укажите какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик ответ
Укажите какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик ответ
Проект по актуализации ФГОС СПО (50 профессий и специальностей) за счёт оптимизации сроков освоения образовательных программ и интенсификации освоения их содержания, а также по информационному и экспертному сопровождению внедрения обновлённых ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях в 2019-2020 гг.
Авторизация на сайте
Обзор успешных практик
В рамках первого этапа проекта в 2019 году был проведен анализ успешных практик применения образовательных технологий при организации образовательного процесса и реализации основных профессиональных образовательных программ.
Экспертный анализ прошли 32 успешные практики из 22 регионов Российской Федерации.
В результате анализа были отобраны лучшие практики по 6 тематически группам:
Тематическая группа 1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Тематическая группа 2. Инновационная образовательная деятельность; оптимизация применения образовательных ресурсов на основе эффективного планирования и контроля образовательного процесса, в т.ч. индивидуально обучение, ускоренное обучение и наставничество
Тематическая группа 3. Практико-ориентированное обучение (социальное партнерство, дуальное обучение, обучение на рабочем месте, и пр.)
Тематическая группа 4. Применение в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, (проектная, исследовательская, развитие критического мышления и др. в рамках совершенствования математической, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки, по сочетаниям различных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная) с дистанционными технологиями, в том числе с учетом особенностей отдельных категорий обучающихся.)
Тематическая группа 5. Сетевое взаимодействие, объединение и оптимизация применения образовательных ресурсов, в т.ч. в сфере инклюзивного профессионального образования
Тематическая группа 6. Демонстрационный экзамен и сертификация квалификаций (демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс, независимая оценка квалификаций и пр.)
Подробнее.
КОПИЛКА ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В целях оказания помощи образовательным организациям, реализующим программы СПО, при внедрении методических рекомендаций в свою деятельность, были собраны примеры документов, разработанных в образовательных организациях, представляющих успешные практики по данной тематике. С их разрешения публикуем ссылки на сайты и тексты документов. Обращаем внимание, что все примеры разработаны в рамках действующего федерального законодательства, однако отражают специфику конкретных образовательных организаций. Предлагаемые материалы рекомендуется рассматривать как ориентировочные примеры, которые требуют осмысления через призму деятельности и специфики именно вашей образовательной организации.
Эффективный учебный план:
Московский государственный образовательной комплекс (МГОК)
Индивидуальный учебный план и ускоренное обучение:
Организация практики:
Зачет результатов обучения:
Реализация прав студентов на формирование содержания обучения:
Создание воспитывающей образовательной среды и наставничество:
Волгоградский социально-педагогический колледж
Вдохновение на каждый день
Примеры успешных проектов, запущенных молодыми людьми
Создатель Facebook Марк Цукерберг и еще несколько молодых интернет-предпринимателей, “порвавших” мир в первое десятилетие XXI-го века, невольно популяризировали идею того, что добиться успеха можно очень быстро, и опыт с сединами для этого вовсе не нужны – был бы талант, идея, стремление всех победить и способность работать сутками без сна и отдыха.
Подростки делают бизнес в интернете, потому что в нем они живут и чувствуют себя как рыбы в воде.
Slon собрал 10 примеров успешных проектов, запущенных молодыми людьми в возрасте от 8 до 20 лет.
whateverlife.com и Эшли Куоллс
Эшли Куоллс из Линкольн-Парка (штат Мичиган) в 2004 году, в возрасте 14 лет, развлечения ради создала сайт WhateverLife.com, потратив несколько десятков долларов на хостинг и покупку домена. Девушка выкладывала в открытый доступ созданные ею темы для популярного тогда MySpace, инструкции по работе с HTML и другие штуки, полезные тем, кто хочет как-то украсить свою страницу в интернете, но не умеет.
60% заработка на рекламе сайта приходится на Google AdSense. Посетители по-прежнему могут пользоваться всеми предложениями ресурса бесплатно.
myyearbook.com Девид и Катерина Кук
В 2005 году школьники старших классов, брат и сестра Дэвид и Катерина (15 и 16 лет) создали (не без помощи талантливого старшего брата) социальный сервис MyYearBook.com. В 2008 году создатели договорились о партнерстве с производителями игр Arkadium – и на радость пользователей социальной сети в ней появились flash-игрушки. Позднее ресурс оброс real-time чатами, удобными для тех, кто играет в командах.
tumblr.com и Дэвид Карп
Сегодня создателю и руководителю самой популярной блоговой платформы – Tumblr – 26 лет. Он вырос на Манхэттене, сменил несколько школ и закончил обучение на дому. В 14 лет Дэвид стажировался у телепродюссера и аниматора Френка Сейберта, потом работал консультантом по программному обеспечению в интернет-проекте для молодых родителей UrbanBaby.
В 2006 году, в возрасте 19 лет, Карп бросил работу и создал собственную платформу для микроблоггинга. В августе 2009 года журнал BusinessWeek назвал его лучшим молодым предпринимателем в сфере IT. Понятно почему – сервис очень популярен. По данным ComScore, в июле 2011 года Tumblr собрал 13 миллионов уникальных посетителей (в одних только Штатах). В октябре 2011 года здесь завел свой блог президент США Барак Обама.
hypem.com и Антон Володькин
Русский по происхождению, 14 лет назад Антон Володькин вместе с родителями переехал из Москвы в Нью Йорк. Шесть лет назад, в 17 лет, Антон сделал Hype Machine – агрегатор музыкальных блогов. По словам Володькина, идея создания агрегатора посетила его во время работы в компании Brainlink, где единственным способом расслабиться была музыка. Найти новую музыку было достаточно сложно, и парень решил разобраться с этим раз и навсегда – написать технологию, которая сама ищет музыку в интересных музыкальных блогах.
К интересным, кстати, не относятся блоги лейблов и самих артистов – это было бы слишком просто. Посещаемость проекта – более миллиона уникальных посетителей в месяц. В январе 2010 года проект стал партнером SoundCloud – это предоставило блогерам возможность получать доступ к свежим трекам лейблов.
mozilla.org/firefox и Блейк Росс
Аарону Россу 24 года, и его биография – классическая история героя поколения гиков. Свой первый сайт Росс сделал в 10 лет. А уже в15 работал в компании Netscape (совмещая работу с учебой в школе), и там познакомился с Дейвом Хевиттом – совместно коллеги создали браузер Mozilla Firefox в 2004 году. На тот момент ему было всего 19 лет. Сегодня Росс продолжает работать в Mozilla Foundation, но занимается и другими проектами.
Сегодня Mozilla Firefox – распространяемый бесплатно и второй по популярности браузер в мире. Например, в июле 2011 года его рыночная доля составила 27,95 %.
missoandfriends.com и Джульетт Бриндак
20-летняя студентка Вашингтонского университета Джульетт – генеральный директор развлекательного интернет-проекта для девочек 8-13 лет Missoanfriends.com. Сайт с виртуальными играми, тестами, чатами и виртуальным персонажем Мисс О находится на третьем месте по популярности в категории ресурсов для девочек.
Впервые Джульетта нарисовала свою героиню Мисс О в 10 лет. Позднее выяснилось, что персонаж нравится не только ей, но и подругам, – и возникла идея сделать сообщество для своих друзей в интернете. Сегодня ресурс ежедневно посещает порядка миллиона человек. Сегодня в компании 10 человек, все они работают удаленно. Джульетт приходится управлять всем без отрыва от учебного процесса.
Бизнес Miss O оценивается в 15 миллионов долларов.
chatroulette.com и Андрей Терновский
Сервис Chatroullete – инструмент для общения с незнакомыми случайными людьми со всего света посредством видеочатов – стал настоящим хитом конца 2009-2010 г. Сначала на нем помешались на Западе, потом волна захлестнула Россию. Тут-то и выяснилось, что создал хит 17-летний московский школьник по имени Андрей. Просто так, с домашнего компьютера, за три дня.
От инвестиций подросток в итоге открестился – даже инвестору всея интернета Мильнеру отказал. О чем впоследствии пожалел.
leannashair.com и Леанна Арчер
Когда американке Леанне Арчер было 11 лет, кто-то из знакомых сделал ей комплимент по поводу ее прекрасных волос. Арчер не засмущалась, а решила основать собственную косметическую линию по уходу за волосами – потому что все комплименты записывала на счет приготовленных ею в домашних условиях масок и шампуней. Вся косметика Арчер, понятное дело, органическая – другую сегодня продать сложно, особенно на Западе, особенно молодежи. Торговля осуществляется через интернет.
Сегодня компания 13-летней Арчер зарабатывает порядка 180 000 долларов в год. Не так уж и много в сравнении с другими участниками нашего списка, но какие ее годы?
dubit.co.uk и Адам Хилдред
Dubit Limited – один из самых популярных сайтов для подростков в Великобритании. Его основателю Адаму из Лидса всего 26 лет, и принесший ему славу сайт он сделал в 14 лет. Сегодня Адам является руководителем Youth Marketing Agency – агентства, консультирующего крупные бренды по вопросам продвижения товаров, ориентированных на молодежь.
В 2004 году состояние Хилдреда оценивалось в 2 миллиона фунтов стерлингов – он вошел в двадцатку самых богатых подростков Великобритании. В 2008 году Хилдред занял 23-е место Топ-100 самых богатых британцев по версии Sunday Times (состояние – £25 млн). Предположительно, к 2020 году Хилдред сможет заработать £40 миллионов.
Кстати, ничто человеческое и грешное не чуждо юному миллионеру: например, в 2003 году он был арестован за вождение автомобиля в пьяном виде.
anscamobile.com/corona и Роберт Нэй
14-летний школьник из штата Юта (США) во время рождественских каникул 2010 года создал игру Bubble Ball для iPhone – и уже в январе она вышла на первое место в своей категории в магазине iTunes, будучи скачанной 2 миллиона раз. За последующие месяцы игру скачали более 10 миллионов раз.
Роберт выбивается из ряда своих коллег – свою игру он пока никому не продал и распространяет бесплатно (впрочем, если не это творение, то следующее кто-то наверняка захочет купить). Зато его детище принесло массу пользы платформе для создания мобильных игр, которой Нэй пользовался. Платформа Corona SDK за прошедший год стала первой среди себе подобных инструментов.
Укажите, какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик? Ты решаешь!
Ты думаешь!
Ты делаешь!
Ты предлагаешь! Действуешь! Достигаешь!
Команда 18
Команда 2014
Команда 12
Команда 007
Всероссийская акция «Добрый час»
Всероссийская акция «Добрые уроки»
Всероссийская акция «Доброе дело»
Всероссийская акция «Добрый классный час»
Ответы
пример выполненной работы
1. Рассмотрим стадии эмбрионального развития хордовых
У ланцетника, рыбы и плацентарных млекопитающих желтка в яйцеклетке мало, и он равномерно распределяется в цитоплазме. Поэтому в этих животных наблюдается полное дробления зиготы. Все образованные бластомери могут быть одинаковых размеров (у ланцетника, рыб, плацентарных млекопитающих) — тогда равномерное дробление. У земноводных бластомери разные по размеру, у них наблюдается полное неравномерное дробление.
2. Оформим этапы эмбрионального развития представим в виде таблицы: Эмбриональное развитие
Оплодотворенная яйцеклетка с диплоидным набором хромосом.
2. Дробление (полное и неполное)
Увеличение количества клеток в результате деления (митоз). Образуются бластомери, которые не растут, масса и объем зародыша не меняются.
Появление бластули — полого образования, стенки которого образованы одним слоем клеток. У плацентарных млекопитающих бластулі предшествует морула.
Образование двухслойного зародыша в результате вгинання стенок бластули. Образуется внешний слой — ектодерма и внутренний — ентодерма. 3 первичной кишки образуется третий зародышевый листок — мезодерма.
5. Гистогенез и органогенез
3 трех зародышевых листков формируются органы и ткани.
3 эктодермы — нервная ткань, органы чувств, эпидермис, кожные железы, передняя и задняя кишка; с ентодерми — органы пищеварения, печень, поджелудочная железа, легкие и тому подобное. 3 мезодермы — хрящевая и костная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, дерма, сердце и тому подобное.
ВЫВОД: Таким образом, эмбриональное развитие включает следующие стадии: зигота, дробление зиготы, бластуляция, гаструляция, гистогенез и органогенез. Процесс развития непрерывный, и одна его стадия незаметно переходит в следующую. Зародышевые листки приобретают определенной пространственной организации, которая служит подготовкой к органогенеза. Эмбриональное развитие завершается рождением новой особи в результате вылупления из яйца или выхода из тела матери. Развитие и усложнение органов продолжаются и в постэмбриональное период.
Сборник «60 примеров успешных и проблемных проектов организационного развития». Часть 1
Роман Исаев
Эксперт по организационному развитию и процессному управлению
Партнёр ГК «Современные технологии управления»
Руководитель проектов организационно-корпоративного развития
Профессиональный бизнес-тренер и специалист по Business Studio
Автор 10 книг и более 40 публикаций в журналах
Автор и разработчик моделей и решений для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно внедряются и используются в организациях России и СНГ
В данном сборнике рассмотрены примеры успешных и проблемных проектов организационного развития, описания и оптимизации бизнес-процессов, построения бизнес-архитектур, в которых автор принимал участие в разные годы. В каждой части (статье) приведён практический опыт (бизнес-кейсы) 6 финансовых организаций разного размера и специфики деятельности. Под финансовыми организациями подразумеваются организации финансовой отрасли (банки, страховые, платёжные, микрофинансовые, депозитарные, инвестиционные, лизинговые компании, фонды, холдинги и т. п.).
По каждому успешному проекту рассмотрены факторы, которые способствовали успеху, а по проблемным проектам сделан анализ причин и рекомендации. Предложенная информация будет полезна для широкого круга специалистов (бизнес-аналитики, системные аналитики, ИТ-специалисты, менеджеры проектов, специалисты по организационному развитию, управлению рисками и др.) и применима для всех отраслей экономики (не только финансовой).
Методологическая база и образцы всех документов, на основе которых были реализованы проекты, содержатся в источниках [1], [2]. Применение данных материалов поможет сэкономить значительное количество времени и избежать многих ошибок, не разрабатывать документы и модели «с чистого листа», а использовать готовые примеры. Главные инструменты, с помощью которых выполнялись все успешные проекты, — это системы Business Studio и Microsoft Visio. Для целей сохранения конфиденциальности названия организаций изменены, но сама информация является открытой, т. к. частично была опубликована на конференциях, отраслевых конкурсах, журналах и т. п.
Успешные проекты
Банк «У1.1»
Региональный банк среднего размера, общая численность сотрудников до 500 человек.
Цель проекта: описание всех ключевых бизнес-процессов и разработка комплексной электронной модели (бизнес-архитектуры) банка в рамках стратегии ускоренного развития.
Команда проекта: 3 главных бизнес-аналитика плюс более 30 аналитиков в подразделениях, каждый из которых прорабатывает свой собственный бизнес-процесс (но это не основная их деятельность по должностным инструкциям). Есть полная поддержка высшего руководства и выделены все необходимые ресурсы.
Цель проекта была успешно достигнута за 1 год, разработано более 1300 графических моделей бизнес-процессов в нотации Cross Functional FlowChart, создана электронная база знаний (веб-сайт) по всей деятельности банка для всех сотрудников. Большое внимание уделялось обучению и консультациям не только бизнес-аналитиков, но и всех исполнителей бизнес-процессов.
На второй год банк поставил более сложные задачи и тоже успешно их выполнил: проработка операционных рисков в процессах, разработка показателей KPI и их постоянный мониторинг, автоматизация процессов и развитие ИТ-архитектуры, расчёт себестоимости процессов и снижение издержек, применение методик менеджмента качества и много другое.
Финансовая организация «У1.2»
Крупная государственная финансовая организация в течение многих лет описывала свои бизнес-процессы в системе Microsoft Visio. В результате чего накопилось более 3000 графических моделей (файлов), большинство из которых быстро устаревали и не актуализировались. Многие подразделения описывали одинаковые (одни и те же) бизнес-процессы каждый сам для себя, по отдельности. Т. е. было дублирование и не согласованность работ, отсутствовала централизация и систематизация в процессном управлении.
Открыт официальный проект, создан процессный офис (центральное подразделение по организационному развитию). У каждого бизнес-процесса был назначен владелец, ответственный бизнес-аналитик и процессная команда, которые несли полную ответственность за показатели процесса, его описание, оптимизацию и администрирование. Обучено более 200 сотрудников и руководителей, включая методологические темы по процессному управлению и технологические темы (практикум в системе бизнес-моделирования). Все разработанные ранее в Visio модели постепенно переводились в новую профессиональную систему бизнес-моделирования, проходя тщательную актуализацию и оптимизацию. Особенно действовал, мотивировал и вдохновлял всех личный пример и лидерские качества руководителя проекта (штатного сотрудника организации). Следует отметить, что в организации низкая текучесть кадров, поэтому все сделанные процессные наработки стабильно исполняются, а сотрудники, которые стояли у истоков проекта и проходили обучения, продолжают работать в организации.
Банк «У1.3»
Московский банк среднего размера.
Цель проекта: описать и частично оптимизировать бизнес-процессы для внедрения новой автоматизированной банковской системы (АБС), формализовать для этого все необходимые компоненты бизнес-архитектуры.
Длительность проекта около 1 года. Есть полная поддержка высшего руководства и квалифицированные бизнес-аналитики. Разработано более 600 графических моделей (формат А4) процессов в нотации BPMN и все необходимые регламенты. Большинство моделей оформлены с учётом дальнейшей автоматизации и подготовки на их основе технических заданий.
Цель проекта была успешно достигнута (АБС внедрена), но от дальнейшего развития системы управления бизнес-процессами (СУБП) банк отказался, оставив только минимально необходимые работы по актуализации процессов. Команда проекта частично расформирована. Возможно, в будущем банк вернётся к профессиональному развитию бизнес-процессов на основе соответствующих технологий и методик.
Внедрение в банке новой АБС без формализованных и оптимизированных бизнес-процессов вызвало бы большое количество проблем, которых удалось избежать благодаря правильно принятому решению.
Финансовая организация «У1.4»
Небольшая московская финансовая организация с общей численностью сотрудников до 100 человек.
Цель проекта: описать бизнес-процессы для актуализации всех внутренних регламентов и документов, а также для расширения и развития бизнеса, повышения качества и эффективности управления в целом.
Т. к. все ключевые подразделения находились рядом на двух небольших по площади этажах, то описание и регламентация бизнес-процессов было выполнено быстро (за полгода) силами двух бизнес-аналитиков. Для получения исходной информации проведены интервью со всеми подразделениям и изучены действующие регламенты, которые впоследствии были отменены с заменой на новые, разработанные на основе моделей бизнес-процессов. В рамках проекта также разработаны новые финансовые продукты и услуги, соответствующие им бизнес-процессы и технологии.
В организации была высокая корпоративная культура и сплочённость коллектива. Руководство поддерживало проект, погружалось во все детали используемых методик и технологий. Организация продолжает активно развиваться и применять все полученные в рамках проекта результаты.
Проблемные проекты
Банк «П1.1»
Банк в течение нескольких лет подряд предпринимал попытки открыть проект по описанию и оптимизации бизнес-процессов, проводилось большое количество встреч, презентаций и демонстраций успешных примеров. Но каждый раз это оказывалось безуспешным по разным причинам. Когда проект всё-таки начался, то был приостановлен в первые месяцы. Автор проанализировал причины и составил таблицу 1. Предлагаемые методы могут быть применены для внедрения любых изменений в организации и выполнения любых проектов. Детальные пояснения по каждому методу содержатся в источниках [1] и [2].
Табл. 1. Мягкие и жёсткие методы внедрения изменений
Если проанализировать опыт большого количества организаций, то можно выделить два наиболее часто встречающихся фактора, влияющих на успешность проекта и достижение запланированных результатов. В зависимости от комбинации этих факторов есть 4 варианта, благодаря которым можно понять, к какому из них относится организация, и какие действия необходимо предпринять — см. Табл. 2.
Табл. 2. Варианты описания и оптимизации бизнес-процессов
Финансовая организация «П1.2»
Организация ошиблась с выбором программного обеспечения (ПО) для описания и оптимизации бизнес-процессов, несмотря на детально проведённый сравнительный анализ разных вариантов. ПО имело высокопрофессиональный функционал (лучший на рынке), но оказалось сложным для сотрудников, очень дорогим для поддержки на последующие годы, не обладало гибкостью доработки по специфику (шаблоны отчётов, настройки, модель данных и т. п.). В результате организация через 1 год отказалась от ПО, что значительно осложнило проект, т. к. все процессные наработки пришлось переводить в обычные офисные системы Microsoft Visio и Excel. Часть бизнес-аналитиков покинули организацию, а проект перешёл в формат текущей деятельности (выполнение отдельных задач согласно приоритетам развития). Так продолжалось более 4 лет. Потом была снова предпринята попытка изучить современные решения на рынке ПО, проведены референс-визиты в разные организации, собраны отзывы. В итоге выбрана и внедрена новая профессиональная система бизнес-моделирования. Она успешно применяется до сих пор, задействовано более 20 бизнес-аналитиков, создана комплексная электронная бизнес-модель деятельности организации [4].
Заключение
Для получения наиболее полной информации, полноценного обзора и практического применения рекомендуется ознакомиться со всеми 60 бизнес-кейсами (примерами), которые размещены в электронной книге. Все вопросы и комментарии просьба высылать на контакты автора.
Теория передового опыта: зачем бизнесменам копировать друг друга
Что такое best practices
Лучшие практики (от англ. best practices) — это набор принципов и действий, которые в теории приводят к наиболее эффективному результату. В литературе по менеджменту этот английский термин часто переводят как «передовой опыт».
Суть концепции в том, чтобы легко находить и применять самые эффективные способы достижения целей. Так предприниматели не будут тратить время и повторять чужие ошибки, а вместо этого смогут сразу воспользоваться лучшим вариантом. Например, если бесконтактная доставка подняла продажи крупной сети фастфуда, локальные рестораны тоже могут перенять этот опыт.
Идея лучших практик не нова. В 1911 году основоположник менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор сформулировал концепцию в книге «Принципы научного менеджмента»:
«Среди всех различных методов и орудий, употребляемых для каждого отдельного элемента любой отрасли производства, всегда существует один метод и один вид орудий, который лучше и быстрее всех остальных».
При этом не существует официального фильтра, какие практики можно считать лучшими, а какие нет. Бизнесмены ориентируются на исследования крупных консалтинговых агентств вроде Gartner, лидеров рынка и успешные кейсы из разных сфер, а затем стараются внедрить эти идеи в бизнес-процессы собственной компании.
Где можно применять передовой опыт
Best practices используют в разных областях — от менеджмента и преподавания до государственной политики. Предприниматели также перенимают опыт коллег из самых разных сфер, чтобы адаптировать его под задачи своей компании.
Консалтинговое агентство Markswebb изучило передовой опыт в e-commerce (онлайн-торговле) и выделило более 100 эффективных решений. Например, лучшая практика от американской сети строительных магазинов The Home Depot — создать на сайте с товарами корпоративный блог для покупателей. Контент-отдел публикует советы, как сделать вещи для дома своими руками, а также включает в статьи подборку нужных товаров из магазина.
Доцент кафедры экономической информатики МГУ Кирилл Скрипкин в научной публикации «О пользе и вреде лучших практик» указал, что их можно использовать только там, где они успешно сопрягаются с другими бизнес-решениями. Например, если вы используете бумажный документооборот, а потом решили перейти на электронный, нельзя применять обе организационные практики одновременно, иначе они будут дублировать друг друга.
При этом важно учитывать особенности аудитории своего продукта. Использование некоторых популярных за рубежом практик может иметь негативный ответ на родине.
Кирилл Скрипкин, доцент кафедры экономической информатики МГУ:
«Главный недостаток идеи best practices — их бездумное внедрение может разрушить сложившееся соответствие между управленческими практиками. Если конфликт старых и новых практик осознан и решается, он может быть конструктивен, в противном случае фирма может понести серьезные потери.
В то же время, если компания заведомо отстает от конкурентов в каких-либо областях, лучшие практики могут стать важным подспорьем. Если они и не будут внедрены в виде, более-менее похожем на исходный, они могут стать источником идей, полезных для развития бизнеса.
Удобно начинать с обеспечивающих функций, таких как бухгалтерский учет, управление финансами, управление кадрами. Эти области, как правило, в большой степени стандартизированы, что усиливает достоинства лучших практик и ограничивает их недостатки.
Особый случай — взаимодействие с крупными международными компаниями, где лучшие практики могут быть «входным билетом» для начала разговора о сотрудничестве. Если ценность такого взаимодействия для вас высока, вам придется подстроить вашу компанию под эти лучшие практики, нравится вам это или нет».
Лучшие практики: опыт российских предпринимателей
Бизнесмены по-разному относятся к внедрению best practices в свои компании. Одни убеждены, что это прорывной инструмент, другие не пользуются лучшими практиками вовсе. РБК Тренды спросили у предпринимателей, что они думают об идее передового опыта. Многие сошлись во мнении, что best practices — хороший инструмент, если использовать его как гипотезу, а затем тестировать в своей компании.
Денис Решанов, основатель сервиса part-time-исполнителей GigAnt:
«Я выступаю за аутентичность. Невозможно создать инновацию, просто используя лучшие практики и повторяя чужой опыт. Нужно находить собственные решения и инструменты, креативить и экспериментировать.
Мы используем лучшие практики как готовые решения в некоторых областях: технологии запуска стартапа, Lean Startup, HADI-циклы, тестирование гипотез, различные фреймворки. Но во всем, что касается инноваций, движения в рынке, ищем свои решения».
Иван Шкварун, основатель технологической компании Oprosso:
«Best practices — это хороший ориентир, как вторичное исследование, которое ты можешь посмотреть, чтобы сэкономить свое время и деньги. Явный минус в том, что best practices — это своего рода ментальная ловушка, которая позволяет переложить ответственность на другого и не думать своей головой. Кроме того, вы не найдете инсайтов методом перебора лучших практик. Так что не стоит ждать уникальных результатов: когда оно уже best — значит, все так делают. Именно поэтому я и сравниваю это со вторичным исследованием: кто-то заморочился и описал это, помог нам, а мы берем и креативим, опираясь на эти знания. Тогда ответственность за результат на нас, а лучшая практика — как фундамент, не более».
Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании «Деньги Вперед»:
«Раньше я полагал, что best practices — универсальное средство. Когда ты нашел работающий инструмент, важно использовать его максимальное количество раз, чтобы получить более-менее ожидаемый результат. Однако использовал best practices я очень недолго. Мир меняется слишком быстро, и вся окружающая нас среда тоже очень изменчива. А поскольку все явления состоят из большого числа составляющих, предугадать их реакцию и найти по-настоящему универсальный инструмент крайне сложно.
На мой взгляд, best practices часто мешают людям нестандартно мыслить и видеть новое в похожих ситуациях, решения которых, однако, невозможны с помощью уже привычных лучших практик. Использовать передовой опыт следует для идентификации ситуаций, а не для их решения».
Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы для детей Skysmart:
«Самое важное в применении best practices в бизнесе — это не копировать карго-культ, а осмысленно подходить к выбору той или иной практики, понимая, почему она была использована и почему сработала.
Например, одно время в сфере образования все повторяли за Coursera — записывали видеоуроки. Потом поняли, что важно взаимодействие с преподавателем, и перешли на формат интерактивного онлайн-обучения. Мы в свою очередь начали делать уроки «один на один» и стали своего рода передовым опытом для многих других появлявшихся онлайн-школ. Но мы-то делали «один на один» для изучения языков, поскольку это методически обусловлено. А те, кто решил повторить нашу практику, применяли это в обучении другим предметам, что нецелесообразно экономически».