убеждение ученики должны всегда слушаться учителя является каким
Убеждение и внушение как основные методы воздействия учителя на ученика
Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным и могущественным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. В основе внушения лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, человек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависимости от опыта совместной с ними деятельности.
Главное, что отличает внушение от других видов влияния (убеждение, заражение, подражание) – это существенное снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Конечно, жизнь учит каждого подвергать информацию анализу на достоверность, но все и всегда проверить невозможно. И все же, пытаясь избежать ошибок при выборе “либо верить, либо нет”, мы требуем аргументации, но если к ней прибегаем, то налицо процесс убеждения.
Однако нередко человек и не стремится проверить достоверность информации, проявляя изначальную доверчивость к источнику информации. Именно подобное доверительное расположение и служит основой, на которой строится внушение. В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание. Б.Ф.Поршнев определяет внушение как полное, безоговорочное доверие, при котором слова говорящего с абсолютной необходимостью вызывают у слушающего те самые представления, образы, ощущения, которые изначально имелись в виду.
Внушение – психологическое воздействие одного лица на другое или группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли.
Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчивом воздействии может последовать совсем обратная реакция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но действие внушения распространяется практически на каждого.
Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это прежде всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведения о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно пропорциональна его возрасту. Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично. Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, каждое ваше слово для него – святая истина. С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается сомнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может существенно подорвать авторитет педагога.
Внушаемость повышается или снижается в зависимости от функционального состояния организма. Больные или уставшие люди легче поддаются внушению, чем здоровые и бодрые. Бодрый человек собран, уставший – расслаблен и рассеян.
Состояние рассеянности способствует повышению внушаемости. Причина повышения внушаемости в состоянии утомления заключается в том, что нервное или физическое истощение снижает общий тонус коры головного мозга. К такому же результату приводит и переживание (даже недолгое) астенических чувств, таких, например, как страх или растерянность. Следует отметить, что внушаемость повышается не только при снижении тонуса, но и в состоянии чрезмерного возбуждения. У людей, находящихся во власти эмоций, блокируется не только критичность мышления, но и контроль за своим поведением. Бурным эмоциональным состоянием можно “заразиться”.
Однако состояние здоровья и эмоциональный настрой – величины переменные. Существуют и более стабильные характеристики, определяющие склонность человека к внушению, – это его уровень критичности. Люди с низкой критичностью мышления как бы изначально предрасположены к внушению. Конечно, нельзя не признать, что многое будет определять ситуация, в которой осуществляется внушающее воздействие.
Личностные характеристики также обусловливают внушаемость человека. К этим личностным характеристикам относятся консерватизм и доверчивость. Люди консервативные, негибкие дольше держатся за идеи, взгляды, которые приняли раньше, и в этой связи старые авторитеты имеют на них внушающее воздействие значительно более долгое время. Консерватизм как черта характера может просматриваться и у тех учащихся, кто не спорит, соглашается, кого чаще всего воспринимают как спокойных, основательных.
Недоверчивых можно определить по имеющемуся у них собственному мнению по многим вопросам, они, кстати, реже подвергаются обману. Они не любят, чтобы ими командовали, свою точку зрения высказывают прямо. Доверчивые, наоборот, легко соглашаются с другими, как правило, они не страдают от ревности и не стремятся к конкуренции. Стремление к соперничеству не свойственно доверчивым людям, поэтому они чаще идут на компромисс.
Эффективность внушения зависит не только от особенностей личности, на которую воздействуют, но и от особенностей самого внушающего. Главным условием, обеспечивающим успех внушения, является уверенность внушающего в безусловной истинности того, что он говорит. Сказанное твердо и уверенно воспринимается с большим доверием, нежели произнесенное скороговоркой, сбивчиво. Эффективность внушения также зависит от авторитета воздействующего. Авторитетному больше доверяют, ссылка на авторитет располагает к доверию. На эффективность внушения влияет и обстановка воздействия. Апартаменты директорского кабинета, например, больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре. В то же время никакая атрибутика не поможет, если содержание внушения расходится с действительностью.
Психологическая характеристика общественных отношений также сказывается на склонности субъекта к внушению. Замечено, что в различных типах обществ специфичность общественных отношений оказывает влияние на особенности социального восприятия индивидов. В определенной степени это сказывается и на критичности людей. В обществах тоталитарных и авторитарных степень критичности к поступающей информации в целом значительно ниже, чем в обществах либерально-демократических. Это связано с тем, что многие области общественного бытия в недемократических обществах закрыты для критики, а установки на ограничение критики в любой сфере неизбежно сказываются на общем уровне критичности тех, кто воспитан в этих условиях. Следует отметить, что общее снижение критичности в обществе обязательно приводит к повышению индивидуальной внушаемости.
Нет необходимости доказывать положительные стороны доверительных отношений. Общество, основанное на взаимном недоверии, не в состоянии функционировать, хотя недоверие должно присутствовать в обществе, но в разумных пределах. В этой связи актуален вопрос о способах снижения недоверия. Один из них – это умение убедительно доказывать занятую позицию. Но есть ряд и других приемов, к которым можно отнести ссылки на авторитетные источники, высшие авторитеты, различные клятвы.
Косвенным приемом снижения недоверия можно считать дискредитацию лиц, ранее оказавших влияние на сознание воспитанника. Этот прием можно оценивать либо со знаком плюс, либо со знаком минус, в зависимости от того, как мы оцениваем предшествующее воздействие с позиции нравственной ценности. Но главным способом снятия недоверия остаются логические доводы и аргументы. Апелляция к логике при защите тезиса позволяет опереться на проверенные истины, а использование примеров дает возможность соотнести аргументы с имеющимся личным опытом и чувственным восприятием. Но применение логических доводов – это уже воздействие убеждением.
Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться его большей эффективности:
· если вы хотите внушить что-нибудь другому человеку, смотрите ему в глаза; держитесь спокойно;
· говорите властно и ни в коем случае не проявляйте нервозность;
· ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими;
· главный элемент, определяющий внушающую силу речи, – интонация. Располагая к себе человека, используют доверительную интонацию, а чтобы вызвать недоверие к кому-либо, прибегают к пренебрежительному тону;
· ключевые слова или фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентированно;
· для создания требуемого настроения бывают важны не только слова, но и умело выдержанные паузы;
· к важным элементам внушения относятся также мимика и жесты.
Однако нужно помнить, что злоупотреблять внушением нельзя. Если человек принимает не опирающуюся на факты информацию как достоверную, то отказаться потом от сложившейся точки зрения чрезвычайно трудно. Внушенная информация прочно входит в сознание человека. Переубедить человека можно тогда, когда в его сознании происходит процесс замещения одних аргументов другими. А когда этих аргументов вовсе не было, процесс замещения становится большой проблемой.
В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:
а) преднамеренное внушение;
б) непреднамеренное внушение.
Преднамеренное внушение представляет собой целенаправленное и сознательно организуемое психологическое воздействие, при котором внушающий знает, что и кому он хочет внушить и в соответствии с этим подбирает приемы внушения. Наиболее часто преднамеренное внушение проявляется в отдельных репликах учителя в адрес ученика: “Умница”, “Хорошо”, “У вас заметные успехи”; в доброжелательном, подбадривающем взгляде, улыбке, в интонации голоса, наконец, во внешнем виде учителя: его собранности, подтянутости, оптимистическом настрое, мажорности отношений с классом, с отдельными учениками.
Например, ученик 5-го класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: “Проверила ваши сочинения. Одно из лучших – у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске!
При непреднамеренном внушении учитель-воспитатель не ставит перед собой цель – внушить ученику ту или иную мысль, действие, поступок, однако его замечания типа: “Ну, я вижу, ты просто неисправим”, “Ты как всегда упрям и говоришь только глупости”, – вопреки желанию педагога могут внушить ученику нежелательные состояния и особенности. Непреднамеренно можно формировать и положительные качества личности.
По способу воздействия внушение может быть прямым и косвенным. При прямом воздействии внушающий открыто призывает внушаемого к совершению определенного действия или удерживает от него: “Теперь ты всегда будешь прилежно готовить уроки”. К прямому педагогическому внушению относятся внушающие наставления, команды, приказы.
Удельный вес внушающего наставления, по сравнению с другими методами, невелик. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство в работе с трудными детьми, а также с детьми, теряющими контроль за своим поведением под влиянием эмоций.
Косвенное внушение рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение излагается не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого-либо случая или намека, которые воспринимаются школьником и влияют на его поведение.
Косвенное внушение более приемлемо для школьников, чем прямое педагогическое внушение, так как воспитанники не любят, как писал А.С. Макаренко, подвергаться специальным педагогическим процедурам, и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает противодействие.
Основными формами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение или косвенное осуждение.
Намек – воздействие на эмоции и установку школьника путем шутки, иронии, совета, аналогии. Ученику, отлынивающему от работы, учитель заботливо говорит: “Ты случайно не устал?”.
Внушающее косвенное одобрение применяется для воспитания у школьника чувства уверенности в своих силах и возможностях, для стимулирования активности учащихся (“Мне кажется, что наиболее точно передан характер персонажей в сочинении Тани”).
Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Оно наиболее эффективно в младшем школьном и подростковом возрасте. Воздействуя на эмоциональную сферу, косвенное внушение ставит школьника в позицию оценки своих поступков и побуждает к правильным действиям.
Сила внушающего воздействия педагога во многом определяется техникой речи педагога, его умением владеть голосом, интонационно передавать свои чувства, не злоупотреблять такими средствами выразительности речи, как мимика, жест.
Убеждение – метод педагогического воздействия, при котором воспитатель обращается к сознанию, чувствам и опыту детей с целью формирования у воспитуемых сознательного отношения к действительности.
Убеждение, являясь также вербальным воздействием, принципиально отличается от внушения. Понятие “убеждение” включает, с одной стороны, воздействие, влияние на сознание личности, а с другой – результат этого процесса как устойчивую систему взглядов, на основе которых формируется потенциальная готовность личности действовать.
Убеждение – воздействие, в значительной мере опирающееся на интеллект слушающего, апелляция к его знаниям, логическому мышлению, жизненному опыту. Позиция, сложившаяся в результате убеждения, при всей своей твердости поддается пересмотру. Наличие убеждений свидетельствует о социальной зрелости личности. Процесс убеждения позволяет развивать у учащихся их логические возможности, способствует раскрытию творческого потенциала.
В принципе, аргументация в процессе убеждения может строиться либо от конкретного к более общему (индуктивный способ), либо от общего к частному (дедуктивный способ). Чем меньше человек знает о предмете рассуждения, тем эффективнее первый способ подбора аргументов. Еще Аристотель в своей книге “Риторика” выделял два способа доказательства истины: пример и силлогизм. Разница между ними заключается в том, что в примере основой рассуждения является частный случай, а в силлогизме – общее положение. Пример нагляднее, а силлогизм доказательнее. Итак, основой процесса убеждения является аргументация. Есть ряд правил, которые необходимо учитывать в процессе построения убеждения:
– нельзя использовать аргументы, не являющиеся очевидными для учеников;
– в поиске аргументов надо хорошо ориентироваться в объеме знаний учащихся;
– аргументы должны быть истинными и очевидными для учеников;
– количество аргументов должно быть достаточным для доказательства;
– вначале следует использовать наиболее сильные аргументы, но не все;
– часть сильных аргументов важно привести в заключении, ибо лучше всего запоминается не только первая, но и последняя фраза;
– самый эмоциональный и лаконичный аргумент должен прозвучать последним (лучше всего запоминается не только рациональный смысл, но и его эмоциональное содержание);
– учитывая особенности памяти, а также время, необходимое для осмысления информации, следует повторять главную мысль, используя многообразие синонимов;
– в подборе аргументов важно учитывать жизненный опыт ученика, не допуская существенного расхождения между тем, что говорит учитель, и мнением, уже существующим у учеников;
– необходимо учитывать эмоциональное отношение к фактам. Поколебать убеждения, сложившиеся на основе эмоционального отношения, очень часто не могут никакие логические доводы. Однако следует учитывать, что эмоциональное отношение к событию не всегда устойчиво, и эффективность воздействия может быть достигнута позднее;
– мнение, сложившееся в результате дискуссии или спора, наиболее устойчиво, чем мнение, которое создалось в результате монологического воздействия и пассивного принятия чьей-то точки зрения.
Существуют своеобразные барьеры, снижающие эффективность процесса убеждения. Уже упоминалось об эмоционально-негативном отношении оппонента к рассматриваемому факту. Барьером является и стремление оппонента сохранить высокую самооценку. Многие считают, что признаться в своей неправоте – значит упасть в собственных глазах. По этой причине и учитель может не согласиться с учеником, несмотря на его разумные доводы, которые, однако, противоречат мнению самого педагога. Статусное различие является основой болезненного восприятия руководителем ситуации собственной “неправоты”. Необходимо скорректировать восприятие подобных ситуаций. Признание своей неправоты вовсе не означает крах профессиональной компетентности.
Барьером, существенно снижающим эффективность воздействия убеждением, являются доводы и аргументы, высказываемые в нетактичной форме, обидные и язвительные замечания.
Однако бывают барьеры вербального воздействия (внушение, убеждение) иного порядка, связанные с непониманием. Б.Ф.Поршнев выделяет четыре уровня непонимания: фонетический, семантический, стилистический и логический.
Фонетическое непонимание может быть от незначительного (отдельные слова) до полного. Если с нами будут говорить на непонятном для нас языке (иностранный язык, которого мы не знаем) можно не беспокоиться о возможности воздействия – оно не может состояться. Неполное понимание будет не только тогда, когда произносят непонятные слова, но и тогда, когда о знакомых вещах говорят очень быстро, обнаруживая плохую дикцию, произношение, когда слова подкрепляются неадекватными для слушающего жестами.
Семантический уровень непонимания связан с разным смысловым содержанием одних и тех же слов. Расхождение может быть от незначительного до существенного и даже противоположного. Часто именно семантическое непонимание возникает в общении детей и взрослых. Психологи, лингвисты в этих случаях говорят об урезанности семантических полей слов в детской речи. Как правило, семантический уровень непонимания проявляется в том случае, если существует расхождение в ассоциациях, знаниях того культурного контекста, который позволяет адекватно воспринимать не только происходящее, буквальное значение слов и выражений, но и другие подразумевающие смыслы.
Особенно отчетливо можно проследить семантическое непонимание при употреблении жаргонов. Однако жаргон используется не только для сообщения, он является своеобразным паролем для принятия в соответствующий социум. Жаргон не всегда несет в себе желание говорящего быть понятым. Существует научный, профессиональный, студенческий, подростковый жаргон.
Стилистический уровень непонимания. Стиль сообщения, стиль коммуникации так же, как и фонетика, и семантика, отражает групповую принадлежность говорящего. Если стиль коммуникации воспринимается как “чужой”, а тем более как “враждебный”, то понимание не состоится. Следует учитывать, что различение (дифференциация) “своего” и “чужого” происходит не по объективным признакам стиля, а по субъективным представлениям слушающего. Важно отметить, что стиль – это не только способ вербального сообщения, но и способ достижения соответствия и его формы, и его содержания.
Логический уровень непонимания связан с неприятием логики и аргументов говорящего.
Все перечисленное можно отнести к внешним барьерам, они как бы не допускают саму информацию к восприятию, осмыслению и ее принятию. Однако есть барьеры, которые возводятся человеком уже после того, как информация принята, и чаще всего “на веру”, без аргументации. Но информация бывает неприятной и даже опасной, и тогда ее либо “выбрасывают”, либо “дисквалифицируют”, т.е. придают ей другое значение. Неприятную информацию можно просто постараться забыть. Можно избегать размышлений, представлений о надвигающихся проблемах. Получив нежелательную информацию, можно впоследствии снизить надежность, авторитетность источника этой информации, и тогда ее еще легче забыть. Можно подвергнуть саму информацию сомнению и тоже постепенно забыть.
Если мы хотим усилить эффективность воздействия, необходимо стремиться к преодолению не только внешних барьеров, но и внутренних. Общение – процесс двусторонний. Преодолеть барьеры можно взаимным стремлением привлечь и поддержать внимание. Новизна информации, ее интенсивность и эмоциональная окрашенность способствуют решению этой задачи.
Внимание привлекают и актуальность содержания информации для слушающего, и экстравагантность сообщения. Приемы привлечения внимания весьма разнообразны. Но любое постороннее воздействие может отвлечь внимание, тем более если оно неустойчиво в силу возрастных особенностей. Весьма значительно снижает внимание монотонное, однообразное изложение, с чем нужно бороться, меняя громкость голоса, ритм речи. Можно акцентировать внимание фразами “важно отметить, что. ”, “необходимо подчеркнуть, что. ”, “обращаю внимание, что. ” и т.д. Зрительный контакт тоже способствует поддержанию внимания.
Преодоление стилистического барьера возможно четко структурированной информацией, благодаря чему она не только хорошо воспринимается, но и лучше запоминается. Существует два основных приема структурирования информации: правило рамки и правило цепи.
Рамку в общении (будь то разговор, сообщение, лекция, доклад. ) задают начало и конец разговора. Сначала должны быть изложены цели, задачи, перспективы, предполагаемые результаты. В конце подводятся итоги, обозначается степень достижения цели. Например, начало: “Я хотел бы обсудить с тобой. ” И конец: “Итак, мы договорились”. Правило рамки обосновывается психологическим законом, открытым в конце XIX в.
Немецкий психолог Герман Эббингауз установил так называемый фактор ряда, суть которого заключается в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Структурирование сообщения может быть достигнуто и за счет применения правила цепи, основанного на том, что содержание информации должно иметь некую форму, цепь взаимосвязанных фактов, сведений. Цепь создается простым перечислением (во-первых, во-вторых, в-третьих); можно привести в действие ранговую цепь (сначала сказать о самом главном и постепенно перейти к менее существенному); логическая цепь выстраивается посредством рассуждения и вскрытия причинно-следственных связей (если это верно, тогда мы должны принять то-то, или: раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно). Именно хорошо продуманная цепь рассуждений позволяет улучшить понимание и запоминание.
Преодоление логического барьера возможно только с учетом логических возможностей собеседника (ученика). Силу аргументов можно использовать по возрастающей (восходящей) – от начала до конца, и, наоборот, по убывающей (нисходящей), т.е. к самым убедительным аргументам прибегают вначале. Выбор способа аргументации определяется заинтересованностью и уровнем образованности слушающего. В том случае, если слушающий не слишком заинтересован темой сообщения, и целью говорящего является пробудить его внимание, то наиболее сильный и важный аргумент следует привести сразу.
Было установлено, что односторонняя аргументация (аргументы либо только “за”, либо только “против”) более действенна, когда она укрепляет уже имеющиеся позиции, взгляды, убеждения. Двусторонняя аргументация (т.е. одни аргументы “за”, другие – “против”) больше действует на людей, изначально имеющих другую точку зрения, нежели та, которая излагается говорящим.
Используя различные приемы аргументации, мы пытаемся управлять мышлением слушающего (учитель управляет мыслительным процессом ученика). Кстати, управлять мышлением можно и с помощью риторического вопроса (вопрос, не требующий ответа). Задавая подобные вопросы, мы призываем слушателя к размышлению.
Особо следует остановиться на таком важном моменте педагогического воздействия, как выдвижение требования, поскольку с него очень часто начинается воздействие учителя и на сознание, и на чувства, и на волю ученика.
Понимание и принятие выдвинутого требования позволяет ученику занять активно положительную позицию. Беспрекословность, исключающая понимание требования, воспитывает в детях некритичность к своим и чужим действиям и поступкам, формирует избыточную доверчивость.
При подавлении инициативы ребенка за пределами указаний старших, при сдерживании формирования навыков ориентирования в непривычных обстоятельствах и в принятии решений происходит отставание в развитии самостоятельности. Давно замечено, что подростки, у которых деспотия старших подавляет самостоятельность, инициативу, волю, обнаруживают недоразвитие способности оценивать ситуацию и действия других лиц, понимать их характер, строить предположения об их намерениях, что способствует тому, что они легко попадают под влияние других.
Привычная зависимость от старших позднее переходит в черту личности, которая так и называется – “зависимость” и которая существенно снижает способность личности к социальной адаптации. Поэтому так важно, выдвигая педагогическое требование, достигать его понимания и принятия со стороны ученика.
Требование, которое мы выдвигаем, может быть высказано спокойно, в деловом тоне и резко. Педагогом определяется разумность той или иной интонации, однако следует учитывать, что через интонацию передается эмоциональный настрой, и раздражение, например, транслируется легче всего.
Требование может быть выдвинуто как в прямой, так и в косвенной форме. Если мы говорим: “Не делай. ”, “Не ходи. ”, “Не бери. ”, “Я запрещаю. ”, “Ты должен это сделать” и т.д., то это прямое выражение требования. Как показывает практика, прямое выдвижение требования – даже в работе с младшими школьниками – не всегда эффективно. Уже в возрасте 10-11 лет, а в отдельных случаях и раньше, возникает потребность общаться со старшими на равных. Поэтому разумнее чаще использовать косвенные формы выражения требования. Варианты косвенного выражения требования весьма разнообразны: требование-совет, требование в игровой форме, требование доверием, требование выражением недоверия, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение, требование-осуждение, условное требование, требование-вопрос (подумайте, какие еще возможны варианты).
Когда мы используем косвенную форму выражения требования, мы оставляем ощущение свободы выбора. Очень важно научиться не бояться выбирать, но что не менее важно – формировать ответственность за сделанный выбор. В форме требования-совета ситуация выбора четко обозначена. “Я тебе не советую так делать (поступать, одеваться). ”, но конечное решение остается за ребенком. Когда мы не давим, не принуждаем, когда есть свобода выбора, тогда у ребенка повышается чувствительность к тому, что мы говорим, потому что появляется ответственность за принятое им решение.
Требование в игровой форме можно использовать во взаимодействии с учащимися разных возрастов. Создание игровой ситуации – это творчество педагога. В игровой форме можно, например, выдвинуть требование тишины, когда вместо прямого требования “Тихо!” предлагается игра “Замри!”.
Требование доверием эффективно при заниженной самооценке ученика: “Я знаю, что это трудно, сложно, непросто, но я верю, что у тебя это получится”.
Эффективна форма выдвижения требования в виде просьбы. Требование как одобрение или осуждение выражается в вашем восклицании, возмущении, удивлении. Иногда возникают ситуации, когда вы не можете со всей очевидностью предвидеть возможность выполнения требования, тогда оно приобретает условный характер: “Будет возможность – исполни, попробуй выполнить”.
Эффективность результата предъявляемого требования зависит не только от тона, в котором высказывается требование, вида требования (прямое или косвенное), но и от учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Обязательно нужно оценивать ситуацию, в которой выдвигается требование. Очень важна и цель, которой добивается учитель.
Сопротивление требованиям усиливается, если ученик не только не разделяет поставленных педагогом целей, но и скептически относится к его личности. Именно тогда требование воспринимается как неприкрытое давление, и ученик будет искать способы, чтобы его игнорировать. Давление обеспечивает желаемый успех лишь в тех случаях, когда за невыполнение предъявленных требований могут быть применены карательные санкции.
Требование послушания ребенка с первого слова, стремление мгновенно подавить его эмоции – показатель невысокой культуры взрослого. Важно, чтобы ребенок понимал, как взрослый относится к качеству выполненного им требования. Оценка взрослого помогает разобраться ребенку в уже совершенных поступках. Обида, вызванная пусть даже заслуженной, но внутренне не принятой оценкой, озлобляет ученика.
Однако следует учитывать, что самые худшие результаты поведения, деятельности обнаруживаются не у тех, кого порицают, а у тех, кого не оценивают вообще. Так называемые “незамеченные” ученики могут все хуже и хуже работать, влияние класса (социальной группы) снижается. Личность становится эмоционально невыразительной. Поэтому, стремясь снизить количество негативных оценок, нельзя забывать о необходимости позитивных. В то же время надо иметь в виду, что частое использование оценочных суждений в конечном итоге приглушает чувствительность к их восприятию.
Необходимо отметить, что убеждение и внушение часто настолько тесно связаны между собой, что их нельзя четко дифференцировать. Общие черты убеждения и внушения следующие:
1) основным средством влияния как при убеждении, так и при внушении является слово;
2) по результатам воздействия в большинстве случаев трудно различить, является ли соответствующий акт поведения воспитанника следствием внушения или следствием убеждающего воздействия.
Убеждение, произнесенное тусклым, безразличным тоном, при безжизненной мимике преподавателя, даже при безукоризненной логике часто оказывается бесполезным, также как и внушение невозможно, если нарушаются законы логики.
Следовательно, убеждение и вербальное (словесное) внушение тесно взаимосвязаны и часто выступают в качестве единого, комплексного средства воздействия на психику человека. Убеждения должны носить внушающий характер, также как и внушение обязано подготовить почву для убеждений. Основное отличие убеждения от внушения можно считать условным, так как в любом случае слово действует как на сознание, так и на чувства. Одна и та же мысль может быть высказана и в виде убеждающего воздействия, и в виде внушения, поскольку помимо словесной формы, выражающей смысл информации, в контексте всегда реализуются компоненты педагогической деятельности, которые могут усилить или ослабить этот смысл.