укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу

Санитарно-гигиенические требования в процессе приготовления и хранения пищи

укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу. 150745812310n1hs. укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу фото. укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу-150745812310n1hs. картинка укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу. картинка 150745812310n1hs

Санитарно-гигиенические требования в процессе приготовления и хранения пищи:

1. Готовить пищу следует в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку (шапочку).

3. Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно защитить лейкопластырем или надеть резиновый напальчник, ногти должны быть без маникюра.

4. Перед началом приготовления пищи следует выполнить первичную обработку продуктов.

5. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

6. В работе использовать только чистую посуду.

7. Мыть посуду следует теплой водой с применением специальных моющих средств.

8. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

9. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты.

10. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

11. Продукты и готовые блюда можно хранить не более определённого срока.

12. Продукты, готовые к употреблению, следует хранить в закрытом виде и отдельно от сырых продуктов.

13. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их следует размещать в соответствующих отделениях:

— продукты, требующие более длительного хранения, например мясо, рыбу и т. п. – в морозильнике.

Правила безопасной работы при пользовании ножом

и кухонными приспособлениями:

1. Работать только хорошо заточенным ножом.

2. Пользоваться ножом осторожно.

5. При работе с мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

6. Не тереть на тёрке мелкие части продуктов.

7. Открывать консервные банки специальным ножом.

Правила безопасной работы с горячей жидкостью:

1. Следить за тем, чтобы кипящая жидкость не заливала нагревательные приборы.

2. Наполняя посуду жидкостью, не доливать её до краёв на 4-5 см.

3. Когда вода закипит, уменьшить нагрев конфорки.

4. Открывать крышку с горячей посуды от себя влево так, чтобы рука не находилась над паром.

5. Закладывать в кипящую жидкость продукты осторожно, остерегаясь брызг.

6. Снимать и переносить горячую посуду с помощью прихваток.

7. Если посуда без ручки, то пользоваться держателем.

8. Не наливать горячую воду в стеклянную посуду.

9. Посуду с длинной ручкой (сковороду, ковш) ставить так, чтобы не зацепить её и не уронить.

10. Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

При пользовании электронагревательными приборами:

1. Проверить исправность соединительного шнура.

2. Установить электронагревательный прибор на огнеупорную подставку.

3. Включать и выключать электроприбор сухими руками, при этом браться не за шнур, а за корпус вилки.

4. При обнаружении неисправности обратиться к учителю.

5. Не допускать падения электроприборов.

6. Нельзя касаться горячих участков электронагревательных приборов.

7. По окончании работы выключить электроприбор.

Источник

О рекомендациях по гигиене на кухне

Роспотребнадзор напоминает, что особое внимание во всех культурах уделяется гигиене в домашних условиях и особенно на кухне. Во время приготовления пищи руки, одежда и кухонный инвентарь должны быть чистыми. Приступая к работе на кухне, приготовлению пищи и сервировке стола, обязательно сначала вымойте руки с мылом. Помните, что пренебрежение требованиями гигиены приводит к возникновению и распространению инфекционных заболеваний.

Как сделать кухню чистой и безопасной

1. Не реже 1 раза в неделю следует протирать все выключатели, дверцы, ручки шкафов и холодильника.

2. Вентили кранов нужно промывать после каждого приготовления пищи, связанного с обработкой корнеплодов, яиц, сырого мяса, птицы, рыбы, ведь на их поверхности могут находиться возбудители таких кишечных инфекций, как сальмонеллез, дизентерия, гепатита А, возбудители вирусных инфекций.

3. Для работы с разными видами продуктов необходимо выделить разные разделочные доски и ножи. На любой кухне должны быть отдельные ножи и доски для разделки сырой продукции и продуктов, не подвергающихся в дальнейшем термической обработке: колбаса, масло, сыр. Кроме того, рекомендуется выделить отдельные разделочные доски и ножи для разделки остро пахнущих продуктов (рыба), салатных овощей и хлеба – это поможет избежать вторичного загрязнения продуктов патогенной микрофлорой и не вызовет ухудшение и изменение запаха продуктов. Мойте кухонный инвентарь после каждого использования. На разделочных досках не должно быть трещин, заусенец, где могут скапливаться остатки продуктов, грязь.

4. Кухонные полотенца рекомендуется менять ежедневно.

5. Для первичной обработки продуктов на кухне необходимо иметь отдельные щетки для мытья корнеплодов и отдельные губки для обработки раковины. Отмыть загрязненные землей корнеплоды очень непросто, еще труднее отмыть загрязненную землей и жиром кухонную раковину. При этом всегда помните, что на дне и стенках раковины могут находится возбудители болезней, попадающие туда с землей и сырыми продуктами. Если пользовались пробкой, для замачивания в раковине корнеплодов, овощей, фруктов или для размораживания рыбы, не забудьте промыть и пробку, сетчатый фильтр и пластмассовую решетку, которые многие хозяйки используют для предупреждения царапин и сколов кухонной раковины.

6. Для мытья посуды не рекомендуется использовать губки и металлические мочалки, так как их качественная обработка не возможна, а частички металлической мочалки могут случайно попасть в готовые блюда.

Пластмассовые ершики и щетки после окончания работы очищают, промывают в горячей воде с добавлением моющих средств и промывают в проточной воде, хранят в специально выделенном месте.

Если все-таки удобно пользоваться губками, после мытья посуды их рекомендуется промыть и в течении 1 минуты прогреть в микроволновой печи. Менять губки рекомендуется не реже 1 раза в неделю, так как после обработки в СВЧ-печи структура губки может измениться.

7. Мусорное ведро. Рекомендуется постепенно учиться сортировать мусор – отдельно собирать пластик, бумагу, стекло и пищевые отходы. Для сбора пищевых отходов многие традиционно используют ведро с пластиковым пакетом. При этом, создается видимость чистого ведра после того, как из него достают пакет с пищевыми отходами. Но это не так. Загрязняются ручка ведра, его дно и стенки. Поэтому ведро, после каждой смены мусорного мешка обязательно нужно промывать водой с добавлением дезинфицирующих средств.

8. Все поверхности холодильника, плиты, СВЧ-печи, вытяжки, должны быть чистыми без грязных подтеков и остатков пищи.

Источник

Правила личной гигиены для сотрудников общепита.

укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу. 20190129022930 39bb612f 3d86 4c67 8c11 c9db05802706. укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу фото. укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу-20190129022930 39bb612f 3d86 4c67 8c11 c9db05802706. картинка укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу. картинка 20190129022930 39bb612f 3d86 4c67 8c11 c9db05802706

Правила личной гигиены для сотрудников общепита.

Личная гигиены и санитарная безопасность – это гигиенические требования к содержанию в чистоте тела и одежды работников, свод правил при работе с продуктами, а также состояние здоровья, при котором сотрудник не является носителем инфекции, способной вызывать пищевые отравления.

Требования, которые предъявляются к работнику пищевого предприятия в области личной гигиены:

1. Чистота и опрятность рук, правильность и своевременность их обработки.

На руках могут скапливаться микроорганизмы и яйца паразитов (в т.ч. глистов), которые разносятся на различные предметы, в том числе и на пищевую продукцию. Откуда берутся вредоносные микроорганизмы? Как правило, из туалета. Именно руки чаще всего становятся причиной желудочно-кишечных заболеваний. Не случайно дизентерию часто называют болезнью грязных рук. Очень много бактерий скапливается под ногтями (95%). Руки требуют тщательного ухода.

Руки следует мыть и дезинфицировать:

— перед началом работы.

— по мере их загрязнения,

— после посещения туалета,

— после работы с сырыми продуктами или внешней тарой,

— при переходе от сырых продуктов к готовым,

— после прикосновения к волосам, носу, ушам глазам,

— после приема пищи и курения,

— после работы с мусорными отходами, химикатами или инструментами для уборки.

Включите теплую воду, (рекомендуется применять раковины с бесконтактным включение воды), смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами – во всех направлениях) не менее чем 2 минуты.

Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью ее закройте кран. Салфетку выкинуть в корзину для мусора, не прикасаясь к ней руками. Затем, нанесите на руки около 5 мл. дезинфектора, разотрите по всей поверхности, (рекомендуется использовать бесконтактные дезинфекторы для рук). Приступать к работе с продуктами можно только после полного испарения дезинфектора.

Ногти следует коротко стричь, лак на ногтях не допускается. Можно использовать защитное бесцветное покрытие.

2. Отсутствие гнойных заболеваний.

Необходимо следить и за состоянием кожи, так как в нагноившихся ссадинах, царапинах, порезах, скапливается огромное количество опасных для человека патогенных стрептококков и стафилококков, возбудителей заболеваний и пищевых отравлений. Фурункулез кожи, ячмень на глазу – болезни которые характерны скоплением гноя. Такие работники не должны допускаться к работе с пищевыми продуктами.

В случае не осложненного пореза или ожога, кожу следует обработать перекисью водорода, йодом, покрыть пластырем и надеть на палец напальчник. Работа с открытыми порезами не разрешена.

На каждом производстве должна быть укомплектованная аптечка первой помощи!

3. Отсутствие украшений, часов, посторонних предметов (булавок, оторванных пуговиц, расчесок и т.д.).

Посторонние предметы тоже являются источников микроорганизмов, при контакте с продуктами, и могут случайно попасть в питание при приготовлении. Эти предметы могут нанести вред клиентам.

4. Головной убор должен полностью покрывать волосы.

Нарушение функции сальных желез, изменение свойств волос, могут вызвать образование на коже головы слоистых жирных или отрубевидных чешуек – перхоти. Нередко наблюдается выпадение волос и перхоти на продукты питания необходимо заправлять волосы шапочку. Необходимо также следить за чистотой волос. Мужчинам – регулярно стричь.

5. Отсутствие у работника заболеваний ЛОР – органов.

При несоблюдении гигиены остатки пищи в ротовой полости, скапливаются между зубами, разлагаются, загрязняя ее. Неприятный запах и размножение микробов, в свою очередь, приводят к заболеваниям зубов, возникновению стоматитов, заболеванию дыхательных путей. При кашле, чихании, громком разговоре капельки слюны и слизи изо рта и носоглотки вместе с содержащихся в них бактерий могут инфицировать пищевые продуты. Больные гриппом, ангиной ОРЗ, представляют сильную опасность для заражения пищевых продуктов, так как у них отмечается повышенное содержание патогенного стафилококка. Попадая в пищевые продукты, накапливается там, и может стать источником вспышки пищевой токсикоинфекции. При слабо выраженных симптомах простуды работать можно только надев медицинскую повязку, и используя одноразовые носовые платки.

6. Отсутствие работников с кишечными инфекциями.

При появлении признаков кишечного расстройства (жидкий стул, температура, рвота, тошнота, боли в животе) работник должен быть отстранен от работы и направлен к инфекционисту. Даже при слабо выраженных симптомах и соблюдении правил личной гигиены данный сотрудник представляет серьезную угрозу для безопасности питания.

7. Чистота и опрятность спецодежды, правила ее надевания. Наличие сменной обуви.

Для защиты пищевых продуктов от загрязнения работникам пищевых предприятий выдается санитарная одежда. Она состоит из халата, куртки, фартука, головного убора. Санитарную одежду обычно шьют из белой, мягкой и легкой х/б ткани, легко поддающейся стирке. Для уборщиц и рабочих соприкасающихся с тарой, разрешена санитарная одежда темных тонов (серый, синий). Санитарная одежда должна быть всегда чистой, полностью прикрывать домашнюю одежду и волосы, хорошо застегиваться. После каждой стирки ее необходимо проглаживать, так как при утюжке высокой температурой погибает большая часть микробов. Санитарную одежду необходимо стирать после каждой смены и хранить отдельно в п/э пакете отдельно от домашней одежды. Надевать одежду необходимо только после мытья рук, а снимать при выходе с предприятия. Перед посещением туалета, приемом пищи или выходе с предприятия повар обязан снять одноразовый фартук и оставить его на рабочем месте. Запрещается закалывать санитарную одежду булавками, хранить в карманах халатов, курток предметы личного туалета, сигареты и др. Обувь не должна быть матерчатой, сделана из легко моющегося материала, с закрытым задников.

Правила надевания спец. одежды:

надеть сменную обувь,

— надеть головной убор,

— снять все ювелирные украшения и часы,

— надеть брюки, куртку или халат,

— вымыть и продезинфицировать руки согласно инструкции

8. Контакт рук с пищевыми продуктами минимален

При некачественном и несвоевременном мытье рук имеется высокий риск загрязнения продуктов питания. Поэтому, касания продуктов питания руками сводятся к минимуму. Для этого используются сервировочные ложки, лопатки для перемещения, одноразовые латексные или п/э перчатки, вводятся автоматизированные линии.

9. Посты мойки рук оснащены полностью сопутствующим материалом.

Руки моются только в специально отведенных местах (раковины для мытья рук). Перед началом работы, после курения, приема пищи, после туалета. Не разрешается мыть руки в производственных раковинах, где моется инструментарий и обрабатываются продукты.

10. Прием пищи осуществляется в специально отведенным месте. На территории производства курение запрещено.

Принимать пищу на рабочем месте категорически запрещено, т.к. именно в процессе еды происходит распространение микробов вокруг обедающего. Перед и после приема пищи необходимо обязательно помыть руки.

Это является как гигиеническим так и эстетическим требованием.

12. Своевременное, согласно плану, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра.

Предварительный медицинский осмотр осуществляется при приеме на работу. Периодический медицинский осмотр – через определенные интервалы времени во время работы на пищевом предприятии.

Каждый работник общепита должен вырабатывать привычку к чистоте. Он должен приходя на работу одевать рабочую спецодежду и обувь, подбирать волосы под колпак или косынку, не закалывать одежду булавкой.

Все работники общественного питания обязаны содержать свое тело в чистоте. Важнейшее значение имеют чистые руки. Они обязаны коротко стричь ногти, мыть руки после работы с сырыми продуктами, снимать одежду перед выходом в туалет, а после этого мыть руки с мылом, а затем ополоснуть в 2%-ном растворе хлорки или другого дезинфицирующего средства.

Перед работой и после нее принимать душ с мочалкой и мылом. Работник обязан выполнять ряд правил:

А. содержать одежду в чистоте в течение дня.

Б. не класть в карманы посторонние предметы

В. нельзя пользоваться булавкой

Г. не ходить в санодежде в туалет

Д. менять одежду по мере загрязнения

Е. перед выходом из цеха санодежду снять, а перед входом надеть и вымыть руки

Ж. хранить сан. одежду отдельно от личной, обувь должна быть легкой, удобной и без каблуков.

Соблюдая такие нехитрые правила, мы поддерживаем чистоту и гигиены, а исходя из этого не являемся источниками для распространения вредных для человека инфекций.

Источник

СанПиН — 2021: что изменилось для общепита

укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу. 4128d5aec4ad48399edd759774e27af0 s. укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу фото. укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу-4128d5aec4ad48399edd759774e27af0 s. картинка укажите какие санитарно гигиенические требования применяются к лицам готовящим пищу. картинка 4128d5aec4ad48399edd759774e27af0 s

Ближайшие 6 лет — до 1 января 2027 года — будут действовать новые санитарные требования. Они не только учитывают существенные изменения, которые за последние десятилетия произошли в сфере общепита, но и дают некоторые послабления небольшому бизнесу.

Необходимость в актуализации санитарных требований назрела уже давно. В последний раз СанПиН для общепита утверждали 20 лет назад. И эти правила были бессрочными. Сейчас для них установлен конкретный период действия, так как рынок даже за несколько лет сильно меняется.

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. Он включает требования 17 актов в сфере общепита и учитывает особенности питания взрослых и детей, а также питание в различных учреждениях: школах, больницах, детских садах и т.д. Роспотребнадзор отмечает одну из особенностей нового документа — в нем делается акцент на здоровьесберегающую функцию питания.

В действующих с 1 января 2021 года правилах учтены новые форматы бизнеса, которые сегодня активно развиваются: кейтеринг, доставка, продажа навынос.

Рассмотрим все новшества по порядку:

Особенности новых санитарных правил

В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.

Учет различных факторов

СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.

К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.

Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.

К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

Презумпция добросовестности

Новые правила основаны на принципах ХАССП. Эта аббревиатура переводится с английского как анализ рисков и критические контрольные точки.

Предприятиям общепита предоставлены возможности для самостоятельного контроля своей деятельности. Но им нужно внедрять систему ХАССП (разрабатывается под конкретное предприятие) и расписывать все инструкции и требования. Игнорирование этого условия грозит штрафами по ст. 14.43 КоАП.

Семь принципов ХАССП

По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

2. Определение критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

3. Определение критических пределов для контрольных точек.

Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

5. Формулировка корректирующих действий.

Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

6. Ведение и учет документации.

Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

7. Внедрение процедур проверки документов.

Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

Плюсы новых санитарных правил для небольшого бизнеса

Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.

Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.

Важные изменения в санитарных правилах с 2021 года

В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.

С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.

Создавайте технологические карты блюд, контролируйте себестоимость блюда и наценку

Если раньше за определенной категорией блюд закреплялось конкретное значение температуры, то новый СанПиН предусматривает наличие термометров для контроля температуры блюд на линии раздачи. Важно, чтобы температура блюд совпадала с той, что прописана в технологической карте.

Отдельно прописаны требования к складским помещениям, где хранятся продукты. Они должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, а холодильное оборудование — контрольными термометрами.

На предприятиях общепита без цехового отделения, но имеющих дело с полуфабрикатом, работа с использованием сырья не допускается. То есть, если вы закупаете сырое мясо и овощи, у вас должен быть хотя бы один обрабатывающий цех.

Работники общепита должны предупреждать потребителя о наличии в готовой продукции ингредиентов, вызывающих аллергические реакции. Таким образом, если в меню указано, что посетитель перед заказом может уточнить состав блюда, то официанты должны очень хорошо знать ингредиенты, которые входят в то или иное наименование.

Если наименование блюд и кулинарных изделий в меню не соответствует их наименованиям в технологических документах, это считается нарушением.

Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд.

Повышенные требования к сотрудникам

Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.

До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.

Зачем нужен гигиенический журнал

В приложениях к СанПиН представлена форма Гигиенического журнала (сотрудники). Ее следует использовать, чтобы фиксировать результаты осмотра и опроса сотрудников.

В журнале указываются ФИО сотрудника, его должность, предусмотрены графы для подписи сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у него и членов его семьи, а также об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела.

В отдельную графу вносится результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) – о том, допускается ли к работе или отстраняется от нее конкретный сотрудник.

Какие требования исчезли из СанПиН для общепита

В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.

Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *