уборщица это какой персонал
Уборщица это какой персонал
5. Категории персонала
В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
классификатора профессий рабочих;
классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.
33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.
К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:
33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;
33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;
33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;
33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;
33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;
33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;
33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;
33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;
33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.
34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.
К руководителям, в частности, относятся:
директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;
главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;
К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.
35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.
К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.
Классификация персонала
Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.
Что такое «персонал», его признаки
Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.
У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.
Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.
На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:
После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.
Категории персонала
Делят на производственный и непроизводственный.
Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.
Производственный штат предприятия подразделяется на категории:
Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.
Кто и как классифицирует персонал
Международная организация труда делит трудящихся на три категории:
В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:
В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:
Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:
Классификация работников в организациях
Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:
В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:
Работников также делят:
Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:
Для чего нужна классификация и примеры ее использования
Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.
Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.
Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.
Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.
Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.
Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.
Какие существуют категории персонала
Прямого распределения работников по категориям персонала законодательством не предусмотрено. На практике персонал разделяют на две большие категории: административный персонал и производственный персонал. В некоторых случаях выделяют также обслуживающий, оперативный, технический, линейный и непромышленный персонал.
Персонал организации состоит из работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, специальности с указанием квалификации (ч. 1 ст. 15 ТК РФ).
Соответственно, его можно классифицировать по категориям исходя из выполняемых функций и квалификации.
Профессиональный состав персонала в организации зависит от специфики ее деятельности, характера продукции или услуг, которые предоставляются, а также уровня технического оснащения.
При выборе кадровой модели и порядка отнесения работников к определенным категориям необходимо закрепить в ЛНА положения, регламентирующие отнесение персонала к той или иной категории.
Разделение работников может осуществляться не только по функциональному и профессионально-квалификационному признакам, но и по характеру участия в технологическом процессе.
В таком случае можно выделить такие категории, как технический персонал, оперативный персонал, линейный персонал, непромышленный персонал.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
Производственный персонал
К основным рабочим относят работников, непосредственно создающих товарную (валовую) продукцию предприятий и занятых осуществлением технологических процессов, то есть изменением форм, размеров, положения, состояния, структуры, физических, химических и других свойств предметов труда (шахтер, автослесарь, крановщик, штукатур, машинист, монтажник, наладчик оборудования, плавильщик металлов, формовщик, оператор установки, водитель, кочегар, механик, сварщик, столяр, токарь и др.).
Профессии, которые относятся к основным рабочим, могут различаться в зависимости от общей сферы деятельности организации. Так, к категории основных рабочих могут относиться работники, расходы на оплату труда которых составляют основу производственной себестоимости.
К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств (медсестры, санитары, фельдшеры, операторы копировальных и множительных машин, охранники, плотники, подсобные рабочие, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и т.п.).
Рабочих внутри каждой категории можно классифицировать на сдельщиков и повременщиков в зависимости от установленной в организации системы оплаты труда для разных должностей.
Линейный персонал
К линейному персоналу относятся, в частности, лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне (п. 3.4 ГОСТ Р 55201-2012, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст).
Из приведенного определения следует, что к линейному персоналу можно отнести работников, имеющих квалификацию и обладающих определенными профессиональными навыками (например, электрики, слесари, операторы и т.п.), то есть те работники, которые находятся на начальных позициях и обеспечивают жизнедеятельность конкретных объектов.
Однако на практике к линейному персоналу работодатели, как правило, относят должности, не требующие особого опыта работы или квалификации. Это могут быть низкоквалифицированные специалисты, которые могут работать без применения специализированных знаний. Для освоения должностных обязанностей достаточно пройти вводный курс обучения и короткую стажировку. К этой категории можно отнести промоутеров, продавцов на торговых точках, операторов на телефоне и т.д.
Технический персонал
Как правило, к категории технического персонала относятся работники, которые по своим должностным обязанностям обеспечивают и обслуживают деятельность руководства и специалистов при выработке и реализации ими управленческих решений.
Должностные обязанности данной категории персонала связаны с исполнением вспомогательных функций: подготовки, оформления, контроля документов, технического и хозяйственного обслуживания. На практике к техническому персоналу относят уборщиков помещений, мойщиков, садовников, подсобных рабочих, секретарей и т.п.
Таким образом, работники, занимающие должности инженера, техника, агронома, относятся к ИТР независимо от того, имеют они высшее, среднее специальное образование или только практический опыт работы (Методика N 9).
Работодатель может отнести к ИТР следующих работников:
• работников научно-конструкторских и проектировочных отделов и бюро в организации, основной сферой деятельности которых является разработка чертежей и специализированной конструкторской документации;
• работников IT-сферы (системных администраторов, иных работников в сфере информационных технологий, которые работают непосредственно для обеспечения бесперебойной работы самой организации);
• технологов, то есть работников, которые занимаются описанием технологических процессов, а также разработкой технических документов.
Оперативный персонал
К оперативному персоналу относятся, в частности, работники, непосредственно воздействующие на органы управления энергоустановок и осуществляющие управление и обслуживание энергоустановок в смене (п. 2.6 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 N 49).
В сфере атомной энергетики под оперативным персоналом понимается эксплуатационный персонал из числа работников атомной станции, находящийся на дежурстве в смене и допущенный к оперативному управлению технологическими процессами на атомной станции (п. 13 Требований, утв. Постановлением Госатомнадзора России от 15.04.1997 N 2).
В отношении иных сфер деятельности законодательство не устанавливает использование данной категории в качестве обязательной.
Конкретный перечень должностей работников, которые относятся к оперативному персоналу, работодатель также вправе закрепить в ЛНА. К примеру, к оперативному персоналу можно отнести слесарей, электромонтеров, электромонтажников, сантехников, то есть тех работников, которые осуществляют оперативную работу.
Иные категории персонала
Помимо указанных выше категорий на практике также выделяют обслуживающий и непромышленный персонал.
Обслуживающий персонал осуществляет функции по обслуживанию служебных помещений и производственного персонала организации (уборщики, дворники, курьеры, водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.) (п. 36 Инструкции N 17-10-0370).
Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации.
В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.
К непромышленному персоналу относятся работники, которые не связаны с производством и его обслуживанием (работники жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы, состоящих на балансе организации). Классификация групп работников непромышленного персонала содержится в п. 32 Инструкции N 17-10-0370.
Должностные обязанности уборщицы: образец
Уборщица, как и любой другой сотрудник, в своей работе руководствуется специальной инструкцией. Именно в этом документе обозначены должностные обязанности уборщицы, которые ложатся на ее плечи в тот момент, когда она переходит порог вверенного ей помещения. Но кто составляет данную инструкцию и что в ней должно быть указано? Об этом и поговорим.
Начать следует с того, что должностная инструкция – это официальный документ. Следовательно, она должна быть составлена под четким надзором руководства, дабы в полной мере отображать их представления о спектре обязанностей сотрудника. Также в ней в обязательном порядке ставится подпись директора предприятия и его печать.
Общая информация о требованиях к обслуживающему персоналу
Несмотря на то что должностные обязанности уборщицы не требуют специального образования, все же их нельзя назвать очевидными. Поэтому в инструкции необходимо указать все важные моменты, связанные с этой работой.
Например, следует обозначить, как часто нужно убирать то или иное помещение. Также очень важно описать методы и способы очистки: сухая, влажная, с применением дезинфицирующих средств или без них и т. д.
Также должностные обязанности уборщицы во многом зависят от конкретного типа помещений. Ведь способ уборки офиса сильно отличается от того, что применяют в пищевых блоках. Следовательно, составляя должностную инструкцию, необходимо учитывать все ключевые особенности конкретного предприятия или организации.
Как составить должностную инструкцию?
Для составления должностной инструкции можно использовать готовый шаблон. Однако следует понимать, что это лишь образец, а значит, его еще придется доработать, ссылаясь на собственные потребности и взгляды.
Но при этом нужно помнить и то, что все пункты этого документа не должны противоречить тем законам и нормам, что установлены трудовым законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция уборщицы: образец
1.1. Уборщица – это сотрудник технического персонала.
1.2. Претендовать на данную должность могут лица, достигшие 18 лет и имеющие аттестат, подтверждающий окончание средней школы.
1.3. Уборщица должна знать:
1.4. Принять на указанную должность может главный детектор или его заместитель по охране труда.
1.5. Уборщица подчиняется непосредственно руководителю предприятия или завхозу.
1.6. Во время отсутствия уборщицы ее обязанности ложатся на лицо, назначенное на эту должность детектором или его заместителем. При этом он обязан в точности выполнять все те предписания, что и постоянный сотрудник.
2. Должностные обязанности уборщицы. Этот сотрудник выполняет следующую работу:
2.1. Проводит уборку всех закрепленных за ним помещений, лестниц, а также прилегающих к ним территорий.
2.2. Очищает от грязи и пыли всю мебель, полки, стеллажи и батареи.
2.3. С помощью вверенного инструмента моет пол, стены, лестницы, окна, двери и так далее.
2.4. Выбрасывает весь мусор из баков и контейнеров в установленное для этого место.
2.5. Проводит уборку санузла и душевых кабинок, использую для этого соответствующие чистящие средства.
2.6. Следит за общим санитарным состоянием предприятия.
2.7. Самостоятельно получает все необходимые инструменты и растворы и несет ответственность за них в дальнейшем.
2.8. Соблюдает все установленные на предприятии нормы и правила трудового распорядка.
3. Права. Уборщица имеет право:
3.1. Знакомиться со всей необходимой для работы информацией: документами, установленными нормами, трудовым распорядком, иерархией и так далее.
3.2. Вносить собственные предложения по улучшению работы.
3.3. Требовать от руководства соблюдения всех правил, установленных данной инструкцией.
3.4. Уйти в отпуск по истечении указанного в трудовом законодательстве срока.
4. Ответственность. Уборщица несет ответственность:
4.1. За нежелание исполнять свои должностные обязанности, обозначенные в данном документе.
4.2. За несоблюдение норм и законов, установленных трудовым кодексом Российской Федерации.
4.3. За пренебрежительное отношение к работе, инструменту и моющим средствам.
4.4. За правонарушения, совершенные по собственной воле или неумышленно, повлекшие за собой материальные потери со стороны предприятия.
Данная инструкция содержит только общие должностные обязанности уборщицы. Для составления более целенаправленной версии документа необходимо учесть всю специфику будущей работы. Приведем несколько примеров, дабы наглядно продемонстрировать все вышесказанное.
Должностные обязанности уборщицы в школе
При составлении должностной инструкции школьной уборщицы следует четко указать все то, что она должна делать, и что не входит в круг её обязанностей. Ведь в зависимости от политики школы к уборке в классных помещениях могут привлекать как обычные ученики, так и педагоги.
Также следует указать, сколько раз необходимо мыть коридоры и лестницы, ведь в школе они довольно быстро пачкаются. Причиной тому дети, которые бегают по ним во время школьных перемен.
Должностные обязанности уборщицы служебных помещений
Данная категория обслуживающего персонала является наиболее распространенной. Ведь уборщица нужна практически на каждом предприятии, независимо от его размеров и сферы предоставляемых услуг.
В этом случае необходимо находить индивидуальный подход для каждой организации в отдельности. Так, например, должностные обязанности уборщицы в офисе нацелены прежде всего на создание приятной рабочей атмосферы. Сотрудниц должна протирать пыль, поддерживать чистоту в залах, ухаживать за растениями и так далее.
Чистота в супермаркетах и магазинах
В особую категорию необходимо выделить тех, кто работает в торговых центрах и магазинах. Причиной тому – повышенные требования к санитарным нормам, которые регулярно проверяются соответствующими службами.
Как известно, в должностные обязанности уборщицы магазина входит уборка в торговых помещениях. Речь идет о мытье полов и обработке оборудования. В инструкции в обязательном порядке должны быть указаны методы и способы дезинфекции полок, прилавков, ящиков, холодильников и так далее.