укажите какие пакеты прикладных программ используете в своей работе
Пакеты прикладных программ
Пакеты прикладных программ (ППП) служат программным инструментарием решения функциональных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей.
Пакет прикладных программ – комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.
Настольные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие организацию и хранение локальных баз данных на автономно работающих компьютерах либо централизованное хранение баз данных на файл–сервер и сетевой доступ к ним. В настоящее время широко представлены реляционные СУБД осуществляющие: работу с базой данных через экранные формы; организацию запросов на поиск данных с помощью специальных языковых запросов; генерацию отчетов различной структуры данных с подведением промежуточных и окончательных итогов; вычислительную обработку путем выполнения встроенных функций, программ, написанных с использованием языков программирования и макрокоманд. Примеры : FoxPro, Access.
Серверы баз данных – предназначен для создания и использования при работе в сети интегрированых баз данных в архитектуре клиент–сервер. Многопользовательские СУБД в сетевом варианте обработки данных хранят информацию на файл–сервере – специально выделенном компьютере в централизованном виде, но сама обработка данных ведется на рабочих станциях. Примеры : Oracle, Ms QSL Server.
Генераторы (серверы) отчетов – обеспечивают реализацию запросов и формирование отчетов в печатном или экранном виде в условиях сети с архитектурой клиент–сервер. Примеры: Report Smith.
Текстовые процессоры – специальные программы, предназначенные для работы с документами (текстами), позволяющие компоновать, форматировать, редактировать тексты при создании пользователем документа. Признанными лидерами в части текстовых процессоров для ПЭВМ являются MS WORD, WordPerfect, AmiPro.
Табличный процессор (электронные таблицы) – пакеты программ, предназначенные для обработки табличным образом организованных данных (осуществляет разнообразные вычисления, строит графики, управляет форматом ввода–вывода данных, проводит аналитические исследования и т.п.). В настоящее время наиболее популярными и эффективными пакетами данного класса являются Excel, Improv, Quattro Pro, 1-2-3.
Средства презентационной графики – специализированные программы, предназначенные для создания изображений и их показ на экране, подготовки слайд–фильмов, мультфильмов, видеофильмов, их редактирования, определения порядка следования изображений. Примеры : PowerPoint, Multimedia Viewer.
Интегрированные пакеты – набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга. Компоненты интегрированных пакетов могут работать изолированно друг от друга. Примеры : Ms Office, Borland Office.
Органайзеры (планировщики) – ПО для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, расписаний, ведения записной и телефонной книжки (калькуляторы, записная книжка, часы, календарь и т.д.).
Программы–переводчики, средства проверки орфографии и распознавания текста : FineReader, Lingvo, Promt.
Коммуникационные ППП – предназначены для организации взаимодействия пользователя с удаленными абонентами или информационными ресурсами сети: браузеры, средства для создания WWW–страниц, электронная почта.
Пакеты прикладных программ общего назначения
К пакетам прикладных программ общего назначения можно отнести наиболее распространенные программные продукты:
— программы подготовки презентаций;
– системы управления базами данных;
– интегрированные пакеты и др.
Текстовый процессор – программа, предназначенная специально для подготовки, редактирования и печати текстовых данных. Наиболее известные текстовые процессоры: Microsoft Word, Wordstar, Multi-Edit, Chiwriter и др.
Табличный процессор – комплекс взаимосвязанных программ,предназначенный для автоматизированной обработки данных, представленных в табличном виде.
Табличные процессоры представляют собой удобное средство для проведения бухгалтерских и статистических расчетов. В каждом пакете имеются сотни встроенных математических функций и алгоритмов статистической обработки данных. Кроме того, имеются мощные средства для связи таблиц между собой, создания и редактирования электронных баз данных.
Самые популярные табличные процессоры – Microsoft Excel, Multiplan, Visicalc, Lotus 1-2-3 и др.
Графический редактор предоставляет возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создания надписей различными шрифтами и т.д. Широко применяются графические редакторы: Corel DRAW, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и др.
Графические редакторы широко применяются при решении сложных инженерных задач, на их базе создаются системы автоматизированного проектирования чертежей: Autocad, Microcad, Cadkey, Drawing Processor и др.
Программы подготовки презентаций – это специализированные программы, предназначенные для создания изображений и их показа на экране, подготовки слайд-фильмов, видеофильмов, их редактирования, определения порядка следования изображений.
Самые популярные программы подготовки презентаций – Microsoft Power Point, Freelance Graphics, Harvard Graphics и др.
Система управления базами данных(СУБД) – система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, поступающих от прикладных программ конечных пользователей.
Системы управления базами данных дают возможность объединять большие объемы информации и обрабатывать их, сортировать, делать выборку по определенным условиям и т.п.
Наибольшей популярностью пользуются СУБД: Microsoft Access, Dbase, Rbase, FoxРro, Clipper, Paradox и др.
Сетевые СУБД ориентированы на хранение и ведение единого информационного фонда сети на серверах баз данных. К ним относятся: Oracle, Informix, Ingress, Progress и др.
Интегрированные пакеты – это набор нескольких программных продуктов, объединенных в удобный инструмент.
К интегрированным пакетам относятся мощные программные пакеты, которые объединяют в себе все или некоторые классы перечисленных пакетов общего назначения. Наиболее развитые из них состоят из текстового редактора, электронной таблицы, СУБД, средств поддержки электронной почты, программ создания презентационной графики, органайзера.
Примером интегрированных пакетов могут служить Works, Framework, Microsoft Office.
Теоретически для создания Wеb-документов можно использовать обычные текстовые редакторы и процессоры, а также некоторые из графических редакторов векторной графики, но Web-редакторы обладают рядом полезных функций, повышающих производительность труда We-дизайнеров. Программы этого класса можно также эффективно применять для подготовки электронных документов и мультимедийных изданий.
Наиболее известные Web-редакторы: ADITOR, ARACHNOPHILIA, Dreams Weaver и др.
Браузеры (обозреватели, средства просмотра Web-документов). К этой категории относятся программные средства, предназначенные для просмотра электронных документов, выполненных в формате НТМL (документы этого формата используются в качестве Web-документов). Современные браузеры воспроизводят не только текст и графику, но и музыку, человеческую речь, обеспечивают прослушивание радиопередач в Интернете, просмотр видеофильмов, работу со службами электронной почты, с системой телеконференций (групп новостей) и др.
К браузерам относятся следующие программы: Widows Internet Explorer, Google chrome, Mozila Firefox, Opera и др.
Экспертные системы. Предназначены для анализа данных, содержащихся в базах знаний, и выдачи рекомендаций по запросу пользователя. Такие системы применяют в случаях, когда исходные данные хорошо формализуются, но для принятия решения требуются обширные специальные знания. Характерной особенностью экспертных систем является их способность к саморазвитию. Исходные данные хранятся в базе знаний в виде фактов, между которыми с помощью специалистов-экспертов выявляется определенная система отношений. Если на этапе тестирования экспертной системы выявляется, что она дает некорректные рекомендации и заключения по конкретным вопросам или не может дать их вообще, это означает либо отсутствие важных фактов в ее базе, либо нарушения в логической системе отношений. И в том и в другом случае экспертная система сама может сгенерировать достаточный набор запросов к эксперту и автоматически повысить свое качество. С использованием экспертных систем связана особая область научно-технической деятельности, называемая инженерией знаний.
Отдельные категории прикладных программных средств представляют обучающие, развивающие, справочные, развлекательные системы и программы. Характерной особенностью этих классов программного обеспечения являются повышенные требования к их мультимедийной составляющей (использованию музыкальных композиций, средств графической анимации и видеоматериалов).
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего необходимо классифицировать программное обеспечение ПК?
2. В чем различие между операционной системой и операционной
оболочкой?
3. Какие программные средства называются утилитами? Каковы
их разновидности?
4. Расскажите о назначении и видах ПО технического обслуживания ЭВМ.
5. Раскройте понятие «многозадачность операционных систем».
6. Каковы особенности интегрированных ПШ автоматизации бухгалтерского учета?
7. В чем существенные различия между сетевыми и локальными
операционными системами?
8. Зачем необходима совместимость операционных систем?
9. Перечислите требования, предъявляемые к современным операционным системам.
Профессиональные пакеты прикладных программ для решения задач
Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут за собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. Новые технологии приобретения знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний должны способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения
Содержимое разработки
7.1 Профессиональные пакеты прикладных программ для решения задач.
Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут за собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. Новые технологии приобретения знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний должны способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения
С учетом модернизации обучения актуальным сегодня является активное использование компьютерных технологий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнений. Однако процесс их поиска и реализации, связанный с развитием нетрадиционных форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерных технологий, вызывает острые дискуссии среди педагогов. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, и без нее обучение вообще невозможно. Но степень этой активности в реальной действительности неодинакова при использовании различных методов и средств обучения.
Идея включения в учебный процесс разнородных источников информации, преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе значима не только для студентов, но и для педагогов, также оказавшихся в ситуации «информационного взрыва». Принципиально важным при этом становится одновременное повышение информационной культуры как студентов, так и педагогов. Наметившийся в последние годы разрыв между умением ориентироваться в современной медийной среде у преподавателей и студентов должен быть либо преодолен, либо сознательно использован педагогом для повышения качества процесса обучения. Это может произойти в тех случаях, когда преподаватель переводит обучение в режим диалога, открытого для любой информации, когда поводом для изучения и исследования становится любое явление культуры, вызывающее интерес у аудитории.
Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработка собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи)
Одним из наиболее широких направлений внедрения информационных технологий в среднем профессиональном образовании является применение прикладного программного обеспечения.
Рассмотрим возможности информационных технологий, позволяющие повысить качество подготовки студентов в системе среднего профессионального образования.
В соответствии с применяемой классификацией прикладного программного обеспечения его можно разделить на такие основные группы:
— проблемно-ориентированные программные продукты и пакеты,
— системы автоматизированного проектирования (САПР),
— методо-ориентированные пакеты прикладных программ,
— пакеты прикладных программ общего назначения,
— интеллектуальные информационные системы,
— офисные пакеты прикладных программ,
— программные средства мультимедиа,
— настольные издательские системы
В СКИиК при подготовке студентов применяются следующие программы из перечисленных групп.
Проблемно-ориентированные – это обширная группа пакетов программ, разработанных для автоматизации процессов решения различных функциональных задач в промышленной и непромышленной сферах деятельности.
Студенты специальности «Библиотековедение» получают знания и осваивают навыки работы в программной среде Марк и Ирбис. На лекционных занятиях изучаются основы построения информационных систем, а на лабораторных занятиях реализуются проекты прикладного характера, например, система автоматизации работы библиотеки.
Одним из показателей качества подготовки студентов специальностей «Социально-культурная деятельность» и «Менеджмент» является умение работать в справочно-информационных системах «Гарант» и «Консультант Плюс».
Для поддержки системы менеджмента качества в колледже используется автоматизированная система оценки качества образовательных услуг, которая позволяет обрабатывать информацию о показателях работы преподавателей и студентов.
Пакеты прикладных программ общего назначения и офисные программы изучаются всеми студентами колледжа в курсе «Информатика» на первом году обучения. А затем совершенствуются и поднимаются на новый качественный уровень на втором курсе в рамках дисциплины «Информационные технологии» и на третьем курсе в рамках дисциплин «Компьютерные технологии» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности». На втором и третьем курсах больше внимания уделяется непосредственно информационным технологиям и способам их применения для решения профессиональных задач.
Из программ общего назначения в колледже применяются широко распространенный пакет MS Office и группа программ OpenOffice. Наряду с профессиональными знаниями квалифицированное использование программных продуктов MS Word, Excel, PowerPoint, Outlook позволит выпускникам любой специальности достойно реализовать себя в профессиональной деятельности.
Студенты и преподаватели колледжа имеют возможность работать в сети Интернет, функционирует локальная сеть, соответственно развиваются навыки работы с поисковыми системами и сетевыми программами. Ресурсы глобальной сети используются при организации самостоятельной работы студентов колледжа.
Программные средства мультимедиа представлены в колледже в виде игровых программ, графических редакторов. Студенты всех специальностей изучают курс компьютерной верстки и дизайна, получая умения и навыки работы в программе Adobe Photoshop.
Чтобы обеспечить качество образовательного процесса, преподаватели постоянно совершенствуют свои навыки владения современными информационными технологиями, например, повышают уровень создания и применения учебных презентаций, разработанных в Power Point.
Активное внедрение прикладного программного обеспечения в учебный процесс делает обучение студентов в колледже более интересным, повышает мотивацию студентов, делает шире круг их компетенций. Все эти факторы являются показателями качества предоставляемых образовательных услуг в СКИиК, что способствует достижению стратегических целей колледжа.
Очевидно, что рассмотренные программные продукты необходимы и полезны в учебном процессе, а также при развитии навыков исследовательской деятельности студентов других ссузов. Имеет смысл интенсивное применение и других прикладных программных продуктов в образовательных программах средних профессиональных учебных заведений. Комплексное применение пакетов прикладных программ при подготовке специалистов социально-кульутрной сферы усиливает познавательную мотивацию, повышает интерес студентов к выполнению заданий. Работа с новыми информационными технологиями обучения неизбежно формирует у студентов опыт применения компьютера для решения будущих профессионально значимых задач, что положительно скажется на профессиональной компетентности специалистов.
Таблица 1. Классификация прикладного программного обеспечения
Класс прикладных программ
Подкласс прикладных программ
Классификация по видам информационных систем и предметным областям
Лекция 2 Виды пакетов прикладных программ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды пакетов прикладных программ
Еще раз вспомним, что такое прикладные программы.
Итак, пакет прикладных программ (ППП) – это комплекс взаимосвязанных программ для решения определенного класса задач из конкретной предметной области. На текущем этапе развития информационных технологий именно ППП являются наиболее востребованным видом прикладного ПО. Это связано с упомянутыми ранее особенностями ППП. Рассмотрим их подробней:
Ориентация на решение класса задач. Одной из главных особенностей является ориентация ППП не на отдельную задачу, а на некоторый класс задач, в том числе и специфичных, из определенной предметной области. Так например, офисные пакеты ориентированы на офисную деятельность, одна из задач которой — подготовка документов (в общем случае включающих не только текстовую информацию, но и таблицы, диаграммы, изображения). Следовательно, офисный пакет должен реализовывать функции обработки текста, представлять средства обработки табличной информации, средства построения диаграмм разного вида и первичные средства редактирования растровой и векторной графики.
Наличие языковых средств. Другой особенностью ППП является наличие в его составе специализированных языковых средств, позволяющих расширить число задач, решаемых пакетом или адаптировать пакет под конкретные нужды. Пакет может представлять поддержку нескольких входных языков, поддерживающих различные парадигмы. Поддерживаемые языки могут быть использованы для формализации исходной задачи, описания алгоритма решения и начальных данных, организации доступа к внешним источникам данных, разработки программных модулей, описания модели предметной области, управления процессом решения в диалоговом режиме и других целей. Примерами входных языков ППП являются VBA в пакете MS Office, AutoLISP/VisualLISP в Autodesk AutoCAD, StarBasic в OpenOffice.org
Единообразие работы с компонентами пакета. Еще одна особенность ППП состоит в наличии специальных системных средств, обеспечивавших унифицированную работу с компонентами. К их числу относятся специализированные банки данных, средства информационного обеспечения, средства взаимодействия пакета с операционной системой, типовой пользовательский интерфейс и т.п.
По типу:
программное обеспечение общего назначения
программное обеспечение развлекательного назначения
программное обеспечение специального назначения
Экспертные системы — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные экспертные системы начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.
профессиональное программное обеспечение
АСНИ автоматизированная с истема н аучных и сследований — это программно-аппаратный комплекс на базе средств вычислительной техники, предназначенный для проведения научных исследований или комплексных испытаний образцов новой техники на основе получения и использования моделей исследуемых объектов, явлений и процессов.
Геоинформационные системы — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных [1] (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
CTRM / ETRM — системы управления складом
SRM (Supplier Relationship Management) — системы управления взаимоотношениями с поставщиками
BI (Business Intelligence) — аналитические системы
DMS (Document Management System) — Система управления документами / Система автоматизации документооборота (системы электронного документооборота)
По сфере применения:
Прикладное программное обеспечение предприятий и организаций. Например, финансовое управление, система отношений с потребителями, сеть поставок. К этому типу относится также ведомственное ПО предприятий малого бизнеса, а также ПО отдельных подразделений внутри большого предприятия. (Примеры: управление транспортными расходами, служба IT-поддержки)
Программное обеспечение, обеспечивающее доступ пользователя к устройствам компьютера.
Программное обеспечение инфраструктуры предприятия. Обеспечивает общие возможности для поддержки ПО предприятий. Это системы управления базами данных, серверы электронной почты, управление сетью и безопасностью.
Образовательное программное обеспечение по содержанию близко к ПО для медиа и развлечений, однако в отличие от него имеет четкие требования по тестированию знаний пользователя и отслеживанию прогресса в изучении того или иного материала. Многие образовательные программы включают функции совместного пользования и многостороннего сотрудничества.
Имитационное программное обеспечение. Используется для симуляции физических или абстрактных систем в целях научных исследований, обучения или развлечения.
Прикладные программы для проектирования и конструирования. Используются при разработке аппаратного и программного обеспечения. Охватывают автоматизированное проектирование (системы автоматизированного проектирования — САПР), автоматизированную инженерию (computer aided engineering — CAE), редактирование и компилирование языков программирования, программы интегрированной среды разработки (Integrated Development Environments — IDE).
Пакетному подходу можно противопоставить создание «универсальной» программы. Такая программа может участвовать в решении различных задач, тогда как в пакетном подходе несколько модулей пакета объединяются для решения одной задачи. Разница может показаться небольшой (из пакета программ можно, добавив управляющую надстройку, сделать «универсальную» программу, или наоборот, использовать некоторые модули «универсальной» программы в качестве ППП). Тем не менее, с точки зрения архитектуры, ППП более удобен для расширения и модификации, так как развитие ППП может происходить за счёт добавления новых модулей, не затрагивающих работоспособность ранее отлаженных модуле.
Можно выделить следующие виды ППП:
Статья «Прикладное программное обеспечение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Прикладное программное обеспечение
Введение
Возможности современного ПК столь велики, что все большее число людей находят ему применение в своей работе, учебе, быту. Важнейшим качеством современного компьютера является его «дружественность» по отношению к пользователю. Общение человека с компьютером стало простым, наглядным, понятным. Компьютер сам подсказывает пользователю, что нужно делать в той или иной ситуации, помогает выходить из затруднительных положений. Это возможно благодаря программному обеспечению компьютера.
1.Классификация программных средств ПК, назначение и характеристика их отдельных видов.
Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программных средств и сопровождающей их документации, позволяющих решать на компьютере задачи различного назначения в экономической, управленческой и других сферах деятельности, а также обеспечивающих функционирование аппаратных средств ЭВМ.
Под программным средством понимается программа или логически связанная совокупность программ, находящаяся на машинных носителях данных и снабженная документацией.
Под программой понимают последовательность команд (операторов, инструкций) компьютера, выполнение которых приводит к получению результата решения задачи.
Программные средства можно классифицировать по разным признакам. Наиболее общей является классификация, в которой основополагающим признаком служит область использования программных продуктов:
-аппаратная часть компьютеров и сетей ЭВМ;
-технология разработки программ;
-функциональные задачи различных предметных отраслей.
Исходя из этого выделяют три класса программных продуктов (рис. 1):
-системное программное обеспечение;
-инструментарий технологии программирования;
-пакеты прикладных программ.
Таблица 1
2.Прикладное программное обеспечение. Его классификация и область применения.
Понятие, назначение и состав прикладного программного обеспечения.
Основную часть прикладного программного обеспечения составляют пакеты прикладных программ (ППП). Пакет прикладных программ – это комплекс программ, предназначенный для решения определённого класса задач по некоторой тематике. Пакеты разрабатываются таким образом, чтобы максимально упростить использование компьютера специалистами разных профессий, освободив их от необходимости изучения программирования и других областей знаний, связанных с компьютером. Это достигается за счёт так называемого дружественного интерфейса. При этом пользователь выполняет в режиме общения с компьютером набор действий, определённых входным языком пакета (ввод с клавиатуры, выполнение команд, просмотр информации и т. п.) или следует указаниям встроенного средства (программного модуля) пошагового достижения результата, называемого мастером.
В настоящее время существует огромное количество ППП, охватывающих практически все стороны деятельности человека. Всё множество ППП можно разделить на два больших класса: пакеты общего назначения и специализированные пакеты.
К этому классу ППП относятся:
1. редакторы: текстовые (Word, WordPad) и графические (CorelDraw,PhotoShop);
2. электронные таблицы (Excel, Lotus 1-2-3);
3. системы управления базами данных (Access, Oracle);
4. средства подготовки презентаций (PowerPoint);
5. интегрированные ППП;
6. системы автоматизации проектирования (AutoCad);
7. оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта и др.
В классе пакетов общего назначения особое место занимают интегрированные пакеты прикладных программ. Они представляют собой многофункциональный набор программ, в котором в одно целое соединены возможности различных функциональных пакетов общего назначения. Идеей объединения является, с одной стороны, функциональная полнота дополняющих друг друга программ, имеющих однотипный пользовательский интерфейс, а, с другой стороны, возможность выполнять весь технологический цикл обработки данных на одном рабочем месте.
3.Основные функции и области применения пакетов прикладных программ общего назначения.
Данный класс программных средств наиболее разнообразен, что обусловлено, прежде всего, широким применением средств компьютерной техники во всех сферах деятельности человека, созданием автоматизированных информационных систем различных предметных областей.
Программные продукты данного класса можно классифицировать по разным признакам:
1. типам предметных областей;
2. типам информационным системам;
3. функциям и комплексам задач, реализуемых программным способом, и др.
Для некоторых предметных областей возможна типизация функций управления, структуры данных и алгоритмов обработки. Это вызвало разработку значительного числа ППП одинакового функционального назначения и, таким образом, создало рынок программных продуктов:
1. автоматизированного бухгалтерского учета;
2. финансовой деятельности;
3. управления персоналом (кадровый учет);
4. управления материальными запасами;
5. управления производством;
6. банковские информационные системы и т. п.
Основные тенденции в области развития проблемно-ориентированных программных средств:
1. создание программных комплексов в виде автоматизированных рабочих мест (APM) управленческого персонала;
3. организация данных больших информационных систем в виде распределенной базы данных в сети ЭВМ;
4. наличие простых языковых средств конечного пользователя для запросов к базе данных;
5. создание программного обеспечения, позволяющего настраивать функции обработки данных конечными пользователями (без участия программистов);
6. защита программ и данных от несанкционированного доступа (парольная защита на уровне функций, режимов работы, данных).
Для подобного класса программ высоки требования к оперативности обработки данных (например, пропускная способность для банковских систем должна составлять несколько сот транзакций в секунду). Велики объемы хранимой информации, что обусловливает повышенные требования к средствам администрирования данных БД (актуализации, копирования, обеспечения производительности обработки данных).
Наиболее важно для данного класса программных продуктов создание дружественного интерфейса для конечных пользователей.
ППП автоматизированного проектирования
Программы этого класса предназначены для поддержания работы конструкторов и технологов, занимающихся построением чертежей, схем, диаграмм, графическим модулированием и конструированием, созданием библиотеки стандартных элементов чертежей и их многократным использованием, созданием демонстрационных иллюстраций и мультфильмов.
Отличительными особенностями этого класса программных продуктов являются высокие требования к технической части системы обработки данных, наличие библиотек встроенных функций, объектов, интерфейсов с графическими системами и базами данных.
ППП общего назначения
Данный класс содержит широкий перечень программных продуктов, поддерживающих преимущественно информационные технологии конечных пользователей. Кроме конечных пользователей, этими программными продуктами, благодаря встроенным средствам технологии программирования, могут пользоваться и программисты для создания усложненных программ обработки данных.
Представители данного класса программных продуктов – настольные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие организацию и хранение локальных баз данных на автономно работающих компьютерах, либо централизованное хранение баз данных на файл-сервере и сетевой доступ к ним.
В настоящее время наиболее широко представлены реляционные СУБД для персональных компьютеров, осуществляющие:
1. работу с базой данных через экранные формы;
2. организацию запросов на поиск данных с помощью специальных языков запросов высокого уровня;
3. генерацию отчётов различной структуры данных с подведением промежуточных и окончательных итогов;
4. вычислительную обработку путём использования встроенных функций, программ, написанных с использованием языков программирования и макрокоманд.
Пользовательские приложения (прикладные программы), функционирующие в среде СУБД, создаются по типу меню работы конечного пользователя, каждая команда которого обеспечивает автоматизированное выполнение определенной функции. В современных СУБД (например, в СУБД Access 2.0) содержатся элементы CASE-технологии проектирования, в частности:
— визуализирована схема баз данных;
— осуществлена автоматическая поддержка целостности баз данных при различных видах обработки (включение, удаление или модификация данных баз данных);
— предоставляются так называемые «мастера», обеспечивающие поддержку процесса проектирования (режим «конструктор») – «мастер таблиц», «мастер форм», «мастер отчётов», «построитель меню» и т. п.;
— созданы для широкого использования прототипы (шаблоны) структур баз данных, форм, отчетов и т. д.
Всё это свидетельствует о расширении функциональных возможностей СУБД как инструментального средства для создания приложений.
Серверы баз данных – успешно развивающийся вид программного обеспечения, предназначенный для создания и использования при работе в сети интегрированных баз данных в архитектуре «клиент – сервер».
Большинство серверов баз данных может использовать одновременно несколько платформ (Windows NT, Unix, OS/2 и др.), поддерживает широкий спектр протоколов передачи данных (IPX, TCP/IP, X.25 и др.).
Самыми большими проблемами применения серверов баз данных являются обеспечение целостности (непротиворечивости) баз данных, решение вопроса, связанного с дублированием (тиражированием) данных по узлам сети и их синхронным обновлением.
Генераторы (серверы) отчётов – программные средства, имеющие самостоятельное направление развития, обеспечивающие реализацию запросов и формирование отчётов в печатном или экранном виде в условиях сети с архитектурой «клиент – сервер».
Сервер отчётов подключается к серверу баз данных, используя все уровни передач и драйверы сервера баз данных.
Серверы отчётов включают:
— программы планирования используются для учёта времени для формирования отчётов по требованию пользователей, составления расписания выдачи и распространения отчётов по сети;
— программы управления очередью запросов на формирование отчётов;
— программы ведения словаря пользователей для разграничения доступа к сформированным отчётам;
— программы ведения архива отчётов и др.
Подготовленные отчёты рассылаются клиентам по электронной почте или с помощью другого транспортного агента. Серверы отчетов обычно поддерживают разнородные платформы, тем самым они эффективно работают в неоднородных вычислительных сетях.
Текстовые процессоры – программы, используемые для автоматического форматирования документов, вставки рисованных объектов и графики в текст, составления оглавлений и указателей, проверки орфографии, шрифтового оформления, подготовки шаблонов документов. Примером развития данного направления программных продуктов являются издательские системы.
Табличный процессор – программы для вычислений силами конечного пользователя; средства деловой графики, программы специализированной обработки (встроенные функции, работа с базами данных, статистическая обработка данных и др.).
Средства презентационной графики – специализированные программы, предназначенные для создания изображений и их показа на экране, подготовки слайд-фильмов, мультфильмов, видеофильмов, их редактирования, определения порядка следования изображений. Презентация может включать показ диаграмм и графиков. Все программы презентационной графики условно делятся на программы для подготовки слайд-шоу и программы для подготовки мультимедиа-презентации. Для работы этих программ необходимо также наличие специализированного оборудования – LCD (Liquid Crystal Desktop) – жидкокристаллической проекционной панели, которая просвечивается проектором для вывода изображения на экран, видеотехника.
Презентация требует предварительного составления плана показа. Для каждого слайда выполняется проектирование: определяются содержание слайда, размер, состав элементов, способы их оформления и т. п. Данные для использования в слайдах можно готовить как вручную, так и получать в результате обмена из других программных систем.
Интегрированные пакеты – набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга, поддерживающих единые информационные технологии, реализованные на общей вычислительной и операционной платформе.
Наиболее распространены интегрированные пакеты, компонентами которых являются:
2. текстовый редактор;
3. табличный процессор;
5. средства поддержки электронной почты;
6. программы создания презентаций;
7. графический редактор.
Компоненты интегрированных пакетов могут работать изолированно друг от друга, но основные достоинства интегрированных пакетов проявляются при их разумном сочетании друг с другом. Пользователи интегрированных пакетов имеют унифицированный для различных компонентов интерфейс, тем самым обеспечивается относительная легкость процесса их освоения.
Отличительными особенностями данного класса программных средств являются:
— полнота информационных технологий для конечных пользователей;
— однотипный интерфейс конечного пользователя для всех программ, входящих в состав интегрированного пакета – общие команды в меню, стандартные пиктограммы одних и тех же функций (сохранение на диске, печать, проверка орфографии, шрифтовые оформления и т. п.), стандартное построение и работа с диалоговыми окнами и др.;
— общий сервис для программ интегрированного пакета (например, словарь и средства орфографии для проверки правописания, построитель диаграмм, конвертер данных и др.);
легкость обмена и ссылок на объекты, созданные программами интегрированного пакета (применяется два метода: DDE – динамический обмен данными и OLE – динамическая компоновка объектами), единообразный перенос объектов (метод drag-and-drop);
наличие единой языковой платформы для разбора макрокоманд, пользовательских программ;
возможность создания документов, интегрирующих в себе возможности различных программ, входящих в состав интегрированного пакета.
Интегрированные пакеты эффективны и при групповой работе в сети многих пользователей. Так, из прикладной программы, в которой работает пользователь, можно отправить документы и файлы данных другому пользователю, при этом поддерживаются стандарты передачи данных в виде объектов по сети или через электронную почту.
Данный класс включает программные продукты, обеспечивающие, независимо от предметной области и функции информационных систем, математические, статические и другие методы решения задач. Наиболее распространены методы математического программирования, решение дифференциальных уравнений, имитационного моделирования, исследования операций.
Методы статистической обработки и анализа данных (описательная статистика, регрессионный анализ, прогнозирование значений технико-экономических показателей и т. п.) имеют широкое применение. Так, современные табличные процессоры значительно расширили набор встроенных функций, реализующих статистическую обработку и информационные технологии статистического анализа. Вместе с тем необходимость в использовании специализированных программных средств статистической обработки, обеспечивающих высокую точность и многообразие статистических методов, также растёт. На базе методов сетевого планирования с экономическими показателями проекта, формированием отчётов различного вида оформилось новое направление программных средств – управление проектами, пользователями этих программ являются менеджеры проектов.
Данный класс программных продуктов включает программы, обеспечивающие организационное управление деятельностью офиса:
1.Органайзеры (планировщики) – программное обеспечение для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, расписаний, ведения записной и телефонной книжки.
В состав программ-органайзеров входят: калькулятор, записная книжка, часы, календарь и т. п. Наиболее часто подобное программное обеспечение разрабатывается для ноутбуков, персональных компьютеров блокнотного типа.
1. программы-переводчики, предназначенные для создания подстрочника исходного текста на указанном языке;
2. словари орфографии, используемые при проверке текстов;
3. словари синонимов, используемые для стилевой правки текстов;
4. программы для распознавания считанной сканерами информации и преобразования в текстовое представление. К ним относятся:
ППП OCR Cunei Form 2.0 – обеспечивает распознавание смешанных русско-английских текстов, в формате RTF сохраняется как текст, так и иллюстрации;
ППП OCR Tiger – шрифтовая обучаемая система распознавания русского языка с возможностью автоматического выбора шрифта из библиотеки, обеспечивает многостраничный ввод текстов;
ППП Stylus Lingvo Office – реализует весь цикл «от листа до листа» – с помощью сканера осуществляется считывание текстового изображения, находящегося на печатном листе; FineReader осуществляет распознавание оптических образов и запись считанной информации в текстовом виде; Stylus for Windows выполняет перевод на указанный язык; корректор орфографии Lingvo Corrector и резидентный словарь Lingvo осуществляет проверку и правку. Результат перевода представляется в формате текстового редактора Word for Windows.
Коммуникационные ППП – предназначены для организации взаимодействия пользователя с удаленными абонентами информационной сети. В условиях развития глобальной информационной сети Internet появился новый класс программного обеспечения – браузеры, средства создания WWW-страниц. Они различаются возможностями поддержки языка HTML, использованием цвета при оформлении фона, текста, форматированием текста, использованием графических форматов изображений, таблиц, фонового звука, мультипликации и т. п. Большинство браузеров используют язык Java. Электронная почта также становится обязательным компонентом офисных ППП.
Настольные издательские системы
Данный класс программ включает программы, обеспечивающие информационную технологию компьютерной издательской деятельности:
1. форматирование и редактирование текстов;
2. автоматическую разбивку текста на страницы;
3. создание заголовков;
4. компьютерную верстку печатной страницы;
5. монтирование графики;
6. подготовку иллюстраций и т. п.
ППП Adobe Page Maker 6.0 обеспечивает подготовку многостраничных цветных публикаций, гибкий дизайн страниц, высококачественную печать. Расширены возможности по верстке: неограниченное число страниц-шаблонов, которые могут использоваться в одной публикации; применение различных эффектов к цветным изображениям; настройка резкости и регулировка цветов в импортированных файлах; возможно закрепление расположения объектов на странице, автоматическое выравнивание объектов.
Программные средства мультимедиа
Основное назначение программных продуктов мультимедиа – создание и использование аудио- и видеоинформации для расширения информационного пространства пользователя.
Программные продукты мультимедиа заняли лидирующее положение на рынке в сфере библиотечного информационного обслуживания, процесса обучения, организации досуга. Базы данных компьютерных изображений произведений искусства, библиотеки звуковых записей и будут составлять основу для прикладных обучающих систем, компьютерных игр, библиотечных каталогов и фондов.
Системы искусственного интеллекта
Данный класс программных продуктов реализует отдельные функции интеллекта человека. Основными компонентами систем искусственного интеллекта являются база знаний, интеллектуальный интерфейс с пользователем и программа формирования логических выводов. Их разработка идет по следующим направлениям:
программы-оболочки для создания экспертных систем путем наполнения баз знаний и правил логического вывода;
готовые экспертные системы для принятия решений в рамках определенных предметных областей;
системы управления базами знаний для поддержания семантических моделей (процедуральной, семантической сети, фреймовой, продукционной и др.).
Как правило, интеллектуальный интерфейс включает:
диалоговый процессор на естественном языке;
планировщик, преобразующий описание задачи в программу решения на основе информации базы знаний;
монитор, осуществляющий управление компонентами интерфейса.
4.Особенности интегрированных пакетов прикладных программ.
Специальное ПО включаетна методо-ориентированные ППП и проблемно-ориентированные ППП.
Методо-ориентированные ППП характеризуются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод, используемый для решения задач. К пакетам этой категории относятся программные средства, реализующие методы математического программирования (линейного, динамического, статистического и т.д.), cетевого планирования и управления, теории массового обслуживания; математической статистики и др.
Проблемно-ориентированные ППП – это обширная группа пакетов программ, разработанных для автоматизации процессов решения различных функциональных задач в промышленной и непромышленной сферах деятельности. Практически нет ни одной предметной области, для которой не существует хотя бы одного ППП. Примерами проблемно-ориентированных пакетов могут служить пакеты, предназначенные для реализации информационных технологий обработки данных в конкретных областях экономики:
В бухгалтерской области – это программы автоматизации бухгалтерского учёта «1С: Бухгалтерия», «Парус», «Интеллект-Сервис» и др.;
в банковской деятельности – это программные продукты, предлагаемые фирмами «Диасофт», «Инверсия», «R-Style» и др.
информационно-справочные системы, такие, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Юсис» и др.
5.Профессиональные пакеты прикладных программ для решения экономических задач.
Проблемно-ориентированными ППП называются программные продукты, предназначенные для решения сложных комплексов задач в конкретной функциональной области. Из всего многообразия проблемно-ориентированных ППП выделим группы, предназначенные для комплексной автоматизации функций управления в промышленной и непромышленной сферах и ППП конкретных предметных областей.
Проблемно-ориентированные ППП для промышленной сферы должны составить технологическую основу не только для планирования производства усовершенствованными методиками, контроля за выполнением плана работ, но и обеспечивать движения финансовых и трудовых ресурсов, осуществлять ряд функций, связанных с контролем сервисного обслуживания, распределением готовой продукции и маркетингом.
Проблемно-ориентированные ППП непромышленной сферы предназначены для автоматизации деятельности фирм, не связанных с материальным производством (банки, биржи, торговля и т.п.) Требования к ППП этого класса предусматривают создание интегрированных многоуровневых систем.
ППП отдельных предметных областей являются одним из основных направлений развития индустрии создания программных продуктов. На протяжении более десяти лет разрабатываются ППП для различных предметных областей: бухгалтерского учета, финансового менеджмента, правовых систем и т.д.
ППП финансового менеджмента (ППП ФМ) появились в связи с необходимостью финансового планирования и анализа деятельности фирм. Сегодняшний российский рынок ППП МФ представлен в основном двумя
классами программ: для финансового анализа предприятия и для оценки эффективности инвестиций.
ППП правовых справочных систем представляют собой эффективный инструмент работы с огромным объемом законодательной информации, поступающей непрерывным потоком.
В качестве примера интегрированного пакета, широко используемого в управлении финансами, можно привести ППП Project Expert.
Project Expert является приложением, работает в среде Windows NT, Windows 98, Windows 95, Windows 2000 и отвечает современным требованиям по быстродействию.
Project Expert позволяет учитывать специфику российской экономической действительности (налоговые изменения, инфляция и т.д.).
Основные функции программы:
1. детально описать и спроектировать деятельность любого предприятия, с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция, налоги, курсы валют);
2. разработать план реализации инвестиционного проекта, стратегии маркетинга и производства, обеспечивающие наиболее рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;
3. построить модель финансирования проекта;
4. проанализировать различные сценарии развития предприятия, изменяя значения параметров, влияющих на его финансовые результаты;
5. выявить ключевые риски;
6. подготовить финансовые отчеты (Отчет о движении денежных средств (Кэш-фло), Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об использовании прибыли) и бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующие международным требованиям;
7. провести всесторонний анализ проекта, в том числе анализ чувствительности, анализ общей эффективности проекта (Индекс прибыльности, Чистый приведенный доход, Внутренняя норма рентабельности), анализ денежных потоков для каждого участника проекта и анализ финансовой деятельности по ряду показателей (коэффициент текущей ликвидности, прибыль на акцию и др.);
8. провести статистический анализ проекта;
9. построить графики в разных вариантах, включая трехмерные, как на основе отчетов, так и при помощи описания математической зависимости;
Заключение
В данной работе было рассмотрено, что представляет собой прикладное программное обеспечение. В отдельности было проанализированы: классификация программных средств ПК, классификация и область применения ППО, Основные функции и области применения пакетов прикладных программ общего назначения, Особенности интегрированных ППП, а также Профессиональные ППП для решения экономических задач.
Список литературы
1. Дубина А.Г., Орлова С.С., Шубина И.Ю., Хромов А.В. Excel для экономистов и менеджеров. – СПб.: Питер, 2005.
2. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Информатика: учебник / Под ред. Н.В.Макаровой. – 4-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Информатика: учебник для вузов / Под ред. С.В.Симоновича. 2-е изд. 2007.