укажите какие задачи решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения
Укажите какие задачи решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения
Основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых детей приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.
В программе по русскому языку выделены занятия (1—2 ч в неделю) для развития устной речи в младших классах, определено их содержание, сформулированы требования к речевым навыкам учащихся. Кроме того, разработаны требования к речи школьников на уроках обучения грамоте, чтения, на этапе практических грамматических упражнений, на уроках по грамматике и правописанию.
Конкретно задачи работы по развитию речи умственно отсталых учащихся на уроках русского языка сводятся к следующему:
1. Изучение речевого развития учащихся.
2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
3. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
6. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
Задачи 3—5 решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения. Ответы на вопросы учителя, самостоятельный пересказ прочитанного, составление устных рассказов по картинкам — эти виды упражнений используются в любом классе. В зависимости от года обучения меняются требования к выполнению упражнений: увеличивается объем устных высказываний, повышается самостоятельность, происходят качественные изменения самого вида работы (дословный, краткий пересказ, пересказ от третьего лица и т.д.).
Укажите какие задачи решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения
Еще более сложной для умственно отсталых детей оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщениями. Эксперименты, проведенные сотрудниками нейрофизиологической лаборатории, показали, что умственно талый ребенок затрудняется без посторонней помощи сформулировать общее правило, которое явилось бы для него руководством к действию. Если же такое правило высказано (с помощью экспериментатора или др.), оно все-таки недостаточно регулирует деятельность ребенка. Эту особенность умственного и речевого развития детей также надо учитывать в процессе их обучения в специальной школе, в частности на уроках русского языка.
ЗАДАЧИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие речи умственно отсталых учащихся — одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным Фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия».
От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.
Полноценная речь ребенка — это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.
Онлайн тесты на тему «Специальная методика развития речи и обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС- Педкампус»
При обучении русскому языку необходимо учитывать следующие принципы:
дезинтеграция устнои? и письменнои? форм речи в процессе их развития
коммуникативная направленность обучения
формирование чувства языка и опора на него в учебнои? деятельности детеи?
элективная мотивация языковои? и речевои? деятельности учащихся
Программа по русскому языку определяет следующие задачи работы над словом:
активизация словаря
обогащение лексикона
уточнение значении? слов
формирование неологизмов
Какой тип текста, как правило, не имеет сюжета и деи?ствующих лиц?
нет правильного ответа
описание
повествование
рассуждение
Укажите верные утверждения:
дифференцированныи? подход не может сочетаться с индивидуальным, но может сочетаться с фронтальнои? работои? класса
дифференцированныи? подход может сочетаться с индивидуальным
дифференцированныи? подход может сочетаться с фронтальнои? работои? класса
дифференцированныи? подход не может сочетаться ни с индивидуальным подходом, ни с фронтальнои? работои? класса
С целью обеспечения доступности учебного материала русскому языку его отбирают на основе следующих критериев:
Связь с жизнью детеи?
Научно-формальное изложение учебного материала
Концентризм в подаче учебного материала
Уровень научнои? обобщенности
Какие приемы в построении учебной деятельности учащихся позволят обеспечить прочность знаний?
осознанное усвоение материала
разнообразие упражнений
актуализация учебного материала
многократность закрепления изученного материала
Какой тип текста наиболее близок к научному?
описание
рассуждение
повествование
нет правильного ответа
В каких аспектах (на каких уровнях) владения языком может проявляться его интуитивное усвоение?
стилистическом
синтаксическом
фонетическом
морфологическом
На реализацию какого принципа обучения русскому языку и развития речи направлены следующие упражнения: 1) чтение предложении?, записанных на доске, с интонациеи?; 2) установление порядка следования предложений; 3) Составление из простых предложении? сложных; 4) Расстановка знаков препинания, выделение главных членов предложения?
принцип взаимосвязи устнои? и письменнои? форм речи
принцип коммуникативнои? направленности обучения
принцип обязателной мотивации языковои? и речевои? деятельности учащихся
принцип единства развития речи и мышления
Какой принцип обучения русскому языку и развития речи предполагает, что главным в обучении детеи? должно быть не столько сообщение различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования различных языковых категории? в речи?
принцип единства развития речи и мышления
принцип элективной мотивации языковои? и речевои? деятельности учащихся
принцип взаимосвязи устнои? и письменнои? форм речи
принцип коммуникативнои? направленности обучения
К работе над предложением предъявляются следующие методические требования:
неограниченность работы материалами учебника
строгая дифференциация языковых упражнений от речевых
спорадическое стимулирование познавательной и эмоциональной активности учащихся
работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя: при изучении любои? темы по грамматике, на любом уровне русского языка
Укажите, какие функции выполняет слово:
когнитивную
фонетическую
номинативную
коммуникативную
Какая характеристика текста достигается за счет использования лексико-грамматических и интонационных средств?
цельность
связность
актуальность
полнота
Какой принцип обучения русскому языку и развития речи реализуется с помощью таких методов, как: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация?
принцип элективной мотивации языковои? и речевои? деятельности учащихся
принцип единства развития речи и мышления
принцип взаимосвязи устнои? и письменнои? форм речи
принцип коммуникативнои? направленности обучения
Какая характеристика текста выражается в смысловои? и временнои? логике изложения событии?, завершенности структурных частеи?, специальном отборе слов, связанных с темои??
актуальность
цельность
полнота
связность
Укажите, какие задачи решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения?
обогащение, уточнение и активизация словарного запаса
коррекция недостатков и развитие диалогическои? и монологическои? форм устнои? речи
развитие умения грамматически правильно оформлять предложения
исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков
Укажите верные утверждения:
Элементарность курса грамматики и правописания не исключает научность материала и систематичность его изложения
Элементарность курса грамматики и правописания, а также тех знании?, которые учащиеся получают на уроках развития устнои? речи и чтения, исключает научность материала и систематичность его изложения
нарушение абстрактного мышления не вынуждает ограничивать полноту и глубину сообщаемых детям сведении?
нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать полноту и глубину сообщаемых детям сведении?
Укажите верные утверждения:
применительно к одной группе учащихся дифференцированныи? подход может использоваться в течение длительного срока
дифференцированныи? подход должен занимать на каждом отдельном уроке относительно небольшои? отрезок времени
дифференцированныи? подход должен занимать на каждом отдельном уроке относительно большои? отрезок времени
применительно к одной группе учащихся дифференцированныи? не подход может использоваться в течение длительного срока
Готовые ответы на тест Педкампус
Задачи методики преподавания русского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1) Дайте определения предмета, целей и задач методики обуче ния русскому языку как науки.
Предметом изучения русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.
Т ри задачи методики :
1)Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.
Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.
Методика изучения языковой теории: фонетики, словообразования, грамматики.
Методы изучения языковой теории. Усвоение языковых понятий, правил. Методика изучения отдельных разделов курса: понятие о частях речи, основы синтаксиса и др. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития. Современные методы развивающего обучения, развития познавательных интересов и активности учащихся.
Методика правописания, формирование орфографического навыка.
Система упражнений. Диктанты. Уроки русского языка.
Методика развития речи учащихся, его уровни: произносительный, лексический, грамматический, уровень текста.
Культура речи учащихся. Речевые умения – письменная и устная речь. Методы развития речи. Сочинения, изложения. Основы риторики. Детское творчество. Речевые ошибки, их исправление. Уроки развития речи. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку.
2)Охарактеризуйте учебный предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе, в средней школе, в мире науки.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
В средней школе предмет «Родной язык» предпологает
воспитание гражданственности и патриотизма, формирование лич-
ности, способной, с одной стороны, к социальной адаптации и взаимо-
действию в коллективе, а с другой к принятию самостоятельных ре-
шений, воспитание личности думающей, активной, развивающейся, во
многом самоопределяющейся, воспитание любви и уважения к родному языку и культуре, сознательного отношения к языку как явлению культуры; основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание уважительного отношения к другим национальным языкам и культурам, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Русский язык является важнейшим языком науки. Общечеловеческая ценность русского языка определяется тем, что труды многих российских учёных получили всемирное признание; российским учёным, инженерам принадлежат изобретение, открытия, внедрение которых привело к значительным изменениям человеческого общества
3. Ознакомьтесь со «Словарем-справочником по методике русского языка». Выберите примеры тех понятий, которые:
в) 10 таких понятий, которые связаны с процессом обучения непосредственно, с деятельностью учителя и учащихся, так назы ваемой технологией обучения.
А)1. П редмет методики русского языка- Как и любая другая наука, методика имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает. П. м. р. я. является процесс овладения языком: т. е. речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, фонетикой, орфоэпией, лексикой и пр. в условиях обучения. Методику интересует содержание обучения, деятельность учителя и учащихся. Методика изучает закономерности формирования языковых понятий, умений и навыков в области языка. В отличие от психологии и дидактики, методика изучает не общие закономерности обучения, а специфические, связанные с конкретным языковым материалом: например, закономерности формирования орфографических умений н навыков, тенденции овладения синтаксисом – синтаксическими конструкциями и самостоятельной устной и письменной речью.
4.Ф ормирование мировоззрения учащихся средствами русского языка- М. формируется на основе всей системы научных знаний, идейно-политического воспитания учащихся; это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения.
5.Н аглядность в обучении русскому языку- один из дидактических принципов, примененных к предмету «русский язык»; состоит в опоре на чувственное познание, в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предмета и явлений, в данном случае – явлений языка. «Наглядным» материалом при этом служит в первую очередь сам язык – живая речь, звучащая и написанная, образец русской речи, как правило, художественные произведения, служащие материалом для наблюдений над языком, для анализа, упражнений.
6.З нания учащихся по русскому языку- результат усвоения фактов, понятий, закономерностей, правил по грамматике, фонетике, словообразованию, лексике, орфографии и пр. З. являются результатом обучения и жизненного опыта учащихся, служат материалом мышления и речи, ложатся в основу формирующихся умений
7.И ндукция в обучении русскому языку- использование в учебной работе умозаключений, в которых учащийся идет от частных, конкретных явлений к общему выводу, к модели, к закономерности
8.Р азвитие логического мышления на уроках русского языка- Логическое мышление (понятийное, отвлеченное, речевое) – один из видов мышления, наряду с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением; непосредственно связано с языком, осуществляется в форме речи – внутренней или внешней. Р азвитие речи учащихся рассматривается как важнейший способ развития логического мышления. Последнему способствуют все виды работ по развитию речи: обогащение и активизация словаря, усвоение грамматических форм языка, работа над связным текстом, сочинения, рассказы учащихся и т. п.
10.Ак тивность в обучении русскому язык у – интенсивность направленности школьника на учебную деятельность; дидактический принцип, требующий такой постановки процесса обучения, при которой учащийся становится субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. А. в. о. обеспечивается применением соответствующих методов, приемов работы, оборудования, пособий.
б) 1. сло варно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов.
2. сл овообразовательные упражнения : обнаружение в тексте слов с производными основами, анализ состава этих слов и их значения; подбор родственных слов, выявление способов образования слов; сопоставление значений слов в гнездах родственных слов, выявление постоянных значений, придаваемых словам одними и теми же аффиксами – приставками, суффиксами; пользование словообразовательными словарями, самостоятельное построение словообразовательных рядов
3. сп исывани е – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике – как правило, с дополнительными заданиями.
4. ди ктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти
5. тв орческий диктан т – вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии.
6. те кстовые упражнени я – вид упражнений по русскому языку. Т. у., в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений, опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст, как на результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста (сложного синтаксического целого).
7. уп ражнения по русскому язык у – виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.
8.фо нетические упражнения : деление речевого потока на слова, слогоделение, звуковой анализ слов и слогов, выделение ударных и безударных слогов, звуковой и слоговой синтез, т. е. составление слогов и слов из звуков, соотнесение звуков и букв, выделение и характеристика отдельных звуков – гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.
9. Вы борочный диктан т – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке.
10. Гр амматический разбо р – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой.
В) 1.Сл уховой диктант – вид диктанта, грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова графическим составом и состоящее в правильной записи текста.
2.Со общение нового материала по русскому языку – часть процесса обучения: передача учащимся новых знаний по изучаемой теме. В практике школы используются следующие способы С. н. м.: анализ текстов или слов, сопровождающийся эвристической беседой и подводящий учащихся к выводу новых знаний, нового правила и пр.; объяснение нового материала учителем – на примерах, с элементами беседы, разбора и т. п.
3.Сценарий – вид изложения прочитанного, упражнение, текстовой эквивалент кинофильма, телепередачи, иного театрализованного действия. Учащиеся составляют С. прочитанного рассказа по воображению, получив задание: «Как бы вы поставили кинофильм по этому рассказу?»
4.Словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и пр. С. д. может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся
6.Активизация словаря учащегося – работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося;
7.Анализ языка художественного произведения – вид языкового анализа; предполагает работу учащихся (под руководством учителя) по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка: тропов (эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, синекдох, гипербол и литот, иронии, аллегории, олицетворения, перифраза), так называемых стилистических фигур (параллелизм, антитеза, градация, и нверсия, эллипсис, умолчание, риторические обращение и вопрос, период и пр.), а также стилистического использования прямой, косвенной и несобственно-прямой речи, других синтаксических конструкций и морфологических форм.
9.Закрепление знаний, умений и навыков – вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. 3. з. осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также путем выполнения практических действий – упраж нений, грамматического разбора и комментирования, письма изложений и сочинений, подбора примеров, пользования словарями, другими пособиями.
10.Консультация – форма учебных занятий; состоит в разъяснении преподавателем отдельных вопросов курса. Проводится индивидуально, по группам, иногда для целого класса или учащихся разных классов обычно по вопросам, заданным самими учащимися.
4 ) К.Д. Ушинский « О роли родного языка как источника духовного богатства человека».
Великий русский педагог всю жизнь посвятил делу образования народа, воспитанию детей. Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Русский язык он рассматривал как составную часть жизни народа. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Родной язык он рассматривал как ни с чем не сравнимую духовную ценность. Константин Дмитриевич писал, что школа должна стать хранительницей ценностей народа. В школьном обучении на родном русском языке необходимо использовать весь спектр народного творчества: пословицы, поговорки, поучения, задачи на сообразительность, песни, сказки и, самое главное, — уметь видеть и слушать природу.Ушинский увековечил в своих размышлениях важную роль родного языка в образовании. Он, как и все представители прогрессивных кругов русского общества того времени, думал о путях распространения грамотности и просвещения среди простого народа, что характеризует его как человека, болеющего душой за обычных людей, желающего их просвещения, волнующегося об их будущем.
Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа. Язык не только средство передачи знаний и мыслей, но и средство сохранения этноса.