Uber что это и как работает

UBER такси – что это и как этим пользоваться

Автоматизация и централизация существующих уже технологий выводит бизнес на всё новые и новые уровни. Сложно было подумать, что когда-то мы сможем вызвать такси двумя нажатиями кнопки, да ещё и ненастоящей кнопки, а сенсорной – но теперь это именно так.

Uber что это и как работает. chto takoe uber i kak im polzovatsya. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-chto takoe uber i kak im polzovatsya. картинка Uber что это и как работает. картинка chto takoe uber i kak im polzovatsya

UBER – современный сервис такси, призванный для того, чтобы согласовать работу таксистов и облегчить возможность коммуникации водителей и их клиентов без привязки к конкретным фирмам. Грубо говоря, это очень удобный агрегатор предложений от такси.

Когда-то первая система UBER такси была создана исключительно для автомобилей представительского класса. Так как хорошие смартфоны и постоянный интернет в основном находились в руках среднего класса, это было достаточно обоснованно. Раз есть возможность использовать приложение, значит, есть возможность заказать дорогое авто. Но затем в дальнейшем, когда смартфоны становились всё дешевле и доступнее, сервис адаптировался под новые условия, и вот уже приложение доступно всем желающим.

Именно тот факт, что сервис стал доступен всем слоям населения, без оглядки на их финансовое положение, и послужил в итоге причиной того, что Убер постепенно, настойчиво и достаточно быстро завоевал мир.

Современные технологии призваны сделать взаимодействие поставщиков услуг и их потребителей взаимовыгодными и комфортными. Именно этим и занимается UBER, старательно улучшая условия работы и делая её приятнее для таксистов, а для клиентов – процесс подбора, то, что раньше выполняли диспетчеры, более быстрым и лишённым человеческого фактора.

Итак, в данной статье будет подробно рассмотрено, как работает Убер, что означают специфические термины, например, «простой», насколько это приложение выгодно для рядовых пользователей, и как легко «войти в мир виртуального такси».

УБЕР: как это работает?

Для того чтобы вы могли воспользоваться сервисом UBER, Вам нужно скачать одноимённое приложение на свой смартфон. После установки и простой регистрации, которая не займёт много времени, вы без проблем сможете вызвать автомобиль точно так же, как и в обычном такси.

После получения заявки система произведёт поиск среди авто, которые были зарегистрированы в ней их хозяевами, отберёт все свободные и выберет среди них ближайшее к вам. Затем будет произведено согласование с водителем (ему предложат одобрить или отклонит заказ), вы будете «соединены» в приложении, вам станут доступными наблюдение за передвижением машины и чат с водителем.

Такая «связь» будет доступна до окончания заказа и его оплаты.

Вы можете оплатить заказ исключительно безналичным способом. Важное отличие и преимущество сервиса UBER заключается в том, что цена на услуги такси через приложение обычно ниже коммерческих предложений от отдельных фирм. Именно поэтому во всём мире клиенты встречают УБЕР с большим воодушевлением.

В чём отличия от привычного такси?

От обычного заказа такси через конкретную фирму UBER отличается целым рядом характеристик. Например:

Uber что это и как работает. prilozhenie uber dlya vyzova taksi. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-prilozhenie uber dlya vyzova taksi. картинка Uber что это и как работает. картинка prilozhenie uber dlya vyzova taksi

На данный момент таксисты не особенно любят сервисы UBER, так как они довольно требовательны к ним. А вот клиенты обожают – и к ним приходится прислушиваться даже самым принципиальным.

Как мне позвонить в UBER kb: способы вызова такси

Несмотря на то, что это приложение и все об этом знают, многие всё равно пытаются найти способ позвонить в УБЕР – в общем, привычно ищут приевшуюся схему. Позвонить в UBER не получится, это приложение для заказа через интернет – с этим фактом придётся смириться.

Что вам нужно сделать для того, чтобы вызвать, наконец, себе такси?

Для начала отправляйтесь в центр приложений и найдите там официальную программу для использования сервиса. Обязательно официальную, никаких «левых», даже если они обещают вам скидки и другие преимущества. Вам придётся доверить приложению свои платёжные реквизиты – не стоит этого делать с непонятными разработчиками.

Очень часто вместо классического приложения пытаются проскочить сторонние сервисы, клоны оригинала. Помните, что клон всегда хуже. Несмотря на то, что они могут предлагать вам куда более приятные условия на первый взгляд, на практике окажется, что они имеют намного меньший автопарк и намного хуже следят за своим сервисом. Некоторые клоны грешат тем, что позволяют водителям «проплачивать» отзывы о них и покупать рейтинг. Всё это может просто безнадёжно испортить вам впечатление от поездки – советуем вам не рисковать.

Скачав и установив приложение (кстати, это можно сделать не только через менеджера, но и через официальный сайт), не пытайтесь пока его запустить – вам будет необходимо ввести данные своего аккаунта, но у вас пока его нет. Для того чтобы он появился, вам нужно отправиться на официальный сайт сервиса и на нужном языке зарегистрировать аккаунт. Вы получаете доступ к карточке регистрации после первого запуска. Здесь вы вводите личные данные – свое имя, номер телефона, электронный ящик и реквизиты карты, которая будет использоваться для снятия оплаты за поездки и начисления бонусов.

Uber что это и как работает. vyzov s telefona uber taksi. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-vyzov s telefona uber taksi. картинка Uber что это и как работает. картинка vyzov s telefona uber taksi

Теперь вернитесь к приложению и доведите авторизацию до конца, введя полученные на прошлом этапе данные.

Теперь – самое интересное! Вызываем такси в первый раз.

Uber что это и как работает. voditel uber taksi. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-voditel uber taksi. картинка Uber что это и как работает. картинка voditel uber taksi

Помните, что отмена подтверждённого заказа – это всегда штраф. Привязанная карта не даёт возможности для манёвра.

Планируя поездку в другом городе, вы всегда можете проверить, есть ли там сервис УБЕР, и даже прикинуть расценки на гипотетические маршруты. Это ещё один большой плюс UBER такси – вы всегда можете чувствовать себя, как дома.

Оплата наличными?

Долгое время сервис отказывался работать с наличными деньгами, предпочитая только безналичный расчёт – его проще контролировать. Но и таксисты, и пассажиры активно просили ввести возможность рассчитываться наличными деньгами.

В конце концов UBER пошел у них на поводу, разрешив выбирать предпочитаемый способ оплаты. Теперь, заходя на сервис, вы можете увидеть возможность выбора предпочитаемого способа оплаты, наличными или безналичным способом.

Важно знать, что нельзя оплачивать поездку частично – половину безналичными и половину наличными, например. Только полностью. Вне зависимости от того, какой способ выбрал клиент, расчёт идёт всё по тем же правилам. Абсолютно прозрачный и исключает возможность скрытых доплат.

Вы также можете платить водителю чаевые любым способом вне зависимости от основного способа оплаты.

Я перевожу детей или животных. Как мне заказать кресло?

В некоторых городах (например, в Ростове-на-Дону или Москве) UBER запустил новый сервис под названием UBERKids. Этот сервис предназначен для перевозки в такси детей в возрасте от трёх лет по всем современным правилам.

По новым правилам, для перевозки детей от 3 о 12 лет в автомобиле должно быть установлено детское кресло. Так как на разный возраст нужно кресло разных размеров, это добавляло проблем для всех, кто пользуется услугами таксистов. Проблему решило УБЕР, введя новый дополнительный сервис.

За кресло в автомобиле вам придётся доплачить фиксированную сумму – сто рублей. На тарифы это не повлияет, и стоимость самой поездки не поменяется. Для того чтобы водитель приехал к вам с креслом, обязательно в момент заказа выберите пункт UBERKids.

Для того чтобы узнать, на каких условиях водитель согласится взять собаку или кошку, в момент заказа надо связаться с ним и оговорить присутствие животных. UBER оставляет водителю право выбора, везти пассажира с собакой или другим животным или нет.

Некоторые водители предпочитают животное в переноске, кто-то удовлетворится намордником и поводком, а кто-то откажется категорически. Единых правил нет – придётся договариваться индивидуально.

На стоимость тарифов это не повлияет, но водитель может попросить доплатить. UBER не контролирует этот момент, под его контролем находятся только средства за саму дорогу.

Используя UBER такси, вы можете планировать поездку от и до вплоть до копейки денег, где бы вы ни находились. Приезжая в чужой город, вы получаете уже привычный интерфейс и дружественную систему заказа. Таким образом, UBER такси – отличный выбор для тех, кто часто использует такой транспорт и любит экономить, получая отличное качество.

Источник

Что такое Убер такси

Международная компания Uber ведёт деятельность уже почти десять лет (в России – пять лет), однако до сих пор не все жители нашей страны хорошо представляют, что такое Убер такси и как оно работает. Если вас также заинтересовал этот вопрос, то предлагаем ознакомиться с нашей статьей.

Как работает Убер такси

Появление смартфонов и существенное расширение сферы интернет-коммуникаций закономерным образом привело к созданию сервиса вызова такси с помощью соответствующего приложения. Первыми, кому пришла в голову эта идея, были американцы Гаррет Кемп и Тревис Каланик из Сан-Франциско, которые и создали Uber такси. Вначале система Uber включала лишь услуги представительских авто, но затем, с удешевлением смартфонов, сервис распространился на машины эконом-класса. Именно с этого момента он стал стремительно распространяться по всему миру.

