учеты по линии информационно справочной службы ведутся на каких уровнях

Уровни и виды учетов в органах внутренних дел

Субъекты, осуществляющие ОРД, имеют в своем распоряжении и развивают собственные ведомственные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Однако в России функционируют информационные системы, которые используют все правоохранительные органы и спецслужбы.

Основным субъектом организации и ведения учетов в Российской Федерации являются ОВД, в которых в настоящее время насчитывается более 30 видов учета. Учеты формируются по следующим уровням:

Каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (действовать на всей территории России) и децентрализованным (региональный, местный).

Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ОВД, можно разделить натри группы: 1) лица; 2) факты, события; 3) предметы.

Лица — это контингент граждан, представляющих оперативный интерес для ОВД. К их числу относятся:

К фактам, событиям относятся информация по ДОУ, зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые).

В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:

Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).

Объектами оперативного учета являются:

2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.

Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.

В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений.

Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:

Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.

Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.

Розыскной учет обеспечивает:

Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.

Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:

Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.

Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.

Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:

В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и).

Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ.

Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц.

3. Криминологический, административный и профилактический учеты. Данные виды учетов являются вспомогательными и осуществляются на местном уровне.

Объектами криминологического учета являются зарегистрированные преступления, лица, их совершившие, и уголовные дела. Эти сведения накапливаются в журналах регистрации преступлений (книга учета сообщений, журнал учета информации, журнал учета и регистрации уголовных дел и др.), а также в статистических карточках первичного учета преступлений.

Административный и профилактический учеты ведутся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).

Поступающая информация оперативно-розыскного назначения концентрируется в карточках (алфавитных, дактилоскопических, розыскных, статистических), картотеках, списках, следотеках, коллекциях, журналах, альбомах, компьютерных базах и др.

Для получения информации, содержащейся в учетах, заинтересованное лицо направляет запрос (письменно, по специальным каналам связи). Исполнение запроса осуществляется в срок от трех до пяти дней, срочного — в течение суток, запросов по каналам экстренной связи — в сроки, установленные для данного вида связи.

Наши партнеры

2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Источник

Тема 10. Криминалистические информационные системы (криминалистическая регистрация)

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Уголовная регистрация (криминалистические учеты)

Одним из важных факторов, определяющих успех и эффективность деятельности но раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, является уровень ее обеспечения криминалистической информацией, характеризующей совершенное (или планируемое) преступление и лиц, к нему причастных.

Любой вид информации, в том числе и криминалистическая, поддается фиксации, хранению и передаче. Следовательно, можно создавать информационные системы, способные выполнять функции хранилищ информации о событиях и явлениях криминального характера, имевших место в прошлом, и выдавать содержащиеся в них данные для решения задач по раскрытию и расследованию совершенного или предупреждению готовящегося преступления.

Такого рода информационно-справочные системы принято называть криминалистическими учетами, т.е. системами регистрации и систематизации признаков определенных объектов в целях решения задач, стоящих перед правоохранительными органами и связанных с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений, а научно разработанную систему правил и методов учета данных о лицах, предметах, иных объектах, имеющих криминалистическое значение и используемых в уголовном процессе с целью выяснения обстоятельств расследуемых событий – уголовной регистрацией.

В основу уголовной регистрации положены признаки, индивидуализирующие проверяемые объекты или определяющие их групповую принадлежность, либо отражающие некоторые иные характеристики, имеющие значение для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Сущность уголовной регистрации заключается:

Кроме того регистраций подлежат неопознанные трупы; похищенное нарезное огнестрельное оружие; пули и гильзы, обнаруженные на месте происшествия;

похищенные и изъятые у преступников вещи, принадлежность которых не установлена; фальшивые денежные знаки и т.д.

Разнообразие объектов учета привело к многообразию способов и форм их регистрации. Существуют следующие способы регистрации:

Формы хранения учетной информации зависят от вида регистрируемого объекта, характера его признаков, используемых в качестве регистрационных, способы отражения этих признаков в регистрационных материалах, и применяемой для обработки техники. Для этих целей используются как локальные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные банки данных, так и журналы (списки), картотеки, альбомы (фотоальбомы), коллекции, фонотеки, следотеки и т.д.

Уголовная регистрация непосредственно уголовно-процессуальным законом не регламентируется, а организуется во исполнение требований уголовного закона, возлагающего на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Организация, техника ведения и использования уголовной регистрации регламентируется следующими подзаконными нормативными актами правоохранительных органов:

Осуществляется уголовная регистрация в системе МВД на трех уровнях:

Виды уголовной регистрации

Система уголовной регистрации включает в себя различные виды криминалистических учетов, имеющих свои структуру, назначение и порядок ведения. В основу того или иного вида учета положены признаки (приметы), по которым можно осуществить розыск и доследующую идентификацию.

Централизованные учеты информационных центров органов внутренних дел являются едиными системами федеральных и региональных (местных) учетов. Они созданы исходя из практических потребностей правоохранительных органов (независимо от их ведомственной принадлежности) для получения такого рода информации, которая помогла бы в раскрытии, расследовании и учете преступлений, их предупреждении, а также розыске преступником, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества.

Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовым признакам (учеты лиц, преступлений, предметов).

Функциональные учеты разделяются на три группы.

Оперативно-справочные учеты дают пользователям установочные сведения об объекте учета и его местонахождении в момент запроса.

Розыскные учеты помимо выдачи справочной информации, также сопоставляют между собой установочные данные и сходные внешние описания разных однородных предметов для их диагностики.

Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки ЭКЦ МВД РФ (федеральные), ЭКО МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей (региональные),

Централизованные коллекции и картотеки предназначены для сбора данных с целью их использования при проведении экспертиз вещественных доказательств.

Выяснение важных обстоятельств дела и проверка, привлекаемых к уголовной ответственности лиц по централизованным учетам МВД осуществляется путем обращения в форме запросов в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а при необходимости в ГИАЦ МВД РФ. Запросы оформляются в форме:

Ответы на запросы используются либо в виде справочного материал, подтверждающего подлинность установленных данных лица, его местонахождение и преступное прошлое, либо в целях идентификации.

При расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих следователю военной прокуратуры необходимо направлять запросы как в ИЦ МВД (ГУВД, УВД) и по месту рождения и по месту призыва (поступления на службу), если последние два не совпадают, либо непосредственно в ГИАЦ МВД РФ.

Следователь, направляя запросы в информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) МВД, может получить от них следующую криминалистическую информацию:

1. сведения о личности (данные о проверяемом лице):

2. неизвестные больных:

3. неопознанные трупы;

4. нераскрытые преступления;

5. огнестрельное нарезное оружие;

7. поддельные документы;

9. следы пальцев-рук:

10. поддельные денежные знаки и ценные бумаги:

Таким образом, правильное и своевременное обращение к данным централизованных учетов, коллекций и картотек, ведущихся в информцентрах и других подразделениях органов внутренних дел позволяет более качественно и оперативно решать задачи по раскрытию и расследованию преступлений.

Вопросы для подготовки к текущему контролю по теме

Источник

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Криминальные учеты как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Учеты органов внутренних дел, в которые входят криминалистический, криминологический, оперативный, оперативно-справочный, розыскной, профилактический и административный, являются одним из средств ОРД.

Каждый из них имеет свой характер, свои объекты и обеспечивает необходимыми сведениями правоохранительные функции различных подразделений и служб органов внутренних дел.

Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативносправочные, розыскные, криминалистические и оперативные учеты, их можно интегрировать под общим названием «криминальные учеты».

Положения ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД конкретизируют конституционное положение о том, что хранение определенных сведений о личной жизни граждан без их согласия возможно только на основании федерального закона.

Порядок формирования и пользования информационными системами определяется ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.

Назначение криминальных учетов принято рассматривать в трех направлениях:

К ведению учетов предъявляются следующие требования:

К объектам криминального учета относится информация:

Наибольший массив учета занимают лица, совершившие правонарушения и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск, больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в т.ч. на конфиденциальной основе).

Система организации криминальных учетов соответствует трехуровневой системе построения ОВД.

Два «верхних» уровня учетов называются централизованными.

Система организации криминальных учетов Уровни системы МВД Степень концентрации информации Виды учетов и учетные аппараты оперативно-справочные, розыскные, оперативные, криминалистические учеты экспертно-криминалистические учеты Горрайлинорганы внутренних дел местные учеты учетно-аналитическая группа (специально выделенный сотрудник) эксперт-криминалист (группа) МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, УВДТ (ОВДТ) региональные учеты централизованные учеты информационные центры (ИЦ) экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) МВД России федеральные учеты Главный информационно аналитический центр (ГИАЦ) МВД России Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России Практика регистрации информации выработала следующие основные формы ведения учетов:

Структура местных учетов представлена следующими объектами и формами.

Алфавитно-справочные карточки заполняют сотрудники, принявшие решение о постановке указанных лиц на учет.

Фототека (видеотека) используется для опознания преступников и установления лиц, представляющих оперативный интерес.

В целях обеспечения быстрого поиска необходимой информации, по усмотрению руководителя горрайлиноргана, из дубликатов АСК могут формироваться дополнительные массивы по признакам: «Кличка (прозвище)», «Способ совершения преступления», «Особые приметы» и др.

2. Картотека нераскрытых преступлений позволяет выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным и иным материалам, доставленных в ОВД, задержанных и арестованных.

Картотека формируется из справочных карточек на нераскрытое преступление (СК-НП в ОВД и ИПК-ПР в автоматизированный банк данных ИЦ).

3. Картотека похищенных, бесхозных, изъятых, выявленных вещей и имущества (оружия, автомототранспортных средств, скота и др.) дает возможность устанавливать их принадлежность, что способствует раскрытию преступлений.

Картотека формируется из карточек «на вещь» (СК-В в ОВД и ИПК-В в ИЦ).

Для постановки на учет в АБД МВД, ГУВД, УВД направляется ИПК-Р (для формирования АИПС «Оружие»).

Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены в двух формах:

Структура региональных учетов представлена оперативно-справочными, криминалистическими и розыскными учетами.

1. Учет лиц (пофамильный и дактилоскопический):

— совершивших преступления, материалы на которых без возбуждения уголовных дел направлены для применения мер общественного воздействия;

Объектами учета являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ), обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за их совершение.

2. Учет преступлений и правонарушений:

Учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации (РБКИ), а также информации, введенной в АБД «Республика», «Область».

Формами учетных документов для АБД являются алфавитная и дактилоскопическая карточки на осужденного (арестованного).

1. Учет лиц (антропофизиологические, социально-психологические и криминальные портреты):

2. Учет преступлений (обстоятельства и способ совершения) с окраской:

В подсистеме «Досье» могут создаваться более мелкие системы учета обозначенных категорий преступников.

Например, на лиц, совершивших на территории России хищения путем мошенничества, и юридических лиц, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров на поставку товаров заведена система ИС «Досье-Мошенник».

Карты заполняются при участии трех заинтересованных в учете этой информации сторон (следователя, оперативного работника и эксперта-криминалиста) на всех лиц, принимавших участие в данном преступлении, в т.ч. проходящих по оперативной и иной достоверной информации (учет осуществляется отдельно, в соответствии с Законом об ОРД и ведомственными нормативными актами МВД России).

Криминалистический учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей ведется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и ГИАЦ МВД России в виде картотек и АБД (АИПС «Опознание»).

Учету подлежат граждане России, иностранцы и ЛБГ, находящиеся на территории России:

Основанием для учета является заведение:

В экспертно-криминалистических подразделениях (управлениях, отделах) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) регионального уровня ведутся:

По усмотрению руководителей ЭКП могут вестись и иные коллекции и картотеки.

Розыскные учеты В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России розыскные учеты содержат сведения о лицах, объявленных в местный, федеральный и международный розыск, предметах (имуществе), похищенных, изъятых и выявленных иным способом.

1. Учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск, формируется данными:

Основанием для централизованного учета является заведение розыскного дела на указанные категории лиц.

Автоматизированный учет осуществляется в АИПС «ФР- Оповещение».

2. Учет похищенных и изъятых предметов содержит несколько самостоятельных массивов:

а) утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие:

б) похищенный и бесхозный автотранспорт учитывается в зависимости от его класса и делится по объектам федерального и регионального учетов.

На региональный учет ставятся:

Федеральному учету подлежат:

Основанием для постановки на учет является заявление (сообщение) о хищении, выявлении, обнаружении, изъятии автомототранспорта.

Формой их централизованного учета является идентификационная карта ИК-П.

2. Основанием для постановки на учет является хищение предметов антиквариата и культурных ценностей, а также их обнаружение.

Карточки не позднее семи суток с момента возбуждения уголовного дела или получения сведений о предметах направляются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, после обработки оригинал карточки направляется в ГИАЦ МВД России.

Автоматизированный учет указанных предметов должен соответствовать требованиям, предъявляемым к АИПС «Антиквариат». г) номерные вещи и документы общегосударственного обращения.

Объектами учета являются:

Если номерная вещь (по окраске преступления) подлежит регистрации в ФБКИ, то заполняются два экземпляра ИК.

Оба документа направляются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, а после проверки один из экземпляров пересылается в ГИАЦ МВД России.

При региональном учете вещи заполняется один экземпляр карточки, копия остается в уголовном деле.

В подразделениях транспортной милиции (УВДТ-ОВДТ) ведутся картотеки, имеющие как криминалистический, так и розыскной характер:

Оперативные учеты В настоящее время оперативные учеты как разновидность криминального учета есть специализированная информационно-поисковая система данных об объектах, представляющих оперативный интерес, формируемая оперативными аппаратами органов внутренних дел для использования в выявлении, предупреждении, раскрытии преступлений и розыске преступников.

Субъектами формирования и потребителями данных учетов являются субъекты оперативно-розыскной деятельности в рамках их компетенции.

К объектам оперативного учета относятся:

К основным формам оперативного учета относятся: картотеки, фотовидеотеки (на проверяемых, разрабатываемых, разыскиваемых), журналы, дела оперативного учета, АБД, БКИ оперативно-розыскного назначения.

На местах (в ГОРОВД и органах транспортной милиции) ведутся:

2. Фотовидеотеки: на всех лиц, представляющих оперативный интерес (в т.ч. проходящих по делам оперативного учета или иной оперативной информации).

3. Дела оперативного учета, виды которых определяются ведомственными нормативными органами правоохранительных органов.

5. Автоматизированный банк данных оперативно-розыскного назначения (АБД «Область», «Республика», «Центр») содержит сведения:

Выдача информации АБД осуществляется по любому поисковому признаку, имеющемуся в информационно-поисковых картах, являющихся первичным учетным документом АБД (см. схему 4), или по любой совокупности таких признаков.

По запросам из АБД можно получить следующую информацию:

При составлении запросов на поиск информации в АБД необходимо пользоваться терминами, установленными нормативными актами МВД России для заполнения ИНК.

Учеты федерального уровня Федеральные учеты составляют дубликаты оперативно-справочных, розыскных и криминалистических региональных учетов с незначительными изменениями в объектах регистрации и их объемах, необходимых для этого уровня системы учетов.

Так, если оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты практически составляют сумму информации региональных ИЦ, то экспертнокриминалистические учеты ЭКЦ МВД России содержат только следующие коллекции:

Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих криминальный (оперативный) интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки).

В ГИАЦ МВД России может вестись федеральный учет таких категорий преступников, как «воры в законе», авторитеты преступной среды, и других лиц, представляющих оперативный интерес.

Такой учет информационно связан (интегрирован) в ГИАЦ с федеральной картотекой особо опасных преступников, разыскиваемых лиц и неопознанных трупов.

Учет визуальной информации служит целям опознания граждан в ходе оперативнорозыскных и следственных действий.

В федеральном видеобанке (ГИАЦ МВД России) массивы видеозаписей на особо опасных преступников ведутся по категориям, соответствующим подсистеме «Досье» ФБКИ.

Решение проблем информационного обеспечения деятельности служб и подразделений, занимающихся предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений и розыском преступников, в современных условиях зависит от их технической оснащенности, компьютеризации, реализации новых информационных технологий и связано с ростом профессионального мастерства всех служб, участвующих как в сборе необходимой информации, так и в насыщении информационных систем и использовании этих сведений в решении задач ОРД.

Учеты иных государственных и негосударственных организаций, используемые в информационном обеспечении оперативно-розыскной деятельности

Для организации оперативно-розыскной деятельности может быть использована информация других российских правоохранительных органов, а также правоохранительных органов зарубежных стран, что осуществляется на основе межведомственных нормативных актов и межгосударственных договоров о правовой помощи.

Информационные массивы других государственных и негосударственных организаций могут быть использованы на основе п. 4 ст. 11 Закона «О милиции», а также на договорной основе.

Общие интересы в борьбе с преступностью международного характера органы внутренних дел имеют с таможенными органами, которые также являются частью правоохранительной системы Российской Федерации и наделены оперативно-розыскной функцией.

Содействуя осуществлению мер по защите законных прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, охране общественного порядка, таможенные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать «иные» государственные органы информацией, которой они располагают.

Они, в свою очередь, наделены правом использовать в таможенных целях их информацию (в т.ч. сведения органов внутренних дел), соблюдая требования защиты государственной, коммерческой, банковской тайны и иных конфиденциальных сведений.

В силу своей компетенции таможенные органы не только ведут специальную таможенную статистику, но и имеют информационные системы учета объектов, представляющих интерес для таможенного дела.

Информационного взаимодействия органов внутренних дел и таможни в настоящее время требуют хищнический вывоз за рубежи России национальных художественных ценностей, а также преступные «манипуляции» с автотранспортными средствами.

Уже сейчас отдельные информационные массивы органов внутренних дел, и в первую очередь упоминавшиеся АИПС «Антиквариат» и АИПС «Розыск», должны быть согласованы с автоматизированными учетными системами таможни.

Информационное взаимодействие органов внутренних дел и таможенных органов должно получить новое содержание в нынешних условиях, когда очевидна тенденция роста транснациональных преступлений.

Число информационных систем таможни, интегрированных в общие учеты правоохранительных органов, должно быть увеличено.

По запросам органов внутренних дел обязаны предоставлять информацию о финансовом положении, источниках доходов на объекты их оперативного интереса из своих учетных массивов и подразделения государственной налоговой службы.

Органы внутренних дел и структуры частного сыска и охраны связаны общей целью: противостояние преступности в общегосударственном масштабе.

Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. (п. 1 ст. 7) частным детективным и охранным объединениям запрещено скрывать от правоохранительных органов известную им информацию о фактах готовящихся или совершенных преступлений.

Характер деятельности частных детективных и охранно-детективных объединений таков, что они, несмотря на запрет «собирать сведения, связанные с личной жизнью гражданина. «, руководствуясь ст. 5, содержащей перечень действий детективов, и ст. 3, определяющей виды частной детективной и охранной деятельности, так или иначе вынуждены не только собирать такую информацию, но и учитывать ее для последующей деятельности.

В обладании определенной ее частью заинтересованы оперативные службы органов внутренних дел.

Однако ни видов информации, ни форм обмена ею не определено.

Этому мешает противоречие между запретом скрывать от правоохранительных органов факты известной им преступной деятельности и вето на разглашение «собственных» сведений о клиентах и использование их вопреки интересам клиента или третьих лиц.

Прежде чем вырабатывать формы обмена информацией между указанными государственной и негосударственной структурами, предстоит устранить взаимоисключающие положения, заложенные в тексте (п. 3 ст. 7 и ст. 5) Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности».

Опыт подсказывает, что пробелы или недостатки законодательства тотчас используются в неправовых целях.

В плане обмена информацией с полицейскими органами нашим частным детективам следует взять на вооружение опыт их зарубежных коллег.

Например, в США, согласно законодательным предписаниям, владелец лицензии частного детектива, штатный сотрудник или руководитель сыскного агентства обязаны давать представителям правоохранительных органов (полиции либо окружному прокурору) любую требуемую ими информацию относительно уголовных преступлений.

По закону, информация, добытая частным детективом по расследуемому им событию, хранится четыре года.

Затем она может храниться в учетах частного бюро неограниченное время.

Официально пользоваться криминальными учетами полиции частный сыщик не может.

Огромным подспорьем в решении общих задач розыска преступников и раскрытия преступлений территориальной и транспортной милицией должны стать усовершенствованные и вновь разрабатываемые информационно-поисковые системы транспортных и других ведомств.

Так, с помощью АИПС «Аэропорт-3» осуществляется проверка в реальном временном масштабе всех авиапассажиров и их документов, что позволяет обеспечить оперативный контроль за разыскиваемыми лицами и утраченными документами.

Не менее полезной должна стать информационно-поисковая система под условным названием «Гостиница», действие которой основано на принципе автоматической проверки по криминальным учетам всех постояльцев гостиниц.

Более активно должна использоваться информация медицинских учреждений.

Она позволяет получать данные:

Имеется несколько основных форм учета лиц, обращавшихся в медицинские учреждения или находившихся там по инициативе последних.

Следует иметь в виду, что в последнее время многие крупные медицинские учреждения переходят на автоматизированный учет пациентов, однако названные здесь формы учета сохранены.

Назовем здесь только наиболее значимые для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности формы медицинских учетов и места их ведения:

1. В стационарных медицинских учреждениях:

2. В поликлиниках и амбулаториях:

3. Диспансерное наблюдение:

Формируется (маркируется) по формам заболеваний.

4. Периодические медицинские осмотры:

5. Стоматологическая помощь:

Эти же сведения могут заноситься в карточку амбулаторного больного (Ф.О25^).

6. Учет психически больных лиц (в психоневрологических диспансерах и других медицинских учреждениях названного профиля):

Каждый диспансер имеет архив, в котором содержатся карты больных, снятых с учета в связи со стойким улучшением здоровья; выехавших в другой район; переданных под наблюдение в другое психоневрологическое учреждение; снятых с учета в связи с неподтверждением диагноза психического заболевания; других больных, о которых в течение года не поступало никаких сведений.

При снятии больного с диспансерного учета психоневрологического учреждения на него заполняется статистический талон (Ф.ОЗО-V).

Карта больного, убывшего из психоневрологического стационарного учреждения (Ф.Обб-V), хранится в его архиве.

Контрольные карты диспансерного наблюдения лиц с общественно опасными действиями в анамнезе либо выделяются в отдельную картотеку, либо маркируются путем пометки в верхнем углу «СУ» (специальный учет) красным цветом.

Психоневрологический диспансер обязан в течение трех дней с момента принятия решения о постановке на спец. учет направить в орган внутренних дел по месту жительства больного карточку-сообщение о постановке на специальный учет психически больного, представляющего общественную опасность.

Такая же карточка направляется в ОВД и в случае принятия решения о снятии с учета.

Кроме того, во многих диспансерах имеются не предусмотренные приказом Министерства здравоохранения алфавитная книга, карточки, которые заводятся на каждый год раздельно и служат в основном для облегчения поисков сведений и могут быть использованы при необходимости дать ответ на запрос правоохранительных органов.

7. Учет наркологических больных.

Диспансерный учет наркологических больных ведется наркологическими диспансерами, наркологическими кабинетами и фельдшерскими пунктами при промышленных предприятиях, строительных организациях, на транспорте и др.

В качестве учетной формы используется контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным лицом (Ф.ОЗО-V).

На больного с впервые выявленным диагнозом «наркомания» медицинское учреждение (диспансер, наркологический кабинет и т.п.) направляет в наркологический диспансер (больницу) извещение (Ф.О91-У).

Кроме того, наркологические диспансеры имеют архивы, содержание которых аналогично содержанию архивов психоневрологических диспансеров.

8. Учет венерологических больных.

В настоящее время в медицинских учреждениях (в кожно-венерологических диспансерах) учитываются больные с выявленными заболеваниями, передающимися половым путем (ЗППП).

На впервые выявленного больного составляется и направляется в областной кожно-венерологический диспансер извещение Ф.89V-93.

9. Учет туберкулезных больных.

На местах, в больницах и туберкулезных диспансерах на лиц с туберкулезными заболеваниями ведутся медицинские карты больного туберкулезом (Ф.О61^).

На впервые выявленных лиц с такими заболеваниями в областной туберкулезный диспансер направляется извещение Ф.О89^.

10. Документация учреждений судебно-медицинской экспертизы:

Срок хранения всех перечисленных документов в медицинских учреждениях и их архивах в зависимости от значимости колеблется от 1 года до 50 лет.

В оперативно-розыскных целях могут использоваться также учеты военных комиссариатов Министерства обороны России.

Сведения таких учетов могут быть использованы: 1) для розыска (местного, федерального, международного) установленных лиц, местонахождение которых неизвестно; 2) установления неизвестных лиц (преступников, больных или престарелых, в силу беспомощного состояния или возраста не могущих сообщить о себе сведений) по признакам, которые могут содержаться в документах военных комиссариатов (антропометрические данные, физические недостатки и др.); 3) изучения личности известных лиц (проверяемых, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и др.); 4) выявления лиц, имеющих психические расстройства, но не состоящих на учете в медицинских учреждениях.

Перечисленные данные могут находиться в учетах:

Активное внедрение технических средств сбора, обработки, анализа и передачи информации во многие области жизни общества стимулировало появление программных комплексов в других государственных и негосударственных структурах, что позволяет рассчитывать на получение информации, значимой для раскрытия и расследования преступлений, из их «памяти».

К таким организациям, учреждениям следует отнести органы социального обеспечения, нотариаты, кадровые аппараты и т.п.

Органам внутренних дел подобные системы позволяют получать сведения о добрачных и новых фамилиях преступников, за которыми они собираются «укрыться» от уголовного преследования, а также иные данные поискового характера.

Не менее значимой информацией могут располагать государственные службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного экологического контроля и их специализированных природоохранительных подразделений.

Так, в Приморском крае действует подразделение под названием «Тигр».

Созданное для борьбы с браконьерским отстрелом и вывозом за рубеж диких животных, оно собирает и использует информацию о местах стоянок, маршрутах передвижения браконьеров, их связях среди местных жителей, охотников и рыбаков.

Результативность работы таких структур зависит от верного выбора ими форм взаимодействия с органами внутренних дел и, в первую очередь, от обмена информацией.

В этом контексте еще раз вспомним об идее разработки закона, регламентирующего создание и функционирование единого общефедерального банка правовой информации.

Недобросовестные попытки руководителей некоторых финансово-кредитных учреждений «закрыть» доступ оперативным подразделениям ОВД к их учетным массивам под предлогом защиты коммерческой тайны легко преодолеваются на основе положений законодательства.

Во-первых, постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 установлен Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Во-вторых, режим коммерческой тайны не распространяется на доступ государственных органов, их должностных лиц, действующих в пределах их компетенции при выполнении ими контрольных, надзорных или правоохранительных функций.

Действующее законодательство разрешает передачу конфиденциальной информации, в т. ч. сведений, связанных с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна), в установленном порядке, т.е. по официальным мотивированным письменным запросам в связи с возбужденным уголовным делом или проведением проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

Целям же информационного обеспечения решения задач оперативно-розыскной деятельности соответствует заведение органами, осуществляющими ОРД, дел оперативнорозыскного учета (см. ст. 10 Закона об ОРД), в рамках которых обеспечивается документирование процедур оперативно-розыскного производства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *