укажите какое произведение не относится к творчеству в п астафьева
Тест с ответами: “Творчество В.П. Астафьева”
1. Автором каких из этих произведений является В.П.Астафьев?
А) «Ромео и Джульетта»
Б) «Ревизор»
В) «Царь-рыба»+
2. Его рассказы относятся к какого рода произведениям:
А) автобиографическим+
Б) фантастическим
В) приключенческим
3. Почему ребята в рассказе «Фотография, на которой меня нет» решили кататься на санках?
А) глупость
Б) смелость
В) обида+
4. Кому автор рассказа «Фотография, на которой меня нет» посвящает самые нежные слов благодарности?
А) бабушке+
Б) учителям
В) Саньке
5. Кто заботился о заболевшем Витьке в рассказе «Фотография, на которой меня нет»?
А) мама
Б) учительница
В) бабушка+
6. По мнению рассказчика, за что уважают учителей (в рассказе «Фотография, на которой меня нет»)?
А) за образованность и интеллектуальность
Б) за преданность профессии
В) за вежливость и отзывчивость+
7. История, которая произошла с учителем и его учениками в лесу (рассказ «Фотография, на которой меня нет»), выявила в учителе:
А) легкомысленность
Б) глупость
В) самоотверженность+
8. Какова основная тема произведения «Фотография, на которой меня нет»?
А) любовь
Б) единение народа+
В) деревенская
9. Кто является главным героем рассказа «Последний поклон»?
А) Витька Постылицын+
Б) Санька Куницын
В) Митька Зарицын
10. Сколько лет работал В.П. Астафьев над произведением «Последний поклон»:
А) 10лет
Б) 20 лет
В) 30 лет+
11. Какой период описывает В.П. Астафьев в «Последнем поклоне»?
А) жизнь народа во время ВОВ
Б) жизнь народа после ВОВ
В) жизнь народа в 30-90-х годах+
12. Что случилось в бабушкой в «Последнем поклоне»?
А) Умерла+
Б) Нашла клад
В) Получила прибыльную работу
13. «Последний поклон» – это…
А) рассказ
Б) автобиографическая повесть+
В) мемуары
14. Какие рассказы вошли в «Последний поклон»:
А) «Конь с розовой гривой»+
Б) « Царь-рыба»
В) «Фотография, на которой меня нет»+
15. Как зовут рассказчика («Последний поклон»)?
А) Олег
Б) Евгений
В) Неизвестно+
16. Из какого количества книг состоит произведение «Последний поклон»?
А) 2
Б) 4
В) 3+
17. Где работает рассказчик («Последний поклон»)?
А) На уральском заводе+
Б) На горном прииске
В) В шахте
18. Каковы основные темы произведения «Последний поклон»?
А) любовная и военная
Б) мирная и военная
В) деревенская и военная+
19. Был ли прощен рассказчик бабушкой («Последний поклон»)?
А) Да+
Б) Нет
В) С условиями
20. Какое противопоставление наблюдается в произведении «Последний поклон»
А) мир и война
Б) молодость и зрелость
В) город и деревня+
21. Почему величественный Енисей является одним из центральных образов в произведении «Последний поклон»
А) деревня расположена у реки
Б) вся жизнь жителей проходит у берегов+
В) в реке утонула мама главного героя+
Виктор Астафьев
краткая биография
Роль и место в литературе
Виктора Петровича Астафьева можно назвать художником, который пришел к глобальным выводам основ человечности, отталкиваясь от своего биографического опыта. Опыт этот – детство на фоне суровой сибирской природы, нелегкая юность, участие в Великой Отечественной войне.
Особенностями его неповторимого стиля являются частое употребление первого лица, от которого ведется повествование, отсутствие эпической сдержанности, обращение к очерку, как к жанру, помогающему читателю понять активную позицию автора. В свою очередь, позиция его явно прослеживается в описании неповторимых пейзажей, раскрытии принципов нравственности героев через их мастерски вылепленные судьбы.
В.П. Астафьев, пожалуй, был единственным из современных писателей, ясно понимающим значение моральных общечеловеческих и национальных норм, которые никогда не утратят своего значения. Критики и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и, в то же время, простым, понятным слогом.
Произведения Виктора Петровича Астафьева включены в школьную программу по литературе и программу вузов филологического направления. Они ценны не только своим художественным своеобразием, но и правдой, о которой не осмеливались говорить и писать многие его современники.
Происхождение и ранние годы
Писатель, драматург, сценарист, эссеист Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Отец, Петр Павлович Астафьев, крестьянин, крепкий хозяйственник, мать, Лидия Ильинична (в девичестве Потылицына) – домохозяйка. Две девочки, родившиеся раньше Виктора, умерли еще в младенческом возрасте, по сути, он был единственным ребенком в семье.
Дом, в котором родился писатель
Коллективизация нарушила привычный уклад семьи: Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Лидия Ильинична переправлялась на лодке, чтобы встретиться с мужем в остроге, но судно перевернулось, и она утонула.
Оставшегося, по сути, сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в этот период Астафьев вспоминал, как самый счастливый отрезок судьбы, несмотря на тяжелые крестьянские будни. Своим старикам Астафьев в будущем посвятит свое произведение «Последний поклон». Именно в это время будущему писателю открылась красота родного края, описание которого будет впоследствии присутствовать практически в каждом произведении.
Счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца. Он сразу же женился и забрал Виктора к себе. Отношения с мачехой были очень напряженными, и когда они достигли предела, подросток сбежал из дома. Какое-то время он вел бродяжнический образ жизни, потом его определили в детский дом.
Образование
В детском доме Виктор встретил преподавателя, который повлиял на его дальнейшую судьбу. Он был поэтом и сразу рассмотрел в подростке писательский потенциал. Чтобы развить его, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое вышло очень удачным, и было опубликовано в журнале. Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васюткино озеро».
В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую школу. Кроме того, он устроился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дослужился до дежурного по станции.
К началу войны у Виктора была железнодорожная бронь, но, несмотря на это, он в 1942 году добровольно уходит на фронт. Там у него проявляются самые лучшие качества патриота и героя. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, где он получил в одном из обстрелов тяжелое ранение с контузией. Молодой боец был заслуженно награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу» и «За победу над фашистской Германией».
В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой» Вместе с женой Марией, с которой он познакомился на фронте, они уехали в Пермский край, город Чусовой. Здесь у них родилось трое детей, вскоре супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.
Творчество
В 1951 году Виктор Петрович начал работать в редакции «Чусовский рабочий». Здесь впервые увидели свет его работы. Через два года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны».
Через пять лет автора приняли в «Союз писателей СССР». В течение четырех лет, с 1959 по 1961 годы Астафьев посещал Высшие литературные курсы. Затем последовали переезды из города в город, во время которых ему довелось пожить и в Перми, и в Вологде и в Красноярске.
Тема военного патриотизма и описание деревенского быта – ведущие темы творчества Астафьева. Его первый рассказ «Васюткино озеро», написанный еще в школе, стал в итоге полноценным произведением. Среди ранних повестей можно выделить «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». Героями его произведений становились простые солдаты, рабочие, бойцы, деревенские жители.
Жизнь в глухих сибирских поселениях отражена в лирических рассказах Астафьева. Многие работы автора были переведены на разные языки и изданы во многих странах мира.
Главные произведения
В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», повествующая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор очень натуралистически описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем увидела свет.
Повесть «Стародуб» была издана в 1959 году и стала переломным моментом в творческой жизни Астафьева. События разворачиваются в старообрядческом сибирском поселении, спрятавшемся в дремучей тайге. В первую очередь, это повесть о людях, о таежных законах, которые, к слову сказать, не вызывали у автора сочувствия.
Интересно описывает Астафьев падение нравов староверов. Когда-то эти люди были своего рода диссидентами, отказавшимися от своего уклада и малой родины. Теперь это сообщество представлено жалкими, суеверными и трусливыми людьми.
Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерски использованные диалектизмы.
Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.
Повесть «Царь рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.
Последние годы
В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений – как художественных, так и публицистических.
Тема войны также была переосмыслена им в эти годы. Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй – в 1994. Литературные критики писали, что в этом романе видна ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир.
В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вскоре у него случился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но улучшение было временным. Через полгода он снова попал в больницу. За неделю до смерти писатель полностью потерял зрение.
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Его могила находится рядом с могилой дочери Ирины на кладбище недалеко от Овсянки. В деревне, где он родился сейчас расположен музей семьи Астафьева. Через восемь лет после смерти писателю была присуждена премия Солженицына.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1924 | Год рождения Виктора Астафьева |
1935 | Переезд с отцом и мачехой в Игарку |
1941 | Окончание школы-интерната |
1942 | Окончание ж/д школы ФЗО |
1942 | Уход добровольцем на фронт |
1945 | Женитьба на Марии Корякиной |
1945 | Переезд на Урал в г. Чусовой |
1948-1951 | Работа дежурным по вокзалу |
март 1951 | Выход первого рассказа «Гражданский человек» |
1951-1955 | Работа в газете «Чусовской рабочий» |
1959-1961 | Учеба в Москве на высших литературных курсах |
1962-1969 | Работа в Перми собственным корреспондентом обл. радио |
1968 | Выход книги «Последний поклон» |
1971 | Повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» |
1976 | Выход рассказа «Царь рыба» |
1979-1981 | Выход собрания сочинений в 4 томах |
1986 | Публикация «Печального детектива» |
1989 | Присвоение звания Герой Социалистического Труда |
1989-1991 | Работа народным депутатом СССР |
1991 | Государственная премия за повесть «Зрячий посох» |
1992-1994 | Работа над романом «Прокляты и убиты» |
1998 | Выход повести «Веселый солдат» |
1999 | Награждение орд. «За заслуги перед Отечеством» II степени |
2001 | Год смерти В.П. Астафьева |
Интересные факты
Память о писателе
По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где-то гремит война, «Ненаглядный мой».
В родной деревне Овсянки функционирует библиотека, названная в его честь, и мемориальный дом-музей.
В центре Красноярска установлен памятник Виктору Астафьеву.
Дом-музей писателя в Овсянке
На доме в Перми, где писатель работал в шестидесятые годы, установлена мемориальная доска.
Имя Астафьева носят библиотека в Новосибирске, нефтяной танкер, школы в нескольких городах и поселках и музей в Красноярске.
Творчество Виктора Астафьева
В.П.Астафьева обычно считают представителем «деревенской» прозы. Однако причислить его к этому направлению можно лишь с большими оговорками. По двум причинам. Во–первых, В.Астафьев – это еще и военный писатель. Во–вторых, его произведения, построенные на деревенских воспоминаниях, не воспроизводят прочный деревенский быт, лишены уверенности, что деревня вправе кого–то поучать, воспитывать, а земля всегда даст силу. Герой В.Астафьева совсем не прочно привязан к избе, к почве: он кочевник, странник, жизнь для него не имеет центра (а у В.Белова, например, такой центр есть – «сосновая цитадель избы»). Надежды человека, по В.Астафьеву, – в нем самом, в его воображении, в его сердце.
Одним из центральных произведений В.Астафьева является «повествование в рассказах» «Царь–рыба» (1976). На ее страницах мы сталкиваемся с людьми хорошими и плохими, щедрыми и своекорыстными… Их отношение к природе – как бы тот кристалл, через который высвечивается характер, душа, жизненная философия героев. Для одних (например, для Акима, спасающего горожанку Элю) природа – родная мать, для других (Гоги Герцева, Игнатьича), чьим жизненным кредо стало потребительское отношение к природе, браконьерство, она – источник наживы и только. Так от проблемы отношения человека к природе ведут нити к его нравственной сути.
Стремление к гармонии природы и современной цивилизации, к разумному сопряжению этих начал – вот что составляет ядро астафьевской книги.
Своеобразием художественной манеры В.Астафьева является не только широкое использование сказа, как приема, помогающего передать достоверность, подлинность изображаемого, но и возведение в ранг равного другим героям произведения образа повествователя, чьи лирические монологи передают авторское отношение к жизни, к описываемым событиям. Еще одна художественная особенность «Царь–рыбы» – жанровая разнородность произведения – оно состоит из новелл, былей, воспоминаний, слабо связанных сюжетно.
Виктор Петрович Астафьев
Фото Все
Видео Все
Воспоминания Виктора Астафьева «Настоящая Война»
Виктор Астафьев. Встреча в Концертной студии Останкино. 1979
Виктор Астафьев — биография
Виктор Астафьев из той когорты писателей, которые не нуждаются в представлении. Достаточно одного его имени, и в памяти всплывают названия его книг, которые были изданы просто баснословными тиражами не только на родине, но и за рубежом. Он стал одним из тех, кого еще при жизни удостоили звания классик.
Писатель и драматург Виктор Астафьев получил звание Героя Социалистического Труда, два раза награжден Государственной премией СССР и три – Государственной премией России, был членом Союза писателей СССР. Автор книг «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты».
Детство и юность
Родился Виктор Астафьев 2 мая 1924 года в деревеньке Овсянка, в Красноярском крае. Маму звали Лидия Потылицина, отца Петр Астафьев. До Виктора в семье родилось две девочки, но они умерли в раннем детстве. Мальчику исполнилось 7, когда отцу дали тюремный срок по статье «вредительство». Мама часто моталась к нему на свидание, для этого ей приходилось каждый раз переплывать Енисей на лодке. В тот роковой день лодка с пассажирами перевернулась, и Лидия больше не выплыла. У нее была длинная коса, которая обвилась вокруг сплавного бона. Тело удалось обнаружить только спустя несколько дней.
Виктор Астафьев в детстве
Пока отец сидел в тюрьме, мальчика забрали родители его мамы – Катерина и Илья Потылицины. Это время стало самым счастливым воспоминанием детства, когда его окружали родные люди, он чувствовал их тепло и заботу. Именно эти годы описаны в произведении «Последний поклон».
После освобождения из тюрьмы Петр Астафьев снова женился и забрал Витю от бабушки и дедушки. Их семья попала под программу раскулачивания и была сослана в Игарку. На тот момент у них родился еще один сын. Виктор помогал отцу, который занимался рыбацким промыслом. К окончанию рыболовецкого сезона отец сильно заболел и оказался в больнице. Мачеха и так не питала нежных чувств к пасынку, а тут и вовсе отказалась его содержать.
Мальчик остался один, жил в каком-то брошенном доме, но в школу продолжал ходить. После очередной хулиганской выходки его отправили в детдом. Там он познакомился с Игнатием Рождественским, учителем литературы. Педагог в то время сам был автором множества стихов, поэтому разглядеть искру Божию в только что поступившем мальчишке смог безошибочно. Именно он помог юному дарованию с публикацией его первого рассказа под названием «Жив». И хоть он был напечатан всего лишь в школьном журнале, но это уже было достижение. Позже автор придумал ему другое название – «Васюткино озеро».
Виктор Астафьев в молодости
Окончив всего 6 классов, Астафьев поступил в ФЗО, получил профессию сцепщика и устроился работать на железную дорогу. Так началась его трудовая биография.
В 1942-м парень принял решение добровольно уйти на фронт. Сразу его направили в Новосибирск, где он обучился автомобильному делу. В 1943 году Виктор попал в действующую армию. Он выполнял обязанности шофера, связиста, артиллерийского разведчика. Получил несколько ранений и контузию. За смелость и решительность, проявленные в годы войны, Астафьев получил Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией».
Литература
К моменту окончания войны у Астафьева уже была семья, поэтому ему нужно было заботиться о ее материальном благополучии. Он поменял много работ, начинал с чернорабочего, потом пошел в слесари и грузчики. Устроился на мясокомбинат на должность вахтера, потом перешел в мойщики туш. Он брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Жизнь после войны была трудной, иногда просто не было сил после напряженного трудового дня, но Астафьев чувствовал потребность в сочинительстве.
В 1951-м Виктор стал членом литературного кружка. Он присутствовал на собрании, которое так вдохновило его, что буквально за ночь родился рассказ, получивший название «Гражданский человек». И это сочинение впоследствии было переработано и получило новое название – «Сибиряк». Имя Астафьева быстро стало популярным, и его позвали на работу в газету «Чусовский рабочий». За время сотрудничества с этим изданием вышло больше двух десятков его рассказов и невероятное количество очерков.
Первая книга Виктора Астафьева увидела свет в 1953-м. Она была сборником его рассказов, которые он объединил названием «До будущей весны». В 1955 году Виктор выпустил еще одну книгу – «Огоньки», состоящую из рассказов для детей. Астафьев и дальше продолжат писать для юных читателей. В 1956-м напечатали «Васюткино озеро», спустя год вышла книга «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958-м – «Теплый дождь».
В 1958-м Астафьев стал автором своего первого романа, вышедшего под названием «Тают снега». Тогда же его приняли в Союз писателей СССР. В 1959-м он по направлению отбыл в столицу, где поступил на курсы литераторов, которые проводились в Литературном институте. В 50-е годы произведениями Астафьева зачитывалась вся страна. В те годы он стал автором повестей «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».
В 1962-м семья Астафьевых переселилась в Пермь. Это время стало началом создания миниатюр, которые издавались в самых разных журналах. Они получили название «затеси», а в 1972-м вышла книга под таким же названием. Его истории очень близки советскому человеку, они о войне, о жизни и патриотизме.
В 1967-м писатель представил на суд читателей свое новое детище – повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Задумка родилась у него давно, но ее абсолютно не хотели брать в печать, множество текста не прошло цензурную проверку, и просто было удалено. В 1989-м Астафьев снова вернулся к этому произведению и начал восстанавливать его первозданный вид.
Виктор Астафьев в творческом процессе
В 1975-м Виктор получил Государственную премию РСФСР. Этой высокой награды он удостоился за ряд своих работ – «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка».
Спустя год, в 1976-м Виктор Астафьев издал свою самую известную книгу – «Царь-рыба». Цензура снова принялась вносить свои коррективы, и отредактировала ее так, что довела автора до сердечного приступа. Он даже оказался в больнице и долго отходил от этого стресса. Виктор больше не стал переделывать свою повесть, хотя именно благодаря ей удостоился Государственной премии СССР.
В 1991 году писатель приступил к написанию книги «Прокляты и убиты». Читатели увидели ее только спустя три года, в 1994-м, и отреагировали неординарно. Некоторые высказывали свои критические замечания, некоторые поражались смелостью Астафьева, и все были поражены правдой, отраженной на страницах этого произведения. Виктор задел очень актуальную тему для наших соотечественников – репрессии в военное время, которые почувствовали на себе очень многие. Он смело и открыто написал об их бессмысленности. В том же году Астафьев удостоился Государственной премии РФ.
Личная жизнь
Свою единственную жену Марию Корякину Виктор встретил во время войны. Она работала в госпитале медсестрой. После победы молодые люди расписались и поселились в городе Чусовой, недалеко от Перми. Мария вслед за мужем тоже взялась за перо.
Виктор Астафьев с женой Марией Корякиной
Весной 1947-го они стал родителями первенца – дочери Лидии, но в возрасте 6-ти месяцев девочка умерла. Причиной стала диспепсия. Виктор считал виноватыми в случившемся докторов, а Мария была уверена, что это произошло по вине мужа. В то время он зарабатывал очень мало, и не смог обеспечить семью самым необходимым. В 1948-м в семье снова родилась дочка, ее назвали Ириной. В 1950-м Виктор забрал супругу из роддома с новорожденным сыном Андреем.
Супруги были разными людьми. Виктор имел талант, и его произведения рождались от необходимости поделиться увиденным, донести до читателя что-то важное, им двигало веление сердца. Мария начала писать, чтобы как-то достойно выглядеть на фоне знаменитого мужа.
Виктор Астафьев был видным мужчиной, в нем чувствовалась стать. Такие всегда нравились женщинам, и он не стал исключением. В его личной жизни были романы на стороне, и даже две дочери от других отношений. Мария об этом ничего не знала, она и так изводила его своей ревностью. Она считала, что он больше любит свои книги, чем ее и детей.
Виктор Астафьев в молодости с женой и детьми
Несколько раз он собирал чемодан и уходил навсегда, но спустя время возвращался обратно. Их союз длился 57 лет. В 1984-м не стало их дочери Ирины, которую сразил сердечный приступ. У нее осталось двое детей – Витя и Полина, которых взяли на воспитание Виктор и Мария Астафьевы.
Смерть
В апреле 2001-го у Астафьева случился инсульт. Он был госпитализирован, но после двух недель лечения выписан домой. Писатель почти оправился, мог самостоятельно читать прессу. Но той же осенью случилось резкое ухудшение самочувствия Астафьева, и он снова оказался в больнице. Врачи поставили ему диагноз – заболевание сердечных сосудов. За неделю до смерти Виктор полностью ослеп. Его не стало 29 ноября 2001 года.
Местом его упокоения стало кладбище в родной Овсянке. Спустя год там появился музей Астафьевых.
Могила Виктора Астафьева
В 2009-м Виктору Астафьеву посмертно дали премию Александра Солженицына, в размере 25 тысяч долларов. Диплом и деньги получила вдова. Марии Астафьевой не стало в 2011-м, она пережила любимого супруга на десять лет.