учитель 2030 какой он
Учитель 2030 какой он
Состоялся круглый стол «Учитель-2030 – каким он будет?»
2 марта 2016 года в рамках работы конференции «Исторический парк «Россия – Моя история» – современный образовательный ресурс в преподавании отечественной истории» состоялся круглый стол учителей истории, обществознания, экономики и права образовательных организаций города Москвы «Учитель-2030 – каким он будет?», на котором обсуждались итоги и вопросы творческого конкурса для педагогов города Москвы «Ученик-2030. А мы к будущему готовы?». Конкурс показал, что современные учителя обеспокоены, каким будет ученик через 15–20 лет и что необходимо сделать, чтобы образование не было скучным и обыденным.
С одной стороны, мы понимаем, что принципиально фантастических изменений не предвидится, с другой стороны, ФГОС, интерактивные доски, интернет-возможности – это всё то, о чём мы не могли и подумать ещё 15 лет назад. Поэтому уже сегодня учителя ставят перед собой задачи понять, разработать и придумать новые программы и методы, которые будут интересны ученику в 2030 году.
Участники круглого стола отметили высокий уровень работ участников творческого конкурса для педагогов «Ученик-2030. А мы к будущему готовы?», разнообразие форм и предлагаемых методов обучения.
По итогам круглого стола были вынесены предложения поддержать поставленные коллегами-конкурсантами проблемы:
— разрабатывать авторские программы по различным модулям предметов начальной, основной и средней школы специалистами из разных областей;
— привлекать специалистов из разных профессиональных отраслей для знакомства учащихся с современными профессиями, которые будут актуальны через 5–10 лет, а не устаревшими и не имеющими перспектив;
— разработать образовательный ресурс для обучающихся, чтобы каждый смог получить необходимые ему знания самостоятельно.
Ознакомиться с работами участников конкурса можно здесь.
Ответственный за размещение информации: методист ГМЦ ДОгМ Кокшарова А. А.
Митрополит Иларион принял участие в круглом столе «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала»
Москва, 1 октября 2020 г.
30 сентября 2020 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный теме «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала». Мероприятие прошло в рамках взаимодействия Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) и МИА «Россия сегодня», сообщает Патриархия.ru.
Участниками круглого стола стали: заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Богданов; ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова; ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева Марина Антонова; ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев.
В начале встречи прозвучало приветственное слово заместителя министра просвещения В.С. Басюка.
Обращаясь к участникам круглого стола, митрополит Волоколамский Иларион указал на две основных задачи, которые стоят перед современным педагогом. Первая из них — постоянно повышать квалификацию, получать необходимые для преподавания своего предмета компетенции. «Но не менее важно не просто наличие некой суммы знаний, а способность передать эти знания таким образом, чтобы они были усвоены учениками, более того, чтобы ученикам было интересно слушать и заниматься тем предметом, который педагог преподает», — продолжил иерарх, подчеркнув, что даже самую трудную для восприятия дисциплину можно преподавать таким образом, чтобы заинтересовать ею слушателей.
По мнению владыки Илариона, каждый преподаватель может многому научиться у Иисуса Христа, в том числе и в педагогическом деле, ведь помимо того, что Он обладал многими другими способностями и качествами, Господь Иисус Христос был замечательным педагогом. Из Евангелия известно, что Христос общался с детьми, но подробности этих бесед нам, к сожалению, не известны, упомянул архипастырь. «А вот с людьми среднего или старшего возраста, с молодежью (не будем забывать о том, что апостолы были молодыми людьми) Иисус Христос говорил таким образом, что собеседование с Ним было своего рода университетом, школой жизни, — сказал митрополит Волоколамский Иларион. — Причем Он не просто преподавал некую сумму правил или законов, как это делали фарисеи и книжники, с которыми Иисус постоянно полемизировал, — Он учил искусству жизни, причем делал это самыми разными способами. Иногда произносил прямые наставления: делайте то, не делайте это. А очень часто Он прибегал к такой форме самовыражения, как притча. Когда Христос произносил притчи, каждый из слышавших мог воспринять то, что он способен был в этом услышать в соответствии с уровнем своего интеллектуального, духовного развития».
«Часто исследователи задаются вопросом: а для чего вообще Иисус говорил притчами, — отметил далее иерарх. — Одни отвечают, что для того, чтобы облегчить восприятие. А другие говорят: наоборот, Он говорил притчами, чтобы затруднить восприятие Своего учения, сделать процесс обучения более трудоемким, то есть чтобы заставить самого слушающего человека думать, делать для себя какие-то выводы, проецировать то, что он услышал, на свою жизнь».
Владыка Иларион назвал одним из важных качеств педагога умение не просто нагружать учеников знаниями по своему предмету, но также постоянно провоцировать их собственную творческую работу, стимулировать мышление, способность откликаться на то, что он говорит. «Я думаю, что это очень важная задача для всякого педагога, как школьного, так и университетского», — подчеркнул он.
Митрополит Волоколамский Иларион, являющийся, в частности ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры и президентом Научно-образовательной теологической ассоциации, особо остановился на теме теологии, которая только недавно была признана в Российской Федерации в качестве научной области и теперь преподается не только в специализированных духовных учебных заведениях, но также во многих светских вузах.
«Теология тем отличается от, например, светского религиоведения, что она рассматривает религиозную проблематику изнутри конкретной религиозной конфессии, — указал архипастырь. — То есть теология не может быть ни надконфессиональной, ни внеконфессиональной — она всегда привязана к конкретной религиозной традиции. В нашем распоряжении сейчас имеются три паспорта по православной, исламской и иудейской теологии, и теолог в соответствии с паспортом научной специальности должен быть связан с религиозной традицией. Он не может просто быть просто «птицей свободного полета» и при этом преподавать теологию».
Как рассказал владыка Иларион, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) была создана для того, чтобы координировать деятельность духовных и светских учебных заведений в сфере теологии, дабы они могли обмениваться опытом, проводить конференции, постоянно повышать уровень теологического образования. Сегодня в составе НОТА — более 60 вузов, в том числе ведущие университеты России: МГУ, СПбГУ, Высшая школа экономики, РАНХиГС, педагогические университеты, ведущие духовные академии Русской Православной Церкви, Общецерковная аспирантура и докторантура имения святых Кирилла и Мефодия. «Таким образом, у нас происходит постоянный обмен информацией и учебными материалами, обмен мнениями, что очень важно», — констатировал владыка.
Остановившись на вызовах и трудностях, которые приходится преодолевать на пути развития теологической науки в России, митрополит Волоколамский Иларион указал, в частности, на вопрос создания современных пособий по данной тематике. «Как известно, теология на 70 лет оказалась в нашей стране под фактическим запретом, то есть теологическая наука у нас практически не развивалась. В наших духовных академиях и семинариях до сих пор некоторые предметы преподаются по дореволюционным учебникам — а вы можете себе представить, чтобы математику, химию, или литературу преподавали сегодня книгам, изданным в дореволюционный период? Конечно, нам нужны современные учебные пособия, и мы взялись за этот большой труд, — отметил иерарх. — Мы сейчас готовим учебные пособия по всем теологическим дисциплинам: теоретические, исторические, практические, дабы в течение ближайших лет полностью обновить весь корпус учебников».
Президент НОТА выразил уверенность, что Научно-образовательная теологическая ассоциация будет помогать учебным заведениям координировать деятельность в сфере теологии и ее члены приложат все усилия к тому, чтобы теология преподавалась в России на высоком уровне и была доступна всем желающим.
Участники заседания обсудили различные аспекты деятельности педагога в российском образовательном пространстве, значение теологии в образовании и в деле воспитания подрастающего поколения.
В завершение круглого стола митрополит Иларион обратился к представителям педагогического сообщества с поздравлениями в преддверии профессионального праздника — Дня учителя, который будет отмечаться 5 октября, и пожелал всем, кто трудится на преподавательском поприще, крепкого здравия и помощи Божией. «Хотел бы пожелать, чтобы вы всегда встречали благодарных учеников, которые будут внимательно вас слушать и на всю жизнь запомнят то, что вы им скажете», — сказал архипастырь.
Тьютор и модератор: каким должен быть учитель будущего
Советскому человеку с самого детства внушалось, что образование, полученное в стенах родных школ СССР, — лучшее в мире. Может быть поэтому традиции, хранимые школами с советских времен, так сильны. Кажется, что до сих пор самый распространенный образ учителя — авторитарный человек, носитель одному ему доступной истины. Такой подход сильно устарел. Мы живем в цифровом мире, где учитель уже не является единственным источником информации, Google в два счета найдет ответы на любые вопросы школьника. «Учителям надо учиться не говорить ответ, пока им не задали вопроса. Для многих преподавателей это своеобразный психологический барьер», — считает Дмитрий Фишбейн, директор лицея НИУ ВШЭ.
Самыми передовыми в области образования сегодня считаются страны Скандинавии и некоторые страны Азии. Уровень грамотности в Южной Корее составляет 97,9%, местные школы работают без выходных. В Финляндии пропагандируется принцип равенства, при котором дети с разными физическими особенностями занимаются вместе. Оценкам большого внимания не уделяется, акцент делается на личностном развитии ученика. В Нидерландах похожая ситуация. Учеников не сильно перегружают в школе, чтобы оставить им время для увлечений.
«Сейчас цель среднего образования состоит в том, чтобы «накачать» детей определенными знаниями, оценить их и выпустить в следующий этап жизни, хотя никто не может гарантировать, что именно эти знания пригодятся будущему выпускнику. Поэтому гораздо важнее обучить работать с этой информацией: структурировать, отличать недостоверные данные от подлинных и так далее. Нужно развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки работы в команде, разработки проектов, но это все не отрабатывается в классической школе», — делится Илья Ланцман, основатель сети частных школ Lancman School.
Дать однозначный ответ на вопрос, какой подход к школьному образованию является наилучшим, невозможно. Тем не менее, уже сейчас кое-где происходит смена традиционной модели.
В сельской «Школе будущего» Алексея Голубицкого в Калининградской области дети сами выбирают себе курсы и формируют расписание. Ребенок сам решает, чем он хочет заниматься вместо классической физкультуры — плаванием, скалолазанием, стрельбой, хореографией или баскетболом. А вместо уроков труда можно попробовать свои силы в робототехнике и создании 3D-объектов. В Санкт-Петербургском лицее 239 запущен первый в мире профориентационный онлайн-курс для школьников.
Как показывает практика, у каждой школы свои требования как к ученикам, так и в учителям. Директор школы «Летово» Михаил Мокринский считает, что старые требования к учителю не отменяются, а, скорее, дополняются. «Он, как и прежде, человек, профессионал, авторитет для ученика. Учитель сегодня должен умело менять роли, в их числе должны быть: организатор индивидуальной и групповой работы, а также самостоятельного дистанционного обучения. У российских учителей проблемы с систематической поддержкой самостоятельности ребенка», — говорит он.
Не надо забывать и о социальной роли преподавателя, ведь школа — это институт, где проходит социализация человека. По мнению Оксаны Демьяненко, директора гимназии «Сколково», именно в школе закладывается культурный код, который определяется ценностями и средой. «Как развивать эмоциональный интеллект, если не в прямом очном диалоге с людьми? Тому, как уважать людей и их мнение, быть продуктивным в общении и отстаивании своей позиции, учит хороший учитель, и это остается пока неизменным. Время требует от учителя трех главных качеств: любопытства, готовности постоянно учиться и смелости. Общая тенденция современной школы — смотреть на учителя, прежде всего, как на наставника, роль которого состоит в решении педагогических вопросов и проблем. По этой же причине особенно востребованными для учителей становятся психологические знания и компетенции», — говорит Демьяненко.
Проблема еще заключается в том, что учителя сами не хотят меняться, говорит Дмитрий Фишбейн. «Учитель играет, скорее, роль модератора и тьютора, который не встает на тумбочку и рассказывает ребенку, как устроена жизнь, а является значимым взрослым, который идет позади ребенка», — рассуждает он. Если раньше учитель большую часть времени что-то рассказывал у доски, то сегодня такой подход не сработает. По мнению Фишбейна, 70% от времени урока ученики должны взаимодействовать самостоятельно: писать, решать, работать в группах, а учитель — лишь сопровождать их, на это ему будет достаточно и 30% времени занятия. В лицее НИУ ВШЭ ученики сами организуют внеучебные мероприятия, согласуя их план и смету с руководством. «Навыки, которые они приобретают во время самостоятельной организации событий, порой намного полезнее того, что они могут прочитать в учебниках», — рассуждает Фишбейн.
У учеников тоже есть свое мнение на этот счет. На опрос в гимназии «Сколково» среди учеников 5-11 классов о том, что важнее всего в учителе, большинство выбрало следующие характеристики: человеческие качества, умение заинтересовать учебой и умение организовать учеников.
Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя
Geek Teachers — образовательный проект, основная цель которого заключается в помощи учителям в освоении новых образовательных технологий и цифровых инструментов. Среди инициатив проекта — просветительские фестивали Geek Teachers Fest, курсы «Школа проектов» и «Школа спикеров», шоу «Кабинет на прокачку», а также мастер-классы о новых технологиях в образовании.
Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в школе будущего, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы или роботов из серии фильмов «Звездные войны». Кажется, что учитель будущего будет в совершенстве знать, что такое Big Data, с легкостью управлять «умным» пространством и принимать звонки на наручные часы. Велик соблазн придать нашему учителю характерные черты самых смелых героев научной фантастики.
Но не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле.
Ниже — семь правил, которых стоит придерживаться педагогам, чтобы уже сейчас идти в ногу со временем. Итак, учитель будущего…
1. Осознанно использует технологии
Технологии для него привычны и не вызывают страх. Он не испытывает стресс от того, что нужно переустановить систему на ноутбуке или его нужно очистить от компьютерных вирусов. Он знает, что такое облачные технологии и может их использовать в своей жизни — как рабочей, так и личной. Он знает, как устанавливать программы на телефоне и понимает, как с их помощью сделать собственную жизнь проще.
Учитель, который использует телефон только для WhatsApp и простых игр, не может критически высказываться в сторону Интернета и мобильных устройств на уроке. Здесь твердое правило: изучи, а потом критикуй.
2. Следит за здоровьем и находит время для отдыха
«Вышла на работу больная, чуть в обморок не упала. Дома поболеть не имею права, нужно тетради проверять, журнал заполнять, да еще и на комиссию по ЕГЭ успеть».
Представили типичного педагога, произносящего подобную фразу? Она не характерна для учителя будущего.
Если человек выходит больным на работу, это не значит, что он хорошо работает. Наоборот, он тратит свои физические и эмоциональные ресурсы, забывает о собственном здоровье, и, конечно, подвергает риску заражения детей и коллег.
Реально ли плодотворно и интересно вести уроки в состоянии острой нехватки сна или температуры под сорок градусов? Кажется, нет. Добиться хорошего состояния здоровья без соблюдения правильного баланса между работой и отдыхом невозможно.
Учитель будущего умеет отдыхать: за пределами школьных стен он проводит время с близкими, не забывает про семейные ужины, выбирается на пикник с друзьями, знает о новинках кинопроката и громких театральных премьерах.
Такой учитель помнит, что накопленная усталость приводит к выгоранию, и знает разные способы восстановления жизненных сил. Для кого-то этим способом окажется просмотр «вирусных» видео на Youtube, а для кого-то поход в пиццерию с друзьями, и здесь нельзя винить себя за прокрастинацию и пустую трату времени.
3. Увлекается чем-то, помимо работы
Из предыдущего пункта вытекает следующий: у педагога будущего есть хобби. В свободное время он печет торты или ходит в походы с палаткой, пишет художественные рассказы или играет в компьютерные игры. Любое из них помогает как развиваться, так и расслабляться и переключаться.
Освободить время для любимых занятий не так сложно, как кажется. Достаточно воспользоваться технологиями, облегчающими жизнь учителя. Например, использовать приложения для автоматической проверки контрольных или надиктовать голосовым сообщением ответ по работе.
Если учитель тратит меньше времени на рутину, у него остаются силы на разработку квестов и командных заданий, внедрение новых форматов уроков и домашних упражнений, развитие собственных навыков и компетенций.
Алексей Минченко, учитель географии
Помимо работы у меня есть несколько увлечений, к которым я пришел, в том числе, и когда уже стал учителем. И эти увлечения помогают заслужить авторитет у школьников. Например, много ли у вас знакомых учителей, которые занимаются сапсерфингом и готовы в декабре пройтись на доске по Неве?
Еще я люблю консольные игры: погружаясь в другой мир, можно испытать эмоции, которые не свойственны тебе в обычной жизни, построить свое государство или стать бандитом на Диком Западе.
Также в конце полугодия мы с классом устраиваем танцевальный марафон в Just dance (это интерактивная игра, где нужно повторять движения за танцором).
4. Развивает «гибкие навыки»
Учитель будущего понимает важность знания своего предмета, усидчивости и упорства. Но он должен также иметь навыки работы в команде и контролировать эмоции. Без общения в современном мире уже не обойтись, а работа в школе — это непрерывное общение: с учениками и родителями, коллегами и администрацией.
Хочешь получить новую должность? Тебе нужно произвести впечатление на работодателя. Для собственного проекта нужна команда? Без грамотной коммуникации даже лучшую идею ждет провал. Для получения гранта или другой материальной поддержки важно правильно и четко рассказать о своем замысле.
Кроме этого, учитель будущего:
5. Знает свои права
В школах часто встречается печальная практика — администрация просит учителя бесплатно поприсутствовать на ЕГЭ, провести мероприятие после окончания рабочего дня, выйти на работу в свой выходной или взять дополнительный кружок. Часто учитель не может уйти на больничный, уехать по семейным делам или даже взять отгул на один день из-за резкой смены рабочего графика или опасаясь осуждения коллег.
Такие ситуации могут происходить из-за того, что учителя не читают трудовые договоры, не знают свои права, не подвергают критическому осмыслению слова администрации.
Учитель будущего внимательно изучает всю документацию, защищает свои права — самостоятельно или при помощи юристов, критически мыслит и всегда подвергает сомнению любое авторитетное мнение. А еще он знает, где достать нужную информацию — будь то профильные группы в социальных сетях, онлайн-консультации или специализированные статьи.
6. Финансово грамотен
Педагог будущего понимает, насколько важна финансовая грамотность. Он критически подходит к ненужным банковским предложениям, не попадается на уловки мошенников, знает, куда уходят его деньги и как работают кредиты и ипотеки. Он понимает, что такое инвестирование и как выбирать выгодный кэшбек.
И, самое важное, он транслирует свои знания ученикам — объясняет, почему не стыдно говорить о деньгах, и на своем примере показывает, как обезопасить себя и свое имущество.
7. Знает, как заработать
Если размер зарплаты оставляет желать лучшего, учитель будущего находит альтернативные виды заработка. Разработка онлайн-курса, организация конференции, ведение собственного блога, написание статей, съемки лекций по компьютерной грамотности или создание научно-популярного кружка — вариантов могут быть десятки и сотни.
Учитель будущего не боится денег и понимает, что за сделанную работу не зазорно получить адекватное вознаграждение. Наш герой не верстает ночами чужие презентации, забывая о сне и надеясь на простое социальное одобрение. Он четко понимает, что тратит время собственного отдыха, и просит за него не только уважительного отношения, но и оплаты.
Тимур Гуев, учитель математики и информатики (Новая школа)
Человеку, который горит своим делом, крайне тяжело брать за него деньги, и это факт. Именно в связи с этим многие художники и артисты нанимают специальных людей, которые абсолютно беспристрастно продают талант и способности своих подопечных. Учителя таких возможностей, к сожалению, лишены.
Понимание того, что учитель может достойно зарабатывать, пришло ко мне не сразу. Потребовалось около пяти лет. Ты работаешь за «спасибо», и тебе кажется, что это норма. Ты не отказываешь знакомым и коллегам на просьбы.
Но в какой-то момент ты начинаешь понимать, что при таком подходе твое развитие останавливается, поскольку тебе не хватает ресурсов: времени, денег, отдыха, в конце концов. Ты начинаешь потихоньку перегорать.
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!