Условия и принцип работы Убер такси одинаковы по всему миру: клиент, используя приложение Uber, установленное в своём телефоне, вызывает машину, а система отправляет вызов на ближайшее зарегистрированное в ней такси, оказавшееся свободным. Если водитель соглашается взять вызов, клиент получает возможность отслеживать перемещение «своей» машины на карте города.

Оплачивают услуги перечислением с платёжной карты, причём эта сумма, как правило, ниже, чем стоимость поездки в обычном такси. Дешевизна сервиса и простота вызова сделали Убер невероятно популярным во всём мире. Кроме того, с течением времени изначально простое приложение обогатилось множеством полезных функций, которые делают поездки удобными и безопасными для пассажиров, а водителям предлагают чрезвычайно выгодные условия для работы.

Чем Убер отличается от обычного такси?

Разница между функционированием Uber такси и работой традиционных таксомоторных компаний достаточно велика, причём, как правило, не в пользу последних.

Обычным такси, чтобы выдержать конкуренцию с Убер, приходится подтягивать уровень услуг и снижать расценки, поэтому пассажиры от появления сервиса в любом случае оказываются в выигрыше.

Как вызвать такси Uber?

Uber что это и как работает. uber app. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-uber app. картинка Uber что это и как работает. картинка uber appВ сервисе Uber вызов такси невозможен без специального приложения, которое нужно скачать на свой телефон. Но прежде, чем вы сделаете это, нужно зарегистрироваться на официальном сайте Убер, ввести в систему номер своего телефона и E-mail, а также прикрепить к аккаунту номер платёжной карты, с которой будут оплачиваться поездки. Только после этого система предоставит возможность скачать и установить на свой смартфон приложение Uber.

После авторизации в приложении вы получите доступ к услугам Убер такси. Для вызова машины нужно:

Оплата за поездку списывается с карты автоматически, после завершения поездки вы можете добавить к оплате чаевые и выставить водителю оценку.

При отмене поездки после оформления заказа с карты будет списана штрафная сумма.

Читайте также: Что такое диагностическая карта автомобиля и как ее получить.

Как устроиться работать в Убер такси?

Чтобы начать работу в Uber такси, нужно либо получить статус индивидуального предпринимателя, либо оформиться на работу в таксомоторную компанию, сотрудничающую с Убер. Если вы будете работать только на себя, понадобится автомобиль – ваш личный или арендованный, но отвечающий требованиям Uber в вашем городе, а также смартфон или планшет, на котором будет установлено водительское приложение.

Перед началом работы придётся пройти небольшой курс обучения, который завершается тестированием. После успешной сдачи теста активируется водительский аккаунт, который позволяет принимать заказы. Вы имеете право отказываться, если заказ вам не подходит, но слишком частые отказы приведут к снижению рейтинга.

Оплата зависит от суммы, в которую оценивается поездка, и составляет 75-80%. При определённых условиях ваша доля возрастает – например, если вы выходите на смену в непопулярное время. Поощрение может составлять до 100% от сумм оплаты. Кроме того, работники могут пользоваться специальной ценой топлива на заправках, если их владелец заключает партнёрское соглашение с Uber. Длительность рабочего дня система не ограничивает.

Что лучше – Убер или Яндекс.Такси?

Сравнение самых популярных онлайн-сервисов такси для пассажиров и водителей заставляет сделать вывод: по возможности следует использовать оба, постоянно сравнивая предлагаемые условия. Так, тарифы Uber ниже, чем у Яндекс.Такси, зато сеть Uber во многих городах развита лучше Яндекса, поэтому водители выигрывают за счёт большего количества заказов.

Регистрация водителей, по мнению большинства тех, кто проходил процедуру, на Убер проще, чем на Яндекс, и занимает примерно около часа. К работе допускаются водители, стаж которых за рулём превысил 3 года, тогда как на Яндекс.Такси можно зарегистрироваться уже с двухлетним опытом. С другой стороны, Яндекс не допускает к выезду на линию машины старше 5 лет, к тому же осуществляет во время работы визуальный контроль, тогда как в Убер можно работать на авто до 10-летнего возраста, и контроль водителей практически отсутствует.

Как видим, Uber делает ставку на массовость и низкие расценки, тогда как Яндекс.Такси больше заботится о безопасности и качестве услуг. Но судя по отзывам пассажиров и водителей, оба онлайн-сервиса чрезвычайно популярны, находятся в стадии динамичного развития, предоставляют качественные услуги клиентам и дают таксистам возможность хорошо заработать.

Читайте также: Электронный ПТС — что это такое и как работает.

Источник

Как пользоваться Убером в России. Зачем нужен и есть ли выгода

Uber что это и как работает. uber vesta 1. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-uber vesta 1. картинка Uber что это и как работает. картинка uber vesta 1

А еще о том, как правильно экономить на Uber и не дать себя обмануть.

Кто такие UBER?

Uber – американская компания, агрегатор служб такси, основанная в 2009 году. Сервис работает в более 50 городов мира, в том числе в 17 российских: Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Тольятти, Уфа и Челябинск.

Пользователи заказывают такси через Uber только с помощью приложений на мобильных устройствах: вот приложение Uber в App Store и в Google Play.

Далее – как пользоваться сервисом, ездить с надёжными водителями, экономить на поездках. Ещё плюсы и минуса Uber по сравнению с другими такси.

Как начать пользоваться UBER

Проверьте, работает ли Uber в вашем городе. Это можно сделать в разделе «Города» на официальном сайте компании. Затем зарегистрироваться с помощью аккаунта в социальной сети или электронной почты и привязать банковскую карту.

Готово — теперь вбиваете пункт назначения и ждёте машину.

В чём польза UBER

Uber – удобное приложение, чтобы быстро заказать такси. Обычно, водители приезжают быстро — в течение 3-5 минут. Но это сильно зависит от тарифа, города и времени суток. Например, днём в Тольятти много свободных водителей и они приедут быстро, а утром в Москве быстро найти машину будет сложнее.

Чем отличается Uber в Москве и Uber в регионах

Машины

Uber в Москве и регионах разный. В Москве широкая линейка тарифов, относительно строгий отбор водителей и автомобилей. Как правило, если в описании тарифа сказано, что приедет автомобиль KIa Rio или такого же класса, то он приезжает.

В регионах это не так.

То есть эти машины всё-таки выше классом, чем «Приоры» и «Гранты».

Uber что это и как работает. lada granta. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-lada granta. картинка Uber что это и как работает. картинка lada granta
Карточка поездки на «Гранте» в Uber

При этом машины были явно старше 5 лет. Они были в нормальном состоянии, точно не «ведра с болтами», но получается, что Uber обещает одно, а ты получаешь другое.

Тарифы и условия

Также в регионах линейка тарифов и количество свободных машин меньше. У меня не раз случалось, когда заходишь в приложение, а свободных машин по городу нет, хотя время не самое пробочное. Водители рассказывают, что всё дело в постоянно меняющихся условиях для водителей.

Uber что это и как работает. tariph up. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-tariph up. картинка Uber что это и как работает. картинка tariph up
За 2 недели цена за одну и ту же поездку на одном и том же тарифе (UberSTART) выросла почти вдвое

Когда Uber только появляется в городе, он предлагает хорошие условия водителям и пассажирам. Таксистам доплачивают за каждый заказ, а клиентам предлагают низкие цены, промокоды и постоянные акции.

Когда клиентская база наработана, Uber начинает постепенно повышать цены для пользователей и ухудшать условия для водителей.

Получалось так, что сначала в Uber работало очень много водителей — практически все таксисты с более-менее нормальными машинами в городе зарегистрировались там и получали много заказов. А потом цены повысились, поездок стало меньше и Uber перенёс издержки на плечи таксистов. Само собой, их стало меньше.

Затем Uber видимо догадались, что это неправильно, и улучшили условия для водителей, но сильно повысили тарифы для пассажиров. Например, в моем городе, Uber — самый дорогой сервис из троицы Uber-Яндекс-Gett.

Uber что это и как работает. uber norides 1. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-uber norides 1. картинка Uber что это и как работает. картинка uber norides 1
Тольятти, обеденное время, привычная картина: на самом доступном тарифе нет свободных машин

Сервис и отзывы

Ещё одно яркое отличие Uber в регионах и Москве — сервис. Дело в том, что когда в городе появляется новый сервис с вкусными условиями, то обычные таксисты сразу прилынивают к нему. Сами подумайте, какой может быть сервис у обычных таксистов. Дай бог, если они не проронят ни слова за всю дорогу и не включат радио «Ваня» — уже хорошо.

Оценка 5 звёзд в Москве и 5 звёзд в регионах — далеко не одно и то же. Мы, провинциалы, менее привередливые: довезли быстро и относительно комфортно и ладно.

Так что, москвичи, если вдруг будете заказывать Uber в каком-нибудь Воронеже или Красноярске, учитывайте это. Лучше сразу выбирайте тариф подороже.

Как экономить на UBER

Бесплатные поездки

Самый простой способ пользоваться Uber бесплатно — приглашать друзей по специальному коду и получать скидки и бонусы. Раньше можно было получить 400 бонусов на первую поездку, теперь дают скидку 100 рублей на 3 поездки.

В разных городах бонусы разные, но механика одинаковая: делитесь кодом, друг получает скидку на поездку и Uber засчитывает вам бонусы.

Uber что это и как работает. uber freerides 1. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-uber freerides 1. картинка Uber что это и как работает. картинка uber freerides 1
Найти пригласительный код можно в разделе «Бесплатные поездки».

Тарифы

В зависимости от региона у Uber разные цены на тарифы. На Uber Start к вам приедет обычная иномарка или отечественная машина. Как я рассказывал выше, в Тольятти ко мне не раз приезжали «Калины», «Гранты» и «Приоры».

Но были и другие ситуации: приезжали Kia Rio, Hyundai Accent, Chevrolet Captiva, Ford Focus.

На UberX вы получите машину более представительского класса, но и цена будет выше. Обычно, в городах России есть тарифы START и X. В Москве и некоторых других городах их больше.

Стоимость поездки в разных городах всегда разная — помните это. Если в Тольятти за 400 рублей можно доехать от центра то деревни в 20 км от города, то в Москве это доехать от центра до пределов ТТК.

Сейчас Uber подробно не расписывает, какая машина в каком тарифе к вам приедет. Это плохо, всё ограничивается описанием «доступные поездки на каждый день», из которого ничего не понятно.

Uber что это и как работает. tariph. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-tariph. картинка Uber что это и как работает. картинка tariph
Чтобы посмотреть подробную разбивку тарифов, нажмите на i в карточке.

Ещё тарифы различаются по времени присутствия Uber на рынке — если Uber появился в городе недавно, то тарифы будут дешевле. Смотрите на цену поездки в разных приложениях такси и выбирайте самый дешевый. Тут никаких секретов нет.

Промокоды

Ещё один способ экономить на поездках — промокоды. Uber на них очень щедра, когда только запускается в городе. Например, в Самаре и Тольятти, действовал промокод на скидку 50% за 10 последующих поездок в течение месяца.

Так я катался по городу около двух недель: цены выходили какие-то смешные. Например, я между районами ездил за 37 рублей. Маршрутка или автобус стоит 27 рублей.

Uber что это и как работает. deshevo. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-deshevo. картинка Uber что это и как работает. картинка deshevo
Когда работал промокод на скидку, поездка между районами была всего на 10 рублей дороже, чем билет на автобус.

Коэффициенты

Когда водителей на линии мало, а заявок много, Uber вводит повышающие коэффициенты. Их можно сразу увидеть на карточке заказа: там будет значок молнии и значение. Если коэффициент x1,5, то вы прокатитесь в полтора раза больше обычного тарифа.

Как решать проблемы и конфликты в UBER

Машину не подали, а деньги сняли

У меня было пару раз, когда машина не приехала или водитель не нашёл меня на парковке у торгового центра, а минимальный тариф списывали с карты. Тогда я обращался в техподдержку сервиса и они возвращали деньги в виде Uber-кредитов, которыми можно воспользоваться при оплате поездки. Главное — спокойно всё объяснить.

Машин нет

К сожалению, условия Uber со временем меняются, причем не в лучшую сторону, в том числе для таксистов. Из-за этого возникали ситуации, когда машины не приезжали. Таксистам было невыгодно работать с Uber, а пассажиры просто видели пустую карту без машин и пользовались другим приложением.

Если машин нет, то просто воспользуйтесь другой службой такси. Не рекомендую менять тариф — вряд ли вы согласитесь доехать до пункта назначения в полтора–два раза дороже.

Что в UBER хорошо

У UBER самое лучше приложение. Очень удобно вызывать машину одной кнопкой, красивые кнопки, анимации и меню. Приложением приятно пользоваться.

Адекватная клиентская поддержка. За всё время, что я пользуюсь сервисом, Uber всегда шёл навстречу, возвращал деньги, снимал нерадивых таксистов с линии.

Сразу показывают стоимость поездки. Когда вы выбираете пункт назначения, приложение сразу прикидывает, сколько будет стоить поездка на Uber.

Строгий отбор водителей. Мне почти никогда не встречались плохие таксисты. Ездить спокойно и аккуратно — норма для водителей Uber. Если же вам попадётся неадекватный, то просто оставляйте негативный отзыв и пишите в техподдержку. Если косяк большой — водителя уберут совсем.

Что плохо в UBER

Повышающие коэффициенты. Из-за них поездка на доступном UberSTART может стоить чуть ли не как на лимузине. Приходится искать альтернативные сервисы такси.

«Плавающая» цена поездки. В традиционных такси есть большой плюс: цена за поездку всегда фиксированная. В Uber и похожих как повезёт: если пробок нет, то может оказаться дешевле, чем на обычном такси, если есть — в несколько раз дороже.

В регионах может приехать старая машина. Uber понимает, что в некоторых городах не сможет набрать водителей с прекрасными автомобилями, поэтому берут почти всех желающих.

Что запомнить про UBER:

Источник

Uber: Обзор главных алгоритмов управления платформой

1. Введение

Онлайн-платформы пассажироперевозок, такие как Uber, DiDi и Yandex возникли достаточно недавно, при этом они быстро достигли внушительных размеров и, несмотря на свой небольшой возраст, существенно видоизменили и дополнили систему городского транспорта. Технологии и теоретические модели, используемые этими платформами (или разрабатываемые для них), на данный момент являются областью активных исследований для широкого спектра специалистов научного сообщества: экономистов, математиков, программистов и инженеров.

