у какой нации желтая кожа
Почему у китайцев желтый цвет кожи?
Китайцы ведь раньше были белыми, до того, как европейцы стали называть их желтыми. А это было до конца 18-го века.
Кем была изобретена желтая раса?
В книге Майкла Киваки на многих примерах доказано, что «цветная классификация» имеет западное происхождение, и она была оторвана от жизни. Автор убежден, что рождение термина «желтая раса» произошло не в ту эпоху, когда европейцы впервые стали контактировать с азиатами, а после теоретических построений случившихся намного позже, основанных именно на расизме. Кивак отмечает, что в Восточной Азии не называли себя «желтыми» до известности в регионе западных теорий. В записях итальянского путешественника Марко Поло китайцы и жители японских островов упоминаются, как «белые».
По мнению Ло Синя, для Китая работа Кивака столь же важна, что и нашумевший труд Эдварда Саида, под названием «Ориентализм», в котором указана критическая разборка западных воззрений на Восток. Китайский историк убежден, что важно переосмыслить понятие «желтый» не только для того, чтобы соблюдать политическую корректность, но и для того, чтобы была соблюдена культурная и интеллектуальная корректность.
В период феодального Китая желтый цвет был наиболее почитаемым. И это были свои объяснения. Согласно одной из версий, китайский народ принадлежит к монголоидной расе с желтоватым оттенком кожи, а потому любовь к этому цвету у них можно сказать «в крови». Другая версия гласит, что из-за зарождения Китайской цивилизации в бассейне реки с названием Хуанхэ (что переводится, как Желтая река), эта река именуется «матерью» китайцев.
Не всем китайцам хочется быть желтолицыми. Почему?
На интернет просторах между китайцами неожиданно возникла дискуссия. Спорят пользователи сети относительно того, какой оттенок кожи они имеют, а именно – могут ли они гордиться тем, что принадлежат к «желтой расе». Возник спор из-за заявлений нескольких спортсменов о том, что они горды тем, что являются «желтыми». Но ученые считают, что желтый цвет кожи монголоидов впервые был отмечен на Западе, а потому, использовать эту терминологию означает придерживаться расистских взглядов.
Подчеркнуть величие нации и древнейшие корни китайского народа, образцовому китайцу помогут мифы и исторические хроники. Здесь встречаются упоминания о китайцах, как о «потомках дракона», «наследниках императоров Яня и Хуана» или «наследниках Хуан-ди». Никакие упоминания «желтого» в отношении Китая и его народа не имеются. Хотя это слово фигурирует в критиках недружественных действий, вроде «китайской угроза» — то есть «желтой опасности».
Почему цвет кожи китайцев стал темой обсуждения как в быту, так и в СМИ?
От глобализации, которую реформирующийся Китай, не смог избежать, были вызваны разнонаправленные процессы в жизни. Некоторые стали косметически отбеливать кожу, изменять разрезы глаз. К слову об этом, в Китае самой популярной пластической операцией считается – блефаропластика. Кто-то осветляет волосы, чтобы как-то соблюдать некий «интернациональный стандарт красоты». Есть и те, кто выбирают одежду и макияж с акцентом на азиатскую цивилизацию, говоря тем самым, что «он/она, китаец, ни в коем случае не поддастся иноземному влиянию и будет черпать силу и вдохновение из в национальной культуры».
Этим и объясняется высокая популярность сериалов о китайских императорах и ханьфу (традиционная просторная одежда, имеющая длинные широкие рукава и открытый воротник, запахнутый направо). Сюда же можно отнести и спортивную лихорадку, охватившую Китай, в особенности после Олимпиады 2008 г.
Мифы и правда о желтокожих азиатах
По всему миру блуждает распространенное заблуждение о желтокожих азиатах, которое было порождено кабинетной наукой 18-го века. Тогда учеными человечество было разделено на расы. Для северных народов подобрали белую расу, южных – черную, а поскольку между этими расами нужно было создать и промежуточную, то в нее включили население Индии, а после и Китая. Эту расу было решено назвать желтой, так как, создатели данной теории считали, что желтый цвет расположен где-то посередине белого и черного. В те времена одним из наиболее важных авторитетов в научном мире был медицинский профессор Иоганн Фридрих Блуменбах из Геттингена. В его сравнении, американская раса имела кожу, сравнимую с медью, а монгольская – с колосьями пшеницы. Кроме того он объяснил, что у азиатов желтая кожа является следствием их частой болезни желтухой. При этом современники профессора сообщали, что он ни разу не встречался лицом к лицу с индейцем и китайцем.
Другое тоже весьма важное заблуждение в отношении азиатов – присвоение им косоглазия и узкоглазия. При этом, не является правдой, что отличительная физическая черта, присущая монголам, японцам, китайцам и другим представителям монголоидной расы, — это косые глаза. Характеристика людей, относящихся к данной расе, как косоглазых, мало того, что не этично, так еще и неправильно. «Косоглазие» и людей монголоидной расы – это ничто иное, чем оптический обман. Он может возникать из-за отсутствия у монголоидов выдающегося носа.
Цветная история: китайцы были белыми, пока европейцы не назвали их желтыми
Европейцы называли жителей Восточной Азии «белыми» до конца 18 века. Но стоило китайцам и японцам начать сопротивляться культурной ассимиляции, они сразу же стали «желтыми», причем не только в глазах европейцев. Как получилось, что жители Восточной Азии стали называться желтокожими? Такое отношение стало результатом расистского восприятия мира и не имеет ничего общего с настоящим цветом кожи людей, рассказывает South China Morning Post.
Если в 16 веке речь заходила о цвете кожи, западные путешественники, миссионеры или послы называли восточных азиатов белыми. А в ряде случаев вообще говорили, что они «такие же белые, как и мы». К 17 веку китайцы и японцы начали постепенно «желтеть» в издаваемых в Европе текстах. Слово «желтый» стало периодически использоваться в конце 18 века и уже в 19 веке стабильно вошло в обиход европейцев. Китайцы постепенно начали терять прежнюю «белизну», так как стало ясно, что они желают участвовать в европейской системе торговли, религиозных и международных контактах.
Другими словами, «белизна» не имела ничего общего с цветом кожи. Она показывала уровень цивилизованности, культуры, грамотности и покорности (особенно если предстояло принять христианство).
Шведский ботаник и врач Карл Линней составил классификацию Homo Sapiens, разделив их на четыре вида согласно количеству континентов, известных в то время. Один из таких видов он назвал Homo Asiaticus. Для обозначения цвета этой группы он использовал латинское слово fuscus, что переводится как «темный» или «коричневый». Это произошло в 1735 году.
Расовая классификация Карла Линнея. Источник: SCMP
После этого возникли сложности с определением точного цвета для жителей Восточной Азии, так как другие расовые группы (европейская, африканская и американская) без проблем ассоциировались с белым, черным и красными цветами. В десятом издании классификации Линнея, опубликованном в 1758 году, слово fuscus было заменено на латинское слово luridus, которое переводится как «грязно-желтый», «желтоватый» или «бледно-желтый». Причины выбора не объяснялись, однако это слово и раньше встречалось в записях Линнея, правда, в отношении нездоровых и ядовитых растений. Неужели азиатский человек считался болезненным или опасным?
В 1795 году немецкий анатом Иоганн Фридрих Блюменбах предложил свою систему классификации из пяти рас, которая стала первой однозначной маркировкой восточноазиатской желтизны. Важным аспектом его концепции стало включение всех восточноазиатских народов в одну расовую группу, названную монголоидной.
В конце 18 века все народы Азии были включены в монголоидную расу. Иллюстрация: Handout
«Желтый» стал расовым штампом, который означал только одно — отклонение от белой «нормальности». У Блюменбаха европейцы (или кавказская белая раса) находились в центре таблицы, окруженные монголоидной (желтый цвет), негроидной (черный), американоидной (красный) и малайской (коричневый) расами. Желтая раса стала ассоциироваться с физическими и культурными «отклонениями» от европейских норм белого человека. Некоторые мыслители выстроили целую расовую иерархию: на вершине находилась европейская белая раса, внизу — негроидная, а остальные между ними.
«Монгольская складка». Иллюстрация: Handout
В медицинском дискурсе 19 века начали проявляться физические «контуры» желтой расы. Акцент делался именно на «монголоидности», нежели на цвете. Медицинские исследования тех времен зачастую пытались определить монголоидную расу как совокупность определенных физических свойств, присущих только жителям Восточной Азии. Сюда относятся «монгольская складка» (или эпикантус — продолжение складки верхнего века, определяющее узкий разрез глаз), «монгольское пятно» (синеватая окраска кожи в области крестца, реже ягодиц или бедер) и «монголизм» (сегодня известный как синдром Дауна). Каждое из этих свойств приписывалось исключительно монголоидной расе, чтобы показать, как желтая раса отличается от здоровой и развитой белой.
«Монгольское пятно». Иллюстрация: Handout
Именно в конце 19 века слово «желтый» стало определять цвет кожи в европейских и восточноазиатских языках. Этому способствовала так называемая «желтая опасность» — концепция, связанная с потенциальной военной агрессией стран Восточной Азии. Наиболее очевидной угрозой того времени была Япония, которая одолела в вооруженном конфликте империю Цин (1894-95), начала строить свою империю и готовиться к войне с Российской империей.
«Народы Европы, охраняйте свои священные блага». Рисунок Германа Кнакфуса по эскизу кайзера Вильгельма II. Источник: Handout
В этот период идеи о желтой расе наряду с другими «достижениями» западной науки и техники стали входить в культуру народов Восточной Азии. В Китае, например, прижилось понятие желтой расы, так как желтый цвет имеет очень важное значение в китайской культуре (желтая река Хуанхэ, Желтый император Хуан-ди, мифический первопредок всех китайцев). «Желтизна» показывала превосходство китайцев над «серебряными» европейцами.
В Японии, напротив, желтый цвет не имел позитивных ассоциаций, и такие идеи всячески отвергались. «Желтые китайцы, но не японцы. Мы значительно превосходим китайцев и находимся наравне с европейскими державами», — иногда говорили в Японии. На Западе многие с этим соглашались, считая, что японцы может быть и «цветные», но не такие желтые, как китайцы.
История расовых стереотипов на Дальнем Востоке нуждается в дополнительных исследованиях. В китайских источниках нет понятия желтой расы. Это всего лишь попытка европейцев дистанцироваться от других народов мира на основе концепции «белизны».
Может, нам пора перестать использовать этот термин? Почему мы до сих пор называем людей желтыми?
Подготовил Арсений Бореев
eaquilla
Дневник воина Света
Бог един, путей к нему тысячи, но все идут через сердце
Белая, Жёлтая, Красная, Чёрная, Серая Расы
Белая, Жёлтая, Красная, Чёрная, Серая Расы
Zastislav » 14 июн 2011, 19:07
Современный человек, по уровню механизма саморегуляции плотности популяции вида, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ продуктом развития жизни на Земле! А это означает, что современный человек является ИНОПЛАНЕТЯНИНОМ, по отношению к живой природе Земли.
Но это ещё не всё. На Земле появились четыре разные цивилизации: БЕЛАЯ, ЖЁЛТАЯ, КРАСНАЯ и ЧЁРНАЯ. И все эти цивилизации пришли с разных планет, со многих планет. Всё дело в том, что не только сами цивилизации имеют разные уровни механизма саморегуляции плотности популяции вида, но и внутри каждой, у многих народов и племён эти уровни разные тоже. Различие в уровнях механизма саморегуляции плотности популяции вида у рас, племён и народов говорит о том, что каждая раса, племя или народ, имеющие эти различия, пришли на Землю, С РАЗНЫХ ПЛАНЕТ, имеющих близкие, но, тем не менее, отличные друг от друга экологические системы. Каждый человек воспринимает окружающий мир с помощью энергетических каналов восприятия. У представителей разных Рас эти каналы разные — как по качеству, так и по количеству. Все каналы мировосприятия работают одновременно и обеспечивают человека всей необходимой ему информацией. Например, у Чёрной Расы— 6 каналов восприятия, у Красной Расы — 9, у Серой Расы — 10, у Жёлтой Расы — 12 каналов (двенадцатеричная система восприятия), у Белой Расы — 16 (шестнадцатеричная система восприятия).
ДРЕВНИЕ РАСЫ Земли
Нижеследующий материал
подготовлен на основе выдержек из книги
руководителя Авестийской астрологической школы Павла Павловича Глоба
· Цвет морской волны.
· противодействовать искажениям Света дьяволом.
На Мидгард-Земле проживают люди с различным цветом кожи и определённой территорией проживания. Это Земное человечество имеет Предков, которые прибыли на Мидгард-Землю из различных Небесных Чертогов – Звёздных Систем, а именно: Чертога Великой Расы – белый цвет кожи; Чертога Великого Дракона – жёлтый цвет кожи; Чертога Огненного Змея – красный цвет кожи; Чертога Мрачной Пустоши – чёрный цвет кожи; Чертога Пекельного Мира – серый цвет кожи, Чужеземцы.
Re: Белая, Жёлтая, Красная, Чёрная, Серая Расы
Zastislav » 03 окт 2011, 19:55
Стремление к Расовой чистоте является не только строгое ограничение отдельных Рас друг от друга, но и известная однородность внутри каждой из них. Лиса всегда остаётся лисой, гусь – гусем, тигр – тигром и т.д. Разница тут может заключаться только в большем или меньшем уме, понятливости. Никогда нельзя встретить лисы, которая проявляла бы гуманизм к гусю, как никогда мы не встретим кошки, склонной к дружбе с мышкой. Мышка никогда не перестанет бояться кошки. Такие явления однородности свойственны и людям. Если народам цвета кожи Мрака не свойственно работать, то их невозможно этому научить, можно только заставить.
Жёлтая Раса или Жёлтые народы берут всегда чьё-нибудь учение, переделывают его под себя и придают ему завершённую форму, т.е. не развивают дальше. Если у нас незавершённая форма учения, оно находится в постоянном развитии, то они дают ей завершённую форму, как бы консервируют его. Они это всё хранят для своих Потомков. Придают ему красочный, театральный вид. Мы придумываем, а они придают завершённый вид.
Красная Раса или Краснокожий народ – народ хранитель Мудрости. Они хранители не только Мудрости, но хранят всё, что им оставят. Им оставляешь что-то, и они это хранят. Неважно кто оставил белые, черные, жёлтые. Они передают это из поколения в поколение.
Чёрная Раса или Чёрнокожие народы – это Дети дикой природы, цвета кожи Мрака. Они могут гармонично жить только вместе, стоит их сорвать с места и они превращаются в систему разрушения. Не способны самостоятельно работать.
Серая Раса или Серый народ – подражатели. Среди них нет ни одного созидателя, они могут только отремонтировать созданное. Изначально двуполые – гермафродиты. Они стремятся жить за счёт чужого труда, поэтому многие народы их называют паразитами. Они всегда стремятся быть у власти. Их называют специалистами. Часовщик – профессионал создаёт каждый винтик, шестерёнку и создаёт часы. Специалист может только починять. Поэтому Серые – великие починчики. У них отсутствует Совесть и Дух. С давних пор сложились «дружеские» отношения и «поддержка» с Чёрными народами. Из среды Серого народа появились гомосексуалисты.
Белая Раса или Белые народы, Роды Расы Великой – народы Созидатели. РАСА – Роды Асов Страна Асов. Асы – Боги, живущие на Земле. Цель Родов Расы Великой – передать Мудрость из поколения в поколение. Все основы построены на философии Духа. Основы философии Духа строятся на созидательном развитии Родов Расы Великой. Белый человек не может быть специалистом, он может быть только профессионалом. Роды Расы Великой обладают незавершённой формой учения, оно находится в постоянном развитии, как и сама Раса. Философия основывается на гармонии Духа и высшей её степенью считается созидательный потенциал. Это исходит из того, что Роды Расы Великой являются Созидателями. Белые люди могут созидать и сохранять. Они творцы и искусственные войны – мужчины и женщины – амазонки – русские женщины. Прививают своим потомкам Трудолюбие. Именно Трудолюбие, а не умение работать. Роды Расы Великой не работают, ибо работа (бездушный, механический процесс) – удел рабов. Мы Трудимся, т.е. вкладываем Душу в плоды своего Труда.
Нам надо всем спокойно понять, что Серые, Чёрные, Жёлтые и Красные народы для нас ни плохие и, ни хорошие, они Другие.
Пигментационная классификация человеческих популяций
Самые светлые тона у европеоидов встречаются в поясе светловолосых рас, где на первом месте стоит собственно нордическая раса с розовой прозрачной кожей, у восточных европеоидов [финно-угорцы?] она имеет уже бледный сероватый оттенок. У народов Сибири кожа имеет желто-коричневатый оттенок, но еще сохраняет некоторую прозрачность. Такая картина наблюдается вплоть до зоны распространения эскимосов, якутов и айнов.
В европеоидном круге пояс горных рас, динарской и альпийской, представляет собой переходную зону к поясу смуглых рас. Здесь на первом месте стоят средиземноморцы с их легкой, но уже заметной смуглостью, сильным потускнением румянца на щеках и общим преобладанием оливковых тонов. Если на северном побережье Средиземного моря мы имеем показатели 10-12 по шкале Лушана, то на южном – 12-15. Далее на Восток оливковый отлив исчезает, но усиливается смуглость до 12-15 у ориентальной расы и туранцев. У арменоидов индекс равен 13. В Индии мы имеем большое разнообразие оттенков, от светлого, почти европейского светло-коричневого у кашмирцев и высших каст Севера (14-15) до типично северно-индийского в Пенджабе (17) и собственно индийского (21-23).
Далее к Востоку идет пояс смуглых рас, от сохраняющих еще желтоватый оттенок палеомонголоидов (14-16) до смуглых полинезийцев с их светло-коричневой кожей (16-17).
У веддоидов преобладают темно-коричневые тона (24), у кхмеров и таи – более светлые с красноватым оттенком (14-18).
Среди азиатских монголоидов светлые, часто светло-желтые, пшеничные тона встречаются у северных китайцев (7-10), далее к югу показатель смуглости увеличивается (7-15), но даже самые южные вьетнамцы, принадлежащие к южно-китайскому типу, благодаря желтоватому оттенку, выглядят светлыми и резко отличаются от смуглых восточных веддоидов Камбоджи. Желтый оттенок позволяет отличать также лаосцев (14) от родственных тайцев (15), а малайцы выделяются светло-коричневым фоном (18) [темнее полинезийцев].
Американские индейцы Тихоокеанского побережья и лесной зоны имеют светло-коричневую кожу (15) с очень слабым желтым оттенком, но с медным отливом. Индейцы Центральной Америки – темно-коричневые, но со средними показателями (17-21). В Южной Америке снова сильнее пробивается желтый оттенок. У здешних индейцев покрытое тело темней лица.
Красная карточка «желтой расе» Почему не все китайцы хотят быть желтолицыми
В китайском сегменте интернета разгорелась неожиданная дискуссия: пользователи спорят о том, какого оттенка у них кожа, вернее — можно ли гордиться принадлежностью к «желтой расе». Поводом послужили заявления нескольких спортсменов, сказавших, что они гордятся тем, что «желтые». Однако ученые утверждают, что о желтом цвете кожных покровов монголоидов впервые заговорили на Западе, поэтому, мол, использование этой терминологии равнозначно принятию чуждых расистских взглядов.
Чтобы подчеркнуть величие своей нации или древние корни китайской цивилизации, образованный китаец обратится к мифам и историческим хроникам. Оттуда происходят такие самоназвания как «потомки дракона», «наследники императоров Яня и Хуана» либо «наследники Хуан-ди». Раньше в официальном лексиконе слово «желтый» применительно к Китаю и китайцам, как правило, отсутствовало, его можно было встретить разве что в критике недружественных внешних действий — «китайской угрозы», она же «желтая опасность». Почему о цвете кожи китайцев заговорили не только на бытовом уровне, но и в СМИ?
Материалы по теме
«Китайцы хотят жить всласть»
Глобализация, от которой реформирующийся Китай, открытый внешнему миру, уклониться никак не мог, вызвала к жизни разнонаправленные процессы. Кто-то косметически отбеливает кожу, меняет разрез глаз (блефаропластика — самая популярная пластическая операция в КНР), осветляет волосы, стремясь приблизиться к некоему «интернациональному стандарту красоты». Кто-то, наоборот, стремится подчеркнуть — одеждой или макияжем — принадлежность к азиатской цивилизации, тем самым показывая: «Мы, китайцы, ни в коем случае не поддадимся иноземному влиянию и будем черпать силу в национальной культуре». Отсюда — популярность сериалов про китайских императоров и мода на ханьфу — традиционную просторную одежду с длинными широкими рукавами и открытым воротником, запахнутым направо. Отсюда — и спортивная лихорадка, охватившая Китай, особенно после Олимпиады 2008 года. Из всех массовых увлечений спорт, пожалуй, прочнее всего построен на противостоянии «свой — чужой».
О спорт, ты — цвет!
Примечательно, что старт нынешней дискуссии дали именно спортсмены. Спорт как арена соперничества национальных амбиций, где горечь поражения или радость победы нередко приводят к взрыву националистических чувств, очень подходит для поисков идентичности. То ли спортсмены сговорились, то ли китайские журналисты нашли тему гордости за «желтую нацию» достойной внимания, но в последнее время сразу несколько атлетов сделали в своих интервью акцент на своем цвете кожи.
Например, 22-летний пловец Нин Цзэтао, завоевавший золотую медаль на 100-метровке вольным стилем в Казани, на чемпионате мира по водным видам спорта 2015 года, проходившем под эгидой Международной федерации плавания (FINA): «Я — желтый, я — китаец, и я сегодня добился этого», — гордо сказал он журналистам после победного заплыва.
Китайский спринтер Су Бинтянь, установив национальный рекорд КНР и рекорд Азии в беге на 100 метров, признался: «Раньше я нервничал, соревнуясь с ведущими иностранными спортсменами. Теперь я не буду их бояться, я сделаю так, чтобы черные атлеты боялись желтых». Заголовки, сообщающие о достижениях сильным духом «желтых людей», замелькали в официальной прессе, в том числе и на сайте агентства Синьхуа.
Не всем это понравилось. В интервью газете «Глобал таймс» известный историк, профессор Пекинского университета Ло Синь заявил, что считает недопустимым использованием журналистами и спортсменами выражений с расистским оттенком. В своем микроблоге Ло Синь перепечатал ссылку на статью «Мы — не желтые». В этой работе ученый одобрительно отзывается о монографии живущего на Тайване американского исследователя Майкла Кивака «Стать желтым: краткая история расистских взглядов» (Michael Keevak, Becoming Yellow: A Short History of Racial Thinking).
Кто изобрел желтую расу?
В своей книге Майкл Кивак на многочисленных примерах доказывает не только западное происхождение «цветных классификаций», но и их оторванность от жизни. По его убеждению, термин «желтая раса» родился не в эпоху первых контактов европейцев с азиатами, а как результат более поздних теоретических построений, в основе которых лежит именно расизм. Кивак пишет, что никто в Восточной Азии не называл себя «желтыми» до тех пор, пока западные теории не стали известны в регионе. В своих записках итальянский путешественник Марко Поло относил китайцев и жителей Японских островов к «белым».
Ло Синь считает, что труд Кивака для Китая не менее важен, чем нашумевшая работа Эдварда Саида «Ориентализм», где критически разбираются западные воззрения на Восток. По убеждению китайского историка, переосмысление понятия «желтый» важно не только с точки зрения соблюдения политической корректности, но и ради корректности интеллектуальной и культурной.
Самое неприятное, по мнению Ло Синя, что заблуждения других народов некоторые китайцы сделали частью собственного мироощущения и не замечают, что уже живут в чужой системе координат. В качестве примера Ло приводит строчку из популярной песни «На далеком Востоке есть река». Здесь вроде бы говорится о красоте родных китайских пейзажей, но точка отсчета взята западная, потому что далеким Восток может видеться только с большой дистанции. Не все, правда, разделяют такой педантизм — главное, говорят они, понимать, что стоит за тем или иным понятием. Может быть, ничего плохого и нет в гордости за страну, а эпитет «далекий» — просто красивое слово. Точно так же слово «желтый» можно отнести к проявлению национального превосходства, а можно понимать как равенство азиатских народов в мировой палитре. Поэтому рассуждения о «желтой расе» не обязательно являются одобрением расистских воззрений. В интервью «Глобал таймс» профессор Восточно-Китайского педагогического университета Хуан Цзянбо заявил, что, говоря о «людях желтого цвета кожи», китайцы просто выражают свою национальную гордость.
Российская империя, желтая угроза и партийная полемика
В нынешней интернет-дискуссии о цвете кожи Россия не упоминается, критикуют в основном западноцентризм. Между тем в Российской империи вслед за европейцами китайцев также записывали в «желтую расу». Так, в толковом словаре В.И. Даля приводится следующая классификация «человеческих племен»: «белое (Кавказ и Европа), желтое (Китай), красное (Америка), бурое (Полинезия) и черное (Африка)».
Материалы по теме
Москва и Пекин слушают друг друга
Справедливости ради стоит отметить, что помимо обилия литературы о хитрости и коварстве китайцев, желтой угрозе и так далее дореволюционный период был также знаменит концепциями, которые сейчас получили бы название «поворота в Азию». Например, близкий к последнему монарху князь Эспер Эсперович Ухтомский слыл «востокофилом». Уникальное географическое положение и историческое наследие, считал Ухтомский, давало Российской империи основание играть особую миссию в Азии и защитить азиатские страны от «разрушения на европейский меркантильный лад». «Согласиться с тривиальной точкой зрения на инородческие миры — значит подписать себе жалкий приговор как государству и как племени», — предупреждал он.
В знаменитой песне «Москва — Пекин», ставшей гимном китайско-советской дружбы в середине 50-х годов ХХ века, были слова о крепнущем единстве «народов и рас». Правда, когда отношения СССР и КНР дали трещину, расовый вопрос использовался в Китае для критики советского руководства. Традиционная для коммунистической пропаганды тема расизма на Западе оказалась востребованной в борьбе с «советским социал-империализмом».
Характерен, например, такой фрагмент из статьи в центральной китайской прессе, опубликованной в октябре 1963 года: «Руководство КПСС, исчерпав все «чудодейственные» средства борьбы против национально-освободительного движения, обратилось к самой реакционной теории империализма — расовой теории». Далее в статье советское руководство обвиняют в том, что оно «при всяком удобном случае поднимает шумиху вокруг так называемой «желтой опасности»… кричит о том, что, мол, «вновь угрожает Чингис-хан»». Попытки же расколоть национально-освободительное движение, уверяли в Пекине, являются тщетными, поскольку «просвещенные лица всех рас — белой, черной, желтой, коричневой образуют широкий единый фронт борьбы против империализма во главе с США и его лакеев».
Нынешняя постановка вопроса о «разноцветном мире», в котором желтый цвет является не самым плохим, продиктована уже не догматами классовой борьбы, а скорее обращением к идее Хантингтона о столкновении цивилизаций.
Взрыв интереса к самоназванию «хуанчжунжэнь» (человек желтой расы) можно объяснить сложными процессами в китайском массовом сознании: очевидные успехи Китая на всех поприщах подталкивают людей к тому, чтобы не только найти простое описание «китайского чуда» в духе грядущего века Китая, но и провести линию, отделяющую «сыновей и дочерей Поднебесной» от других народов. Цвет кожи в наш век, когда визуальное берет верх над содержательным, оказывается близким и понятным признаком. К тому же, не доверяя официальным идеологическим конструктам, народ настоятельно ищет основу для объединения, и национализм становится желанным путем в поисках идентичности. Критикуя увлечение идеями «желтой расы» и ее особых качеств, интеллектуалы обращают внимание не только на западноцентризм, на сдачу позиций под натиском глобализации, но и на опасность впасть в другую крайность — иллюзию национальной исключительности.