укажите какой метод используют для прогнозирования в видах спорта с объективно измеряемые результаты
Прогнозирование в спорте
В настоящее время проблема научного прогнозирования актуальна для многих сфер общественной жизни, в том числе и для физической культуры и спорта. Важность разработки проблемы прогнозирования в области спорта обусловлена необходимостью поиска новых путей подготовки квалифицированных спортсменов.
В основе прогнозов лежат методы, которые сопровождают каждое научное исследование: анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, систематизация и классификация, интуитивное предвидение и гипотеза, аналогия, экстраполяция.
Интуитивное предвидение служит основой экспертных оценок. Опытный тренер, посмотрев новичка на первых занятиях, интуитивно чувствует будущего хорошего спортсмена или, глядя на тренировки спортсмена, готовящегося к чемпионату, предвидит его возможные результаты, во всяком случае, наиболее возможное поведение или состояние спортсмена.
Интуиция (тренера, спортсмена) — это основанная на прошлом опыте способность принимать правильные решения без осознания их доказательности в данный, текущий момент времени. Для прогнозирования широко употребляется метод экспертных оценок, базирующийся на учете мнений экспертов.
В настоящее время весьма распространенным является метод экстраполяции. Суть его в следующем: допустим, что имеются фиксированные данные об изменении в течение некоторого промежутка времени той или иной величины, например массы штанги, поднимаемой атлетом. Эти данные нетрудно изобразить на графике в виде соответствующей кривой. Плавно продолжая эту кривую за пределы рассматриваемого промежутка, мы получим возможность судить о результате, который может показать спортсмен в интересующий нас период времени.
Учесть те или иные соотношения между различными параметрами при краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном прогнозировании можно с помощью метода моделирования. Целесообразность выделения методов моделирования определяется тем, что в отличие от методов экстраполяции, и методов экспертных оценок их применение предполагает построение достаточно сложной и логически связанной модели объекта прогнозирования.
Рассмотрение методологических и теоретических основ спортивного прогнозирования позволяет представить разработку прогноза в спорте как системное исследование, состоящее из ряда последовательных этапов, фаз и стадий. Основными этапами при этом являются:
1) выбор (или разработка) частной методологии, главных целей и основных задач прогноза;
2) построение концептуальной модели с определением временных, организационных и материальных ограничений;
3) построение схемы декомпозиции и синтеза прогнозов функционирования подсистем и элементов системы, выбор опорных показателей;
4) разработка наиболее вероятных вариантов прогноза;
5) экспертиза и составление основного варианта прогноза;
6) верификация и корректировка прогноза.
Специалисты по спортивному прогнозированию могли бы сформулировать свою задачу так: глубже и шире знать, чтобы лучше предвидеть. Лучше предвидеть для того, чтобы правильнее действовать.
В основе связи прогнозирования и планирования лежит идея, вытекающая из принятого понимания прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок целей и путей их достижения.
Спортивная деятельность каждого спортсмена и команды развивается, достигает определенных результатов не в пустоте, а в условиях существования, развития и деятельности других систем. Между индивидом и спортивной деятельностью происходит активное взаимодействие в форме различных отношений: экономических, психологических и др. При подходе к изучению взаимоотношений между индивидом и его спортивной деятельностью наблюдаются огромнейшее разнообразие и пестрота явлений спортивной жизни, чрезвычайно сложное переплетение различных социальных процессов, одновременное взаимодействие множества различных сил и факторов.
В настоящее время в научной литературе в качестве синонимов слова «предвидение» применяются слова «предвосхищение», «предсказание», «антиципация», «экстраполяция», «предугадывание», «прогнозирование».
Общим родовым объединяющим понятием для всех вышеназванных определений является, по нашему мнению, понятие «предвидение», под которым понимается способность человека предвосхитить, предсказать и спрогнозировать будущее. Будущее при этом выступает как в виде материальных, так и в виде идеальных моделей. Система предвидения у человека в своем онтогенетическом развитии проходит три стадии: стадию предвосхищения, или антиципации, стадию предсказания, или экстраполяции, и стадию прогнозирования, или научного предвидения. Предлагаемая иерархия понятий позволяет выделить отличительные черты данных стадий, применяемых в спортивной деятельности.
Задачами спортивного прогнозирования являются:
1) установление целей выступления;
2) изыскание оптимальных путей и средств их достижения;
3) определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Методическими принципами спортивного прогнозирования являются: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обратная связь; пропорциональность и оптимальность; реальность и объективность; выделение ведущего звена; природная специфичность; аналогичность.
Прогнозирование имеет три стадии: ретроспекцию, диагноз и проспекцию.
На стадии ретроспекции решаются следующие основные задачи: формирование описания объекта прогноза в прошлом; окончательное формирование и уточнение задачи прогнозирования.
Стадия проспекции предполагает на основании всех предыдущих этапов решения задачи получение результатов прогноза.
По времени упреждения прогнозируемого события выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Только на основе прогнозов спортивной деятельности возможно целенаправленное проведение организационных мероприятий, реальное осуществление намеченных в связи с этим целей.
Процесс управления начинается с постановки целей, задач и заканчивается выполнением этих задач, достижением определенного спортивного результата.
Прогнозирование и планирование пронизывают все уровни управления спортивной деятельностью.
Прогнозирование, является функцией управления. Значение прогнозирования в системе всех функций управления таково, что оно является исходным и основным, когда применяется на первой стадии управленческого цикла, и вспомогательным, когда используется на последующих стадиях этого процесса. Все остальные функции управления могут быть успешно выполнены, если они учитывают прогностическую информацию и обеспечивают реализацию прогностических выводов и рекомендаций. Именно поэтому без прогнозирования невозможно эффективное управление вообще и планирование в частности.
Эффективность рассчитанных на период предсоревновательной подготовки планов определяется краткосрочным прогнозированием. Перспективные же планы, как правило, составляются на длительный период на основе долгосрочного прогноза.
Спортивный прогноз не является окончательной рекомендацией или выбором, это только многовариантная, научно обоснованная объективная оценка. Из всех возможных вариантов будущего на основе критерия оптимальности развития спортсмена выбирается и утверждается наиболее эффективный.
Лекция 4. Планирование как функция управления. Планирование изучения программного материала в многолетнем аспекте, в годичном цикле, по этапам, неделям, отдельным тренировочным занятиям
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, ‘календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса наметить оптимальную программу тренировки.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике. Программа состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.
В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена или команды включает следующие разделы: краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
Документы текущего планирования: план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и индивидуальный план подготовки спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки(командный и индивидуальный) состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.
Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны включать в себя:
1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;
2) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);
3) показатели, характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
4) тренировочные и воспитательно-методические указания;
5) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.
Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:
Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах
Исходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.
Перспективный многолетний план должен содержать конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки с учетом его индивидуальных особенностей. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.
На основе перспективных планов составляются текущие (годовые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Планирование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.
Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта.
В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцикла, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. Затем следует распределение общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Далее также распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интенсивных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий.
При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:
· рациональное соотношение нагрузок различной преимущественной направленности;
· последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-тактического мастерства.
При планировании средств специальной физической подготовки следует переходить от специальной выносливости к повышению скорости передвижения, быстроты и темпа движений к контролю над быстрыми движениями; от проработки ведущих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта от упрощенных условий к более сложным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.
Одним из ведущих методических положений является планирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движений, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий, время, продолжительность и число занятий.
Оперативное планирование
Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла.
Методы прогнозирования спортивных результатов
Методы теории вероятности и статистики. Расчет исхода футбольного матча формулой Бейеса. Прогнозирование спортивной работоспособности адекватными методами: исследование метаболизма и гормональный контроль. Метод математического моделирования для плавцов.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.02.2009 |
Размер файла | 22,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Методы теории вероятности и статистики…………………3
2. Прогнозирование спортивной работоспособности адекватными методами……………………………………………………………6
3. Метод математического моделирования…………………8
Изучение структуры подготовленности спортсменов в плане совершенствования подготовки спортивного резерва позволяет оптимизировать процесс отбора и ориентации спортсменов на основе разработки модельных характеристик, что расширяет возможности реализации индивидуального подхода к планированию и коррекции тренировочного процесса, а также прогнозированию спортивного результата. В целом это способствует оптимальному управлению многолетней подготовкой спортсменов.
Как правило, при разработке модельных характеристик для контингента занимающихся на определенном этапе подготовки ограничиваются морфологическими и функциональными системами организма. Однако использование таких моделей в практике спорта ограниченно, так как в различные возрастные периоды требования, предъявляемые к тем или иным системам организма, существенно различаются.
1. Методы теории вероятности и статистики
С точностью прогноза до 65%-70%, можно предусмотреть тот или иной результат спортивного соревнования, например, матча.
Приведем ряд толкований и формул, которые известны из курса Теории вероятности. Формула Бейеса имеет такой вид:
На первый взгляд много непонятного. Возьмем “живой” пример. Для этого возьмем любой матч из любого европейского чемпионата из футбола. Например, матч Ньюкасла против Лестера в Премьер Лиге. Для этого введем ряд понятий и обозначений:
Р(Н1)=Р(Н2)=Р(Н3)=1/3, то есть это одинаковая вероятность событий (победа 1, победа 2, ничья);
РН1(А) = 11 побед (дома) / 21 (общее количество матчей, проведенных дома);
РН2(А) = 5 побед (на выезде) / 21 (общее количество матчей, проведенных на выезде);
РН3(А) = 5 ничей (Ньюкасл) + 2 ничьи (Лестер) / 21.
Р(А) = Р(Н1)*РН1(А)+ Р(Н2)*РН2(А)+ Р(Н3)*РН3(А)
Теперь можем найти Ра(Н1):
Ра(Н1) = 0,478261 ( или приблизительно 48%)
Аналогично найдем Ра(Н2) и Ра(Н3): Ра(Н2) = 22% и Ра(Н3) = 30%
Итак, 48% того, что Ньюкасл победит Лестер
Следует сказать, что точность такого прогнозирования составляет приблизительно 65%-70%. То есть, шансы оцениваются как 7 до 10. Стопроцентного прогноза данный способ не может дать, впрочем, как и любой другой.
2. Прогнозирование спортивной работоспособности адекватными методами
Общая и специальная работоспособность тестируется в стендовых экспериментах (КЩС, ферментов и субстрактов, маркерных ферментов в митохондриях человека и биоэнергетики мышечных клеток, иммунитета, свободнорадикальных процессов, фармакокинетики).
Антропометрические исследования спортсменов высокой квалификации методом Я. Матейки (длины, массы, охватных размеров сегментов конечностей, кожно-жировых складок) в сочетании с исследованием метаболизма позволили Т.Ф. Абрамовой и Н.Н. Озолину сделать выводы: увеличение мышечной и снижение жировой масс в тренировке соответствует повышению специальной работоспособности и устойчивому росту результата; стабилизация мышечной и жировой масс адекватно сохранению специальной работоспособности; снижение мышечной и жировой масс может реализоваться в высокий, но неустойчивый результат; снижение мышечной и увеличение жировой масс ведет к снижению результата; увеличение мышечного и жирового компонента сохраняет увеличение специальной работоспособности, но не устойчивость результата.
Эта динамика связана с показателями анаболической и катаболической фаз метаболизма, которые можно проследить по уровню экскреции 17-оксикетостероидов с мочой спортсменов. Если в течение микроцикла мышечная масса возрастает, а жировая масса уменьшается на 1,5-2,5 кг, а за мезоцикл такая направленность достигает 3-4 кг, то это свидетельствует об адекватном действии фармакологического препарата (анаболического действия). Непрерывное увеличение мышечной массы в микроцикле на 2-4 кг, а резкое увеличение амплитуд колебаний и суммарное увеличение в мезоцикле до 4-7 кг свидетельствует о нарушении ритмичности чередования и превышении силы анаболических процессов над силой тренировочного воздействия. Этот дисбаланс может быть причиной повышенного травматизма, который отмечается многими специалистами. Таким образом, антропометрический контроль является неотъемлемой составной в спортивной фармакологии как с точки зрения прогноза, так и возможных побочных эффектов лекарственных веществ (допинговой и недопинговой структуры).
Другими критериями в процессе подготовки и отбора спортсменов высокой квалификации является гормональный контроль (А.А. Виру, П.К. Кырге, Л.В. Костина с соавторами). Основными информативными критериями являются показатели соматотропина и кортизола, в то время как тиреоидная и инсулярная функции могут служить в качестве дополнения. Подобные исследования помогают идентификации применения допингов (анаболических стероидов, кортикостероидов, тестостерона, соматотропина и других), а также прослеживают особенности действия адаптогенов, антиоксидантов, препаратов метаболического действия.
Для прогнозирования степени подготовки спортсменов высокой квалификации в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости (с учетом фармакологической подготовки) целесообразно определение наличных и потенциальных резервов коры надпочечников (по содержанию кортизола в крови и 17-оксикетостероидов в моче). Такое тестирование информативно в период восстановления, а затем, в соответствии с этапами подготовки, до начала соревнований. Если фармакологический препарат повышает наличные и потенциальные резервы коры надпочечников, то следует ожидать повышения спортивного результата. В случаях достаточно высоких значений функциональных возможностей коры надпочечников нет необходимости проводить ее коррекцию. Такой подход позволяет избежать необоснованного использования лишних лекарственных средств или биологически активных добавок к пище.
3. Метод математического моделирования
Метод математического моделирования позволил разработать уравнения линейной множественной регрессии, что составляет систему прогнозирования спортивного результата. Применив данный метод, был получен результат углубленного математического анализа структуры силовой подготовленности пловцов на различных этапах подготовки.
Анализ возрастной динамики силовой подготовленности пловцов 11-16 лет показал, что с возрастом силовые показатели увеличиваются неравномерно. Неравномерность прироста силы в онтогенезе связана с увеличением количества мышечных волокон, с изменением соотношений мышечного и соединительнотканого компонентов, с увеличением физиологического и анатомического поперечников и биомеханическими изменениями мышц.
Прирост статической силы тяги, измеренной в середине гребка, наиболее ярко выражен в возрастном периоде 13-15 лет с пиком прироста в 13 и 15 лет.
После 15 лет прирост статической силы тяги незначителен и статистически незначим, тогда как динамическая сила тяги на привязи (Fт. при V = 0) в полной координации и при плавании одними руками увеличивается с 12 до 16 лет с пиком прироста в 14 и 15 лет. Статистически значимые различия данных показателей сохраняются с 12 до 16 лет.
Это свидетельствует о том, что при относительной стабилизации статической силы тяги тяговые усилия в динамическом режиме продолжают увеличиваться, т.е. функциональные свойства мышц продолжают развиваться, что способствует увеличению коэффициента использования силовых возможностей.
В возрасте 12 лет прирост динамической силы тяги при помощи движений ног несколько более выражен, чем прирост показателя тяговых усилий при помощи движений рук. Это обусловлено возрастными особенностями роста и развития организма, а также сложившейся методикой обучения способам спортивного плавания, предполагающей начинать обучение плаванию кролем на груди с освоением техники движения ногами. Однако уже в возрасте 13 лет прирост тяговых усилий в динамическом режиме при помощи движений руками значительно опережает прирост тяговых усилий при помощи движений ног. Данная тенденция сохраняется и в 16-летнем возрасте. Это объясняется значительным увеличением доли использования силовой подготовки в тренировочном процессе, направленной на развитие силы мышц рук как в неспецифических условиях, так и в специфических условиях водной среды. В результате совершенствуются функциональные свойства рабочих мышц и межмышечная координация в гребковых движениях руками.
Анализ возрастного развития коэффициента использования силовых возможностей (КИСВ) выявил, что наиболее высокие значения реализации силовых возможностей отмечаются в возрасте 16 лет.
Корреляционный анализ позволил выявить степень существенности показателей в их взаимосвязи со скоростью плавания на различных этапах подготовки.
На этапе базовой подготовки была выявлена существенная взаимосвязь между скоростью плавания на различные дистанции и силовыми показателями юных пловцов, где проявление силовых возможностей в неспецифических условиях в большей степени влияет на скорость плавания (r = 0,748), чем показатели силовой подготовленности, проявляемые в специфических условиях (Fт.коор. при V = 0, r = 0,609). Это объясняется тем, что развитие силовых возможностей пловцов на этапе базовой подготовки, проявляемое в неспецифических условиях, опережает развитие силы, проявляемое в специфических условиях водной среды.
Регрессионный анализ подтвердил наличие установленных взаимосвязей, но предлагаемые математические модели являлись неадекватными.
На этапе углубленной специализации на различных дистанциях наиболее тесная зависимость отмечалась с показателями тяговых усилий в динамическом режиме (Fт.коор. r = 0,738). Таким образом, на этапе углубленной специализации большее значение приобретают силовые показатели, проявляемые в специфических условиях. Однако корреляционная зависимость скорости плавания от показателей силовых возможностей, проявляемых в неспецифических условиях (Fт.сер.гр. r = 0,627), свидетельствует о том, что высокий уровень общей силовой подготовленности создает предпосылки дл развития функциональных свойств рабочих мышц. Практически равная существенная взаимосвязь на различных дистанциях обуславливается тем, что данный этап подготовки является поисковым и характеризуется отсутствием четкой дифференцированной системы ориентации спортсменов на выбор дистанции и способа плавания.
В результате регрессионного анализа разработаны уравнения линейной множественной регрессии, позволяющие прогнозировать спортивный результат.
1. Показатели силовых возможностей, проявляемых в специфических условиях.
V100 = 1,04 + 0,013 Fт.ног + 0,025 Fт.рук + 0,021 Fт.коор.
V400 = 0,89 + 0,016 Fт.ног + 0,012 Fт.рук + 0,022Fт.коор.
V1500 = 0,909 + 0,203 Fт.рук + 0,014 Fт.коор.
2. Показатели силовых возможностей, проявляемых в неспецифических условиях:
V100 = 0,874 + 0,001 стан.дин. + 0,018Fт.суша
V400 = 0,79 + 0,001 стан.дин. + 0,014 Fт.суша.
Модели прогнозирования спортивного результата признаны адекватными.
На этапе высшего спортивного мастерства более четко прослеживается изменение характера взаимосвязи в зависимости от длины дистанции. На дистанции 100 метров отмечается практически равна зависимость скорости плавания от силовых показателей, проявляемых в неспецифических (r = 700) и специфических условиях водной среды (Fт.рук r = 0,756; Fт.ног r = 0,725; Fт.коор. r = 0,788).
На средних и длинных дистанциях наиболее тесная взаимосвязь выявлена с характеристиками тяговых усилий в динамическом режиме, т.е. значительное влияние оказывает функциональное развитие сократительных свойств рабочих мышц, что вполне закономерно (с увеличением дистанции требования, предъявляемые к функциональным параметрам, увеличиваются).
Уравнения линейной множественной регрессии принимают следующий вид:
1. Показатели силовых возможностей, проявляемых в неспецифических условиях:
V100 = 1,42 + 0,001 кист.дин. + 0,008 Fт.сер.гр.
2. Показатели силовых возможностей, проявляемых в специфических условиях:
V100 = 1,38 + 0,015 Fт.ног + 0,003 Fт.рук + 0,011 Fт.коор.
Модели прогнозирования спортивного результата на дистанциях 400 и 1500 м являлись неадекватными.
Данные модельные характеристики силовой подготовленности пловцов-кролистов на различных этапах подготовки позволяют целенаправленно управлять тренировочным процессом и контролировать их подготовленность. Они возможность прогнозировать максимальную скорость плавания способом кроль на груди на различных дистанциях по морфологическим, силовым, функциональным и психофизиологическим показателям пловцов на различных этапах подготовки и стадиях полового развития.
Какими бы принципами мы не руководствовались в спорте, в конечном итоге нам приходится сравнивать спортсменов по скорости, силе и т.д. Обычно по уровню спортивных достижений на Олимпийских играх судят о развитии спорта на данный период времени и в конкретной стране.
Сравнить результаты двух или трех Олимпийских игр, определить насколько результаты были высоки относительно каждого периода времени, а, тем более, если в Олимпийских играх не участвуют сильнейшие спортсмены (как например, на Олимпийских играх 1980, 1984 гг.), достаточно трудно. И тем более трудно определить удельный вес олимпийского рекорда, уровень остальных достижений. Если определять уровень Олимпийских достижений по количеству установленных мировых рекордов, то здесь можно допустить ошибку, так как на одних Олимпийских играх талантливый одиночка устанавливает 3 мировых рекорда, на других играх таких рекордов меньше, но зато масса спортивных достижений максимально приближена к мировым рекордам.
Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что спортивные результаты можно прогнозировать. Для этого существуют разнообразные методы, но 100%-ной гарантии все-таки ни один метод дать не может.
Подобные документы
Общепедагогические методы спортивной тренировки. Методы строго регламентированного упражнения, направленные на освоение спортивной техники и воспитание физических качеств. Закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией организма.
реферат [22,2 K], добавлен 24.02.2010
Модельные характеристики спортсменов высокого класса. Генетические и возрастные аспекты спортивной ориентации, а также отбора. Педагогические и биоритмологические критерии спортивной пригодности, методы определения общей работоспособности спортсменов.
дипломная работа [204,1 K], добавлен 10.06.2014
Виды утомления в зависимости от вида выполняемой работы и методы борьбы с ним. Теории утомления Э. Пфлюгера, М. Шиффа, А. Хилла. Ритмика работоспособности и ее согласование. Управление интенсивностью работы. Методы повышения работоспособности.
реферат [260,4 K], добавлен 15.03.2010
Понятие «периодизация спортивной тренировки». Цикличность в системе спортивной тренировки. Этапы построения периодов годичного цикла. Микроцикл, мезоцикл, макроцикл и их характеристика. Средства и методы спортивной тренировки на различных этапах.
курсовая работа [43,1 K], добавлен 22.01.2014
Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.
курсовая работа [56,1 K], добавлен 31.01.2012
Понятие о спортивной тренировке и его основные компоненты. Физические качества спортсмена. Соревнования как средство и метод подготовки спортсмена. Физиологическая классификация спортивных упражнений. Особенности и методы тренировки в силовом троебории.
курсовая работа [541,8 K], добавлен 26.09.2010
Физиологические механизмы выносливости. Влияние тренировочных нагрузок анаэробной и аэробной направленности на уровень физической работоспособности и адаптационные возможности спортсменов в разные сезоны. Методы оценки выносливости в спортивной борьбе.
дипломная работа [543,4 K], добавлен 25.05.2015