укажите какое средство выразительности не относится к лексическим средствам
Языковые средства выразительности
Что такое языковые средства выразительности
Средства выразительности — это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию.
Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии.
Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.
К средствам выразительности относят:
Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:
Рассмотрим каждую из категорий отдельно.
Фонетические средства выразительности
К фонетическим языковым относятся:
Лексические средства выразительности
Лексическими средствами выразительности выступают тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания. Такой способ широко распространен в художественной литературе.
Благодаря тропам создаются объемные и красочные образы — слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Еще тропы создают сравнения — явные или символические. Они основываются на личных ассоциациях писателя/поэта, на визуальном сходстве, на желании сделать описание именно таким образом.
Тема 10. Тропы русского языка
1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:
3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:
4) восходящая градация.
4. Художественное, образное определение – это:
5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:
1) метафора, риторический вопрос;
2) эпитет, сравнение;
4) риторическое обращение, градация.
6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:
7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:
8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:
9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:
10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:
4) лексический повтор.
12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:
13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:
3) индивидуально-авторские слова;
14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота;
3) антонимы, синонимы;
4) метонимия, синекдоха.
15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это
17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:
18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
19. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:
21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).
22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Сто лет с вами не виделись».
23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).
24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)
3) синтаксический параллелизм;
4) риторическое восклицание.
25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).
26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).
27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).
28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В двух шагах отсюда».
29. Определите изобразительно-выразительные средства языка
«Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).
3) риторическое обращение;
30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).
31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).
32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:
33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:
34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:
35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:
2) нисходящая градация;
36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:
37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Вдали он подобен цветным парусам корабля».
38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Синий колокольчик спит в тени берёз»
39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».
40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Весь пароход сбежался».
41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Сыплет черёмуха снегом».
42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«В сто сорок солнц закат пылал»
43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».
44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серп луны за тучкой тает».
45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Кремль принял решение».
46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серый день ползёт уныло».
47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».
48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).
4) однородные члены;
5) риторическое восклицание.
49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).
2) вопросно-ответная форма изложения;
50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Тестовая работа по теме «Средства выразительности».Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестовая работа по теме «Средства выразительности»
1. В каком варианте ответа названы только фигуры речи?
1) метафора, риторический вопрос
2) эпитет, сравнение
3) инверсия, литота
4) риторическое обращение, градация
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание
2) параллелизм
3) эллипсис
4) бессоюзие
3. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению?
1) риторическое обращение
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) умолчание
4. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя»? Например: Язык безмолвствует … одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).
1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) параллелизм
1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм
1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм
1) парцелляция
2) умолчание
3) бессоюзие
4) эллипсис
1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора
1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора
10. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.
1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция
1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?
1) гипербола
2) аллегория
3) литота
4) восходящая градация
2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора
3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:
1) сравнение
2) аллегория
3) метафора
4) метонимия
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:
1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора
5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:
1) метафора
2) литота
3) олицетворение
4) эвфемизм
6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора
7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон
1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) олицетворение
9. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:
1) литота
2) нисходящая градация
3) метафора
4) гипербола
10. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, Г, Д
4) А, Г, Д
1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?
1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор
2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?
1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора
3. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?
1) фразеологизмы
2) эллипсис
3) индивидуально-авторские слова
4) антонимы
4. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха
5. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:
1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет
1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм
7. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:
1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма
8. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:
1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины
9. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
10. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим:
1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора
Тестовая работа по теме «Средства выразительности»
1. В каком варианте ответа названы только фигуры речи?
1) метафора, риторический вопрос
2) эпитет, сравнение
3) инверсия, литота
4) риторическое обращение, градация
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание
2) параллелизм
3) эллипсис
4) бессоюзие
3. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению?
1) риторическое обращение
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) умолчание
4. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя»? Например: Язык безмолвствует … одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).
1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) параллелизм
1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм
1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм
1) парцелляция
2) умолчание
3) бессоюзие
4) эллипсис
1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора
1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора
10. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.
1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция
1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?
1) гипербола
2) аллегория
3) литота
4) восходящая градация
2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора
3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:
1) сравнение
2) аллегория
3) метафора
4) метонимия
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:
1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора
5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:
1) метафора
2) литота
3) олицетворение
4) эвфемизм
6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора
7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон
1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) олицетворение
9. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:
1) литота
2) нисходящая градация
3) метафора
4) гипербола
10. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, Г, Д
4) А, Г, Д
1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?
1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор
2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?
1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора
3. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?
1) фразеологизмы
2) эллипсис
3) индивидуально-авторские слова
4) антонимы
4. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха
5. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:
1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет
1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм
7. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:
1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма
8. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:
1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины
9. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
10. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим:
1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора