укажите какому литературному направлению принадлежало творчество цветаевой
Тест по жизни и творчеству М.И.Цветаевой
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по жизни и творчеству Марины Цветаевой
К каждому вопросу даётся три или четыре варианта ответа, один из которых правильный.
Представленный тест можно использовать на уроке литературы после изучения творчества Марины Цветаевой.
1. В 1910 г. М. И. Цветаева издала на собственные средства небольшой сборник стихов. Как назывался этот сборник?
а) «Волшебный фонарь»
2. Какому русскому поэту адресованы следующие строки?
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ.
3. Какой мотив звучит в любовной лирике М. И. Цветаевой?
а) лирическая героиня эгоцентрична, не способна на любовь
б) противостояния судьбе
в) жертвенности и покорности
4. С произведениями какого поэта перекликаются следующие строки из стихотворения М. И. Цветаевой?
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей.
Свобода! — Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Свершается страшная спевка, —
Обедня ещё впереди!
5. Укажите, кому был посвящен второй сборник стихов М. И. Цветаевой «Волшебный фонарь».
6. Один из стихотворных циклов М. И. Цветаева посвятила поэту серебряного века. Назовите имя этого поэта.
Там, где поступью величавой
Ты прошёл в снеговой тиши.
Вседержатель моей души.
7. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой.
8. Укажите основную тему стихов сборника «Вечерний альбом».
б) тема осмысления человеческого бытия
9. Каждый поэт в той или иной форме выражает
любовь к родному городу. А. А. Ахматова писала о Петербурге, М. И. Цветаева о:
10. Укажите отличительную особенность поэзии М. И. Цветаевой.
а) стихи объективно отражают всё происходящее в жизни общества
б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос
в) в стихах отражена история России
г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора
11. Укажите имя сестры Марины Ивановны.
12. Укажите произведение, посвящённое белой армии.
13. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов?
а) А.С. Пушкину, А.А. Ахматовой, А.А. Блоку
б) А.А. Ахматовой, А.А. Блоку, Б. Пастернаку
в) М.Ю. Лермонтову, А.С. Пушкину, А.А. Ахматовой
14. В каком городе родилась М. Цветаева?
15. Как звали дочерей М. Цветаевой?
в) Ариадна и Анастасия
16. Как называется небольшой городок на Оке, где любила проводить лето семья Цветаевых?
17. В каком году Марина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном?
18. В каком году вышел третий сборник стихов «Из двух книг»?
19. В каком году Марина Цветаева уехала за границу?
20. Как назывался последний прижизненный сборник поэтессы, вышедший в Париже в 1828 году?
21. В каком году Марина Цветаева вернулась в Россию?
22. Укажите годы жизни Марины Цветаевой.
1) в 2) б 3) б 4) б 5) г 6) б 7) в 8) а 9) г 10) г 11) б 12) в 13) а 14) а 15) г 16) в
17) б 18) б 19) а 20) в 21) г 22) а
Номер материала: ДБ-839554
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по творчеству Цветаевой
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тест по творчеству М.И. Цветаевой 11 класс
1. В 1910 г. М. И. Цветаева издала на собственные средства небольшой сборник стихов. Как назывался этот сборник? а) «Волшебный фонарь» б) «Мечты и звуки» в) «Вечерний альбом» г) «Дон»
2. Какому русскому поэту адресованы следующие строки? а) А. А. Фет б) А. А. Блок в) С. А. Есенин г) Е. Гуро Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно-единственное движение губ.
3. Какой мотив звучит в любовной лирике М. И. Цветаевой? а) лирическая героиня эгоцентрична, не способна на любовь б) противостояния судьбе в) жертвенности и покорности
4. С произведениями какого поэта перекликаются следующие строки из стихотворения М. И. Цветаевой? а) Н. А. Некрасов б) А. А. Блок в) В. В. Маяковский г) С. А. Есенин Из строгого, стройного храма Ты вышла на визг площадей. Свобода! — Прекрасная Дама Маркизов и русских князей. Свершается страшная спевка, — Обедня еще впереди!
5. Укажите, кому был посвящен второй сборник стихов М. И. Цветаевой «Волшебный фонарь». а) А. А.. Блоку б) А. С. Пушкину в) М. А. Волошину г) С. Я. Эфрону
7. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой. а) символизм б) акмеизм в) вне течений г) футуризм
8. Укажите основную тему стихов сборника «Вечерний альбом». а) тема детства б) тема осмысления человеческого бытия в) тема войны г) тема природы
9. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. А. А. Ахматова писала о Петербурге, М. И. Цветаева о: а) Киеве б) Париже в) Петербурге г) Москве
10. Укажите отличительную особенность поэзии М. И. Цветаевой. а) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос в) в стихах отражена история России г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора
11. Укажите имя сестры Марины Ивановны. а) Полина б) Анастасия в) Татьяна г) Вера
12. Укажите произведение, посвящённое белой армии. а) «Душа» б) «Молодость» в) «Лебединый стан» г) «Разлука»
13. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов? а) А.С. Пушкину, А.А. Ахматовой, А.А. Блоку б) А.А. Ахматовой, А.А. Блоку, Б. Пастернаку в) М.Ю. Лермонтову, А.С. Пушкину, А.А. Ахматовой
14. В каком городе родилась М. Цветаева? а) Москва б) Петербург в) Таруса г) Елабуга
15. Как звали дочерей М. Цветаевой? а) Ольга и Ирина б) Ирина и Татьяна в) Ариадна и Анастасия г) Ариадна и Ирина
16. Как называется небольшой городок на Оке, где любила проводить лето семья Цветаевых? а) Москва б) Петербург в) Таруса г) Елабуга
Ответы 1) в 2) б 3) б 4) б 5) г 6) б 7) в 8) а 9) г 10) г 11) б 12) в 13) а 14) а 15) г 16) в
Номер материала: ДБ-1437193
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами: “М.И.Цветаева. Жизнь и творчество”
1. Какова отличительная особенность поэзии М. И. Цветаевой?
а) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества
б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос
в) в стихах отражена история России
г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора+
2. Имя сестры Марины Ивановны:
а) Полина
б) Анастасия +
в) Татьяна
г) Вера
3. Какое из данных произведений посвящено белой армии?
а) «Душа»
б) «Молодость»
в) «Лебединый стан» +
г) «Разлука»
4. Год, в котором родилась Марина Цветаева:
а) В 1892 г.+
б) В 1918 г.
в) В 1901 г.
5. Настоящая ли фамилия – Цветаева?
а) Псевдоним
б) Настоящая фамилия+
в) Псевдоним, образованный от настоящей фамилии
6. Назовите время года, в которое родилась Цветаева:
а) Зимой
б) Летом
в) Осенью+
г) Весной
7. Марина Ивановна Цветаева была переводчицей?
а) Нет
б) Да+
8. Первый опубликованный сборник стихов Марины Цветаевой называется:
а) «Вечерний альбом»+
б) «Из двух книг»
в) «Стихи о Москве»
9. Мужа Цветаевой звали:
а) Сергей Эфрон+
б) Валерий Брюсов
в) Максимилиан Волошин
10. С произведениями какого поэта перекликаются следующие строки из стихотворения М. И. Цветаевой?
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
Свобода! — Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Свершается страшная спевка, —
Обедня еще впереди!
а) Н. А. Некрасов
б) А. А. Блок +
в) В. В. Маяковский
г) С. А. Есенин
11. Этому человеку был посвящен второй сборник стихов М. И. Цветаевой «Волшебный фонарь».
а) А. А.. Блоку
б) А. С. Пушкину
в) М. А. Волошину
г) С. Я. Эфрону+
12. Один из стихотворных циклов М. И. Цветаева посвятила поэту серебряного века. Какому именно?
Там, где поступью величавой
Ты прошел в снеговой тиши.
Свете тихий – святые славы –
Вседержатель моей души.
а) И. Ф. Анненский
б) А. А. Блок +
в) К. Д. Бальмонт
г) И. Северянин
13. Направление, к которому принадлежало творчество М. И. Цветаевой.
а) символизм
б) акмеизм
в) вне течений +
г) футуризм
14. Основная тема стихотворений сборника «Вечерний альбом».
а) тема детства +
б) тема осмысления человеческого бытия
в) тема войны
г) тема природы
15. М. И. Цветаева писала о:
а) Киеве +
б) Париже
в) Петербурге
г) Москве
Тест с ответами: “Творчество М.Цветаевой”
1. В 1910 г. М. И. Цветаева издала на собственные средства небольшой сборник стихов. Название этого сборника?
а) «Волшебный фонарь»
б) «Мечты и звуки»
в) «Вечерний альбом»+
г) «Дон»
2. Какому из ниже перечисленных русских поэтов адресованы следующие строки?
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ…
а) А. А. Фет
б) А. А. Блок+
в) С. А. Есенин
г) Е. Гуро
3. Ариадна для Цветаевой была:
а) Подругой
б) Дочерью+
в) Матерью
4. Какому человеку посвящены следующие строки:
Кем полосынька твоя,
Нынче выжнется?
Чернокосынька моя!
Чернокнижница!
а) Марии Башкирцевой
б) Анне Ахматовой+
в) Софие Парнок
5. Как называется романс на стихи Цветаевой, исполненный в кинофильме «Жестокий романс»?
а) «За цыганской звездой»
б) «А напоследок я скажу»
в) «Под лаской плюшевого пледа»+
6. Данный мотив звучит в любовной лирике М. И. Цветаевой:
а) лирическая героиня эгоцентрична, не способна на любовь
б) противостояния судьбе+
в) жертвенности и покорности
7. С произведениями какого поэта перекликаются следующие строки из
стихотворения М. И. Цветаевой?
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
Свобода! — Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Свершается страшная спевка, —
Обедня еще впереди!
а) Н. А. Некрасов
б) А. А. Блок+
в) В. В. Маяковский
г) С. А. Есенин
8. Этому человеку был посвящен второй сборник стихов М. И. Цветаевой «Волшебный фонарь».
а) А. А.. Блоку
б) А. С. Пушкину
в) М. А. Волошину
г) С. Я. Эфрону+
9. Один из стихотворных циклов М. И. Цветаева посвятила поэту серебряного века. Какому именно?
Там, где поступью величавой
Ты прошел в снеговой тиши.
Свете тихий – святые славы –
Вседержатель моей души.
а) И. Ф. Анненский
б) А. А. Блок+
в) К. Д. Бальмонт
г) И. Северянин
10. Направление, к которому принадлежало творчество М. И. Цветаевой.
а) символизм
б) акмеизм
в) вне течений+
г) футуризм
11. Основная тема стихотворений сборника «Вечерний альбом».
а) тема детства+
б) тема осмысления человеческого бытия
в) тема войны
г) тема природы
12. Кому из данных великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов?
а) А.С. Пушкину, А.А. Ахматовой, А.А. Блоку +
б) А.А. Ахматовой, А.А. Блоку, Б. Пастернаку
в) М.Ю. Лермонтову, А.С. Пушкину, А.А. Ахматовой
13. В этом городе родилась М. Цветаева:
а) Москва +
б) Петербург
в) Таруса
г) Елабуга
14. Дочерей М. Цветаевой звали:
а) Ольга и Ирина
б) Ирина и Татьяна
в) Ариадна и Анастасия
г) Ариадна и Ирина +
15. М. И. Цветаева писала о:
а) Киеве+
б) Париже
в) Петербурге
г) Москве
Поэзия Серебряного века. Творчество М. И. Цветаевой (1892—1941). В помощь школьнику
Профессиональный репетитор помогает разобраться в творчестве Марины Цветаевой
Текст: Ольга Разумихина *
Как многие из вас уже знают, самые заметные поэты Серебряного века творили в русле какого-либо направления. Так, А. А. Блоку был близок символизм, В. В. Маяковскому — футуризм, А. А. Ахматовой — акмеизм, и так далее. А вот Марина Цветаева вошла в историю русской литературы начала ХХ в. как одна из немногих поэтов, работавших вне общепризнанных художественных методов.
В Москве не до стихов?
Особая позиция Цветаевой в русской литературе не в последнюю очередь обусловлена тем, что девочка Марина появилась на свет пусть и в интеллигентной, творческой семье, но не в Петербурге, куда стекались крупнейшие стихотворцы 1900-х, а в Москве. «Башня» Вячеслава Иванова, где по средам читали свои произведения Бальмонт и Сологуб; Институт Живого Слова — место проведения первых лекций Николая Гумилёва; кафе «Подвал Бродячей Собаки» — излюбленное место как начинающих футуристов, так и акмеистов, — все эти знаковые места располагались в Санкт-Петербурге.
Конечно, это не значит, что в Москве начала ХХ в. вовсе не было литературного процесса. Так, участник группы «новокрестьянских поэтов», а впоследствии имажинист С. А. Есенин успел пожить не только в Петербурге, но и в Москве, где сейчас планируют воссоздать некогда знаменитое «Кафе имажинистов». Перу В. В. Маяковского принадлежат знаменитые строки: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, / Если б не было такой земли — Москва», в этом городе в 1920-х действовало его детище — ЛЕФ, «Левый фронт искусств». Не раз бывали в городе на семи холмах и Александр Блок, и Анна Ахматова; и всё-таки ключевые свои произведения они писали в Петербурге — и о Петербурге. Если бы Цветаева появилась на свет в Северной столице, кто знает, может, она и примкнула бы к одному из прославленных литературных «лагерей». Однако в Санкт-Петербурге Марина Ивановна побывала лишь трижды, причём один из таких визитов продлился лишь сутки.
Чем же занималась поэтически одарённая девушка, чей отец был профессором Московского университета, блестящим знатоком истории и филологии, а мама — прославленной пианисткой и педагогом? Некоторое время посещала лекции при издательстве московского журнала символистов «Мусагет», в переводе с древнегреческого — «повелитель муз». В разное время познакомилась с Андреем Белым, Константином Бальмонтом, а также Осипом Мандельштамом, с которым она даже находилась в романтических отношениях. Многие, прочитав цикл «Стихи к Блоку», полагают, что Марина Ивановна была знакома и с величайшим российским символистом, — но нет: знакомство Цветаевой и Блока осталось заочным. То есть они были друг о друге наслышаны, но никогда не встречались.
Любопытный факт. Первое стихотворение из цветаевского цикла «К Блоку» начинается так:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.
Внимательный читатель спросит: почему пять букв? «Блок» — всего четыре, «Александр» — девять. Может, речь идёт о каком-то прозвище или псевдониме символиста? но если так, то о каком? На самом деле всё просто. Стихотворение «Имя твоё. » Цветаева написала в 1916 году — незадолго до реформы русской орфографии, состоявшейся в 1917—18 гг. После реформы новоиспечённые жители Советского Союза перестали писать Ъ на конце любого слова, оканчивающегося на согласную. То есть ещё в 1916 году фамилия Александра Александровича писалась так: «Блокъ». Кстати, когда после реформы книгоиздатели перепечатали «Войну и мир», убрав из романа-эпопеи все твёрдые знаки, то книга стала тоньше на целых 30 страниц!
Но вернёмся к Цветаевой. В 18-летнем возрасте она выпустила первый стихотворный сборник — «Вечерний альбом», — который всерьёз заинтересовал критиков. Впоследствии стала близким другом Бориса Пастернака (да-да, того самого, который получил бы Нобелевскую премию, если бы не нападки властей). И всё-таки Марина Ивановна была и осталась, пожалуй, наиболее самодостаточной литературной величиной первой половины ХХ в. Какие же характерные черты имеют её произведения разных периодов, а также поэмы и пьесы? Присмотримся внимательнее.
Стихи — от ранних к поздним
В большинстве стихотворений Марины Цветаевой — как ранних, так и поздних — действует почти одна и та же лирическая героиня. Эта девушка свободолюбива, в чём-то дерзка, эрудированна, умна, талантлива; она высоко (может, даже чересчур) себя ценит — но имеет для этого основания. Эта героиня предстаёт во всей красе уже в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано», которое Цветаева опубликовала в 21 год:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
1913
В отличие от многих молодых творцов, опасающихся показывать свои произведения окружающим — из стеснения или боясь нарваться на гневную критику, — лирическая героиня Цветаевой уверена, что она — «поэт». То, что окружающие могут не понять её дара, девушку ничуть не расстраивает: её стихам «настанет свой черёд». А то, что до поры до времени стихи «разбросаны в пыли по магазинам», — признак не то чтобы плохой, но вполне закономерный. Толпа глупа, намекает лирическая героиня; люди ищут спасения в «святилище, где сон и фимиам» и боятся любых перемен. Не случайно в стихотворении использовано так много сравнений: «брызги из фонтана», «искры из ракет» и тем более «маленькие черти» — совсем не те вещи, которые порадовали бы обывателя. Но рано или поздно, верит лирическая героиня Цветаевой, общество изменится (как говорил другой классик, «вспрянет ото сна»), восторжествует справедливость, а с ней станет востребованным истинное искусство.
Нередко Цветаева находила вдохновение в античных образах. Например, в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» лирическая героиня сравнивает себя ни много ни мало с Афродитой — древнегреческой богиней любви, вышедшей, согласно преданию, из морской пены:
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Я — бренная пена морская.
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
1920
Эта работа, как и предыдущая, содержит богоборческие мотивы. В произведении «Моим стихам, написанным так рано. » лирическая героиня бросает вызов «святилищу, где сон и фимиам», в стихотворении «Кто создан из камня. » утверждает, что не станет «земною солью». Соль земли — расхожее выражение, впервые появившееся в Евангелии. Согласно преданию, Иисус Христос некогда прочитал Нагорную проповедь, в которой значилось следующее:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? (Мф: 5, 1-13)
Однако лирическая героиня Цветаевой не мечтает ни о Царстве Небесном, ни о наследовании земли. Её жизнь прекрасна такой, какая есть. И каяться в грехах, как заповедовал Христос, она точно не собирается. И пусть для кого-то лирическая героиня — лишь «бренная» (то есть смертная, быстро исчезающая) пена, — стоит ли обращать на них внимание? Не лучше ли посвятить свою жизнь, тем более такую короткую, земным радостям, творчеству и любви?
