Зевса. Как и другие олимпийские божества, ему пришлось столкнуться в битве с титанами, а также совершить иные деяния, вошедшие в легенды. Это был сильный бог, который часто упоминается в легендах относительно разных исторических событий.

Рождение бога

История древнегреческого бога Посейдона (Нептуна) начинается в то время, когда ещё правил Кронос, его отец. Кронос боялся, что погибнет от одного из своих детей, богов Олимпа. Поэтому каждого рождённого младенца он проглатывал, пока наконец супруга Рея не спасла одного из них – будущего громовержца Зевса. Зевс и начал войну против своего отца и титанов.

Греческий бог Посейдон был в числе проглоченных детей Кроноса. Но есть ещё две версии этой легенды, согласно которой будущий морской бог остался цел и воспитывался втайне от отца:

Про то, кем воспитывался Нептун и Посейдон бог морей, тоже есть разные легенды:

Борьба с титанами

Легенды, которые подобны рассказу о борьбе Зевса и других богов с титанами, распространены во многих культурах. Их главная тематика – противостояние нового поколения богов. Старые и, казалось бы, более могущественные древние боги при этом оказываются изгнанными. Так случилось с титанами и Кроносом.

В первую очередь Зевс освободил проглоченных братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть их. Либо первая жена громовержца, богиня Метида, дала титану вино с добавленной туда горчицей. От этой смеси Кроноса вырвало всеми детьми.

Титаномахия произошла ещё до появления человеческого рода и длилась 10 лет. Называется она также Война (Битва) титанов или Война богов. Боги заняли гору Олимп, в то время как база титанов находилась на горном хребте Отрис. Полем боя служила Фессалия, регион на северо-востоке Эллады.

Боги Олимпа не смогли бы одержать победу, если бы им не пришли на помощь союзники, которых Кронос и его отец Уран когда-то сбросили в Тартар:

После того, как боги заняли главенствующее место в мире, трое братьев – Зевс, Аид и Посейдон – бросили жребий, чтобы определить сферы влияния. Именно так Нептун и занял морской трон. Также он стал создателем медной двери, которая должна была сдерживать титанов в глубинах Тартара. Те с тех пор не могли уже угрожать миру и Олимпу.

Возлюбленные Посейдона и дети

Как и его брать, громовержец Зевс, Посейдон имел множество возлюбленных, причём как среди богинь, так и среди нимф и даже смертных женщин. От этих союзов подчас рождались полубоги и герои, которые позже сами становились персонажами легенд и совершали подвиги. У Нептуна была и супруга, богиня и нереида Амфитрита. Она тоже стала матерью многим персонажам греческих мифов.

Амфитрита

В греческих легендах Амфитрита выступает как одна из 50 нереид, дочерей бога Нерея и Дориды. Иногда в качестве родителей богини называют Океан (воплощал мировую реку, из которой брали начало все остальные источники) и Тефиды (богини-матери, сестры Океана, которая даровала жизнь всему, что есть в мире).

Нерей же был ещё одним морским богом, он выглядел как старец, мудрый и спокойный. Его стихия – это такое же спокойное море, которое позволяло морякам отправляться в безопасное плавание. Царством Нерея была морская глубина, также спокойная, где ничто не тревожило её обитателей. Также этот бог отличался любовью к справедливости и правде. Его волосы, борода и усы выглядели как морские водоросли. Дорида, супруга Нерея, была океанидой.

Сама Амфитрита тоже выступала как морская богиня, причём достаточно древняя. Её культ тоже был достаточно популярен, поэтому сохранилось немало статуй Амфитриты. Часто она изображалась рядом с мужем, например, в его колеснице. Либо богиня ехала отдельно, на ком-то из морских обителей.

На древних изображениях Амфитрита часто выглядела как другие нереиды. Её могли отличать только более богатые одеяния, наличие трезубца. Иногда у богини сети в волосах или клешни краба у висков.

Амфитриту почитали как богиню моря или даже его воплощение, либо покровительницу солёной воды. В «Одиссее» эта богиня полностью становится персонификацией моря, и последнее называется её именем. У лирического поэта Пиндара про неё говорится «Амфитрита с веретеном из золота».

Нептун и Амфитрита в шторм. Якоб Йорданс. Дом Рубенса, Антверпен. Бельгия.

В римской мифологии женой Нептуна была другая богиня, тоже связанная с солёной водой. Её звали Салация, но она играла в римских мифах совсем скромную роль.

Женитьба на Амфитрите и её дети от Посейдона

Византийский учёный Евстафий Солунский писал, что впервые Посейдон увидел Амфитриту среди других нереид на о. Наксос. Девушки танцевали там, а Посейдон, понаблюдав за ними, был так поражён красотой Амфитриты, что пожелал взять её себе в жёны.

В одном варианте легенды Посейдон сразу унёс Амфитриту к себе и женился на ней, в другой же нереида, узнав о его страсти, сбежала на дальний край океана или спряталась у титана Атланта, что держит небо.

Посейдон отправил за будущей супругой дельфина, который и привёз ему Амфитриту. Другой миф рассказывает, что дельфин вещал от имени Посейдона, убеждая девушку в любви последнего, пока дочь Нерея не согласилась пойти за него замуж.

Амфитрита стала матерью для многих морских божеств и обитателей:

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Нептун и Тритон. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Упоминание Амфитриты встречается в мифе о герое Тесее, сыне Посейдона. Спустившись в подводные залы своего отца, он увидел богиню, танцующую вновь с остальными нереидами. Этих нимф авторы описывают очень необычно, говоря, что их ноги состояли из воды. Глаза же Амфитриты описываются как «бычьи».

Деметра

Одной из богинь, в которых когда-либо влюблялся Посейдон, была богиня плодородия и урожая Деметра. Царь моей возжелал её, когда Деметра, опечаленная, бродила в поисках пропавшей дочери Персефоны, украденной на самом деле Аидом, владыкой преисподней.

Деметра была слишком изнурена поисками и тут же отвергла бога, но даже тогда тот не сдался. Богиня превратилась в кобылу Эринию, в образе которой спряталась среди коней царя Онка, властителя Аркадии, но Посейдон разгадал её уловку и нашёл Деметру.

От этого необычного союза родились двое детей (в некоторых легендах указывается или только первый, или второй):

Посейдон и Медуза Горгона

В «Метаморфозах» Овидия, поэме, посвящённой различным превращениям, Медуза предстаёт в виде девушки с очень привлекательной внешностью. Её гордостью были красивые волосы. Но её красота в итоге навлекла на неё беду, потому что Медузу возжелал Посейдон.

Девушка отвергла его ухаживания, и в итоге ей пришлось спасаться бегством. В отчаянной попытке найти убежище она забежала в храм Афины, известной богине-девственнице. Но мольбы девушки не были услышаны. Посейдон настиг Медузу в храме Паллады, превратившись в птицу, где и вступил с ней в любовную связь.

На Медузу же разгневались боги, так как она в попытке спастись осквернила храм Афины. Жители Олимпа потребовали, чтобы Паллада наказала девушку за проступок, и в итоге Афина даровала Медузе ужасный облик. С тех пор Медуза выглядела как чудовище, её лицо было настолько страшным, что на него невозможно было смотреть, а прекрасные волосы обратились в змей.

Голову Медузы с извивающимися змеями часто помещали на одежду и украшение в качестве амулета.

Другие богини-возлюбленные

Ещё несколько богинь были возлюбленными царя моей или же просто обращали на себя его внимание:

Нимфы и нереиды

Посейдон имел немало возлюбленных среди нереид и нимф, и многие также родили ему легендарных сыновей.

У бога даже было прозвище «нимфогет», которое переводилось как «водитель нимф». Оно означало не только верховенство Посейдона над морскими и другими нимфами, но и его многочисленные любовные связи с ними.

Одной из самых известных морских нимф, за которыми ухаживал бог, была дочь Нерея Фетида. Она описывалась как девушка, нижнюю часть тела которой покрывала чешуя. Причём её преследовал не только Нептун, но и Зевс. Но титан Прометей открыл им правду – сын Фетиды станет намного сильнее отца и может стать для него опасным. В итоге Фетида была отдана замуж за смертного Пелея и родила от него героя Ахиллеса.

Вот ещё несколько нимф, которые тоже сыграли важную роль в легендах о Посейдоне:

Смертные женщины

Немало было у Посейдона и смертных возлюбленных. Одна из них – Тиро, которая родила от него Пелия, царя города Иолка и дядю Ясона, и Нелея. Именно Пелий отправил Ясона за золотым руном. Сама Тиро была влюблена в речного бога по имени Энипей, который управлял одноимённой рекой.

После того, как Энипей отверг девушку, Посейдон принял его облик и зачал с Тиро сыновей. По разным версиям легенды, Тиро либо оставила младенцев в поле, где их нашёл и воспитал пастух, либо по велению Посейдона растила во дворце царя Крефея, правителя Иолка на тот момент.

Ещё до этого данаиды бежали в Элладу и нашли приют в городе Аргос. Данай стал его правителем и послал дочерей искать источники воды для города, в котором их не было, а жители мучились жаждой. Во время поисков Амимона уснула, и её нашёл сатир, либо она сама случайно попала дротиком в сатира, когда хотела поохотиться на оленя.

Сатир напал на Амимону, желая овладеть ею, но девушку спас Посейдон. После он указал ей источник, либо же вода забила в том месте, где вонзился брошенный в сатира трезубец Посейдона. Позже Амимона родила Навплия – основателя города Навплия (современный Нафплион). Сын девушки также открыл созвездие Большая Медведица и в некоторых легендах участвовал в походе за Золотым руном.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Нептун и Амимона. Франсуа Буше. Версальский дворец.

Есть также необычная легенда о девушке, которую звали Кенида. Она происходила из мифического племени лапифов, населявших север Фессалии. Кенида была возлюбленной Посейдона и, когда тот пообещал исполнить любое желание девушки, попросила сделать её сильным мужчиной, которого не могло поразить ни одно оружие.

Посейдон превратил её в мужчину по имени Кеней, который и правда был неуязвим, но только перед железными орудиями. Его всё ещё можно было ранить сучьями и палками. Мужчина участвовал в походе за золотым руном и в сражении с кентаврами на свадьбе лапифа Пирифоя, царя этого народа. То сражение называлось кентавромахия. Именно с него началась длительная вражда двух народов.

Рождение Атланта

Посейдон также считался отцом легендарного титана Атланта, который держит на своих плечах небесный свод. Причём эта легенда также связана с мифической страной Атлантидой. Атлант был её первым царём. Эту историю описывает Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий».

Согласно этим текстам, боги принялись делить между собой землю. Афине Палладе достался не только город её имени, но также и вся Греция. Посейдон же получил от Зевса огромный остров – будущую Атлантиду, которая ещё тогда так не называлась.

Посейдон, придя на остров, обнаружил там девушку-сироту по имени Клейто. Бог влюбился в неё и даже построил на острове жилище для них обоих на холме. Холм же окружил двумя земляными валами и тремя рвами с водой. Следом Посейдон создал на острове два источника. Из одного текла холодная вода, из другого – горячая. Эти воды обеспечили острову процветание и напитали землю, так что повсюду разрослась бурная растительность.

У Посейдона и Клейто было пять пар близнецов, самый старший из которых – Атлант – и стал царём Атлантиды. Сама Клейто также звалась первой царицей этой страны.

И остров, и океан, где он находился, получили своё название от имени Атланта. То же самое касается народа, который населял Атлантиду – их называли атлантами. Хотя Атлантида по велению Посейдона была разделена на части (для каждого из сыновей), именно Атлант главенствовал над ними.

В других версиях Атлантида выглядела как несколько островов. Центральный был полон разных чудес. На нём стояли золотые статуи, храмы в золоте и серебре, дворец, а причалы полнились кораблями. Самым сердцем Атлантиды был храм, посвящённый Посейдону и Клейто. Все эти красоты и описывал в подробностях Платон в своих трудах.

Долгое время Атлантида процветала, пока её жители оставались близки к божествам. Они были мудры и развиты духовно. Но со временем они потеряли божественную природу, стали стремиться к роскоши. В результате боги, разгневавшись на атлантов, наслали на них стихийное бедствие. Произошло землетрясение, наводнение, и Атлантида скрылась в глубинах океана. Платон указывает даже примерную дату – ок. 9500 г. до н. э.

Рождение Тесея

Посейдон был отцом и великого героя Тесея, который победил чудовищного Минотавра, обитавшего в критском лабиринте. Причём по сути у Тесея было два отца. Это случилось из-за того, что в ночь, когда его мать, царевна Эфра из города Трезен, возлегла одновременно с афинским царём Эгеем и Посейдоном.

Царь Эгей долгое время не мог обзавестись сыном, который стал бы наследником. В поисках ответа он отправился к Дельфийскому оракулу. Но пророчество пифии, говорившей от лица Аполлона, оказалось слишком туманным. Лишь царь Трезена, мудрый Питфей, смог понять его смысл, когда Эгей остановился у него на пути домой. Питфей, зная, что у Эгея родится могучий сын, привёл к нему свою дочь, Эфру.

Перед этим Питфей напоил Эгея вином, либо же к дочери он привёл Эгея обманом. В третьей версии царь Трезена убеждает мужчину овладеть царевной. Но в ту ночь или перед ней Эфра также была с Посейдоном. Ещё один миф рассказывает, что она покинула ложе и отправилась на некий остров рядом с городом. Там Посейдон и пришёл к ней, чтобы зачать дитя.

В результате у Тесея было два отца – один божественный, другой смертный царь. Причём, хотя Тесей был победителем чудовищ, его отец Посейдон сам по себе был хтоническим, древним богом.

Почитание Посейдона в Древнем Риме

Римское имя бога Посейдона – Нептун. По сути, Посейдон в Греции и Нептун в Риме были одним и тем же богом со сходными функциями. Они оба были связаны с морем и водой в целом, с водой в целом. Но всё же отношение к этим богам было разным из-за территориальных и культурных различий.

К тому же, древнеримский бог морей Нептун возник отдельно от Посейдона.

Имя, которое носил римский бог морей Нептун (Посейдон), до сих пор вызывает споры. Есть следующие варианты происхождения слова «Нептун»:

Изначально бог Нептун в Древнем Риме выступал в качестве покровителя морей. Он был тем, кому молились моряки, рыбаки, все римляне, чья жизнь каким-либо образом зависела от моря, от возможности путешествовать по нему или пользоваться его дарами. Но всё же таких людей было немного, поэтому и широким распространением культ Нептуна не пользовался. По крайней мере, он был менее популярным божеством, чем Посейдон в Греции.

Со временем древний бог Нептун приобрёл черты Посейдона и стал похож на него во многих функциях. Например, Нептун тоже оказался связан с лошадьми (которых, по легендам, создал Посейдон). Он стал покровителем ристания, т.е. соревнованиях в скачках на колесницах.

Атрибуты бога Посейдона

У Нептуна не так много священных атрибутов, в основном они тоже связаны с морем. Но по поводу того, чем владеет бог Посейдон, можно сказать, что в его ведении были и очень ценные сокровища. Некоторые из символов бога продолжают сохранять популярность и использоваться для разных целей.

Трезубец

Нептун, Сочи.

Современные исследователи предлагают следующие версии происхождения трезубца:

Значение трезубца тоже до сих пор остаётся неизвестным. Есть два предположения, что именно символизируют три наконечника на нём:

Трезубец можно найти на многих флагах, эмблемах, он часто используется в качестве символа.

Этот атрибут даже порой играет роль знака власти, силы, могущества. Персонифицированный символ Великобритании, женщина в шлеме, держит трезубец. В этом случае он воплощает то, каких высот достигла страна на море, насколько она могущественна там.

Лошади

Хотя Посейдон был морским богом, ему посвящались не только животные, обитающие в этой стихии. Были среди них и обитатели суши, которые, казалось бы, совсем не относились к морю. И сам этот бог был причастен к сотворению некоторых из них.

Главными животными, которых посвящали Посейдону, были лошади. У бога даже был эпитет – Гиппий, что переводилось как «конный».

Именно Посейдон в легендах приручает коней или создаёт их, а затем передаёт эти знания и самих животных людям.

Посейдон даже ездил в колеснице, запряжённой гиппокампусами – морскими конями с рыбьим хвостом вместо задней части туловища. В честь бога проводились празднества, на которых греки соревновались в искусстве управления колесницами.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Триумф Нептуна. Археологический музей. Сус, Тунис.

Посейдон же, возможно, до становления морским богом даже почитался в облике коня. Само это животное связывало бога с плодородием. Причём изначально кони были больше близки к дикой природе, а не к морю.

Другие животные

Посейдон был также тесно связан и с другими морскими обитателями. Это коснулось и змей. Они не считались священными животными бога, но всё равно змеи периодически мелькают в легендах о царе морей. Он может вызывать их, чтобы наказать провинившихся людей, забрать жертву. В качестве змей нередко выступают огромные чудовища, подвластные Посейдону.

Есть следующие легенды о змеях, которыми управлял Посейдон:

Другими священными животными были дельфин и бык. Последний обычно имел чёрный цвет и тоже был связан с плодородием и способностью Посейдона напитывать землю для посевов.

Прозвища Посейдона

Кроме имени «Посейдон» у бога было множество других имён. Каждый эпитет имел своё значение, некоторые происходили из определённых регионов. Вот самые интересные из них:

Образ Посейдона в современном искусстве

Бог морского царства по-прежнему остаётся популярным персонажем. Его образы можно встретить в фильмах, книгах и других произведениях. Вот некоторые интересные факты о боге Посейдоне, которые расскажут, где использовался его образ:

В качестве противника Посейдон встречается в компьютерной игре God of War III. Главный герой – спартанец и полубог Кратос, который противостоит олимпийцем и побеждает богов одного за другим. В третьей части God of War Кратос сражается также с Посейдоном, причём сначала ему противостоит водяной конь бога. Здесь также нашла отражение любовь Посейдона к этим животным.

Гимны и стихи Посейдону

Орфический гимн XVII Посейдону (пер. О. Смыки).

О черновласый держатель земли Посейдаон, внемли мне!

Конник, держащий в руках трезубец, из меди отлитый,

Ты, обитатель глубин сокровенных широкого моря,

Понтовладыка, что тяжкими мощно грохочет валами!

О колебатель земли, что, вздымая могучие волны,

Гонишь четверку коней в колеснице, о ты, дивноокий,

С плеском взрываешь соленую гладь в бесчисленных брызгах,

Мира треть получил ты в удел — глубокое море,

Тешишься, демон владыка, средь волн со зверями морскими,

Корни земные хранишь, блюдешь кораблей продвиженье.

Нам же подай честное богатство, и мир, и здоровье!

Орфический гимн в оригинале.

Κλῦθι, Ποσειδάον γαιήοχε, κυανοχαῖτα,

ἵππιε, χαλκοτόρευτον ἔχων χείρεσσι τρίαιναν·

ὃς ναίεις πόντοιο βαθυστέρνοιο θέμεθλα,

ποντομέδων, ἁλίδουπε, βαρύκτυπος, ἐννοσίγαιε,

κυμοθαλής, χαριτῶπα, τετράορον ἅρμα διώκων,

εἰναλίοις ῥοίζοισι τινάσσων ἁλμυρὸν ὕδωρ·

ὃς τριτάτης ἔλαχες μοίρης βαθὺ χεῦμα θαλάσσης,

κύμασι τερπόμενος θηρσίν θ’ ἅμα, πότνιε δαῖμον.

ἕδρανα γῆς σώζοις καὶ νηῶν εὔδρομον ὁρμήν,

εἰρήνην, ὑγίειαν ἄγων, ἠδ’ ὄλβον ἀμεμφῆ.

Английский перевод орфического гимна Посейодну.

Hear, Neptune, ruler of the sea profound,

Whose liquid grasp begirts the solid ground;

Who, at the bottom of the stormy main,

Dark and deep-bosom’d, hold’st thy wat’ry reign;

Thy awful hand the brazen trident bears,

And ocean’s utmost bound, thy will reveres:

Thee I invoke, whose steeds the foam divide,

From whose dark locks the briny waters glide;

Whose voice loud founding thro’ the roaring deep,

Drives all its billows, in a raging heap;

When fiercely riding thro’ the boiling sea,

Thy hoarse command the trembling waves obey.

Earth shaking, dark-hair’d God, the liquid plains

(The third division) Fate to thee ordains,

‘Tis thine, cærulian dæmon, to survey

Well pleas’d the monsters of the ocean play,

Confirm earth’s basis, and with prosp’rous gales

Waft ships along, and swell the spacious sails;

Add gentle Peace, and fair-hair’d Health beside,

And pour abundance in a blameless tide.

Гимн Гомера К Посейдону (пер. В.В. Вересаева).

Песня — о боге великом, владыке морей Посейдоне.

Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,

На Геликоне царит и на Эгах широких. Двойную

Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:

5 Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья.

Слава тебе, Посейдон, — черновласый, объемлющий землю!

Милостив будь к мореходцам и помощь подай им, блаженный!

Гимн Ариона Посейдону (из «О природе животных» Элиана). Перевод Анны Блейз.

Морской Посейдон, золотого трезубца владыка,

Ты, земледержец, одетый влагой бурливой!

Вкруг тебя хороводы ведут

Сонмы подводных тварей, трепещущих жабрами резво,

С ними курносые псы скачут, вздымая загривки,

На плавниках проворных мчатся, волну взрезая, —

Дельфины, любители песен,

Морские питомцы божественных дев-Нереид,

Рожденных самой Амфитритой! Меня, утопавшего в море,

От сицилийских брегов до Тенара, в земли Пелопса,

Вы донесли на спинах своих горбатых

Борозду пропахав на неторной Нереевой ниве,

Когда был я брошен за борт ладьи точеной,

Вероломцами предан на волю пурпурным зыбям.

Гимн Ариана Посейдону (в оригинале).

πόντιε, χρυσοτρίαινε Πόσειδον,

γαιήοχ᾽, ἐγκύμον᾽ ἀν᾽ ἅλμαν:

βραγχίοις περὶ δὲ σὲ πλωτοὶ

θῆρες χορεύουσι κύκλῳ, κούφοισι ποδῶν

ῥίμμασιν ἐλάφρ᾽ ἀναπαλλόμενοι σιμοὶ φριξαύχενες ὠκυδρόμοι

δελφῖνες, ἔναλα θρέμματα κουρᾶν Νηρεΐδων θεᾶν,

ἃς ἐγείνατ᾽ Ἀμφιτρίτα: οἵ μ᾽ εἰς Πέλοπος γᾶν ἐπὶ Ταιναρίαν

ἀκτὰν ἐπορεύσατε πλαζόμενον Σικελῷ ἐνὶ πόντῳ,

κυρτοῖσι νώτοις ὀχέοντες,

ἄλοκα Νηρεΐας πλακὸς τέμνοντες, ἀστιβῆ πόρον, φῶτεςδόλιοι

ὥς μ᾽ ἀφ᾽ ἁλιπλόου γλαφυρᾶς νεὼς

εἰς οἶδμ᾽ ἁλιπόρφυρον λίμνας ἔριψαν.

Стихотворение «Посейдон» Генриха Гейне в пер. А. А. Фета.

Солнце лучами играло

Над морем, катящим далеко валы;

На рейде блистал в отдаленьи корабль,

Который в отчизну меня поджидал;

Только попутного не было ветра,

И я спокойно сидел на белом песке

Песнь Одиссея читал я — старую,

Вечно юную песнь. Из ее

Морем шумящих страниц предо мной

Радостно жизнь подымалась

И светлой весной человека,

И небом цветущим Эллады.Благородное сердце мое с участьем следило

За сыном Лаэрта в путях многотрудных его;

Садилось с ним в печальном раздумье

Где царицы пурпур прядут,

Лгать и удачно ему убегать помогало

Из объятия нимф и пещер исполинов,

За ним в киммерийскую ночь, и в ненастье,

И в кораблекрушенье неслось,

И с ним несказанное горе терпело.

Вздохнувши, сказал я: «Злой Посейдон,

Не вернуть в отчизну!»Едва я окончил, —

И бог морской из белеющих волн

Главу, осокою венчанную, поднял,

Сказавши в насмешку: «Что ты боишься, поэтик?

Я нимало не стану тревожить

Твой бедный кораблик,

Не стану в раздумье о жизни любезной тебя

Вводить излишнею качкой.

Ведь ты, поэтик, меня никогда не сердил:

Ни башенки ты не разрушил у стен

Священного града Приама,

Ни волоса ты не спалил на глазу

Полифема, любезного сына,

И тебе не давала советов ни в чем

Богиня ума — Паллада Афина.»Так воззвал Посейдон

И в море опять погрузился,

И над грубою остротой моряка

Под водой засмеялись

И глупые дщери Нерея.

Картины бога Посейдона

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. Г. И. Семирадский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Путешествие Посейдона по морю. И. К. Айвазовский. Музей Айвазовского, Феодосия, Крым.

Скульптуры и изображения Нептуна

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Торс Нептуна. Дж. Л. Бернини. Государственный Эрмитаж.

Фонтан «Нептун» в Петергофе. Санкт-Петербург.

у какого греческого бога было 4 коня. lazy placeholder. у какого греческого бога было 4 коня фото. у какого греческого бога было 4 коня-lazy placeholder. картинка у какого греческого бога было 4 коня. картинка lazy placeholder

Нептун. Музей Прадо в Мадриде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *