уборщицы какой вид персонала
Профстандарт уборщика служебных помещений
Профессиональный стандарт уборщика служебных помещений в государственном секторе носит обязательный характер, а в бизнес-сфере его используют для актуализации кадровой документации и предотвращения конфликтов с проверяющими инстанциями.
Нормативная база действия профстандартов
Правовая база внедрения профстандартов начала создаваться в 2015-м году, с принятием №122-ФЗ. Этот закон внес крупные поправки в трудовое и образовательное законодательство. Основные моменты:
На основании этих документов видно, что должностные стандарты обязательны:
В других ситуациях они применяются в добровольном порядке. Их использование дает:
Внимание! Для достижения перечисленных целей пока можно применять также традиционные классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. Руководитель сам может решать, какой вариант предпочтительнее.
Разделы профстандарта уборщика
В 2016-м году Минтруд утвердил профстандарт 33.020, описывающий деятельность специалиста по профессиональной уборке. Он состоит из четырех частей.
В первой части содержатся общие данные по специальности: её группа, цель, вид деятельности по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
Вторая часть включает базовое описание общих трудовых функций, лежащих в основе специальности, а также их составляющих (простых трудовых функций). Документ насчитывает две общие функции: организацию работы на объекте и технологическое обеспечение уборки. Они включают в себя 10 составляющих, от сдачи объекта заказчику до контроля соблюдения норм технологических процессов. Для всех функций приведены уровни сложности и коды.
Третья часть отведена под детальное описание функций. По каждой общей функции дана следующая информация:
Так, для функции по организации работы на объекте уборки приведены следующие параметры:
Информация о составляющих трудовых функций включает:
Например, для составляющей «Сдача выполненных работ по уборке заказчику» приведены следующие данные:
Заканчивается документ перечнем организаций-разработчиков, участвовавших в его написании.
Внимание! Дополнительно для специалиста составляют должностную инструкцию, в которой описывают права, льготы и иные аспекты, не разобранные в профстандарте.
Параметры применения профстандартов
Внедрение в кадровое делопроизводство профстандартов осуществляется в несколько этапов:
По итогам проведенных мероприятий компания не только актуализирует документацию по кадрам, но и получает возможность корректно оценить квалификацию работников и претендентов на трудоустройство.
Внимание! Если уборщик служебных помещений не обладает соответствующей профстандарту квалификацией и отказывается проходить дополнительное обучение, то работодатель не может его уволить, т.к. действующий Трудовой кодекс не дает такой возможности. Тогда можно попробовать переместить его на другую должность, по ст. 72.1 ТК РФ.
Уборщицы какой вид персонала
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каким образом на предприятии в соответствии с законодательством можно урегулировать вопрос о том, какой объем работы (какую площадь) должен обработать (вымыть) технический работник (уборщик)? Как правильно поступить, если фактически такой работник в течение установленного для него рабочего времени успевает вымыть площадь большую, чем предусмотрено действующим в отношении него нормативом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каких-либо единых типовых норм труда, обязательных для работодателей в отношении работ, выполняемых уборщиками помещений, не существует. Работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков помещений, при этом он может по своему усмотрению учесть положения некоторых документов рекомендательного характера в этой области. В случае, если в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, работник успевает выполнить дополнительную работу сверх нормы, то такие отношения должны быть урегулированы в порядке, предусмотренном нормами трудового законодательства о расширении зон обслуживания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) В качестве дополнительного материала рекомендуем ознакомиться с Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными приказом Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г. N 166, а также с Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда МДК 2-02.01, утвержденными приказом Госстроя РФ от 9 декабря 1999 г. N 139, и Нормами обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 24 июня 1996 г. N 38.
*(2) Также рекомендуем ознакомиться с ответом эксперта журнала «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 3, март 2019 г.
*(3) Смотрите решение Можайского городского суда Московской области от 28.09.2012.
Должностная инструкция уборщика служебных помещений (2021)
Зачем уборщику инструкция?
Уборщик — одна из самых распространенных профессий. Ее можно найти в штатном расписании любой компании.
Как оформляется штатная расстановка, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.
Должностная инструкция уборщика (ДИУ) — полноценный документ из комплекта аналогичных инструкций, наличие которой необходимо для урегулирования взаимоотношений работодателя и работника.
ВАЖНО! Функциональные обязанности уборщика служебных помещений можно прописать как в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ), так и в ДИУ (ст. 8 ТК РФ).
Квалификационные требования к профессии уборщика обычно не предъявляются — уровень образования или стаж работы не играют особой роли. Здесь важны другие качества — скрупулезность, чистоплотность, терпеливость и выносливость.
ВАЖНО! Особое значение ДИУ приобретает в том случае, если помещения, за чистоту которых отвечает работник, обладают специфическими свойствами.
Например, по-разному будут выглядеть ДИУ для уборщиков помещений:
Кроме того, содержание ДИУ будет иным, если уборка предусматривается не внутри служебных помещений, а на территории компании (или за уборщиком закреплена и территория, и все служебные помещения).
Таким образом, в интересах обеих сторон трудового договора, чтобы в компании каждый работник был знаком со своей должностной инструкцией, в том числе уборщик служебных помещений.
Нюансы должностной инструкции уборщицы производственных и служебных помещений
Перечисленные в предыдущем разделе виды помещений требуют разных подходов к их уборке. Рассмотрим особенности ДИУ помещений пищевого производства.
ВАЖНО! ДИУ помещений пищевого производства должна учитывать особые требования, предъявляемые к таким помещениям санитарными нормами и правилами.
В инструкции необходимо отразить не только требования к специальному оборудованию, применяемому в процессе уборки помещений пищевого производства, но и перечислить виды уборки (дезинфекция, влажная уборка и др.) и подлежащие обязательной обработке поверхности (оборудование, пол, стены, потолок, дверные проемы и др.).
Уборщик обязан правильно учитывать специфику применяемых моющих средств — они должны быть безопасны и без резкого запаха, а также легко очищать специфичные для пищевого производства жирные и масляные загрязнения.
ВАЖНО! Если уборка производится в помещениях, где по условиям технологического процесса выделяются вредные вещества, в ДИУ необходимо перечислить специальные методы уборки, позволяющие учесть агрессивные условия, специфичные загрязнения и особые требования к санитарным условиям.
Вникнуть в тонкости спецоценки и уберечься от штрафов помогут разъяснения от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Типовую ситуацию.
Познакомиться с опасными и вредными производственными факторами поможет материал «Опасные и вредные производственные факторы (перечень)».
Если в ДИУ уборщика помещений пищевого производства на первый план выступают требования санитарных норм, то в ДИУ производственных помещений большее внимание должно уделяться методам и формам уборки, видам обрабатываемых поверхностей и др.
К примеру, должностная инструкция уборщика производственных помещений может содержать формулировку следующего вида:
«Уборщик производственных помещений обязан:
Ниже по ссылке вы можете бесплатно скачать несколько вариантов должностных инструкций для различных уборщиков.
ДИУ территории: что необходимо учесть?
Для уборщика территории структура ДИУ имеет стандартный вид и может включать следующие разделы:
В первом разделе необходимо указать, что уборщик территории относится к категории рабочих. Затем следует определить, кому из должностных лиц компании он непосредственно подчиняется, кто назначает его на должность и увольняет. Отдельно можно обозначить, какие инструкции и нормы уборщик территории обязан знать (правила безопасности, требования к санитарному состоянию территории, к техническому состоянию применяемых приспособлений и др.).
При перечислении обязанностей необходимо максимально подробно обозначить подведомственную для уборки территорию (границы, объекты и т. д.), определить общие обязанности по уборке независимо от погоды (поддержание в чистом состоянии территории компании, регулярная промывка и дезинфекция емкостей для отходов и мусора и др.). Отдельно нужно предусмотреть дополнительные трудовые действия в зависимости от сезона.
В разделе «Права» ДИУ необходимо перечислить действия, которые уборщик вправе осуществлять:
ВАЖНО! Общие трудовые права работников независимо от занимаемой должности предусмотрены в ст. 21 ТК РФ. Ущемление прав работника недопустимо.
В заключительной части ДИУ отражаются виды ответственности работника (материальная, дисциплинарная и т. д.).
Итоги
Должностная инструкция уборщика служебных помещений помогает урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем.
Из ее содержания должен быть понятен круг обязанностей уборщика, его права и ответственность, а также нюансы выполнения трудовых функций (объекты, формы и методы уборки, применяемые приспособления, оборудование, режимы обработки и др.).
Какие существуют категории персонала
Прямого распределения работников по категориям персонала законодательством не предусмотрено. На практике персонал разделяют на две большие категории: административный персонал и производственный персонал. В некоторых случаях выделяют также обслуживающий, оперативный, технический, линейный и непромышленный персонал.
Персонал организации состоит из работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, специальности с указанием квалификации (ч. 1 ст. 15 ТК РФ).
Соответственно, его можно классифицировать по категориям исходя из выполняемых функций и квалификации.
Профессиональный состав персонала в организации зависит от специфики ее деятельности, характера продукции или услуг, которые предоставляются, а также уровня технического оснащения.
При выборе кадровой модели и порядка отнесения работников к определенным категориям необходимо закрепить в ЛНА положения, регламентирующие отнесение персонала к той или иной категории.
Разделение работников может осуществляться не только по функциональному и профессионально-квалификационному признакам, но и по характеру участия в технологическом процессе.
В таком случае можно выделить такие категории, как технический персонал, оперативный персонал, линейный персонал, непромышленный персонал.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
Производственный персонал
К основным рабочим относят работников, непосредственно создающих товарную (валовую) продукцию предприятий и занятых осуществлением технологических процессов, то есть изменением форм, размеров, положения, состояния, структуры, физических, химических и других свойств предметов труда (шахтер, автослесарь, крановщик, штукатур, машинист, монтажник, наладчик оборудования, плавильщик металлов, формовщик, оператор установки, водитель, кочегар, механик, сварщик, столяр, токарь и др.).
Профессии, которые относятся к основным рабочим, могут различаться в зависимости от общей сферы деятельности организации. Так, к категории основных рабочих могут относиться работники, расходы на оплату труда которых составляют основу производственной себестоимости.
К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств (медсестры, санитары, фельдшеры, операторы копировальных и множительных машин, охранники, плотники, подсобные рабочие, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и т.п.).
Рабочих внутри каждой категории можно классифицировать на сдельщиков и повременщиков в зависимости от установленной в организации системы оплаты труда для разных должностей.
Линейный персонал
К линейному персоналу относятся, в частности, лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне (п. 3.4 ГОСТ Р 55201-2012, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст).
Из приведенного определения следует, что к линейному персоналу можно отнести работников, имеющих квалификацию и обладающих определенными профессиональными навыками (например, электрики, слесари, операторы и т.п.), то есть те работники, которые находятся на начальных позициях и обеспечивают жизнедеятельность конкретных объектов.
Однако на практике к линейному персоналу работодатели, как правило, относят должности, не требующие особого опыта работы или квалификации. Это могут быть низкоквалифицированные специалисты, которые могут работать без применения специализированных знаний. Для освоения должностных обязанностей достаточно пройти вводный курс обучения и короткую стажировку. К этой категории можно отнести промоутеров, продавцов на торговых точках, операторов на телефоне и т.д.
Технический персонал
Как правило, к категории технического персонала относятся работники, которые по своим должностным обязанностям обеспечивают и обслуживают деятельность руководства и специалистов при выработке и реализации ими управленческих решений.
Должностные обязанности данной категории персонала связаны с исполнением вспомогательных функций: подготовки, оформления, контроля документов, технического и хозяйственного обслуживания. На практике к техническому персоналу относят уборщиков помещений, мойщиков, садовников, подсобных рабочих, секретарей и т.п.
Таким образом, работники, занимающие должности инженера, техника, агронома, относятся к ИТР независимо от того, имеют они высшее, среднее специальное образование или только практический опыт работы (Методика N 9).
Работодатель может отнести к ИТР следующих работников:
• работников научно-конструкторских и проектировочных отделов и бюро в организации, основной сферой деятельности которых является разработка чертежей и специализированной конструкторской документации;
• работников IT-сферы (системных администраторов, иных работников в сфере информационных технологий, которые работают непосредственно для обеспечения бесперебойной работы самой организации);
• технологов, то есть работников, которые занимаются описанием технологических процессов, а также разработкой технических документов.
Оперативный персонал
К оперативному персоналу относятся, в частности, работники, непосредственно воздействующие на органы управления энергоустановок и осуществляющие управление и обслуживание энергоустановок в смене (п. 2.6 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 N 49).
В сфере атомной энергетики под оперативным персоналом понимается эксплуатационный персонал из числа работников атомной станции, находящийся на дежурстве в смене и допущенный к оперативному управлению технологическими процессами на атомной станции (п. 13 Требований, утв. Постановлением Госатомнадзора России от 15.04.1997 N 2).
В отношении иных сфер деятельности законодательство не устанавливает использование данной категории в качестве обязательной.
Конкретный перечень должностей работников, которые относятся к оперативному персоналу, работодатель также вправе закрепить в ЛНА. К примеру, к оперативному персоналу можно отнести слесарей, электромонтеров, электромонтажников, сантехников, то есть тех работников, которые осуществляют оперативную работу.
Иные категории персонала
Помимо указанных выше категорий на практике также выделяют обслуживающий и непромышленный персонал.
Обслуживающий персонал осуществляет функции по обслуживанию служебных помещений и производственного персонала организации (уборщики, дворники, курьеры, водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.) (п. 36 Инструкции N 17-10-0370).
Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации.
В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.
К непромышленному персоналу относятся работники, которые не связаны с производством и его обслуживанием (работники жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы, состоящих на балансе организации). Классификация групп работников непромышленного персонала содержится в п. 32 Инструкции N 17-10-0370.
Должностная инструкция уборщицы
Должностная инструкция уборщицы – документ, в котором определяются рабочие функции, условия труда, права и ответственность этой категории персонала предприятий и организаций. Регламентируя права и обязанности уборщицы, данный документ одновременно дает возможность администратору осуществлять контроль за ее деятельностью и следить за тем, чтобы работа выполнялась качественно, в полном соответствии с прописанными в инструкции положениями.
Образец должностной инструкции уборщицы
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция уборщицы
1. Общие положения
1.1. Данный документ регламентирует функции уборщицы, ее права и полномочия, а также ответственность за различного рода нарушения и проступки.
1.2. Прием на работу и увольнение уборщицы происходит в порядке, определенном внутренними правилами организации, законом РФ и строго после выпуска руководством предприятия соответствующего приказа.
1.3. Уборщица должна обладать следующими квалификационными данными: образование не ниже среднего и опыт работы от полугода.
1.4. Непосредственный начальник уборщицы – заведующих административно-хозяйственной частью.
1.5. В период отсутствия уборщицы на рабочем месте ее функции перекладываются на лицо, назначенное отдельным распоряжением руководителя.
1.6. Уборщица обязана быть знакома с:
2. Функциональные обязанности
2.1. В перечень профессиональных задач уборщицы входит:
3. Права
3.1. Уборщица наделяется следующими правами и полномочиями:
4. Ответственность
Для уборщицы предусмотрено наступление дисциплинарного наказания при наступлении следующих ситуаций (строго в соответствии с законодательством РФ):
4.1. Уклонение от выполнения своих должностных обязанностей или ненадлежащее их исполнение.
4.2. Причинение материального урона предприятию.
4.3. Превышение своих должностных полномочий.
4.4. Пренебрежение к приказам, распоряжениям, постановлениям руководства, правилам внутреннего распорядка, нормам по охране труда и безопасности.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель отдела кадров
ООО «Поставки оптом»
Мещерякова /Мещерякова Т.В./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванова Марина Сергеевна
Уборщица ООО «Поставки оптом»
Паспорт 9875 № 876574
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Иванова
«17» августа 2014 г.
Основные правила составления должностной инструкции уборщицы
Унифицированного образца этого документа не существует, ровно как и не существует закрепленного на законодательном уровне самого понятия «должностная инструкция». Компании вправе самостоятельно разрабатывать форму документа, ориентируясь на собственные потребности.
Стандартный, наиболее распространенный вариант должностной инструкции включает в себя четыре раздела, в которых прописываются
При необходимости, в нее можно включить и другие параграфы.
Составляя документ, следует помнить о длительности рабочего дня и графике уборщицы, чтобы не возникло ситуации с чрезмерной или, напротив, недостаточной рабочей нагрузкой. Первый вариант чреват постоянной текучестью кадров на этой должности, а второй — неправильной оптимизацией расходов предприятия.
Также важно очень внимательно относится и к содержанию инструкции, поскольку в случае возникновения конфликтных ситуаций именно она может послужить важным аргументом как со стороны работника, так и со стороны работодателя.
Должностная инструкция, как правило, распечатывается в единственном экземпляре, под каждого конкретного сотрудника организации и должна быть в обязательном порядке подписана руководителем структурного подразделения, директором компании, а также самим работником.
Именно сотрудник своей подписью удостоверяет тот факт, что он ознакомлен и согласен с содержанием документа, а также готов к той ответственности, которая может наступить в случае допущенных им ошибок и провинностей.
Содержание должностной инструкции уборщицы
Для начала, вверху документа, пишется его наименование, затем справа отводится место для утверждения руководителем компании. В первую строку вписывается его должность (в соответствии со штатным расписанием – директор, генеральный директор и т.д.), затем указывается полное название фирмы и фамилия, имя отчество начальника. Две строки оставляются пустыми – в них после окончательного оформления инструкции нужно будет поставить подпись «главного» и дату утверждения документа.
Общие положения
Открывает основную часть инструкции первый раздел «Общие положения», в которых сначала кратко обозначаются цели создания документа. Затем сюда вписывается, к какой группе работников относится уборщица (служащий, специалист, рабочий и т.д.), порядок ее назначения и освобождения от должности, требования к образованию и опыту работы.
Далее в раздел вносятся пункты о правилах, инструкциях, документах, с которыми уборщица должна быть знакома, а также перечисляется техника, оборудование, методы работы и санитарно-гигиенические средства, с которыми ей придется иметь дело.
Потом указывается непосредственный руководитель уборщицы, и лицо, которое обязано ее подменять в случае отсутствия на рабочем месте.
Обязанности уборщицы
Второй раздел должностной инструкции определяет функции, которые входят в компетенцию уборщицы – обычно их список не очень велик и сводится к поддержанию чистоты в помещениях. В любом случае, эту часть документа нужно прописывать предельно тщательно, вплоть до описания порядка действий в различных ситуациях. Это позволит избежать возникновения различных разногласий, а также предотвратить выход сотрудницы за рамки должностных обязанностей.
Права и ответственность
В разделе «Права» указывается право на инициативы и требования, которые может высказывать уборщица для создания оптимальных условий труда и наиболее эффективного выполнения своей работы. «Ответственность» же определяет полный список нарушений и провинностей, за которые к сотруднице может быть применено дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения.
Подписи сторон
После того, как инструкция будет составлена, ее надо согласовать с ответственным за работу уборщицы сотрудником (администратором, завхозом, начальником отдела кадров и т.п.), для чего в документ вписывается его должность, название организации, фамилия, имя, отчество, напротив которых он должен поставить свою подпись.
Далее точно также вносятся данные об уборщице: фамилия, имя, отчество, наименование компании-работодателя, сведения из любого удостоверяющего личность документа работницы, подпись и дата ознакомления с инструкцией. В последнюю очередь документ передается на утверждение руководителю фирмы.