у какой планеты большая часть поверхности покрыта водой
У какой планеты большая часть поверхности покрыта водой
рассмотреть вопросы физической природы планет-гигантов
— формирование понятий об основных физических характеристиках планет-гигантов;
– формирование умения анализировать информацию;
– формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет-гигантов.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим с вами не просто урок астрономии, а урок- путешествие по планетам-гигантам и снимаем его на видеокамеру. Не стоит бояться камеры и оператора, чувствуйте себя легко и свободно, как на обычном уроке и воспринимайте это, как возможность после урока посмотреть на себя со стороны и оценить нашу работу. Итак, тема нашего урока «Планеты-гиганты. Плутон». В рабочих тетрадях это Урок 14. Откройте его. Цель нашего урока: изучить физическую природу планет гигантов. И для того чтобы достичь нашей цели, ваши же одноклассники помогут нам совершить незабываемое путешествие по планетам-гигантам. Они подготовили самостоятельно презентации по каждой из планет.
Но прежде чем мы начнем наше путешествие, вы должны получить допуск к полету, а для этого вам необходимо ответить на вопросы теста по предыдущей теме «Планеты земной группы». На выполнение теста вам отводится 5 минут.
1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты … (Меркурий)
2. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена…(парниковым эффектом)
3. Планета земной группы, средняя темпера поверхности которой ниже 0 0 С… (Марс)
4. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты… (Земля)
5. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты … (Венера)
1. Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 0 С… (Марс)
2. Планеты, температура поверхности которых бывает выше + 400 0 С … (Меркурий и Венера)
3. Планеты, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури… (Марс)
4. Практически не имеют атмосферы планеты… (Меркурий и Плутон)
5. Планеты, обладающая биосферой… Земля
в марте 1999 года Международным Астрономическим союзом была переведена в разряд планет-астероидов с сохранением статуса планеты солнечной системы.
Экскурсию по этой планете проведет Андрей Мехеенко.
Давайте послушаем выступление Димы Панасенко.
Я думаю, что вы немного устали и поэтому я хочу предложить вам поход в планетарий. Представьте… Мы входим и оказываемся в полной темноте… Закрываем глаза. Не зажмуриваем, просто легко закрываем. Можно прикрыть ладонями… Вы посмотрели вправо, не поворачивая головы… Темно… Вы посмотрели влево… Полная темнота… Вы посмотрели вниз…Так темно, что вам даже не видно своих ног… Вот теперь вы приподняли голову, посмотрели вверх… и увидели там звездное небо…множество маленьких ярких огоньков…вы прошли взглядом слева направо по звездному небу… Поднимаете глаза вверх и проходитесь взглядом по Млечному пути… «Какая красота!» восторгаетесь вы… Вот слева вы видите Большую Медведицу. Да! Это точно она! Звезды расположены в форме ковша… А где же Маленькая Медведица? Ведь в ее хвосте находится Полярная звезда. Вы находите Полярную звезду. Она светит очень ярко. От этого света вам становится легко. Приятные эмоции не покидают вас, а энергия от мерцающих звезд наполняет все ваше тело неиссякаемой энергией… Звездное небо, как оно прекрасно. Но нам пора продолжить наше путешествие и мы возвращаемся на урок. Медленно открываем глаза. Легко-легко поморгайте глазами, как мотыльки. Вернулись все в класс и продолжаем нашу работу.
Данное задание ученики могут выполнять, пользуясь учебником.)
Чтобы понять, на сколько полезно было наше путешествие, вы ответите на вопросы следующего небольшого теста. А затем мы сравним ваши ответы с правильными ответами.
4. Планета зеленовато-голубоватого цвета с температурой атмосферы –217 0
Что новое и интересное вы узнали сегодня на уроке?
Достигли ли мы поставленной цели?
Что бы вы еще хотели узнать об этих планетах?
Какие эмоции у вас к концу урока?
Я думаю, что все вы со мной согласны, что ребята подошли творчески к созданию данных презентаций и заслужили высокие оценки. Оценки за тест «Планеты земной группы» узнаете на следующем уроке.
А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
Изучить параграф 14, заполнить в тетрадях урок 14.
1. Пользуясь справочными данными учебника, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы.
Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами земной группы.
Выводы: Планеты земной группы практически все имеют одинаковые плоскости близких массы. Планеты земной группы, кроме Меркурия, имеют атмосферу.
2. На графиках показаны зависимости давления и температуры в атмосфере Венеры. На основе анализа графиков ответьте на вопросы.
На какой высоте давление атмосферы Венеры равно атмосферному давлению у поверхности Земли? (Примерно 50 км.)
Чему равна температура атмосферы Венеры на данной высоте? (Около 330К, или +50 °C.)
3. С помощью рисунка опишите внутреннее строение Земли.
4. Закончите предложения.
Вариант 1.
Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.
Высокая температуры поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.
Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 °C, — это Марс.
Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.
В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.
Вариант 2.
Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 °C, — это Марс.
Планеты, температуры поверхности которых бывает выше +400 °C, — это Меркурий и Венера.
Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это Марс.
Практически не имеют атмосферы планета Меркурий.
Планета, обладающая биосферой, — это Земля.
5. Какие физические характеристики планеты необходимо знать, чтобы вычислить её среднюю плотность?
Необходимо знать массу планеты и её средний радиус. Средняя плотность определяется делением массы на объём планеты.
Вода есть не только на Земле, но и на других планетах. Как она туда попала?
Вода есть не только на Земле, но и в космосе, например, на Луне и других планетах. Но как она туда попадает? Рассказываем, что известно об образовании космической воды, как она перемещается между планетами и зачем нужна.
Читайте «Хайтек» в
Внеземная вода
Вода вне планеты Земля или хотя бы следы ее существования в прошлом являются объектами сильного научного интереса, так как предполагают существование внеземной жизни.
Земля, 71% поверхности которой покрыто водными океанами, является на данный момент единственной известной в Солнечной системе планетой, содержащей воду в жидком состоянии.
Имеются научные данные, что на некоторых спутниках планет-гигантов (Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна) вода может находиться под толстой корой льда, покрывающей небесное тело. Однако однозначных доказательств наличия жидкой воды в Солнечной системе, кроме как на Земле, на данный момент нет.
Океаны и вода могут иметься в других звездных системах и/или на их планетах и других небесных телах на их орбите. Например, водяной пар был обнаружен в 2007 году в протопланетном диске в 1 а. е. от молодой звезды MWC 480.
Ранее считалось, что водоемы и каналы с водой могут находиться на поверхности Венеры и Марса. С развитием разрешения телескопов и появлением других методов наблюдения эти данные были опровергнуты. Однако присутствие воды на Марсе в далеком прошлом остается темой для научных дискуссий.
Томас Голд в рамках гипотезы о Глубокой горячей биосферы заявлял, что многие объекты Солнечной системы могут содержать подземные воды.
Лунные моря, представляющие собой, как сейчас известно, огромные базальтовые равнины, ранее считались водоемами. Впервые некоторые сомнения относительно водной природы лунных «морей» высказал Галилей в своем « Диалоге о двух системах мира». Учитывая, что теория гигантского столкновения на данный момент является господствующей среди теорий происхождения Луны, можно сделать вывод, что на Луне никогда не было морей или океанов.
Вспышка от столкновения разгонного блока «Центавр» зонда LCROSS с Луной
В июле 2008 года группа американских геологов из Института Карнеги и Университета Брауна обнаружила в образцах грунта Луны следы воды, в большом количестве выделявшейся из недр спутника на ранних этапах его существования. Позднее большая часть этой воды испарилась в космос.
Российские ученые с помощью созданного ими прибора LEND, установленного на зонде LRO, выявили участки Луны, наиболее богатые водородом. На основании этих данных НАСА выбрало место для проведения бомбардировки Луны зондом LCROSS. После проведения эксперимента, 13 ноября 2009 года НАСА сообщило об обнаружении в кратере Кабеус в районе южного полюса воды в виде льда.
По мнению руководителя проекта Энтони Колапрета, вода на Луне могла появиться из нескольких источников: из-за взаимодействия протонов солнечного ветра с кислородом в почве Луны, принесена астероидами или кометами или межгалактическими облаками.
Согласно данным, переданным радаром Mini-SAR, установленным на индийском лунном аппарате Чандраян-1, всего в регионе северного полюса обнаружено не менее 600 млн тонн воды, большая часть которой находится в виде ледяных глыб, покоящихся на дне лунных кратеров. Вода была обнаружена в более чем 40 кратерах, диаметр которых варьируется от 2 до 15 км. Сейчас у ученых уже нет никаких сомнений в том, что найденный лед — это именно водный лед.
Венера
До того, как космические аппараты сели на поверхность Венеры, высказывались гипотезы, что на ее поверхности могут находиться океаны. Но, как выяснилось, для этого на Венере слишком жарко. В то же время в незначительном количестве водяной пар обнаружен в атмосфере Венеры.
На данный момент имеются веские основания считать, что в прошлом на Венере существовала вода. Мнения ученых расходятся лишь в отношении того, в каком состоянии она находилась на Венере. Так, Дэвид Гринспун из Национального музея науки и природы в Колорадо и Джордж Хасимото из Университета города Кобэ считают, что вода на Венере существовала в жидком состоянии в виде океанов.
Свои выводы они основывают на косвенных признаках существования гранитов на Венере, которые могут образоваться лишь при значительном присутствии воды. Однако гипотеза о вспышке вулканической активности на планете около 500 млн лет назад, которая полностью изменила поверхность планеты, затрудняет проверку данных о существовании океана воды на поверхности Венеры в прошлом. Ответ мог бы дать образец грунта Венеры.
Эрик Шасефьер из Университета Париж-Юг (Université Paris-Sud) и Колин Уилсон из Оксфордского университета считают, что вода на Венере никогда не существовала в жидком виде, но содержалась в гораздо большем количестве в атмосфере Венеры. В 2009 году с помощью зонда Venus Express были получены доказательства того, что из-за солнечного излучения большой объём воды был потерян из атмосферы Венеры в космос.
Телескопические наблюдения со времен Галилея давали ученым возможность допускать, что на Марсе есть жидкая вода и жизнь. По мере роста объема данных о планете оказалось, что воды в атмосфере Марса содержится ничтожно малое количество, и было дано объяснение феномену марсианских каналов.
Ранее считалось, что до того, как Марс высох, он был более похожим на Землю. Открытие кратеров на поверхности планеты поколебало эту точку зрения, но последующие открытия показали, что, возможно, вода в жидком состоянии присутствовала на поверхности Марса.
Имеется гипотеза о существовании в прошлом покрытого льдом Марсианского океана.
Имеется ряд прямых и косвенных доказательств присутствия в прошлом воды на поверхности Марса или в его глубине.
Остается открытым вопрос, куда ушла большая часть жидкой воды с поверхности Марса.
Вода за пределами Солнечной системы
Большинство из более чем 450 обнаруженных внесолнечных планетных систем сильно отличаются от нашей, что позволяет считать нашу Солнечную систему принадлежащей к редкому типу. Задачей современных исследований является обнаружение планеты размером с Землю в обитаемой зоне своей планетной системы (зоне Златовласки).
Кроме того, океаны могут находиться и на крупных (размером с Землю) спутниках планет-гигантов. Хотя сам по себе вопрос существования столь крупных спутников является дискуссионным, телескоп Кеплера обладает достаточной чувствительностью, чтобы обнаружить их. Имеется мнение, что каменистые планеты, содержащие воду, сильно распространены по всему Млечному Пути.
Откуда появляется вода?
Водород почти так же стар, как сама Вселенная: его атомы появились, как только температура новорожденной Вселенной упала настолько, что смогли существовать протоны и электроны. С тех пор водород уже 14,5 млрд лет остается самым распространенным элементом Вселенной и по массе, и по числу атомов. Облака газа, состоящие в основном из водорода, заполняют весь космос.
В результате гравитационного коллапса облаков водорода и гелия появились первые звезды, внутри которых начался термоядерный синтез и образовались новые элементы, в том числе кислород. Кислород и водород дали воду; первые ее молекулы могли сформироваться сразу после появления первых звезд — 12,7 млрд лет назад. В форме очень рассеянного газа она заполняет межзвездное пространство, охлаждая его и таким образом приближая рождение новых звезд.
Вода, присутствовавшая в породившем звезду облаке газа, переходит в вещество протопланетного диска и объектов, которые формируются из него, – планет и астероидов. В конце жизни самые массивные звезды взрываются сверхновыми, оставляя после себя туманности, в которых вспыхивают новые звезды.
Как вода перемещается между небесными телами?
Новая гипотеза связывает наличие воды на Луне с действием «земного ветра» — потока частиц, выброшенных сюда магнитосферой нашей планеты.
Вода может появляться и непосредственно на Луне. Согласно одной из новых перспективных гипотез, протоны солнечного ветра достигают ее поверхности, не защищенной ни атмосферой, ни магнитосферой, как наша Земля. Здесь они взаимодействуют с оксидами в составе минералов, образуя новые молекулы воды и постоянно пополняя запас улетучивающейся в космос влаги.
Тогда в периоды, когда Луна оказывается ненадолго укрыта от солнечного ветра, количество воды на ее поверхности должно уменьшаться. Компьютерное моделирование предсказывает, что за несколько дней в районе полнолуния, когда спутник проходит сквозь длинный вытянутый «хвост» земной магнитосферы, содержание воды на высоких широтах должно падать очень заметно.
Этот процесс рассмотрели авторы новой статьи. С помощью данных, собранных японским окололунным зондом Kaguya, они регистрировали изменения в потоке солнечного ветра, «омывающего» спутник. А наблюдения индийского аппарата Chandrayaan-1 помогли оценить распределение воды в приполярных регионах. Однако результаты оказались довольно неожиданными: никаких существенных изменений в количестве льда в положенные дни не происходит.
Поэтому ученые выдвигают другую гипотезу происхождения воды на Луне, не связанную с эффектами солнечного ветра. Дело в том, что магнитосфера Земли также способна направлять протоны и поливать лунную поверхность не меньшим количеством частиц, чем солнечный ветер: хотя и далеко не так сильно ускоренными. Поток содержит и протоны, и ионы кислорода из верхних слоев земной атмосферы. Этого «земного ветра» может быть достаточно для образования новых молекул воды на Луне.
Ученые планируют продолжить свои исследования Луны с помощью более мощной техники, чтобы найти лучшие регионы для будущих исследований спутника, а также добычи полезных ископаемых.
У какой планеты большая часть поверхности покрыта водой
В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!
|