В этой статье мы (как представители команды Uber Marketplace Optimization) коротко представим взгляд изнутри на главные рычаги управления эффективностью онлайн-платформ: алгоритмы, отвечающие за диспетчерские решения (matching), динамическое ценообразование (dynamic pricing), а также представим одну из новых концепций — динамическое время назначения автомобиля (dynamic waiting). Основываясь на реальном практическом опыте, мы покажем, что все три алгоритма играют важную роль для создания системы с высокой производительностью и низким временем ожидания заказов как для пассажиров, так и для водителей.

Представленное описание алгоритмов будет носить ознакомительных характер и намеренно лишено технической глубины и строгости. Заинтересовавшийся читатель приглашается изучить оригинал статьи (Dynamic Pricing and Matching in Ride-Hailing Platforms — N.Korolko, D.Woodard, C.Yan, H.Zhu — 2019), опубликованной исследователями из отдела Uber Marketplace, по мотивам которой этот краткий ознакомительный обзор и создан.

2. Описание главных алгоритмов

За последнее десятилетие индустрия транспортных решений развивается стремительными темпами благодаря новым концептуальным идеям и технологиям, таким как онлайн-платформы пассажироперевозок, разработка самоуправляемых автомобилей и автомобилей с электродвигателем. Синергия этих технологий, над которой одновременно работают многие компании и лаборатории, обещает огромный прорыв в снижении удельной стоимости пассажироперевозок не много не мало в 10 раз на дистанции в пару десятилетий.

Наиболее взрывной рост из этого списка технологий на данный момент демонстрируют онлайн-платформы пассажироперевозок. Например, компания Uber за 10 лет своего существования сгенерировала более 10 миллиардов поездок в более чем 80 странах и 700 городах по всему миру [Figure 1]. Мировой рынок таких онлайн перевозок обещает достигнуть невероятного размера в 285 миллиардов долларов к 2030 году. Поэтому неудивительно, что эффективность таких платформ, динамически контролирующих двухсторонний рынок пассажиров и водителей, имеет огромное практическое значение.

Uber что это и как работает. image loader. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-image loader. картинка Uber что это и как работает. картинка image loader

Эмпирические исследования показывают, что автоматизированные алгоритмы обработки данных, маршрутизации, ценообразования и назначения заказов позволяют онлайн-платформам добиться более высокой утилизации рабочего времени водителей и менее длительного ожидания автомобиля пассажирами по сравнению с классическим сервисом такси. Причем две эти ключевые характеристики системы (утилизация времени водителей и время ожидания пассажиром) тесно связаны с надежностью и устойчивостью сервиса: внезапные локальные вспышки спроса (например, по завершении крупного концерта или в канун Нового Года) могут существенно ухудшить обе метрики, делая тем самым использование сервиса малопривлекательным для обеих сторон рынка. Это происходит из-за того, что находящиеся на линии в зоне высокого спроса водители быстро получают малую часть общего числа заказов, а на оставшуюся часть заказов назначаются водители из удаленных районов. Это увеличивает время подачи автомобиля, которое чаще всего не оплачивается водителю (а значит уменьшает его заработок в единицу времени), и одновременно формирует негативное впечатление у пассажира. Таким образом обе стороны, использующие платформу, начинают меньше ее использовать. Из-за этого обе метрики начинают ухудшаться еще больше, тем самым закручивая нисходящую спираль производительности платформы в направлении нулевой эффективности. В англоязычной литературе этот негативный феномен называется Wild Goose Chase (WGC), дословный перевод которого — “преследование дикого гуся”.

Две ключевые технологии, направленные на повышение устойчивости и производительности платформы — это алгоритмы распределения заказов и динамического ценообразования. Первая технология контролирует диспетчерские решения, а динамическое ценообразование в режиме реального времени балансирует крайне волатильное соотношение спроса и предложения на пассажироперевозки. Динамическое ценообразование критически необходимо для поддержания работоспособности системы, снижения времени ожидания подачи автомобиля и повышения количества водителей в периоды высокого спроса. Более того, эмпирические и теоретические исследования показывают, что динамическое ценообразование позволяет уменьшить масштабы патологически опасного эффекта WGC.

2.1 Алгоритмы распределения заказов (matching)

Простейшим диспетчерским алгоритмом назначения водителя на заказ является так называемый протокол назначения ближайшего водителя (first-dispatch protocol). Несмотря на свою простоту и неплохие практические показатели эффективности, легко показать, что данный алгоритм является малоэффективным в большом количестве часто возникающих ситуаций. Во-первых, он выбирает водителя только из той подгруппы водителей, которые свободны в момент заказа, игнорируя тех водителей, которые могут быть близки к завершению поездки в непосредственной близости от нового заказа [Figure 4]. Во-вторых, этот простой алгоритм учитывает только информацию о системе в данный период времени, в то время как чаще всего платформе может быть доступна достаточно точная информация о том, что произойдет с потоком заказов и пространственным распределением водителей в ближайшем будущем. В литературе класс похожих задач, дающих практические рецепты как такая информация может быть использована для улучшения качества алгоритма, носит название “проблема K серверов” (The K-server problem).

Uber что это и как работает. image loader. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-image loader. картинка Uber что это и как работает. картинка image loader

Другое популярное семейство диспетчерских алгоритмов основано на идее объединения группы заказов на поездки в рамках небольшого временного интервала и решения агрегированной оптимизационной задачи о попарном назначении. Другими словами, вместо моментального и последовательного назначения автомобиля на каждый индивидуальный заказ, система собирает информацию о поступающих заказах и с некоторой периодичностью распределяет накопившиеся заказы между имеющимися на линии водителями. Если какие-то заказы остаются без назначенного водителя, то они остаются в системе и участвуют в задаче распределения следующего временного шага. Целевая функция оптимизационной задачи, решаемой на каждом шаге, может включать в себя широкий спектр метрик, характеризующих качество генерируемых диспетчерских назначений: время ожидания автомобиля пассажиром, расстояние между заказом и назначенным водителем, вероятность отмены заказа пассажиром или водителем, итд.

На практике диспетчерские алгоритмы выглядят намного сложнее, так как они должны учитывать большое количество особенностей разных продуктов, одновременно представленных в интерфейсе приложения. Например, автомобили, зарегистрированные на платформе, могут быть разных классов комфорта и разной вместимости. Некоторые продукты онлайн-платформ подразумевают одновременное использование одного автомобиля разными пассажирами (UberPool, Lyft Line), в том случае если их маршруты оказываются достаточно близки. Более того, диспетчерские решения часто должны учитывать предпочтения водителей по зонам обслуживания и направлениям поступающих им заказов. Таким образом, спектр возникающих оптимизационных задач, направленных на повышение эффективности диспетчерских решений, которые к тому же необходимо решать в режиме реального времени, непрерывно пополняется новыми все более сложными формулировками.

2.2 Алгоритмы динамического ценообразования (Dynamic pricing)

Одной из главных операционных сложностей управления онлайн-платформой пассажироперевозок является непрерывно меняющиеся в пространстве и времени объемы спроса и предложения на услуги такси. На рисунке ниже [Figure 5] изображено отношение количества онлайн-запросов на поездки со стороны пассажиров и количества часов, которое водители провели на линии, для двух районов Сан-Франциско: финансового центра и спального района Сансет на окраине города. Данный график хорошо иллюстрирует высокую волатильность и отсутствие баланса между спросом и предложением (соотношение которых иногда может принимать крайне высокие значения), а также разнообразие поведения этого баланса в зависимости от географической локации.

Uber что это и как работает. image loader. Uber что это и как работает фото. Uber что это и как работает-image loader. картинка Uber что это и как работает. картинка image loader

Для того, чтобы контролировать баланс спроса и предложения в пространстве и времени, онлайн-платформы используют алгоритмы динамического ценообразования, которые в режиме реального времени повышают базовый тариф, если количество поступающих со стороны пассажиров заказов существенно превышает количество свободных водителей. Польза от динамического ценообразования для поддержания стабильной работы платформы подтверждается большим количеством теоретических моделей, экспериментов и эмпирических наблюдений, связанных с рекордно высокими нагрузками на систему. Такие нагрузки могут случаться из-за большого количества предсказуемых и не очень причин: неблагоприятные погодные условия, массовые мероприятия, неисправная работа системы общественного транспорта, итд. В случае некорректной работы алгоритма ценообразования, при резком увеличении количества запросов со стороны пассажиров (или при резком снижении количества доступных автомобилей) можно наблюдать очень низкую долю пассажиров, к которым в итоге назначается автомобиль и неудовлетворительно высокое время его подачи. Ключевая роль динамического ценообразования для онлайн-платформы — это дать возможность любому пользователю в любом месте и в любой момент времени вызвать такси. Даже если предложенный тариф будет выше обычного, это будет более благоприятным вариантом, чем поставить пользователя платформы (которому срочно может быть нужна машина) в известность, что в данный момент доступных машин нет в наличии.

Популярные методы моделирования динамического ценообразования включают в себя экономические модели, описывающие стационарное состояние системы (steady-state models), модели динамического программирования, регрессионный анализ, а также оптимизационные модели, описывающие сетевые эффекты (network optimization). Недавние исследования экономистов (Castillo, 2017) показали, что динамическое повышение тарифа также позволяет платформе избежать попадания в зону негативного эффекта WGC, о котором мы говорили выше.

У динамического ценообразования есть и объективные недостатки. Во-первых, финальная цена на поездку, которую пассажиры видят при заказе такси, может существенно варьироваться из-за волатильности спроса и предложения, тем самым повышая непредсказуемость тарифа на одном и том же маршруте. С другой стороны, водители онлайн-платформ часто имеют доступ к информации в приложении о тех районах города, где активен повышающий коэффициент. Однако, из-за высокой волатильности этого коэффициента к тому времени как водитель переместится в зону более высоких цен, тариф может вернуться к базовым значениям. Более того, автоматическое повышение тарифа алгоритмом может побуждать водителей кооперироваться и искусственно создавать на локальном рынке ситуации нехватки автомобилей, доступных для заказа, тем самым активируя повышающие коэффициенты на поездки. Безусловно, такое скоординированное поведение водителей несложно обнаружить для платформ, обрабатывающих большое количество данных о заказах, и принять необходимые защитные действия, однако для пассажиров такой опыт искусственно завышенных цен может оказаться неудовлетворительным.

2.3 Динамическое время назначения автомобиля (Dynamic waiting)

Чтобы избежать проблем, связанных с динамическим ценообразованием, на практике применяются и другие алгоритмы, позволяющие сбалансировать спрос и предложение, а также избежать попадания системы в зону эффекта WGC. К ним относится идея ограничения максимального расстояния между заказом и назначаемым водителем (Maximum Dispatch Radius), а также формирование очереди заказов на поездки (queueing), поступающих в систему, заменяющее моментальное назначение водителя на каждый заказ.

Более новой концепцией, направленной на замену или дополнение динамического повышения цен, является механизм динамического контроля времени ожидания до назначения автомобиля (dynamic waiting). Один из вариантов этого механизма используется в продукте Express Pool, недавно запущенном компанией Uber на некоторых крупных рынках. Данный вид пассажироперевозок отличается максимально низким тарифами и подразумевает одновременное использование одного автомобиля несколькими независимыми пассажирами для совершения попутных поездок.

Общая идея механизма динамического времени назначения состоит в следующем. Для пассажира, заказывающего поездку, приложение не назначает водителя моментально, а предлагает подождать, но не более чем некоторое наперед обозначенное количество времени (типичные верхние границы составляют 2 или 5 минут). Причем назначение водителя может произойти в любой момент, удобный для платформы: от моментального до указанной верхней границы. В данном случае суммарное время ожидания автомобиля пассажиром состоит из двух (почти независимых) частей: время до назначения водителя и время от его назначения до прибытия на место заказа. Доставленное пассажиру неудобство ожидания компенсируется более низким тарифом.

Со стороны платформы дополнительная степень свободы со временем назначения водителей на заказы используется следующим образом. Так как продукт подразумевает комбинирование заказов и назначение одного автомобиля на одновременную перевозку нескольких пассажиров, то дополнительное время на сбор информации позволяет увеличить количество комбинаторных вариантов и в результате сгенерировать более эффективные поездки. В этом случае метрикой эффективности может являться, к примеру, близость маршрутов пассажиров, попадающих в один автомобиль. Очевидно, что как только платформа находит достаточно высокоэффективную комбинацию поездки, она тут же делает необходимое назначение водителя и оповещает всех ее участников. Если же удачная и удобная комбинация не найдена, то платформа направляет индивидуального водителя каждому из сделавших заказ пассажиров.

Описанный механизм в первую очередь оптимизирует диспетчерские решения и время, когда эти решения принимаются, причем он может быть использован одновременно с динамической оптимизацией цен. Теоретическая модель, разработанная и проанализированная в оригинале основной статьи, демонстрирует, что одновременная оптимизация цен и времени имеет большое количество преимуществ: она позволяет снизить волатильность тарифов, снизить риски эффекта WGC, а также увеличить общее количество поездок, генерируемых платформой в единицу времени. Более того, данные варианты перевозок являются экономически более выгодным как для водителей (которые одновременно получают несколько пассажиров, оплачивающих поездку), так и для пассажиров (которые получают скидку в обмен на гибкость со временем ожидания).

3. Заключение

В этой статье мы кратко описали основные оптимизационные задачи управления, которые решают онлайн-платформы пассажироперевозок для обеспечения стабильной работы и повышения своей эффективности. К таким задачам относятся построение диспетчерских алгоритмов, алгоритмов динамического ценообразования и динамического определения времени назначения водителя. Одновременное управление данными рычагами позволяет добиться высоких показателей утилизации времени водителей, низкого времени ожидания автомобиля и количества поездок, генерируемых платформой, в единицу времени. Класс указанных задач постоянно пополняется новыми, все более реалистичными примерами, открывая широкие горизонты для теоретических и практических исследований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *