укажите какие грузы перевозят в цистернах
Укажите какие грузы перевозят в цистернах
Вопрос 1. Какая из нижеперечисленных задач входит в обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
1. Контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха водителей
2. Контроль технического состояния автотранспортных средств
3. Обеспечение взаимодействия со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации
4. Выдача плановых заданий, регистрация заданий и заявок на перевозки
1. П. 16.2 Приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287
Вопрос 2. Какая из нижеперечисленных задач не входит в обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
1. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контроль их выполнения
2. Организация стажировки водителей и работы водителей-наставников
3. Проведение инструктажей работников, связанных с перевозкой опасных грузов, их погрузкой и разгрузкой
4. Контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха водителей
3. П. 16.2 Приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287
Вопрос 3. Какая из нижеперечисленных задач не входит в обязанности диспетчерской службы?
1. Организация и контроль работы водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам
2. Организация в необходимых случаях оказания своевременной технической помощи подвижному составу на линии
3. Контроль технического состояния подвижного состава
4. Составление оперативных сводок и рапорты о работе и происшествиях за смену
3. П. 13.2 Приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287
Вопрос 4. Выберите задачу, не входящую в обязанности диспетчерской службы в грузовых автотранспортных организациях:
1. Организация и контроль работы водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам
2. Обеспечение взаимодействия со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации
3. Изучение состояния и тенденций развития рынка перевозок
4. Расчет в путевых листах соответствующих технико-эксплуатационных показателей
3. П. 13.2 Приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287
Вопрос 5. Укажите, какая из нижеперечисленных задач не входит в обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
1. Разработка или участие в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов
2. Установление причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения
3. Анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, подготовка в установленном порядке отчетов о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению
4. Организация подготовки к перевозке опасных грузов работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, и ведение учета данной подготовки
4. П. 16.2 Приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287
Вопрос 6. Какой документ показывает результаты выполненной транспортной работы, расход горюче-смазочных материалов?
1. Товарно-транспортная накладная (ТТН)
2. Акт о сверхнормативных простоях
3. Путевой лист
3. Путевой лист показывает результаты выполненной транспортной работы, расход горюче-смазочных материалов.
Вопрос 7. Выберите правильное определение груза на транспорте:
1. Все предметы с момента выдачи для транспортировки со склада перевозчика до момента сдачи груза на склад перевозчика в регионе грузополучателя
2. Все предметы с момента приёма их к перевозке до момента сдачи грузополучателю
3. Все предметы, указанные в предварительной заявке на перевозку до момента приёма их перевозчиком
2. Грузами на транспорте называют все предметы с момента приёма их к перевозке до момента сдачи грузополучателю. Сходное определение содержится в Уставе автомобильного транспорта: груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке (ст. 2, п. 3). Таким образом, в терминах автомобильного транспорта груз становится таковым после его приема к перевозке.
Вопрос 8. Укажите, какие грузы характеризуются габаритными размерами, массой, формой, принимаются к перевозке и сдаются получателю по счёту и массе
1. Штучные
2. Навалочные
3. Наливные
1. Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, массой, формой, принимаются к перевозке и сдаются получателю по счету и массе.
Вопрос 9. Укажите, какие грузы допускают погрузку и выгрузку навалом, т.е. Выдерживают падение с высоты, учитываются по объему и массе:
1. Штучные
2. Навалочные
3. Наливные
2. Навалочные грузы допускают погрузку и выгрузку навалом, т.е. Выдерживают падение с высоты, учитываются по объёму и массе, например, грунт, песок, глина и т.п.
Вопрос 10. Укажите, какие грузы перевозят в цистернах
1. Бестарные
2. Навалочные
3. Наливные
3. Наливные грузы жидкие, полужидкие грузы. Их перевозят в цистернах.
Вопрос 11. В какой маркировке штучных грузов указывают род груза и наименование предприятия-изготовителя?
1. Товарной
2. Грузовой
3. Транспортной
4. Специальной
1. При перевозке штучных грузов их маркируют. Маркировка нанесение специальных надписей или знаков на груз. Она бывает товарной, грузовой, транспортной и специальной. В товарной маркировке указывают род груза и наименование предприятия-изготовителя.
Вопрос 12. В какой маркировке штучных грузов указывается наименование пунктов отправления и назначения, грузоотправителя и грузополучателя?
1. Товарной
2. Грузовой
3. Транспортной
4. Специальной
2. При перевозке штучных грузов их маркируют. Маркировка нанесение специальных надписей или знаков на груз. Она бывает товарной, грузовой, транспортной и специальной. Грузовая маркировка указывает наименование пунктов отправления и назначения, грузоотправителя и грузополучателя.
