В чем заключается сущность искусства
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Сущность искусства. Происхождение искусства. Функции искусства
Сущность искусства
Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, “овеществляются” различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.
Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы “фрагментарное” мышление о мире, “забывая” все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Синтетическим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека.
Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.
Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.
Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.
По делу:
Классификация:
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное,танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
Виды искусств | Статические | Динамические |
Изобразительные | живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотоискусство,граффити, комикс | немое кино |
Зрелищные | театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство | |
Неизобразительные (выразительные) | архитектура, литература | музыка, хореография, балет, радиоискусство |
По форме развития искусства различают в пространстве (в определённой географической местности) и во времени (в определённую эпоху).
По утилитарности искусства делятся на прикладные (выполняющие, помимо эстетической, и какую-нибудь бытовую функцию) и изящные («чистые», никакой, кроме эстетической, функции не выполняющие).
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
В зависимости от субъекта, объекта и способа представления или какого-то их устойчивого, идейно обоснованного, сочетания искусство может подразделяться на жанры (драма, натюрморт, сюита и т. п.) и на стили (классицизм, импрессионизм, джаз и т. п.).
По критериям намеренного эстетического воздействия или мастерства исполнения при определённых условиях искусством можно называть любой вид деятельности. — Для этого достаточно, чтобы деятель рассматривал результат своей деятельности как особый, трудноповторимый, опыт, пожелал бы проявить его посредством своих действий и связаться с другими людьми исключительно по поводу этого опыта. Так, например, мы говорим об искусстве резьбы по дереву, искусстве одеваться, искусстве создавать букеты, о боевых искусствах, искусстве предпринимательства и т. п.
Нужно помнить, что критерии отнесения к искусству, как и содержание самого термина «искусство», не являются раз и навсегда данными. В постоянно меняющемся мире возможен пересмотр тех или иных устоявшихся ценностей, изменение в восприятии тех или иных форм выражения. Искусство может оказаться устаревшим или даже утраченным. С другой стороны, новые виды деятельности, не существовавшие прежде, могут претендовать и на звание нового искусства. Дискуссии о классификации искусства вряд ли когда-нибудь прекратятся.
Иногда вместо термина искусство применяют синоним иностранного происхождения арт: пиксел-арт, ОРФО-арт, арт-терапия, боди-арт (один из видов авангардного искусства), видеоарт, саунд-арт, нет-арт.
Происхождение искусства
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.
Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.
Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.
Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.
Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.
Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. “В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы”.
Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Функции искусства
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.
Искусство выполняет следующие функции:
Искусство. Функции и виды искусства.
Понятие искусства.
Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).
Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.
Цели искусства:
Функции искусства.
Виды искусства.
Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.
По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:
По времени создания:
По соотношению время-пространство:
По количеству используемых компонентов:
Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.
Что такое искусство, виды и функции искусства
Иоанн Златоуст об искусстве: Что ни изобрело бы искусство, если плоды
изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если
содействует познанию Владыки. Не подвергались порицанию гусли, когда на
них прославлялся Творец. Так, блаженный Давид, устроив гусли, не
осквернил их дурныи песнями, но воспевал на них священные слова — и его
гусли и от Бога получили освящение, и демонов обращали в бегство.
Видишь ли, что всякое искусство, если оно обращено на
угодное Богу, ни в каком случае не будет дурным? Но все ли у нас бывает
согласно с этим намерением?
Что такое искусство: определение
Слово «искусство» произошло от старославянского искоусъ — опыт, испытание. И это довольно точно передает определение слова искусства. Художники делятся с нами своим эмпирическим опытом, скульпторы передают духовные переживания. Словари дают сразу несколько определений слова «искусство».
История искусства
Искусство зародилось вместе с появлением жизни человека на земле, ведь даже наскальные рисунки — это вид искусства. При этом историю искусства, знакомого современному человеку ведут все же от средиземноморской античности. Ведь в более древние времена искусство служило, скорее, решению практических проблем. Первобытное искусство нередко было связано с языческими верованиями, ритуалами и обрядами. К искусству относят музыку и танцы, которые были самым распространенным первобытным искусством.
Античный мир обязан появлению искусства древним цивилизациям:
Древнегреческие мастера первыми смогли показать красоту и грацию человеческого тела. Они были достаточно физиологичны и человек был изображен уже не схематично, а все более и более реалистично.
Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, а за разные направления в искусстве отвечали музы.
Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».
Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.
Мельпомена занималась трагедией.
Талия – любительница комедии и легкой поэзии.
Эрато – главная по любовной поэзии.
Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.
Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.
Следующим значимым периодом было западное средневековье, которое сосредоточилось на духовной жизни человека, библейских сюжетах, высших ценностях. Многие считают этот период период искусства самым продуктивным и значимым для современного человечества.
В исламских странах ввиду запрета на изображение человека искусство было в основном декоративно прикладным и сводилось к:
В странах Востока процветали:
Западный Ренессанс обратился к гуманистическим ценностям и материальному миру. Появились новые художественные стили:
В XX веке особым успехом пользовался модернизм. Следом наступила эпоха постмодерна. Искусство постоянно развивается, следуя за настроениями общества и оправдывая свое определение — опыт. Человеческий опыт, который передается с помощью картин, скульптур, песен и танцев.
Функции искусства
Функции искусства также делят на:
Виды искусства
Читайте также
В чем же состоит сущность и смысл искусства?
Человеческое жизнетворчество уже само по себе «искусство». Искусство не сразу стало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до великого древнегреческого философа Платона искусством называлось и умение строить дома, и врачевание, и управление государством, и философствование… Это широкое толкование слова: умение, мастерство, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу.
Что же такое искусство как таковое?
В чем отличие искусства от других феноменов культуры, которые также предоставляют человеку возможность реализовать свои потребности? Ответ на этот вопрос следует искать в неразрывной связи искусства с реальностью. Жизнь человека полна изменчивости, человек оказывается втянутым в это вечное изменение внешней действительности и внутреннего мира. Человек может искать способы приспособления или преодоления этой изменчивости: накапливая и применяя знания, он выстраивает вокруг себя мир культуры, защищающий его от непредсказуемости природы. Так деятельность человека превращается в борьбу за выживание. Но человек открыл для себя иной способ существования – не приспосабливаться и бороться с окружающей реальностью, но играть с ней.Умение играть, присущее даже животным, человек начинает использовать не только как способ научения чему-то или передачи знания, но как универсальный способ сосуществования человека с миром и другими людьми.
Игровая сущность искусства сложна и многогранна. Во-первых, игра как основа искусства – это способ раскрытия творческих способностей человека, его освобождение от социальных условностей и личных комплексов. Игра – сфера эмоционально насыщенного общения, поэтому она может объединить людей разных возрастов, различного социального статуса и профессии. Т.о., игра выступает как позитивное творческое начало.
Высшая ценность любой игры не только в результате, но и в самом процессе. Здесь важны 2 момента: острые эмоциональные переживания участников и наблюдателей и четко установленные правила. Поэтому в искусстве, как в игре важно, чтобы обе стороны не только были максимально вовлечены в игру, но и соблюдали правила игры.
Искусство – это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении. Искусство – это диалог с миром.
В слове «искусство» заложено другое ключевое слово культуры: «искусность», индивидуальное мастерство – то, что отделяет креативную, духовную сущность человека от инстинктивной биологической запрограммированности Природы. Искусство рождается от удивления миром, от неудовлетворенности им, от острой потребности в самовыражении и собеседнике. Художественное чувство заложено в каждом человеке как его сущностная, родовая черта. Различается лишь «градус» художественности (великое искусство или посредственное, профессиональное или любительское).
Искусство всегда носит глубоко авторский характер, пронизано индивидуальностью своего создателя.
Искусство давно было осознано как эффективный способ трансляции идей, что рождало намерение поставить его себе на службу (политике, религии и пр.). Однако, сама природа искусства противилась такому использованию: для передачи уже готовых философских, религиозных или политических идей. Эти идеи все равно, так или иначе, преобразуются в сфере искусства, проходят интерпретацию, эмоц ионально окрашиваются в зависимости от художника.
Искусство стало уникальным средством восполнения неполноты и ограниченности обычной человеческой жизни. Искусство служит дополнением реальности своеобразной компенсацией нехватки чего-либо в жизни. Искусство удваивает реальность, а иногда пытается предложить ей замену. В искусстве человек как бы живет дополнительно искусственно сотворенной жизнью, помогает выплеснуть эмоции и восполнить их недостаток. Воспринимая художественное произведение, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем. Т.е. наши нереализованные возможности компенсируются при общении с искусством.
Только в искусстве возможен особый эффект присутствия и самоотождествления с реалиями (событиями) художественной жизни; только здесь возникает возможность примерить на себя множество иных (художественных) жизненных судеб, исторических ситуаций. Тем самым, искусство «лепит», воспитывает личность («а я смог бы так?», «приемлю ли я это?» и т.п.), становясь действенным средством умножения жизненного кругозора и опыта человека. Искусство – это своеобразная «конденсация» культуры: в нем концентрированно представлено неизмеримо больше жизненных явлений, чем представляет нам жизнь в ее реальном измерении.
Сконцентрированная в искусстве жизнь воздействует на все «этажи» человеческого сознания: на разум, чувства, волю. Человеческие поступки, отображенные в произведении, предстают уже пройденными через призму общественных идеалов. Поэтому, искусство одновременно и изображает жизнь, и дает ей оценку, и учит, и моделирует.
Искусство – признанная форма «воспитания чувств» в человеке, особенно литература. В самом деле, именно искусство настраивало в человеке особую, высокую шкалу культурного отношения к жизни: признания в любви, красивого, поэтического восприятия природы, Родины и т.п.
Искусство – одна из форм образного познания жизни и человека. Одни формы общественного сознания опираются на мышление понятиями: это мир фактов, логики, теоретических абстракций. Таков путь философии и науки. Другие – на мышление образами, живыми, эмоциональными, цельными. Таковы миф, религия и искусство.
Понятийное мышление – вторично, искусственно, кратковременно, требует специальных логических усилий и специального терминологического аппарата исследования. Образное же мышление исходно, первично, естественно: с него и начиналось осмысление и освоение человеком мира. Именно образный мир – свой для человека. Не случайно, ситуация отдохновения, релаксации немедленно погружает человека в свободную игру воображения и ассоциативных параллелей. Даже речь наша – насквозь образна. Понятно, что «неба»» в строгом смысле слова нет, однако, смотрим мы «на небо», говорим: «снег кружится», «мороз рисует», «звезда упала», а «вулкан проснулся». Ничто не может изменить нашей потребности образно воспринимать и выражать мир. Это и создает вокруг нас ощущение обжитого, родного «культурного дома».
Наука основана на системе специализированного, дробного, расщепленного знания. Это – анализ в первую очередь, «чистое», рассудочное знание, т.к. целью его является проникновение в тайны материи. В свою очередь, философия тяготеет к обобщению и всеобщности, абстрагированию. И научное, и философское знание лишено эмоционально-чувственных характеристик, в нем нет, и не может быть «живого человека».
Искусство, кем и где бы оно ни создавалось или воспринималось, создает особое пространство. Художественное пространство пронизано различными границами: это может быть театральная рампа, рама картины, телевизионный экран, первая страница книги и так далее – все это разные варианты границы вымышленного и реального мира. Это хорошо видно на примере театра как особого пространства, в котором переплетается максимально возможное количество границ. Первое – «отграничение» реальное: театр как здание, совокупность разных сценографических объектов… Второе – «отграничение» культурное: человек приходит в театр, воспринимая его как особое культурное учреждение, в котором действуют определенные законы, правила поведения, традиции. Театр в этом случае выступает как особое замкнутое культурное пространство. Третье – «отграничение» художественное: театр как место, в котором «зарождается жизнь» в виде спектакля, оказываясь отграниченным от остального мира за счет переживания зрителями и актерами художественных образов в художественном пространстве. Способность преодолевать границы между своим восприятием мира и восприятием художника напрямую связана с подвижностью внутреннего мира человека.
Граница, разделяющая вымышленный и реальный мир, не может преодолеваться полностью, иначе это приводит к нарушению художественного пространства и исчезновению искусства. Очень важно для потребителя продукта художественной культуры понимать, что этот продукт – не реальность, а лишь авторское видение реальности. Иначе – игра может приниматься за реальность и вызвать неадекватную реакцию.
Искусство – это «изображение жизни в форме самой жизни», когда порождается небывалый эффект жизненной правды, а художественные истории эмоционально переживаются как самые настоящие. А.С.Пушкин сказал, что в искусстве доминируют три главные эмоции – Смех, Жалость, Ужас, породившие целую палитру художественных жанров (комедия, трагедия, мелодрама).
Искусство на протяжении всей истории мировой культуры является специфической системой накопления и передачи опыта в особой языковой системе, использующей в качестве инструментов цвет, ритм, формы, объемы, звуки и т.д. Информация хранится в образах, знаках, символах, в текстах и вещах и т.д. Существуют институты, занимающиеся накоплением и сохранением культурной информации: музей, галерея, театр, филармония. Т.е., художественная культура – естественная память общества, коллективная память и индивидуальные впечатления.
Искусство стало результатом двух встречных процессов в деятельности человека: внешнего: через труд, познание. Общение и оценку и внутреннего: через самосозидание, самопознание, самообщение (внутренний диалог), самооценку.
В художественном произведении социально значимое субъективируется, принимает личностную форму (тысячи возможных жизней собираются в едином «Я» автора), а затем этот обогащенный художественно-авторский опыт возвращается к людям, публике.
У искусства 2 главные особенности: его мир – не есть сугубо порождение чистого вымысла, он всегда воспринимается как реальность, настоящая жизнь. Но одновременно эта реальность – лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Художник интуитивно вкладывает в свое произведение и нечто, идущее из сферы бессознательного. В результате подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов. Зачем же необходимо человеку искусство? В отличие от других видов деятельности искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Только в искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, так же как творит свой мир природа. В отличие от научного, «фрагментарного», «специального» мышления о мире, искусство активизирует в человеке все его духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и воображение.
Искусство реализует потребность человека в диалоге (про себя). Искусство и рождается как диалог: произведение это исповедь автора о том, что гнетет его дух, о том, каким должен быть мир. Искусство не создается самодовольными людьми, а только людьми, способными удивляться миру, ищущими, переживающими. Освобождение достигается через исповедь, через приобщению к своим мыслям других людей, способных к сопереживанию. В этом – великая этическая миссия искусства. Эффект катарсиса в искусстве означает духовное сопереживание художественной истории и как результат – собственное морально-эстетическое самоосвобождение, самоочищение.
Диалогическая функция напрямую связана с функцией обновления культуры. Искусство – есть диалог автора и зрителя (слушателя, читателя), в результате которого появляется нечто новое (эмоция, идея, мысль, смысл). Т.о., каждая встреча с искусством потенциально является своеобразным экспериментом.
Т.о., восприятие произведения искусства – это всегда диалог: обе стороны соучаствуют в обмене идеями. Произведение искусства становится посредником между автором и зрителем, одновременно являющимся соавтором.
Главным механизмом создания произведений искусства является открытие автором художественных образов.
Что же такое художественный образ?
Чтобы быть общедоступным, художественный образ должен обладать узнаваемой формой, но при этом не потерять своей уникальности. Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Т.о., он выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни.
Художественный образ может быть разным по масштабу и уровню обобщения (микрообраз, макрообраз, мегаобраз). Художественная образность одновременно и жизненно конкретна и типизирована (Остап Бендер, Дон Кихот, Е.Онегин – и индивидуальны, неповторимы, и узнаваемы, типичны для своего времени). Для художника важно ухватить и отразить срез жизни в целом.
Таким образом, в художественном образе сбалансированы индивидуальное и типическое, этнонациональное и общечеловеческое, рационально-логическое и эмоциональное (А.Блок: «И хлад ума, и жар души»). Типизация стала для искусства средством выявления сущностного в многообразных и изменчивых явлениях жизни.
С точки зрения способа бытия художественный образ есть единство чувственных, материальных и смысловых, идеальных аспектов. Так, скульптура О.Родена «Мыслитель» представляет из себя художественный образ в единстве внутреннего духовного содержания (мучительно рефлексирующий человек) и внешнего материального, бронзового воплощения.
У каждого художника – своё отношение к действительности, свой «магический кристалл» личного восприятия и отражения жизни. Только фиксируя жизненно-значимое, существенное, а не случайное, совершается художественное открытие. Художественное творчество – это единство противоположных сторон: отражения и созидания. Материальное превращается в идеальное, а затем идеальное вновь трансформируется в материальное, но на качественно новом (художественном) уровне. Таким образом, осуществляется: 1) «общее через личностное»; 2) «общее в форме индивидуального и конкретного».
Никакой иной способ познания, кроме художественного, не даёт эффекта непосредственного присутствия при восприятии изображаемого. Художественный образ эмоционально окрашен и реально представим. Конкретный эпизод или единичное происшествие («Собачье сердце» М.Булгакова, «Котлован» А.Платонова, рассказы А.Чехова…) могут одновременно раскрывать смысл грандиозных социальных потрясений.
Художественный образ обладает способностью достраиваться в сознании адресата, достраиваться силой его собственного воображения. Восприятие художественного образа помогает извлечь из нашего сознания мир ранее неведомых нам мыслей, чувств, эмоций. Автор (художник) нажимает лишь три клавиши, а в сознании его адресата должна зазвучать целая мелодия, только найти эти три искомые клавиши – удел гениев. «Великое – в малом», «Чтоб словам было тесно, а мыслям просторно», «Искусство рождается в неволе, а умирает на свободе»- вот принципы искусства.
Концентрированному образному обобщению сложных процессов действительности способствуют различные операции с художественным временем (остановки, растягивания, поворот вспять, начало «с конца», соединение различных временных потоков и т.п.) и пространством. М. Бахтин ввел понятие художественного «времени-пространства» или «хронотопа» в произведении.
Творчество и восприятие произведений искусства немыслимо без богатства художественного воображения. Согласно Й.Гете, художественное воображение – это «фантазия об истинности реального». Художественный образ с трудом, если вообще поддается объяснению и пониманию со стороны. Он не доступен аналитическому расчленению по частям (деталям). «Разобранные детали» художественного образа ничего не дают к объяснению его феномена. Существует «тайна образа». Но существует и общая «формула» художественного созидания: «всё через немногое», свобода через художественное самоограничение. «Болтливая обстоятельность» свойственна лишь ремесленникам от искусства. Гений назовёт лишь минимум штрихов создаваемого образа («тайна отбора»), но таких, которые в адресате искусства вызовут представление о его полножизненном и всеобъемлющем богатстве и многогранности. Один (автор) стимулирует творческое воображение других (читателей, слушателей, зрителей). Нажатие «3-х клавиш» вызывает звучание – в нас – целой симфонии»:
«… У тётушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец,
Всё белится Лукерья Львовна,
Всё так же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп,
У Пелагеи Николаевны всё тот же друг мосье Финмуш
и тот же шпиц, и тот же муж…»
(здесь: художественное обобщение в нескольких штрихах застоявшейся московской дворянской среды «скучных тётушек», куда попадает Т.Ларина в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина).
Т.о., возникает феномен художественного со-участия адресата в произведении.
Если автор всё делает за адресата, «тычет» ему готовые выводы, перечисляет массу ненужных признаков и лишних эпитетов, то, перегруженный такой информацией, художественный текст теряет свою «художественность». Искусство, как и все настоящие человеческие чувства, строится скорее на недомолвках. Великие художественные образы демонстрируют и возможность видеть в «банальном» неповторимое (например, эпизод образа Лунной ночи в чеховской «Чайке»).
Таким образом, избранный художником «волшебный признак» способен безошибочно мобилизовать множество других, отражение которых хранятся в «кладовых памяти» нашего личного жизненного опыта.
Создавая художественные образы, художник в этот момент полностью в них вживается. Этому помогает воображение и личный жизненный опыт. Не пережитый лично, образ не будет обладать необходимой степенью убедительности.
Так, Г.Флобер, описывая в романе сцену отравления Эммы Бовари, ощутил в тот момент вкус мышьяка во рту и действительно сам чувствовал себя очень плохо. П.Чайковский, сочиняя музыкальную сцену смерти графини в опере «Пиковая дама», ощущал в этот момент весь ужас положения своего героя Германа и, по собственному признанию, плакал.
Однако, полное самоотождествление себя с создаваемыми героями опасно для автора: необходима всё же «дистанция», ощущение невидимой грани реального и условного миров, присутствие голоса собственного «Я». Психологическое «раздвоение» автора вызвано необходимостью внешнего самоконтроля, самокритики.
Поэтому то, в создании художественного образа так велика роль воображения: просто житейский опыт, наблюдение или реальная история, как бы захватывающа она не была, не дают ничего готового. Всё должно быть найдено самим художником. Только художественное воображение перечеркнёт неважное, выделит существенное во имя целостности, живой убедительности образа.
М.Гончаров: «Художественная правда и правда действительности не одно и то же. Учёный ничего не создаёт, а открывает готовую и скрытую в природе правду, а художник создаёт подобие правды, т.е. наблюдаемая им правда отражается в его фантазии и он переносит эти отражения в своё произведение. Явление, переносимое целиком из жизни в произведение, потеряет истинность действительности и не станет художественной правдой».
Э.Делакруа видел в природе «Словарь», в котором художник ищет нужные «слова» для своей поэмы.
Л.Толстой: «Я думаю, если писать прямо с натуры одного какого-либо человека, то это выйдет совсем не типично, а получится нечто единичное, исключительное и неинтересное. Нужно наблюдать многих людей, чтобы создать определённый тип».
Не случайно, любил бесцельно бродить по Петербургу Ф.Достоевский, присматриваясь к незнакомым прохожим, изучая по их лицам характеры, рисуя в воображении возможные жизненные судьбы. Любил ходить в лондонские предместья и Ч.Диккенс. Гельвеций писал: «Гений – это продолженное внимание».
А.Пушкин рассказывал Вяземскому, что если ему нравилась на балу какая-то женщина, то уходя, он мысленно моделировал дальнейшую ситуацию знакомства, продолжал быть с нею…
Значимость реального житейского опыта для автора очень велика: так, Бальзак служил у адвоката, занимался торговлей, был печатником и пивоваром, участвовал в судебных процессах, имел дело с ростовщиками и к возрасту 29 лет собрал колоссальный материал для написания своей «Человеческой комедии».
У художника обострённое чувство памяти (закон «психологического сохранения»). Здесь действует принцип: «Найти – значит вспомнить». В частности, у него обострена «ассоциативная память».
Историография нередко воспроизводит прошлое фрагментарно, произвольно, тенденциозно толкует ход событий. Художественное же произведение, в свою очередь, вносит в мир исторических фактов порядок, последовательность, сближает разъединённое, делает всеобщее – индивидуально сопричастным, показывает внутреннее единство событий, концентрирует в немногих образах и типических ситуациях главные силы эпохи. Тем самым, художник в своем произведении приводит в порядок «хаос» окружающего мира.
И.Гете: «Искусство не стремится состязаться с природой во всей её широте и глубине, оно держится на поверхности явлений природы, но у него есть своя собственная глубина, своя собственная сила. Оно фиксирует высочайшие моменты этих поверхностных явлений, обнаруживая то, что в них есть закономерного – совершенство целесообразных пропорций, вершину красоты, достоинство смыслового значения, высоту страстей. Так, художник, признательный природе, которая произвела и его самого, приносит ей обратно некую вторую природу, но природу, рождённую из чувства и мысли, природу, человечески завершенную».
Во имя создания убедительного художественного образа Художник вправе и отступить от исторической достоверности (таковы, например, драма «Борис Годунов» А.Пушкина и одноименная опера М.Мусоргского, такова картина «Утро стрелецкой казни» Сурикова). Художник вправе отказаться от «фотографической точности» изображения ( например, в картине «Меньшиков в Березове» Сурикова).
Т.о., в искусстве своя – художественная правда, которая никогда не совпадает с реальной. Искусство не существует вне условности, поскольку у него своя природа, свои законы создания и восприятия. Условность означает нетождественность искусства – реальности. Происходит создание новой – художественной реальности, но создание психологическое. Стремление некоторых авторов к абсолютному жизненному правдоподобию в искусстве оборачивается чудовищной фальшью. Об этом отлично сказал Г.Гегель: «Существуют портреты, до отвратительности похожие».
Формула восприятия искусства превосходно передана А.С.Пушкиным: «Над вымыслом слезами обольюсь».
Произведения искусства возникают во времени, а существуют вне времени. Искусство призвано поддерживать в людях чувство исторической памяти, способствовать диалогу ушедших и будущих поколений. Искусство показывает, что в истории преходяще, а что вечно. Поэтому, произведения искусства не способны состариться, они всегда будут актуальны: одновременно и несут дух своего времени, и способны к новому историческому прочтению, новой художественной интерпретации.
Настоящее искусство не опускается до уровня обслуживания низменных вкусов толпы. Оно не угодничает перед властью, не служит частным политическим интересам, в противном случае оно становится ангажированным или конъюнктурным.
Главная тема искусства – ускользающая из жизни человечность. Речь идет о драме людского равнодушия, малодушия, предательства. Однако, художник всегда (явно или неявно) предлагает для своего адресата-собеседника пути выхода из самой тяжелой жизненной ситуации. Поэтому, искусство – это всегда художественное человековедение.