Впрочем, лирическая героиня Цветаевой, такая лёгкая и независимая, не всегда счастлива. Иногда ей всё-таки хотелось бы обрести свою «точку притяжения» в мире — как в этом стихотворении:
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где совершенно одинокой
Быть.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
1934
Героиня Цветаевой называет тоску по родине «разоблачённой морокой». Иными словами, она утверждает, что совершенно не обязательно быть «привязанной» к какой-либо точке на карте. Но за этими словами скрывается тревога. Кажется, девушка обманывает сама себя: она бы и рада найти где-то дом и друзей, но люди, как ей кажется, везде одинаковы. Они не поймут высоких чувств поэта, не разделят творческих восторгов, да что там — не смогут даже сказать доброго слова при встрече. И вновь героиня Цветаевой «бросает перчатку» в лицо целому миру, будучи убеждённой, что её дело — обличать и дразнить. Возможно, если бы она постаралась, она бы нашла «ключ» к душе хотя бы одного-двух человек, которые казались ей непонимающими. Но она этого не делает. Что это — идеализм и неготовность прощать человечеству ни один мало-мальский проступок, боязнь «обжечься» или просто снобизм? Вопрос остаётся открытым.
Другие произведения Цветаевой
Вот мы и ознакомились с биографией Марины Цветаевой, а также рассмотрели её ключевые стихотворения. Чтобы получить хорошую оценку на уроке литературы в школе, этого вполне достаточно. Но если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе или просто хотите знать всё-всё-всё об искусстве, стоит ознакомиться также с поэмами и пьесами Цветаевой: и первых и вторых в её собрании сочинений немало. Но для неподготовленного читателя они могут показаться трудными.
Например, как понять поэму «Крысолов»? Что это за такой немецкий город Гамельн, где чопорность и порядок достигли абсурда; где всех мужчин зовут Гансами, а девушек — Гретами; где поварам снятся блюда, священникам — проповеди, а собакам — ошейники? И что это за таинственный человек, который уводит из домов всех непослушных детей? Оказывается, это не просто выдумка Марины Цветаевой, а её творческое переосмысление легенды о Гамельнском крысолове. Согласно средневековому преданию, однажды в одном немецком городе завелось столько крыс, что местные жители потеряли покой: грызуны уничтожали запасы съестного, пробирались в постели, портили книги и одежду, пугали детей. И вот однажды в Гамельн невесть откуда пришёл мужчина, умевший заклинать животных игрой на флейте. Бургомистр пообещал ему мешок золота, если тот изгонит грызунов из города; мужчина выполнил задание и привёл крыс к реке, где они все утонули, но золота не получил — и в отместку околдовал всех жителей. Взрослые как будто забыли, что у них есть дети, а малыши пошли вслед за флейтистом так же, как это недавно сделали крысы, — и тоже погибли. Но Цветаева делает акцент не на волшебстве, а на психологии. По её версии, дети пошли за крысоловом, потому что, с одной стороны, хотели избежать чрезмерной опеки родителей и наказаний, а с другой стороны — не хотели отставать от толпы, ведь их родители привыкли делать «как все»:
— Я — чтоб детство наверстать.
— Не остаться. — Не отстать.
— Потому что в школе бьют.
— Потому что все идут.
Творческим переосмыслением популярного европейского сюжета является и пьеса в стихах «Приключение». Имя главного героя этого произведения Цветаевой — Джакомо Казановы (кстати, реальной персоны, жившей в Италии в XVIII в. и оставившей после себя мемуары о любовных похождениях) — уже давно стало нарицательным. Казанова — дамский угодник, умелый льстец; высоких чувств он не ищет, каждый роман для него — мимолётное приключение. Но, по версии Цветаевой, и такой ветреный человек умеет любить. Подобный сюжет лежит и в основе «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость», правда, главный герой этого произведения — не Казанова, а полностью вымышленный Дон Жуан. Это лишний раз доказывает, что Марина Ивановна прекрасно знала и русскую, и европейскую литературу — и именно поэтому мастерски выбирала содержание и форму каждого будущего произведения.
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.