Вопрос 13. В какой маркировке штучных грузов указывают количество мест в данной партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому принят груз к перевозке?
1. Товарной
2. Грузовой
3. Транспортной
4. Специальной
3. При перевозке штучных грузов их маркируют. Маркировка нанесение специальных надписей или знаков на груз. Она бывает товарной, грузовой, транспортной и специальной. В транспортной маркировке указывают количество мест в данной партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому принят груз к перевозке.
Вопрос 14. Укажите, какие виды маркировки штучных грузов наносятся грузоотправителем:
1. Товарная и транспортная
2. Грузовая и специальная
3. Специальная и товарная
2. При перевозке штучных грузов их маркируют. Маркировка нанесение специальных надписей или знаков на груз. Она бывает товарной, грузовой, транспортной и специальной. Грузовую и специальную маркировку наносит грузоотправитель, а транспортную транспортное предприятие, принявшее груз к перевозке.
Вопрос 15. Укажите, какой показатель работы грузового автомобильного транспорта измеряется в тоннах и определяется как количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определённый период времени?
1. Объем перевозок
2. Грузооборот
3. Грузопоток
1. Объем перевозок Q — это количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определённый период времени, измеряется в тоннах.
Вопрос 16. Укажите, какой показатель работы грузового автомобильного транспорта измеряется в тонно-километрах и определяется как объём транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определённого периода:
1. Объем перевозок
2. Грузооборот
3. Грузопоток
2. Грузооборот Р — объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определённого периода, измеряется в тонно-километрах.
Вопрос 17. Укажите коэффициент, который определяется при исследовании объема перевозок и представляет собой отношение объёма перевозок к фактически произведённому или потреблённому количеству груза:
1. Коэффициент ритмичности
2. Коэффициент ресурсных возможностей
3. Коэффициент повторности
Вопрос 18. Укажите правильное определение разрешенной максимальной массы транспортного средства:
1. Полная масса транспортного средства, состоящая из собственной массы, массы груза по полной грузоподъёмности и массы водителя
2. Установленная техническим регламентом ТР ТС 018/2011 или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства
3. Масса транспортного средства, состоящая из собственной массы, снаряжения и массы водителя с пассажирами
2. Разрешенная максимальная масса — установленная техническим регламентом ТР ТС 018/2011 или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства. ТР ТС 018/2011, Раздел 2, Определения.
Вопрос 19. Дайте правильное определение единицы производственного процесса – ездки:
1. Комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза, выполняемых с момента погрузки груза до разгрузки
2. Комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза, выполняемых с момента погрузки груза до следующей погрузки
3. Комплекс операций по оформлению, перевозке и выгрузке груза, выполняемых с момента погрузки груза до разгрузки
2. Единицей производственного процесса грузового автомобильного транспорта является ездка, т.е. Комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза, выполняемых с момента погрузки груза до следующей погрузки.
Вопрос 20. С какого этапа начинается организация автомобильных перевозок?
1. Составление схемы грузопотоков
2. Расчет потребности в транспортных средствах по видам
3. Анализ и выявление потребности в перевозках
3. Организация автомобильных грузовых перевозок происходит по следующим этапам: 1) анализ и выявление потребности в перевозках; 2) анализ географической картины перевозок и составление рациональных маршрутов; 3) составление схемы грузопотоков; … 8) расчет грузооборота по календарным периодам работ (за смену, сутки, неделю, месяц).
Основные виды цистерн для перевозки наливных грузов
Транспортная характеристика наливных грузов
К наливным грузам относят жидкие грузы, перевозимые в цистернах, контейнерах и полувагонах-бункерах. Основную массу (более 90%) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты (керосин, бензин, дизельное топливо, лигроин, мазуты, минеральные масла и др.), в меньшей степени — сырая нефть, которая транспортируется главным образом по трубопроводам. Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, саломас и др.), а также химические грузы (кислоты, щелочи, красители, лаки, сжиженные газы и др.).
В зависимости от воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность человека все наливные грузы делятся на опасные и неопасные. Неопасные грузы перевозят на общих основаниях, а при перевозке опасных, кроме общих правил и норм, необходимо выполнять специальные требования по обеспечению безопасных перевозок, указанные в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Наливные грузы в зависимости от свойств и назначения объединены в три основные группы:
нефть и нефтепродукты;
химические грузы (кислоты, щелочи, сжиженные газы);
пищевые продукты (растительные масла, спирты, патока).
Нефтепродукты. Виды и назначение
Все нефтепродукты можно разделить на пять групп:
Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, определяющими характер их налива, транспортирования и хранения. Это плотность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных, но и плюсовых температурах, легкая воспламеняемость и испаряемость, взрывоопасность, электризация (накапливание опасных зарядов статического электричества) и ядовитость. От плотности зависит использование грузоподъемности цистерн. Наибольшую плотность имеют мазут (935 кг/м 3 ) и масло автотракторное (930 кг/м 3 ).
Свойства наливных грузов
Вязкость — это свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению ее частиц под влиянием действующих на них сил. Наибольшая вязкость присуща большинству темных нефтепродуктов.
Температура застывания — это температура, при которой нефтепродукт теряет подвижность (густеет) и не меняет своей поверхности при наклоне сосуда.
Плотность, вязкость и способность застывать при низких температурах влияют на процессы налива и слива. Некоторые жидкие грузы застывают даже при температуре выше +20 °С (например, гудрон +45 °С, нефтяная смола +40 °С, нефтяные битумы +28 °С). В обычных условиях, чтобы слить, их необходимо предварительно разогреть или перевозить в специализированных цистернах и полувагонах-бункерах.
Испаряемость нефтегрузов объясняется наличием в них значительного количества летучих веществ; интенсивность испарения зависит от температуры груза и воздуха, поверхности испарения, атмосферного давления и времени года.
Температура вспышки — это наименьшая температура, при которой пары нефтепродуктов образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламеняться при поднесении к ней открытого пламени. По температуре вспышки все нефтяные грузы делят на четыре класса:
Нефтепродукты, у которых температура вспышки паров:
При наливе температура нефтепродукта должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 °С.
Температура воспламенения — это самая низкая температура, до которой при нагревании жидкости, газа или твердого тела возникает самовозгорание без использования искры или пламени.
Предел взрываемости (воспламеняемости) — это минимальное или максимальное содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных при воздействии искры, пламени, раскаленных металлических предметов взрываться (воспламеняться).
Заряды статического электричества накапливаются в процессе перекачки нефтепродуктов по трубопроводам, при этом на поверхности трубопровода возникает заряд противоположного знака. Чтобы избежать возникновения электрического разряда, скорость движения нефтепродуктов по трубопроводу не должна превышать 12 м/с, а также должно быть устроено соответствующее заземление.
Нефть и нефтепродукты составляют основную долю объема грузов (более 90 %), перевозимых по железной дороге наливом в цистернах и бункерных полувагонах. На основе специфических свойств и характеристик эти грузы делятся на три подгруппы:
Нефть сырая — горючая масленичная жидкость с характерным запахом и цветом, содержащая парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды, различные органические вещества, сернистые и кислотосодержащие соединения. Нефть сырая перевозится с мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, где после специальных производственных процессов, происходящих при высокой температуре, получают нефтепродукты светлые (выкипающие при температуре до 350°С) и темные (с температурой кипения выше 350°С). К светлым нефтепродуктам относятся: бензин, керосин, лигроин, а к темным – газойль, мазут и продукты переработки мазута.
Нефтепродукты (светлые и темные) делятся на следующие подгруппы: топлива, масла, прочие продукты.
К топливу относятся: автомобильные бензины, авиационные керосины, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и другие виды топлива. Характеристиками моторных бензинов и авиакеросинов являются детонационная стойкость, определяемая октановым числом; фракционный состав; малое содержание смолистых веществ и сернистых соединений; высокая теплота сгорания. Важнейшим показателем дизельного топлива является способность к самовоспламенению при впрыскивании его в камеру сгорания, что характеризуется цетановым числом. Для топлива быстроходных дизелей существенное значение имеют такие свойства, вязкость, температура вспышки и зольность.
В группу масел входят: моторные масла, индустриальные смазочные масла, консистентные смазки, специальные масла и др. Основным свойством смазочных масел является способность образовывать на поверхности трущихся деталей масляную пленку, прочность которой зависит от вязкости масла, а вязкость, в свою очередь, от температуры; кроме того, масла должны быть стойкими против окисления, обладать антикоррозионными и другими специфическими свойствами.
К группе прочих нефтепродуктов относится большой ассортимент продуктов: растворители, осветительные керосины, нефтяные битумы, гудроны, нефтяной пек и др. К этой же группе относятся нефтепродукты, служащие сырьем для нефтехимической и химической промышленности.
Наливные химические грузы
Химические грузы, перевозимые наливом в цистернах, включают следующие группы грузов: кислоты, щелочи, спирты, газы (сжатые и сжиженные), а также красители, лаки и другие вещества.
Кислоты различных видов составляют основную долю в объеме перевозок жидких химических продуктов. Они относятся к опасным грузам. Кислоты могут вызывать тяжелые химические ожоги, взрывы и другие аварийные ситуации. Кроме того, они обладают окисляющими и разъедающими свойствами, могут вызывать коррозию внутренних металлических поверхностей котла цистерны. Условия перевозки конкретных видов кислот зависят от их химико-физических характеристик. Цистерны для перевозки кислот, относящихся к опасным грузам, должны иметь соответствующую окраску и предупреждающие трафареты.
Серная кислота – бесцветная прозрачная маслянистая жидкость, способная растворять металлы. Она гигроскопична, может соединяться с водой в любых пропорциях с выделением большого количества тепла. Перевозится серная кислота только в специальных цистернах. Олеум (серная дымящаяся кислота) перевозится в специальных олеумных утепленных цистернах-термосах, принадлежащих грузоотправителю.
Соляная кислота относится к опасным едким веществам, способна растворять металлы; ее температура замерзания ниже — 40 о С; перевозится в специальных гуммированных цистернах. Ингибированная соляная кислота перевозится в сернокислотных цистернах.
Азотная кислота является продуктом окисления аммиака, кипит при температуре +86 о С, действует на все металлы, кроме золота, платины, титана, и более слабое действие оказывает на алюминий. Техническая азотная кислота дымит на воздухе при обычной температуре, является сильным окислителем. Азотная кислота перевозится в цистернах с алюминиевым внутренним покрытием котла цистерны, которая имеет с обеих сторон щиты, предохраняющие от случайного истечения продукта.
Смесь азотной кислоты с серной – меланж, представляет собой едкую жидкость, перевозится в специальных сернокислотных цистернах. Температура ее налива должна быть не выше + 30 0 С, а в летних условиях не выше + 40 0 С, обладает ядовитыми свойствами. Концентрация и состав наливаемой в цистерну кислоты должны отвечать требованиям действующих стандартов.
Метанол (метиловый спирт) – легковоспламеняющаяся, очень ядовитая бесцветная прозрачная легкоподвижная жидкость; кипит при температуре +66 о С, температура вспышки + 6 о С; с воздухом пары метанола образуют взрывчатую смесь. По цвету, запаху и вкусу метанол напоминает винный спирт, но прием его внутрь вызывает отравление, нередко с потерей зрения и часто с летальным исходом; перевозится в сопровождении военизированной охраны. Метиловый спирт применяют в качестве растворителя антифриза, для синтеза химических веществ, производства формалина и других продуктов. Для таких же целей используются пропиловый и бутиловый спирты.
Технический этиловый спирт получают сбраживанием гидролизаторов древесины или сульфатных щелоков (отходы производства целлюлозы). Этиловый спирт применяется в производстве синтетического каучука, уксусной кислоты, хлороформа, пороха, синтетических красителей, лаков и т.д.
Наливные пищевые продукты
Пищевые, жидкие продукты делятся на следующие группы: растительные масла и жиры, спирты и виноматериалы, плодоовощные соки, патока, молоко.
Растительные масла представляют собой продукты, полученные путем экстракции либо прессования семян масличных культур или зернобобовых растений и подразделяются в зависимости от способа обработки на нерафинированные, гидратированные, рафинированные без дезодорации и рафинированные с дезодорацией, а в зависимости от качественных показателей – на пищевые и технические. Масла используются в пищевой, консервной, парфюмерной, лакокрасочной промышленности, для медицинских и технических целей. Растительные масла к опасным грузам не относятся, но являются горючими веществами, выделяют и поглощают запахи, при изменении кондиционных показателей температуры и влажности прогорают, окисляются и теряют товарные свойства.
Жиры различных животных (китовый, тюлений, рыбий) характеризуются большой вязкостью; наибольшую вязкость имеет технический жир, вязкость которого более 40 градусов Энглера, а температура застывания более 30 о С. Данная группа грузов относится к застывающим и требует значительных затрат времени на разогрев перед сливом из цистерны.
Этиловый спирт (этанол, винный спирт) – бесцветная легковоспламеняющаяся жидкость с характерным запахом. Этиловый спирт с большим содержанием примесей называется сырцом, очищенный – ректификатом. При перевозке винного спирта и других виноматериалов важно обеспечить сохранность и качество (крепость) продукта, т.е. необходимо учитывать такие свойства, как температурное расширение и испарение винного спирта. Рекомендуемая температура налива винного спирта зимой + 8 о С, а летом не более + 16 о С.
Конструкционные особенности цистерн для железной дороги
В зависимости от свойств перевозимых грузов цистерны делятся на универсальные (общего назначения) и специальные для отдельных видов грузов.
Универсальные цистерны предназначены для перевозки нефтепродуктов (нефть, мазут, бензин), могут быть четырехосные и восьмиосные, грузоподъемностью от 60 до 120 тс. Для предупреждения смешения различных нефтепродуктов и снижения их качества, особенно при наливе светлых нефтепродуктов в цистерны, где ранее перевозились темные (мазут-бензин), необходимо производить промывку и пропарку цистерн. Особо тщательно в подобных случаях готовятся цистерны под налив авиакеросинов.
Специальные цистерны предназначены для перевозки сжиженных газов, высоковязких и застывающих, скоропортящихся, порошковых и химических грузов. В зависимости от агрессивных свойств указанных грузов и для обеспечения сохранности цистерн, котлы цистерн изготавливаются из следующих материалов: углеродистой стали, низколегированной стали, двухслойной стали, коррозионностойкой стали, алюминиевых сплавов. Для некоторых грузов внутренняя поверхность котла цистерны покрывается специальным защитным слоем.
Для перевозки хлора, аммиака, этиловой жидкости, ацетальдегида необходимы цистерны с теневой защитой. Теневая защита – это металлический выгнутый лист толщиной 1.5 мм, прикрепленный на каркасе над верхней частью котла и защищающий груз от солнечной радиации (перегрева) и связанных с этим явлением потерь груза через предохранительные клапаны, предупреждает создание аварийных ситуаций.
Скоропортящиеся грузы (винный спирт, плодоовощные соки, молоко) перевозятся в цистернах с термоизоляцией, что позволяет обеспечить качество груза в процессе перевозки.
Высоковязкие и застывающие наливные грузы перевозятся в цистернах, котлы которых имеют не только термоизоляцию, но и паровую рубашку (кожух), что позволяет сохранить температуру груза и при необходимости производить подогрев его перед сливом. В таких цистернах перевозятся следующие виды грузов: кондитерская патока, олеум, желтый фосфор и другие. Битумы перевозят в полувагонах-бункерах. Твердые нефтебитумы, нефтяные кокс и воск, пек нефтяной, асфальты перевозят в крытых вагонах, полувагонах и на платформах. Полувагоны-бункера, предназначенные для перевозки битума, имеют двойные стенки, которые образуют паровую «рубашку»; они поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стене каждого бункера имеется проходящий «рубашку» патрубок для впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двустворчатыми крышками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающегося с нагретыми стенами высоковязкого груза подплавляется, и при опрокидывании бункера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку. Существенный недостаток полувагонов-бункеров — тяжелая тара. Для перевозки других высоковязких грузов используют цистерны конструкции ВНИИЖТ. Принцип действия этих цистерн аналогичен бункеру, нижняя часть котла и сливной прибор имеют паровую «рубашку», а дно — небольшой наклон к сливному прибору.
Для перевозки серы и нефтяного пека, устанавливается термоизоляция с электроподогревом. Электронагреватель устанавливается под котлом цистерны, но изолирован от непосредственного контакта с днищем котла для предупреждения местного перегрева.
Наливные грузы перевозят также в специальных контейнерах, в зависимости от рода перевозимого груза их подразделяют на следующие группы:
Для улучшения использования вместимости и грузоподъемности цистерн продукты целесообразно загружать в охлажденном состоянии, так как при охлаждении нагретых нефтепродуктов в котле цистерны образуется значительное свободное пространство. Исследованиями ВНИИЖТа доказано, что погрузка мазута в охлажденном виде позволяет увеличить загрузку цистерны примерно на 2,5 тонны, т.е. при перевозке 1 млн. тонн груза высвободить более 1000 цистерн. Установлено, что в теплый период года мазут должен иметь температуру 25 °С (в цистернах мазут в зависимости от марок подогревают до температур 25-60°С либо с помощью паровых рубашек, либо непосредственно острым паром), а в холодный +5 °С. Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 °C.
Основные виды автомобильных цистерн:
При автомобильной перевозке жидких грузов часто используются специальные автомобильные цистерны, в которых и перевозится транспортируемая жидкость. Для каждого вида жидкого груза применяются свои цистерны, различные форме и размерам. Цистерна может быть цилиндрической и прямоугольной, некоторые автоцистерны оснащаются дополнительным оборудованием, например, водяным насосом или мотопомпой, сливным рукавом, а также электрооборудованием.
Основные виды автомобильных цистерн (автоцистерн):