у какой женщины отец брат муж сын были пророками
Родные и близкие Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).
Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах, затем Абдульмутталиб, Хашим, Абдуманаф, Кусайю, Килаб, Муррат, Каабу, Луайю, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Музар, Низар, Муаадди, Аднан.
Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).
Братья отца Пророка (мир ему и благословение)
У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис, Кусам, Зубайр, Хамзат, Аббас, Абу Талиб, Абу Лахаб, Абдуль Кааба, Хаджл, Зирар, Гайдак. Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас.
Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)
У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.
Дети Пророка (мир ему и благословение)
У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:
Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.
Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.
Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)
Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.
Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).
Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)
Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.
Жёны Пророка (мир ему и благословение)
Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.
Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем
Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.
Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как Халима стала кормилицей Мухаммада (ﷺ)
Знамения, которые произошли в ночь рождения Пророка Мухаммада (ﷺ)
Передают от Урва Ибн аз-Зубайра (да будет доволен им Аллах), что несколько человек из Курайшитов, в том числе Усман Ибн аль-Хувайрис, обычно собирались возле идола и вдруг в один из дней они нашли его опрокинутым ничком. Курайшитам это очень не понравилось, и они поставили идол на свое место, и он упал еще раз, они опять подняли его, но он упал и в третий раз. Тогда, увидев это, Усман сказал: «Воистину, это произошло в ночь рождения Посланника Аллаха».
Передают, что Абд аль-Мутталиб сказал: «В эту ночь я находился внутри Каабы и увидел, как падали идолы; испугавшись, я упал ниц. Тогда я услышал, как из-за стен Каабы некто говорит: «Родился избранный Пророк, посредством которого погибнут неверные, он очистит землю от идолопоклонничества и повелит им поклоняться всезнающему Господу«». (Сира Дахлани; 1 /49).
В книге «Ас-Сира Ан-Набавия» пишется следующее: «В ночь рождения Посланника Аллаха (ﷺ) начала содрогаться (шевелиться) Священная Кааба, и это продолжалось в течение трех суток. Это было первым знамением, которое увидели Курайшиты в день рождения Посланника Аллаха (ﷺ).
Также в ночь рождения Пророка (ﷺ) потухли огни персов, которым он поклонялись. Служители этого огня пытались снова разжечь огни, но у них никак не получалось. До этой ночи эти огни не гасли на протяжении тысячи лет. Также в ночь рождении Пророка (ﷺ) земля впитала воду озера Сава, и оно высохло, будто в нём и не было воды. А озеро было очень большим водоемом, как об этом написал Хосрою его наместник. («Ас-Сира Ан-Набавия», 1/50)
Наречение Пророка (ﷺ) именем Мухаммад
От Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда родился Посланник Аллаха (ﷺ), его дедушка Абд аль-Мутталиб на седьмой день его рождения заколол за него акыку и дал ему имя Мухаммад (ﷺ). Когда его спросили: «О Абу аль-Харис, что заставило вас назвать его именем Мухаммад, а не именем одного из его предков?«, он ответил: «Я хочу, чтобы его восхвалял Аллах на небесах и люди на земле«. Он назвал его именем Мухаммад, следуя тому, что было ему внушено Всевышним Аллахом, и надеясь на то, что народ будет восхвалять его за его достохвальные качества».
Благословенные женщины – кормилицы Пророка (ﷺ)
В книгах перечисляются несколько женщин, которые кормили Посланника Аллаха (ﷺ) своей грудью.
Первая – это его мать Амина. Она кормила его только семь дней. Об этом пишут многие источники, в том числе авторы книг «Аль-Маврид» и «Аль-Гурар».
Вторая кормилица – это Сувайба, невольница Абу Лахаба. Посланник Аллаха (ﷺ) и его жена Хадиджа проявляли большое почтение к Сувайбе. Пророк (ﷺ) посылал ей даже и из Медины подарки и одежду, пока она была жива.
Дольше всех Посланника Аллаха (ﷺ) кормила его молочная мать Халима, дочь Абу Зуайба из рода Хавазан (да будет доволен ею Аллах).
Автор известной книги по сире «Нур аль-Якин» Хузарибег пишет об этом следующее: «Среди знатных арабов был такой обычай: они искали для своих новорожденных детей кормилиц за пределами Мекки, среди бедуинских племен. Так они делали для того, чтобы дети росли более смышлёными и здоровыми. Арабы считали, что ребенок, который воспитывается в городе, вырастет незрелым умом, пассивным в движениях, нерешительным и слабым телосложением (хилым). А тот, кто воспитывается среди бедуинов, станет шустрым, далеким от лени и сонливости. Вдобавок ко всему этому, речь бедуинов считалась более правильной, богатой и защищенной от ошибок.
Среди этих бедуинских племен выделялись племена, которые были известны хорошими кормилицами и отличались богатой речью. К таким племенам причисляли и племя Бану Саад, к которой относилась и Халима, дочь Абу Зуайба ас-Саадия, молочная мать Пророка Мухаммада (ﷺ).
О кормлении Пророка (ﷺ) молочной матерью Халимой
В год рождения Посланника Аллаха (ﷺ) в Мекку пришли женщины из племени Бану Саад в поисках детей для вскармливания. И благодатный ребенок Мухаммад (ﷺ) попал в руки Халимы ас-Саадия. После этого дом Халимы, в котором кормили и воспитывали Пророка (ﷺ) в течение четырех лет, пребывал в благодати.
Клянусь Аллахом, ни одна женщина из числа тех, кто прибыл со мной в Мекку, не осталась без ребенка, только мне одной не достался ребёнок. Тогда я сказала своему мужу Аль-Харису: «Клянусь Аллахом, мне стыдно, и мне не хочется возвращаться обратно вместе с моими спутницами без кормильца. Я непременно пойду к тому сироте и возьму его». «Хорошо, поступай как знаешь«, – ответил мне муж. Тогда я пошла и взяла его. Как только я пришла обратно к месту, где мы остановились, я стала чувствовать, что моя грудь наливается молоком. Затем я накормила Пророка (ﷺ) этим молоком, пока он не насытился, потом накормила досыта и своего сына, его молочного брата. После этого мой муж подошел к нашей верблюдице и вдруг обнаружил, что её вымя оказалось полным. Подоив ее, мы досыта напились молока, и эту ночь мы провели в благодати. Мой муж, обратившись ко мне, сказал: «О Халима! Клянусь Аллахом, я вижу, что ты взяла благодатного ребенка. Разве не видела ты, как мы провели ночь в добре, когда мы взяли его?» Аллах, не переставая, приумножал нам благодать всю дорогу, пока мы не прибыли домой».
В книге «Субул аль-Худа ва ар-Рашад» пишется, что Халима сказала: «Когда я подносила к Пророку одну грудь, он выпивал из нее молоко, а когда подносила другую, он отказывался от нее». Один из Алимов сказал: «Это было проявлением справедливости со стороны Пророка (ﷺ), так как он знал, что у него есть брат, который кормится в месте с ним».
Автор книги «Инсан аль-Уюн» пишет о передаче Мухаммада (ﷺ) его кормилице следующее. Халима рассказала: «Абд-аль-Мутталиб завел меня в дом, «Добро пожаловать», – сказала мать Пророка (ﷺ) и провела меня в комнату, где лежал Мухаммад (ﷺ)… Он был завернут в шерстяную материю белого цвета, а под ним был разостлан зеленый шелк. Он лежал на спине, и от него исходил приятный запах миска. Я испугалась, что разбужу его. Он был очень красив. Когда я положила руку на его грудь, он улыбнулся, открыл глаза и посмотрел на меня. Из его глаз вышел нур (свет) и взошел на небо. Я поцеловала его меж глаз и взяла его на руки. После того как я взяла его на руки и вернулась с ним к месту, где мы остановились, я почувствовала, как моя грудь наполняется молоком».
Далее в книге «Далаиль ан-Нубувва» пишется:
«Халима рассказывает: «После того как Мухаммаду (ﷺ) исполнилось два года, я отвела его к матери. Он был очень дорог для нас из-за той благодати, что мы видели в нем. Когда я встретилась с его матерью, я начала просить ее оставить Мухаммада (ﷺ) у меня: «О мать моего молочного сына, разреши взять его с собой еще на один год, мы боимся, что его постигнут болезни Мекки». Клянусь Аллахом, я продолжала просить ее, пока она не согласилась, и наконец, она отпустила его с нами.
Однажды, по истечении двух или трех месяцев после возвращения из Мекки, когда Мухаммад (ﷺ) позади наших домов пас овец вместе со своим молочным братом, к нам прибежал его брат и стал кричать: «Мой брат Курайшит…! К нему подошли два человека в белой одежде, они уложили его и вскрыли ему живот». Услышав это, я вместе с мужем побежала к нему. Когда мы пришли, он уже стоял, и его лицо было очень бледным. Отец (молочный) обнял его и спросил: «Что с тобой, сын мой?» Мухаммад (ﷺ) сказал: «Ко мне подошли два человека в белой одежде. Они уложили меня и вскрыли мой живот, потом они вытащили из него что-то и выкинули. Затем они вернули все на место, как было раньше». Когда мы вместе с ним вернулись домой, мой муж сказал: «О Халима, я боюсь, что это были джинны. Давай собирайся, вернем его в Мекку, пока не случилось то, чего мы боимся».
Далее Халима сказала: «Когда мы отвели Мухаммада (ﷺ) к его матери, она спросила нас: «Что же заставило вас вернуть его, ведь вы сильно желали оставить его у себя?» Мы ответили ей: «Нет, клянемся Аллахом, ничего такого не случилось (не произошло), просто мы исполнили свой долг, и пришло время вернуть то, за что мы в ответе». Потом мы добавили: «Мы опасаемся, что с ним случится что-нибудь неприятное и потому возвращаем его к родным». Она (мать Пророка) сказала: «Нет же, я думаю, что причина не в этом. Расскажите мне правду, что там у вас произошло». Амина не отстала от нас, пока мы не рассказали ей о случившемся. Услышав наш рассказ, она воскликнула: «Вы боитесь, что ему навредит шайтан (джинн)? Знайте же, клянусь Аллахом, не подступится шайтан к нему. Воистину, сына моего ждет нечто великое!»
Однако от Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он вернулся к матери, когда ему было пять лет. Другие же (учёные) утверждают, что ему было четыре года. Обе эти версии приводит аль-Вакидий.
Все же более достоверной является версия, что Мухаммад (ﷺ) вернулся к матери, когда ему было четыре года, следовательно, и вскрытие груди произошло на четвертом году жизни Пророка (ﷺ). Эту версию подтверждает аль-Хафиз Зайнуддин аль-Иракий в своей книге «Истории Пророков», которая написана в стихотворной форме. Также достоверность этой версии подтвердил аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в своем небольшом труде, который он написал о Пророке, приводя только достоверные предания.
История двух пророков. Отец и сын Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф)
Якуб (мир ему) (Иаков) — сын Исхака (мир ему) и внук Ибрахима (мир ему). Он прожил 147 лет.
Якуб (мир ему) стойко вынес беды и испытания, выпавшие на его долю. На многие годы он был разлучен с самым любимым сыном Юсуфом (мир ему), но после долгой разлуки они встретились и стали жить в Египте в достатке и спокойствии. Якуб (мир ему) является родоначальником сынов Израилевых. Когда он пришел к сыну Юсуфу (мир ему) в Египет, вместе с ним были 72 сына и внука. Племя его росло до появления пророка Мусы (мир ему). (Когда Муса (мир ему) уходил от преследования фараона, с ним было 600577 человек из бану Исраиль).
Спустя 24 года после того, как Якуб (мир ему) вновь обрел сына, к нему пришел ангел Джибриль (мир ему) и сказал, что пришло время покинуть этот мир. Якуб (мир ему) не смог рассказать это Юсуфу (мир ему), дабы не огорчать его. Он сказал ему: «О сынок мой, я хочу навестить своих предков в Байт аль-Мукаддасе (Иерусалиме)». После этого Якуб (мир ему) отправился в Иерусалим и умер там.
Юсуф (мир ему) (Иосиф) родился, когда Якуб (мир ему) был в Шаме. Джибриль (мир ему) явился к Якубу (мир ему) и сказал, что Аллах подарил ему такого сына, которому дана необычайная красота. Он очень обрадовался этой вести. После возвращения он зарезал 1000 баранов и раздал мясо нуждающимся в знак благодарности Всевышнему.
На четвертый день вблизи этого колодца остановился караван, следовавший в Египет. Когда они брали воду из колодца, за веревку зацепился Юсуф (мир ему). В этот день старший брат Юсуфа (мир ему) пришел с едой для него. Он сказал караванщикам, что Юсуф — их беглый раб. Тогда караванщики попросили продать его. Он продал Юсуфа (мир ему) за 17 дирхемов.
Караванщики не переставали дивиться его красоте. Прибыв в Египет, они одели его в красивые одежды и привели его на рынок для продажи. В тот момент их заметил вельможа правителя Египта Раяна ибн Валида Азиз Китфир и купил его. Юсуф жил в его семье в почете и уважении семь лет.
Жена Азиза Зулейха с каждым днем все сильнее и сильнее влюблялась в Юсуфа (мир ему). Однажды она потребовала от него интимной близости. Юсуф (мир ему) отказался и повернулся к ней спиной, чтобы уйти, но она схватила его сзади и порвала на нем одежду. В этот момент зашел ее муж, но, опередив Юсуфа (мир ему), она заявила, что он домогался ее. Боясь, что муж убьет его, она добилась для него тюремного заключения. Придворные правителя решили устроить суд. Тогда по воле Аллаха грудной семидневный ребенок, который находился там, промолвил, что если рубашка порвана сзади, то он не виноват.
Все убедились в том, что Юсуф (мир ему) невиновен, и суд оправдал его. Но несмотря на это Юсуф (мир ему) все равно был брошен в темницу. Придворные женщины стали распускать слухи, что жена вельможи влюбилась в раба. Зулейха собрала их, каждой из них дала по лимону и ножу, чтобы очищать плоды. Затем она попросила Юсуфа (мир ему) выйти к ним. Когда женщины увидели перед собой красивого юношу, они не поверили своим глазам и сказали, что это самый прекрасный мужчина в мире, это не человек, а ангел. Позабыв обо всем, они вместо того, чтобы очищать плоды от кожуры, порезали себе руки. При этом они даже не почувствовали боли. После этого случая они перестали обсуждать Зулейху.
Вместе с Юсуфом (мир ему) в темницу были заточены повар и виночерпий правителя Египта. Как-то раз виночерпий увидел сон, о котором рассказал Юсуфу (мир ему). Тогда повар, издеваясь над Юсуфом (мир ему), сказал, что он тоже видел сон. Юсуф (мир ему), растолковав сны, предсказал первому, что его выпустят из тюрьмы, а второму — что он будет распят.
Повар испугался и признался, что не видел никакого сна, однако оправдываться уже было поздно. Все случилось так, как предрек пророк Юсуф (мир ему). В свою очередь, он просил виночерпия ходатайствовать за него перед правителем, когда его выпустят из тюрьмы. Однако тот забыл об этом.
Спустя семь лет правитель Раян увидел удивительный сон, который никто не мог растолковать. Тогда виночерпий вспомнил о Юсуфе (мир ему) и с разрешения царя пошел к нему, рассказал о том, что царь увидел сон, но сам не мог вспомнить о его сне. Юсуф (мир ему) поведал ему о сне правителя и дал ему толкование. Виночерпий сообщил об этом царю, и тот выпустил Юсуфа (мир ему). Юсуф (мир ему) сказал, что о сне царя ему сообщил ангел Джибриль (мир ему). Толкование сна было следующим: предстоящие семь лет будут урожайными, их сменят семь лет неурожая и засухи. Царь спросил совета у Юсуфа (мир ему), и он сказал: «Вы должны будете семь лет много и непрестанно трудиться. Храните всю жатву в колосьях, кроме той пшеницы, которую употребляете в пищу. Когда придут неурожайные годы, вы будете есть то, что сберегли в прежние годы. В годы засухи зерно будет хлебом для людей, а колосья — кормом для скота».
Царь сделал Юсуфа (мир ему) визирем и поручил ему заняться этим делом. Он прекрасно справился с задачей, и по прошествии семи лет люди стали приходить к ним за хлебом. Пришли и сыновья Якуба (мир ему) — братья Юсуфа (мир ему). Тогда Юсуф (мир ему) раскрыл тайну своему родному брату Биньямину. Когда братья Юсуфа (мир ему) собрались в обратный путь, то по велению Юсуфа (мир ему) в мешке Биньямина незаметно для них была оставлена мерка из драгоценного металла. Когда слуги визиря обнаружили ее, им пришлось оставить брата на целый год у царя. Таково было наказание. Братья жаловались, что у них есть престарелый отец, который очень любит Биньямина, и просили вместо него оставить другого брата. Но визирь не согласился, сказав, что нельзя удерживать невинного человека. Братья вернулись домой и рассказали обо всем отцу. Отец (Якуб (мир ему)) написал письмо, в котором сообщал о себе и своих благородных предках — Ибрахиме (мир ему), Исхаке (мир ему), о мучениях, которые они перенесли, оплакивая Юсуфа (мир ему). Прочитав это письмо, Юсуф (мир ему) горько заплакал и показал его своим детям — письмо их дедушки.
Юсуф (мир ему) сказал братьям, что отпустит Биньямина, и спросил, хотят ли они еще чего-либо. Они попросили пшеницу. Потом он спросил их, что они сделали с Юсуфом (мир ему), и тогда братья догадались, что визирь — это и есть их брат Юсуф (мир ему). Им стало очень стыдно, они стали просить прощения. Потом Юсуф (мир ему) спросил их об отце. Он отдал им свою рубашку, сказав: «Бросьте эту рубашку на его лицо, и к нему возвратится зрение».
После этого случая Якуб (мир ему) и вся его семья переселились в Египет, где жили в благоденствии в течение 24 лет. Юсуф (мир ему) после долгих испытаний стал правителем Египта. Он славился своей прекрасной внешностью и высокой нравственностью. В его жизни очень много поучительных уроков и примеров для всех верующих, поэтому Аллах и посвятил ему целую суру в Коране.
После смерти Якуба (мир ему) Юсуф (мир ему) прожил еще 23 года и умер в возрасте 120 лет. Его похоронили на берегу реки Нил.
Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. «Шарх-уль-мухтасар».
Женщины упомянутые в Коране. Сара – жена пророка Ибрахима
Представляем вашему внимаю новый цикл статей, на основе серии книг доктора Ахмада Халиля Джум’а под названием «Женщины упомянутые в Благородном Коране». В них повествуются истории пятнадцати женщин, которых Всевышний Аллах упомянул в Коране, и это Сара – жена пророка Ибрахима (мир ему), Хаджар – мать пророка Исмаила (мир ему), мать пророка Юсуфа (мир ему), жена пророка Аюба (мир ему), жена пророка Мусы (мир ему), Хава – мать человечества, мать пророка Яхьи (мир ему), Хавля бинт Са’ляба, Асма бинт Язид, Марьям бинт Имран, Умму Кульсум бинт ’Укба, Умму Фадль бинт Харис, жена пророка Нуха (мир ему), жена пророка Лута (мир ему), жена Абу Ляхаба.
САРА – ЖЕНА ПРОРОКА ИБРАХИМА (МИР ЕМУ)
История жизни Сары, жены пророка Аллаха Ибрахима (мир ему), радует сердца, зарождает любовь и учит женщин искусству терпения в обретении довольства Всевышнего.
Факт, объединяющий чистые души – почтенный Коран приводит историю Сары в двух великих сурах: Худ и Аз-Зарият, в то время как её муж Ибрахим (мир ему) упоминается в 25 сурах: Аль-Бакара, Али Имран, Ан-Нисаъ, Аль-Ан’ам, Ат-Тауба, Худ, Юсуф, Ибрахим, Аль-Хиджр, Ан-Нахль, Марьям, Аль-Анбияъ, Аль-Хадж, Аш-Шу’араъ, Аль-Анкабут, Аль-Ахзаб, Ас-Саффат, Сад, Аш-Шура, Аз-Зухруф, Аз-Зарият, Ан-Наджм, Аль-Хадид, Аль-Мумтахана, Аль-А’ля. Всего же его имя в этих сурах повторяется 63 раза. Не говоря уже о том, что целая сура была названа его благословенным именем – это мекканская сура Ибрахим, которая завершает тринадцатый джуз Великого Корана.
Госпожа Сара – одна из тех женщин, которых Всевышний увековечил в мире господства и на поприще счастья. Одним из доказательств того, что она была счастлива, является то, что она беседовала с почтенным ангелом. Ангел мягко говорил с ней, и разговор завершился радостной вестью о даровании, которая заставила её смеяться от счастья. Она была в восторге от Могущества Аллаха и Его милости. И вот исполнилась великая Божественная весть – госпожа Сара стала матерью пророка и предком (бабушкой) пророков и праведников.
Благодаря этим великим качествам, благодаря своей мягкости и искренности госпожа Сара заняла высокое положение в душе пророка Аллаха Ибрахима (мир ему). Он был счастлив с ней, когда Всевышний даровал ему сына и сделал отцом пророка, избрал его Своим другом и участил его восхваление в коранических аятах. Он сделал его терпеливым и мягким предводителем, а его общину – покорной Всевышнему, разве тут есть что ещё добавить?
Пророк Ибрахим (мир ему) во время своей пророческой миссии проживал в Ираке. Он женился на дочери своего дяди по отцовской линии – Саре. Она была единственной на земле, кто уверовал в его посланническую миссию и счёл её правдой. Также в ряды уверовавших вступил сын его брата Лут (мир ему).
Всевышний щедро одарил госпожу Сару явными и скрытыми благами, и одним из Его явных дарований была её красота. В своё время Сара была самой красивой женщиной в мире, её миловидности, чистоте и красоте завидовали.
Описывая её красоту, Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Всевышний Аллах разделил красоту на десять частей: треть из них Он вложил в Хаву – мать человечества, треть – в госпожу Сару, треть – в пророка Аллаха Юсуфа (мир ему). Оставшуюся часть Он разделил между остальными творениями. Так, Сара была самой красивой женщиной на земле и самой ревнивой из них».
Раби’ат аль-Джараши также утверждал: «Поистине, вся красота в мире была разделена на две части. Одна часть была распределена между Сарой и Юсуфом, оставшаяся же – между остальными людьми».
Несмотря на блистательную внешность, пленяющую красоту, прекрасное спокойствие и благородный нрав, госпожа Сара была бесплодна. По мудрости Всевышнего Аллаха она не могла иметь детей.
Когда Пророк Аллаха начал вести свою посланническую миссию среди людей, они отвернулись от него и стали вредить ему. Тогда Ибрахим (мир ему), Сара и сын его брата Лут (мир ему) переселились на Святую землю. И не было на земле никого, кроме этих троих, кто уверовал бы. Что же касается остальных людей, то они были многобожниками и поклонялись звёздам и истуканам; шайтан играл ими и так и сяк, вводя в глубокое заблуждение. Но вот пришёл Ибрахим (мир ему), и Всевышний благодаря ему устранил неверие и многобожие. Он избрал его другом и даровал ему в старости праведных и благочестивых детей, ниспослав его потомству пророчество и писание. Каждый пророк, которого Всевышний Аллах посылал после него, являлся его потомком, так же, как и каждое писание, ниспосланное с небес к любому пророку после него, было ниспослано одному из его потомков и наследников. И это милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает.
Ибрахим (мир ему) и Сара пробыли на святой земле некоторое время, однако в Палестине возникла засуха, которая продолжалась длительное время. Для людей настали тяжёлые времена, жизнь стала трудной на фоне бедности и нужды. Тогда Ибрахим (мир ему) вместе со своей супругой Сарой и сыном своего брата Лутом (мир ему) стали готовиться к переселению на земли Кинаната – земли благ и изобилия в те дни. Так трое верующих всадников двинулись в путь и достигли города, где с госпожой Сарой произошли важные события, благодаря которым стало очевидно, что Всевышний Аллах заботится о ней.
В историях, дошедших до нас из различных источников, повествуется, что во времена пророка Ибрахима (мир ему) в Египте был падкий на женский пол правитель, от которого не могла спастись ни одна красивая женщина. Узнав о склонностях правителя Египта, Ибрахим (мир ему) испугался за госпожу Сару и сделал ей следующее напутствие: «Он спросил меня о тебе, и я ответил ему, что ты моя сестра, не разоблачай меня перед ним. Поистине, нет на этой земле верующих, кроме нас с тобой, и согласно книге Аллаха, ты моя сестра по вере».
Один из помощников жестокого правителя, увидев Сару, поспешил к нему, неся известие о прибытии прекрасной гостьи. Царь повелел привести её, и вот она вошла в разукрашенный дворец, с многообразием культур и людьми из различных городов. Однако она не придала значения всему этому, не заметила убранства дворца и не обратила внимания на тех, кто находился в нём. Госпожа Сара была занята Всевышним Аллахом, её сознание полностью было обращено к Нему, ведь Он Властен над каждой вещью и знает о её положении и о положении Ибрахима (мир ему). Правитель Египта был поражён её красотой, его сердце было взволнованно, она вызвала восторг у тирана и потрясла до глубины души. Его охватила слабость, перед глазами всё расплылось, пальцы задрожали, он почувствовал, как страх охватывает его сердце и овладевает им, сковывая каждую часть его тела. Некоторое время он находился в замешательстве и уже было хотел ответить дьяволу, который пленил его и наущал протянуть руку к госпоже женщин Саре. Но неведомый страх будто разрывал его, а сердце было готово выпрыгнуть из груди. Он начал извиваться, будто сражённый или одержимый, стал пыхтеть, будто на него взвалили непосильное бремя. Им овладел страх, который бросал его в дрожь, делая немощным, а его грешная рука была скована.
В этом критическом положении Сара вручила свою тайну и своё спасение Властелину небес и земли, взывая к Нему искренне, из глубины души:
«О Аллах! Если Тебе известно, что я уверовала в Тебя и Твоего Посланника, то не предоставляй неверному власть надо мной».
И вот правитель Египта, ничтожный и презренный, в ужасном состоянии стал унижаться перед госпожой Сарой, умоляя её в огне пылающего сердца, что горячее огня:
«Обратись к своему Господу с мольбой, чтобы он оставил меня, и я не причиню тебе вреда».
Госпожа Сара стала взывать ко Всевышнему Аллаху, чтобы Он оставил правителя Египта и избавил от постигшего его ужаса. Всевышний ответил на её мольбу, и тот вернулся к своему обычному состоянию, будто ничего и не произошло. Однако правитель опять нарушил свой договор и поднял руку, желая протянуть её в сторону честной Сары, но рука оказалась парализована и сжата, будто окована железными цепями. Унижение и беспомощность тут же охватили его, и он вновь обратился к ней с мольбой, словно потерянный ребёнок, страдающий полоумием:
«О благочестивая, попроси у своего Господа, чтобы Он оставил меня, и я не повторю своего проступка». Сара обратилась к Аллаху с мольбой избавить его от пут, и Всевышний освободил его. Но правитель вновь нарушил обещание. Он хотел протянуть руку, но она была парализована пуще прежнего, да так, что его душа готова была покинуть его. Тут он понял, что запутался и проиграл. Он посмотрел на правдивую и чистую госпожу Сару взглядом, полным страха и надежды, смиренный и униженный, чтобы та взмолилась Богу о его освобождении, после чего он никогда бы не вернулся к злому умыслу. В этот раз он был честен…
Сара обратилась с мольбой ко Всевышнему, чтобы Он отвёл от него Свою мощь и освободил скованную и парализованную руку тирана. Ошеломлённый, он обратился к ней: «Что заставило твоего Господа послушать тебя, когда ты молилась Ему за меня?». Она ответила ему и призвала к Исламу: «Если ты будешь повиноваться Ему, то и Он услышит тебя». После этого он повелел вывести её и обратился к своему окружению: «Вы привели ко мне не человеческую женщину, поистине, вы привели ко мне дьявола». Затем он подарил ей служанку, которую звали Хаджар, и повелел Саре и Ибрахиму (мир ему) покинуть его земли.
Так Сара и Хаджар в сопровождении пророка Аллаха Ибрахима (мир ему) вернулись в Иерусалим. Хаджар прислуживала Саре, и все они возносили хвалу Всевышнему за дарованные им несметные блага.
В это время Лут (мир ему) призывал свой народ к вере в Единого Аллаха и поклонению Ему. Также он призывал их не совершать грехи, искоренив их из своей жизни, и предостерегал от гнева Всевышнего и Его наказания. Но они отвергали его, насмехаясь, и продолжали усердствовать в разврате и нечестии. Тогда Лут (мир ему) обратился ко Всевышнему с мольбой о помощи против порочного народа, который проживал в Содоме недалеко от Иордании.
Что касается Ибрахима, Сары и Хаджар, то они с почётом принимали гостей, пришедших к ним. Однажды к шатру Ибрахима (мир ему) пришли трое гостей. Хозяева очень обрадовались им, и когда гости приблизились к Ибрахиму (мир ему), они сказали ему: «Мир тебе!», он ответил: «И вам мира». Ибрахим (мир ему) увидел приветливых людей красивой внешности, от которых исходил аромат благовоний. Он принял гостей с почётом и, посадив их, поспешил к своей жене Саре, чтобы приготовить для них многочисленные яства. За великодушие и щедрость его называли отцом гостей.
Ибрахим отправился к гостям с жирной телятиной и сел, чтобы принять пищу вместе с ними. Сара же в это время находилась возле шатра, готовя для гостей, как это было принято в те времена.
Когда Ибрахим (мир ему) позвал гостей к столу, ни один из них не протянул руку к аппетитному мясу. Испытывая страх перед гостями, он произнёс:
إِنَّا مِنْكُمْ وَجِلُونَ
«Поистине, мы опасаемся вас». (Сура Аль-Хиджр, 52)
Сара улыбалась, чтобы хоть как-то утишить страх Ибрахима (мир ему), и сказала ему: «Удивительные гости! Мы лично прислуживаем им, проявляя уважение, а они даже не едят нашу еду. ».
И вот гости рассеяли недоумение Ибрахима (мир ему) и Сары, раскрыв им истинную подоплёку своего визита. Они рассказали, что являются ангелами Всевышнего, посланными к грешному народу – народу Лута (мир ему), который обратился с мольбой ко Всевышнему, чтобы Он уничтожил его порочный народ. Этими словами они успокоили душу Ибрахима (мир ему):
قَالُوا لَا تَخَفْ ۖ وَبَشَّرُوهُ بِغُلَامٍ عَلِيمٍ
«Они сказали: “Не бойся!” и обрадовали его радостной вестью о знающем ребенке». (Сура Аз-Зарийат, 28)
Ангелы обрадовали Ибрахима (мир ему) радостной вестью о рождении сына Исхака от его пожилой и бесплодной жены Сары. В это время Сара ухаживала за гостями и, услышав их слова, она рассмеялась и обрадовалась, будучи недовольной народом Лута (мир ему) ради Всевышнего Аллаха и получив великую божественную награду, но что это была за награда?! Великим божественным даром для Сары была радостная весть от ангелов о рождении сына Исхака и внука Я’куба и о том, что оба они будут пророками. Всевышний Аллах сказал:
فَبَشَّرْنَاهَا بِإِسْحَاقَ وَمِنْ وَرَاءِ إِسْحَاقَ يَعْقُوبَ
«…и мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком – о Я’кубе». (Сура Худ, 71)
Поражённая радостной божественной вестью, Сара стала бить себя по лицу, не отдавая себе отчёта в этом бессознательном движении.
وَقَالَتْ عَجُوزٌ عَقِيمٌ
«Она сказала: «Старая бесплодная женщина!» (Сура Аз-Зарийат, 29)
Госпожа Сара, обращаясь к себе, говорила: «Как ты сможешь забеременеть и родить?! Как вскормишь, ведь у тебя за плечами уже восемьдесят лет?!». Она уже разменяла девятый десяток, годы юности остались позади, а между тем всю свою молодость она провела бесплодной.
В состоянии изумления Сара описывала своё состояние, которое не допускает беременности. Затем она аргументировала невозможность забеременеть преклонным возрастом своего пожилого мужа Ибрахима (мир ему).
قَالَتْ يَا وَيْلَتَىٰ أَأَلِدُ وَأَنَا عَجُوزٌ وَهَٰذَا بَعْلِي شَيْخًا ۖ إِنَّ هَٰذَا لَشَيْءٌ عَجِيبٌ
«Она сказала: «Горе мне! Неужели я рожу? Ведь я — старуха, и мой муж — старик. Воистину, это — нечто удивительное!». (Сура Худ, 72)
Как можно родить ребёнка, если у тебя и твоего мужа есть затруднения – природные препятствия, которые сотворил Всевышний Аллах? Она не столько сомневалась в Могуществе Всевышнего Аллаха, сколько восхваляла милость Всевышнего к ней. Но ангелы развеяли её сомнения. Ведь она – обитательница дома пророка, свидетельница множества знамений и чудес, а потому она, без всяких сомнений, была достойна этого. Они ответили ей, что она родит, и, поистине, Всевышний Аллах властен сделать бесплодную женщину матерью. Затем ангелы восхвалили её:
رَحْمَتُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الْبَيْتِ ۚ إِنَّهُ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
«Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он — Достохвальный, Славный». (Сура Худ, 73)
Всевышний Аллах почтил её дарами и изобильной благодатью. Одним из этих благ являлось и то, что Всевышний почтил потомство Ибрахима (мир ему) по её линии большим количеством пророков.
Чистая госпожа Сара осознала, что её гости являются почтенными ангелами. Также она поняла, что они были посланы с миссией уничтожить народ Лута (мир ему) за грехи, неблагодарность, упорство во грехе и раздоры. И вот на своём пути к этому народу ангелы сообщили Саре радостную весть о рождении Исхака, а после него – и Я’куба. И это доказательства Исцеляющего, Достаточного и Выполняющего того, что у неё появится сын Исхак, и после него родится внук Я’куб, то есть Я’куб будет рождён при её жизни, и она будет обрадована и сыном, и внуком.
В своём тафсире имам аль-Куртуби сказал: «Промежуток между радостным известием и рождением составил год. До этого у Сары никогда не было детей. Родила она в возрасте девяносто девяти лет, Ибрахиму же на тот момент исполнилось сто лет».
Сара предполагала, что ангелы помолятся за неё, к примеру, так: «Да одарит тебя Всевышний Аллах имуществом и дарует тебе сына», но они дали понять, что не собираются молиться за неё, ведь Всевышний уже сказал:
قَالُوا كَذَٰلِكِ قَالَ رَبُّكِ ۖ إِنَّهُ هُوَ الْحَكِيمُ الْعَلِيمُ
«Они сказали: “Так сказал твой Господь. Он – Мудрый, Знающий”». (Сура Аз-Зарийат, 30)
Прошло около года с того момента, как Сара была обрадована вестью о рождении мальчика, и с соизволения Аллаха она забеременела, а затем родила Исхака. Она стала весела и радовалась своему сыну, которого ей даровал Аллах. Разве может что-то ещё радовать сердце более, чем рождение ребёнка у пожилой бесплодной женщины после горького отчаяния?
Действительно, это огромный дар для Сары и великая радость для её мужа Ибрахима (мир ему) – то, что Всевышний Аллах даровал им в преклонном возрасте Исмаила и Исхака. Также Он ниспослал этому великому дому благословенную милость, одарив потомство Ибрахима пророческой миссией и мудростью, пророческой миссией и писанием, пророческой миссией и светом. Всевышний избрал дом Сары и Ибрахима (мир ему), чтобы сделать его светом для миров и светилом для любимцев.
Вот он, обладатель пророчества – Исхак, сын Сары, которого Всевышний Аллах избрал одним из Своих пророков. И вот она – Сара, чьё сердце переполнено радостью. Её сердце было благодарно и поминало Господа земель и небес, который одарил её Исхаком после окончания расцвета жизни, только когда она стала престарелой.
Сара испытывала чувство благодарности по отношению ко Всевышнему Аллаху. Исхак стал радостью её сердца, усладой её души, её благоуханием, она находилась с ним днём и ночью. Его отец Ибрахим (мир ему) тоже очень сильно любил его, привлекая собой внимание множества людей, которые удивлялись этой огромной разнице в возрасте между ними.
Разъясняя эту апорию, Ибн Исхак сказал: «Исмаиль был первенцем Ибрахима и его самым старшим сыном. Когда же Сара родила Ибрахиму Исхака, некоторые люди писаний сказали мне, что канаанцы стали говорить: “Разве вы не удивляетесь этому старцу и этой старухе?! Они нашли брошенного ребёнка и, подобрав его, утверждают, что родили его… Когда это женщина, подобная ей, рожала?!”».
Всевышний сотворил Исхака настолько внешне схожим с Ибрахимом, что кто бы ни видел его, говорил: «Клянусь Аллахом, он, без сомнений, является сыном этого старца».
В окружении родительской заботы Исхак вырос и возмужал. Когда же он достиг полной зрелости, он уже имел знания о Всевышнем и Его религии и вырос умным юношей, чем радовал Сару и Ибрахима. Всевышний Аллах сказал:
وَبَشَّرْنَاهُ بِإِسْحَاقَ نَبِيًّا مِنَ الصَّالِحِينَ
«Мы обрадовали его вестью об Исхаке – пророке из числа праведников». (Сура Ас-Саффат, 112)
Всевышний почтил Сару тем, что взял на Себя имянаречение её ребенка. Аллах назвал её сына Исхаком, а внука – Я’кубом – так же, как Он нарёк Яхью, Ису и Ахмада (мир им и благословение).
Также к удивительным особенностям Сары относится то, что она видела ангелов и беседовала с ними. Ангелы и ранее говорили с мужчинами и женщинами не из числа пророков. Например, они говорили с двумя чистыми госпожами Сарой и Марьям и другими людьми помимо них.
В случае необходимости ангелы принимают облик человека, как, например, в случае с Сарой и её мужем Ибрахимом (мир ему). И это один из великих и очевидных даров, которыми была почтена Сара. Также одной из милостей, расшитой превосходствами, благодаря которым Сара получила свой статус, было то, что Всевышний поручил ей и её супругу Ибрахиму опеку над детьми мусульман и заботу о них в Раю. Об этом положении говорится в хадисе Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который он привёл от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Дети мусульман будут находиться в Раю на горе, а заботиться о них будут Ибрахим и Сара. Когда же наступит Судный день, их приведут к родителям». Госпожа Сара прожила достохвальную и счастливую жизнь, увидела, как Исмаил стал знающим юношей, и дожила до появления Исхака и Я’куба после него.
Сердце госпожи Сары всегда было связано со Всевышним Аллахом. Оно никогда не ослабевало при Его поминании и было всегда обращено к Нему с молитвами. Она увидела исполнение обещания Всевышнего в лице своего богобоязненного сына и знающего внука. На рассвете и в сумерках она ещё больше поминала и прославляла Всевышнего, а днём и ночью читала Его книгу.
Так Сара и жила, пока не умерла. Её душа вознеслась ко Всевышнему довольная и удовлетворённая. Весть о её смерти разнеслась по городам, которые благословил Всевышний. Она была захоронена на Святой земле, в городе Хевроне, но след её не исчез, а образ останется примером для людей до тех пор, пока это будет угодно Аллаху. Один из прекрасных следов Сары – источник воды в Хевроне, именуемый источником Сары. О нём Абд-аль-Гани ан-Наблюсий сказал:
«Явились глазу огни Хеврона,
И распространилась милость Великого Аллаха.
И вот мы пришли к источнику Сары,
Так напои же нас всех из источника райского нектара».
Такими были мгновения жизни госпожи Сары – матери и бабушки пророков, а также жены отца пророков. Её жизнь – это изобилующий сад, привлекающий людей и наполняющий души пряным ароматом. Стремятся ли женщины следовать Саре? Стучатся ли в двери счастья, чтобы достичь Рая после того, как достигнут довольства Господа небес и земли?