В чем заключается работа сюрвейера

В чем заключается работа сюрвейера. 61970. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-61970. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка 61970

В чем заключается работа сюрвейера. 61971. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-61971. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка 61971

Слово происходит от англ. surveyor. И это отражает его историю. Термин пришел в широкое обращение из сферы английского морского страхования. Его допустимо заменить следующими синонимами:

Популярны также и следующие определения профессии:

Особенности работы специалиста

Услуги сюрвейера необходимы страховщику, страхователю и при заключении договора, и при оценке ущерба. Работа этого специалиста чем-то перекликается с деятельностью адеррайтера (работника, вычисляющего страховые тарифы), оценщика ущерба.

В чем заключается работа сюрвейера. 61972. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-61972. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка 61972

Обязанности сюрвейера

Осветим и основной круг конкретных обязанностей специалиста:

В чем заключается работа сюрвейера. 61973. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-61973. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка 61973

Сюрвейерские компании

Велик объем специальных сюрвейерских организаций, которые проверяют сырьевые товары, предназначенные для международной торговли. Они определяют качество и число товара, а также пригодность перевозчиков к транспортировке такого груза.

Популярен и вид услуг, называемый Full Outturn Guarantee. Здесь сюрвейерская компания фактически берет на себя миссию страховщика. Она компенсирует риски недодачи грузов между этапами погрузки, перевалки и выгрузки.

В чем заключается работа сюрвейера. 61974. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-61974. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка 61974

Сюрвей в России

В нашей стране для этой деятельности не обязательна лицензия с 2006 г. Оттого на рынке такого рода инспекционных независимых услуг появляется все больше отечественных сюрвейеров.

Однако в РФ наблюдаются следующие отрицательные моменты:

Источник

Cюрвей – что это?

Заключая контракт на поставку грузов, стороны по бизнесу надеются на порядочность второй стороны, надежность транспорта, хорошую погоду. Однако всех нюансов и «сюрпризов» при экспорте товара предусмотреть невозможно. По этой причине в контрактах появились пункты о независимых экспертах – сюрвейерах, которых назначают в местах перехода ответственности за переправляемый груз – от поставщика к перевозчику и затем – к получателю. Таким образом, участники процесса товарообмена могут всегда быть в курсе перемещения и состояния транспортируемого товара.

В чем заключается работа сюрвейера. syurvejer v rabote. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-syurvejer v rabote. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка syurvejer v rabote

Что представляет собой сюрвейерская деятельность?

Итак, что такое сюрвей, и какие услуги он включает? Сам термин «сюрвей» – английского происхождения, который применялся ранее страховыми компаниями только в системе морских перевозок. Сегодня сюрвейерскими услугами может воспользоваться любой участник товарообмена – поставщик, перевозчик, получатель, – причем характеристика груза значения не имеет.

Сюрвей – это инспекторская проверка, оценка товара, перевозимого транспортными компаниями. Независимые технические эксперты, осуществляющие осмотр грузов по поручению одной из сторон товарообмена, называются сюрвейерами. Услуги, предоставляемые независимыми экспертами, включают много функциональных обязанностей, о которых будет сказано позже. Информация, собранная сюрвейерами в результате проверки, предоставляется клиентам в виде отчета.

Внимание! Отчет независимого эксперта о грузе, дополненный соответствующей документацией по анализируемой ситуации, являются доказательной базой при возникновении споров между участниками товарооборота. Сюрвейер выступает как третья незаинтересованная сторона и имеет право выступать в арбитражном суде в качестве свидетеля или эксперта.

Основные сюрвейерские услуги

Сюрвейерскими услугами в логистике называется комплексные меры по независимой количественной и качественной оценке грузов и транспортных средств при любых, в том числе, и международных перевозках. Зачем нужны услуги независимой экспертизы?

Участниками договора о перевозке груза являются три основных стороны – отправитель, транспортная компания-перевозчик, получатель. На любом из этапов перевозки может возникнуть проблемная ситуация с грузом, когда необходимо выяснить меру ответственности каждой из сторон за понесенные убытки. Для этого привлекают третью независимую сторону – сюрвейера. Таких экспертов также приглашают и страховые компании. Если груз застрахован, сюрвейерский сертификат, составленный по международному образцу, станет главным документом, определяющим сумму к выплате при оценке нанесенного ущерба.

Какие основные услуги оказывают сюрвейеры?

Сюрвейер, кроме того, может выступать в качестве консультанта для каждой из сторон. Например, дать грамотные советы по транспортировке опасных, дорогостоящих или хрупких грузов. Независимый эксперт может присутствовать при таможенном или ветеринарном досмотре, проверять правильность составления сопроводительных документов.

Сюрвейерская проверка – из чего она может состоять?

Сюрвейерское обслуживание может охватывать все стадии товарообмена, с самого начала. Инспекцию качества груза высококвалифицированные эксперты начинают еще на этапе его производства. Из чего может состоять сюрвейерская проверка?

Изготовление товара производителем

На этом этапе проводится оценка качества и количества материала, используемого для производства. Если необходимо – сюрвейер проводит лабораторное исследование проб. Проверяются условия хранения груза, качество маркировки и упаковки.

Предпогрузочная инспекция

На данном этапе сюрвейеры выполняют следующие виды работ:

Грузовой сюрвей

Этот вид проверки предусматривает мониторинг правильности погрузки, размещения товаров, надежности их крепления. Фотографируется процесс отгрузки.

Контроль при досмотре груза (ветеринарном, таможенном, карантинном)

При пересечении границ сюрвейер проверяет состояние груза, положенного к досмотру, целостность пломб и запоров. Фотографирует укладку груза до мероприятий по досмотру и после, контролирует и снимает взятие проб. Затем проверяет повторную опломбировку грузового отсека и делает фото.

Перевалка груза

На этом этапе проводятся следующие виды проверки:

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Инспекция на складе

Экспертиза повреждений и/или утраты грузов

Данный вид сюрвейерской инспекции является заключительным и состоит из следующих этапов:

Кроме вышеуказанных видов контроля и проверок, сюрвейер должен проверить состояние грузового транспорта и сделать соответствующее освидетельствование. Ужно заметить, что такая проверка нужна в случае возникновения проблем с грузом.

На конечном этапе сюрвейер подготавливает сертификат и все документы, необходимые для разрешения возможных споров. Независимый эксперт может оказать помощь в качестве свидетеля при урегулировании страхового случая и для возмещения ущерба.

Сюрвей морских судов

Морской сюрвей – традиционный, изначальный вид независимой экспертизы, которая позднее приобрела новые функции и распространилась на все сферы логистики. Морской сюрвейер выполняет фактически ту же работу, что и инспектор других видов перевозок, однако специфичность его обязанностей определяется транспортном – судном. Для определения видов экспертных работ на судне существуют специальные термины.

Предпогрузочная инспекция

Термин, обозначающий этот вид работ – Pre-Loading Survey. Контроль выполняется с целью расчета стоимости перевозки и проверки правильности укладки транспортируемого товара. Перед погрузкой проверяют состояние, качество, визуальные повреждения, берутся пробы перевозимого товара (Cargo Sampling) и выполняются лабораторные исследования. В процессе инспектируется документация на данную партию груза. Вес груза (Draught Survey) определяется по уровню осадки судна после погрузки товара. Обычно способ драфт-сюрвей используют в отношении насыпных грузов.

Осмотр судна при вводе/выводе из чартера

Эта инспекция обозначается термином On-Hire/Off-Hire survey и состоит в регистрации технического состояния судна перед началом и по окончанию рейса. В ходе данной экспертизы проводится замеры и фиксация запасов топлива (Bunker Survey), а также проверяются трюмы на готовность к принятию груза (Hold Condition Inspection), водонепроницаемость люков. В этот процесс входит взятие проб топлива (Bunker Sampling) и балласта (Ballast Sampling).

Сюрвейерское сопровождение при перевалке/перезагрузке товара

Сопровождение независимыми экспертами возможно в течение всего чартерного рейса (Discharging Supervision, Loading Supervision). Это значит, что транспортируемый товар, его состояние, внешний вид, целостность, а также качество отгрузки будет контролироваться специалистами-экспертами на протяжении всего пути.

Итак, стоимость сюрвейерских услуг по сравнению с ценой транспортировки товара, невелика, и уж совсем мизерна по сравнению со стоимостью груза. Однако привлечение независимых экспертов позволит получать оперативную информацию о состоянии груза на любом из этапов следования в нужный пункт, оптимизировать процесс перевозки и минимизировать потери. В результате оказания сюрвейерских услуг споры и претензии могут быть не только разрешены, но и предотвращены.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

Источник

Сюрвейерские услуги — что это?

Многие транспортные компании в пакет своих услуг включают сюрвейерскую деятельность – оценку качества груза на основе его биологического или физико-химического состояния.

Сюрвейерские услуги — вид независимых экспертных услуг, оказываемых по просьбе заинтересованных лиц для контроля за качеством товара при его транспортировке, иными словами — инспекция грузов (сюрвей).

Первоначально эти услуги заключались в осмотре, подлежащих страхованию или застрахованных грузов и судов, и заказывались они страховыми компаниями. На сегодняшний день список сюрвейерских услуг значительно расширился и заказать их может любой участник процесса перевозки груза. Многие компании, осуществляющие грузоперевозки по всей России, а также международные перевозки, предоставляют сюрвейерские услуги по любым видам грузов, среди которых: пиломатериалы и бумага, насыпные и наливные грузы, цветные металлы и стальной прокат, продукты питания, бытовая техника, автомобили, станки, оборудование и т. д. Как правило, инспекция груза может осуществляться в ходе, а также до или после непосредственного осуществления грузовых операций.

Основные услуги, предоставляемые сюрвейерскими компаниями:

Стоит отметить, что подобные услуги всегда сопровождаются выдачей соответствующих документов – отчетов и сертификатов установленного международного образца, где размещается полная и достоверная информация относительно процесса выполнения экспертизы, используемых в данной работе нормативах, а также результатов проведенного анализа. Отчет является официальным документом при решении спорных ситуаций. Один их ключевых моментов в услугах сюрвея — они должны быть независимыми. Это основа основ работы любой серьезной сюрвейерской компании.

Также сюрвейер может выступать консультантом для перевозчиков и грузовладельцев, присутствовать при процедуре таможенного или ветеринарного досмотра, собирать информацию о происшествии для определения причин аварий, изучать предоставленные сертификаты и прочие документы по грузу.

Залогом успеха проведения сюрвейерской работы может стать только безусловная объективность каждого акта и этапа сюрвейерской экспертизы, а также максимально внимательный и скрупулезный подход к каждой мелочи. Подобные услуги обозначают новый уровень транспортных услуг, поэтому вскоре могут стать обязательным элементом любой грузоперевозки. Крупные транспортные компании всегда заботятся о товаре своих клиентов, и сюрвейерские услуги помогают им всегда держать ситуацию под контролем.

Подробнее о то, что делает компания. Дипломированные специалисты компании производят оценку качества на разных этапах перевозки пищевых, сыпучих, опасных, строительных, наливных и других грузов, предоставляют следующие виды обслуживания:

Специалист компании собирает и анализирует необходимую информацию, представляет сюрвейерский отчет по проведенной инспекции и выдает сертификат. Стоимость сюрвейерских услуг зависит от места проведения инспекции, ее вида, методов экспертного исследования, ряда других факторов.

Источник

Кто такой сюрвейер, и за что он отвечает?

Сюрвейер для перевозки грузов – это профильный инспектор, основной задачей которого является составление максимально точной и объективной оценки качества предоставления транспортных услуг на каждом из этапов их оказания. Термин сюрвейер переводится как контроль, а также проведение инспекции фактического состояния груза или процесса перемещения товаров. Первоначально данное направление появилось при реализации морских перевозок, а в дальнейшем перешла на другие сферы деятельности, которые связаны с логистикой.

С каждым днем все больше людей и профильных компаний принимают участие в грузовых перевозках. Одни отвечают за экспедирование и перевозку товаров, предоставление разных типов складских помещений, другие – таможенным оформлением или страхованием. Такой принцип разделения на каждом этапе грузоперевозок обеспечивает максимальную эффективность всех процессов, помогает существенно снизить необходимое на доставку продукции время. Несмотря на предельную слаженность и качество организации работы для данной сферы характерны сложности в определении ответственных лиц при возникновении внештатных ситуаций. В такой ситуации на помощь приходят независимые сюрвейеры.

Какие задачи должен решать сюрвейер?

Основной задачей каждого сюрвейера является обеспечение контроля количественных, технических, а также качественных параметров грузов во время каждого из этапов следования продукции. Речь идет о каждом из действующих аспектов транспортного процесса, к числу которых относятся склады, логистические комплексы, реализация погрузочных мероприятий и другие манипуляции с товарами.

Основа деятельности сюрвейера на транспорте напрямую связана проведением страхования. Это связано с тем, что на базе заключения эксперта выносятся решения страховых компаний касательно величины компенсационных выплат. На практике сюрвейер помогает выявить реальные причины и обстоятельства порчи, повреждений или гибели перевозимых материалов. Даже с учетом того, что подобный вид деятельности появился на территории России в 90-х годах, до настоящего времени единичные компании обращаются за услугами профильных специалистов.

Примечательно, но большая часть перевозчиков грузов, получателей и отправителей расходы найма независимого сюрвейера считает ничем не оправданными тратами. Тенденция к проведению интеграции российской транспортной системы с другими странами постепенно стимулирует развитие специальности сюрвейера, привлечение профильных специалистов. Одна из основных причин – большая вероятность отказа ряда иностранных компаний в принятии претензий без предварительного заключения со стороны сюрвейера.

В чем заключается работа сюрвейера. . В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка

За что несет ответственность сюрвейер

Сюрвейер – это профессионал с высоким уровнем квалификации, основной задачей которого является максимально точная классификация деятельности на всех этапах доставки грузов. На территории России правовое регулирование работы сюрвейера уступает европейской практике. На практике деятельность сюрвейера относится в классификаторе к «Предоставлению прочих коммерческих услуг».

Речь идет об экспертизе в рамках экономической деятельности, которая никак не связана с услугами по экспертизе в делах по обращению с недвижимым имуществом, страхованием, а также прочими услугами инженерного характера. Учитываются дополнительно услуги судебно-медицинских, психиатрических экспертиз, прочие варианты осуществления экспертиз.

Главным требованием к реализации документации устава для компаний, оказывающих услуги сюрвейера – обязательное добавление в уставе основных видов деятельности, которые напрямую связаны с аналогичными услугами. В настоящий момент обязательное лицензирование данных услуг не закреплено на законодательном уровне. Стандартное штатное расписание предполагает наличие необходимых должностей, руководителей профильных групп. Сюрвейер отвечает за профессиональную экспертную оценку, осуществляет комплексное обеспечение транспортных услуг на всех этапах деятельности.

В чем заключается работа сюрвейера. . В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка

Должностные обязанности сюрвейеров

Особенность работы и обязанностей сюрвейера заключается в необходимости строго соблюдения регламента оказания услуг, а любые ошибки могут стать причиной привлечения специалиста к ответственности. Разработан традиционный перечень услуг, которые оказывает сюрвейер. К их числу относятся:

Как получить профессию сюрвейер в России?

В настоящий момент средние-профессиональные или высшие учебные заведения России не осуществляют подготовку специалистов данного профиля. Чтобы получить такую профессию соискатели должны иметь профильное техническое и/или юридическое образование, также допускается прохождение обучения по специальностям, связанным со сферой логистики и управления транспортным сообщением.

От соискателей требуется значительный опыт работы в транспортных компаниях, понимание основных этапов реализации грузоперевозок, стрессоустойчивость. Сюрвейер грузов должен уметь максимально быстро принимать наиболее эффективные решения, внимательно подходить к каждому вопросу, находить компромиссы в спорных ситуациях.

Источник

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

В чем заключается работа сюрвейера. mf 06 16 0004. В чем заключается работа сюрвейера фото. В чем заключается работа сюрвейера-mf 06 16 0004. картинка В чем заключается работа сюрвейера. картинка mf 06 16 0004

Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которой необходимо считаться. Именно поэтому среди многих морских видов деятельности есть одна, которая осуществляется во время стоянки судна в порту, но качество ее исполнения проверяется в рейсе. Это – сюрвейерская деятельность.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова

Михаил Наконечный, капитан дальнего плавания

Инспектор или агент страховщика

Вскоре после зарождения морского судоходства его природа обрела интернациональный характер. А так как любая деятельность человека неизменно ведет к столкновению различных интересов, то по мере роста интенсивности судоходства возникла потребность в совершенствовании отношений всех сторон, связанных с транспортным процессом. Обстоятельства привели к учреждению нового института, вовлеченного в логистику морских перевозок, – института страхования. На первых этапах страхование носило упрощенный характер, когда заключался договор о страховании перевозки грузов без учета целого ряда особенностей. Главным фактором была сохранность самого судна и груза.

За внешней обыденностью и очевидностью открылись многие обстоятельства, которые потребовали совершенствования отношений собственника и перевозчика. Вследствие этого в столь специфической человеческой деятельности появилась настоятельная потребность в контроле над процессом перевозки грузов с учетом многих параметров. В результате совершенствования транспортного процесса в дополнение к институту страхования был создан институт сюрвейеров.

Судоходный бизнес во все времена был связан с рисками утраты, порчи, снижения кондиции груза или утраты судна по самым различным причинам. Толчком к развитию сюрвейерской деятельности послужила организация классификационных морских регистров. В 1688 году в Англии начала функционировать страховая компания Lloyd. Дальнейшее совершенствование морских перевозок привело к контролю за качественными и количественными характеристиками перевозимых грузов. Становление сюрвейерской деятельности приходится на конец XIX столетия.

Сюрвейерская деятельность представляет собой независимую экспертизу, которая, учитывая специфику морских перевозок, нашла широкое распространение в международном морском судоходстве и связана со страхованием грузов и пассажиров.

«Сюрвейер» происходит от английского термина surveyor, что на языке страховщиков означает «инспектор или агент страховщика». Любая страховая компания заинтересована в получении прибыли путем страхования перевозок пассажиров и грузов морем. Моржа возникает из разницы между страховыми взносами судовладельца, фрахтовщика, грузоотправителя и выплатами страховой компании в случае повреждения или гибели пассажиров и груза.

Вероятность аварийности на морском флоте минимизируется в том числе и за счет качества укладки и крепления груза, условий перевозки груза и других аспектов, связанных с этими процессами. Сюрвейер выступает в качестве эксперта-оценщика страхового общества и по его поручению. Основываясь на результатах оценки, страховая компания принимает решение о заключении договора о страховании. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с дальнейшей организацией классификационных морских регистров и страховых обществ.

Специфика судоходной отрасли показала эффективность существования специальных сюрвейерских компаний, выполняющих подряды на сюрвейерскую деятельность от имени страховых компаний. Такие компании на основании проведенных инспекций определяют количество и качество груза, пригодность самого судна к перевозке грузов. Как правило, инспекции требуются в месте передачи права собственности товара от продавца к покупателю.

Одновременно существует вид услуги, оказываемой сюрвейерскими компаниями, которая называется Full Outturn Guarantee. При этом сюрвейерская компания берет на себя риски по недостаче грузов между пунктами погрузки, перевалки и выгрузки, и она же сама при этом выполняет функции страховщика.

Контроль в области международного морского судоходства подразделяется на международный, государственный, ведомственный и независимый.

Каждый вид контроля предполагает наличие нормативной базы, принятой на соответствующем уровне: на международном, государственном или ведомственном и т.д. Контроль над международными морскими перевозками осуществляется на основе международных конвенций и резолюций (Конвенция СОЛАС, Конвенция МАРПОЛ и др.), а также на основании международных стандартов и международного права.

Требования, прописанные в конвенциях, являются обязательными в портах для судов всех стран. Контроль над исполнением этих требований осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами капитана порта.

Особняком стоят сюрвейеры независимых компаний, которые осуществляют независимый контроль, что продиктовано спецификой взаимоотношений физических или юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Предмет контроля независимой экспертизы не только добросовестность или недобросовестность выполнения сторонами взятых обязательств, но и экспертиза последствий форс-мажорных обстоятельств, а также целого ряда иных причин.

Это особенно важно на морском флоте, когда грузы перевозят в сложных погодных и климатических условиях. А поскольку 90% грузов в мире перевозится морским флотом, то, учитывая объемы и характер перевозимых грузов, деятельность по упреждению аварийности должна преобладать над деятельностью по ликвидации последствий аварий. Природа денежных эквивалентов компенсации за нанесенный ущерб не приемлет.

В условиях глобализации производить товары целесообразно, только если они будут доставлены потребителю. Перед перевозчиком стоит важная задача – сохранить качество и количество грузов до конца транспортировки. Изменение кондиции груза во время транспортировки влечет за собой убытки, поэтому особенно актуально своевременно выявить те факторы, которые оказывают на груз негативное влияние, и по возможности минимизировать это влияние. Поле деятельности института независимых сюрвейеров – выявление и минимизация причин, а также этапов транспортировки, на которых происходит снижение кондиции либо утрата груза.

Сюрвейерская деятельность должна быть органично включена в логистику перевозки грузов от отправителя до получателя, следуя за грузом через все звенья транспортного процесса.

Объективность – норма поведения

В современных условиях транспортировки грузов функции сюрвейера сведены к установлению факта, размера и характера повреждения как самого груза, так и его упаковки либо факта отсутствия груза, а также к определению качества и количества груза. Факт соответствия контрактам или условиям перевозки представляется в виде письменного свидетельства, что скрепляется подписью сюрвейера, проводившего экспертизу.

Если с целью установления причин происшествия требуется восстановить хронологию события, то вероятна потребность в проведении экспертизы. Экспертиза как более высокий уровень контроля может носить уже характер научного исследования. Род такой деятельности требует привлечения высококвалифицированных специалистов.

Главными участниками транспортного процесса являются: отправитель, перевозчик, получатель. На разных этапах перевозки к ним присоединяются смежные фигуранты транспортного процесса: фрахтователь, экспедиторы, страховщики, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, геополитическая обстановка на протяжении всего маршрута. На всех этих этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза с учетом конкретных обстоятельств. При этом преследуется цель – избегание излишних расходов или их минимизация, тем более что транспортировка груза – это сложный процесс, при котором кондиционное состояние груза не улучшается.

К числу особенностей перевозки грузов морским транспортом относится и такое немаловажное обстоятельство, как поведение отдельных видов груза при знакопеременных внешних воздействиях – на качке, или размещение в трюмах грузов, которые обладают особенностями на предмет совместимости. Некоторые грузы, например зерно, если не выполнено мешкование, ведут себя как жидкость со свободной поверхностью. То же самое происходит с рудой.

Перечень грузов с несвойственным в обычных условиях поведением можно продолжить. Например, хлопок, уголь, жмых при определенных условиях могут самовозгораться. Некоторые наливные грузы способны накапливать статическое электричество. А перевозка гороха чревата набуханием, при котором может возникнуть давление, способное разорвать корпус судна.

Знание и учет максимального числа негативных обстоятельств способны минимизировать вероятность аварии и ее последствий. Но не только незнание особенностей транспортировки грузов ведет к аварийности, но и корысть судовладельцев. Стремление получить большую выгоду толкает судовладельцев на неправомерные действия. История мореплавания богата такими примерами. Достаточно вспомнить драматические события, связанные с перегрузкой судна и введением грузовой марки – сверхприбыль в обмен на безопасность.

Именно по этим причинам международная судебная и арбитражная практика прибегают к услугам независимых сюрвейеров. Независимость сюрвейерских компаний базируется на том, что ни сюрвейер, ни сюрвейерская компания не должны принадлежать никакой государственной организации или предприятию, а государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании. Независимость делает сюрвейера третейским судьей, для которого объективность – норма поведения.

В СССР институт сюрвейеров отсутствовал. Издержки, возникающие вследствие некачественной перевозки грузов, покрывало государство, что вело к значительным неоправданным расходам.

Нередки случаи, когда вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен. Проще переложить вину на того, у кого выявлено снижение кондиции товара. Как правило, ответственность возлагается на перевозчика, и при этом перевозчик зачастую несет необоснованные убытки. Хотя истинная причина снижения кондиции груза может заключаться совсем в ином – например, в форс-мажорных обстоятельствах, возникших при транспортировке или в технологии производства товара, и, наконец, в транспортабельности груза. В то время как привлечение независимого сюрвейера позволяет значительно минимизировать бремя ответственности перевозчика, а также установить источник финансовых потерь и стадию, на которой они произошли.

Современная практика сюрвейеров

Современная практика сюрвейерской деятельности в России складывается не вполне адекватно, поскольку сюрвейерские организации создаются и при государственных учреждениях – например, при Регистре судоходства, «Ингосстрахе», в НИИ, что осложняет ведение дел при рассмотрении претензий в международных арбитражах, где принимаются во внимание только экспертизы, представленные независимыми сюрвейерскими компаниями.

В процессе рассмотрения претензий особую роль играет авторитет сюрвейерской компании. Он формируется из профессионализма, который включает в себя безошибочность расчетов, вескость аргументации доказательств, полноту представленной информации, демонстрацию принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Учитывая специфику, сюрвейерская деятельность подпадает под требования международных стандартов качества ISO 9001-9004. Резонно, что персонал сюрвейерской компании должен быть профессионально компетентным. Мировая судебно-арбитражная практика под этим признает наличие знаний и умений. Этическая сторона предполагает дисциплинированность и добросовестность. Под знаниями понимается наличие базового образования. Для морской сферы это, конечно же, морское образование. Умения и навыки сюрвейерской деятельности наиболее полно формируются в процессе работы с грузом на судне. В России главный источник пополнения сюрвейеров – судоводители, которые имеют большой личный опыт работы с грузами.

При отсутствии хотя бы одного из указанных качеств сюрвейер может быть признан профессионально некомпетентным, что при определенных условиях становится причиной проигрыша судебного разбирательства. Это важное обстоятельство, к сожалению, в российских сюрвейерских компаниях игнорируется, а штат комплектуется из числа лиц, не имеющих базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Преамбула свидетельствует прежде всего о многогранности познаний и высоких моральных и этических требованиях к институту независимых сюрвейеров.

Привлечение к процессу перевозки сюрвейерских компаний – важная составляющая безопасности мореплавания. Среди прочих причин, приводящих к возникновению кадровых проблем в судоходном бизнесе, не последнее место занимает фактор усталости среди членов экипажа. Это естественное состояние организма. Если над усталостью установить контроль, то она не приведет к пагубным последствиям. Если же усталость выходит из-под контроля, то последствия могут быть серьезными. О ее последствиях свидетельствует статистика по аварийности на флоте. Фактор усталости и его влияние уже стали предметом обсуждения на международных семинарах по безопасности мореплавания, но до научных исследований дело пока что не дошло, хотя предпосылки к этому имеются.

Возникновение и причины усталости зависят от многих факторов, таких как интенсивность судоходства на линии, продолжительность и загруженность экипажа во время стоянки в порту.

Вследствие сокращения экипажей и повышения интенсивности проведения погрузочно-разгрузочных работ возникают ситуации, когда не выполняются требования конвенций МОТ в части чередования труда и отдыха экипажа. Напряженность стояночного времени связана не только с выполнением непосредственных служебных обязанностей, но и с тем, чтобы встретить представителей многочисленных контролирующих организаций.

На фоне всех довольно многочисленных дел и проверок основная деятельность в период стояночного времени – «погрузка-выгрузка» – уходит на второй план. Занятость, а порою недостаточная компетентность приводит к тому, что погрузка или выгрузка производятся не в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду судовой деятельности. В статистике аварийности на морском флоте значительное место занимают происшествия, связанные с нарушениями технологических процессов погрузки, выгрузки и транспортировки грузов.

Убытки компаний, участвующих в транспортном процессе, достигают значительных размеров. Особая статья убытков – это последствия для экологии. Вряд ли те суммы, которые приводятся в отчетах и прессе, отражают действительный ущерб, который наносится природе в результате морских аварий, особенно с судами, перевозящими опасные грузы.

Привлечение сюрвейерских компаний к процессу морских перевозок должно быть частью корпоративной культуры компании. Какие же при этом наблюдаются преимущества? Прежде всего профессионализм и авторитет сюрвейерской компании позволит высвободить часть стояночного времени для экипажа, а это сэкономит его потенциал, который потребуется на выходе из порта и в дальнейшем на переходе. Профессионализм сюрвейеров обеспечит контроль правильности и надежности крепления грузов. Сюрвейер даст членам экипажа инструкции для качественной транспортировки груза на переходе и сдаче его в порту назначения.

При заключении договоров особо следует оговаривать объем включенных в перечень сюрвейерских работ. Только один их перечень может доходить до двух десятков и более пунктов. Для выполнения работ сюрвейер должен обладать знаниями и навыками производства измерений. При исследовании качества грузов принято исследовать их в лабораторных условиях, и сюрвейер должен знать требования стандартов. Особые требования предъявляются к проведению измерений и расчетов, особенно наливных и навалочных грузов. Следует отметить, что из-за неточности измерений мировая экономика несет убытки, составляющие до 2% от проведенных измерений. Естественно, что судовые специалисты имеют больше шансов ошибиться при проведении как измерительных работ, так и грузовых операций. Причины – отсутствие опыта или усталость, нехватка времени.

Немаловажное значение имеет и знание нормативной базы в области технологии перевозки грузов и контроля качества загрузки судов. Список конвенций ИМО, требований меморандумов, условий чартеров и коносаментов, документов РФ и прочей документации весьма внушительный. Учитывая же текучесть кадров, особенно на морском транспорте, судовые специалисты не успевают накопить знания, а тем более опыт для выполнения качественного контроля при грузовых операциях.

На практике чаще всего к услугам сюрвейерских компаний прибегают в случае какого-либо происшествия, и это правильно. Но гораздо разумнее воспользоваться услугами сюрвейерской компании a priori. Систематическое сотрудничество с сюрвейерской компанией позволяет судовладельцу и грузоотправителю судить о качестве предоставляемых услуг, с одной стороны. С другой стороны, грузополучатель также будет находиться в курсе качества услуг, оказываемых сюрвейерской компанией. Такой уровень взаимоотношений неизменно приведет к высокой степени доверия между участниками транспортного процесса. Независимость сюрвейерской компании и ее объективность способны стать гарантом снижения вероятности аварий по причинам несоблюдения требований, предъявляемых к перевозке грузов.

Каждая сюрвейерская компания, конечно же, имеет свои наработки в части проведения своих работ, но есть и единые, в которых предусмотрены принципы составления отчетов. Однако все предусмотреть нельзя, поэтому только высокий профессионализм и опыт способны содействовать всестороннему проведению экспертизы.

Становление сюрвейерской деятельности в России

Природа предпринимательства не терпит пустоты. После распада СССР ниша сюрвейерской деятельности оказалась вакантной. Естественно, что незанятая при начале становления российского рынка, она стала стремительно заполняться иностранными сюрвейерскими компаниями.

Раньше других на перспективность и пользу для государства сюрвейерской деятельности обратил внимание капитан дальнего плавания доктор технических наук, профессор Василий Снопков, который создал Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС) России и СНГ, он же стал ее первым президентом. Создание АНС способствовало установлению контроля за незаконной деятельностью, связанной с вывозом из страны дорогостоящих продуктов и сырья под видом отходов.

На одной из международных конференций представитель руководства Северо-Западной таможни приводил примеры расхищения ресурсов страны, обнаруживаемых на границе. Например, под видом черного металлолома вывозили кобальт и никель.

В. Снопковым написан фундаментальный труд «Руководство по проведению сюрвейерских работ на транспорте», в котором обобщен богатый опыт иностранных и отечественных компаний в сфере сюрвейерской деятельности.

Процесс проведения экспертиз не является чем-то застывшим. Несомненно, что это процесс творческий. Поэтому аккумулирование передового отечественного и мирового опыта в обеспечении качественной перевозки грузов должно своевременно фиксироваться специалистами, каковыми и являются независимые сюрвейеры.

Пополнение института независимых сюрвейеров, видимо, предпочтительнее из числа судоводителей, имеющих опыт практической работы с грузами на судах заграничного плавания. Статистика аварийных случаев судов, связанная с грузом, свидетельствует о необходимости перемещения ответственности за грузовые операции на более опытного специалиста. На западном флоте это старший помощник капитана. Учитывая кризис с кадрами в судоходной отрасли, рост по служебной лестнице происходит довольно быстро. Молодой специалист еще не успевает освоить обязанности младшего помощника, как ему предлагают более высокую должность. Что и говорить, соблазн велик, желание быстро сделать карьеру берет верх. Такое «благое» стремление идет в ущерб безопасности мореплавания. Поскольку ISM Code и контроль за его исполнением не подотчетен международным меморандумам, на внутренних водных путях аварийных происшествий больше. Совокупность знаний и опыта способна принести сюрвейерской компании заслуженный авторитет и способствовать повышению безопасности мореплавания.

Однако только знаний и опыта недостаточно, чтобы рейтинг сюрвейерской компании стал непререкаемым. Ведь сюрвейерские действия сопряжены с преодолением давления заинтересованных сторон. Это могут быть самые различные структуры со своим субъективным мнением. Следовательно, сотрудникам сюрвейерских компаний следует понимать, что в своей деятельности они должны руководствоваться не только нормативными документами, но и уметь вести переговоры. Уметь отстаивать свою точку зрения. Делать это они должны тактично и грамотно.

Регулярное сотрудничество судоходной и сюрвейерской компаний принесет свои плоды в виде устойчивых кондиций со стороны исполнителей грузовых операций. Кроме того, плановые работы по сюрвейерским процедурам не будут приводить к спешке и нагромождению одних задач на другие как в сюрвейерской, так и в судоходной компании.

Вместо заключения

В заключение следует отметить, что качество работы сюрвейера зависит не только от качества выполнения экспертизы соответствующей отчетной документации, но и от того, насколько этично принимается сам заказ. Одно дело, когда заказ плановый и его процедуры предсказуемы, другое дело, когда клиент обращается после случившегося происшествия. Работник сюрвейерской компании должен понимать, что с ним разговаривает человек в состоянии стресса. Поэтому нужно спокойно и терпеливо выслушать сбивчивый рассказ. Уметь задать стандартные, но наиболее важные вопросы, обеспечить устойчивую связь с сюрвейером, которому поручена экспертиза.

В задачу сюрвейера входит минимизировать время прибытия на место происшествия.

Еще раз следует подчеркнуть, что стабильность отношений и взаимодоверие перевозчика и сюрвейерской компании в конечном итоге благотворно повлияет на рейтинг перевозчика и на безопасность мореплавания в целом.

Судоходным компаниям следовало бы максимально использовать опыт моряков, которые перешли на береговую работу. Ведь невозможность иметь полноценный отдых во время стоянки – одна из причин текучести кадров в судоходных компаниях.

Многогранность сюрвейерской деятельности предполагает наличие глубоких познаний в различных областях, и эта многогранность шлифуется практикой.

Академик А.Н. Крылов писал: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна».

Добавим, что слова академика особенно актуальны для современных судов, перевозящих большие объемы грузов, в том числе и опасных. И сюрвейерская деятельность должна соответствовать самым высоким уровням.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *