учение какого немецкого философа в xix столетии было объявлено государственной философией

Философия Г.Гегеля оказала значительное влияние на развитие общественной мысли, становление философии как системы знания. Она породила своих многочисленных последователей и критиков. В Германии XIX столетия это учение было объявлено государст­венной философией.

Наиболее последовательным от­рицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Анд-реаса Фейербаха (1804 — 1872 гг.), последнего видного представи­теля немецкой классики. Его философия называется антропологи­ческим материализмом, поскольку автор основным предметом сво­ей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе «Сущность христианства».

Ученый называл свое творчество «новой философией» и рас­сматривал его в качестве критического преодоления гегелевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Основным предметом исследования Фейербах сделал человека, ко­торого рассматривал как существо природное, чувственное. «Новая философия, — писал он, — превращает человека, включая и приро­ду как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией.

Человек — это неотъемлемая часть природного мира, и его “ существование должно исследоваться комплексом наук: физиоло­гией, психологией, историей. Антропологический принцип в фило­софии означает, по мнению Фейербаха, сведение якобы сверхъес­тественного к естественному, рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропо­логизм в философии — это отказ от спекулятивных (умозритель­ных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, по­средством которого природа узнает и познает саму себя. В пред­ставлении немецкого ученого, антропология должна стать универ­сальной наукой и опираться на все знания о человеке. Фейербах критиковал Гегеля за то, что последний ставил Дух выше Природы, принижал ее. Он писал, что учение Гегеля по сути своей является рационализированным вариантом теологического учения, которое рассматривает мир как порождение абсолютного разума. «Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказы­вается и от теологии», — подчеркивал Фейербах. В учении Гегеля человек как бы подавлен «грузом мирового разума» и предстает всего лишь как некая марионетка в руках абсолютной идеи. Кри­тикуя систему Гегеля, Фейербах тем самым проповедовал натурализм, рассматривавший человека в качестве природно-биологического существа.По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека, взятого в единстве его тела и души.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека — как ее про­дукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься, — пи­сал Фейербах, — не отрекаясь от разума» ( у Гегеля, напротив, материя — сущность «ничтожная», «неистинная»). Начиная с че­ловека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и «узнавать» саму себя. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, но все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой об­лик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека.

“ Природа познается человеком, и особую роль в этом процессе i играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Они более развиты, чем у животных, и в состоянии глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь до обретения теоретического смысла.

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

Немецкая классическая философия

Содержание

Название

В европейской же литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus ):

В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби, Рейнгольд‎, Шлейермахер.

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762—1814) с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Источник

Немецкая классическая философия

Что такое немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.

К классикам немецкой философской науки относятся учения:

Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Характерные особенности немецкой философии:

Представители

Иммануил Кант (1974–1804)

Основоположником классической немецкой философии считается Иммануил Кант. Авторству ученого принадлежит революционный переворот в развитии философской мысли. По Канту, познание рассматривается как деятельность, существующая по своим правилам и законам. Наиболее значимыми трудами Иммануила Канта являются «Критика чистого разума», «Критика Практического разума», «Критика способности суждения».

Кантовское творчество принято делить на два периода:

Теория познания Канта

«Критика чистого разума» известна также как теория познания Канта. Философ считает, что знания складываются из опыта и чувственного восприятия. Ученый сомневается в истинности знаний человека о мире, поскольку человек в попытках познания сути вещей искажает знания из-за органов чувств. Кант считал, что сначала необходимо определить границы человеческих способностей к познанию. Он полагал, что знания о предметах — это лишь знание о том, как вещи являют нам себя, но не знания о сущности этих вещей. В этой связи Иммануил Кант ввел термин «вещь в себе», обозначающий знание о сущности предмета. Рассматриваемое понятие описывается как непознаваемое. Гносеологическая теория Канта называется агностицизмом.

В основе теории познания Канта стоит признание существования априорного (доопытного) знания, которое является врожденным. К первым из таких форм относятся время и пространство. Познание человека чего-либо происходит в условиях времени и пространства, однако данные формы не присущи «вещам в себе». Познавательный процесс проходит путь от чувств к рассудку, от рассудка к разуму. Рассудок вне границ опыта считается разумом. По Канту, разум стоит выше других возможностей человека к познанию. Врожденная способность человека к ориентировке в пространстве и времени, то есть к сверхчувственному познанию, немецкий философ обозначил как трансцендентальная апперация. Благодаря этому умению в сознании человека накапливаются знания, а затем переходят от врожденных мыслей к идеям познания разумом.

Философскую концепцию Иммануила Канта также принято называть критическим или трансцендентальным идеализмом. Трансценденталии — это интуитивно познаваемые понятия.

Как полагает немецкий мыслитель, человек познает мир посредством практического разума с применением знаний, которые получены с помощью «чис­того» или теоретического разума. Практический разум используется для формирования жизненного и общественного поведения человека, которое основано на «автономной воле» и принятых в социуме правилах. Автономная воля отвечает за побуждение человека к добрым или злым поступкам. Поведение человека наиболее существенно регулирует закон морали или категорический императив, который способен ограничивать волю человека.

Значение морали в философии Канта

Максимумы (правила), на которых должно основываться человеческое поведение (по Канту):

Этическое учение Иммануила Канта является значимым теоретически и практически. По Канту, мораль и следование ей имеют огромную ценность для человека и социума. Недопустимо пренебрежение нормами морали ради своего эгоизма. Общественная мораль должна опираться на следование чувству долга: люди должны проявлять себя по отношению друг к другу как разумное, ответственное и беспрекословно следующее моральным правилам существо.

Иммануил Канту принадлежит идея создания нового «эти­ческого общественного строя», который основывался бы на категорическом императиве и изменил жизнь людей в социуме.

Философ полагал, что человек живет в двух измерениях:

Кант считал, что государственная жизнь не является истинным человеческим миром, поскольку в ней царят обман, предрассудки, пережитки животных влечений в человеке.

По-настоящему свободным человек может стать только при условии добровольного соблюдения законов морали, в первую очередь, категорического императива. Сформулированный Кантом нравственный императив звучит так: «поступай так, чтобы твое пове­дение могло стать всеобщим правилом».

Кроме того, классик немецкой философии выдвинул идею о «вечном мире», в основе которого лежит невыгодность войны с точки зрения экономики и ее правовой запрет.

Иоган Готлиб Фихте (1762–1814)

Фихте является продолжателем идей Иммануила Канта. Его теория носила название «Наукоучение». По мнению Фихте, философская наука является основополагающей и помогает в создании единого способа познания. Основой философского познания ученый считал интуицию интеллекта. Познание происходит следующим образом: сознание познающего при взаимодействии с познаваемым объектом выступает в качестве активного творческого начала.

По Фихте, познавательный процесс состоит из трех этапов:

На вопрос «Существует ли объект без субъекта?» философская концепция Фихте однозначно отвечает: если нет субъекта, то и объекта не существует. Таким образом, лишь активное «Я» или воля познающего через взаимодействие с объектом, могут изменить мир и ут­вердиться в нем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)

Творчество Георга Гегеля считается одним из наиболее значимых среди учений классиков немецкой мыслительной науки. Концепция этого философа является вершиной развития западной философии Нового времени. Среди главных произведений Гегеля «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Ученый рассматривал вопрос равенства мышления и бытия. По мнению Гегеля, в процессе эволюции человеческое сознание проходит этапы, аналогичные тем, через которые прошло человечество за всю историю существования. Следовательно, человек способен дать оценку своей жизни через призму завершившейся истории или «абсолютного духа». Таким образом, мышление и бытие уравниваются.

Эволюция сознания отдельного индивида реализуется с помощью движения от абстрактного к конкретному. Неотъемлемой частью каждой новой стадии этого движения является воспроизведение накопленного на предыдущих этапах опыта на более высоком уровне.

Существует три этапа развития сознания:

В своем учении Гегель объединяет все проявления бытия в одно понятие — «абсолютную идею». Это явление также развивается через движение с помощью природы, созданной Богом для появления человека и его духа.

Георг Гегель является автором трех основных философских законов:

Философские мысли Гегеля способствовали развитию социологии. Его творчество оказало влияние на взгляды Карла Маркса и определили возникновение социологии конфликта. Авторству немецкого философа принадлежит концепция гражданского общества, в которой происходит разделение социума на гражданскую и государственную сферу. Классик мыслительной науки своими трудами повлиял на становление многих философских направлений.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775–1854)

В своем творчестве немецкий философ Фридрих Шеллинг стремился к созданию единой системы знаний посредством исследования познаний истины в отдельных сферах. Позже этот подход получил название «натурфилософия». Данное понятие описывало попытку объединить научные достижения под наблюдением ученого.

Основной идеей обобщенной системы является образ «идеальной природы», основой которой служит мысль о духовности активности природы. Итогом творчества философа в натурфилософском направлении стало доказательство того, что любая сущность является единством противоположных сил. Шеллинг ввел для обозначения явления целостности термин «популярность». В произведениях немецкого мыслителя дается объяснение таким сложным природным процессам как жизнь и организм.

Книга Фридриха Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» описывает разницу между теоретической и практической философией. По мнению философа теория — это объяснение высших принципов знания. Практическая часть философской науки применяется в поисках решения проблем свободы человека.

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)

Концепция Людвига Фейербаха основывается на борьбе несовместимых мировоззрений — религии и философии. Мыслитель стремился к объяснению материалистической формы духа и критиковал христианскую религию. В своих произведениях философ утверждал, что бог является только образом, а не божественным существом. Этот образ появился в сознании людей как отражение сущности человека.

По Фейербаху, возникновение религии обусловлено страхом людей перед явлениями природы. Именно это служит причиной появления могучих образов в людском сознании. Таким образом, бог — это всего лишь творение разума человека, приобретающее форму творца, контролирующего человеческую волю и судьбу. Фейербах считает, что религия античеловечна, так как лишает человека стремления совершенствовать реальную жизнь, призывая его ждать будущего вознаграждения от божественного существа.

История развития философской мысли

Средние века (II–XIV вв.)

Философия в период Средневековья характеризуется сменой мировоззрения. На этом этапе происходят изменения мировых норм и идеалов, переосмысляется назначение человека в мире. Мыслительная наука Средних веков имеет несколько подходов к периодизации. Наиболее распространенный вариант датирования — это II–XIV вв. Этот период пересекается с христианской религией, которую логично соотносят с возникновением библейского учения. По сравнению с философией античности, исследовавшей эволюцию первоздания и природу человека, средневековая наука имеет отношение к теологии.

Характеристика философской мысли в Средние века:

Наряду с теоцентризмом, в философской науке рассматриваемого периода имеют место следующие понятия:

Наиболее известными философами эпохи Средневековья были:

Реформация (XVI–XVII вв.)

Движение Реформации возникает в XVI–XVII вв. как попытка пересмотра религиозной идеологии и отношений между человеком и церковью. Данное течение становится основой для протестантизма.

Главным идеологом Реформации был Мартин Лютер. Он выступал против продажи индульгенций. Инициатор Реформации является автором 95 тезисов о злоупотреблении духовенства, которые он вывесил на дверях церкви. Это послужило толчком для всех оппозиционеров церкви, чтобы выступить в защиту национальной и религиозной свободы Германии. Главной идеей Лютера было исключение посредника (то есть духовенства) между Богом и человеком.

Представители реформационного движения отличались по своим общественным устремлениям. Были и радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и другие. Тем не менее, все ветви протестантства были едины в одном — они утверждали внутреннюю религиозную независимость человека, ценность усилия личности, изменение человеческой роли в мироздании.

Самыми яркими представителями данного периода, кроме Мартина Лютера, являются:

Просвещение (XVII–XVIII вв.)

Эпоха Просвещения характеризуется верой в прогресс. Идеи, пропитанные гносеологическим оптимизмом, получили наибольшее распространение во Франции, а также по всей Европе. Перед идеологами данного периода встают проблемы просвещения народа, освобождение его от предрассудков, воспитать в людях критическое отношение к религии и социальным вопросам.

Представители Просвещения опирались на научное знание, поскольку именно в нем в полной мере используется разум человека. Философы того времени защищали человеческие и гражданские права, критиковали суеверие, религии, пропагандировали концепции религиозной толерантности.

Мыслители рассматриваемого периода толковали разум как возможность истины, то есть предполагалось, что он не дает бесспорных истин и не гарантирует познание тайн бытия. На разуме основывается деятельность, он помогает выстроить контакты между явлениями и событиями. Умение искать истину считалось ключевым свойством человеческого разума.

Ученые эпохи Просвещения утверждали, что все действия, мысли и чувства человека должны быть осмыслены разумом, поскольку он разумное существо. Таким образом, ничего в человеке не может оставаться неосмысленным.

Развитием идей Просвещения занимались:

Концепции XX века

Венский кружок

В 1922 году профессор философии Венского университета Мориц Шлик организовал группу философов, которая стала центром философии неопозитивизма. Членами кружка были Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгл и др. Они разработали манифест, в котором отразили главные составляющие неопозитивизма. Работа была представлена на пражской конференции 1929 года.

Основные принципы неопозитивизма:

Феноменология

Основателем данного направления является немецкий мыслитель Эдмунд Гуссрель. Рассматриваемая дисциплина, по мнению ее родоначальника, описывает сущностные черты сознания. Для этого феноменологии необходимо строго следовать определенным законам. Научные понятия возникают из повседневности. Для обозначения перехода от изучения отдельного предмета к ее сущности введен термин «феноменологическая редукция». Это понятие подразумевает смещение фокуса ученого с предмета на то, как эти предметы даны человеческому сознанию. Таким образом, становится возможным исследование многообразия опыта человека.

Франкфуртская школа

Франкфуртская школа — это условное объединение мыслителей критической теории индустриального общества, творчество которых было связано с Институтом социальных исследований (г. Франкфурт-на-Майне). Концепции этого течения являются разновидностью неомарксизма.

К философам Франкфуртской школы относятся:

Представители данного направления полагали, что буржуазное общество потеряло свою классовость и превратилось в тоталитарную систему. Носителями революционных идей в таком социуме стали маргиналы. Мыслители рассматриваемой школы считали, что СМИ и популярная культура распространяют ложное сознание, навязывают культ потребления. Это определяло существование современного технократического общества.

Методологические принципы философии:

Ключевые идеи Франкфуртской школы:

Гуманизм немецкой классической философии

Классики немецкой философии акцентировали роль мыслительной науки в решении гуманистических проблем. Осмыслением жизни человека в той или иной мере занимались все представители рассматриваемого направления. Наиболее значимыми для общества стали следующие разработки:

Историческое значение немецкой философии

Основным итогом творчества мыслителей классической немецкой философии стало изменение мышления в европейской, а следовательно, и в мировой культуре. Новшество заключалось в том, что стиль мышления стал более широким и универсальным.

Философская наука «освежилась», получив новые понятия, такие как идеи эволюции путем разрешения противоречий, активности познающего, единой природы духа и сознания.

Благодаря трудам представителей немецкой философии современное мышление приобрело исторический характер, что является главной заслугой мыслителей рассматриваемого течения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *