Srs что это такое
SRS: что такое и зачем это нужно разработчикам
Как правило, заказчики и разработчики говорят на разных языках. Клиент представляет внешнее поведение системы: что она будет делать и как с ней будут работать конечные пользователи. Программисты же думают о продукте с точки зрения его внутренних характеристик.
Понять друг друга им помогает бизнес-аналитик, он превращает потребности клиента в требования, а требования в задачи для разработчиков. Первоначально это делается путем составления спецификаций требований к программному обеспечению (Software requirements specification или SRS).
Software requirements specification — один из самых важных документов в разработке программного обеспечения. Он описывает работу ПО, его функции и нагрузки. Проще говоря, SRS предоставляет всем участникам дорожную карту для проекта.
Спецификация требований программного обеспечения описывает функциональные и нефункциональные требования. Часто в документ включают варианты использования, которые иллюстрируют, как пользователь будет взаимодействовать с системой.
Структура SRS изменяется в зависимости от проекта, но всегда включает функциональные и нефункциональные требования. Есть шаблоны, по которым составляется структура спецификации требований к ПО, но нет строгих правил. Поэтому для стандартных шаблонов изменения скорее необходимы.
В YuSMP Group SRS обычно выглядит так:
Если система предполагает несколько ролей, то под каждую создается свой документ. В нем мы описываем, как работает каждая фича в рамках выбранной роли.
Функциональности обычно представляем в виде блоков или таблицы, которая включает в себя три раздела — это пользовательская история, бизнес-правила (UseCases) и валидация (на схеме показываем, что требования к фиче выполнены).
Этот раздел отображает сценарий использования конкретной фичи. Подробнее о пользовательских историях можно узнать здесь.
Внутри пользовательских историй мы размещаем бизнес-правила или UseCases. Это перечень условий, при котором фича будет работать так, как нужно клиенту.
Разработкой такого документа, как правило, занимаются бизнес-аналитики. Мы уже рассказывали о том, что часто вовлекаем заказчика в процесс, чтобы уже на ранних этапах формировался продукт, который точно будет соответствовать ожиданиям. Опыт создания SRS в сотрудничестве с клиентом тоже оказался полезным — мы вносили изменения в фичи, когда они еще были на «бумаге», а не в разработке.
Наличие четкого набора требований гарантирует, что команда разработчиков создаст программное обеспечение, отвечающее потребностям клиента. SRS поможет оценить стоимость работ и охватить объем проекта. Он также дает программистам представление о технологическом стеке, который им понадобится, и помогает планировать работу.
Еще SRS важен, потому что это единый источник информации, который предотвращает недопонимание как между менеджером проекта и командой, так и между заказчиком и аутсорс-компанией.
Система пасивной безапасности
Иногда водители жалуются, что у них ни с того ни с сего загорается индикатор SRS на приборной панели. Особенно это относится к владельцам приобретенных за границей автомобилей с пробегом. В таких ситуациях знатоки советуют проверить наличие подушек безопасности или посмотреть не отходят ли контакты, присоединенные к этому индикатору.
SRS — определение и принцип работы
Действительно, SRS — это система пассивной безопасности, которая отвечает за состояние всех элементов, обеспечивающих защиту в случае экстренных ситуаций.
SRS (В расшифровке: Supplementary Restraint System) — довольно сложная система, объединяющая в себе:
Сюда можно еще добавить источники питания, соединительные кабели, коннекторы для передачи данных и т.д.
То есть, говоря простым языком, все эти датчики собирают информацию о движении автомобиля, о его скорости или ускорении, о его положении в пространстве, о положении спинок сидений, ремней.
Если возникают аварийные ситуации, например автомобиль сталкивается с препятствием на скорости свыше 50 км/час, инерционные датчики замыкают электрическую цепь, ведущую к пиропатронам подушек безопасности, и те раскрываются.
Преднатяжители ремней также получают сигнал и натягивают ремень сильнее, чтобы человек остался на месте. Активные подголовники перемещаются, чтобы пассажиры и водитель не получили хлыстовые травмы шеи.
SRS контактирует и с центральным замком, то есть если на момент аварии двери заперты, подается сигнал на систему центрального запирания и двери автоматически разблокируются, чтобы спасатели могли без проблем добраться к пострадавшим.
Понятно, что система настроена таким образом, чтобы все средства безопасности срабатывали только в экстренных соответствующих ситуациях.
SRS не активизирует пиропатроны:
Если у вас современный автомобиль, оборудованный SRS-системой, то датчики будут реагировать на непристегнутые ремни безопасности или неправильно отрегулированные спинки сидений и подголовники.
Расположение элементов
Как мы уже писали выше, система пассивной безопасности включает в себя много элементов, которые находятся как в подкапотном пространстве, так и в сидениях или вмонтированы в переднее торпедо.
Непосредственно за радиаторной решеткой находится передний датчик направленных перегрузок. Он устроен по принципу маятника — если скорость отклонения маятника и его положение резко изменяются в результате столкновения, замыкается электрическая цепь и сигнал подается по проводам на модуль SRS.
Сам модуль находится в передней части туннельного канала и к нему идут провода от всех остальных элементов:
Понятно, что такие сложные системы есть только в достаточно дорогих автомобилях, тогда как бюджетные внедорожники и седаны оборудуются только подушками безопасности для переднего ряда, и то не всегда.
Правила эксплуатации
Чтобы вся эта система работала безотказно, нужно соблюдать простые правила.
Прежде всего, нужно запомнить, что подушки безопасности являются одноразовыми, и их необходимо полностью заменять вместе с пиропатронами после срабатывания.
Во-вторых, система SRS не требует частого обслуживания, однако необходимо проводить ее полную диагностику хотя бы раз в 9-10 лет.
В-третьих, все датчики и элементы нельзя подвергать перегреву выше 90 градусов. Никто из нормальных водителей не будет специально их греть, но вот летом поверхности автомобиля, оставленного на солнце, могут очень сильно нагреваться, особенно передняя панель. Поэтому не рекомендуется оставлять автомобиль на солнцепёке, ищите тень, используйте также экраны на переднее стекло, чтобы избежать перегрева торпедо.
Также нужно помнить, что эффективность системы пассивной безопасности зависит от правильного положения водителя и пассажиров в салоне.
Советуем настроить спинку сидения так, чтобы угол ее наклона был не более 25 градусов.
Нельзя придвигать кресло слишком близко к Эйрбегам — следуйте правилам регулировки сидений, о которых мы недавно писали на нашем автопортале Vodi.su.
В автомобилях с SRS необходимо пристегиваться ремнями, поскольку в случае лобового столкновения очень серьезные последствия могут быть из-за удара о подушку безопасности. Ремень же удержит ваше тело, которое по инерции стремится продолжить движение вперед с большой скоростью.
Места возможного срабатывания подушек безопасности должны быть свободны от посторонних предметов. Крепления для мобильных телефонов, регистраторов, навигаторов или радар-детекторов размещайте так, чтобы они не могли помешать подушкам раскрываться. Также будет не очень приятно, если ваш смартфон или навигатор будет отброшен подушкой в лицо боковому или заднему пассажиру — такие случаи были, и не один раз.
Если в автомобиле имеются не только фронтальные подушки безопасности, но и боковые, то пространство между дверью и креслом должно быть свободным. Не допускается использование чехлов для сидений. Нельзя с силой опираться на подушки, это же относится и к рулю.
Если случилось так, что подушка выстрелила сама по себе — это может случиться из-за ошибки в работе датчиков или из-за перегрева — необходимо включить аварийку, съехать на обочину, или оставаться некоторое время на своей полосе, не выключая аварийные сигналы. В момент выстрела подушка нагревается до 60 градусов, а пиропатроны — еще больше, поэтому некоторое время их желательно не трогать.
Поскольку система SRS имеет специальный источник питания, рассчитанный примерно на 20 секунд автономной работы, нужно подождать хотя бы полминуты прежде, чем приступать к диагностике системы.
Самостоятельно активировать или дезактивировать SRS можно, однако лучше доверить эту работу специалистам, которые могут провести проверку с помощью специального сканера, считывающего информацию непосредственно из главного модуля SRS.
Видео о принципе работы системы.
Что такое SRS в автомобиле
Знакомясь с характеристиками автомобиля, нередко в списке опций можно встретить аббревиатуру SRS. Лишь немногие водители могут похвастаться тем, что они знают, что это за система такая. Прочитав эту статью до конца, вы также сможете дать развернутый ответ на вопрос: «Что такое SRS в автомобиле».
SRS (от английского Supplementary Restraint System – дополнительная система удерживания) — обеспечивает защиту водителя и пассажиров при лобовом столкновении со статичным или движущимся предметом.
Главная задача SRS – минимизирование травм водителя и пассажиров при дорожно-транспортном происшествии. Подушки безопасности и преднатяжители ремней безопасности срабатывают одновременно, дабы не допустить удара драйвера и пассажира о руль, лобовое стекло или прочие, находящиеся в салоне автомобиля, твердые предметы. Для реализации этого система анализирует поступающие импульсные сигналы столкновения, оценивает силу удара и решает активировать ли подушки безопасности и/или преднатяжители ремней безопасности. При этом преднатяжители ремней безопасности могут активироваться как вместе с надувными подушками безопасности, так и без них.
Исправность системы SRS всегда контролируется микропроцессором в модуле датчика. В случае обнаружения ошибки в работе, в памяти фиксируется характер и местоположение неисправности, а на приборной панели загорается лампочка предупреждения SRS. В этом случае советуем немедленно отправляться на СТО, где мастера помогут устранить поломку.
Система SRS – одна из тех, что может в случае ДТП спасти вам жизнь. Посему ни в коем случае не игнорируйте сигналы об ее неисправности. Соблюдайте элементарные рекомендации по эксплуатации системы. В частности, не допускайте перегрева системы (SRS не переносит температуры выше 90 градусов), а после 10 лет службы автомобиля не лишним будем протестировать систему SRS, в том числе электронику, подушки и механизм преднатяжителя ремней, в сертифицированной мастерской.
Держите систему SRS в исправности, но пусть вам никогда не понадобится привести ее в активность!
Правила составления Software requirements specification
Все мы прекрасно знаем о том, как разрабатывается ПО. Подумали 10 минут и сразу пошли кодить. Цикл создания программного обеспечения состоит из многих ключевых моментов. Это такие моменты как планирование, создания архитектуры, создание SRS, создание дизайна и тд и тп.
SRS — Software Requirement Specification — специальная документация для ПО которая содержит в себе информацию о том, как должна себя вести система, какие функции должна выполнять, какую нагрузку должна выдерживать и тд.
Все предельно просто. Вы используете ТЗ (велосипед), я использую SRS (машину). Надеюсь аналогия получилась ясная? 🙂
Структура SRS
Ниже приведена структура на англ языке в raw виде. Чуть ниже в статье мы рассмотрим каждый пункт более подробно
И так со структурой разобрались, теперь перейдем к разделам и тому, что в них надо писать.
Базовые требования ко всем разделам SRS
Пояснение каждого пункта структуры SRS
Introduction \ Purpose
В данной секции описываем приложение или продукт, функционал которого будет описываться в SRS.
Introduction \ Document conventions
Здесь мы описываем все непонятные технические слова или термины которые встречаются в SRS. Заметьте, что описание непонятного слова не может содержать другое непонятное слово. Старайтесь расписать как можно подробнее термин который Вы используете простым и понятным всем языком. Не экономьте на этой секции потому, что чем больше вы распишете непонятных вещей, тем проще будет потом проектировать.
Introduction \ References
В данной секции мы пишем ссылки на литературу в которой можно найти основания использованных технологий и фактов. Допустим можно вставлять RFC если вы пишете приложение работающее с TCP/IP, вставлять ссылки на документы на которые вы ссылаетесь и тд. Ссылки и их описание должны быть максимально полными, чтобы в случае чего (линк умер просто) можно было нагуглить этот материал.
Overall Description \ Product features
В данном разделе мы описываем части функционала на высоком уровне. Более детально каждая часть функционала будет описана в своем разделе ниже. Тут желательно разместить DFD-диаграмму которая покажет общее взаимодействие системы.
Overall Description \ Operating environment
Как понятно из названия раздела тут мы описываем окружение в котором будет работать продукт. ОС, версии компиляторов, базы данных, сервера, софт, железо и другие вещи которые необходимы для работы вашего продукта.
Overall Description \ User documentation
Описываем какая документация нужна для пользователей данного продукта. Возможно это книга по HTML если это HTML редактор.
System features \ System feature X
Называем фичу проекту и даем ей уникальный идентификатор. Например, server.html.editor. Уникальный идентификатор дается для того, чтобы потом где то в тикетах ваших не писать — «а вот та хреновина, которая позволяет редактировать хтмл»
System features \ System feature X \ Description and priority
Описываем детально фичу продукта. Для чего она? Что должна делать? Какой у нее приоритет выполнения. Из этого раздела читающему срс человеку должно сразу стать понятно зачем этот функционал присутствует в системе.
System features \ System feature X \ Stimulus/Response sequences
Триггер запуска фичи. Когда она запускается и как себя ведет при запуске? Например, HTML редактор показывается при нажатии пользователя на ссылку меню Открыть HTML редактор
System features \ System feature X \ Functional requirements
Подробное и детальное описание фичи. Описываем все: как работает, как реагирует на ошибки, что должно проверять, как отображать данные, как и куда что сохраняет и тд
External interface requirements
Описание того как система будет взаимодействовать с внешним миров. Если будет конечно. Какие API, как получить те или иные данные и тп. Подразделы служат для детализации требований. Какие софт интерфейсы, «железячные» интерфейсы, комуникационные интерфейсы и прочее.
Non functional requirements
Не функциональные требования. Есть требования которые невозможно описать как какую то фичу, например, требования к безопасности.
Non functional requirements \ Performance requirements
Требования к производительности. Это не фича, однако налагает определенные ограничения. Допустим база данных проекта должна выдерживать 1000 запросов в секунду и тп. Эти требования приводят к колоссальной работе по оптимизации проекта.
Non functional requirements \ Software quality attributes
Тут мы описываем требования к качеству кода. Какие тесты использовать? Какие метрики использовать для определения качества кода? Сколько кода должно быть покрыто тестами?
Non functional requirements \ Security requirements
Требования по безопасности. Если это HTML редактор, через которые можно изменять что-то на сайте, то это может быть нечто вроде: через HTML редактор не должно быть возможности поставить shell на сервер и тп
Appendix A: Glossary
Приложение. Иногда в SRS пытаются вставлять описание протоколов и тд и тп. Этого делать не нужно. Однако иногда нужно таки прояснить какую то концепцию. Для этого существует этот раздел. Вставляем ссылочки на такие пояснения. Такой себе словарик.
Appendix B: Analysis Models
Раздел определяет какие диаграммы нужно использовать при написании SRS. Например, DFD, какие то общие диаграммы взаимодействия и работы
Appendix C: Issues list
Данный раздел используется для очень формальных SRS. Описывает пункты TBD(To Be Done) — что в будущем надо еще сделать, но тут не описано.
Заключение
SRS не является обязательным для использования, однако может помочь в средних и больших проектах. Использование SRS показывает Ваш профессиональный уровень как разработчика.
Безопасность SRS
SRS — это дополнительная система, которая обеспечивает пассивную безопасность. SRS — это совокупность конструкционных узлов, защищающих пассажиров от получения травм.
Безопасность SRS
Эта устанавливаемая в автосалонах или на автомобильных заводах-изготовителях система — очень полезная начинка авто, которая способна защитить как водителя и пассажиров, так и пешеходов, сокращает количество ДТП.
Некоторые элементы SRS системы устанавливаются опционно, то есть в обязательно порядке, потому что от этого напрямую зависит безопасность. К опционным деталям относится подушка безопасности Airbag SRS. Другие элементы, такие как кондиционер, аудиосистема и т.д. не являются опционными.
Устройство SRS
Система SRS состоит из комплекта ремней безопасности, преднатяжители ремней, боковые и фронтальные подушки безопасности (Airbags), подголовники регулирующиеся и т.д.
В устройство SRS входят следующие компоненты:
В зависимости от марки и модели автомобиля, особенно его ценовой категории и класса, могут быть дополнительно установлены в систему SRS некоторые компоненты. Это, например, дополнительная защита для детских автомобильных кресел. Еще, в некоторых машинах устанавливают устройства, входящие в систему SRS, которые защищают автомобиль от опрокидывания (кабриолеты оснащаются данной функцией).
Есть автомобили, которые имеют в безопасности такую функцию, как защита пешеходов. Также бывают установленные элементы, которые оповещают службу спасения в экстренных случаях.
Принцип работы SRS
Все элементы, входящие в узел устройства SRS системы работают и управляются электроникой. То есть, СРС система — это набор электронных измерительных датчиков, исполнительных деталей и блока управления.
Датчики измеряют, фиксируют и передают информацию о положении исполнительных устройств.
Какие датчики есть в этой системе безопасности:
Обычно, производитель автомобилей устанавливает по 2 устройства на каждую сторону, которые реагируют на удары.
Датчики имеют связь с подголовниками, которые после передачи сигналов-импульсов датчиками ударов, активизируются.
Все элементы безопасности SRS системы тесно взаимосвязаны. При ударе, датчик передает импульс блоку управления, который надувает подушки безопасности (Airbag SRS) за милисекунды.
Устройства СРС безопасности, которые выполняют команду блока управления
К исполняющим элементам этой системы относятся:
Приводятся в движение вышеперечисленные устройства программным обеспечением, которое установил завод-изготовитель.
У многих возникают трудности по настройке брелка автосигнализации, например, после замены батареек не получается выставить время, таймер. Примерно, у всех пультов один и тот же принцип настройки сигнализации Старлайн или других марок.
Если случился фронтальный удар
Чтобы степень защиты была максимальной, разработчики задали режим, при котором, если машина перешла отметку 60 км/час, то активизируются все устройства безопасности SRS системы.
Если случился боковой удар
При ударе сбоку в автомобиле срабатываются или натяжители ремней, или боковые подушки безопасности. Боковые подушки устанавливаются не во все новые марки и модели автомобилей, в основном, только в машинах среднего и премиум класса.
Авто базовой комплектации снабжаются лишь натяжителями ремней, срабатывающими при ударе. Они фиксируют человека.
При столкновении, если сила удара большая, аккумулятор размыкается, что препятствует появлению искры и воспламенению.
Активные подголовники — что это
Активными подголовниками считаются такие подголовники, которые могут изменять угол наклона автоматически. Они взаимодействуют с блоком управления SRS системы и включаются, когда блок управления получит от датчиков удара импульс, поэтому степень безопасности этой системы высокая.
Виды подголовников:
Неподвижные никак не связаны с системой безопасности автомобиля. Они встроены в сидения, но также защищают от перелома и травм шеи.
Активные помогают избежать перелом шейных позвонков, когда в автомобиль въехали сзади.
Первые автомобили с активными подголовниками были «Мерседес-Бенц».