углич какая река протекает
Загадочная речка Шелковка
На территории Углича и в окрестностях протекает несколько речек и ручьев, впадающих в Волгу. Среди них нам вспомнятся Каменный, Троицкий, Селивановский ручьи, овеянные древними преданиями Игорев и Грехов. В прошлом ручьев и речушек было значительно больше. Некоторые из них существуют до сих пор, но забыты, другие обмелели по естественным причинам или были уничтожены в ходе масштабных планировочных и строительных работ.
Одна речка в этом ряду занимает промежуточное положение. Это известная многим любителям старины Шелковка – в реальности большей частью она уже не существует, но ее название продолжает оставаться на слуху. В данной статье мы постараемся проследить местоположение давно исчезнувшей реки и вспомнить связанные с ней события истории.
В настоящее время сохраняется только устье Шелковки, являющееся западной частью рва Угличского кремля. Устье имеет высокие обрывистые берега и ныне, по сути, оказывается заболоченным заливом, выходящим в Волгу. Так что в наше время гидроним «Шелковка» применим только к незначительному участку русла, около двухсот метров, от Казанской церкви до берега Волги. Но, между тем, из Угличского летописца известно, что в древности протяженность речки насчитывала несколько верст. Она начиналась далеко за городом около погоста Святых Жен Мироносиц, который находился в трех верстах к югу от посада. Шелковка текла по левую сторону от Мироносинской дороги, впадала в Ростовское болотце, находившееся около церкви Царевича Димитрия «на поле» и далее текла по территории посада. Верхний участок русла давно забыт и в виду малых размеров не обозначен на картах. Его остатки, возможно, сохраняются в лесу около вокзала. Городской участок русла достоверно прослеживается от перекрестка улиц Московской и Петровской (Ленина и 9 Января) до кремля – он обозначен на одной из старинных карт. Местоположение остального русла достоверно неизвестно и вызывает большие вопросы.
В Угличском летописце говорится, что речка текла от Ростовского болотца к Петропавловской церкви, находившейся до 1930-х гг. на отмеченном перекрестке. Но где пролегало ее русло? В наше время высокий уровень грунтовых вод по Ростовской улице и близ Успенской площади связывают с Шелковкой. Возможно, она протекала в районе старой дорегулярной Богоявленской улицы, выходившей на Ростовскую дорогу. С Шелковкой также нередко связывают заводи около Николосухопрудской церкви, на перекрестке улиц Февральской, Опарина и Чернышевского, но в тех местах протекает Троицкий ручей. Быть может, Шелковка образовывала с Троицким ручьем единую водную систему и на каких-то участках имела общее русло? На эти вопросы едва ли возможно найти ответы.
В прошлом Шелковка, пересекавшая территорию посада и торговую площадь, имела исключительно большое значение в топографии средневекового Углича и дала городу немало ныне забытых топонимов. Так, например, в центре города левый берег Шелковки назывался Петровским, а правый Ховалским. Первое название произошло от церкви Петра и Павла, а второе, очевидно, было связано с протекавшим в тех местах небольшим Ховалским ручьем – еще одним элементом сложной водной системы старого города.
Ближе к кремлю Шелковка протекала через Сенную площадь – одну из трех основных торговых площадей Углича, располагавшуюся между Хлебной и Лесной площадями (примерно в районе современного перекрестка улиц Ленина, Спасской и Успенской площади). На площади через Шелковку был проложен деревянный Сергиевский мост, названный по посвящению одной из церквей. Другой мост, пересекая речку, вел к Спасским воротам кремля.
На Сенной площади продавали сено и скот. Ее территория была низкой и топкой, а потому в народе именовалась Болотом. Несколько западнее от площадей, в районе Пятницкой церкви (ныне территория Советской площади) была местность Лужницы или Лужники, нередко заливавшаяся водой. Так что в центре города и в древности было немало проблем с высоким уровнем грунтовых вод, болотистыми и низменными территориями. Данная проблема не является новой, а насчитывает, как минимум несколько столетий.
С Шелковкой связано несколько мрачных эпизодов истории Углича. Так, по преданию, приведенному в Угличском летописце, в Смутное время при одном из нападений на город отряды поляков и литовцев под предводительством предателя стрелецкого сотника Ивана Пашина тайно проникли на посадские улицы по руслам Шелковки и Каменного ручья, прорезавших оборонительный земляной вал. По преданию это случилось в темную ненастную ночь с Вербного Воскресенья на Страстной Великий Понедельник, после чего началось наиболее страшное разорение города и истребление жителей.
Сам Иван Пашин жил на берегу Шелковки – близ Лесной и Сенной площадей, при начале Ростовской дороги. В небольшом квартале, ограниченном несколькими посадскими улицами и переулками, находился его дом, а местность получила прозвание Пашина гора. В наше время это территория к западу от дома быв. купцов Евреиновых.
Еще одно предание описывает гибель Ивана Пашина. 26 марта 1619 г. он, находясь под следствием, шел с приставом из Розыскного двора в свой дом. Переходил по лавам Шелковку и свалился с шаткого мостка вниз головой в речку, широко разлившуюся во время весеннего паводка. При этом пристав удержался на мостке.
В прошлом берега Шелковки могли иметь еще более мрачную славу. Местность, где протекала речка, – под стенами крепости и торговой площадью, – по всей видимости, использовалась для наказания преступников. Если верить описаниям города, приведенным в «Музейном» списке Угличского летописца, в тех местах находились отмеченный Розыскной двор и острог с темницами для колодников, там были «выселичной сруб» и лобное место. Еще одно предание сообщает, что 15 мая 1591 г. после убийства царевича Димитрия угличане схватили попытавшихся бежать двенадцать убийц, вывели их на берег Шелковки и побили камнями. Затем спустя несколько дней похоронили за рекой руками колодников без церковных обрядов. То место было заметно и памятно горожанам – оно было топким сырым, источало болотные газы, зимой не замерзало.
По Писцовым книгам 1674-1676 гг. на площади, но несколько в стороне от Шелковки, около Большого Красного моста через Каменный ручей, находились Губная изба и тюрьма, огороженные сосновым тыном. Еще отметим, что в петровское время в возвышавшейся над речкой башне западных Спасских ворот, как и в некоторых местных монастырях, содержались в заключении присланные в Углич мятежные стрельцы. В то время ворота уже не функционировали, мост разрушился от ветхости.
К Шелковке в XVII-XVIII веках тесно прилегали лавки многочисленных торговых рядов, в более позднее время на ее правом берегу около Успенской церкви располагалось каменное здание архива, где хранились письменные дела провинциальных учреждений и денежная казна. Рядом находились деревянное здание Магистрата, питейный дом и подвал.
В XVIII веке значение речки существенно уменьшилось. Она обмелела, заплыла илом и стала напоминать небольшой ручей. Маловодный заболоченный поток стал жертвой крупных градостроительных преобразований рубежа XVIII-XIX веков – введения генерального плана 1784 г. План не учитывал речку, в соответствии с ним Шелковка подлежала засыпке, что и произошло в начале 1800-х гг. при строительстве Малых Гостиных рядов на Казанской площади. Участки русла на городских улицах, вероятно, были ликвидированы в тоже время. Похожая судьба, вероятно, ожидала Каменный и Троицкий ручьи, которые тоже не учитывались генеральным планом, но они были слишком велики и полноводны, поэтому от данной идеи разумно отказались, изменив очертания кварталов. Маловодная обмелевшая Шелковка, мешавшая реконструкции торговой площади, была полностью ликвидирована. Уцелело только устье, входившее в состав кремлевского рва.
В наше время, наблюдая во многих местах высокий уровень грунтовых вод и размыв фундаментов зданий, можно предположить, что такое решение было ошибочным, что на территории города следовало сохранить один из естественных стоков. Но при этом необходимо учитывать, что избыточное увлажнение некоторых участков городской территории существовало фактически всегда, и было их природной особенностью; что уровень грунтовых вод значительно поднялся после строительства ГЭС в 1930-1940-х гг. Также можно отметить, что в прошлом некоторые городские здания имели дренажную систему с деревянными или кирпичными трубами – об этом приходилось слышать от старожилов, встречаются документальные сведения и натурные остатки (например, кирпичные дренажные трубы имели Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря, Богоявленский монастырь и дом купцов Истоминых). В дальнейшем от отсутствия ухода эти дренажи перестали работать, были разрушены при различных строительных работах. Так что можно наблюдать целый комплекс проблем, и далеко не во всех из них виновата речка Шелковка, продолжающая жить где-то в городских подземельях.
Углич
Город Углич
Углич — это небольшой старинный русский город в Ярославской области, уютно расположившийся на берегу Волги в месте её крутого изгиба. Углич – город с почти тысячелетней историей, в который стоит приехать, чтобы ненадолго погрузиться в чарующую атмосферу русской старины. Углич входит в Золотое кольцо России и знаменит, прежде всего, тем, что именно здесь 15 мая 1591 года был убит царевич Дмитрий – младший сын Ивана Грозного и последний потомок династии Рюриковичей.
Сэкономь на путешествии в Углич!
Климат
Достопримечательности
История
впервые Углич упоминается в Ипатьевской летописи в 1148 году под названием Угличе-поле. По поводу происхождения названия выдвигается несколько гипотез: то ли оно произошло от слова «уголь» (в древности именно здесь занимались выжигом угля), то ли от слова «угол» (благодаря форме мыса, на котором располагается городок),а может быть, по созвучию со славянским племенем угличей, населявших эти места.
Город быстро разрастался: уже в 1218 году он стал центром Угличского княжества, в 1238 году достойно выдержал набеги татар, а с 1329 года он уже входит в состав Московского княжества, став его пограничной опорой. Расцвет города пришелся на 15 век.
Главная тайна Углича, вокруг которой до сих пор не утихают споры – это загадочная гибель царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного от Марии, его последней жены. Мария с маленьким сыном была сослана в Углич после смерти супруга. 15 мая 1591 года царевич был найден мертвым. В смерти наследника обвинили людей Бориса Годунова, над которыми была учинена жестокая расправа. Затем из Москвы прибыл князь Василий Шуйский, помощники которого установили, что царевич зарезался сам в припадке эпилепсии. Колокол, созвавший жителей города на кровавую бойню, был «наказан»: ему оторвали язык, вырвали ухо и сослали в Тобольск. В настоящее время колокол – одна из достопримечательностей Углича, однако, согласно официальным документам, настоящий колокол погиб при пожаре, а туристам показывают лишь его копию.
Размещение
Карта гостя
Примечательно, что туристы в Угличе могут приобрести так называемую Карту гостя, которая позволит однократно посетить 9 музейных объектов, 8 экскурсий, 1 мастер-класс, 2 ресторана, а также обеспечит туристу проживание в гостинице «Москва». Отметим, что к Карте гостя прилагается подробная инструкция-путеводитель, а также схема и карта города. Карта действительна в течение недели, ее можно приобрести в Туристическом Информационном Центре города.
Сувениры
Довольно уникальным для Углича сувениром может стать национальные русские одежды из льна, которые продаются на территории Кремля: мужские рубахи, девичьи сарафаны и т.п., причем все это очень высокого качества.
Минеральная вода Углича также может быть полезным сувениром. В 1926 году местный врач Троицкий откопал здесь скважину и провел исследования воды, которая, как выяснилось, обладает целебными свойствами. Высокое качество углической минералки подтверждают многочисленные награды.
Перепелиные яйца производятся на местной птицефабрике, это вкусный и полезный сувенир из Углича.
И, наконец, молоко «Углече Поле», которое производит предприятие «АгриВолга». Уникальность его заключается в том, что на всех 1’700 га земель данного хозяйства выращиваются исключительноь органические корма, а животные пасутся в естественных условиях. Поэтому это еще один полезный сувенир из Углича.
Как добраться
uritsk
Страница путешественника
Оставив за кормой Иваньковский гидроузел, теплоход выходит в коренное русло Волги, пятой по величине реки России и крупнейшей реки Европы.
1. Иваньковская ГЭС – самая верхняя ступень Волжского каскада гидроэлектростанций, самая первая ГЭС на Волге, введенная в эксплуатацию в 1937 году. Мощность её по сравнению с другими ГЭС совсем небольшая, но её значение трудно переоценить – образованное плотиной Иваньковское водохранилище питает водой Канал имени Москвы, о важнейшей роли которого в жизни столицы я писал в прошлой части.
2. В районе Дубны Волга – совсем небольшая река. Даже несмотря на то, что уровень её здесь поднят плотиной нижележащей Угличской ГЭС (вся Волга от Твери и до самого Волгограда по сути дела представляет собой цепь последовательно расположенных водохранилищ) ширина русла в отдельных местах тут всего несколько сотен метров.
4. Издалека видны пролеты Кимрского автодорожного моста и панорама самого города.
5. Несмотря на относительную близость к Москве, Кимры – небольшой, достаточно провинциальный городок. С теплохода хорошо видна пристань, расположенная чуть в стороне от центра города.
6. Кимрский мост был построен в 1978 году по типовой для тех времен консольной конструкции из сборных железобетонных блоков, объединенных напрягаемой арматурой (т.н. «шашлычная конструкция»). Таких мостов в то время было построено довольно много (быстро, просто, индустриально, в то время в автодорожных мостах вообще был в моде сборный железобетон), и многие из них через 20 лет оказались аварийными. Кимрский мост не стал исключением – в 90-х годах прогибы пролетных строений достигли критических значений, и в 2005-2007 годах Кимрский мост подвергся глобальной реконструкции – впервые в России была выполнена вантовая система усиления аварийных русловых пролетов.
8. В последние годы на Волге появилось много яхт, а вблизи столицы и других крупных городов их вообще несметное количество.
9. Ниже по реке на правом берегу Волги (точнее Угличского водохранилища – подпор от ГЭС здесь уже очень существенный) расположен посёлок Белый Городок, где расположен затон и судостроительно-судоремонтный завод.
10. Напротив Белого Городка находится очень живописное местечко Сосенки – здесь туристические теплоходы делают зеленую стоянку. У нашего теплохода стоянка Сосенки будет на обратном пути.
11. Сосновый бор, песочек, Волга и мелководный залив с противоположной стороны. Очень хорошее место!
12. Продолжаем путешествие по Угличскому водохранилищу… Ниже по течению берега отступают чуть дальше. Угличское водохранилище протянулось от плотины вышележащего Иваньковского гидроузла до Угличской ГЭС. По площади оно относительно небольшое – на участке от Дубны до Кимр долина реки неширока, не более 1 километра. Лишь здесь, ниже по течению, когда проплываешь мимо превратившихся в большие заливы устьев рек Медведицы и Нерли, берега расступаются до 3 километров и далее.
13. На водных просторах.
15. Недалеко отсюда расположен город Кашин, очень уютный городок Тверской области, куда иногда возят автобусные экскурсии при стоянке теплохода в соседнем Калязине.
16. Мы же продолжаем маршрут и приближаемся к Калязину, ещё одному очень известному городу Верхней Волги. При образовании Угличского водохранилища в 1939-1940 годах значительная часть территории исторического центра города, включая многочисленные памятники истории и архитектуры, была затоплена. Перед затоплением большая часть старого города была разобрана – сохранилась лишь высокая колокольня Никольского собора, раньше стоявшая на центральной городской площади. После заполнения водохранилища нижний ярус колокольни оказался под водой, и теперь она понимается из воды словно маяк, напоминая о том, как сильно человек изменил Волгу в XX веке. В начале 1990-х годов вокруг основания колокольни соорудили рукотворный насыпной остров, чтобы защитить памятник от разрушения. Прохождение затопленной Калязинской колокольни – одна из изюминок теплоходных маршрутов по Верхней Волге.
17. На этой фотографии хорошо видна центральная улица Калязина, уходящая в воду. На продолжении этой улицы, скрытой под водой, на центральной площади и стояла когда-то Калязинская колокольня.
18. Напротив Калязина на Угличском водохранилище находятся поросшие лесом и кустарником небольшие Монастырские острова. Раньше здесь, тогда ещё на берегу Волги, располагался Троицкий Макарьевский мужской монастырь, разобранный перед затоплением. Сейчас на одном из островов сооружена небольшая часовня, верхушка которой видна с теплохода.
19. Продолжаем движение вниз по Угличскому водохранилищу.
22. Теплоход «Афанасий Никитин», на котором мы путешествуем, был построен в 1959 году на судоверфи Комарно в Чехословакии, до 1975 года назывался «Мир» и все эти годы работал на линии Москва – Астрахань.
23. Палубы опустели – первую смену пригласили на обед. :)))
24. Продолжаем маршрут по территории теперь уже Ярославской области. Слева по борту нельзя не заметить шикарную церковь села Прилуки.
26. Ещё один встречный – «Сергей Дягилев». Как и большинство аналогичных судов, он работает на линии Москва – Санкт-Петербург преимущественно с иностранными туристами. Этот ростовский четырёхпалубный теплоход 302 проекта безошибочно определяется издалека по гербу Ростова-на-Дону на носу и до 2011 года носил имя «Новиков-Прибой». Мне до сих пор как-то привычнее его старое название. В последние буквально пару-тройку лет многие круизные теплоходы были переименованы – это вполне обычное и нормальное явление в мировой круизной практике. Но просто за всеми новыми именами не уследишь, особенно если предыдущие 20 лет ты знаешь теплоход под другим именем. :))
28. Параллельно нам движется теплоход «Русь». Он также идёт по традиционному маршруту Москва – Ярославль – Санкт-Петербург. Его никогда не переименовывали со времени постройки – «Русь», кстати, видна на одной из фотографий 1990 года, которые я приводил во введении (спустя 23 года как сейчас помню, что он стоял вторым бортом за теплоходом «Сергей Есенин»).
29. Теплоход приближается к Угличской ГЭС – справа открывается панорама гидроузла. Угличская ГЭС – вторая ступень Волжского каскада гидроэлектростанций, вторая она и по времени строительства: станция была пущена в эксплуатацию перед войной, в 1940-1941 годах. Мощность её относительно небольшая (120МВт), хотя вышележащую Иваньковскую ГЭС Угличская мощнее почти в четыре раза.
30. Судоходный шлюз расположен левее плотины. Арка Угличского шлюза – одно из самых красивых и легко узнаваемых гидросооружений на Волге. А ещё в Угличском шлюзе давным-давно, в середине 1990-х, жила рыжая лошадь, так обожаемая всеми без исключения туристами. 🙂
31. Герда тоже очень любит круизы – правда, предпочитает не туристические теплоходы, а яхту своих хозяев. 🙂
32. Шлюзование в Угличском гидроузле «Афанасий Никитин» проходит вместе с теплоходом «Русь».
33. На борту «Руси» путешествуют преимущественно иностранные туристы – из США, Германии, Франции, Норвегии, Турции, Японии. Были и наши соотечественники. Мне доводилось несколько раз ходить в круизы по нашим рекам совместно с иностранными туристами – это тоже здорово и интересно. Хотя я вообще-то никогда не делю людей по национальностям. 🙂
34. Закончив шлюзование, теплоход подходит к причалу древнего Углича – первой стоянки маршрута, одного из красивейших городов «Золотого кольца» и одного из наиболее часто посещаемых круизными судами малых городов Волги.
Углич. История, достопримечательности. Ярославская область
Старинный город Углич расположен на берегу реки Волги, он входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России» и гордится целым рядом достопримечательностей, в котором главное место занимают монастыри и церкви.
Углич находится в Ярославской области, в 250 км от Москвы. Благодаря географическому расположению город легче и лучше посетить по время речного круиза, к тому же в его порту делают остановки многие теплоходы.
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что рядом с Угличем река делает крутой поворот, образуя угол. Считается, что именно от этой геометрической фигуры произошло название города.
Краткая история Углича
По преданию, Углич был основан в 937 году псковским боярином Яном Плескович.
Первое письменное упоминание о городе датируется 1148 годом, когда великий князь киевский Изяслав Мстиславич отправился в поход на князя суздальского Юрия Долгорукого. В эти времена город фигурировал под названием Угличе поле и входил в состав Ростово-Суздальской земли.
С 1218 года он стал главным населенным пунктом Угличского удельного княжества. В 1238 году город разрушила и сожгла монголо-татарская орда, но через несколько лет Углич возродился, началось бурное строительство.
В начале XIV века князь Иван Калита присоединил город к Московскому княжеству. Углич, расположенный недалеко от границы, несколько раз осаждали войска тверского князя Михаила, который соперничал за власть с Москвой. В 1371 году город опять захватили и сожгли дотла. Но через несколько лет московский князь Дмитрий Донской построил новую крепость и оборонительные сооружения.
XV век стал периодом процветания и роста, Углич приобрел самостоятельность и окреп в экономическом плане. С 1462 году Углич принадлежал князю Андрею Большому по прозвищу Горяй (Горемыка), при котором были построены многие каменные здания. Город стал значимым культурным, экономическим и политическим центром Русского государства. В 1492 году князя Андрея Большого схватил его родной брат Иван III Васильевич, и через год Андрей Большой умер в заключении. Углицкий удел был присоединен к великому княжеству.
Во времена правления Ивана Грозного Русское государство разделили на опричнину и земщину, Углич вошел в состав последней.
В 1584 году после смерти Ивана Грозного его младшего сына царевича Дмитрия с матерью отправили в Углич. А в 1591 году восьмилетний мальчик был найден мёртвым с перерезанным горлом. В его смерти подозревали Бориса Годунова, который хотел занять престол. Жители Углича обвинили в преступлении государственных дьяков Битяговского и Качалова, и убили их. В это время в Угличе казнили около 200 человек, а также отрезали язык, ухо и сослали в Сибирь колокол, созвавший горожан на восстание.
Так пресеклась династия Рюриковичей и началась династия Романовых: угличанка Ксения Шестова была матерью Михаила, первого царя из династии Романовых.
В начале XVII века Углич был пожалован принцу Густаву, которому отказали в женитьбе на Ксении Годуновой за непристойное поведение.
Во время Смутного времени Углич разрушили польские войска. За восстановление города взялся царь Михаил Романов. Возрождение шло очень медленно, строились храмы и монастыри.
В конце XVIII века Углич стал центром Углицкой провинции, в 1777 году он вошел в Ярославское наместничество, позже ставшее губернией. В это время утвердили регулярный план застройки города.
К концу XIX века Углич пришел в упадок. Развитию города мешало отсутствие железных дорог. Тем не менее, здесь выпускали отличного качества «углицкие» колбасы и сливочное масло.
В 1939 году создали Угличское водохранилище, а в 1935-50-х гг. построили ГЭС.
Достопримечательности Углича
Несмотря на то, что Углич относительно небольшой город, в нем сосредоточено много достопримечательностей, в том числе великолепные образцы традиционной русской архитектуры.
Обязательно надо посетить историко-архитектурный комплекс Угличского кремля, вид на который открывается с реки. Когда-то древнюю крепость окружали защитные стены, но их разобрали за ненадобностью и по ветхости. На территории кремля сохранились старинные постройки, среди которых церковь Дмитрия на Крови, Спасо-Преображенский собор, колокольня и княжеские палаты.
Напротив церкви находятся княжеские палаты, построенные в 1480-е гг. До наших дней сохранилась лишь престольная палата, которая считается одним из древнейших образцов жилого зодчества в России.
Спасо-Преображенский собор возвели в XVII веке на месте более древнего храма. Над его созданием трудились зодчие во главе с Григорием Федоровым. В 1730 году к церкви пристроили колокольню.
От Успенской площади отходит Спасская улица, которая в прошлом отличалась бойкой и оживленной торговлей. Когда-то здесь жил купец Алексей Карпович Постнов, которому принадлежал колбасный завод. Его продукция пользовалась большим спросом и получала разные премии. Местная легенда рассказывает, что однажды на Спасской перевернулся фургон с колбасными изделиями от Постнова. Они покатились по крутой улице вниз, внеся веселое оживление в повседневную жизнь горожан. Это происшествие легло в основу известного выражения – «Катиться колбаской по Малой Спасской!».
В те времена, т.е. в начале XIX века на Спасской проживало высшее общество Углича. На улице находилось около 30 каменных домов, 8 деревянных строений, торговые ряды, складские помещения, постоялые дворы и питейные заведения.
В доме № 17 на Спасской жил Михаил Чехов, младший брат Антона Павловича. В 1893 году его назначили податным инспектором Угличского уезда. Будучи человеком одаренным и образованным, он окунулся в культурную жизнь города. Здесь Михаил Чехов встретил свою будущую жену Ольгу Владыкину.
Дальше улица приводит к Воскресенскому монастырю, основанному в XV веке. Все здания, сохранившиеся до наших дней, соединены крытой галереей. Они были построены в XVII веке. В 1764 году монастырь упразднили. К началу XIX века на территории остались только храмы, все остальные постройки, включая ограду, был разрушены. В 1950-70-е гг. прошла масштабная реставрация, а с конца 1990-х гг. монастырь возродился.
Напротив Воскресенской обители расположена живописная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которую возвели в 1689-90 гг. на месте деревянного храма. Деньги на строительство выделил местный купец Никифор Григорьевич Чеполосов, заложив церковь, в память об убитом маленьком сыне Иване. Мальчика похитил приказчик купца Рудак, который затаил обиду на Никифора Григорьевича. Он держал ребенка в погребе 16 дней, издевался над ним и принуждал отречься от родителей. Шестилетний мальчик отказался, тогда Рудак зарезал его. Согласно преданию, нетленное тело ребенка нашли пастухи, его похоронили рядом с деревянным храмом, а позже его останки перенесли в каменную церковь. Ивана Чеполосова почитают как угличского мученика Иоанна-младенца, святого Русской православной церкви.
При строительстве Угличской ГЭС церковь Рождества Иоанна Предтечи планировали разобрать, но на ценный с художественной точки зрения памятник не поднялась рука: гидроэлектростанцию построили выше по реке.
Сейчас в офисных здания ГЭС оборудован Центральный музей истории гидроэнергетики России, в котором можно познакомиться с устройством станций, посмотреть фотографии и видеоролики.
На Ростовской улице расположен женский Богоявленский монастырь. Он был основан в XIV веке княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Изначально обитель находилась на территории кремля, а в середине XVII века переехала на нынешнее время.
В начале XIX века развернулось бурное строительство, появились каменные церкви, ограда и сестринские корпуса. В советские годы монастырь был закрыт, главный храм стал складом. Реставрация и возрождение обители началось в 2003 году, но процесс идет медленно, и до окончания еще далеко. Доминантой монастыря является Богоявленский собор, построенный в русско-византийском стиле по проекту архитектора К. Тона в 1853 году. Храм венчают голубые купола с позолоченными звездами. Напротив стоит Старый Богоявленский собор, ныне Смоленская церковь. Небольшой изящный храм возвели в 1700 году.
Дальше всех от центра находится Алексеевский монастырь, расположенный у Каменного ручья на возвышенности, называемой в прошлом Огневой горой. Обитель основали в 1371 году на месте языческого святилища. Она должна была защищать Углич со стороны Ярославской дороги. В 1608-1611 гг. монастырь был разграблен польскими интервентами, которые убили всех иноков. Возрождение обители началось со строительства Успенской церкви, которую за гармонию и красоту назвали Дивной. Храм является одним из древнейших в Угличе. В нем хранится чудодейственная икона Богородицы «Вратарницы» Угличской (Неугасимая Свеча), у которой просят исцеления от болезней и здоровья.
В настоящее время Алексеевская обитель передана Русской Православной церкви и является действующим женским монастырем.
Как добраться до Углича
🚗 Машина. Расстояние от Москвы до Углича составляет 235 км по Ярославскому шоссе.
🚅 Поезд. Поезд до Углича уходят с Белорусского вокзала. В 2019 году: по пятницам Москва-Углич, по воскресеньям Углич-Москва. Время в пути – 5 часов.
🚌 Автобус. Центнальный автовокзал (Щелковский) / Время в пути 4 часа 20 мин. Международный автовокзал Северные Ворота / Время в пути 4 часа.
🛳 Теплоход. Самый красивый и романтичный способ.