у какой авиакомпании самые старые самолеты в россии
13 авиакомпаний с самыми старыми самолетами
При подготовке рейтинга авикомпаний по задержкам рейсов Forbes, пользуясь публичными источниками, проанализировал регистрационные данные почти 700 пассажирских самолетов и вычислил средний возраст парка самолетов 35 российских авиаперевозчиков (по итогам первых четырех месяцев 2010 года на них приходится 96,3% от общего количества перевезенных пассажиров).
Несколько строчек о методике сбора и анализа информации. Средний возраст парка самолетов авиакомпании вычислялся как среднеарифметическое значение возраста всех самолетов (исключая небольшие самолеты вроде Ан-2, а также продукцию Bombardier) на 17 июня 2010 года. Если в публичных источниках не было точной даты первого полета самолета, то использовалась дата на начало месяца (01.07.1980) или года (01.01.1980). В некоторых случаях (для старых самолетов отечественного производства) в качестве первой даты полета бралась дата выпуска. Источники информации: справочник авиакомпаний ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (на 8 июня 2010 года), regnumbers.3dn.ru/forum, ch-aviation.ch, planespotters.net, airfleets.net, russianplanes.net.
Каковы же итоги исследования? По данным Forbes, у 13 российских авиакомпаний средний возраст парка самолетов превышает 20 лет. При этом средний возраст всего самолетного парка 35 российских авиакомпаний — 16,3 года (кстати, самым молодым авиапарком располагает «Аэрофлот» — менее пяти лет). Самый же старый парк — у регионального авиаперевозчика «Ижавиа». Кроме того, в числе «чертовой дюжины» российской авиации — «Нордавиа» («дочка» «Аэрофлота») и «Кавминводыавиа».
Аналитика возраста воздушного флота российских авиакомпаний
Сегодня вашему вниманию представлена исследование(аналитика) возраста воздушного флота российских авиакомпаний, представленных на российском рынке для осуществления коммерческих перевозок. Полный список можно посмотреть тут.
Мотивация, планирование, выборка
Время от времени мы не раз слышим о том, что какой-нибудь борт самолета то задерживается, то возвращается в аэропорт, то совершает аварийную посадку, в большинстве случаях это происходит из-за технических неисправностей. В данном исследовании мы не хотим связать возраст воздушного парка гражданской авиации с их безаварийной эксплуатацией и прекрасно понимаем, что главное это профессиональное техническое обслуживание техники и оборудования, но вместе с тем мы не можем отрицать того, что у каждой техники есть свой ресурс.
Для получение данных о возрасте воздушного флота был использован сервис flightradar24 в закрытой части, пришлось брать бесплатный пробный период. Наше исследование конечно было бы более репрезентативно если мы использовали официальные технические паспорта воздушных судов, но такой возможности пока нет 🙂
Инструменты аналитики
Процесс обработки данных
Итак, наш исследуемый датафрейм содержит 7 переменных(колонок) и 834 строки. Посмотреть его можно тут.
Посмотрим гистограмму и посмотрим распределение данных.
Давайте сразу же посмотрим среднее значение и медиану возраста всей выборки. Получается среднее(mean) = 10.61 лет, медиана(median) = 9.0 лет.
Сгруппируем и отсортируем наш dataframe, чтобы вывести значения всех авиакомпаний с их средним и медианным значением и другими показателями описательной статистики.
Из представленного результата мы видим, что топ-5 авиакомпаний с наибольшим количеством авиапарка это:
самый молодой флот у авиакомпаний:
Поговорим и о «старичках» флота, которые трудятся, как мы можем заметить это:
Теперь отсортируем наиболее часто повторяющийся тип авиалайнеров и выведем топ-10 из них.
Как можно видеть «пятёрка» наиболее часто встречающиеся судов это:
Airbus A320
Sukhoi Superjet 100
Boeing 737
Airbus A321
Топ-3 производителей авиалайнеров выглядит так:
Среди типов авиалайнеров был обнаружен Boeing 737 MAX, эксплуатация которых была приостановлена по решению международных воздушных организаций. Такие авиалайнеры были замечены у компаний «S7», «NordStar», «UralAirlines», «Utair»,
Boeing 737 MAX
и один единственный новый авиалайнер Airbus A350-941 с регистрационным номером VQ-BFY в «Аэрофлоте» 🙂
Airbus A350-941
А в завершении нашего исследования, как и говорил ранее, давайте поговорим о воздушном флоте авиакомпании «ГазпромАвиа» 🙂 Итак, что мы имеем вернее они имеют, а имеют они 50 единиц флота в который входят такие разнообразные и интересном марки и модели как:
и вот эта интересная модель Let L410UVP-E20 Turbolet
В завершении хочется напомнить, что вся представленная информация основываются на полученных данных с сервиса flightradar24, поэтому, возможно часть воздушного флота не попала в выборку, а часть была внесена сервисом с ошибками, всё может быть, но общее представление о возрасте флота российских авиалиний думаю получен 😉
И конечно же на десерт красивый dashboard на Tableau, который можно посмотреть тут.
5 компаний с самым старым авиапарком
За последствиями катастрофы в Казани вот уже третий день следит вся страна
Самолет, которому на момент крушения было 23 года, в один миг унес с собой жизни 50 человек. Доподлинно неизвестно, стал ли возраст судна причиной крушения. Но заметим, что «Боинг-737» компании «Татарстан» далеко не самый старый из самолетов, которые сейчас используют российские авиакомпании.
Из 35 крупнейших российских компаний молодым авиапарком с самолетами, произведенными не раньше, чем 10 лет назад, могут похвастаться только пять. Среди них «Аэрофлот», «Таймыр», «Сибирь S7», «Ред Вингс», «Россия».
12 компаний владеют средневозрастным авиапарком (от 10 до 15 лет). К наиболее известным среди них относятся «Уральские авиалинии» (12,7), «Оренбургские авиалинии» (13,9), «Северный ветер» (14,4).
Отметим, что средний возраст самолета российского авиапарка составляет более 16 лет, что на 6 лет больше, чем в США (10,8), и на 3 года, чем в ЕС(13).
Мы выбрали 5 российских авиакомпаний, которые используют самые старые самолеты в нашей стране.
1. «Полярные авиакомпании»
Лидер этого списка — «Полярные авиалинии». Средний возраст самолетов этой компании составляет 37,8 лет. Воздушные трассы «Полярных авиалиний» связывают более 100 населенных пунктов в 20 улусах Республики Саха (Якутия)
За «Полярными авиалиниями» следует «Томск Авиа» со средним возрастом самолета 37,2 года. Компания, как и многие из этого списка, активно использует Ан-24, который выпускался с 1959 по 1979 год.
На третьей строчке сразу две авиакомпании — «Ираэро» и «Ангара».
Авиакомпания, нарабатывающая опыт перевозок с 1999 года в основном держит в своем парке Ан-24 и Ан-26, средний возраст которых — 30,5 лет.
«Алроса» совсем чуть-чуть не дотянула до третьей строчки. Возраст большинства самолетов этой авиакомпании составляет 30,4 года.
Замыкает пятерку «антилидеров» еще одна компания с устаревшим авиапарком — «Ижавиа». Средний возраст самолетов этой компании — 29 лет, почти на три года меньше, чем компании строчкой выше, но все же значительно выше средней по стране.
Полный список крупнейших российских авиакомпаний и средний возраст их авиапарка:
1. «Аэрофлот» – 5,7 лет
2. «Таймыр» (НордСтар) – 8,6 лет
6. «Ак Барс Аэро» – 10,7 лет;
7. «Владивосток Авиа» – 11,3 лет;
8. «Уральские авиалинии» – 12,7 лет;
9. «Северсталь» – 12,9 лет;
10. «Донавиа» – 13 лет;
15. «Оренбургские авиалинии» – 13,9 лет;
16. «Северный ветер» (Норд Винд) – 14,4 лет;
17. «Татарстан» – 14,8 лет;
18. «Трансаэро» – 15,5 лет;
20. «Московия» – 16,4 лет;
21. «Газпромавиа» – 16,9 лет;
22. «Якутия» – 19,7 лет;
23. «ЮТэйр» (включая ЮТэйр-Экспресс) – 20,1 лет;
24. «ВИМ-авиа» – 21 год;
25. «Сахалинские авиатрассы» – 22,2 года;
26. «Нордавиа» – 24,8 года;
27. «Тулпар» – 25,1 лет;
28. «Саратовские авиалинии» – 25,4 лет;
29. «Грозный Авиа» – 25,7 лет;
31. «Алроса» – 30,4 лет;
32. «Ангара» – 30,5 лет;
33. «Ираэро» – 30,5 лет;
34. «Томск Авиа» – 37,2 лет;
35. «Полярные авиалинии» – 37,8 лет.
Как уходят на пенсию самолёты и где полетать на советских раритетах
Авиакомпания «Алроса» провела последний гражданский рейс на Ту-154. Раритетных бортов в России становится всё меньше — дороговато обслуживать, да и современным нормативам они редко соответствуют. Мы разобрались, какие из них до сих пор летают и как на них попасть.
С начала 1960-х в России выпустили почти две тысячи Ту-134 и Ту-154, но до сегодняшнего дня из них дожили немногие. Большинство порезали на металлолом, остальные находятся на хранении. Самолёт «Алросы» в России приземлился последним — 28 октября он прилетел в Новосибирск из якутского аэропорта Мирный.
Теоретически в небо может подняться 21 борт, но только президент Кыргызстана готов полетать на Ту-154 — «полтиннике». Самолёт кыргызского главы ещё в 2018 году был признан устаревшим, но на новый у страны пока денег нет.
Среди владельцев действующих «тушек» замечены китайская и казахская армия, одна машина принадлежит иранским испытателям. А ещё три «полтинника» у Специального лётного отряда «Россия», ими пользуются силовики и пограничники.
Ту-134 повезло меньше. До 2017 года в России он был занят только на регулярных перелётах «Ижавиа». Сейчас борт используется учёными из СибНИА имени Чаплыгина и РКК «Энергия», а ещё авиакомпанией «Космос» для частных перевозок — кстати, каждый желающий может заказать во Внуково круговой рейс.
За рубежом Ту-134 встречаются в Сирии и Северной Корее : до закрытия границ два борта Syrian Arab Airlines летали во Внуково, а лайнер Air Koryo выполнял рейсы во Владивосток. Один самолёт зарегистрирован в Судане — он принадлежит местной чартерной компании Dove Air Services и редко отрывается от земли.
«Яки» до сих пор выполняют регулярные рейсы по России и странам СНГ. Три Як-40 1976 года выпуска принадлежат Вологодскому авиапредприятию, и дважды в неделю летают во Внуково и Пулково. Билеты на раритетный борт можно купить с помощью Aviasales.
На Камчатке Як-40 пользуются популярностью: каждую среду лайнеры курсируют из Петропавловска-Камчатского в Магадан. Билеты стоят почти 9 тысяч рублей, и они, разумеется, есть на Aviasales. Если хочется забраться в местечко подальше, добро пожаловать в село Тигиль — правда, перелёт обойдётся в три раза дороже.
А вот Як-40 авиакомпании «Мотор Сич» сорока пяти лет от роду выполняет даже международные рейсы: в октябре он летал из Запорожья в Минск и Стамбул. Но в свободной продаже билетов не найти — самолёт сдавали в аренду VIP-клиентам.
Одноклассник Ту-134, Як-42, всё ещё летает в Москву и Петербург из Ижевска. Обратно тоже, конечно. В декабре должны открыться рейсы в Минеральные воды и Сочи, но билеты пока не появились. Зато есть чартеры от авиакомпании «Красавиа» — например, из Уфы в Нижневартовск. Найти в продаже сложно, но в расписании перелёты имеются.
Среди раритетов в России больше всего самолётов АН. В основном они принадлежат армии, но и в гражданской авиации встречаются. Если вы покупаете билет небольшой региональной компании — будьте уверены, будет либо АН, либо чешский L-410.
Хочу полетать на старом «аэробусе»!
В России раритетные зарубежные самолёты тоже есть, но они принадлежат чартерным авиакомпаниям. Azur Air, например, использует Boeing-757, которые не производятся с 2004 года — борты регулярно вылетают из Внуково, Самары и Красноярска в Анталью. Билеты стоят от 10 тысяч рублей.
Какие самолеты летают в России
Большая часть парка российских авиакомпаний — зарубежные самолеты. На современные отечественные модели приходится лишь 6,3% всех эксплуатируемых машин. Самые интересные семейства и модификации смотрите в галерее РБК
Airbus A320
Самое популярное семейство в России. Первый самолет был выпущен в 1988 году. В скором времени ожидается выпуск нового улучшенного семейства A320neo. Первая модель должна быть передана авиакомпании Qatar Airways
Boeing 737 Classics
В составленном в 2009 году изданием BusinessWeek рейтинге наиболее часто попадающих в авиакатастрофы самолетов модификации Boeing 737 Classics (на фото — Boeing 737-400) стоят на 11 месте. На первом — более старый аналог семейства Boeing-737, поколение Original: 737-100 и 737-200. Впрочем, эксперты отмечают, что в рейтинг самолеты попали из-за своей популярности: они просто чаще других моделей поднимались в воздух
Boeing 737 New Generation
На фото представитель поколения Boeing 737, модель 737-800. Например, флот компании «Оренбургские авиалинии» состоит в основном из таких самолетов
Boeing 777
Дальнемагистральный самолет. Средний возраст в России — 10,8 года. Вместимость салона — от 301 до 368 человек
Bombardier Dash-8
Самолеты этого семейства активно используются на местных авиалиниях. В одной из серий семейства есть приставка Q, например Bombardier Dash 8 Q300. Буква означает quiet. В самолете такой серии вмонтирована система активного подавления шума в салоне
Embraer
Среди анализируемых РБК самолетов моделей Embraer только 10 (на фото семейство E-Jet). Впрочем, в бизнес-авиации таких самолетов намного больше. «Коммерсантъ» называл Embraer 190 главным конкурентом Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100
Ан-24
Пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности, выпускавшийся в СССР с 1959 по 1979 год. Самый старый Ан-24 эксплуатируется у «Бурятских авиалиний». Ему 47,8 года
Як-42
После катастрофы Як-42 7 сентября 2011 года в Ярославле, в которой погибла команда хоккейного клуба «Локомотив», Генпрокуратура начала проверку эксплуатации всех самолетов этой модели в России. По итогам были приостановлены полеты только у 10 машин. Но все больше компаний говорят, что отказываются от этих самолетов. Например, в октябре авиакомпания «Газпромавиа» заявила, что полностью прекращает эксплуатацию Як-42. В исследовании РБК еще числятся эти самолеты, поскольку они допущены к полетам в России, а авиакомпания не ответила на наш запрос
Ту-214
Проектировался как замена устаревшего Ту-154. В 1990 году изготавливался в Ульяновске, в 1996 — в Казани. Летает также в парке специального летного отряда «Россия» Управления делами президента, перевозящего высших должностных лиц страны